Главная / Начальные классы / "Городецкая роспись" урок ИЗО во 2 классе

"Городецкая роспись" урок ИЗО во 2 классе

Название документа городец Анкудович.ppt

Город «Городец» Нижегородская область
1 из 19

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1
Описание слайда:

№ слайда 2
Описание слайда:

№ слайда 3
Описание слайда:

№ слайда 4
Описание слайда:

№ слайда 5 Город «Городец» Нижегородская область
Описание слайда:

Город «Городец» Нижегородская область

№ слайда 6
Описание слайда:

№ слайда 7
Описание слайда:

№ слайда 8
Описание слайда:

№ слайда 9
Описание слайда:

№ слайда 10
Описание слайда:

№ слайда 11
Описание слайда:

№ слайда 12
Описание слайда:

№ слайда 13
Описание слайда:

№ слайда 14
Описание слайда:

№ слайда 15
Описание слайда:

№ слайда 16
Описание слайда:

№ слайда 17
Описание слайда:

№ слайда 18
Описание слайда:

№ слайда 19
Описание слайда:

Название документа урок городецкая роспись 1.doc

Тема урока: Городецкая роспись.

Цели урока:

Ознакомление с произведениями и историей развития городецкой росписи; развитие эмоциональной отзывчивости на роспись мастеров; воспитание интереса к искусству городецких мастеров, уважение к творческому наследию и любви к декоративно-прикладному искусству.

Задачи:

1. Познакомить с основными этапами росписи.

2. Развивать познавательную активность детей, творческую фантазию, художественный вкус.

3. Формировать практические умения и навыки рисования. Учить детей составлять узор по мотивам городецкой росписи. Совершенствовать навыки рисования кистью декоративных элементов городецкой росписи.

Оборудование:

  • образцы городецкой росписи, открытки, репродукции

  • плакат «Городецкая роспись»

  • презентация «Городецкая роспись»

  • русские народные песни

План урока:

  1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку. 3-5 мин.

  2. Теоретическая часть. Вводная беседа с демонстрацией городецкой росписи, презентаций. Объяснение последовательности росписи. 10-15 мин.

  3. Практическая часть. 15-20 мин.

  4. Заключительная часть. Подведение итогов. 5 мин.

Ход урока:

Организационный момент.

Вводная беседа.

Учитель: Сегодня на уроке мы продолжим изучение народных промыслов по росписи деревянной посуды.

Мы с вами уже знакомились с понятием «Декоративно-прикладное искусство».

  • Что входит в это понятие?

Декоративно-прикладное искусство – по своему происхождению искусство народное. Это искусство создания красивых вещей, которые можно использовать в повседневной жизни.

Учитель: Многие народные мастера отражают в своих работах красоту цветущих лугов и садов. И сегодня мы с вами на уроке познакомимся с Городецкой росписью. (Слайд 1)

Если взглянешь на дощечки,

Ты увидишь чудеса!

Городецкие узоры,

Тонко вывела рука.

Городецкий конь бежит!

Вся земля вокруг дрожит!

Птицы яркие летают,

И кувшинки расцветают. (Слайд 2, 3,4)

Учитель: Роспись, которая ныне называется городецкой, родилась в Поволжье, в деревнях, расположенных на берегах чистой и светлой речки Узоры. В селениях Косково, Курцево, Хлебаиха, Репино, Савино, Боярское и др.

В XVIII в. возникает центр производства прядильных донец и игрушек. Свои изделия крестьяне отвозили продавать на ярмарку в Городец. Поэтому роспись, выполненная на этих изделиях, получила название Городецкая.

Город основал в 1152 году князем Юрием Долгоруким. (Слайд 5)

Городец стоял на бойком месте, по соседству со знаменитой Макарьевской ярмаркой. Шли по Волге баржи и суда с грузами, а по дорогам – конные обозы. На километры растягивались ряды, в которых торговля велась на разных языках, тысячи лавок и лавчонок переполнены товарами, привезенными не только со всей России, но и из других стран.

Привозили все, что умели делать. Здесь продавали сделанные из дерева сани, кадки, корыта, коромысла, лапти. Жители Городца и окрестных селений славились как умелые плотники, резчики по дереву. Особой известностью пользовались городецкие прялки. (Слайд 6, 7)

Их с удовольствием покупали во многом благодаря забавным расписным картинкам на донце прялки. Толковый словарь русского языка В.И. Даля объясняет, что слово "донце" означает "дощечку, на которую садится у нас пряха, втыкая в нее гребень". Окончив работу, она вынимала гребень, а донце вешала на стену, и оно украшало избу. Поэтому народные умельцы уделяли особое внимание украшению досок резьбой и росписью. Прялка была верной спутницей на протяжении всей жизни крестьянки. Часто служила подарком: жених дарил ее невесте, отец — дочери, муж — жене. Поэтому донце выбиралось нарядное, красочное, всем на радость и удивление. Прялка передавалась по наследству, ее берегли и хранили.
Городецкая роспись - как ее нам не знать.

Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.

Здесь такие букеты, что нельзя описать.

Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.


Со временем мастера стали расписывали лубочные короба, игрушки, посуду, мебель и даже части дома - ставни, двери, ворота. (Слайд 8, 9)

В Городце сохранились архитектурные памятники - жилые дома, украшенные резьбой. Улицы купеческой и мещанской застройки середины XIX — начала XX века — живые свидетели былого экономического могущества Городца. На многих городецких домах сохранились резные оконные наличники и ворота, литые чугунные крылечки, кованые железные ворота и декоративные решётки, вазоны, дымники и водосточные трубы из просечного железа.


Желтый вечер, черный конь,

И купавки, как огонь,

Птицы смотрят из ларца –

Чудо-роспись Городца! (Слайд 10)

В 19 веке в городецкой росписи появились бутоны цветов, розаны, купавки. Розаны это стилизованное изображение цветка шиповника. Теперь они являются основными элементами цветочного узора в Городецкой росписи. (Слайд 11 -15)

В течение многих десятилетий мастера отрабатывали приемы рисования цветов (розана, купавки) и выработали определенные правила. (Слайд 16)

Городецкая роспись выполняется без предварительного нанесения контура рисунка. Сначала готовят цветной фон (часто желтый, т.к. раньше окрашивали дерево луковой шелухой). И выполняется роспись в три этапа:


Первый — «подмалевка», т.е. круговое движение кистью, наносят главные фигуры в виде крупных цветовых пятен. Розан выполняется обычно розовым цветом, а купавка - голубым.

Подмалевка выполняется широкой плоской кистью — флейц или беличья № 3. Главное при этом — научиться брать нужное количество краски на кисть. Если краски окажется мало, то подмалевка получится бледной, невыразительной; если много — то при высыхании краска начнет отслаиваться.


Второй этап — «тенёвка» (или оттенок), здесь используются более темные краски бардовые или синие. Обозначают центр цветка и лепестки. У розана центр рисуют в середине цветка, у купавки он смещается влево или вправо. Центр обозначают небольшим кружком. Лепестки цветов имеют форму полукруглых дужек. Цвет дужек совпадает с цветом центра цветка

Чтобы правильно нарисовать дужку, вначале надо лишь слегка прикоснуться к бумаге кончиком кисти и провести тонкую линию; к середине сильно нажать на кисть, а завершить дужку опять тонкой линией. Следить за тем, чтобы кисть была перпендикулярна листу бумаги.


Третий этап — Завершающий этап росписи называют «оживка», т.к. именно после нее весь рисунок словно оживает. «Оживку» делают белой и черной краской. Оживки всегда наносят

на однотонные силуэты, что придает им некоторую объемность.

Учитель: А сейчас мы с вами научимся изображать основные элементы городецкой росписи так, как это делают народные мастера. Мы познакомились с элементами росписи. Чтобы приблизиться к ее секретам, стать мастером, нужно учиться.

Практическая часть.

Учитель выполняет на доске, ребята в альбомах. Работа выполняется под народную музыку.

  • Рисуем два круга в центре листа, голубым и розовым цветом.

  • В середине розового круга красным цветом нарисую небольшой кружочек – это центр цветка. А центр купавки смещен, и половина его находиться на подмалёвке, другая часть кружка расположена на белом поле листа.

  • У розана обычно чётное количество лепестков одинакового размера. У купавки нечетное количество. Напротив центра находиться самый большой лепесток-дужка, а по обе его стороны располагаются по три лепестка. При этом, чем ближе к центру, тем они меньше по размеру.

  • Последние белые штрихи как бы оживляют цветок. Делаем в центре розана и купавки и округ него белые точки. У розана в каждом из восьми лепестков так же ставим короткие штрихи. А у купавки оживка подчеркивает его форму, в середине длинный штрих, а с каждой стороны от него лежат более короткие.

Итог урока.

Выставка работ учащихся.

  • С каким народным промыслом мы сегодня познакомились?

(С городецкой росписью).

  • А где распложен этот промысел? (в Нижегородской области)

  • Какие элементы городецкой росписи мы умеем расписывать?

(Розан, купавка).

  • На каких изделиях выполняется роспись?

(Она выполняется на деревянных изделиях (ларцах, шкатулках, мебели, предметах быта, посуде).слайд 17,18

  • Какие изделия Городецких мастеров больше всего понравились?


Зацветает Городец чудным садом – слайд 19

- Яркий, сладкий, взрывчатый рассвет.

Он никем так чутко не отгадан

И такой любовью не воспет.

Жизнь была бы глуше и суровей,

Красотой и радостью бедней,

Если б в красках, линиях и слове

Мы себя не отдали бы ей.



"Городецкая роспись" урок ИЗО во 2 классе
  • Начальные классы
Описание:

 

 

1.     Методическая разработка урока  изобразительного искусства «Городецкая роспись»(конспект с резентацией) для обучающихся по учебно-методическому комплекту «Начальная школа 21век»

2.     Цель:

Обмен опытом среди педагогов школ, для облегчения труда учителя при подготовке к урокам изобразительного искусства.

 3.     Предназначена для учащихся 2 класса обучающихся по программе «Начальная школа 21 век»

 4.     На уроке ребята вспоминают, что такое декоративно-прикладное искусство; знакомятся с искусством Поволжья - городецкой росписью. Узнают историю образования росписи, какие предметы росписи были главными в древнем Городце. Учитель показывает архитектурные памятники города, предметы на которые наноситься роспись, знакомит учеников с рисованием розана и купавки.

5.     Дети с легкостью и правильно выполняют рисование элементов городецкой росписи - розана и купавки. Они настроены на дальнейшую работу по нанесению изображения элементов росписи на различные предметы. Детям очень нравиться такой вид росписи по дереву.

 

6.     Методическая разработка может использоваться педагогами на уроках изобразительного искусства, как в  начальной школе, так и в среднем звене.

Автор Анкудович Лариса Александровна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1991
Номер материала 26263
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓