Мотива-ция. Этап
подготов-ки учащихся к активно-му и сознатель-ному усвоению нового материала
( )
|
Звучит
мелодия романса «Утро туманное» в исполнении Людмилы Зыкиной . Слайд 1
- Ребята, вы не
раз слышали этот романс. Кто автор слов?
(Иван Сергеевич
Тургенев.)
-Замечательные
стихи, замечательная музыка… Однако писательский гений Тургенева в полной
мере раскрылся в прозе! Но писатель снова и снова возвращается в свою
поэтическую молодость, исцеляет себя живительными токами поэзии родного слова,
никогда не забывая свою Родину.
Слайд 2 (портрет Тургенева)
На фоне
музыкального вступления к песне «Дорога без конца» (муз.Баневича)
(Читает учитель)
Дороги…
Дороги Тургенева. Размытые осенью. Пыльные летом. Зимние дороги, теряющиеся в
снежной мгле. Весенние, больше похожие на реки. Дороги вечного спутника.
Дороги Вечного странника. Гонимый судьбой. Ведомый путеводной звездой.
-Как
случилось, что признанный миром певец России умирает вдали от неё, так и не
свив себе тёплого семейного гнезда? Почему жизнь оборвала вековые корни и,
как река в половодье, унесла в неведомую даль, прибила к чужому берегу?
Судьба? Или собственная вина? Вероятно, и то, и другое.
--Свет высокой и
трагической любви входит в нашу жизнь и остаётся в ней, согревая и тревожа.
Учитель: - Ребята, давайте ещё раз назовём имя
женщины, которая была самой большой любовью писателя, была его музой?
(Французская певица Полина Виардо)
Слайд 3,
4, 5 (Портрет Виардо)
(высказывание)
« С той
самой минуты, как я увидел её в первый раз – с той роковой минуты я
принадлежал её весь… Я не мог жить нигде, где она не жила; я оторвался разом
от всего мне дорогого, от самой Родины, пустился вслед за этой женщиной… я,
право, и дышал-то вслед за нею»,- писал Тургенев в 1843 году.
Учитель :- Какие мечты, надежды волновали писателя? Он
не старался высказать их вслух. Но помимо его воли они изливались в его
произведениях и особенно в поздних. В последние годы жизни тяжело
заболевшего Тургенева все больше начинают посещать размышления о смысле
человеческого существования, о жизни и смерти.
- Здесь нет
прямых посвящений Полине Виардо, но именно любовь давала Тургеневу силы жить,
давала силы писать, поддерживала его в минуты отчаяния, научила ценить
каждое мгновение жизни.
Учитель Сегодня мы поговорим о новом жанре
литературы - стихотворениях в прозе. --В чем необычность названия
жанра?
Слайд 6.»Лебединая песня» И.С.Тургенева.
Стихотворения в прозе.
- Почему
лебединая песня?
Слайд 7.
Лебединая
песня – последнее
проявление таланта, самое лучшее. Впервые встречается в одной из басен
легендарного баснописца Древней Греции Эзопа (6 в до н.э.): «Говорят, что
лебеди поют перед смертью, обычно это молчаливые птицы»
Энциклопедический словарь
крылатых слов и выражений.
-Итак, какие
цели мы поставим на уроке?
Ученики: В чем особенность стихотворений в прозе?
Какие темы и проблемы поднимал в своих произведениях Иван Сергеевич Тургенев?
Именно на эти вопросы мы должны с вами найти ответы на сегодняшнем уроке.
Слайд8 . Цели: раскрыть идею стихотворений в прозе , их жанровое своеобразие;
развивать умение анализировать произведение.
|
Записывают дату,
тему урока
|
Этап изучения
нового материала ( )
|
Слайд9. История создания «Стихотворений в прозе»
Ученик (сообщение)
«Лебединой
песней» называли современники Тургенева «Стихотворения в прозе». Писатель их создаёт
с 1877 года. Они напечатаны в 1882 году в журнале «Вестник Европы», за год
до смерти писателя. Это своего рода поэтическое завещание большого мастера,
мудрого человека. Иван Сергеевич выбирает оригинальную в русской литературе
до той поры неизвестную форму лирических миниатюр в прозе.
Слайд 10.
( сообщение
ученика) «Стихотворения в прозе» состоят из 2-х разделов : «Senilia» (в пер. с латин. «Старческое») и «Новые стихотворения в прозе».
В первый
раздел вощло 51 стихотворение.
Во второй- 31
стихотворение, которые при жизни писателя не печатались.
В 1882 году
30 стихотворений при участии автора переведены на французский язык.
Учитель:
- В предисловии
к первой части И.С.Тургенев писал: Слайд 11
«Добрый мой читатель, не пробегай этих стихов сподряд: тебе,
вероятно, скучно станет…но читай их в враздробь: сегодня одно, завтра другое;
и которое-нибудь из них, может быть, заронит что-нибудь тебе в душу…
Сподряд - подряд
Враздробь – порознь
(звучит
аудиозапись)
Учитель:
- А теперь обратимся к темам, которые
поднимались в этих коротких лирических миниатюрах. Ребята, прозвучат темы произведений, их
названия. Постарайтесь записать как можно больше названий произведений
Тургенева.
(Слайд № 12) В этих произведениях Тургенев размышляет то о
неотвратимости смерти («Старуха», «Сон», «Собака», «Старик», то
вспоминает давно ушедшую любовь («Последнее свидание», «Как хороши,
как свежи были розы…», то задумывается о могуществе сил природы и
кратковременности человеческого бытия («Разговор», «Мои деревья»).
(Слайд № 13) – вера в силы жизни, в любовь, побеждающую смерть
(«Роза», «Воробей»). Другой силой жизни являются, по мнению писателя,
красота, поэзия, искусство («Два четверостишия», «Лазурное царство»,
«Посещение»).
(Слайд № 14) Глубоким восхищением проникнуты стихотворения
«Порог», «Памяти Ю. И. Вревской», в которых И. С. Тургенев славит
героический подвиг самопожертвования во имя счастья людей.
(Слайд № 15) Тема социального неравенства затронута в стихотворениях «Щи», «Два
богача» – давняя и излюбленная тема писателя: тяжелая доля крестьянина,
не имеющего чем щи посолить, на деле оказывающегося нравственно и духовно
богаче господ и банкиров.
Сатирические «Стихотворения в прозе» (Слайд № 12) высмеивают
эгоизм («Эгоист»), пошлость («Дурак»), низость и подлость в
поведении людей («Довольный человек», «Житейское правило»).
(Слайд № 16) В противовес этому Тургенев изобразил добрых и
честных простых людей («Маша», «Повесть его»).
(Слайд № 17)
Тема Родины торжественно
звучит в знаменитом стихотворении «Русский язык», выражая веру писателя в
великое будущее русского народа.
|
Учащиеся слушают
учителя, смотрят презентацию
|
3. Чтение и анализ произведений.
- А теперь познакомимся с некоторыми стихотворениями в прозе,
попытаемся их понять, проанализировать.
-- Стихотворение в прозе – «Близнецы». (Учитель читает
стихотворение сам или он может использовать фонохрестоматию.) (Слайд № 18)
А теперь давайте обсудим это стихотворение. (Слайд № 19)
- О чем это небольшое произведение?
- Почему автору стало жутко? Откуда возникло это чувство?
- Естественна ли ненависть друг к другу родных братьев, более того,
близнецов? Почему?
- Как вы полагаете, почему братья-близнецы так ненавидели друг друга?
-
Какое
слово повторяется? (одинаковый- это лексический повтор, для усиления
впечатления, для придания большей эмоциональности.)
---Основная,
ключевая фраза этого произведения – «…но мне-то не будет так жутко».
Автору жутко оттого, что люди слепы, не могут ценить друг друга.-Таким образом, в этом стихотворении
Тургенев предостерегает людей от злобы по отношению друг к другу, от слепой
ярости, направленной на другого человека. Автор призывает нас уважать друг
друга. Злоба, ненависть разрушают все не только вокруг человека, но и
самого человека. Чтение стихотворения учеником.
Учитель: Совсем иную проблему поднимает автор в произведении «Два богача».
(Стихотворение может прочитать учитель, можно использовать фонохрестоматию.) (Слайд
№ 20)
Слайд 21
Призреть –
устарелое, означает приютить кого-то, дать пропитание
Умилиться – испытать нежное, трогательное чувство
Убогий – крайне бедный, нищенский
Похлёбка – жидкий
суп, обычная еда бедных крестьянских семей в России
Диалог – разговор двух лиц
Давайте поразмышляем над прочитанным. (Слайд № 22)
- Понравилось ли вам это стихотворение в прозе Тургенева?
Почему?
- Почему автор «умиляется» Ротшильдом? За что он хвалит
известного богача-банкира?
- Была ли в действительности богата семья мужика,
приютившая племянницу-сироту?
- По каким деталям можно заключить, что семья мужика была
очень бедной? (домишко – маленький, бедный, нищенский)
- В каком смысле можно назвать «богатой» семью
нищего крестьянина? О каком богатстве идее речь? ( о красоте, которая
внутри, в сердце, в душе. Тургенев говорит о душевной красоте простых людей)
- Какой приём использует автор в ст-ии и с какой целью?
(Приём противопоставления героев. Это ст-е в прозе, как и «Записки охотника»,
с которых начинал творческий путь писатель, утверждает нравственное
превосходство простых людей над господсвующим классом)
- Почему после слов мужика стоит многоточие? Почему мужик
не смог произнести свою короткую реплику, не запинаясь?
( волновался, испытывал жалость к девочке)
- Назовите ключевую фразу, из которой следует, что
Тургенев преклонялся перед широтой души и нравственным богатством простого
русского человека? (Далеко Ротшильду до этого мужика!)
-Таким образом, помощь бедного мужика ценнее, т. к. он беднее
Ротшильда: взяв на воспитание сироту-племянницу, бедное семейство должно
отказать себе в самом необходимом. Это действие не преподносится мужиком как
что-то особенное, а как нечто обыденное, не заслуживающее особых эмоций. Стихотворение
поднимает проблему милосердия.
Чтение стихотворения
учеником.
Слово уч-я. Последние годы
жизни, будучи тяжело больным, тоскуя по России, Тургенев проводит во
Франции, рядом с любимой женщиной. Он понимает, что Россию, Спасское он
больше не увидит никогда. Никогда! Одиночество. Старость. Неизлечимая
болезнь. Россия далека. Размышления, размышления. Мысли о России его не
отпускают. Он не перестаёт думать о ней.
- Стихотворение «Русский
язык» написано Тургеневым в 1882 году вдали от России. (Чтение
стихотворения «Русский язык» учителем наизусть.) (Слайд № 23)
Обсудим
стихотворение. (Слайд № 24)
Словарная работа
Тягостный – трудный, мучительный
Впасть в отчаяние – прийти в неприятное,
тяжёлое состояние
Анализ текста. Работаем с текстом. Вспомним , что
означают следующие слова: рифма, ритмика, лирика, стихотворение….
Рифма – созвучие концов стихотворных строк
Ритм – равномерное чередование
каких-то элементов (в стихотворении это чередование ударных и безударных
слогов)
Лирика – вид поэзии, выражающий
чувства и переживания человека
Лирическое – такое, при котором на
первом месте стоят чувства, душевные переживания
Стихотворение – небольшое
лирическое произведение, написанное стихами
Эпитет – художественное определение,
выражающее чувства автора
Ритори́ческий
вопро́с — риторическая фигура, представляющая собой вопрос, ответ на который
заранее известен, или вопрос, на который даёт ответ сам спросивший.
- Каким словом Тургенев определяет свои раздумья о
родине?
(тягостные раздумья) А вам хочется узнать их
причину? Сам автор об этом не говорит. Так вот , нам поможет дата написания
пр-я – 1882 г.
Ученик
80-ые годы 19 века. Тяжёлые и
тёмные времена переживала Россия. Политически неспокойные годы, годы
террористов –революционеров, смуты . путаницы в умах, годы
грабительского роста капитализма, тяжёлая жизнь русского крестьянства, убийство
царя Александра11. Он сомневался в правильности действий интеллигенции и
народнической молодёжи А ещё – шла русско-турецкая война. Тургенев страдал.
Именно эта боль при виде того, что совершается дома, т.е. в России, и
выражено в ст-ии. И эти его мысли и чувства , переживания изложены в прозе
- Ещё раз обратимся к ст-ю в прозе «Р.я.». О чём оно? (о
р.я.)
- Какая мысль заключена в нём? (мысль о том, что
родной язык помогает автору пережить какие-то неприятные события)
- Какие мысли и чувства стремится передать здесь автор
и с какой интонацией? (с помощью торжественной, несколько
приподнятой интонацией автор выражает надежду на то, что русский народ –
великий народ)
- Какие Эпитеты исп-т автор, характеризуя РЯ? ( «великий»,
«могучий», «правдивый», «свободный» - они дают высокую оценку не только
РЯ, но и носителю этого языка – русскому народу – народ, говорящий на таком
языке, он и сам «великий» и «могучий». Не может народ, имеющий такую
культуру, такой язык, не быть великим. А если народ велик, то и будущее у
народа д.б. великим.
- Сколько предложений в ст-ии и каких? ( всего 3: 2
восклицательных, 1 вопрос-ое).
- О чём это нам говорит? (об эмоциональности,
взволнованности автора0
- Какой человек мог так вдохновенно сказать о Родном
языке? (Это истинный патриот, он беззаветно любит родной народ,
верит в его неиссякаемую силу и высоко ценит неповторимый его язык,
верит в будущее великого народа, который талантлив, вольнолюбив, способен к
подвигу, стремится к правде.
Недаром цикл «Стихотворений в прозе» завершается
именно этим пр-ем. Автор верил в лучшее будущее России. Тогда-то он
писал: «Душа моя, все мысли мои о России».
Тургенев много говорил о красоте русского языка. У
него есть и другие высказывания о русском языке: Слайд 25
«Пишите просто, искренно…»
«Берегите чистоту языка как святыню.
Никогда не употребляйте иностранных слов. Русский язык так богат и гибок, что
нам нечего брать у тех, кто беднее нас».
«Берегите наш язык, наш прекрасный
русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими
предшественниками… Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в
руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!»
- К сожалению, в наше время язык утрачивает красоту: речь
становится упрощённой, грубой, теряет индивидуальность, мы употребляем много
иностранных слов, штампов, молодёжным сленгом. Пусть слова великого русского
писателя послужат нам сигналом неким быть внимательными к своей речи.
Чтение стихотворения учеником.
|
Учащиеся слушают
стихотворение.
Примерные ответы
учащихся:
- Это произведение
о ссоре двух братьев-близнецов.
- Автору стало
жутко от картины, которую он увидел: ругались два брата, похожих друг на
друга как две капли воды. Они бранились, выкрикивали ругательства как бы в
свое лицо. Родные люди ругаются, потому что ненавидят друг друга непримиримо.
- Жутко, когда
чувства человека слепы, стихийны, не просветлены разумом, нравственностью.
- Злоба, ненависть
разрушают все не только вокруг человека, но и в самом человеке.
- Автор хочет
сказать: уважайте друг друга, умейте сдерживать себя, свои чувства.
Ученики слушают
стихотворение.
Примерные ответы
учеников:
- В стихотворении
«Два богача» сопоставляется щедрость богача Ротшильда, «который из громадных
своих доходов уделяет целые тысячи на воспитание детей, на лечение больных,
на призрение старых», с одним убогим крестьянским семейством, «принявшим
сироту-племянницу в свой разоренный домишко». Умиляясь поступком богача,
автор пишет: «Далеко Ротшильду до этого мужика».
- Благотворительность
богатого человека не затрагивает его личного материального благополучия. Бедное
же крестьянское семейство согласно отдать последние гроши на
воспитание Катьки-сироты. Теперь даже на соль беднякам не хватит.
- Бедняки
оказываются щедрее, т. к. готовы отдать последнее.
- Тургенев
сравнивает два типа богатства: огромные доходы Ротшильда и его
материальные затраты на благотворительность и душевное богатство крестьянского
семейства.
Ученики слушают
стихотворение.
Примерные ответы
учеников:
- Родной русский
язык является поддержкой и опорой человека в трудные минуты.
- Русский язык
охарактеризован с помощью эпитетов «великий, могучий, правдивый и свободный».
- Тургенев
испытывает чувство глубокой любви к своей родной стране и ее языку.
- Судьба народа
напрямую связана с развитием русского языка, который поражает своей глубиной
и красотой.
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.