Главная / Русский язык и литература / "Лебединая песня" И.С.Тургенева. Стихотворения в прозе.

"Лебединая песня" И.С.Тургенева. Стихотворения в прозе.


I. Технологическая карта урока.


Предмет: литература


Класс: 7


Тема урока: «Лебединая песня» И. С. Тургенева. «Стихотворения в прозе»


Цели урока:

- продолжение знакомства семиклассников с творчеством И. С. Тургенева;

- раскрытие перед читателями-школьниками художественных особенностей творчества И. С. Тургенева;

- повторение теоретико-литературных и историко-литературных сведений;

- развитие эмоциональной отзывчивости школьников на содержание прочитанного произведения литературы;

- воспитание уважительного отношения к истории и культуре русского народа.


Форма урока: комбинированный урок, включающий в себя слово учителя, работу с учебником, чтение произведений, беседу о прочитанном, презентацию.


Технологии: здоровьесбережения, личностно-ориентированного обучения, поэтапного формирования умственных действий, проблемного обучения.


Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.


Методы познания: наблюдение, анализ, сравнение.


Планируемые результаты обучения (УУД):

1) предметные: умение анализировать художественный текст, владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

2) познавательные: уметь осмысленно слушать и читать художественный текст и объяснять значение прочитанного; уметь строить устное высказывание; уметь самостоятельно делать выводы;

3) регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей; уметь планировать алгоритм ответа;

4) коммуникативные: строить монологические высказывания; формулировать собственное мнение и свою позицию;

5) личностные: формирование уважения к литературе; формирование этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.


Здоровье- и психосберегающая среда будет организована через создание комфортных условий для проведения урока, смену видов деятельности, соблюдение гигиенических требований


Оборудование урока: портрет И. С. Тургенева, презентация «Жизнь и творчество И. С. Тургенева», распечатанные тексты стихотворений в прозе И. С. Тургенева, фонохрестоматия




















II. Содержание урока

Этап урока, время

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Организационный этап. Самоопределение к учебной деятельности (1 мин)

- Я улыбнусь вам, а вы улыбнетесь друг другу. И подумаете: как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы скромны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. 
- Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злобу и беспокойство. Я желаю всем нам хорошего урока. 





Учащиеся настраиваются на работу.
















Мотива-ция. Этап подготов-ки учащихся к активно-му и сознатель-ному усвоению нового материала ( )

Звучит мелодия романса «Утро туманное» в исполнении Людмилы Зыкиной . Слайд 1


- Ребята, вы не раз слышали этот романс. Кто автор слов?

(Иван Сергеевич Тургенев.)


-Замечательные стихи, замечательная музыка… Однако писательский гений Тургенева в полной мере раскрылся в прозе! Но писатель снова и снова возвращается в свою поэтическую молодость, исцеляет себя живительными токами поэзии родного слова, никогда не забывая свою Родину.


Слайд 2 (портрет Тургенева)

На фоне музыкального вступления к песне «Дорога без конца» (муз.Баневича)

(Читает учитель)

Дороги… Дороги Тургенева. Размытые осенью. Пыльные летом. Зимние дороги, теряющиеся в снежной мгле. Весенние, больше похожие на реки. Дороги вечного спутника. Дороги Вечного странника. Гонимый судьбой. Ведомый путеводной звездой.

-Как случилось, что признанный миром певец России умирает вдали от неё, так и не свив себе тёплого семейного гнезда? Почему жизнь оборвала вековые корни и, как река в половодье, унесла в неведомую даль, прибила к чужому берегу? Судьба? Или собственная вина? Вероятно, и то, и другое.


--Свет высокой и трагической любви входит в нашу жизнь и остаётся в ней, согревая и тревожа.


Учитель: - Ребята, давайте ещё раз назовём имя женщины, которая была самой большой любовью писателя, была его музой? (Французская певица Полина Виардо)


Слайд 3, 4, 5 (Портрет Виардо)

(высказывание)

« С той самой минуты, как я увидел её в первый раз – с той роковой минуты я принадлежал её весь… Я не мог жить нигде, где она не жила; я оторвался разом от всего мне дорогого, от самой Родины, пустился вслед за этой женщиной… я, право, и дышал-то вслед за нею»,- писал Тургенев в 1843 году.


Учитель :- Какие мечты, надежды волновали писателя? Он не старался высказать их вслух. Но помимо его воли они изливались в его произведениях и особенно в поздних. В последние годы жизни тяжело заболевшего Тургенева все больше начинают посещать размышления о смысле человеческого существования, о жизни и смерти.

- Здесь нет прямых посвящений Полине Виардо, но именно любовь давала Тургеневу силы жить, давала силы писать, поддерживала его в минуты отчаяния, научила ценить каждое мгновение жизни.




Учитель Сегодня мы поговорим о новом жанре литературы - стихотворениях в прозе. --В чем необычность названия жанра?

Слайд 6.»Лебединая песня» И.С.Тургенева. Стихотворения в прозе.

- Почему лебединая песня?

Слайд 7.

Лебединая песня – последнее проявление таланта, самое лучшее. Впервые встречается в одной из басен легендарного баснописца Древней Греции Эзопа (6 в до н.э.): «Говорят, что лебеди поют перед смертью, обычно это молчаливые птицы»

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений.


-Итак, какие цели мы поставим на уроке?

Ученики: В чем особенность стихотворений в прозе? Какие темы и проблемы поднимал в своих произведениях Иван Сергеевич Тургенев? Именно на эти вопросы мы должны с вами найти ответы на сегодняшнем уроке.

Слайд8 . Цели: раскрыть идею стихотворений в прозе , их жанровое своеобразие; развивать умение анализировать произведение.






























































Записывают дату, тему урока

Этап изучения нового материала ( )

Слайд9. История создания «Стихотворений в прозе»

Ученик (сообщение)

«Лебединой песней» называли современники Тургенева «Стихотворения в прозе». Писатель их создаёт с 1877 года. Они напечатаны в 1882 году в журнале «Вестник Европы», за год до смерти писателя. Это своего рода поэтическое завещание большого мастера, мудрого человека. Иван Сергеевич выбирает оригинальную в русской литературе до той поры неизвестную форму лирических миниатюр в прозе.


Слайд 10. ( сообщение ученика) «Стихотворения в прозе» состоят из 2-х разделов : «Senilia» (в пер. с латин. «Старческое») и «Новые стихотворения в прозе».

В первый раздел вощло 51 стихотворение.

Во второй- 31 стихотворение, которые при жизни писателя не печатались.

В 1882 году 30 стихотворений при участии автора переведены на французский язык.


Учитель:

- В предисловии к первой части И.С.Тургенев писал: Слайд 11

«Добрый мой читатель, не пробегай этих стихов сподряд: тебе, вероятно, скучно станет…но читай их в враздробь: сегодня одно, завтра другое; и которое-нибудь из них, может быть, заронит что-нибудь тебе в душу…

Сподряд - подряд

Враздробь – порознь

(звучит аудиозапись)




Учитель:

- А теперь обратимся к темам, которые поднимались в этих коротких лирических миниатюрах. Ребята, прозвучат темы произведений, их названия. Постарайтесь записать как можно больше названий произведений Тургенева.


(Слайд № 12) В этих произведениях Тургенев размышляет то о неотвратимости смерти («Старуха», «Сон», «Собака», «Старик», то вспоминает давно ушедшую любовь («Последнее свидание», «Как хороши, как свежи были розы…», то задумывается о могуществе сил природы и кратковременности человеческого бытия («Разговор», «Мои деревья»).

(Слайд № 13) вера в силы жизни, в любовь, побеждающую смерть («Роза», «Воробей»). Другой силой жизни являются, по мнению писателя, красота, поэзия, искусство («Два четверостишия», «Лазурное царство», «Посещение»).

(Слайд № 14) Глубоким восхищением проникнуты стихотворения «Порог», «Памяти Ю. И. Вревской», в которых И. С. Тургенев славит героический подвиг самопожертвования во имя счастья людей.

(Слайд № 15) Тема социального неравенства затронута в стихотворениях «Щи», «Два богача» – давняя и излюбленная тема писателя: тяжелая доля крестьянина, не имеющего чем щи посолить, на деле оказывающегося нравственно и духовно богаче господ и банкиров.

Сатирические «Стихотворения в прозе» (Слайд № 12) высмеивают эгоизм («Эгоист»), пошлость («Дурак»), низость и подлость в поведении людей («Довольный человек», «Житейское правило»).

(Слайд № 16) В противовес этому Тургенев изобразил добрых и честных простых людей («Маша», «Повесть его»).

(Слайд № 17) Тема Родины торжественно звучит в знаменитом стихотворении «Русский язык», выражая веру писателя в великое будущее русского народа.

Учащиеся слушают учителя, смотрят презентацию

2. «Стихотворения в прозе».

Задание для учащихся: в рассказе прозвучат темы «Стихотворений в прозе», их названия. Постарайтесь записать как можно больше названий произведений Тургенева.

Проверка задания: ребята, прочитайте названия «Стихотворений в прозе» Ивана Сергеевича Тургенева, которые вы записали.

Учащиеся слушают учителя, смотрят презентацию.

В тетрадь записывают названия «Стихотворений в прозе» И. С. Тургенева.


Один ученик читает список произведений, остальные учащиеся дополняют его ответ.



3. Чтение и анализ произведений.

- А теперь познакомимся с некоторыми стихотворениями в прозе, попытаемся их понять, проанализировать.

-- Стихотворение в прозе – «Близнецы». (Учитель читает стихотворение сам или он может использовать фонохрестоматию.) (Слайд № 18)

А теперь давайте обсудим это стихотворение. (Слайд № 19)


- О чем это небольшое произведение?


- Почему автору стало жутко? Откуда возникло это чувство?


- Естественна ли ненависть друг к другу родных братьев, более того, близнецов? Почему?


- Как вы полагаете, почему братья-близнецы так ненавидели друг друга?

- Какое слово повторяется? (одинаковый- это лексический повтор, для усиления впечатления, для придания большей эмоциональности.)


---Основная, ключевая фраза этого произведения – «…но мне-то не будет так жутко». Автору жутко оттого, что люди слепы, не могут ценить друг друга.-Таким образом, в этом стихотворении Тургенев предостерегает людей от злобы по отношению друг к другу, от слепой ярости, направленной на другого человека. Автор призывает нас уважать друг друга. Злоба, ненависть разрушают все не только вокруг человека, но и самого человека. Чтение стихотворения учеником.

Учитель: Совсем иную проблему поднимает автор в произведении «Два богача». (Стихотворение может прочитать учитель, можно использовать фонохрестоматию.) (Слайд № 20)

Слайд 21

Призреть – устарелое, означает приютить кого-то, дать пропитание

Умилиться – испытать нежное, трогательное чувство

Убогий – крайне бедный, нищенский

Похлёбка – жидкий суп, обычная еда бедных крестьянских семей в России

Диалог – разговор двух лиц


Давайте поразмышляем над прочитанным. (Слайд № 22)

- Понравилось ли вам это стихотворение в прозе Тургенева? Почему?


- Почему автор «умиляется» Ротшильдом? За что он хвалит известного богача-банкира?


- Была ли в действительности богата семья мужика, приютившая племянницу-сироту?


- По каким деталям можно заключить, что семья мужика была очень бедной? (домишко – маленький, бедный, нищенский)


- В каком смысле можно назвать «богатой» семью  нищего крестьянина? О каком богатстве идее речь? ( о красоте, которая внутри, в сердце, в душе. Тургенев говорит о душевной красоте простых людей)


- Какой приём использует автор в ст-ии и с какой целью? (Приём противопоставления героев. Это ст-е в прозе, как и «Записки охотника», с которых начинал творческий путь писатель, утверждает нравственное превосходство простых людей над господсвующим классом)


- Почему после слов мужика стоит многоточие? Почему мужик не смог  произнести свою короткую реплику, не запинаясь? ( волновался, испытывал жалость к девочке)


- Назовите ключевую фразу, из которой следует, что Тургенев преклонялся перед широтой души и нравственным богатством простого русского человека? (Далеко Ротшильду до этого мужика!)

-Таким образом, помощь бедного мужика ценнее, т. к. он беднее Ротшильда: взяв на воспитание сироту-племянницу, бедное семейство должно отказать себе в самом необходимом. Это действие не преподносится мужиком как что-то особенное, а как нечто обыденное, не заслуживающее особых эмоций. Стихотворение поднимает проблему милосердия.

Чтение стихотворения учеником.


Слово уч-я. Последние годы жизни, будучи тяжело больным, тоскуя по России, Тургенев проводит во Франции, рядом с любимой женщиной. Он понимает, что Россию, Спасское он больше не увидит никогда. Никогда! Одиночество. Старость. Неизлечимая болезнь. Россия далека. Размышления, размышления. Мысли о России его не отпускают. Он не перестаёт думать о ней.


- Стихотворение «Русский язык» написано Тургеневым в 1882 году вдали от России. (Чтение стихотворения «Русский язык» учителем наизусть.) (Слайд № 23)


Обсудим стихотворение. (Слайд № 24)

Словарная работа

Тягостный – трудный, мучительный

Впасть в отчаяние – прийти в неприятное, тяжёлое состояние

Анализ текста. Работаем с  текстом. Вспомним , что означают следующие слова: рифма, ритмика, лирика, стихотворение….

 Рифма – созвучие концов стихотворных строк

 Ритм – равномерное чередование каких-то элементов (в стихотворении это чередование ударных и безударных слогов)

 Лирика – вид поэзии, выражающий чувства и переживания человека

Лирическое – такое, при котором  на первом месте стоят чувства, душевные переживания

 Стихотворение – небольшое лирическое произведение, написанное стихами

Эпитет – художественное определение, выражающее чувства автора

Ритори́ческий вопро́с  риторическая фигура, представляющая собой вопрос, ответ на который заранее известен, или вопрос, на который даёт ответ сам спросивший.

- Каким словом Тургенев определяет свои раздумья о родине?

(тягостные раздумья) А вам хочется узнать их причину? Сам автор об этом не говорит. Так вот , нам поможет дата написания пр-я – 1882 г.

Ученик

80-ые годы 19 века. Тяжёлые и тёмные времена переживала Россия. Политически неспокойные годы, годы террористов –революционеров, смуты . путаницы в  умах, годы грабительского роста капитализма, тяжёлая жизнь русского крестьянства, убийство царя Александра11. Он сомневался в правильности действий интеллигенции и народнической молодёжи А ещё – шла русско-турецкая война. Тургенев страдал. Именно эта боль при виде того, что совершается дома, т.е. в России, и выражено в ст-ии. И эти его мысли и чувства , переживания изложены в прозе


- Ещё раз обратимся к ст-ю в прозе «Р.я.». О чём оно? (о р.я.)


- Какая мысль заключена в нём? (мысль о том, что родной язык помогает автору пережить какие-то неприятные события)


- Какие мысли и чувства стремится передать здесь автор и с какой интонацией? (с помощью торжественной, несколько приподнятой интонацией автор выражает надежду на то, что русский народ – великий народ)


- Какие Эпитеты исп-т автор, характеризуя РЯ? ( «великий», «могучий», «правдивый», «свободный» - они дают высокую оценку не только РЯ, но и носителю этого языка – русскому народу – народ, говорящий на таком языке, он и сам «великий» и «могучий». Не может народ, имеющий такую культуру, такой язык, не быть великим. А если народ велик, то и будущее у народа д.б. великим.

- Сколько предложений в ст-ии и каких? ( всего 3: 2 восклицательных, 1 вопрос-ое).


- О чём это нам говорит? (об эмоциональности, взволнованности автора0


- Какой человек мог так вдохновенно сказать о Родном языке? (Это истинный патриот, он беззаветно любит родной народ, верит в его неиссякаемую  силу и высоко ценит неповторимый его язык, верит в будущее великого народа, который талантлив, вольнолюбив, способен к подвигу, стремится к правде.

Недаром цикл «Стихотворений в прозе» завершается  именно этим пр-ем. Автор верил в лучшее будущее России. Тогда-то он писал: «Душа моя, все мысли мои о России».

Тургенев много говорил о красоте русского языка. У него есть и другие высказывания о русском языке: Слайд 25

       «Пишите просто, искренно…»

       «Берегите чистоту языка как святыню. Никогда не употребляйте иностранных слов. Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас».

       «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками… Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!»

- К сожалению, в наше время язык утрачивает красоту: речь становится упрощённой, грубой, теряет индивидуальность, мы употребляем много иностранных слов, штампов, молодёжным сленгом. Пусть слова великого русского писателя послужат нам сигналом неким быть внимательными к своей речи.


Чтение стихотворения учеником.


Учащиеся слушают стихотворение.



Примерные ответы учащихся:

- Это произведение о ссоре двух братьев-близнецов.

- Автору стало жутко от картины, которую он увидел: ругались два брата, похожих друг на друга как две капли воды. Они бранились, выкрикивали ругательства как бы в свое лицо. Родные люди ругаются, потому что ненавидят друг друга непримиримо.

- Жутко, когда чувства человека слепы, стихийны, не просветлены разумом, нравственностью.

- Злоба, ненависть разрушают все не только вокруг человека, но и в самом человеке.

- Автор хочет сказать: уважайте друг друга, умейте сдерживать себя, свои чувства.


Ученики слушают стихотворение.

Примерные ответы учеников:

- В стихотворении «Два богача» сопоставляется щедрость богача Ротшильда, «который из громадных своих доходов уделяет целые тысячи на воспитание детей, на лечение больных, на призрение старых», с одним убогим крестьянским семейством, «принявшим сироту-племянницу в свой разоренный домишко». Умиляясь поступком богача, автор пишет: «Далеко Ротшильду до этого мужика».

- Благотворительность богатого человека не затрагивает его личного материального благополучия. Бедное же крестьянское семейство согласно отдать последние гроши на воспитание Катьки-сироты. Теперь даже на соль беднякам не хватит.

- Бедняки оказываются щедрее, т. к. готовы отдать последнее.

- Тургенев сравнивает два типа богатства: огромные доходы Ротшильда и его материальные затраты на благотворительность и душевное богатство крестьянского семейства.















Ученики слушают стихотворение.




Примерные ответы учеников:

- Родной русский язык является поддержкой и опорой человека в трудные минуты.

- Русский язык охарактеризован с помощью эпитетов «великий, могучий, правдивый и свободный».

- Тургенев испытывает чувство глубокой любви к своей родной стране и ее языку.

- Судьба народа напрямую связана с развитием русского языка, который поражает своей глубиной и красотой.


Этап закрепления нового материала (8 мин)

Мы рассмотрели несколько стихотворений в прозе, вы первый раз читали стихотворения, написанные в этом жанре. Давайте попробуем определить его специфические черты. Работа в парах

Даны таблицы. Определите специфику данного жанра.

Поэзия

Содержание

Проза

+

Рифма

-

+

Ритм

-

+

Размер (ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест)

-

Чаще небольшой

Объём

Больше, чем стихи

Строфы, строки

Способ размещения на листе

Сплошной текст

Передать чувства, переживания, впечатления, эмоции автора. Сюжет отсутствует

Цель

Передать сюжет, вызвать какие-то представления. Пересказ рассказа, романа возможен, а стихотворения – нет.


(Слайд № 26)

Стихотворение в прозе – это лирическое произведение в прозаической форме, для которого характерны:

- небольшой объем;

- повышенная эмоциональность стиля;

- образность;

- прозаический ритм.

Таким образом, в стихотворениях в прозе Тургенев выражает веру в душевную силу, нравственную мощь, духовную стойкость своего народа, помнит и любит свою Родину.

Отрывок из видео фильма Тургенев о Родине



Учащиеся вспоминают, что такое стихотворение, сравнивают поэзию и прозу, пытаются сформулировать определение понятия «стихотворения в прозе»


Учащиеся записывают в тетрадь определение понятия «стихотворение в прозе».

Инструктаж по выполнению домашнего задания (1 мин)

Выучить наизусть одно из стихотворений в прозе И. С. Тургенева.

Проиллюстрировать любое понравившееся стихотворение в прозе (по желанию)

Написать своё стихотворение в прозе.


Подведение итогов уроков. Рефлексия (3 мин)

Ребята, я надеюсь, что сегодня на уроке вы узнали много нового, интересного и полезного.


- Достигли мы поставленных на уроке целей (раскрыть идею стихотворений в прозе, их жанровое своеобразие; развивать умение анализировать произведение).


- Чему научили вас изученные сегодня произведения?


Рефлексия


Выставление оценок за урок. Лист самооценки.




Учащиеся высказывают свое мнение.




"Лебединая песня" И.С.Тургенева. Стихотворения в прозе.
  • Русский язык и литература
Описание:

Цели урока: продолжение знакомства семиклассников с творчеством И. С. Тургенева;

         - раскрытие перед читателями-школьниками художественных особенностей творчества И. С. Тургенева;

         - повторение теоретико-литературных и историко-литературных сведений;

         - развитие эмоциональной отзывчивости школьников на содержание прочитанного произведения литературы;

         - воспитание уважительного отношения к истории и культуре русского народа.

 

         Форма урока: комбинированный урок, включающий в себя слово учителя, работу с учебником, чтение произведений, беседу о прочитанном, презентацию.

 

         Технологии: здоровьесбережения, личностно-ориентированного обучения, поэтапного формирования умственных действий, проблемного обучения.

 

         Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

 

 

         Методы познания: наблюдение, анализ, сравнение.

Автор Щербак Виктория Ильинична
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1300
Номер материала 24092
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓