В
дошкольном возрасте сюжетно – ролевая игра является ведущей деятельностью, а
общение становится частью и условием ее. В этом возрасте приобретается тот
сравнительно устойчивый внутренний мир, который дает основания впервые назвать
ребенка личностью, хотя и не вполне сложившейся, но способной к дальнейшему
развитию и совершенствованию.
Этому
способствует игровая и различные виды продуктивной деятельности
(конструирование, лепка, рисование и т.д.), а также начальные формы трудовой и
учебной деятельности.
Благодаря
игре личность ребенка совершенствуется:
ü Развивается
мотивационно – потребностная сфера: возникает иерархия мотивов, где социальные
мотивы приобретают более важное значение для ребенка, чем личностные.
ü Преодолевается
познавательный и эмоциональный эгоцентризм: ребенок, принимая роль какого –
либо персонажа, героя и т.п., учитывает особенности его поведения, его позицию.
Ребенку необходимо согласовывать свои действия с действиями персонажа –
партнера по игре. Это помогает ориентироваться во взаимоотношениях между
людьми, способствует развитию самосознания и самооценки у дошкольников.
ü Развивается
произвольность поведения: разыгрывая роль, ребенок стремиться приблизить ее к
эталону. Воспроизводя типичные ситуации взаимоотношений людей в социальном
мире, дошкольник подчиняет свои собственные желания, импульсы и действует в
соответствии с социальными образцами. Это помогает ребенку постигать и
учитывать нормы и правила поведения.
ü Развиваются
умственные действия: формируется план представлений, развиваются способности и
творческие возможности ребенка.
Сформированность
сюжетной игры у дошкольника позволяет воссоздать в активной, наглядно –
действенной форме неизмеримо более широкую сферу действительности, далеко
выходящую за пределы личной практики ребенка. В игре дошкольник и его партнеры
с помощью своих движений и действий с игрушками активно воспроизводят труд и
быт окружающих взрослых, события их жизни, отношения между ними т.д.
С
точки зрения Д.Б. Эльконина, «игра социальна по своему содержанию, по совей
природе, по своему происхождению, т.е. возникает из условий жизни ребенка в
обществе».
Социальная
обусловленность сюжетно – ролевой игры осуществляется в двух направлениях:
1.
социальность мотивов;
2.
социальность структуры.
Дошкольник
не может реально участвовать в производственной деятельности взрослых, что
порождает у ребенка потребность воссоздать мир взрослых в игровой форме.
Ребенок сам хочет водить машину, готовить обед, это становится ему по силам
благодаря игровой деятельности.
В
игре создается мнимая ситуация, используются игрушки, копирующие реальные
предметы, а затем и предметы – заместители, которые своим функциональным
признакам дают возможность заменить реальные предметы.
Ребенок
– дошкольник, входя в коллектив сверстников, уже имеет определенный запас
правил, образцов поведения, каких – то моральных ценностей, которые сложились у
него, благодаря влиянию взрослых, родителей. Дошкольник подражает близким
взрослым, перенимая их манеры, заимствует у них оценку людей, событий, вещей. И
все это переносится на игровую деятельность, на общение со сверстниками,
формирует личные качества ребенка.
Содержание,
сюжеты игры, предпочитаемые ребенком, особенности его речи позволяют
предположительно установить тип общения дошкольника в семье, внутрисемейные
интересы и отношения.
Поощрительное
отношение к игровой деятельности со стороны родителей имеет большое позитивное
значение для развития личности ребенка. Осуждение игры, стремление родителей
сразу переключить ребенка на учебную деятельность, порождает у дошкольника
внутриличностный конфликт. У ребенка возникает чувство вины, которое внешне
может проявиться в реакциях страха, низком уровне притязаний, вялости,
пассивности, способствует появлению чувства неполноценности.
Конфликты
между родителями или прародителями в семье находят свое отражение в сюжетно –
ролевой игре дошкольника.
В
условиях игрового и реального общения со сверстниками ребенок постоянно
сталкивается с необходимостью применять не практике усваиваемые нормы
поведения, приспосабливать эти нормы и правила к разнообразным конкретным
ситуациям. В игровой деятельности детей непрерывно возникают ситуации,
требующие согласования действий, проявления доброжелательного отношения к
партнерам по игре, умения отказаться от личных желаний ради достижения общей
цели. В этих ситуациях дети далеко не всегда находят нужные способы поведения.
Нередко между ними возникают конфликты, когда каждый отстаивает свои права, не
считаясь с правами ровесников.
В
группе сверстников постепенно складываются общественное мнение, взаимная оценка
детей, которые существенно влияют на развитие личности ребенка.
Каждый
ребенок занимает в группе определенное положение, которое выражается в том, как
к нему относятся сверстники. Степень популярности, которой пользуется ребенок,
зависит от многих причин: его знаний, умственного развития, особенности
поведения, умения устанавливать контакты с другими людьми и т.д.
Сверстники
объединяются в игре, в большей степени учитывая собственно – личностное
отношения и симпатии, однако иногда в игровую группу на роли, которые никто не
хочет выполнять попадает непопулярный ребенок.
Вместо
взрослого регуляторами сюжетно – ролевой игры и игр с правилами в старшем
дошкольном возрасте становятся сверстники. Они сами распределяют роли, следят
за выполнением правил игры, наполняют сюжет соответствующим содержанием и т.д. Дошкольник
стремится утвердиться в своих лучших качествах в коллективе сверстников.
Игра
воспитывает детей не только своей сюжетной стороной, тем что в ней
изображается. В процессе реальных взаимоотношений, разворачивающихся по поводу
игры – при обсуждении содержания, распределении ролей, игрового материала –
дети учатся на самом деле учитывать интересы товарища, сочувствовать ему,
уступать, вносить вклад в общее дело.
Литература:
Выготский
Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка// Вопросы психологии.-1966
.- № 6
Лысюк
Л.Г. Различные планы взаимоотношений детей в игровой деятельности
Эльконин
Д.Б. Психология игры. – М.: Педагогика,1978
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.