Выступление на ШМО
учителей математики МБОУ СОШ №18
по теме:
"Методика
проведения самостоятельной работы на этапе первичного закрепления знаний
учащихся"
Выполнила
учитель первой
квалификационной категории
Шубина Антонина
Сергеевна
9 ноября 2010 год
Обучение предполагает
активную деятельность, как учителя, так и учеников. Как бы не старался учитель,
если школьники не работают – процесса познания нет. Главное - приучить детей
трудиться самостоятельно. Учитель настоящий не тот, кто учит, а тот, у кого
дети учатся.
Обучение предполагает:
учитель передает определенные знания и управляет процессом их усвоения. Мало
дать информацию, надо помочь выработать навыки учебного труда, умение
пользоваться полученными знаниями.
Изучение математики
возможно лишь при использовании активных форм и методов обучения. Одним из
способов активизации познавательной деятельности учащихся является организация
и проведение различных самостоятельных работ. Они занимают исключительное место
на современном уроке, потому что ученик приобретает знания только в процессе
самостоятельной деятельности. Ученик на уроке должен трудиться под руководством
учителя. Пассивно заслушанное, заученное по учебнику еще далеко не знания.
Прочно и хорошо усвоено то, что добыто активным собственным трудом.
Самостоятельная работа вынуждает, а потом приучает ученика искать ответ на
вопрос, читать дополнительную литературу, вычленять главное, существенное,
давать объяснение и толкование явлениям природы, думать и искать, выдвигать
гипотезы, т. е. в конечном итоге добывать знания.
Самостоятельная работа
является важнейшей и неотъемлемой частью любого урока, ибо она позволяет
исключить праздное времяпрепровождение, заставляет работать мысль, прочнее и
глубже усваивать изучаемый материал. Самостоятельные работы должны быть
разнообразны, их продолжительность оптимальна для данного класса. И очень
хорошо сказал по этому поводу К.Д. Ушинский: “ …дитя требует деятельности
беспрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием и
односторонностью”.
Под самостоятельной
учебной работой понимают любую организованную деятельность учащихся,
направленную на выполнение поставленной дидактической цели в специально
отведенное для этого время: поиск знаний, их осмысление, закрепление,
формирование и развитие умений и навыков, обобщение и систематизацию знаний.
Требования к организации
самостоятельной работы на уроке:
·
Любая самостоятельная
работа на уроке должна иметь конкретную цель и ученик должен знать пути ее
достижения.
·
Самостоятельная работа
должна соответствовать учебным возможностям ученика. Переход от одного уровня
сложности к другому должен быть постепенным.
·
Учитель обеспечивает
сочетание разнообразных видов самостоятельной работы и управление самим
процессом работы.
·
Самостоятельная работа
должна иметь минимум шаблонности, ибо основная ее задача-развитие
познавательных способностей, инициативы и творчества ученика.
Учебные задания для
самостоятельной работы можно разделить:
1.По методу
самостоятельной работы учащихся:
·
наблюдение;
·
упражнение;
·
работа с текстом учебника
2.По звеньям учебного
процесса
·
задание на восприятие
·
задание на систематизацию
·
задание на закрепление
учебного материала
·
задание на повторение
учебного материала
3.По характеру
познавательной деятельности обучаемого
·
репродуктивные задание
·
творческие (продуктивные)
4.По характеру
руководства
·
подробные инструкции
·
менее подробные
инструкции.
В практике можно выделить
следующие виды самостоятельной работы:
·
Работа с книгой: рисунок,
график, поиск ответа на вопрос, конспектирование, пересказ, план ответа,
обобщение по нескольким параграфам, работа с первоисточниками.
·
Упражнения: ответы на
вопросы, рецензии ответов, тренировочные упражнения.
·
Решение задач и
практические.
·
Проверочные,
самостоятельные работы (диктант).
·
Доклады и рефераты.
·
Индивидуальные и групповые
задания при наблюдениях и экскурсиях.
Планируя каждую тему
программы, необходимо продумывать, какой запас жизненных наблюдений и знаний
потребуется использовать при прохождении темы. Предварительно нужно
познакомиться с требованиями программы и содержанием материала по учебнику;
изучить дополнительную литературу, объекты для проведения экскурсии, сроки
закладывания опытов, темы наблюдений для учащихся. Готовясь к урокам,
необходимо заранее продумывать все средства, при помощи которых можно пробудить
пытливость ума, заставить сильнее проявить любознательность учеников.
Планируя самостоятельную
работу необходимо:
·
предусматривать ее место в
структуре урока;
·
ее оптимальный объем в
зависимости от уровня подготовленности своих учеников, а также сложности
изучаемого материала;
·
предусматривать
затруднения, которые могут возникнуть при выполнении самостоятельной работы;
·
определять форму заданий;
·
устанавливать оптимальную
длительность работы;
·
подбирать соответствующий
дидактический материал;
·
предусматривать
рациональные способы проверки и самопроверки работ учеников.
Работа с книгой
Для развития умения
использовать метод самостоятельной работы с книгой очень важно систематически
работать с учебником на уроках. При объяснении учебного материала книгу не
следует закрывать, потому что техника чтения у многих учеников низкая, поэтому
необходимо детям внимательно читать вместе с учителем определения, задавать
вопросы при затруднениях, выделять главные мысли параграфа, работать с
рисунками, схемами, таблицами, публикуемыми в учебнике.
Задание может быть
направлено на подготовку по учебнику ответов на вопросы, составление плана
параграфа или его части, нахождение основных терминов, выделенных курсивом,
определений, составление схем и таблиц на основе текста учебника. Органической
частью учебника являются рисунки, которые способствуют раскрытию и усвоению
учащимися основного содержания параграфа, дополняют текст, расширяют учебную
информацию. Работа с иллюстрациями весьма разнообразна и включает умения
составлять рассказ по рисунку, находить нужные сведения, сравнивать
изображенные объекты или процессы.
Доклады
Формируя у школьников
навыки работы с учебником, огромное значение придается дополнительной
литературе. Я рекомендую учащимся чтение популярной и художественной литературы
о растениях, о животных, об организме человека.
Привлекает их внимание к
научно-популярным журналам. На основе научно – популярной литературы учащиеся
делают доклады. Тем самым они самостоятельно учатся добывать знания из
дополнительной литературы. Находят нужный материал, в классе, в школьной и
сельской библиотеках. Иного пути нет. Ведь жизнь постоянно ставит нас перед
фактом: объем необходимых знаний быстро растет и уже невозможно делать ставку лишь
на усвоение определенной суммы положений и фактов. И только умение школьников
самостоятельно получать новые знания, ориентироваться в стремительном потоке
научной, да и другой информации, способствует успеху. Привить это умение – наша
задача.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.