Главная / Начальные классы / "Как помочь ребенку в учебе"

"Как помочь ребенку в учебе"

Методическая разработка родительского собрания

«Как помочь ребёнку в учёбе»


Цель: Повышение педагогической культуры родителей по вопросу помощи ребенку в учебе; интеграция усилий семьи и педагогов в деятельности по развитию личности ребенка.

Задачи:

- проинформировать родителей о причинах снижения успеваемости и познавательного интереса учащихся;

- определить уровень внимания, которое родители уделяют своему ребёнку;

- выработать общие пути подхода к решению возникшей проблемы.

Методики использования материала: анкетирование, диалог, индивидуальные беседы.

Механизм использования разработки

Разработка реализуется в соответствии со следующими мероприятиями:

  1. Проводится предварительное микроисследование: а) анкетирование учащихся «Изучение мотивации и отношения к учебным предметам», позволяющее выявить некоторые причины снижения успеваемости; б) анкетирование «Ребёнок – родитель».

  2. На собрании с родителями проводится анкетирование «Ребёнок – родитель». Результаты позволят родителям определить степень внимания, которое они уделяют своему ребёнку.

  3. Решение педагогических ситуаций стимулирует вовлечение родителей в диалог, призывает к поиску совместных путей решения проблемы.

  4. Индивидуальная работа с родителями.

  5. Советы классного руководителя по данной проблеме логически завершают совместную работу.

Оборудование и материалы: компьютер, проектор, экран, презентация в формате ppt, бланки анкеты для родителей.


Ход собрания

I. Организационный момент

II. Выступление классного руководителя

Слайд 2

В наши дни детям приходится усваивать множество информации. Это происходит день за днём и наваливается, как снежный ком. Каждому из нас знакомо выражение: «Ученье – свет». А мне бы ещё хотелось добавить, что учение – благо, оно делает человека мудрее, добрее, богаче и духовно, и материально (что немаловажно в наше время). Однако я соглашусь с В.А. Сухомлинским, утверждавшим, что «из-за того, что учение в нашем обществе стало не только общедоступным, но и обязательным, в глазах многих молодых людей оно перестало быть благом». Более того, для многих ребят оно не только обременительно, но является наказанием, а выполнение домашнего задания – мучением.

Как сделать так, чтобы учение стало желаннным и привлекательным, как помочь ребёнку в учёбе?

Есть категория родителей, которые легкомысленно относятся к тому, как их ребёнок выполняет домашние задания. Обычно контроль за выполнением домашнего задания заканчивается вместе в обучением в начальной школе. Приходится часто слышать подобные фразы: «Зачем его проверять? Взрослый уже, пусть сам думает», «Сейчас другая программа, я ничего в этом не смыслю». Хорошо, если ребёнок сам справляется, а если нет?

Психологи уже давно доказали, что ответственный подход детей к выполнению домашнего задания способствует не только обучению, но и развитию навыков, без которых не обойтись не только в школе, но и в жизни: организованность, готовность к решению проблем, внимание, память, умение сформулировать задачу, настойчивость и дисциплинированность.
Слайд 3

Сколько бы ни было ребёнку лет, он нуждается в родительской помощи. Но как работающие, всегда занятые родители могут помочь? Самая незамысловатая отговорка о собственном незнание материала не повод устраняться от помощи своему ребёнку, особенно, если это старшеклассник. Совсем не обязательно владеть теорией материала, который изучает ваш ребёнок, вы не должны решать за него задачи и делать упражнения. Главное, что вы можете сделать для него – поддержать морально, создать необходимые условия. Одним словом, не самоустраняйтесь в процессе воспитания и обучения своего ребенка.

Слайд 4.

Выполнение школьниками домашних заданий — обязательная часть учебы. Безусловный долг родителей состоит в том, чтобы наладить процесс приготовления домашних заданий. Ребёнок должен испытывать чувство ответственности за то, что он делает, потому что оно является залогом успеха в учебе и жизни.

Слайд 5.

Воспитание чувства ответственности неотделимо от умения доводить начатое дело до конца.

Важен ещё один момент. «Прежде всего, в ученике надо видеть человека, а не хранилище знаний, которые надо усваивать, усваивать и усваивать. Знания лишь тогда становятся благом, когда они рождаются из слияния внутренних духовных сил человека и мира, который познаётся… Миссия воспитателя заключается в том, чтобы открыть детям непонятное, пробудить стремление узнать», - думаю, что эти слова В.А. Сухомлинского должны быть адресованы не только учителям, но и родителям.

Поэтому если ваш ребёнок не справляется со школьной программой и не делает домашнее задание, не вешайте сразу на него ярлык лодыря и не восклицайте в панике: «Я не знаю, что мне с ним делать». Для начала попытайтесь разобраться в причинах, которые привели к такой ситуации.

Слайд 6.

Среди них могут быть следующие:

  1. Объективные трудности, непонимание конкретной темы. Может быть так, что они вытекают из отношений педагога и ребёнка: дети неохотно занимаются предметом (даже если он их интересует) потому, что не симпатизируют преподавателю. В более частых случаях внимание ребёнка отвлечено на посторонние вещи, отсюда – невнимательность при получении новых знаний и невозможность их воспроизвести.

  2. Желание привлечь к себе внимание взрослых. В семьях, где родители в бытовой спешке недодают детям элементарного человеческого тепла, это единственный способ привлечь к себе внимание.

  3. Избалованность: чрезмерная опека может привести к диктату со стороны ребёнка.

  4. Страх неудачи, который мешает ребёнку сосредоточиться. Подобная ситуация складывается, если родители или учитель наказывают ребёнка за неуспехи. Может случится и так, что ребёнок будет связывать наказание с обучением, в результате чего его общеобразовательные знания будут недостаточными.


III. Анализ анкет учащихся проводится с целью выявить некоторые причины снижения успеваемости. Анкетирование «Изучение мотивации и отношения к учебным предметам» (см. Приложение 1) проводится с учащимися накануне собрания.


IV. Анкетирование родителей и беседа по результатам анкет «Родитель – ребёнок».

Цель: сопоставив свой результат анкеты и результат ребёнка, каждый родитель сможет выяснить для себя, достаточно ли он уделяет внимания своему ребёнку (см. Приложение 2, приложение 3).

Можно поинтересоваться, ожидали ли они подобных результатов. Скорее всего будут такие родители, которые неожиданно для себя выяснят, что необходимо пересмотреть отношения с детьми.

Классный руководитель. Именно активное присутствие родителей в жизни детей даёт последним чувство безопасности и уверенности в себе. Такие дети общительны, находчивы, способные разобраться в различных общественных ситуациях.

Если родители чрезмерно требовательны, не дают ребёнку самостоятельности, то дети теряют веру в себя, у них появляется неуверенность, что приводит и к трудностям в отношениях с окружающими, и к трудностям в учёбе.

Когда родители вовсе не интересуются жизнью своего ребёнка, вольно или невольно уклоняются от общения с ним, ребёнок может попасть под влияние первых попавшихся «авторитетов», что приведёт к конфликтам в школе, к непониманию дома, к снижению успеваемости и исчезновению интереса к учёбе.

Можно сделать вывод, что школа, безусловно, несёт отвественость за воспитание детей, но всё-таки главной воспитывающей средой является семья: именно от отношения родителей и детей зависит поведение ребёнка и, конечно же, желание учиться. Выяснив причины проблемы, нужно искать пути решения.


V. Решение педагогических ситуаций.

Слайд 7

Ситуация первая: ребенок в отчаянии от того, что не может решить задачу. При этом на Ваши вопросы об ее содержании отвечает с трудом или не отвечает вовсе. Как в этой ситуации должен действовать родитель, который, возможно, и сам не силен в математике?

Слайд 8.

Ситуация вторая: накануне ребенок долго и упорно учил историю, но строгий учитель потребовал не только воспроизведения содержания параграфа, но и задал ряд вопросов по нему. В итоге -  «тройка». Ребенок заявляет, что больше предмет он учить не будет, потому что «бесполезно». Что делать?

Слайд 9.

Ситуация третья: пришли с работы и застали ребенка в слезах. Поговорив с ребенком, понимаете, что он не знает, как писать сочинение: с чего начинать, как выбрать главное. Но самая большая трудность в том, что ребенок абсолютно уверен, что у него это никогда не получится. Кроме того, его уже давно ждут друзья, чтобы поиграть во дворе в футбол, ведь он ключевая фигура - вратарь.  Как помочь ребенку?

VI. Советы по решаемой проблеме.

Нет таблетки, которая вылечила бы все болезни разом. Так же с процессом воспитания. Но безвыходных ситуаций не бывает. Что делать, если заставить ребёнка учится крайне сложно? Нужно найти такую мотивацию, чтобы ребенку захотелось выполнить предложенную работу, чтобы не только результат, но и сам процесс выполнения работы был для ребенка приятен. Поощряйте своего ребенка за хорошо выполненное домашнее задание, хвалите его, радуйтесь его результатам, связанным с положительной отметкой. Формируйте у ребенка культуру умственного труда, интересуйтесь, какую дополнительную литературу можно использовать для качественного выполнения домашних заданий. Консультируйтесь с учителями-предметниками, если видите, что ваш ребенок испытывает затруднения с подготовкой домашних заданий (слайды 10-17).

Нет единого правила для всех и на все случаи жизни. Каждый ребёнок уникален, уникальны и наши отношения с ним. Философ Руссо говорил: «Дети пусть делают то, что хотят, а хотеть они должны то, что хочет педагог». Если мы хотим, что бы у наших детей не возникали проблемы с успеваемостью, не появлялось нежелание учиться, то не только учителя, но и родители постоянно должны совершенствовать знания о своем ребенке. Это залог успеха. Они лучше всех знают своего ребенка и скорее могут прийти на помощь, если у него возникнут проблемы в учебе. Только сами родители, подробно проанализировав сложившуюся ситуацию, смогут понять, чем вызвано нежелание учиться.


VII. Индивидуальные вопросы классному руководителю.


VIII. Решение родительского собрания.

  1. Родителям проводить больше времени с детьми и совместно с ними разработать программу действий по решению возникших проблем.

  2. Поддерживать постоянное сотрудничество родителей, детей и педагогов.



"Как помочь ребенку в учебе"
  • Начальные классы
Описание:

Методическая разработка родительского собрания

«Как помочь ребёнку в учёбе»

 

Цель: Повышение педагогической культуры родителей по вопросу помощи ребенку в учебе; интеграция усилий семьи и педагогов в деятельности по развитию личности ребенка.

Задачи:

- проинформировать родителей о причинах снижения успеваемости и познавательного интереса учащихся;

- определить уровень внимания, которое родители уделяют своему ребёнку;

- выработать общие пути подхода к решению возникшей проблемы.

Методики использования материала: анкетирование, диалог, индивидуальные беседы.

Механизм использования разработки

Разработка реализуется в соответствии со следующими мероприятиями:

1.         Проводится предварительное микроисследование: а) анкетирование учащихся «Изучение мотивации и отношения к учебным предметам», позволяющее выявить некоторые причины снижения успеваемости; б) анкетирование «Ребёнок – родитель».

2.         На собрании с родителями проводится анкетирование «Ребёнок – родитель». Результаты позволят родителям определить степень внимания, которое они уделяют своему ребёнку.

3.         Решение педагогических ситуаций стимулирует вовлечение родителей в диалог, призывает к поиску совместных путей решения проблемы.

4.         Индивидуальная работа с родителями.

5.         Советы классного руководителя по данной проблеме логически завершают совместную работу.

Оборудование и материалы: компьютер, проектор, экран, презентация в формате ppt, бланки анкеты для родителей.

 

Ход собрания

I. Организационный момент

II. Выступление классного руководителя

Слайд 2

В наши дни детям приходится усваивать множество информации. Это происходит день за днём и наваливается, как снежный ком. Каждому из нас знакомо выражение: «Ученье – свет». А мне бы ещё хотелось добавить, что учение – благо, оно делает человека мудрее, добрее, богаче и духовно, и материально (что немаловажно в наше время). Однако я соглашусь с В.А. Сухомлинским, утверждавшим, что «из-за того, что учение в нашем обществе стало не только общедоступным, но и обязательным, в глазах многих молодых людей оно перестало быть благом». Более того, для многих ребят оно не только обременительно, но является наказанием, а выполнение домашнего задания – мучением.

            Как сделать так, чтобы учение стало желаннным и привлекательным, как помочь ребёнку в учёбе?

            Есть категория родителей, которые легкомысленно относятся к тому, как их ребёнок выполняет домашние задания. Обычно контроль за выполнением домашнего задания заканчивается вместе в обучением в начальной школе. Приходится часто слышать подобные фразы: «Зачем его проверять? Взрослый уже, пусть сам думает», «Сейчас другая программа, я ничего в этом не смыслю». Хорошо, если ребёнок сам справляется, а если нет?

Психологи уже давно доказали, что ответственный подход детей к выполнению домашнего задания способствует не только обучению, но и развитию навыков, без которых не обойтись не только в школе, но и в жизни: организованность, готовность к решению проблем, внимание, память, умение сформулировать задачу, настойчивость и дисциплинированность.
            Слайд 3

Сколько бы ни было ребёнку лет, он нуждается в родительской помощи. Но как работающие, всегда занятые родители могут помочь? Самая незамысловатая отговорка о собственном незнание материала не повод устраняться от помощи своему ребёнку, особенно, если это старшеклассник. Совсем не обязательно владеть теорией материала, который изучает ваш ребёнок, вы не должны решать за него задачи и делать упражнения. Главное, что вы можете сделать для него – поддержать морально, создать необходимые условия. Одним словом, не самоустраняйтесь в процессе воспитания и обучения своего ребенка. 

Слайд 4.

Выполнение школьниками домашних заданий — обязательная часть учебы. Безусловный долг родителей состоит в том, чтобы наладить процесс приготовления домашних заданий. Ребёнок должен испытывать чувство ответственности за то, что он делает, потому что оно является залогом успеха в учебе и жизни.

Слайд 5.

Воспитание чувства ответственности неотделимо от умения доводить начатое дело до конца.

Важен ещё один момент. «Прежде всего, в ученике надо видеть человека, а не хранилище знаний, которые надо усваивать, усваивать и усваивать. Знания лишь тогда становятся благом, когда они рождаются из слияния внутренних духовных сил человека и мира, который познаётся… Миссия воспитателя заключается в том, чтобы открыть детям непонятное, пробудить стремление узнать», - думаю, что эти слова В.А. Сухомлинского должны быть адресованы не только учителям, но и родителям.

Поэтому если ваш ребёнок не справляется со школьной программой и не делает домашнее задание, не вешайте сразу на него ярлык лодыря и не восклицайте в панике: «Я не знаю, что мне с ним делать».  Для начала попытайтесь разобраться в причинах, которые привели к такой ситуации.

Слайд 6.

Среди них могут быть следующие:

1.      Объективные трудности, непонимание конкретной темы. Может быть так, что они вытекают из отношений педагога и ребёнка: дети неохотно занимаются предметом (даже если он их интересует) потому, что не симпатизируют преподавателю. В более частых случаях внимание ребёнка отвлечено на посторонние вещи, отсюда – невнимательность при получении новых знаний и невозможность их воспроизвести.

2.      Желание привлечь к себе внимание взрослых. В семьях, где родители в бытовой спешке недодают детям элементарного человеческого тепла, это единственный способ привлечь к себе внимание.

3.      Избалованность: чрезмерная опека может привести к диктату со стороны ребёнка.

4.      Страх неудачи, который мешает ребёнку сосредоточиться. Подобная ситуация складывается, если родители или учитель наказывают ребёнка за неуспехи. Может случится и так, что ребёнок будет связывать наказание с обучением, в результате чего его общеобразовательные знания будут недостаточными.

 

III. Анализ анкет учащихся проводится с целью выявить некоторые причины снижения успеваемости. Анкетирование «Изучение мотивации и отношения к учебным предметам» (см. Приложение 1) проводится  с учащимися накануне собрания.

 

IV. Анкетирование родителей и беседа по результатам анкет «Родитель – ребёнок».

Цель: сопоставив свой результат анкеты и результат ребёнка, каждый родитель сможет выяснить для себя, достаточно ли он уделяет внимания своему ребёнку (см. Приложение 2, приложение 3).

Можно поинтересоваться, ожидали ли они подобных результатов. Скорее всего будут такие родители, которые неожиданно для себя выяснят, что необходимо пересмотреть отношения с детьми.

Классный руководитель. Именно активное присутствие родителей в жизни детей даёт последним чувство безопасности и уверенности в себе. Такие дети общительны, находчивы, способные разобраться в различных общественных ситуациях.

Если родители чрезмерно требовательны, не дают ребёнку самостоятельности, то дети теряют веру в себя, у них появляется неуверенность, что приводит и к трудностям в отношениях с окружающими, и к трудностям в учёбе.

Когда родители вовсе не интересуются жизнью своего ребёнка, вольно или невольно уклоняются от общения с ним, ребёнок может попасть под влияние первых попавшихся «авторитетов», что приведёт к конфликтам в школе, к непониманию дома, к снижению успеваемости и исчезновению интереса к учёбе.

Можно сделать вывод, что школа, безусловно, несёт отвественость за воспитание детей, но всё-таки главной воспитывающей средой является семья: именно от отношения родителей и детей зависит поведение ребёнка и, конечно же, желание учиться. Выяснив причины проблемы, нужно искать пути решения.

 

V. Решение педагогических ситуаций.

Слайд 7

Ситуация первая: ребенок в отчаянии от того, что не может решить задачу. При этом на Ваши вопросы об ее содержании­ отвечает с трудом или не отвечает вовсе. Как в этой ситуации должен действовать родитель, который, возможно, и сам не силен в математике?

Слайд 8.

Ситуация вторая: накануне ребенок долго и упорно учил историю, но строгий учитель потребовал не только воспроизведения содержания параграфа, но и задал ряд вопросов по нему. В итоге -  «тройка». Ребенок заявляет, что больше предмет он учить не будет, потому что «бесполезно». Что делать?

Слайд 9.

Ситуация третья: пришли с работы и застали ребенка в слезах. Поговорив с ребенком, понимаете, что он не знает, как писать сочинение: с чего начинать, как выбрать главное. Но самая большая трудность в том, что ребенок абсолютно уверен, что у него ­это никогда не получится. Кроме того, его уже давно ждут друзья, чтобы поиграть во дворе в футбол, ведь он ключевая фигура - вратарь.  Как помочь ребенку?

 

VI. Советы по решаемой проблеме.

Нет таблетки, которая вылечила бы все болезни разом. Так же с процессом воспитания. Но безвыходных ситуаций не бывает. Что делать, если заставить ребёнка учится крайне сложно? Нужно найти такую мотивацию, чтобы ребенку захотелось выполнить предложенную работу, чтобы не только результат, но и сам процесс выполнения работы был для ребенка приятен. Поощряйте своего ребенка за хорошо выполненное домашнее задание, хвалите его, радуйтесь его результатам, связанным с положительной отметкой. Формируйте у ребенка культуру умственного труда, интересуйтесь, какую дополнительную литературу можно использовать для качественного выполнения домашних заданий. Консультируйтесь с учителями-предметниками, если видите, что ваш ребенок испытывает затруднения с подготовкой домашних заданий (слайды 10-17).

Нет единого правила для всех и на все случаи жизни. Каждый ребёнок уникален, уникальны и наши отношения с ним. Философ Руссо говорил: «Дети пусть делают то, что хотят, а хотеть они должны то, что хочет педагог». Если мы хотим, что бы у наших детей не возникали проблемы с успеваемостью, не появлялось нежелание учиться, то не только учителя, но и родители постоянно должны совершенствовать знания о своем ребенке. Это залог успеха. Они лучше всех знают своего ребенка и скорее могут прийти на помощь, если у него возникнут проблемы в учебе. Только сами родители, подробно проанализировав сложившуюся ситуацию, смогут понять, чем вызвано нежелание учиться.

 

VII. Индивидуальные вопросы классному руководителю.

 

VIII. Решение родительского собрания.

1.                          Родителям проводить больше времени с детьми и совместно с ними разработать программу действий по решению возникших проблем.

2.                          Поддерживать постоянное сотрудничество родителей, детей и педагогов.

  

 

 

 

 

План-конспект урока русского языка

 

Тема урока:Род и число имён существительных.

Продолжительность учебного занятия - 45 минут

Цель:  совершенствовать умения определять род и число имени существительного в речи.

Задачи:

1.Коррекционно-образовательная.

 К концу урока мои ученики

 будут знать: род и число имени существительного;

будут уметь: правильно задавать вопросы, употреблять существительные в нужной форме;

приобретут навыки:  находить существительные и правильно определять их род и число  в словосочетаниях и предложениях;

                    2. Коррекционно-развивающая:  корректировать аналитико – синтетическую  деятельность, познавательные процессы; развивать устную и письменную речь обучающихся;   содействовать развитию у детей умений осуществлять самоконтроль, самоанализ и самокоррекцию учебной деятельности.

3. Коррекционно-воспитательная: формировать социальные представления об окружающем мире, воспитывать положительные межличностные отношения.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, слайд-презентация; аудиозапись.

Дидактические материалы к учебному занятию:  карточка № 1  «Индивидуальная дифференцированная  работа»; карточка № 2 «Деформированный текст»; план урока на стенах класса; опорные слова для  проведения игры «Молчанка»; сигнальные карточки.

 

Характеристика обучающихся, воспитанников (возраст, класс, особенности) Урок разработан для учащихся 5 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида.  Возраст –11-12 лет. В классе –8 обучающихся. Согласно  классификации  В.В. Воронковой  детей условно можно разделить на 3 группы:

1 гр. -  2 человека;

2гр. -  4 человека;

3гр. -  2 человека;

 

 

 

 

 

Описание урока

 

Этап урока

Время

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся, воспитанников

Оборудование

Технологии, методы, приёмы,

формы

1.Начало урока: разогрев класса, включающий эмоциональную разминку

2 мин

Организация внимания и внутренней готовности к получению знаний

-Приветствие.

-Доброе утро! Я  рада приветствовать вас!

Приём: Удивляй!

Учитель читает загадку:

Запорошила дорожки.

Разукрасила окошки.

Радость детям подарила

И на санках прокатила. (Зима)

Прием  «Встреча точек зрения».

-Как думаете, о каких словах будем говорить? Ваша точка зрения.

Размещаются за свои рабочие места.

Ответы детей.

Проектор, компьютер,

слайд №1

Технология: здоровьесберегающая.

Методы: словесный,  наглядный.

Приёмы: «разогрев», «приветствие»

Формы: фронтальная

2.Контрольно-подготовительный этап: опрос по предыдущей теме.

3

мин

Концентрация внимания, подготовка к новой теме

 

 

Слайд №2

 

 

 

Коррекция зрительного восприятия и моторики,

1.Работа с поговорками.

Подготовка детей к правильному выполнению задания.

-Составь правильно поговорки.

 

Дети составляют поговорки с картинками. На картинках 4 времени года: зима, весна, лето, осень.

Карточки с разрезанными сюжетными картинками и разрезанными поговорками.

Метод: наглядный

Приём: «повтор с расширением»

Форма: работа в парах

 

 

Развитие связной речи, умения соотносить картинку с записью

2.Дифференцированная работа

 - Подберите подписи к пословицам поговоркам:

1.Холод, мороз, жара.

 

   В зимний … всякий молод.

… не велик, да стоять не велит.

-Что пропущено в этих поговорках?

-Как вы понимаете смысл поговорок?

-Какая это часть речи?

-Определите род этих существительных.

-О чём мы будем говорить сегодня?

 

- А теперь решим проблему: сколько предметов обозначает каждое слово? Можно ли определить род?

Дети подбирают подписи к картинкам.

Проверка: чтение записи

 

 

 

 

Карточки с предложениями – поговорками.

 

Слайд №3

Метод: наглядный

Приём: опрос

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Метод: частично – поисковый.

3.Физпауза для глаз

3

мин

 

Упражнение «Бегущая восьмёрка»

Обучающиеся выполняют движения

Слайд№4

Технология:здоровьесберегающая

(Базарнов В.Ф.)

 

 

 

Актуализация опыта учащихся. Организация познавательной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вызвать интерес к изучению темы урока. Устранить в ходе игры обнаруженные пробелы в знаниях.

Формировать орфографическую зоркость.

3.Минутка чистописания

-Отгадайте загадки.

Отгадки записываем на доске (цепочкой) и в тетради столбик.

- Отгадайте загадки.

Отгадки записываем на доске (цепочкой) и в тетради столбик с большой буквы.

- Объясните свои отгадки.

На прогулке бегуны одинаковой длины,

Через луг бегут к берёзке, тянут ровные полоски(лыжи).

Две плетёнки, две сестрёнки из овечьей пряжи      тонкой.

Как гулять - так одевать, чтоб не мёрзли 5и5(варежки).

Что за звёздочки такие на пальто и на платке?

Все сквозные, вырезные, а возьмёшь – вода в руке? (снежинки)

Какой темой объединены все эти слова? (зима, зимние забавы).

Какие ещё зимние забавы вам знакомы? (снежки, снежная крепость и т. д.).

Сколько предметов обозначает каждое слово? В каком числе стоят все эти слова'

Можно ли определить их род?

Поставьте слова в единственном числе и определите род. (рядом через чёрточку)

4.Словарная работа игра «Игра в снежки».

При  попадании в круг, учитель переворачивает его и открывает буквы (снежинка).

 

сс

н

е

ж

и

н

к

а

 

 

 


-Сколько слогов в слове? Поставьте ударение. Найдите «опасное место» в слове. Запишите слово  в тетрадь.

 

 

 

5.Игра «Молчанка»

 

У учителя карточки со словами-помошниками, при помощи которых можно легко определить род имени существительного.

Учитель показывает карточки с именами существительными:

Лыжа

Варежка

Снежинка

Коньки

Сосулька

- На какие вопросы отвечают слова?

- У каких существительных мы не можем определить род? --Какого рода могут быть существительные?

 

Дети слушают, выбирают и объясняют свой выбор.

Дети отмечают ошибкоопасные места фонариками.

Списывают.

Один ученик комментирует. Проговаривание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети бросают снежки.

 

 

 

 

 

 

 

Три слога, ударение падает на 3-ий слог.

«Ошибкоопасное место» – гласный е.

Дети записывают.

 

.

 

 

 

 

 

Учащиеся поднимают карточку с соответствующими  словами-помошниками :

он мой

она моя

оно моё

Слайд№5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методы: частично-поисковый.

Объяснительно-иллюстративный,

коррекционный прием, направленный на  формирование пространствен-

ной  ориентации.

Форма: фронтальная, индивидуальная.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приём: игровой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приём: «исключи лишний предмет».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приём: игровой.

Метод: словесный, наглядный.

Форма: фронтальная.

 

 

 

 

 

 

 

5

мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

мин

4.Постановка учебной цели, вызов, обеспечивающий интерес к поставленной цели, мобилизацию сил, знаний.

 

Привлечение  внимание к новой теме, вызов интереса к изучению темы урока.

 

 

 

 

 

 

7

Мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

мин

Вырабатывать умение классифициро-

вать предметы,

формировать временные понятия

 

1.Беседа.

(учитель вывешивает на доске таблички М.Р., Ж.Р., С.Р.

Найдите глазами расклеенные на стенах класса карточки разного цвета. Уч-ся 1ряда должны взять карточки жёлтого цвета, уч-ся 2 ряда - синего. На обратной стороне надо прочитать слово определить его род и поместить в один из столбиков на доске.

(Буран, варежка, кормушка, снегопад, облако, каток, хоккей, солнце,   карандаш, книга, ёлка, мороженое).

Проверка: я читаю слова в каждом столбике, а вы хлопайте в ладоши, если найдёте ошибку.

-   Какие слова здесь лишние? Почему? (карандаш, книга - т. к. они не о зиме).

-   Придумайте предложение с любым словом (устно).

Дифференцированная работа.

На столе лежат карточки. Прочитайте задание.
Вставить пропущенные слова. Определить их род. (для слабых - на карточке даны слова для справок).

-Что заметили? (пропущены слова).

-   Можно ли догадаться, какие слова пропущены?

  -Прочитайте, как будут звучать ваши предложения.

-   Впишите слова, определите самостоятельно их род.

 

 

-   Поменяйтесь карточками с соседом по парте, проверьте их и поставьте оценку друг другу.

 

Учебный диалог.

 

Учащиеся читают словосочетания в тетрадях. Выполняют взаимопроверку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исключают лишний предмет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятельная работа по карточкам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Взаимопроверка.

 

 

 

 

 

 

Метод: наглядный

Приём: «ассоциации»

Форма: фронтальная, групповая, учебный диалог.

Объясни тельно-

иллюстративный;

репродуктивный;

коррекционный прием (соотношение прилага

тельного к форме существительного).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приём: «Необычное в обычном» (Учащимся предлагается выбрать, из того, что они знают, то, что может пригодиться в жизни)

5. Физминутка

2

мин

 

Я мороза не боюсь,   (шагаем)

С ним я крепко подружусь (хлопаем)

Подойдёт ко мне мороз,  (шагаем)

Тронет пятки, тронет нос, (приседаем)

Значит, надо не зевать, (хлопаем)

 Прыгать, бегать и играть.  (прыгаем)

 

 

Обучающиеся выполняют движения, произносят стихотворение

 

 

 

Технология:

здоровьесберегающая

Методы: словесный,  наглядный.

Форма: фронтальная

6. Этап сотворчества: соединение воедино усилий всех участников

 

 

 

 

 

 

 

5мин

Развитие памяти, связной речи

1.Беседа «Первые признаки зимы».

- Какие  первые признаки зимы вы знаете?

2.Работа с деформированным текстом

- Мне пришло письмо.  Я ничего не пойму. Какие – то точки. Я думаю, вы мне поможете расшифровать его. Детям раздаётся текст на листочках.

Наступила морозная …  . Падает белый, пушистый … . Намело высокие… .

Учитель читает монотонно, удивлённо.

-Попробуем расшифровать?

-В классе развешаны слова, которые надо вставить вместо точек (зима, снег, сугробы).

- Придумайте название к тексту. (Зима. Пришла зима)

- Решим проблему : благодаря каким словам предложения стали красивыми, полными, получили окраску.

 

Дают ответы по первым признакам зимы.

Снег, морозец, вода в лужах замерзает и т.п..

 

 

 

Работа обучающихся  в индивидуальных карточках. Вписывают в текст пропущенные существительные.

Проверка:дети читают предложения и сравнивают их с образцом, высвечиваемым на слайде.

 

Карточки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методы: словесный,  наглядный.

Приём: работа по карточкам,

Форма: фронтальная.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приём: решение проблемной ситуации.

 

 

Развитие связной речи, умения слушать

4.Составление связного рассказа по наводящим вопросам,
данными учителем, с использованием опорного плана. (Для  учеников 3 группы – карточки – подсказки с первыми словами в предложениях)

Дни _______ _________.

Небо ______ _________.

Солнце ____ _________.

Какую одежду  носят люди зимой?

Сделаем вывод.

-Дни стали короткие.

-Небо покрыто тучами.

-Солнце светит неярко

-Часто идет снег.

-Дует холодный ветер.

Вода в реках и озерах замерзла.

-Люди надевают шубы и теплые сапоги.

Карточки - подсказки

Приём: продолжи предложение.

Метод: наглядный, словесный.

Форма: фронтальная.

 

 

 

 

 

 

Метод: проблемный.

 7. Рефлексивный этап урока.

5

м

и

н

Осмысление результатов работы.

 

- Назовите приметы поздней осени

 

-Отлет птиц, похо­лодание, «голые» деревья и др

 

Вы хорошо работали. Приближается один из самых любимых праздников у взрослых и детей. Какой?

-Какие главные приметы праздника вы знаете?

Мы уже украсили класс, а сейчас давайте подготовим к празднику самую главную красавицу.

- Чтобы её украсить, найдите игрушки под крышкой парты. Игрушки не простые, а с заданием. Их можно повесить на ёлку,   только подобрав к существительному прилагательное и определив род существительного

Выполняется под музыку.

-Закройте глаза, опустите голову, расслабьте плечи. Вспомните, чем мы занимались на уроке? О чём говорили?

-Где пригодятся в жизни  знания по этой теме?

-Попробуйте ответить для себя, что «понравилось - не понравилось» на уроке. Выставление   и комментирование оценок за урок.

 

Отвечают на предложенные вопросы.  Проводят самоанализ своей работы на уроке по наводящим вопросам.

 

 

Слайд№7

Приём: «Знаю - не знаю»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дифференцированная домашняя работа:  Задание на дом: карточки с заданием.

Продолжи перечисление:

м. р.   ж. р.

Зимой часто бывают: иней, метель, ..., ..., ..., ..., ..., ...,

Определи род имён существительных.

 

 

 

 

 

 

 

Учитель. Из волшебного домика я дарю вам заготовки для новогодней открытки. Это раскраски, которые вы можете превратить в красочные открытки. Потом мы будем учиться писать адрес. Желаю вам хорошего настроения! Спасибо за урок!

 

 

 

 

Автор Лучина Наталья Анатольевна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 340
Номер материала 47728
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓