Главная / Физкультура / "Гимнастика с элементами акробатики" 4 класс

"Гимнастика с элементами акробатики" 4 класс



Управление образования администрации

Арзамасского муниципального района

МБОУ «Чернухинская СОШ»





Методическая разработка

раздела образовательной программы

по физической культуре

тема «Гимнастика с элементами акробатики»

4 класс






Работу выполнил: учитель физической культуры

Веселов Александр Демьянович

Педагогический стаж-26 лет

Стаж работы по предмету-26 лет


2014 г.



Содержание



  1. Пояснительная записка.

  2. Цели и задачи.

  3. Психолого-педагогическое обоснование.

  4. Ожидаемые результаты.

  5. Образовательные технологии, методы и формы.

  6. Система знаний и система деятельности.

  7. Поурочное планирование по разделу.

  8. Разработка урока.

  9. Список литературы.

  10. Приложение к методической разработке.

  11. Презентация к методической разработке.




















  1. Пояснительная записка

В соответствии с социально-экономическими потребностями современного общества, его дальнейшего развития выдвинута важная задача – разработка проблем формирования нового человека. Одним из аспектов этой важной проблемы является воспитание всесторонне и гармонически развитого человека, раскрытие закономерностей растущего, развивающегося организма ребёнка. Успешное решение этой задачи во многом зависит от правильной постановки физического воспитания, начиная с самого раннего возраста. Предметом обучения физической культуры в начальной школе является двигательная деятельность человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определенные двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность.

Рабочая программа по физической культуре для 4 класса составлена на основании Государственной программы В.И.Ляха «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» 2011г. Данная рабочая программа направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов по физической культуре. Cодержание рабочей программы соответствуют требованиям Федерального государственного стандарта начального образования.  Цель программы - формирование у учащихся начальной школы основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности. Реализация данной цели связана с решением следующих образовательных задач: 

 -    укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма; 


 -    совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения подвижным играм, физическим упражнениям и техническим действиям из базовых видов спорта; 

-    формирование общих представлений о физической культуре, ее значении в жизни человека, роли в укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности; 

 -    развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным играм, формам активного отдыха и досуга; 

 -    обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности.

 Гимнастика – одно из действенных и универсальных средств физического воспитания, применяемое с целью образования, спортивной подготовки, оздоровления, восстановления, приобретения жизненно необходимых навыков прикладного, производственного или оборонного значения. В соответствии с целями физического воспитания возможны следующие направления применения гимнастических упражнений:

использование гимнастических упражнений в процессе общего физического развития человека;

применение средств гимнастики для формирования жизненно важных навыков, необходимых в трудовой и повседневной практике;

освоение сложных гимнастических упражнений в процессе интенсивной физической подготовки и спортивной практики;

развития стрессоустойчивости, мобильности, коммуникабельности, толерантности, приобщения учащихся к здоровому, физкультурно-спортивному стилю жизни и поведению;

воспитания индивидуальной культуры здоровья каждого учащегося, ее внедрения во все сферы жизнедеятельности.

Разнообразие, многоструктурность и многофункциональность гимнастических упражнений позволяет многосторонне воздействовать на организм занимающихся и содействует решению целого круга задач.

Актуальность раздела программы состоит в том, что он направлен на удовлетворение потребностей детей в активных формах двигательной деятельности, обеспечивает физическое, психическое и нравственное оздоровление воспитанников. Уроки гимнастики так же актуальны в связи с возросшей популярностью данного вида спорта в нашей стране.



Цели и задачи раздела.


Цель: формирование разносторонней развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья.

Задачи раздела:

Образовательные:

- дать основы истории возникновения и развития олимпийского движения, физической культуры и отечественного спорта;

- знания в профилактике травматизма и оказание первой помощи при травмах и ушибах;

- научить выполнять акробатические элементы в комбинации (кувырок вперед, кувырок назад, мост, стойка на лопатках, равновесие );

- научить элементам опорного прыжка (наскок в упор и соскок прогнувшись).

Развивающие:

- формировать умения организовывать самостоятельные занятия физическими упражнениями;

- развитие всех физических качеств (гибкости, быстроты, ловкости, силы и выносливости).

Воспитательные:

- воспитание волевых качеств личности – смелости, настойчивости, целеустремленности, силы воли;

- воспитание чувства ритма и красоты движений.


  1. Психолого - педагогическое объяснение специфики восприятия и усвоения учебного материала учащимися в соответствии с возрастными особенностями.

Младший школьный возраст - начало школьной жизни. Вступая в него, ребенок приобретает внутреннюю позицию школьника, учебную мотивацию. Учебная деятельность становится ведущей. Построение процесса обучения учащихся начальной школы ориентировано на развитие психических функций: внимания, мышления, памяти и освоения младшими школьниками учебного материала в соответствии с возрастными особенностями.

Уровень физического развития обучающихся начальной школы в значительной мере зависит от возраста и пола. Физическое развитие происходит неравномерно: увеличение роста, массы тела и окружности грудной клетки происходит не в равных пропорциях. Прирост массы во всех возрастных группах намного выше, чем прирост окружности грудной клетки. У мальчиков более выражено преобладание увеличения длины тела над приростом массы и поперечных размеров.

Дети данного возраста отличаются высокой подвижностью. Коэффициент использования энергии и суммарные энергетические траты у них значительно выше, чем у взрослых.

Характерной чертой обучающихся начальных классов является стремление к соревнованию, демонстрации своих физических способностей. Учитель может и должен использовать эти стремления того, чтобы привлечь их к самостоятельным занятиям физическими упражнениями.

Школьный возраст охватывает большой и весьма важный период жизни человека. Не вызывает сомнения, что 6-летние дети по всем показателям будут отличаться от 17-летиих юношей и девушек. Физические возможности младших, средних и старших школьников, юношей и девушек, существенно различаются. Это особенно заметно в неравномерном росте показателей физических качеств, где периоды стабилизации и даже спада сменяются периодами интенсивного прироста.

Быстрота в школьном возрасте проходит через два периода скачкообразного прироста: первый — в 8—10 лет, второй —в 13- 15. Такая естественная закономерность диктует выбор средств и методов, адекватных возрасту.

Мышечная сила в ходе развития организма ребенка увеличивается поступательно, но не прямолинейно. Периоды незначительного увеличения чередуются с весьма интенсивным ростом показателей. Сенситивные периоды у девочек и мальчиков, как правило, не совпадают. У мальчиков от 8 до 15 лет происходит плавное нарастание силы, а в период с 5-до 17 лет отмечается резкий скачок в показателях абсолютной силы всех мышечных групп.

Ловкость (или координационные способности) в наибольшей мере поддается воспитанию в возрасте от 7 до 12—13 лет.

Гибкость у детей благодаря высокой степени эластичности тканей развивается достаточно успешно. Задача учителя сводится чаще всего к тому, чтобы управлять ходом развития этого качества, доводя его до оптимальных показателей и не давая снижаться с возрастом.

В наибольшей мере развитию гибкости способствуют упражнения на растягивание, которые, как правило, достаточно просты и не требуют специального оборудования. Это значит, что их можно широко использовать в качестве домашних заданий, которые поддаются контролю, так как наступившие изменения можно измерить в сантиметрах или градусах.

Выносливость, по имеющимся данным, возрастает у девочек с 8-ми до 13-ти лет, а после 14-ти показатели идут на спад. Наибольший скачок в приросте выносливости наблюдается у них в возрасте 11—13 лет. Столь, значительного роста функциональных возможностей в последующие годы не наблюдается.

У мальчиков рост показателей выносливости отмечается с 9-ти до 17-ти лет. Значительный прирост совпадает с периодами снижения интенсивности роста тела в длину. Наиболее заметное увеличение показателей выносливости отмечено в 11—14 и 17 лет. Самый высокий темп прироста — в 14 лет. Методические особенности гимнастики таковы:

1. Возможность относительно избирательно воздействовать на отдельные группы мышц и части тела.

Локальное воздействие на отдельные части тела и слаборазвитые мышцы достигается подбором исходных положений и способов исполнения упражнений, использованием снарядов массового типа и различных предметов. Избирательное воздействие на различные части тела дает возможность исправлять дефекты осанки, обучать управлению движениями различными частями тела в пространстве и времени.

2. Возможность с помощью одних и тех же упражнений решать различные задачи физического воспитания.

Например, обучая лазанью по канату, можно: а) формировать прикладной навык; б) развивать силу рук и плечевого пояса; в) развивать ловкость, варьируя способы лазанья; г) развивать быстроту движений (при лазанье на время); д) развивать способность оценивать движения (при лазанье на заданное время). При обучении равновесию формируют прикладные навыки, правильную осанку, совершенствуют функциональную деятельность вестибулярного аппарата, развивают ее, воспитывают смелость и т.д.

3. Возможность постоянно повышать трудность двигательных действий, обучая одним и тем же упражнениям.

Гимнастическим упражнениям свойственно многообразие форм движений: лазанье по наклонно поставленным скамейкам выполняется различными способами, отличающимися по степени сложности; упражнения в висах и упорах содержат и очень простые упражнения, доступные учащимся начальных классов, и очень сложные, доступные только старшеклассникам, и т.д. Эта методическая особенность дает возможность качественно и количественно изменять содержание занятий, повышать интерес учащихся и более эффективно решать задачи урока.

4. Возможность вариативно регулировать физическую нагрузку, варьируя: а) подбор упражнений (трудные и более легкие); б) количество повторений; в) величину отягощений (сопротивление резины, партнера, вес предметов); г) способ выполнения упражнений; д) способ организации занятий (групповая форма дает обычно меньшую нагрузку, чем поточная, а игровая – большую, чем поточная).

Большое значение для возникновения интереса и желания заниматься физическими упражнениями и спортом имеют: мотивы организации уроков, тренировок, наличие в них эмоционального фона. Важно, чтобы занятия отличались новыми впечатлениями, доставляли удовольствие и заканчивались хотя бы самым маленьким успехом.

Учащиеся этого возраста предпочитают самостоятельно выбрать тот вид спорта, который в большей степени отвечает их потребностям. Поэтому они часто переходят от занятий одним видом спорта к другим.

4.Ожидаемые результаты освоения раздела программы.

В процессе освоения раздела «Гимнастика» формируются следующие универсальные учебные действия:

Личностные

-формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

-формирование уважительного отношения к культуре других народов.

-активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

-проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;

-проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

-оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы;

-формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни;

Метапредметные

-овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

-формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

-определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

-готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;

-овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

-овладение базовыми предметными и метапредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами;

Предметные

-формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека(физического, социального и психического), о её позитивном влиянии на развитие человека, о физической культуре и здоровье как факторах успешной учёбы и социализации;

- Знать о здоровье и развитии человека. Строение тела человека и его положения в пространстве. Работа органов дыхания и сердечно - сосудистой системы .Роль слуха и зрения при движениях и передвижениях человека;

-представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека; -измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела), развития основных физических качеств;

- Знать об особенностях зарождения физической культуры, истории первых Олимпийских игр, о значении современного Олимпийского движения в современном обществе;

-измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела), развития основных физических качеств;

-Знать о работе мышц, системы дыхания и кровообращения при выполнении физических упражнений, о способах простейшего контроля за деятельностью этих систем.

.

  1. Образовательные технологии, методы и формы организации деятельности.


Приоритетным направлением в своей работе  считаю формирование здоровья детей на основе его комплексного изучения в динамике, коррекцию физического и психического здоровья ребёнка, формирование адекватных представлений у воспитанников о здоровом образе жизни,  раскрытие двигательных возможностей и способностей каждого ребёнка, побуждение детей к самостоятельной двигательной деятельности, связанной с их потребностями. Поэтому  в основу  моей  работы  были положены следующие педагогические технологии:

- Здоровьесберегающие  технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка: развитие  его физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и  самомассаж, профилактику плоскостопия и формирование правильной осанки, оздоровительные процедуры в оздоровительном центре  и на тренажерах, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье.

        - Игровые  технологии. Использование прочно сформированных навыков позволяет осмысливать задачи, возникающие в непредвиденных ситуациях в процессе двигательной, особенно игровой, деятельности.. В работе с детьми  последовательно включаю: игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать  их;  игры, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др. В процессе занятий, наблюдая за животными, путешествуя с героями сказок, подражая олимпийским чемпионам, играя и наслаждаясь движениями,учащиеся начальной школы приобретают привычку к здоровому образу жизни и овладевают основными когнитивными умениями:

  1. предсказывать последствия действия или события;

  2. проверять результаты собственных действий;

  3. управлять своей деятельностью;

  4. проверять реальность.

- технологии  Социально – личностного развития  и  благополучия, обеспечивающие психическое и социальное здоровье.

Личностно – ориентированные технологии:

- технология полного усвоения знаний, основанная на общей установке: все обучаемые способны полностью усвоить необходимый материал при условии рациональной организации учебного процесса.

- технология разноуровнего обучения, в качестве теоретического обоснования используют теорию структуры личности, предполагают дифференцированное обучение с целью выполнения заданий по силам и продвижению каждого ученика вперед.

- технологии Проблемного обучения, когда мною  предлагается  проблема (сюжет, ситуация),   по ходу которой  дети решают проблемные задачи. Ребенок усваивает разнообразные действия, направленные на изучение решения проблем.

- ИКТ.  Использую компьютерные презентации образовательных порталов, а также свои разработки при организации образовательной  деятельности с детьми по некоторым темам («Зимние  и летние виды спорта», «Спортивный инвентарь для занятий спортом»), средства ТСО.

Использование  данных  технологий в образовательном процессе помогает обеспечить  эмоциональную комфортность  и позитивное психологическое самочувствие  ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми, социально - эмоциональное благополучие   в окружающем мире, способствуют развитию у детей коммуникативных способностей,  формируют исследовательские умения, а также умения принимать оптимальные решения  в сложившейся ситуации.

Методы обучения:

- словесные (рассказ, объяснения, разбор);

- наглядные (образцовые показания, наглядные пособия );

- практические (командная игра и соревнования).

В ходе проведения урока по гимнастики целесообразно использовать следующие методы организации работы:

- фронтальный

-сменно-групповой (или фронтально-групповой) – упражнения выполняются группами (шеренгами), причем количество одновременно работающих учеников может быть от 3–4 до 10–15;

- индивидуально-групповой (или метод работы по отделениям) – класс делится на три-четыре отделения, выполняющих в порядке очередности разные виды упражнений;

- поточный – упражнения выполняются учениками поочередно, с минимальными промежутками (например, опорные прыжки, равновесие, лазание и др.);

- поточно-групповой – это вариант сменно-группового метода, при котором каждая группа одна за другой без пауз выполняет упражнение;

- игровой.


 

  1. Система знаний, система деятельности.


При изучении темы «Гимнастика» формируется система знаний:

Общенаучные знания:

- значение движения в жизни человека;

- потребность в упражнениях, расслабление и отдыхе;

- работа дыхательной системы при занятиях физическими упражнениями;

Предметные знания:

- правила выполнения гимнастических упражнений;

- знание техники выполнения;

-знание техники безопасности при использование гимнастических снарядов.

Система деятельности при изучения темы включает в себя,

практическую деятельность.

1.Общеучебная деятельность определяет методы учения, организацию учебного пространства, методы взаимообучения.

Навыки общения в игровой ситуации (словами и жестами).

2. Преобразующая деятельность:

- использование действий в игровой проблемной ситуации.

- самоопределение и поиск новых путей, связанных с решением проблемной ситуации.

3. Самоорганизационная деятельность:

- самостоятельные действия во время соревнования;

- самостоятельное принятие правильного решения.


7.Поурочное планирование раздела

,тема

урока

Кол-во

ча

сов

Тип

урока

Элементы содержания и требования к уровню подготовленности обучающихся

Формируемые

УУД

1.Кувырок вперёд

1

Ознакомление с новым материалом

Определение нагрузки во время выполнения упражнений по показателям ЧСС. Повторение техники безопасности при занятии гимнастикой.

Обучение технике кувырка вперед.

Знать ТБ, свой пульс в покое и после нагрузки.

Уметь измерять пульс.



Предметные: знать правила безопасности во время занятий по гимнастике;

- название снарядов, гимнастических элементов.

- название гимнастического оборудования, инвентаря



Уметь:

- выполнять строевые упражнения;

-осуществлять движения рук, ног, туловища с предметами и без предметов под музыкальное сопровождение;



Понимать:

- значение и роль гимнастических упражнений на развитие гибкости, выносливости, скоростных качеств.



Выполнять ОРУ с

малыми и средними мячами, скакалкой, гимнастической палкой, обручем и набивным мячом;



Личностные: установка на здоровый образ жизни; широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно- познавательные и внешние мотивы;



Познавательные:

создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;



Регулятивные:

самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.



Коммуникативные:

учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;



Познавательные:

создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;



Регулятивные:

осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;



Личностные: адекватно понимать причины успешности/неуспешности учебной деятельности;



Познавательные:

осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;



Регулятивные:

адекватно воспринимать оценку учителя



Коммуникативные:

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;



Личностные: формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;



Коммуникативные:

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.



Личностные: формирование основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;



Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу;

самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;



Коммуникативные:

учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;



Познавательные:

произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач;


2.Кувырок назад

1

Комбинированный

Обучение технике выполнения кувырка назад.

Совершенствование техники кувырка вперед. Знание названия снарядов и гимнастических элементов, правила безопасности во время занятий по гимнастике, признаки правильной ходьбы, бега, прыжков, осанки, значение напряжения и расслабления мышц, личная гигиена, режим двигательной активности.


Уметь выполнять кувырок вперед и назад. Комбинация из освоенных элементов.


3.Стойка на лопатках

1

Ознакомление с новым материалом

Уметь выполнять кувырок вперед и назад, стойку на лопатках. Комбинация из освоенных элементов.


4 «Мост»

с помощью

и самостояте

льно.

1

Закрепле

ние изученного

Обучение техники выполнения «мост» с помощью и самостоятельно. Лазание по канату в 3 приема

Ходьба по бревну на носках.

Игра «Что изменилось?»

Уметь лазать по канату в 3 приема, ходить по бревну на носках.


5.Вис на согнутых

руках.

1

Ознакомле

ние с новым материалом

Вис на согнутых руках, согнув ноги; на гимнастической стенке вис прогнувшись, подтягивание в висе, поднимание ног в висе.


6.Поднимание ног в висе.

1

Закрепление изученного


Поднимание прямых и согнутых ног, подтягивание в висе лежа согнувшись, упражнения в упоре лежа и стоя на коленях, упор сзади из положения лежа на спине Уметь выполнять ходьбу по бревну большими шагами и выпадами; ходьбу на носках; повороты прыжком на 900, опускание в упор, стоя на колене (правом, левом).

7.Подтягивание

в висе.

1

Систематиза

ция и обобщение знаний

Вис завесом; вис на согнутых руках, согнув ноги; на гимнастической стенке вис прогнувшись, подтягивание в висе, поднимание ног в висе. Комбинации из освоенных элементов на гимнастической стенке, бревне, скамейке.

8.Перелезание

через канаты.

1

Ознакомле

ние с новым материалом

Вис завесом; вис на согнутых руках, согнув ноги; на гимнастической стенке вис прогнувшись, подтягивание в висе, поднимание ног в висе.

Полоса препятствий.

Уметь преодолевать препятствия.

9.Лазание по канату в 3 приема.


1

Комбинированный

Уметь лазать по канату в 3 приема, перелезать через препятствия, ходить по бревну на носках.


10.Опорные

прыжки

на горку.


1

Ознакомле

ние с новым материалом

Знать технику выполнения опорного прыжка на горку из гимнастических матов.

11. Опорные

прыжки

на «козла».

1

Систематиза

ция и обобщение знаний

Обучение опорному прыжку через гимнастического козла.


12. Опорные

прыжки

на «козла» и на горку.

1

Контроль знаний

Совершенствование опорного прыжка через гимнастического козла и на горку.



8. Разработка урока

Тема урока: Подтягивание в висе.

Класс: 4

Тип урока: Систематизация и обобщение знаний.

Цель: Овладение способами оздоровления и укрепления организма учащихся посредством занятий гимнастикой. Развитие координационных (точности воспроизведения и дифференцирования пространственных, временных и силовых параметров движений, равновесия) способностей.

Задачи:

1. образовательная: комплексно развивать координацию, силу, скорость, выносливость;

2. воспитательная: содействовать формированию чувства ответственности, коллективизма, воспитывать упорство и потребность к занятиям физическими упражнениями, развивать интеллект.

3. оздоровительная: 1.Способствовать формированию опорно-двигательного аппарата, формирование правильной осанки и функционального свода стопы.

2.Способствовать повышению общего функционального состояния организма.

3. Прививать интерес к здоровому образу жизни, содействовать достижению гармоничности в физическом развитии.

Прогнозируемые результаты:

Личностные:

  • осознание практической важности изучения гимнастических упражнений;

  • ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу;

  • осознание учащимися  практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока;

Метапредметные:

  • умение принимать и сохранять цель урока; умение планировать, контролировать и оценивать  свои действия;

  • умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно говорить;

  • умение провести рефлексию своих действий на уроке;

Предметные:

-знание правил безопасности во время занятий по гимнастике;

-знание названия снарядов, гимнастических элементов, гимнастического оборудования, инвентаря.

- умение выполнять строевые упражнения, танцевальные шаги, движения;

-осуществлять движения рук, ног, туловища с предметами и без предметов под музыкальное сопровождение;

-лазать по гимнастической стенке, канату

- понимать значение гимнастических и танцевальных упражнений для развития гибкости, координации движений.

Оборудование: : малые мячи (по количеству занимающихся), скакалки, массажные мячи, гимнастические скамейки, канат (2 по 12 метров), шведская стенка, маты.


СТРУКТУРА УРОКА:

I .Вводная часть - 13 мин.

1.Орг. момент- 0,5 мин

2. Правила ТБ.- 0,5 мин

3.Разминка:

а)Ходьба различными способами.-2мин

б) Бег различными способами.-1 мин

в)ОРУ с различными предметами.-5мин

г)Упражнения с массажными мячами.-4мин

II. Основная часть – 25 мин

1.Упражнения с канатом.- 1,5мин.

2. Прыжки через канат - 2 мин.

3.Ходьба по канату - 1,5мин.

4.Упражнения в висе - 10 мин.

5. Игра-соревнование «Зоологические забеги» - 5мин.

6.Игра «Вызов номеров»- 5 мин.

III. Заключительная часть – 7мин.

1 Построение – 0, 5 мин

2.Игра на внимание «Горы, реки, кочки»- 5 мин.

IV. Домашнее задание.- 0,5 мин.

V. Итог. Рефлексия.-1 мин.



Название

этапа

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

Формируемые УУД

I Вводная часть

1.Орг. момент

Построение в шеренгу. Приветствие. Расчёт по порядку номеров. Сдача рапорта.









































2.ПравилаТБ





3.Разминка:







а)Ходьба различными способами .







































б).Бег различными способами.

















в)ОРУ с предметами

















г).Упражнения с массажными мячами





-Ребята! А вы любите путешествовать? Я сегодня предлагаю вам отправиться в Джунгли. А вы знаете что такое Джунгли?

- Джунгли – это такое место, где за каждым деревом и за каждым кустом подстерегают опасности, и препятствия. Джунгли – это край приключений. Как вы думаете! Какие умения вам пригодятся, чтобы преодолеть все препятствия и справится с трудностями

- Как необходимо вести себя в джунглях?





- Перед тем как отправляться, надо нам слегка размяться.

Раз, два, левой – мы шагаем смело. В Джунглях ждет нас много встреч, и нам некогда прилечь.





































-Чтобы ближе к цели быть, нам бы стоит поспешить.

Следить за тем, чтобы дети не сталкивались, быстро реагировали на сигналы учителя.





Учитель объясняет, показывает упражнения, оценивает деятельность детей, указывает на ошибки, исправляет.



-Вот отличная дорога, руки разомнем немного, а помогут в этом нам наши яркие друзья.

- В джунглях очень много дел, но всему есть свой предел, отдыхаем, отдыхаем и мячи все собираем.






Учащиеся получают эмоциональный настрой на восприятие.













































Повторение правил ТБ









Передвижение учащихся по залу.

Передвижения по залу в колоне по одному.

Ходьба с одновременным выполнением упражнений руками.

А)1-правая на пояс, 2-левая на пояс, 3-правая к плечу, 4- левая к плечу, 5- правая вверх, 6- левая вверх, 7-8-два хлопка в ладоши. 1-8 все в обратной последовательности.

Б)1-4 шаг ходьба на носках, руки вверх, 5-8 ходьба на пятках, руки на пояс

В)Три шага вперед, остановка, прыжок ноги врозь с хлопком над головой.

Г) то же спиной назад





А)Галоп с правой ноги и левой.

б) «скрестный» бег правым и левым боком

В)Бег змейкой, обегая препятствия











Обучающиеся выполняют ОРУ в парах, группах с различными предметами(приложение №1). Дети соотносят свои действия с образцом (показ учителя).





Выполняют упражнения с массажными мячами(приложение№2).





Личностные:

внутренняя позиция школьника на уровне положительного

отношения к школе, самооценка готовности к уроку



Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу;































Предметные:

правила безопасного поведения на уроках физической культуры.



Регулятивные:

планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;



Предметные:-Понимать значение и роль легкоатлетических упражнений на развитие выносливости, скоростных качеств.













Предметные: Правильно выполнять основы движения в ходьбе, беге, прыжках;

- Бегать с максимальной скоростью,

бегать в равномерном темпе.





Коммуникативные:

контролировать действия партнера

Регулятивные:

адекватно воспринимать оценку учителя,

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;


II Основная часть 1.Упражнения с канатом













2.Прыжок в длину с места через канат.





































3.Ходьба по канату.



















4.Упражнения в висе на гимнастической стенке.











































5.Игра-соревнование «Зоологические бега».







































6. Игра «Вызов номеров»


-Вот лежит змея, скучает, как ей двигаться не знает. Мы тихонько подойдем, в руки хвост ее возьмем. Чтобы нам развеселиться, мы решили порезвиться!



.

Показ и объяснение учителем:

Присесть, руки завести назад, по сигналу- руки вперед замах и прыжок в длину вперед, поворот кругом и снова прыжок. Обратить внимание на работу рук во время прыжка, и на отталкивание ногами.





-У змеи огромный хвост, будто с головы он рос. Со змеей мы подружились, и ничуть не утомились. Отдыхай, лежи, змея, и не жаль детей зазря!



-Кто тут смелый, кто герой? Эй, ребята, все за мной!

-Мы продолжим наше путешествие по джунглям и дорога привела нас к горе «Калиманджаро».

Для того, чтобы нам всем преодолеть горные препятствия мы разделимся на две группы и будем по очереди их проходить. ТБ при выполнении висов Учитель объясняет задание и осуществляет страховку.





-Здесь нам было трудновато, но мы смелые ребята. Вот так джунгли! Ну и ну! Что мы видим? Здесь зверей не сосчитать. Вот и зебра, обезьянка, леопарда не догнать. Учитель распределяет детей, назначая каких животных они будут изображать.

-Давайте с вами попробуем изобразить этих животных и будем передвигаться так же как и они.



Учитель распределяет детей, назначая каких животных они будут изображать.

(дети пытаются изобразить способ передвижения этих животных)

1-гиена

2-леопард

3-зебра

4-обезьянки

5-тигр

6-слон

7-антилопа и т. д.


Выполнение упражнений с канатом(приложение №3) .Задача команды работать синхронно и слажено.















Дети анализируют, рассуждают, что нужно сделать, чтобы прыжок получился? Пробный прыжок, анализ ошибок, их исправление. Прыжок выполняется одновременно всеми, следить за расстоянием между учащимися, избегать столкновений.





















Учащиеся выполняют ходьбу по канату приставными шагами без обуви (профилактика плоскостопия). Следить за интервалом.











Обучающиеся в группах выполняют вис на согнутых руках, согнув ноги, подтягивание в висе, поднимание ног в висе.







































По сигналу первые номера выбегают и изображают своего зверя, затем вторые и т.д. Каждый ребенок придумывает свой способ передвижения.(проявляет творчество). Добежать до фишки, обратно шагом.

Чей способ самый оригинальный? Дети отмечают кто им больше понравился.

Вызывать детей в любой последовательности. В конце подвести итог, определить команду победительницу этих соревнований.







Игра «Вызов номеров» вместо номера назвать животное, ребенок выбегает, до фишки обратно бегом. Кто первый тот и приносит очко своей команде.




Предметные:

Знать правила безопасности во время занятий по гимнастике,

название снарядов, гимнастических элементов,

название гимнастического оборудования, инвентаря





Предметные:

Уметь лазать по гимнастической стенке, канату, выполнять различные висы.

























Личностные: Формирование

положительного отношения к здоровому образу жизни.











Коммуникативные:

контролировать действия партнера



Регулятивные:

самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.





























Метапредмет-

ные: овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза. Коммуникативные:

учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

Познавательные:

проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям.













Коммуникативные:

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;


III Заключительная часть

1.Построение в одну шеренгу.







2. Игра на внимание. «Горы, реки, кочки»




-Ребята, а вы знаете, что в джунглях очень быстро темнеет? Поэтому нам пора возвращаться домой.



Объяснить правила игры.





























-Вот и настала пора прощаться. Какое препятствие было самым трудным? Интересным? Легким?( ответы детей)

Построение в одну шеренгу.













По команде «горы» – все встают на носки и поднимают руки вверх, по команде «реки» – дети поворачиваются направо и кладут руки друг другу на плечи, по команде «кочки» – все делают упор присев. . каждый ребенок проверяет свою внимательность. В конце поднимают руку те, кто считает, что он был самый внимательный?







Ответы детей.

Регулятивные:

самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.


IVДомашнее задание.


Упражнения для ног со скалкой или круглой палкой.

Предметные: целенаправлен

но использовать знания, умения и навыки, полученные в учебной деятельности, в повседневной жизни.

VИтог. Рефлексия.

-Сейчас поднимут руки те, у кого все получилось на уроке, и кто справился со всеми предложенными испытаниями, кому было интересно? Сделают упор присев те, кто по их мнению не полностью справился с испытаниями, не смог освоить новые упражнения, испытывал трудности на уроке.

-Вы были сегодня ловкие и смелые, дружные и внимательные. До свидания, до новых встреч.

Выполняют команды, оценивают свои достижения на уроке.

Личностные: адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и искать способы их преодоления, формирование умения понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности.





IX. Список литературы.

1Федеральные государственные образовательные стандарты.

2.. Рабочие программы «Физическая культура» Предметная линия учебников В.И. Ляха 1-4 классы М. «Просвещение». 2011

3. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет. И.Ю.Кулагина Издание третье. Москва Издательство УРАО 1997.

4. Е.С.Полат, М.В.Моисееева, А.Е.Петров «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования». Издательский центр «Академия» 2004г.

5. «Как проектировать универсальные учебные действия». Под редакцией А.Г. Асмолова». М. «Просвещение» 2011г.

7. Малая энциклопедия « Физкультура и спорт»- М.: «Радуга» 1982.

8. Энциклопедия для детей «Спорт» – М.: «Аванта» 2001.

9. П.К. Петров «Методика преподавания гимнастики в школе» – М.: «ВЛАДОС» 2000.

10. В. С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий «Методика обучения основным видам движений на уроках физической культуры в школе» – М.: «ВЛАДОС» 2002.

11. Шиян Б.М. «Теория и методика физического воспитания».- М., Просвещение, 1991г.



Приложение №1 «Комплекс ОРУ с гимнастической палкой в парах»


  1. И. п. – стоя лицом друг к другу, палка внизу спереди. 1. – Одновременно мах левой ногой в сторону, палка вверх. 2. – И. п. То же на другой ноге. Повторить 4 – 6 раз.
     


  2. И. п. – стоя спиной друг к другу, палка вверху над головой. 1. – Одновременно выпад вперед левой ногой. 2. – И. п. То же на другой ноге. Повторить 4 – 6 раз.
     


  3. И. п. – А – ноги шире плеч, палка на лопатках. Б стоя сзади, ноги на ширине плеч, хват за палку согнутыми в локтях руками. 1 – 3. – А – наклоны влево; Б – легко нажимая на палку, помогает наклониться. 4. – И. п. Повторить 4 – 6 раз.


  4. И. п. – сед с прямыми ногами спиной друг к другу, палка вверху. 1. – А – наклон вперед; Б, сгибая ноги, упираясь стопами в пол, ложится на плечи А. 2. – И. п. Повторить 4 – 6 раз.


  5. И. п. – А лежа на животе, палка на лопатках, прижата согнутыми за головой руками, пальцы переплетены; Б стоя ноги врозь, наклон вперед, взявшись за палку. 1 – 2 . – А медленно прогибается назад, Б легко тянет палку вверх. 3 – 4. – А медленно опускается в и. п.; Б слегка придерживает палку. Повторить 4 - 6 раз.


  6. И. п. – А лежа на спине, палка на лопатках, прижата, пальцы переплетены; Б ноги врозь, в наклоне, хватом двумя руками за палку. 1 – 2. – Б тянет палку вверх и поднимает А на ноги (девушки – до положения сидя). 3 – 4 – и. п. Повторить 4 – 6 раз.


  7. И. п. – стоя лицом друг к другу ноги врозь, правая рука вперед – кверху, левая вперед – книзу, хват за палку, расположенную вертикально между партнерами. 1. – Одновременно присесть. 2 – 3. – А выкручивает палку из рук партнера, Б умеренно сопротивляется. 4. – И. п. Повторить 4 - 6 раз.


  8. И. п. – А лежа на спине, палка горизонтально впереди; Б со стороны головы упор лежа с опорой о палку руками. 1. – А – руки прямые, Б сгибает руки в локтях. 2. – А – руки прямые, Б разгибает руки. 3. – А сгибает руки, Б – руки прямые. 4. – И. п. Повторить 4 - 6 раз.


  9. И. п. – стоя спиной друг к другу, палка горизонтально вверху. 1 – 2. – А, наклоняясь вперед, поднимает на спину Б. 3 – 4. – Б выполняет кувырок назад с опорой руками о палку в стойку на полу. Повторить 4 – 6 раз.


  10. И. п. – А – ноги врозь, держит палку горизонтально перед собой на уровне пояса двумя руками справа за один конец; Б, стоя против палки, кладет левую руку на плечо А, правой захватывает палку, опираясь левой рукой на плечо А. 1 – 2. – Б выполняет прыжок, согнув ноги, через палку.
     


  11. И. п. – стоя лицом друг к другу на расстоянии трех – четырех шагов. Перебрасывание палки горизонтально двумя руками хватом снизу, сверху; то же другой рукой; то же – бросать палку так, чтобы она все время сохраняла вертикальное положение. Выполнять в течение 30 – 50 сек

Приложение №2 «Комплекс упражнений с массажным мячом»

  1. И. п.: основная стойка, мяч внизу в правой руке
    1. руки в стороны;
    2. руки вверх, переложить мяч над головой в другую руку;
    3. руки в стороны;
    4. вернуться в и.п. (повторить 6-7 раз)

  2. И.п.: ноги на ширине плеч, мяч в правой руке
    1. отвести руку с мячом вправо, подняв ее до уровня плеча;
    2. поворот туловища вправо, посмотреть на мяч;
    3. вернуться в и.п.;
    4. переложить мяч в левую руку.
    То же влево (повторить 6 раз)

  3. И. п.: ноги параллельно на ширине ступни, мяч внизу в правой руке
    1. поднять согнутую левую ногу, переложить мяч под ногой в левую руку, спина прямая;
    2. опустить ногу, вернуться в и.п.
    То же правой ногой (повторить 6 раз)

  4. И. п.: основная стойка, мяч в обеих руках
    1. уронить мяч;
    2. присесть, поймать мяч;
    3. вернуться в и.п. (повторить 5-6 раз).


  5. И. п.: сидя на коленях, мяч в правой руке
    1. прокатить мяч от себя вправо на вытянутую руку, туловище неподвижно;
    2. прокатить мяч к себе;
    3. то же влево (повторить 6 раз, темп медленный).

  6. И. п.: сидя, ноги врозь, мяч внизу в правой руке
    1. руки в стороны;
    2. наклониться, коснуться мячом носка левой ноги;
    3. выпрямиться, руки в стороны;
    4. вернуться в и. п., переложить мяч в другую руку.
    То же к правой ноге (повторить 6 раз)



Приложение №3 «Комплекс упражнений с канатом»

А)и.п. – лежа на спине, канат вытянут вверху над головой.

1-сесть руки с канатом вперед

2-и.п.

Б) и.п.- лежа на спине, руки с канатом впереди.

1-поднять ноги вверх

2-и.п.

В) и.п.-лежа на животе, руки с канатом вытянуты вверх.

1-поднять руки и ноги вверх, выполнить упражнение «лодочка»

2-и.п.

Г) и.п.-основная стойка, лицом к канату.

Прыжки на двух ногах через канат вперед и назад

Д)и.п. –ноги врозь, канат между ног

Прыжок ноги скрестно, врозь.

Е) канат сложить пополам, расстояние между частями 50-70 см.



"Гимнастика с элементами акробатики" 4 класс
  • Физкультура
Описание:

    В соответствии с социально-экономическими потребностями современного общества, его дальнейшего развитиявыдвинута важная задача – разработка проблем формирования нового человека. Одним из аспектов этой важной проблемы является воспитание всесторонне и гармонически развитого человека, раскрытие закономерностей растущего, развивающегося организма ребёнка. Успешное решение этой задачи во многом зависит от правильной постановки физического воспитания, начиная с самого раннего возраста. Предметом обучения физической культуры в начальной школе является двигательная деятельность человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определенные двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность.     Рабочая программа по физической культуре для 4 класса составлена на основании Государственной программы В.И.Ляха «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» 2011г. Данная рабочая программа направлена на достижение учащимися  личностных, метапредметных  и предметных результатов по физической культуре. Cодержание рабочей программы соответствуют требованиям Федерального государственного стандарта начального образования.

Автор Веселов Александр Демьянович
Дата добавления 23.12.2014
Раздел Физкультура
Подраздел
Просмотров 695
Номер материала 10942
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓