Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
«Лирическая дерзость»
А.А.Фета.
Как беден наш язык! – Хочу и не могу. –
Не передать того ни другу, ни врагу,
Что буйствует в груди прозрачною волною…
2 слайд
Взгляд на сущность искусства
Писатель-реалист И.С. Тургенев считал, что к поэзии, как и вообще ко всему, надо подходить с точки зрения «разума».
Поэт-романтик А.А.Фет противопоставлял «разуму» «бессознательный инстинкт» (т.е. вдохновение), пружины которого от нас скрыты.
3 слайд
« …до судороги не понимаю», - писал
И.С. Тургенев об импрессионистской манере письма А.А.Фета.
А что такое «ИМПРЕССИОНИЗМ»?
4 слайд
Всё началось в 60-е годы XIX в. В Париже. В Салоне (знаменитая выставка) были представлены картины художников, которых И.Репин назвал храбрецами, французская пресса – «бандой сумасшедших». Критика их работы назвала «мазнёй».
Клод Моне
Эдуард Мане
Эдгар Дега
Огюст Ренуар
5 слайд
О.Ренуар. Скалы в Гернсее.1883 г.
6 слайд
Э. Мане. Молодая девушка в саду. 1880 г.
7 слайд
Э.Дега «Голубые танцовщицы»
8 слайд
С появлением в 1872 году картины Клода Моне «Впечатление. Восход солнца»
всем стало понятно , что эти художники стремились передать впечатления о жизни.
От французского слова «impression» - «впечатление» направление получило название в искусстве XIX в. – первой половины XX в. –
«ИМПРЕССИОНИЗМ».
К.Моне «Впечатление. Восход солнца» (1872)
9 слайд
Импрессионизм
(характерные особенности)
зафиксирован момент, впечатление от увиденного;
необычная композиция, расположение фигур;
нечёткие, размытые линии;
внесён пленэр, т.е. воздух, прозрачность, лёгкость;
запечатлена вибрация воздуха и света;
использованы чистые, яркие цвета.
10 слайд
Среди русских художников
можно назвать импрессионистами
Игоря Грабаря и Константина Коровина.
Черты импрессионизма
встречаются в работах
В.Серова и И. Левитана.
11 слайд
Портрет И. Грабаря. Работа Кустодиева.
И. Грабарь. Февральская лазурь.
12 слайд
К. Коровин. Фотография.
К. Коровин. Париж ночью. 1898 г.
13 слайд
Валентин Серов. Автопортрет.
В. Серов. Открытое окно.
14 слайд
Исаак Левитан. Автопортрет. 1880 г.
И.Левитан. Хмурый день. 1895 г.
15 слайд
«Смотришь, как человек, будто без всякого разбора мажет красками, и никакого, как будто отношения эти мазки между собой не имеют. Но отойдёшь на некоторое расстояние, посмотришь – и, в общем, получается цельное впечатление».
Л.Н.Толстой.
16 слайд
«Музыка – как раз то искусство, которое ближе всего к природе… Музыканты способны уловить всю поэзию ночи и дня, земли и неба… и передать их необъятную пульсацию». ( Клод Дебюсси)
Свои музыкальные пьесы К.Дебюсси называет «Облака», «Снег идёт», «Отражение в воде».
Французский композитор Клод Дебюсси. Фотография.
17 слайд
Клода Дебюсси считают основным представителем импрессионизма в музыке .
Любовь к пейзажу,
красочность текуче-подвижных моментов,
воздушная тревожность пространства -
вот черты импрессионизма в музыке Дебюсси.
18 слайд
В литературе импрессионизм не сложился в направление.
В литературе можно говорить о нём как о явлении или стиле того или иного поэта, писателя.
Стиль Фета называют импрессионизмом в поэзии. Он первым уловил это новое веяние в искусстве и в своих стихах предвосхитил XX век удивительной игрой со словом, которой ещё не знала поэзия. А.Фет внёс в поэзию своё самоценное слово, «непонятную лирическую дерзость». (Л.Толстой)
19 слайд
Как проявилась «лирическая дерзость» в стихотворении
«Над озером лебедь в тростник протянул…»?
Над озером лебедь в тростник протянул,
В воде опрокинулся лес,
Зубцами вершин он в заре утонул,
Меж двух изгибаясь небес.
И воздухом чистым усталая грудь
Дышала отрадно. Легли
Вечерние тени. – Вечерний мой путь
Краснел меж деревьев вдали.
А мы – мы на лодке сидели вдвоём
Я смело налёг на весло,
Ты молча покорным владела рулём,
Нас в лодке как в люльке несло.
И детская чёлн направляла рука
Туда, где, блестя чешуёй,
Вдоль сонного озера быстро река
Бежала змеёй золотой.
Уж начали звёзды мелькать в небесах…
Не помню, как бросил весло,
Не помню, что пёстрый нашёптывал флаг,
Куда нас потоком несло!
20 слайд
Своеобразие пейзажных зарисовок
Необычный ракурс предметов («лебедь в тростник протянул», «в воде опрокинулся лес»);
Нет чёткости изображения («в заре потонул», «меж двух изгибаясь небес»);
Яркие краски, передающие вечерний колорит. Вибрация цвета («путь краснел», «блестя чешуёй». «пёстрый флаг»);
Игра света и теней («вечерние тени», «начали звёзды мелькать в небесах»);
вибрация воздуха ( эпитет «чуткий воздух»).
Пейзажи Фета воздушны, в них много света.
В литературоведении есть термин - фетовский пленэр
21 слайд
Стремление зафиксировать «трепет жизни»
Тождество состояния природы и внутреннего мира человека («вечерние тени – «вечерний мой путь», «нас в лодке как в люльке несло», «сонное озеро» - «не помню, как бросил весло», «нас потоком несло», «воздухом чистым» «грудь дышала отрадно»);
Психологический параллелизм («а мы – мы на лодке сидели…») помогает почувствовать состояние двух влюблённых как единое целое;
Метафора – «быстро река бежала» напоминает о быстротечности жизни;
Метафоричные эпитеты («усталая грудь», «покорный руль»);
Анафора(«не помню…») придаёт напряжённость стихотворению;
Безличный глагол «несло», употреблённый дважды, подчёркивает динамику;
Эмоциональный настрой в конце стихотворения достигает кульминации.
22 слайд
Что роднит лирику Фета с импрессионизмом
в живописи, музыке?
Стремление передать впечатление от мимолётных явлений жизни;
Зафиксировать «трепет жизни», показать мир в его подвижности, изменчивости;
Передать тождество состояния природы и внутреннего мира человека;
Способность передать красочную прелесть природы и богатство человеческой души;
Поиск новых способов поэтической выразительности:
О, если б без слова
Сказаться душой было можно!
23 слайд
Использованная литература
1 .Портрет Эдуарда Мане. Работа Надара. 1910 г.. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D0%BD%D0%B5_%D0%AD.
2. Э. Мане. ht Молодая девушка в саду.1880 г. http://www.staratel.com/pictures/mane/main.htm
3. Портрет. tp Эдгар Дега. Edgar Degas. Историческая справка.
http://www.liveinternet.ru/users/intera1/tags/сюзанна+валад
4.Дега (Degas) Эдгар : Голубые танцовщицы
http://biography.sgu.ru/works2.php?id=38
он/://smallbay.ru/manet.html
5. Пьер Огюст Ренуар. Скалы в Гернсее. 1883 г. Лондон.http://www.museum-online.ru/Impressionism/Pier_Ogust_Renoir/Canvas/813
6. Портрет. Ренуар Пьер Огюст jpg. 71302','71302','3... http://linza1.mylivepage.ru/image/643/4368
7. Портрет. Клод Оскар Моне
http://tematema96.beon.ru/21455-204-quot-klod-mone-quot.zhtm
8. Портрет А.А. Фета . Работа И. Репина.http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B5%D1%82,_%D0%90%D1%84%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%B9_%D0%90%D1%84%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87#.D0.91.D0.B8.D0.BE.D0.B3.D1.80.D0.B0.D1.84.D0.B8.D1.8F
9. Фотография Афанасий Афанасьевич Фет (Шеншин...
http://www.peoples.ru/art/literature/poetry/oldage/fet/photo.htm
10. Портрет писателя Ивана Сергеевича Тургенева.
http://www.turgenev.org.ru/art-gallery/zhizn-iskusstvo-vremya/031.htm
11. Клод Моне Впечатление. Восход солнца .http://www.liveinternet.ru/users/ex_officio/friends
/12. Игорь Грабарь. Портрет работы Кустодиева http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%B0%D1%80%D1%8C,_%D0%98%D0%B3%D0%BE%D1%80%D1%8C_%D0%AD%D0%BC%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D1%83%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87
l
24 слайд
l
13. Репродукция картины Февральская лазурь. Художник Грабарь Игорь (Grabar...
http://www.posterlux.ru/Reproductions-of-Paintings-by-Artists/Grabar-A47/Page-1
14. Портрет Коровина Константина Алексеевича.
http://www.my-chekhov.ru/biografii/korovin.shtml
15.. Коровин К. А. Париж ночью. 1898 г..
http://photo.sfu-kras.ru/thumbnails.php?album=topn&cat=1&page=312
16. Валентин Серов. Автопортрет. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%BE%D0%B2_%D0%92.
17. Валентин Серов " Картины, живопись " Открытое окно.
htt.p://vserov.ru/kartina/67.php
18. Исаак Левитан, Автопортрет (1880)
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BD_%D0%98.
19. И.И.Левитан. Хмурый день.1895.
http://www.museum.ru/Alb/?type=6&Page=187
20. Благой Д Мир как красота. О «Вечерних огнях» А. Фета. –М., 1975.
21. Маймин Е.А. Афанасий Афанасьевич Фет: Кн. Для учащихся. – М.: Просвещение, 1989
22. Сокольникова Н.М. Краткий словарь художественных терминов. Учебник для учащихся 5-8 классов. – Обнинск: Издательство «Титул», 1996
l 23. Портрет. Клод Ашиль Дебюсси..
http://www.musbooks.ru/publications/articles/articleclassic/
24. Клод Дебюсси «Отражение в воде» http://artofpiano.ru/group.php?c=debussy&g=images1_arrau
25. Слайд №3 цитата http://az.lib.ru/t/turgenew_i_s/text_0900.shtml
26. Слайд №15 цитата http://festival.1september.ru/articles/518810/
27. Слайд №16 цитата http://www.debussi.ru/debussi_i_simvolizm/debussi_i_simvolizm_4/debussi_i_simvolizm_4-9/
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Материал презентации окажет существенную помощь учителю в подготовке и проведении урока по творчеству А.А.Фета: наглядно и полно раскрыто понятие "фетовский пленэр", его импрессионистическая манера письма.
Межпредметная связь: литература и МХК. Есть материал из истории импрессионизма как направления в живописи. Предоставляется возможность познакомить учащихся с творчеством художников-импрессионистов: Клода Моне, Эдуарда Мане, Э. Дега, О. Ренуара, И.Грабаря, К.Коровина, В. Серова, И. Левитана, а также французского композитора Клода Дебюси.
Особенности импрессионизма представлены в таблице.
Вторая часть презентации отведена практической работе: дан анализ стихотворения А.Фета "Над озером лебедь в тростник протянул...".
6 625 842 материала в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Голова Нина Анатольевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс повышения квалификации
36/72 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Мини-курс
4 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.