Главная / Музыка / "Методика работы над музыкальным материалом духовно-нравственного содержания на уроках музыки в начальной школе".

"Методика работы над музыкальным материалом духовно-нравственного содержания на уроках музыки в начальной школе".

Методика работы над музыкальным материалом духовно-нравственного

содержания на уроках музыки в начальной школе. Отношение к своей Родине, ее природе, людям, культуре, традициям и обычаям воспитывается с детства. Идея патриотического воспитания в современной школе, на наш взгляд, не утратила сегодня своего гуманистического, общечеловеческого смысла. Ребенок может и должен искать и находить в своем сознании, в своем сердце, в своей душе те струны, которые связывают его крепкими узами с родным домом, родителями, друзьями, школой, его «малой родиной». Учитель в этом «труде души» должен стать мудрым посредником, раскрывающим детям глубокий смысл понятия «Родина» через эмоционально-открытое, позитивно-уважительное отношение к таким вечным проблемам жизни и искусства, как материнство, любовь, добро, счастье, дружба, долг.

Если записать на доске три слова: РОДина — приРОДа — наРОД, то даже первоклассникам станет очевидной общность этих слов, понятным смысл выражений, так часто употребляемых нами: «родные места», «родительский дом», «откуда ты родом?». В музыке любого народа отражены любовь к родной природе, восхищение красотой материнства, поклонение труженикам и защитникам родной земли. Музыка о «родимой сторонушке» помогала человеку на чужбине, утешала его в минуты горя и отчаяния, давала силы в дни испытаний и трудностей, вселяла в его сердце веру, надежду, любовь… Предлагая первоклассникам разучить песни о родном крае, учитель может вариативно использовать материал хрестоматии, а также вводить в урок другие произведения, наиболее полно, на его взгляд, раскрывающие эту тему. Возможно, что, познакомив класс с несколькими песнями, посвященными Родине, учитель по желанию учащихся остановится на одной из них и будет тщательно работать над выразительностью исполнения — от «чернового» этапа разучивания до «концертного» исполнения на уроке, а затем на празднике, родительском собрании. Главное, чтобы и слова, и действия, и отношение учителя к этой очень значимой теме не сводились к шаблонным фразам, формальной беседе, будничному стилю общения с детьми и с музыкой. Пусть это непростая задача, но нужно стремиться к тому, чтобы найти верную, «идущую от сердца» интонацию урока искусства: просто о высоком — «Родина бывает разная, но у всех она одна». Несомненно, на этом уроке можно вернуться к уже знакомой ребятам инструментальной музыке, с ярко выраженным национальным колоритом, будь то музыка народная или композиторская. Изобразительный ряд позволит ярче почувствовать особенности музыки разных народов. Расширенное изучение темы начинается во 2-4 классах. При изучении темы «Гимн России» (2 класс), учитель может исполнить сам на музыкальном инструменте Государственный гимн Российской Федерации, сопровождая его пением. На уроке необходимо создать ситуацию, в которой у учащихся возникнет чувство гордости за свою Родину. 1. Вступительное слово учителя:

Я затеряться не боюсь,
Летя пылинкой сквозь столетья.
Ты столько сил даёшь мне, Русь!
То пряником, а то и плетью.

Была я болью и тоской,
Твоим смирением и битвой.
Объятья нежные раскрой-
И стану я твоей молитвой.

В любви тебе я не клянусь.
Ты – мой источник вдохновенья.
Ты – моя трепетная грусть,
Моя история забвенья.
(М. Пляцковский) 2.Слушание музыкального произведения. 3. Анализ: - Какие символы Российской Федерации вы знаете? (Флаг, герб, гимн). - Для чего они нужны? - Какое у вас было настроение, когда вы слушали эту патриотическую музыку «Гимн России»?    - Продолжи ряд (посмотреть в учебнике). - Ребята, кто автор слов Государственного гимна Российской Федерации? (Сергей Владимирович Михалков).
- Как называет Сергей Михалков Россию в гимне? (Священная наша держава; любимая наша страна; Одна ты на свете! Одна ты такая,
Хранимая Богом родная земля!)
(Повторить с учащимися ответ несколько раз, можно цепочкой, хором и др.).
- Что является достоянием России на все времена? (Могучая воля, великая слава).
- Где раскинулись наши леса и поля? (От южных морей до полярного края).
- Каким называется Отечество в гимне? (Отечество наше свободное, братских народов союз вековой).    - Что дает нам силу? (Нам силу дает наша верность Отчизне).
- Откуда берется мудрость? (Предками данная мудрость народная).
- Какой «простор для мечты и для жизни грядущие нам открывают года»? Грядущие – значит, будущие. (Широкий простор).
- Гордимся ли мы своей страной? (Мы гордимся тобой!). - Какой вывод мы можем сделать? (Гимн России самая главная патриотическая песня, которую знают от мала до велика). Заранее обратить внимание детей на их внешний вид (хорошо, если они будут в школьной форме). Если нет компьютера, то всю торжественность темы придать оформлением кабинета, используя фото значимых мест Москвы и своего родного города (села, поселка). Описанный урок можно провести в любом кабинете, где установлен ПК и подключен мультимедиапроектор. Если дети читают очень медленно, весь текст в электронной презентации читать учителю (сопровождать комментариями). Это патриотическая тематика. (Сделать беседу). 4. Исполнение первого куплета «Гимн России» Вывод: «Гимн России» - это главная патриотическая песня нашей страны. В ней рассказывается о преданности, о желании, чтобы Россия существовала вечно, чтобы её достояния были бессмертны. Она учит любить свою Родину и гордиться ею. В III классе продолжается изучение патриотической тематики. Ребят знакомят с «Кантатой «Александр Невский»».  Этому посвящен разворот учебника. Имя великого полководца и святого земли Русской Александра Невского учащимся уже знакомо. Во II классе они познакомились с ним и начали разучивать «Песню об Александре Невском» и хор «Вставайте, люди русские!» из кантаты С. Прокофьева «Александр Невский». Учащиеся продолжают знакомство с жанром кантата. 1. Вступительное слово учителя. - Новое слово «кантата».  - Кант – хвалебная песнь. От этого слова образовалось слово «кантата». -Кантата – крупное музыкальное произведение, состоящее из нескольких частей, исполняемых хором, солистами и оркестром. (Запись в тетради).                         2. Слушание музыкального произведения. - Сейчас мы с вами послушаем одну из частей кантаты «Вставайте, люди русские!»  (перед прослушиванием прочитать текст песни, слушание). 3. Анализ.  - Что вы услышали в начале хоровой песни? (Звон колокола).
- Для чего звучит колокол? (Предостережение об опасности). - Как этот звон называется? (Набат).
- Какая песня по характеру?  (Мужественная, сильная и т.д.).
- Везде ли одинаково звучит музыка? (Нет, в средней части музыка напевная, спокойная).
- Кто поет среднюю часть? (Женщины - матери). - Послушайте фрагмент первой части (учитель играет на инструменте).
- Какие интонации мы слышим в этой музыке? (Призывные, требовательные).
- Исполним главную тему.         - Послушайте фрагмент второй части.                                                                                - Отметим, какими средствами выразительности добился композитор такого характера. (Работа по карточкам. Определение средств музыкальной выразительности):
Мелодия   - Плавная, мелодичная, протяжная
Лад    -      Мажор

Регистр     -   Средний, низкий 
Звуковедение -  Четкое
Темп    -  Умеренный
Динамика    -   Громкая 4. Вокализация тем.

- Напойте главную тему второй части кантаты (вызвать ученика к доске).

- Исполняем все вместе тему « На Руси родной…». Далее можно выяснить с учащимися, в каком случае тема прозвучит ярче, интереснее, будет больше отвечать замыслу композитора:

- В каком случае тема прозвучала ярче? (В хоровом исполнении).

- Почему? (Показана мощь русского народа).

- Когда мы поем главную мелодию  медленно и спокойно, как будто ведем рассказ о давних событиях, размышляем о них.

- Мы поем уверенно, решительно, мужественно, передавая состояние людей, поднявшихся на борьбу с врагом.

Столь же тщательно, кропотливо ведется и разучивание первой темы хора. Движение руки, как бы ударяющей в колокол на акцентированные звуки мелодии, подчеркивает маршевую поступь музыки, способствует более активной артикуляции.

- Изобразим с помощью движений рук маршевую поступь музыки.

Учителю важно организовать истинно музыкальную деятельность на уроке. 

Вывод: эта песня во время Великой Отечественной Войны была призывом к победе, с ней солдаты отправлялись на поле сражения. «Я пойду по полю белому». «На великий праздник собралася Русь!».  Со страниц этих двух последних разворотов первого раздела IV класса вновь «звучит» 4-я часть кантаты «Александр Невский». Однако исполнение средней части хора интонационно связывается с частью «Мертвое поле».

Учащимся предлагается спеть мелодию хора «Вставайте, люди русские!» как интонацию мольбы, подражая народному плачу, причитанию.

Вставайте, люди русские,

На славный бой, на смертный бой!

Вставайте, люди вольные,

За нашу землю честную!

Анализ музыкального произведения:

- Какие интонации подчёркивают патриотический характер музыки? (Призывные).

- В каком ладу звучит мелодия? (Мажор).

- В какой форме написан хор? (Трехчастная форма).

- Кто исполняет хор? (Смешанный хор).

- Какие элементы музыкальной речи придают героический характер музыке хора?

И на основе знакомой, спетой и не единожды прослушанной музыки кантаты знакомимся с новой, 6-й ее частью — «Мертвым полем».

- Теперь я дам вам задание. Определите по характеру звучания этого фрагмента жанр народной песни:

Песни - колядки Песни – заклички Песни-плачи

Слушание ч.6 «Мёртвое поле» из кантаты С. Прокофьева «А. Невский».

- Объясните, почему вы сделали такой выбор? (Эта музыка передаёт горе девушки-невесты. Когда человеку плохо, он выражает это слезами, плачет. Эта музыка близка по характеру к песне-плачу. Песни - заклички и песни-колядки – это весёлая, праздничная музыка).

- Попробуем исполнить нотный пример со словами «Я пойду по полю белому, полечу по полю смертному», вложив в музыку интонацию плача, чтобы прочувствовать настроение музыки.

(Исполнение музыкального фрагмента методом вокализации под аккомпанемент учителя).

- Посмотрите на иллюстрацию картины В.Васнецова «После побоища».

- Какому фрагменту музыки она соответствует? В заключение урока четвероклассники стараются ответить на все предложенные вопросы, размышляют над названием разворота: подходит ли оно ко всем музыкальным произведениям, упоминаемым на этих страницах (и русские народные песни «Славны были наши деды», «Солдатушки, бравы ребятушки», и канты, и хор «Славься!» М. Глинки). «День, Полный событий» - так называется следующий раздел учебников II—IV классов. 

«Колыбельные». На двух разворотах предлагаются четыре колыбельные песни (три из них в разное время написали композиторы А. Островский, Е. Крылатов, Р. Паулс и одна народная латышская песня). Практика показывает, что детям очень нравятся все предложенные здесь песни.

- Сегодня мы продолжим сказочную тему, но её название вам предстоит угадать после просмотра видеофрагмента.

Видеофрагмент: «Детская колыбельная».

- Удалось вам определить жанр этой музыки? Назовите. (Ответы учащихся).

- По каким признакам вы определили, что это колыбельная? (Ответы учащихся).

- Действительно, колыбельные – это самые древние песни, дошедшие до нашего времени. Из множества песен вы всегда узнаете колыбельную по её убаюкивающей интонации.

- Именно так звучит тема нашего урока: «Колыбельные».

- Колыбельная песня исполняется вечером, перед сном, а это значит колыбельные песни тихие, спокойные, нежные, ласковые… Многие из них вам известны с раннего детства.

Видеофрагмент: «Спят усталые игрушки» заставка телепередачи на песню А.Островского, слова З. Петровой.

- Узнали вы эту колыбельную? (Ответы учащихся).

- Её написал известный советский композитор Аркадий Островский на слова Зои Петровой. Эта колыбельная получила название «Спят усталые игрушки». В течение 4 лет (с 1982 по 1986 год), затем с 2002 года по нынешнее время эта колыбельная является заставкой телепередачи с одноимённым названием.

- Какой характер у этой колыбельной?

- Кто может исполнять такую колыбельную и кому?

- Конечно, колыбельная ассоциируется только с одним человеком – мамой! Потому что только мама дарит своему ребёнку теплоту, нежность и ласку, напевая и баюкая его перед сном.

- Может так, как это делала мама-медведица в одном популярном советском мультфильме.

Просмотр видеофрагмента: «Колыбельная медведицы» из м\ф «Умка».

- Узнали мультфильм? Вспомните его название?

- Как называлась эта песня?

- Какое настроение создала у вас эта песня?

- Написали её композитор Евгений Крылатов на слова Юрия Яковлева. - Разучим её.

Вокально-хоровая работа:

- разучивание ритмического рисунка песни;

- распевание;

- вокализация (по группам, рядам, хором).

Пение: «Колыбельная медведицы»  Е. Крылатов, Ю. Яковлев.

Вывод: необходимо с самого детства быть ласковыми, заботливыми, любить свою маму, которая напевает эту песню перед сном.

  В III классе в разделе «День, полный событий» сохраняется преемственность тем и образов с темами и образами предыдущих классов.

«Утро». На этом развороте даны две пьесы: «Утренняя молитва» П. Чайковского и «Утро» из симфонической сюиты «Пер Гюнт» Э. Грига.

- Разворот учебника, с которым мы сегодня работаем, называется «Утро». Открывается он пьесой, которую мы слушали во 2 классе. Это «Утренняя молитва» П. Чайковского. На развороте учебника представлен портрет маленького Пети Чайковского. Он был глубоко верующим человеком.

- С чего начинался день верующего человека? (С молитвы).

- Действительно, раньше день любого человека, и взрослого, и ребенка, начинался и заканчивался обращением к Богу. Послушайте «Утреннюю молитву». Какое настроение, душевное состояние ребенка передается в этой пьесе?

Слушание.

(Звучит «Утренняя молитва» П. Чайковского).

- Итак, какое настроение, душевное состояние ребенка передается в этой пьесе? (Спокойное, умиротворенное, светлое, безмятежное. «Утренняя молитва» светлая, чистая, безоблачная. День только начинается, на душе спокойно и радостно).

- Какими средствами музыкальной выразительности передается это настроение? Какая мелодия? Как она звучит? (Напевная, плавная, широкая, мягкая, похожая на песню).

- Действительно, мелодия песенная, она останавливается на длинных, выдержанных звуках. Мелодия звучит один раз или повторяется? (Повторяется много раз, словно усиливая эмоциональное состояние героя пьесы - маленького ребенка).

Обращаем внимание учеников на детские портреты композиторов, на рисунки художника, передающие настроение, вызванное их музыкальными пьесами.

- Ребята, обратите внимание на рисунок художника в учебнике на стр. 24. Что там изображено? ( На рисунке показана детская комната, ребенок сидит у окошка, смотрит вдаль, думает, размышляет, мечтает. За окном тихая, спокойная погода).

- Как вы думаете, сходны ли настроения музыки и картины? (Да, они созвучны. И музыка, и картина тихие, спокойные, умиротворенные). - Итак, «Утренняя молитва» - это музыка, которая отображает душевное состояние человека, чувства и мысли, связанные с его внутренним миром.

- Пьеса «Утро» - это музыкальный лирический пейзаж, нарисованный музыкальными красками и звучностями симфонического оркестра.

- Послушайте эту пьесу. Какие образы и картины можно представить, слушая музыку, какое утро «нарисовал» композитор? Можно представить себя в роли дирижеров, передавая характер музыки выразительными жестами рук.

Слушание с пластическим интонированием.

(Звучит «Утро» Э Грига).

- Итак, какие образы и картины можно представить, слушая музыку, какое утро «нарисовал» композитор? (Утро, спокойное, светлое, безмятежное, доброе. Можно представить картину наступления нового дня, пробуждения природы. Вся природа просыпается: встает солнце, поют птицы, шелестит легкий ветерок в листве, журчит прозрачный ручей. И, слушая музыку, словно можно увидеть легкий туман и утреннюю дымку).

В IV классе раздел учебника «День, полный событий» переносит учащихся в пушкинские места Псковского края. «Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…». Листок первый. Звучит фортепианная пьеса М. Мусоргского «В деревне». Учитель читает стихи:

Приветствую тебя, пустынный уголок,
Приют спокойствия, трудов и вдохновенья,
Где льется дней моих невидимый поток
На лоне счастья и забвенья.

- Село Михайловское известно как памятные пушкинские места, связанные с жизнью и творчеством великого поэта. За Михайловским закрепилось определение поэтической родины Пушкина. Здесь, на древней псковской земле, окреп его поэтический талант, расцвел его гений.

- Ребята, кто из вас был в музее – заповеднике?

- Какие впечатления навевают вам эти места? (Ответы учащихся). Рассматривая картину художника В. Попкова, учащиеся, вероятно, также неоднозначно воспримут ее художественный образ. Это не просто дивная, осенняя природа. Элегичность всего строя картины несет в себе в то же время тревожное предчувствие.

- Картина художника Виктора Попкова «Осенние дожди». - Что мы видим на ней?

- Как вы думаете, о чём думает А.С. Пушкин? Какое у него настроение?

- Подумайте, близок ли характер музыки П.И.Чайковского стихам А.Пушкина и картине «Осенние дожди»?

- В каком ладу написана пьеса, меняется ли в ней настроение? (Ответы учащихся).

Рефлексия:

- О каком уголке нашей Родины мы сегодня говорили?

- С чьим именем связано это прекрасное место?

- Какие произведения А.С.Пушкина вы уже знали и с какими познакомились сегодня?

- Каких композиторов и какие произведения вы узнали сегодня на уроке?

- Какое музыкальное произведение произвело на вас особенное впечатление и почему?

- Понравился ли вам урок, и что понравилось особенно?

Вывод: картина В. Попкова – это не только дивная осенняя пора. Она несёт в себе тревожное предчувствие. Музыка раскрывает содержание картины.

Раздел «О России петь — что стремиться в храм» учебника назван поэтической строкой Игоря Северянина из его стихотворения «Запевка. Он посвящен постепенному и очень бережному введению учащихся I—IV классов в художественные образы духовной музыки.

Во II классе данный раздел открывают страницы, на которых учащиеся увидят величественный Успенский собор Троице-Сергиевой лавры и картину «Северная идиллия», принадлежащую кисти замечательного русского живописца К. Коровина.

«Святые земли Русской».  Два разворота посвящены музыке из кантаты «Александр Невский» С. Прокофьева и народному духовному песнопению о Сергии Радонежском. - Посмотрите на портрет князя Александра, вспомните музыку. Скажите, почему, за что помнит его русский народ? Даже называет его святым князем? (Он был защитником русской земли, совершал подвиги).

- Кто такой Сергий Радонежский? (Православный святой).

Чтобы понять смысл их подвига, необходимо рассказать о них учащимся немного подробнее. Картины художников М. Нестерова и П. Корина помогут учащимся полнее представить себе своего далекого предка. Ребята сопоставляют образы А. Невского — святого и воина — в этих картинах и в музыке С. Прокофьева.

Вывод: учащихся необходимо познакомить с их великими предками.

В III классе по теме «Святые земли Русской» учащиеся продолжают знакомиться с Александром Невским и Сергием Радонежским.

- Давайте, вспомним, кем был Александр Невский? (Князем! Так называли человека, который управлял своими землями – княжеством).
- А князем быть трудно и очень ответственно, потому что надо постоянно заботиться о своих людях, защищать их от врагов.
- Кто мне скажет, за что князя Александра назвали Невским? (Одержал битву на Неве).
- Исполним 1 куплет «Песни об Александре Невском из 2-ой части кантаты. Степенная, неторопливая, повествовательная интонация былинного склада рассказывает нам о событиях того времени (исполнение песни).
- Во втором классе мы знакомились с вами со святым преподобным 
Сергием Радонежским.
- Что значит «преподобный»? (Это святой монах, он ушёл в монастырь, чтобы там молиться).
Он отвращал молитвой беды
И в грозный час у Бога сил,
Дар силы, славы и победы
Стране родимой испросил.
- Кто нам расскажет о святом Сергии Радонежском? (Рассказ детей).

Также учащиеся знакомятся с музыкой величания, взятой из церковного обихода, и с «Балладой о князе Владимире», посвященных образам святых — княгине Ольге и князю Владимиру.

Вывод: эта тема позволяет глубже изучить великих людей нашей страны, расширяет исторический кругозор учащихся и их духовную культуру.

В IV классе пасхальное песнопение «Ангел вопияше» рассматривается в сопоставлении с величанием и русскими народными песнями. В учебнике предлагается изображение древней фрески «Ангел». - Послушайте молитву, написанную в XX в. композитором Павлом Григорьевичем Чесноковым (звучит молитва).

- А теперь сопоставьте ее с древней фреской «Ангел».

- Итак, к какой мысли мы пришли? (Для настоящего искусства не существует понятия времени)

В сознании учащихся не только соединяются мелодия XX в. и фреска XIII в., но и осмысливается идея, что «нет больше той любви, чем положить жизнь свою за други своя» (апостол Павел). Уже знакомая детям музыка хора «Богородице Дево, радуйся», который является частью «Всенощного бдения» С. В. Рахманинова (композиция из 15 песнопений), близка народным лирическим песням, она необыкновенно красива, поэтична, благоговейна. - Сравним хор С. Рахманинова с величанием и с пасхальным песнопением «Ангел вопияше». Для этого споем все вместе слова «радуйся» и «величаем» и найдем общие интонации.

- Приходим к выводу, что церковные распевы поют все стоящие в храме прихожане, и потому они проще, доступнее. - А сейчас по нотной записи пропоем слово «радуйся».

- Обратите внимание на то, как оно поется. Ему уделено много нот в партитуре, потому что композиторы очень дорожат этим словом, оно в этой молитве самое главное. Это единственная мысль, которая возникает у верующего человека при обращении к Богородице.

Вывод: церковные песнопения отличаются от обычных песен, так как поются на цепном дыхании, поэтому создается впечатление, что звук льется постепенно, возносит поющих к Богу. В четвертом разделе «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» говориться о том, что инструментальное музицирование фольклорных наигрышей и мелодий обогащает представления ребенка о роли и месте исполнителей в сохранении музыкального наследия. Постижение народной музыкальной культуры в начальной школе идет по двум направлениям: во-первых, это изучение подлинных или стилизованных образцов народного фольклора; во-вторых, это знакомство с музыкальными произведениями композиторов, в которых ярко выражено фольклорное начало или использованы подлинные народные мелодии.

«Музыка в народном стиле». Приступая к этой теме, нужно вновь обратиться к пьесам из «Детского альбома» П. Чайковского («Русская песня», «Мужик на гармонике играет», «Камаринская») и из «Детской музыки» С. Прокофьева («Ходит месяц над лугами», «Вечер»).

- Во многих произведениях композиторов можно услышать музыку, очень похожую на народные напевы и наигрыши. О таких сочинениях говорят, что они написаны в определенном стиле. Как называется этот стиль? (Народный).

- Предлагаю вам вместе спеть мелодию со словами « Ходит месяц над лугами».

- А теперь попробуем сочинить слова дальше.

- Если бы ты был композитором, какую бы музыку написал? - Многие композиторы в своём творчестве изображали картины природы в своих произведениях. В них они выражали всю свою любовь к Родине, природе, воспевали красоту родной земли.

«Калинка» - так называется музыка, которую мы послушаем сейчас. Сели удобно.

Задание: Во время слушания музыки обратить внимание на характер и настроение музыки, музыкальные инструменты и проследить за изменениями темпа.

- Послушайте музыку и постарайтесь понять, какое настроение выражено в этом произведении.

Слушание, анализ настроения и образности музыки.

Вывод: русская народная песня «Калинка» исполняется так, чтобы «ноги пустились в пляс», передает дух, удаль русского народа.

«Звучащие картины», «Прощание с Масленицей». 

Этот красочный разворот возвращает учащихся к теме уже знакомого им по программе II класса народного праздника проводов зимы — Масленицы, изображенного на картинах русского художника Б. Кустодиева «Зима. Масленичное гулянье» и «Масленица».

- Почему можно назвать эти картины звучащими?

- Каков главный прием изображения разноголосой праздничной толпы – сопоставление или контраст? (Контраст). - Какая музыка звучит с этих полотен?

Можно спеть масленичные песенки, украсить звучанием народных инструментов плясовые наигрыши, танцевальными движениями передать их характер.

- По поводу главного угощения масленицы гости нередко по-доброму шутили:

Где блины, там и мы…

- Ребята, а вы умеете печь блины?

- Кто знает, как пекут блины?

- На Руси каждая хозяйка имела свой рецепт приготовления блинов, и держала его в секрете. У меня от вас секретов нет, и в конце урока я всем подарю свой рецепт приготовления блинов.

- Кто не знает, тот узнает из песни «Блины».

Разучивание и исполнение песни «Блины».

Озвучивание картин Б. Кустодиева будет служить своеобразным переходом к восприятию сцены «Проводы Масленицы» из оперы «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова, которая представлена на следующих страницах.

- Я предлагаю вашему вниманию репродукцию картины Б. М. Кустодиева «Масленица».

- Внимательно вглядитесь в эту картину.

- Что вы видите на картине? (Картина очень пестрая с резкими контрастами, вместе с тем очень цельная)

- Обратите внимание, как мастерски художник объединил разные детали – люди, тройки, театральное представление в одно единое целое. Фоном для действия служит белый снег зимнего пейзажа, контрастом ему – яркие, сочные краски народного гуляния.

- Если внимательно вслушаться в эту картину, эта картина звучит или она безмолвна?

- Что вы услышали? (Шум разноголосой праздничной толпы, народные наигрыши, которые исполняет гармонист, песни, перезвон бубенцов под дугой лихой тройки, голоса артистов и музыку балагана – кукольного театра, голоса людей, несущиеся со сцены кукольного театра).

- Какую бы вы написали музыку к этой картине, если бы были композиторами? (веселую, задорную, легкую, быструю).

- Я включу небольшое музыкальное произведение.

- Созвучна ли эта музыка по своему настроению репродукции Б. Кустодиева? - Внимательно слушайте.

Вывод: музыкальные краски и палитра звуков картины дополняют друг друга и раскрывают содержание музыкальных произведений.

«Народные праздники». «Троица».  На уроке, который познакомит учащихся с обычаями празднования Троицы на Руси, могут быть разучены и разыграны незнакомые троицкие песни: «Ты, березка», «Посею я лен», «Как у бабушки козел»; спета и исполнена хороводом «Во поле береза стояла», сочинена и пропета в импровизационной цепочке (один ученик поет первую строчку, второй — следующую и т. д.) песня «Березонька кудрявая», а также те песни, которые бытуют в той местности, где живут учащиеся. - Чему посвящен праздник Троица? (Поклонению матушке-природе) . - Когда он отмечается? (В июне). - Какое дерево в России является Троицким? (Береза). - Что значит «завивать» березу? (Переплетать ветки с травой, украшать ее лентами, бусами, кружевом, платками, водить вокруг нее хороводы). Дети украшают самодельную березу кружевом, бусами водят вокруг нее хоровод и поют песню «Во поле береза стояла». - А когда «развивают» («раздевают») березу? (На закате). Дети «развивают» березу. - Как девушки гадали на Троицу? (Бросали веночек в воду и следили за ним). Исполнение песни «Ты, березка». Вывод: фольклор как школа социального опыта, дает возможность современникам глубже познать действительность, историческую и национальную специфику своего народа. Наиболее интересным, простым и доступным фольклорным материалом для учащихся начальных классов могут служить русские считалки, загадки, игры, заклички, прибаутки, дразнилки, а также обрядовые песни. Работа с этим материалом дает возможность проявить себя творчески в выразительности музыкально-игрового образа.


"Методика работы над музыкальным материалом духовно-нравственного содержания на уроках музыки в начальной школе".
  • Музыка
Описание:

Отношение к своей Родине, ее природе, людям, культуре, традициям и обычаям воспитывается с детства.  Идея патриотического воспитания в современной школе не утратила сегодня своего гуманистического, общечеловеческого смысла. В разработке рассматривается методика работы над вокальным, инструментальным, фольклорным музыкальным материалом с 1-4 классы общеобразовательной школы. Особое значение уделяется народным праздникам, их роли в формировании духовно-нравственного мировоззрения. Работа с этим материалом дает возможность проявить себя творчески, добиваться выразительности в самых простых народных попевках музыкально-игрового образа. 

Автор Мыльникова Галина Ивановна
Дата добавления 29.12.2014
Раздел Музыка
Подраздел
Просмотров 616
Номер материала 16446
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓