Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
«Либеральные реформы 60-70-х годов XIX века»
Учитель истории МБОУ
школа № 1
Мищенко Татьяна Александровна
2 слайд
Должны узнать:
реформы 60-70 х гг.,
установить их либеральный характер, с одной стороны, и ограниченность, с другой.
Должны учиться:
работать с историческими источниками и добывать нужную информацию.
Сегодня на уроке:
3 слайд
1. Реформы местного самоуправления.
2. Судебная реформа.
3. Военная реформа.
4. Реформа в области просвещения.
5. Претворение реформ в жизнь.
6. Конституционные метания.
План
4 слайд
Реформа – преобразование, изменение, переустройство какой-либо стороны общественной жизни, не уничтожающее основ существующей социальной структуры.
Запишем определение
5 слайд
1. После отмены крепостного права помещики утратили административную и судебную власть над крестьянами.
2. Государство не могло осуществлять все местное управление руками чиновников: для этого не хватало ни кадров, ни финансовых средств.
3. Дворянство требовало повысить его роль в местном управлении в качестве компенсации за утрату власти над крестьянами.
5.Рекрутская система не только не обеспечивала российскую армию подготовленными резервами, но и была возможна лишь в условиях крепостного права: свободного человека невозможно было на долгие годы вырвать из семьи и отправить в казарму.
4. Дореформенный русский суд, сословный, зависевший от администрации и негласный, после отмены крепостного права стал окончательно непригоден.
6.Реформа системы просвещения была необходима, так как Россия далеко отставала от Европы по уровню грамотности населения.
6 слайд
1. Земская реформа.
2. Городская реформа.
7 слайд
Земства – выборные органы местного самоуправления решавшие хозяйственные вопросы на местах.
8 слайд
Земская реформа:
1 января 1864 г.было введено «Положение о земских учреждениях».
В уездах и губерниях создавались органы местного самоуправления-земства.
Депутатов избирали по 3 куриям – землевладельцы, городские избиратели, сельские общества.
В 1 и 2 куриях выборы проводились на основе имущественного ценза, а в 3 они были многоступенчатыми.
9 слайд
Курия – особые разряды, на которые делились избиратели по имущественному, национальному и другим признакам в дореволюционной России.
10 слайд
Делами местного значения,
Содействовали предпринимательству,
3. Содействовали просвещению,
4. Содействовали здравоохранению
Находились под контролем губернаторов, большинство в них составляли дворяне и буржуазия.
Земства ведали:
11 слайд
Земства не были введены:
Архангельске
Средней Азии
Астрахани
Сибири
Оренбурге
12 слайд
Недостатки земской реформы:
Непоследовательно выдержан принцип всесословности. Выборы строились по сословному признаку. При этом распределение по куриям давало значительные преимущества дворянам. Вокруг земств сгруппировалась наиболее энергичная, демократически настроенная интеллигенция
Врачи Земской
больницы в Дмитрове.
13 слайд
Городская реформа:
В 1870 г. была проведена городская реформа, создавшая всесословные городские думы и управы.
Избирателями были лица достигшие 25 лет и платившие городские налоги. Они в зависимости от доходов делились на 3 курии.
Здание купеческого
собрания на
Малой Дмитровке.
14 слайд
Городская дума решала вопросы:
внутреннего самоуправления
образования
медицинского обслуживания
благоустройством города
Развитие внешней торговли и промышленности
Содержание полиции и тюрем
Власть в городах принадлежала градоначальникам и губернаторам.
15 слайд
Материальной основой деятельности земств был специальный налог, которым облагалось недвижимое имущество: земля, дома, фабрично-заводские предприятия и торговые заведения.
Обе реформы способствовали приобщению широких слоев населения к решению вопросов управления, что служило предпосылкой для формирования в России гражданского общества и правового государства.
16 слайд
В ноябре 1864 г. были приняты новые судебные уставы. Суд стал равным для всех сословий, гласным. Провозглашались независимость судей, состязательность и выборность ряда судебных органов.
Судебная реформа:
Суд присяжных
17 слайд
1. Равенство всех сословий перед законом.
2. Гласность суда.
3. Независимость судей.
4. Состязательность обвинения и защиты
5. Выборность некоторых судебных органов.
18 слайд
Судебная реформа:
Мировые
Общие
Рассматривали мелкие
уголовные и
гражданские дела
Рассматривали
уголовные
и сложные
гражданские дела
19 слайд
Апелляционной инстанцией была судебная палата, но она рассматривала споры о мере
наказания, и не могла пересмотреть решение присяжных.
Судебная палата рассматривала так же дела о должностных
преступлениях высокопоставленных чиновников.
Высшей Судебной инстанцией оставался Сенат. Царь не мог изменить приговор.
Он мог только помиловать.
Судебная реформа:
Мировой судья
20 слайд
Хотя новая судебная реформа еще сохраняла ряд пережитков прошлого, тем не менее она стала наиболее последовательной и значимой из всех либеральных реформ 60-70-годов.
21 слайд
1874 принят Устав о Воинской повинности.
Александр II утвердил «Устав о воинской повинности» и специальный манифест о нем. Вместо существующих со времен Петра I рекрутских наборов в России вводится всеобщая воинская повинность.
Военная реформа:
Военный министр
Д.А.Милютин
22 слайд
1. 1863-1864 годах проводится реорганизация военно-учебных заведений: вместо кадетских корпусов создаются военные училища и военные гимназии.
2. 1864 г. были образованы юнкерские училища. Всего к 1876 г. действовало 17 военных училищ, которые ежегодно выпускали около 1500 офицеров, что было достаточно для армии.
3. 1867 – открыта Военно-юридическая академия.
4. 1877 – Морская академия.
23 слайд
К военной службе привлекалось мужское население по достижении 20 лет. Лица, освобождаемые от военной службы по различным льготам (свыше 50 % призывников), зачислялись в ополчение на случай объявления войны.
Общий срок службы в сухопутных войсках устанавливался 15 лет, из них 6 лет действительной, 9 лет в запасе. Во флоте 10 лет: 7 лет действительной, 3 в запасе.
Для лиц получивших образование срок службы сокращался от 4 лет до 6 месяцев.
24 слайд
1. В результате военных реформ Россия получила массовую армию современного типа.
2. Предприняты меры по техническому перевооружению армии: введено нарезное скорострельное оружие, укреплена артиллерия, построен первый паровой военный флот.
25 слайд
Реформа образования:
26 слайд
Классические
Изменения в системе образования
Университетский устав
1863г.
Школьный устав
1864 г.
Автономия
Гимназии
Реальные
Готовили к поступлению в университете
Готовили к поступлению в высшие технические учебные заведения
Создан совет университета,
Решавший все внутренние вопросы
Избрание ректора и преподавателей
Сняты ограничения для студентов
(их проступки рассматривал студенческий суд)
27 слайд
1. «Положение о начальных народных училищах».
2. Равенство в среднем образовании для всех сословий и вероисповеданий.
3. Разделение гимназий на классические и реальные.
4. Появление женских гимназий.
5. 1863 год принятие либерального университетского устава.
6. Изменилась политика правительства в области печати. Ослаблена цензура.
28 слайд
Продвижение страны по пути капиталистического развития, по пути превращения феодальной монархии в буржуазную и развитие демократии.
Реформы были шагом от помещичьего государства к правовому.
Реформы демонстрировали то, что положительные сдвиги в обществе могут быть достигнуты не революциями, а преобразованиями сверху, мирным путем.
29 слайд
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
На уроке учащиеся должны познакомиться с реформами 60-70-х годов: реформой местного самоуправления, судебной реформой, военной реформой, реформой в области просвещения - установить их либеральный характер с одной стороны, и ограниченность с другой. Так же учащиеся знакомятся как происходило претворение реформ в жизнь и каковы были конституционные метания. На уроке учащиеся работают с историческими документами, продолжают учиться добывать нужную информацию. Презентация поможет делать записи в рабочих тетрадях. Домашнее задание заполнения таблицы, которая так же представлена в презентации.
6 654 986 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Мищенко Татьяна Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс повышения квалификации
72 ч. — 180 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.