Инфоурок География Другие методич. материалы"Лесное эхо" - экскурсия по выставке при изучении темы "Леса России" (8класс).

"Лесное эхо" - экскурсия по выставке при изучении темы "Леса России" (8класс).

Скачать материал

ЛЕСНОЕ ЭХО

(экскурсия по выставке при изучении темы «Леса России»  8кл.)

 

Цель: познакомить учащихся с лесным сообществом исходя из разного понимания слова «лес», расширить знания учащихся по теме, показать малознакомые факты, связанные с лесом, показать экологическую направленность при изучении данной темы и её эстетическую направляющую. Акцентировать внимание на практической значимости изучения этой темы. Повысить интерес к изучению природы России, её охране и восстановлению. Стимулировать исследовательскую и познавательную деятельность учащихся при изучении природных сообществ.

Пояснение к уроку:

Экскурсия по выставке готовится так, чтобы переходя от стола к столу (от стенда к стенду), учащиеся открывали для себя неизвестные или малоизвестные факты из жизни деревьев.

Очень большое внимание должно быть уделено наглядному материалу: репродукциям известных картин, изделиям народных промыслов и самих учащихся; макетам или рисункам домов; возможно оригиналам музыкальных инструментов; небольшим изделиям (паркетная доска и т. п.) из дерева; может быть, консервированным дарам леса (грибы, ягоды), семена и плоды различных деревьев.

Сопровождением выступления экскурсоводов-ведущих может быть классическая музыка, запись звуков леса, пения птиц и т. д. В кабинете развешиваются газеты и плакаты. Если есть возможность, приглашаются работники лесхоза, чтобы они подробнее рассказали о местных лесных насаждениях. Практически весь представленный на выставке материал носит краеведческий характер, и может дополняться по мере необходимости.

 

Лесное эхо

 

О мать – Земля, в своё святое лоно

Ты юный саженец прими.

Счастливым пусть растёт малыш зелёный

Тебе доверенный людьми.

 

( звучит фонограмма звуков весеннего леса)

Вед. 1: В нашем степном районе под словом «лес» (большой) чаще подразумевают оставшиеся в предгорьях небольшие островки древесной растительности, давно практически исхоженные людьми вдоль и поперёк. А лесом «маленьким» считают защитные лесополосы. И всё равно слово «лес» притягивает человека «полевого» до мозга костей. Может быть в нём (человеке) говорит зов предков, для которых лес, покрывающий и сейчас большую часть нашей страны, был без преувеличения родным домом, дающим кров, еду, одежду и тепло.

Но развитие нашей «цивилизации» оторванность человека от природы, могут дорого стоить. Ведь уже в наше время можно услышать от некоторых учёных и такой монолог:

Вед. 2: «Комарья – то, комарья там – видимо невидимо… В Сибири, с разной другой мошкарой, его гнусом называют, за гнусность манер. Не знаю, чем наш комар лучше сибирского… Меня сибирские комары не ели, крови моей не пили, я про них только по журналам знаю. Все они на один лад расписывают подлость сибирского комара и утверждают, что жизнь в сибирских лесах была бы на много лучше, если б этого гнуса там не было.

Жизнь вообще, становится лучше, если чего-нибудь нет… А мне хорошо от того, что вокруг нашего города давным-давно не лесов. Выедешь за город на электричке – и ширь степная от края до края.

Вокруг только пенёчки, кое-где кустики да пыль. И всё видно, как положено по учебнику: на четыре километра до горизонта просматриваешь родную землю, - всю до единого пенька, до последней птички, чудом залетевшей в эти чудные края…

Раньше, случалось, выберешься в лес, находишься по нему, ноги наломаешь, голова от вольного воздуха гудит как мотор. Не раз я решал, что такие леса, наверное, по чьему-то недосмотру сохранили.

А теперь любо-дорого посмотреть! Под ногами – нефть и металлолом, кирпичи и тряпьё. Груды мусора разнообразят пейзаж, придавая ему оригинальную неповторимость.

 Грибы раньше здесь сплошь были подозрительные – то ли можно их есть, то ли нельзя… Сейчас же никаких сомнений: все грибы проверены – «подтелеграфовики», «вдольшосейники», «подсамолётовики», «промотходовики», «железяночки», «нефтесливы». Ешь – не хочу!

Всё в нашей природе до мелочей продумано. Однако чувствуется какая – то  незавершённость. Если бы все ровные места залить бы асфальтом, а пни зацементировать? Вот тогда не раздражала бы горожан каждая веточка, каждый пень, о который спотыкаешься, каждый шмель, который не даёт спокойно и вдоволь насладиться природой. (3)

Вед. 1: Вот такие странные мысли могут порой возникнуть в голове. А из-за чего? Не из-за того ли, что давно не был в лесу, не собирал дикие цветы и травы? Или от того, что всякий раз выходя из кирпичного или бетонного дома, ступаю на асфальт? Или сказывается недостаток кислорода в организме? И не зря наши предки любили и почитали лес.

А известно ли вам, что в буквально смысле означает слово «Здоровый»? Некогда оно могло быть понято как «сделанный из хорошего дерева», «крепкий как деревяшка». Оно связано со словом «дерево» через древний корень «дорв-», «древ-». (1)

Вед. 2: На нашей выставке представлены экспонаты так или иначе связанные с лесом, здоровьем. То, что помогло и помогает человеку в жизни, что сделано из дерева или как-то связано с лесом.

А экскурсию свою хочется начать рассказом о, может быть, самом счастливом человеке – лесничем. (Стенд о лесничем Кумского лесхоза Георгиевского р-на. А. Войченко – лесник обхода №1 Георгиевского лесничества. Двадцать семь лет назад пришёл Алексей Александрович в лесхоз и с тех пор места работы не менял. Сейчас его «владения» - 300 гектаров леса. Занимается лесник и разведением посадочного материала. За долголетнюю безупречную службу в государственной охране  А.Войченко дважды отмечен ведомственными наградами.).

Многоголосый щебет птичий

И неустанный шум ветвей…

Завидую тебе, лесничий,

Счастливой должности твоей.

В зелёной глубине дубравы

Ты совершаешь свой обход,

Под кронами лесной державы,

Среди живых её щедрот

Её закаты и восходы

Всегда подсвечены листвой.

Здесь каждый ствол - солдат природы,

Соратник и защитник твой.

И сам ты выправку солдата

Хранишь, гордясь такой судьбой,

В тенистой чаще, где когда-то

Шёл партизанскою тропой.

Рассыпан по росистым веткам

Весёлый звон, певучий свист.

Здесь, наделённый слухом редким,

На каждом дереве – солист.

Ты переводишь эти речи

Со ста знакомых языков:

И писк птенцов, и гомон птичий

И говор малых ручейков.

Как повелел седой обычай

Ты бережёшь своих друзей.

Завидую тебе, лесничий,

Счастливой участи твоей.    (3) Я. Хелемский

Да, на многих людей лес производит неизгладимое впечатление. Красив он в любое время года. Многие поэты и художники черпали своё вдохновение в лесных чащах. Обратите внимание на эту часть нашей выставки. На ней представлены репродукции картин известных авторов (Шишкин и др.) и стихотворные строчки о лесе.

 

Скинуло кафтан зелёное лето

Отсвистели жаворонки всласть.

Осень, в шубу жёлтую одета,

По лесам с метёлкою прошлась.

Чтоб вошла рачительной хозяйкой

В снежные лесные терема

Щеголиха в белой разлетайке –

Русская румяная зима.    (2) Дм. Кедрин

 

Вед.1:  И если лес является домом для живущих в нём, то для человека до сих пор актуально построить себе дом из дерева. И всегда он красивее, здоровее и лучше домов «каменных».

Представляем вашему вниманию стенд, на котором разместились фотографии, картинки и макеты деревянных домов. Обратите внимание, что все они украшены красивыми резными деталями. Иногда они настолько ажурные, что кажутся кружевными.

Мастера, плотники и столяры, знали и ценили превосходные качества дерева – этого прекрасного материала – доступного и дешёвого, тёплого и прочного. Давайте заглянем в архитектурно-строительный трактат 1737 – 1740 гг. «Должность Архитектурной экспедиции». Этот документ охватывал самые разные стороны архитектуры и строительного дела, в который был включён большой раздел «О деревянном строении». В нём говорилось: «деревянное хоромное строение в большей части в употреблении в России строится же различно: и круглыми брёвнами, срубя в угол и внутри токмо вытёсывая стены, а иные также круглыми и с лица обивают тёсом, иные же брусяными, рубят в замок или в лапу…» И получалась такая красота, которая и через несколько веков не устаёт радовать глаз.

Вед. 2 Одним из главных атрибутов дома является большой красивый стол, за которым вечерами собирается вся большая семья.

Выросло дерево в нашем Полесье - 

Статное, рослое - до поднебесья.

Хлопцам пришлось поработать немало

Прежде чем дерево наземь упало…

Пилы его распилили на доски,

Зубья погнули о ствол его жёсткий…

Долго строгал мастер, клеил, буравил,

Прежде чем славный стол этот справил.

Вот сколько нужно трудного дела,

Чтоб за столом ваша милость сидела.       (3) Ю. Тувим.

 

Но не только мебель делал человек из дерева. Из мягкой древесины (например, липы) люди вырезали посуду, из лыка – плели лапти. Из разных пород деревьев делали приспособления для глаженья белья (рубель и каталку), веретёна, прялки. Посмотрите на этот стенд. На нём представлены не только перечисленные выше предметы, но и предметы, которые мы считаем современными. Это гребни. Гребень, гребёнка, а попросту говоря, расчёска. Нехитрое приспособление. А вот были же времена, когда люди не знали гребня. В древнем Египте, например, где за волосами следили весьма тщательно, используя всевозможные помады, масла и благовония, расчёсывались колючками растений, палочками, рыбьими хребтами.

Со временем причёски усложнились. И само собой, возник момент, когда такие «подручные» средства не смогли соответствовать назначению. Появился специальный гребень, который стал не только расчёской, но и украшением.

В средние века в Англии, в Испании, у нас на Руси, женщины прятали от постороннего взгляда свои волосы, но не гребёнки! Красивой гребёнкой можно было похвастать. Она указывала на обеспеченность семьи. Её не вкладывали в волосы, а носили в кошельках или держали дома на видном месте. Многие из этих гребней хранятся теперь в музейных коллекциях.

Очень ценились гребни, вырезанные из кости искусными холмогорскими мастерами. Тонкая ажурная резьба северных резчиков напоминает морозный узор: из причудливо переплетённых линий возникают гирлянды цветов, пейзажи.

В XVIII веке у европейских женщин гребень становится важнейшей деталью причёски. Им украшают парики и шиньоны. С его помощью создают причёски, имитирующие парусные корабли и цветочные клумбы. Особую роль играет гребень в национальном костюме испанок. Высокими черепаховыми гребешками они прикладывали к волосам яркие шали и кружевные мантильи.

Рациональный XX век только в первые два десятилетия ещё признавал гребень как украшение. Потом женщины начали коротко стричь волосы, и ему досталась скромная роль – быть просто расчёской.

Но вот уже в наши дни выплыл декоративный гребешок. Им даже не обязательно причёсываться. Он становится весёлой деталью, допустимой даже в строгом наряде. Что это - начало нового взлёта в истории гребешка? Кто знает… (2)

А присмотритесь к этой части нашей экспозиции – какая красота! От слова «промышлять», т. е. «добывать, изготавливать» пошли народные промыслы. Чего здесь только нет: туески и корзины, подносы и игрушки, шкатулки и трости. И даже поющие деревья – музыкальные инструменты.

Вед. 1: Когда бываешь в музеях, где за стёклами шкафов помещены коллекции музыкальных инструментов, поражаешься разнообразию их форм и отделки, искусству людей владеющих тайнами поющего дерева. Традиции, опыт, тонкое понимание материала, помогли мастерам превратить простой кусок дерева в изящные инструменты. А началось всё с простого. Вырезая свистульки, чтобы подражать разным голосам птиц, человек узнавал, что, сделанные из липы они звучат по – иному, чем те, для которых выбиралась ива. Скрутив  из бересты жалейку, прорезал в ней боковые отверстия , и прижимая пальцы то к одному, то к другому, стал извлекать звуки разной высоты. Так появились духовые инструменты – флейты: русская свирель, украинская сопилка, белорусская дудка.

Когда во флейту поместили трость (пластинку из ствола тростника), возникли более совершенные инструменты – кларнет, фагот, гобой, зурна. Сделанные из клёна, абрикосового и тутового деревьев они стали незаменимыми в ансамбле.

Родословная смычковых началась с индийского раванастрона. Любимая всеми гитара произошла от четырёх струнной древнегреческой кифары, знакомая балалайка - от инструмента скоморохов – домбры.

В 15 веке появилась виола, а кремонские мастера превратили её в скрипку. Кто не слышал о сказочных скрипках Антонио Страдивари. А мастер также делал отличные гитары, мандалины, виолончели, контрабасы, которые намного пережили своего создателя. Давайте сейчас послушаем скрипку. (Звучит фонограмма скрипичного концерта Вивальди и стихотворение).

Ей вспоминаются не даты,

Не музыкантов имена,

А как в лесу была когда-то

Высоким деревом она.

Как млечный путь небесной манной

Струился в даль, а по утрам

У ног её паслись туманы

Отяжелев от сочных трав.

И птаха крохотная пела

Даруя миру небеса,

И даже в старом пне замшелом

Звенели скрипок голоса.

Визжали пилы, как живые,

И надо было умереть.

Чтоб после, кольца годовые

Расправив струнами, запеть.

Запеть, лаская нас и жаля,

Роняя звуки, как росу.

Запеть, чтоб тихо стало в зале,

Как в предрассветный час в лесу.   (3) Ю. Каманский.

А такие оркестровые инструменты, такие как фортепьяно, ксилофон, кастаньеты, погремушки, ложки обогащают исполнение, насыщая его необычным звучанием, внося в музыкальный строй только им присущие акценты.

Из всех ударно-клавишных инструментов у рояля, наверное, одна из самых интересных родословных. Неспроста, по французки, «рояль» значит «королевский». На его предшественнике играли ещё древнеасирийские музыканты. В Европе он появился благодаря кочующим цыганам и получил название цимбалы. Стоило к инструменту приделать ножки и присоединить ударно клавишный механизм, как с необыкновенной быстротой Европа обзавелась удобными клавикордами.

А затем изобретатель итальянец Б. Кристофори подарил миру рояль в его нынешнем виде.

Но история умалчивает о том, сколько проб и ошибок совершил человек подбирая различные сорта дерева: ель, сосну, тополь, берёзу, липу, клён, ольху, иву, пока не остановился на лучших материалах. И в наше время есть специалисты – бракеры, которые постоянно задаются вопросом - каждое ли дерево музыкально? Самой музыкальной породой специалисты считают ель. «Поющая» чаще встречается на северных склонах, где поменьше солнца, а ствол хорошо защищен от ветров. Ель не должна быть смолистой, возрастом не менее 100 лет. Специалисты говорят, что самые «музыкальные» ели в России растут в Вологодской области.

Второй породой по музыкальности считают клён. Лучшие его сорта (белый) произрастают на Кавказе и в Карпатах. На Кавказе растёт также и бук. Самый хороший считается выросший на каменистых почвах, на высоте 800 метров, возрастом 120 лет.

Лучшие сорта платана растут в Закарпатье. Древесина его прямослойная, упругая и гибкая, хорошо обрабатывается. Изготовленные из платана свирели, дудки, струнные щипковые инструменты отличаются особым тембром и мелодичностью звука. Отобрать «поющее» дерево – дело непростое. Человек – бракер по одним только ему известным признакам должен из тысячи стволов выбрать «музыкальный».

Идя по заснеженному лесу с деревянным молотком на длинной ручке, человек простукивает каждый ствол. Над поваленными деревьями колдует при помощи лупы. А в старину «поющую» древесину заготавливали из высохших на корню деревьев.

Отобранные кряжи поступают на завод, где их распиливают на доски, сушат, а затем особым способом превращают в резонансные дощечки. Для создания некоторых музыкальных инструментов (например, ксилофона) требуется более десятка различных пород дерева. (3)

Вед. 1: Отдав должное духовному, перейдём к более материальным темам. Следующий стенд посвящён лесным дарам. О, о них можно говорить вечно, а экспозиция по своим размерам может быть огромной. В каждой местности существует свой неповторимый набор гостинцев: грибы, ягоды, орехи, всего не перечислишь. Мы же хотим обратить ваше внимание на очень хороших знакомых, почти друзей, без которых, наверное, не обходится ни один лесище, лес или лесок. Это дуб и берёза.

Белоствольная с развевающимися на ветру зелёными кудрями, весёлая берёза – самое любимое в народе дерево. И недаром с глубокой древности у всех славянских народов весной чествовали берёзу.

Ранней весной, как только вода начинает поступать в корень берёзы, запасы крахмала, отложения в корнях и стволе, превращаются в сахар, который растворяется в воде и поднимается по сосудам древесины к почкам. Весной, пока не распустились клейкие листочки, берёза даёт сладкий сок, стекающий из трещин в коре и изломов сучьев.

Берёза издавна используется человеком. Особенности использования дерева люди отразили в такой загадке:

Стоит дерево, цветёт зелено;

В этом дереве четыре угодья;

Первое – больным на здоровье (банный веник)

Второе – от тьмы свет (лучина)

Третье – дряхлых пеленанье (связыванье битых горшков)

Четвёртое – людям колодец (берёзовый сок)

 

Лучшие дрова – берёзовые. Наиболее крепкие приклады, топорища, колёса делают из берёзы. Сухой перегонкой из древесины получают уксусную кислоту, а из бересты – дёготь и сажу для краски. Много столетий назад бумагой служила та же береста. А у многих северных народов были берестяные лодки, погружавшиеся в воду всего на 5 – 10 см. Но и это ещё не всё. Иногда на стволе или на корнях берёзы возникают наросты – «капы». Их издавна использовали как прекрасный материал для шкатулок и табакерок. Которые были дороже серебряных. А поделки из особого капа, белого с чёрным рисунком, стоили столько же, сколько золотые.

А вот берёзовые ветки – розги – использовались – с древних времён как «лекарство» против непослушания. В одном из первых русских букварей, изданном в 1697 году, восхвалению берёзовых веток посвящены такие строки: Розга ум вострит, память возбуждает, // И волю злую к благу прилагает. (1)

Вот какое нужное и незаменимое это привычное для нас дерево. Не отстаёт от берёзы и дуб.

Вед. 1: У многих народов дуб считался самым красивым деревом, которое почитали и любили. Это наиболее долговечное растение: иногда дуб живёт до двух тысяч лет, а столетние дубы встречаются очень часто. Дуб – дерево давних преданий и сказок, притом не только славянских. Даже древние греки считали, что дуб появился на земле раньше всех деревьев и доставлял людям главную пищу. Археологи утверждают, что жёлуди были первоначальной пищей человека, по питательности не уступают даже ячменю.

Чем же ещё знаменит дуб? Древесина его особенно прочна и дубовые брёвна, попав в воду, не гниют, а становятся чёрными и ещё более крепкими. Чёрный (морёный) дуб особенно ценится в столярных работах. Дубильные вещества пропитывающие древесину, предотвращают гниение, по этому из дуба делают бочки и паркет.

С корой дуба связано великое открытие клеточного строения растений Робертом Гуком в 1667 г. А в древности венком из дубовых ветвей награждали за спасение жизни и воинские подвиги.

Вед. 2: Да, говорить о лесе можно бесконечно. И в нашей выставке мы отразили лишь ничтожную часть лесной тематики. При этом мы говорили только о деревьях. А ведь лес – это и подрост, и подлесок, и лесные обитатели. Это и чистый воздух, и пожары, и рабочие места. Каждый в своей школе может расширить экспозицию, сообразуясь со своими представлениями о лесе. Но какими бы ни были наши представления о лесе, нам надо всегда помнить, что лес надо беречь.

И чтобы не было в газетах сообщений такого типа: «Старинный раскидистый дуб стоял на окраине села А. Много времени потратили учёные, чтобы установить возраст дуба. Одни утверждали, что ему 253 года, другие – что 287. И тогда за дело взялся дядя Петя. Не долго думая, он спилил дуб и по годичным кольцам установил, что дереву 262 года. Так пытливый умелец прекратил бесплотные споры учёных.» (3)

Вед. 1:  Или таких: «При постройке новой 16 рядной автострады из В. в С. строители по недосмотру оставили участок старинной просёлочной дороги с видом на прекрасные лесные поляны. Постоянное скопление автолюбителей на этом участке свидетельствует о явном интересе к лесным пейзажам.» (3)

Вед. 2: Поэтому лесу надо помогать. Как? Об этом свидетельствует ещё один стенд в нашей сегодняшней экспозиции. На нём представлены собранные учащимися школы жёлуди, каштаны, шишки, липовые орешки. Из них на пришкольном участке будет заложен питомник, а затем подросшие деревца, мы высадим в природу.

И надеемся, что даже в нашем степном районе, слова: «Давай сходим в лес» не будут звучать как насмешка.

Вед. 1:

Я в лес хожу за настроеньем,

Как за грибами ходишь ты.

Бреду в жужжанье и цветеньи

Через овраги и кусты .

И низко голову склоняю,

Как ни пред кем бы не склонил.

И в тайны добрые вникаю;

И набираюсь добрых сил.

Весь день среди цветов и трелей,

Весь день среди листвы и трав,

Хожу счастливый как в апреле,

Себя весенним снам отдав.

И лишь когда полночный месяц

Уронит радугу в росу

Я столько выношу из леса,

Что кажется не – донесу.   (3)

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1)    Смирнов Ю. И. «Популярная энциклопедия растений». (С – П, МиМ – Экспресс, 1997 г.)

2)    Женский календарь 1984 г. (М, Политиздат, 1983 г.)

3)    Лес и человек (ежегодник 1986, 1987, 1988, 1992 г.)

4)    «Георгиевские известия» (газета № 109 от 14. 09. 2002 г.)

5)    Ожегов С. И. «Толковый словарь русского языка» (М., Азъ, 1994 г.)

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал ""Лесное эхо" - экскурсия по выставке при изучении темы "Леса России" (8класс)."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Системный аналитик

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

 

 

"Лесное эхо" - экскурсия по выставке при изучении темы "Леса России" (8класс).

Цель:

познакомить учащихся с лесным сообществом исходя из разного понимания слова «лес», расширить знания учащихся по теме, показать малознакомые факты, связанные с лесом, показать экологическую направленность при изучении данной темы и её эстетическую направляющую. Акцентировать внимание на практической значимости изучения этой темы. Повысить интерес к изучению природы России, её охране и восстановлению. Стимулировать исследовательскую и познавательную деятельность учащихся при изучении природных сообществ.

Экскурсия по выставке готовится так, чтобы переходя от стола к столу (от стенда к стенду), учащиеся открывали для себя неизвестные или малоизвестные факты из жизни деревьев.

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 661 760 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Рейтинг: 1 из 5
  • 04.10.2020
  • 4718
  • 477
«Экология (базовый уровень)», Чернова Н.М, Галушин В.М., Константинов В.М.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 438
    • DOCX 68 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Тараканова Марина Васильевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Тараканова Марина Васильевна
    Тараканова Марина Васильевна
    • На сайте: 9 лет и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 29343
    • Всего материалов: 31

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Менеджер по туризму

Менеджер по туризму

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

География: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель географии

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 53 человека из 29 регионов
  • Этот курс уже прошли 209 человек

Курс профессиональной переподготовки

География: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель географии

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 980 человек из 81 региона
  • Этот курс уже прошли 3 376 человек

Курс повышения квалификации

Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения географии в условиях реализации ФГОС

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 40 человек из 25 регионов
  • Этот курс уже прошли 430 человек

Мини-курс

Этапы развития речи: от первых звуков до полноценной коммуникации

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 165 человек из 50 регионов
  • Этот курс уже прошли 140 человек

Мини-курс

Мастерство PowerPoint: систематизация, интерактивность и эффективность

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 1712 человек из 84 регионов
  • Этот курс уже прошли 152 человека

Мини-курс

Занимательное обучение русскому языку: основы орфоэпии и тайны русской орфографии

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 34 человека из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 34 человека