Главная / Начальные классы / "Групповая работа при организации проектно-исследовательской деятельности"

"Групповая работа при организации проектно-исследовательской деятельности"



МБОУ «Новоаганская общеобразовательная средняя школа №1»











Групповая работа при организации проектно-исследовательской деятельности











Учитель: Хомяк Н.А.

ХМАО-Югра



Групповая работа при организации

проектно-исследовательской деятельности.

Одной из проблем при организации учащихся в работе по проектно-исследовательской деятельности является групповая работа. Это процесс социального взаимодействия: сотрудничать в процессе проектной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять ее в нужное русло. Этот процесс требует определённой подготовки учащихся. Поэтому есть необходимость определить дидактические условия, с учетом которых и должна строиться эта работа. Одной из самых важных условий эффективной организации групповой работы правильное, продуманное комплектование групп. При комплектовании групп в расчёт надо брать два признака: уровень учебных успехов и характер межличностных отношений. Психолог Ю.Н.Кулюткин по этому поводу пишет: «В группу должны подбираться учащиеся, между которыми сложились отношения доброжелательности. Только в этом случае возникает психологическая атмосфера взаимопонимания и взаимопомощи, снимается тревожность и страх». Численность участников в группе по наблюдениям продуктивно и слаженно работает из четырёх человек или нечётной по три или пять учеников. Прежде чем групповая работа станет формой организации деятельности, такая работа в течение некоторого времени должна выступать для учащихся содержанием их деятельности. То есть сначала надо найти время, чтобы научить ребят работать в группе, и лишь затем предлагать им групповую работу. Формы обучения могут быть разными: специальный курс, проводимый психологом, серия занятий, уроков в рамках какого-либо предмета, цикл классных часов.

Способы создания учебных групп.

Разделение класса на группы. Казалось бы, это проходной и малозначимый момент. Однако дело обстоит не так. Способов разделения существует множество, и они в значительной мере определяют то. Как будут протекать дальнейшая работа в группе, и на какой результат выйдет.

Способ создания группы

Процедура разбиения на группы

Эффективность работы группы

Место применения такого способа

По желанию.

По взаимному выбору.

Малоэффективно:

Возникают эмоциональные проблемы (выбирают тех, кому симпатизируют, или за кем хотят спрятаться, или с кем можно почувствовать себя лидером и др.)

  • При условии: учитель хорошо знает класс и понимает, что стоит за делением на группы;

  • Если ребята только учатся работать в группе малознакомых ребят.

Случайным образом: жребий, объединение тех, кто рядом, «фантом» ит.д.

Группа формируется по случайному признаку, характеризуется тем, что в ней объединяются люди, которые в иных условиях не взаимодействуют.

Малоэффективно:

Придётся приспосабливаться, брать функции не свойственные им, руководить, а привык быть исполнителем, и наоборот, продуцировать идеи, а привык работать по шаблону и др. поэтому, возможны конфликты.

  • Полезен, если: стоит задача научить детей сотрудничеству

  • между учениками сложились доброжелательные отношения.

По определённому признаку.

Задаётся ведущим либо выбранный участниками: по первой букве имени, в какое время года родился, по цвету глаз ит.д.


Способ интересен, так как может объединить людей, которые раньше не взаимодействова-ли, но есть некий объединяющий признак.

Если есть время деления на группы по определённому признаку.

По выбору лидера.

«Лидер» в данном случае может назначаться организатором или выбираться участниками.

Эффективен:

«лидеры» выбирают тех, кто будет работать,

достигать результата.

Если остаются не выбранные дети, организуется аукцион и эти ребята становятся востребованными.

Может быть использован при любой разработке проекта.

По выбору педагога.

Педагог создаёт группы по некоторому важному признаку., решая важные педагогические задачи.

Объединить может учеников с близкими интеллектуальными возможностями, со схожим темпом работы, равные по силе группы.

Эффективен:

Учитель объясняет принцип деления на группы.

Высший пилотаж, когда сами участники работы могут назвать способ деления на группы, который будет более эффективен.

Может быть использован при любой разработке

проекта.



Распределение ролей участников проекта в группе

п\п

Роль участника

проекта

Обязанности участника проекта


Первая группа распределение ролей

1

Аналитики

  • Обдумывают проект.

  • Составляют план.

  • Систематизируют в виде правил, схем.


2

Экспериментаторы

  • Осуществляют наблюдения.

  • Разрабатывают основные части проекта.

3

Иллюстраторы

  • Выполняют рисунки.

  • Осуществляют наглядное подкрепление.

4

Испытатели

  • Апробирование отдельных частей проекта или в целом.

  • Практическое применение проекта.

Вторая группа распределение ролей

1

Руководитель группы

  • несет особую ответственность за весь ход внутригрупповой работы;

  • осуществляет структурирование рабочего процесса;

  • всегда готов взять инициативу на себя;

  • отвечает за результат работы группы.


2

Хронометрист

  • следит за соблюдением времени;

  • контролирует рациональность использования времени.


3

Секретарь

  • ведет необходимые записи;

  • оформляет результаты работы группы.


4

Генератор идей

  • высказывает идеи (любого рода, даже если они фантастические);

  • предлагает различные способы решения проблем.


5

Критик

  • подвергает сомнению решения группы;

  • находит препятствие на пути к цели.




"Групповая работа при организации проектно-исследовательской деятельности"
  • Начальные классы
Описание:

 

МБОУ «Новоаганская общеобразовательная средняя  школа №1»

 

 

 

 

 

Групповая  работа  при  организации  проектно-исследовательской  деятельности

 

 

 

 

 

                                                                                         Учитель: Хомяк Н.А.

ХМАО-Югра


 

Групповая  работа  при  организации

 проектно-исследовательской  деятельности.

   Одной  из  проблем при   организации  учащихся  в  работе  по  проектно-исследовательской  деятельности  является  групповая работа.  Это  процесс  социального взаимодействия: сотрудничать в процессе проектной  деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной  работы и направлять ее в нужное русло.  Этот  процесс  требует  определённой  подготовки  учащихся. Поэтому  есть  необходимость  определить  дидактические  условия,  с  учетом  которых  и  должна  строиться  эта  работа.  Одной  из  самых  важных  условий  эффективной  организации  групповой  работы  правильное,  продуманное  комплектование  групп.  При  комплектовании  групп  в  расчёт  надо  брать  два  признака: уровень  учебных  успехов  и  характер  межличностных  отношений. Психолог  Ю.Н.Кулюткин  по  этому  поводу  пишет:  «В  группу  должны  подбираться  учащиеся,  между  которыми  сложились  отношения  доброжелательности.  Только  в  этом  случае  возникает  психологическая  атмосфера  взаимопонимания  и  взаимопомощи,  снимается  тревожность  и  страх».  Численность  участников  в  группе  по  наблюдениям  продуктивно  и  слаженно  работает  из  четырёх  человек  или нечётной  по  три  или  пять  учеников.  Прежде   чем  групповая  работа  станет  формой  организации  деятельности,  такая  работа  в  течение  некоторого  времени  должна  выступать  для  учащихся   содержанием  их  деятельности.  То  есть  сначала  надо  найти  время,  чтобы  научить  ребят  работать  в  группе,  и  лишь  затем  предлагать  им  групповую  работу.   Формы  обучения  могут  быть  разными:  специальный  курс,  проводимый  психологом,  серия  занятий,  уроков  в  рамках  какого-либо  предмета, цикл  классных  часов.

Способы  создания  учебных  групп.

Разделение  класса  на  группы.   Казалось  бы,  это  проходной  и  малозначимый  момент.  Однако  дело  обстоит  не  так.  Способов  разделения  существует  множество, и  они  в  значительной  мере определяют  то.  Как  будут  протекать  дальнейшая  работа  в  группе,  и  на  какой  результат  выйдет.

Способ создания группы

Процедура разбиения на группы

Эффективность работы группы

Место применения такого способа

По  желанию.

По  взаимному выбору.

Малоэффективно:

Возникают эмоциональные проблемы (выбирают  тех, кому симпатизируют, или за кем хотят спрятаться, или с кем можно почувствовать себя лидером и др.)

üПри условии: учитель хорошо знает класс и понимает, что стоит за делением на группы;

üЕсли ребята только учатся работать в группе малознакомых  ребят.

Случайным образом: жребий, объединение тех, кто рядом, «фантом» ит.д.

Группа  формируется  по  случайному  признаку,  характеризуется тем,  что  в  ней объединяются люди, которые в иных условиях не взаимодействуют.

Малоэффективно:

Придётся приспосабливаться, брать функции не свойственные им, руководить, а привык быть исполнителем, и наоборот, продуцировать идеи, а привык работать по шаблону и др. поэтому, возможны конфликты.

üПолезен, если: стоит задача научить детей сотрудничеству

üмежду учениками сложились доброжелательные отношения.

По  определённому  признаку.

Задаётся ведущим либо выбранный участниками: по первой букве имени, в какое время года родился,  по цвету глаз ит.д.

 

Способ интересен, так как может объединить людей, которые раньше  не взаимодействова-ли, но есть некий объединяющий признак.

Если есть время деления на группы по определённому  признаку.

По выбору лидера.

«Лидер» в данном  случае может назначаться организатором или выбираться участниками.

Эффективен:

«лидеры» выбирают тех, кто будет работать,

достигать результата.

Если остаются не выбранные дети, организуется аукцион и эти ребята становятся востребованными.

Может  быть использован при любой разработке проекта.

По выбору педагога.

Педагог создаёт группы по некоторому важному признаку., решая важные педагогические задачи.

Объединить может учеников с близкими интеллектуальными возможностями, со схожим темпом работы, равные по силе группы.

Эффективен:

Учитель объясняет принцип деления на группы.

Высший пилотаж, когда сами участники работы могут назвать способ деления на группы, который будет более эффективен.

Может  быть использован при любой разработке

проекта.

 

Распределение ролей участников проекта в группе

п\п

Роль    участника

проекта

Обязанности  участника     проекта

 

Первая  группа  распределение  ролей

1

Аналитики

ØОбдумывают  проект.

ØСоставляют  план.

ØСистематизируют  в  виде  правил,  схем.

 

2

Экспериментаторы

ØОсуществляют  наблюдения.

ØРазрабатывают  основные  части  проекта.

3

Иллюстраторы

ØВыполняют  рисунки.

ØОсуществляют  наглядное  подкрепление.

4

Испытатели

ØАпробирование отдельных  частей  проекта  или  в  целом.

ØПрактическое применение  проекта.

Вторая  группа распределение  ролей

1

Руководитель группы

Øнесет особую ответственность за весь ход внутригрупповой работы;

Øосуществляет структурирование рабочего процесса;

Øвсегда готов взять инициативу на себя;

Øотвечает за результат работы группы.

 

2

Хронометрист

Øследит за соблюдением времени;

Øконтролирует рациональность использования времени.

 

3

Секретарь

Øведет необходимые записи;

Øоформляет результаты работы группы.

 

4

Генератор идей

Ø высказывает идеи (любого рода, даже если они фантастические);

Ø предлагает различные способы решения проблем.

 

5

Критик

Øподвергает сомнению решения группы;

Ø находит препятствие на пути к цели.

 

 

 

Автор Хомяк Надежда Атласовна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 440
Номер материала 26969
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓