Музейная педагогика как компонент
гражданско-патриотического воспитания учащихся.
Учитель
истории Берикова Н.Б
Сегодня Российское
образование поставило перед школой такие задачи как, формирование у учащихся
познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия
социальной информации, освоение системы знаний, необходимых для социальной
адаптации, овладение умениями коммуникативной, практической деятельности,
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности. Как же
выполнить этот социальный заказ нашего общества? И здесь, на мой взгляд,
одним из важных средств решения этих задач, является работа школьного музея.
Школа является
одним из источников формирования и развития гражданской личности. В первую
очередь это решается на уроках истории. Ведь история – это учитель жизни, зная
прошлое, мы можем понять настоящее и сможем предвидеть будущее.
Работа в музее
поможет понять и глубже постигнуть прошлое, традиции, обычаи, мировоззрение
нашего народа. Мало знать перечень дат, событий, имен выдающихся людей,
перечень памятников истории и культуры, нужно все это прочувствовать самому.
В своей урочной и
внеурочной работе учителя истории стремятся воспитывать в ребятах
любознательность, глубоко почитать своих предков, их дела, знать об их
проблемах и тревогах, радостях и праздниках. Гордиться событиями истории
своего народа, знать, понимать и уметь объективно оценивать их – в этом
основа деятельности школьного музея.
Задача настоящей
работы рассказать об опыте нашей школы в решении поставленных обществом задач,
поделиться накопленными практическими положительными результатами.
Использование
материалов школьного музея можно разделить на три направления: уроки,
исследовательская работа, внеклассные занятия,
Остановлюсь подробнее на характеристике
некоторых направлений.
Уроки. Использование фондов музея при организации
образовательного процесса. В
деятельности по приобщению школьника к высоким нравственным нормам поведения,
образующим фундамент гражданственности, то есть деятельной любви к своей
Отчизне, колоссальная роль отводится предмету «История».
Первостепенное значение, безусловно, имеют урок и сам учитель.
Урок истории - это всегда воспитание, потому что «история определяет
шкалу ценностей»(С.О.Шмидт). История может быть и героической, и повседневной.
На наш взгляд, именно от учителя зависит, будет ли ученик только гордиться
славными страницами прошлого своей страны и ее героев или же у него
сформируются стереотипы высоконравственного поведения в условиях
повседневности. Очевидно, что, изучая историю, ребенок должен знакомиться как с
примерами служения великих людей, совершающих великие дела, так и с примерами
так называемых малых добрых дел.
Гражданско- патриотическое воспитание учащихся происходит постоянно
на уроках истории и обществознания. Учителями кафедры проведены уроки,
способствующие формированию чувства патриотизма, любви к Родине, сопричастности
к историческим событиям.
1 «Как получить гражданство РФ и США» – 7«б» класс - Берикова Н.Б.
2 «Боевой путь 28-ой Армии» - 11«а» класс - ГоряеваБ.Б.
3 «Гражданская Война: трагедия народа» - 9 «б» класс -Очирова Э.Н.
4 «.Гражданственность или патриотизм?» - 10 «а» класс - Горяева Б.Б.
5. «Что такое гражданское общество?» - 9 класс - Кенжибаева Н.В.
6. «Минувших дней немеркнущая слава» - 10 «б» класс - Манжеева Т.И.
7.Что важнее герой, вождь, толпа…- 11 «б» класс - Берикова Н.Б.
На уроках истории, изучая тему, мы останавливаемся на тех исторических
личностях, которые способствовали процветанию России, и на их примерах учим
детей. Патриотизм известных исторических деятелей, писателей, героев
национально-освободительных войн, благородный гражданский и нравственный опыт
людей прошлого и современности побуждает школьников следовать их примеру,
формирует потребность в нравственном самосовершенствовании.
Считаем, что изучение истории должно быть неразрывно связано с
краеведением и опираться на краеведение.
Теоретическое обоснование: изучение прошлого своей семьи, села, школы,
района, республики дает возможность пробудить интерес у ребенка к родословной
своей семьи, к истории своего края и к общей истории человечества. Любовь к
своей малой Родине порождает гордость за нее и служит основанием для
возникновения чувства любви к более широкому понятию – к стране, в которой ты
живешь. А это помогает становлению гражданина, патриота великой России,
которая, по нашему мнению, обязательно станет таковой. Что нашло практическое
воплощение на уроках:
- «Моя семья в годы Великой отечественной войны»;
- «Развитие образования в Яшкульском районе»;
- «История Ики-Цохуровского улуса»
- «Участие калмыков в Отечественной войне 1812 года»
- «Образование калмыцкого ханства»
- « 13 лет,13 дней» ( о депортации калмыцкого народа)
Учим детей понимать и уважать других людей,
другие культуры, проявлять политическую терпимость, воспринимать плюрализм
мнений, формируем интерес к своей Родине. Свои уроки пытаемся строить таким
образом, чтобы ребята становились активными участниками процесса и формировали
свою собственную точку зрения на исторические события и явления.
Уроки обществознания, начиная с 5 класса, в воспитании всех
перечисленных нами качеств, не менее благодатны, чем уроки истории.
Тема « Родина» в курсе обществознания проходит красной нитью во всех
классах, и творчеству учителя и учеников ничто не препятствует. Тут и вырезки
из газет и самостоятельный выбор рассказа ученика о современниках. Многие
ребята рассказывают о своих близких, пишут мини-сочинения, рисуют рисунки. А
на вопрос, что значит по-настоящему любить свою Родину, ученики 7 класса затрудняются
ответить. Это и понятно. Наряду с положительными примерами ребята видят и
слышат немало негативного. И это тоже Родина. Задача учителя - не заострять
внимание на том, что есть в стране отрицательного, а настраивать учащихся на
то, чтобы они в будущем не совершали ошибок, были стойкими и честными в делах,
а не в словах. Особое внимание на уроках уделяется вопросам права и демократии.
Лучше всего уроки по наиболее сложным вопросам гражданственности проводить в
виде игры. Класс делится на 3-4 группы, каждая группа составляет список
основных принципов демократии. После этого учащиеся должны создать на основе
составленных принципов Права человека 21 века. На доске записываем направления,
на которые делятся права человека: политические, гражданские, экономические,
социальные. Выводами урока являются рассуждения учащихся об уровне развития
прав в нашем государстве, что зависит от самого человека, а что от государства.
Не менее важные вопросы в курсе обществознания – вопросы толерантности. Нас,
обществоведов, радует то, что во время изучения тем «Родина – наш общий дом»,
ребята активны и правильно понимают, что для всех народов Россия –
действительно, общий дом. Основы нашего многонационального государства корнями
уходят к глубокой древности и все народы, несмотря на свои традиции, обычаи,
всегда были едины в борьбе за сохранение страны. Доказательства тому –
Отечественная война 1812 года, война 1941-1945 года. Задача учителя - на
конкретных примерах показать, что за годы ВОВ за храбрость и мужество звания
героев Советского Союза получили: 11603 представителей 100 национальностей
нашей страны, 104 человека удостоились этого звания дважды. 22 героя Советского
Союза – уроженцы Калмыкии.
Для формирования гражданственности нами используется весь арсенал
методических средств: семинары, практикумы, конференции, работа с документами,
материалами СМИ, подготовка реферата. Гражданское образование и воспитание
сегодня немыслимо без моделирования и анализа на занятиях жизненных ситуаций -
экономических, нравственных и иных, требующих применения соответствующих знаний
и умений, поиска путей решения проблем, порожденных ситуацией, составления
плана практических действий и т.п.
Формирование гражданских и правовых компетенций может быть эффективным
лишь при условии опоры на личный опыт учащихся, что предполагает обращение к
реальной политической, экономической, социальной действительности, ее
противоречиям и тенденциям.
На уроке обществознания в 11 классе «Что важнее герой, вождь, толпа…»
воспитательной целью урока является формирование отношения к политической
элите и лидерам, формирование собственной позиции в политическом процессе.
В ходе урока учащиеся задумываются над вопросами: Какую роль играет
человек в политической жизни общества? Способен ли он изменить ход событий? Чем
объясняется различный объем участия граждан в политической жизни страны? Вместе
исследовали функции, сущность и природу лидерства и те роли, которые он
выполняет и отвечая на проблемный вопрос урока, пришли к выводу:
Образ лидера, его личность, его идеи не возникают из ничего, на пустом
месте. Лидерство – отражение той эпохи, той страны, того народа, которые
возносят лидера на политический олимп. Критикуя лидера или, напротив,
прославляя его, народ прежде всего должен посмотреть на самого себя, постараться
разобраться в себе.
Научно-исследовательская работа. Наиболее
продуктивный метод изучения истории родного края. Исследовательская работа
подразумевает творческую работу учащегося направленную на познание окружающего
мира, самостоятельность в приобретении знаний и нахождении истины.
Научно-исследовательская работа - это не только теоретическая, а в большей
степени практическая работа. Исследовательская работа в краеведении строится на
четком понимании исследователем, что необходимо найти, узнать, сопоставить. Для
научно-исследовательской работы определяются формы, которые наиболее подходят в
каждом отдельном исследовании. Формами исследования могут быть: интервью,
работа в архивах, музеях, исследование исторических находок и документов с
описанием, анализом и сравнением краеведческих источников. Важным аспектом
исследовательской работы является формирование воспитательной функции. Не
секрет, что изучение истории родного края переплетается с историей каждого
живущего, с историей родного города, семьи, окружающих людей. Необходимо
показать исследователю как переплетается история родного края с историей
страны. Это задача учителя, который в исследовании должен быть направляющей
стороной, соисследователем, соавтором. Научно-исследовательская работа тогда
считается законченной, когда становится достоянием общественности. Это может
быть выступление на конференциях различного типа, печать в периодических
изданиях, доклады на уроках и занятиях, презентации и т.д. с последующей
оценкой, разбором ситуаций, критикой со стороны общественности. Все это делает
исследование продуктивным, заинтересовывает учащегося в дальнейшем продолжении
работы, активизирует познавательную деятельность, развивает креативное
мышление, интерес к краеведческой работе. Так, учащиеся физико-математического профиля выполнили
совместную исследовательскую работу: «Социально-экономическая и демографическая
структура современного общества п. Яшкуль» За основу учащиеся взяли
статистические данные по району, выстроили диаграммы по следующим критериям: общая
численность населения, национальный состав, уровень дохода, занятость,
возрастной и имущественный ценз. На основе диаграмм вывели характеристику
современного общества своего села.
На протяжении многих лет учащиеся
гимназии принимают участие в различных конкурсах исследовательских работ и
многие работы стали призерами районных, региональных и
всероссийских конкурсов.
Об этом свидетельствуют исследовательские
работы учащихся:
«Боевой путь ветерана ВОВ Г.Б Уладжиева "
- призер республиканского конкурса " Бичкн торскн ".
"История жизни Байн Опуевой " в
республиканском конкурсе " Первые шаги в науку " .
Цастаева Эльза - " Калмыки: выселение и возвращение " – III
место в республике;
Эдлеева Софья - " Улицы моего села как летопись истории Вов
",
Петр I и Аюка-хан: два исторических портрета на фоне эпохи»
- I место в республике;
«Человек, не затеряется в истории» - III место в
республиканском конкурсе «Первые шаги в науку»
«Боевой путь 28-ой Армии» - призер российского конкурса «Мое Отечество»
«Моя малая Родина – Яшкуль» - призер российского конкурса «Мое
Отечество»
Большую роль в
изучении учащимися истории своей страны, своего края, села, семьи, играет
школьный музей.
Краеведческие
кружки и секции, организация и ведение школьного музея, активное участие в
краеведческих конкурсах и олимпиадах – один из важных путей проведения
содержательной и интересной работы с учащимися, основной способ передачи знаний
и умений, не предусмотренных школьной программой. Строгие рамки урока не всегда
позволяют ответить на многие вопросы, интересующие детей, не всегда дают
возможность помочь ребёнку усвоить дополнительные приёмы и навыки, необходимые
для успеха учебного процесса школьника. В этом случае на помощь приходят
внеклассные занятия, на которых школьники приобретают необходимые знания.
На сегодняшний
день, задача учителя истории заключается в том, чтобы заинтересовать учащихся
изучением трудовых, национальных, военных подвигов нашего народа. Кроме того,
необходимо заинтересовать учащихся изучением истории своей малой Родины: быта
народа, среди которого они живут, узнать его историю, национальные, культурные
традиции.
Обращение к
близкому, к местному материалу способствует:
- развитию
патриотизма и гражданственности;
- развитию умения
получать информацию и ориентироваться в ней;
- возможность
непосредственного наблюдения учащимися объекта изучения.
Непосредственно
через анализ источников и игровую деятельность.
Игровые формы
используются при организации занятий в основном в начальном и среднем звене,
например:
«Бабушкин сундук» –
изучение содержимого сундука, предназначение каждой вещи;
«Путешествие в
музей» – непосредственно экскурсия по музею по определенной теме;
Кроме того мы с
ребятами проводим различные акции, материал которых также можно использовать на
уроках истории и внеклассных мероприятиях.
Акция «Традиции
моей семьи» – в ходе, которой узнаем, что в каждой семье есть вещи, которые
памятны и дороги;
Акция «Улицы моего
села» – позволила изучить и оформить материал о людях, в честь кого названы
улицы нашего села.
Турпоходы:
1) «Яшкуль – Поле
солдатской славы – Олинг – Яшкуль»,
2) «Яшкуль –
Хулхута – Памятники – Яшкуль»,
3) «Поле Солдатской
славы»
Туристические
походы и экскурсии, походы выходного дня позволили нам накопить многочисленный
материал, фотоматериал, видеоматериал. Нами составлены и выпущены:
- Справочник
«Памятники Яшкульского района»
- Путеводитель «В
краю молодых озер»
- Путеводитель «Мой
Яшкуль»
Очень важно, чтобы любовь к родной школе,
родной земле в жизни подрастающего поколения стала доброй созидательной силой
по отношению к окружающему миру и к себе. Человек — созидатель должен быть
способным к реальным действиям и поступкам, улучшающим его внутренний мир и
окружающую жизнь.
Список
использованной литературы
Ванслова Е.Г. Музейный всеобуч. Методические
рекомендации. – М., 1988.
Гутникова А.Б., Пронькин В.Н.,
Элиасберг Н.И. Живое право. Занимательная энциклопедия практического права:
Книга для преподавателя: Учебно-метод. пособие. – СПб.: Изд. – во С.- Петерб.
ин-та права им. Принца П.Г. Ольденбургского, 2000.
Гузеев В.В. Педагогическая техника
в контексте образовательных технологий. М.: Народное образование. 2001. (Серия
«Системные основания образовательной технологии)
Гражданское образование:
содержание и активные методы обучения. Под редакцией С. Шехтера и Н.
Воскресенского. При участии А. Иоффе и Ч. Уайта. М.: ЗАО «Учительская газета».
– 1998. – стр. – 190. Второе издание.
Ивашина Н.Н. Методика подготовки
выездной экскурсии.//Белгородский краеведческий вестник. – Белгород, 2001
Коротаева Е.В. Директор – учитель
– ученик: пути взаимодействия. М.: Сентябрь, 2000.
Лебедева П.Г. Специфика работы с
музейным предметом в Детском историческом музее // Музей ХХI века: мечта и
реальность.- С-П.: 1999.
Терминологические проблемы
музееведения. Сб. науч. тр. ред. Т.Г.Шумная – М., 1986.
Юхневич М.Ю. Педагогические,
школьные и детские музеи дореволюционной России: Методическое пособие – М.,
1990. Внеклассное занятие по истории, 9 класс.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.