Выбранный для просмотра документ ФОНЕТИКА 5КЛ 21.11.14Г.pptx
Скачать материал ""Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия" 5 класс"
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Правила:
Отвечая на вопросы, поднимать руку.
Не выкрикивать.
Не мешать другим отвечать на вопросы.
2 слайд
Проверка домашнего задания
Подберите синонимы и антонимы к словам:
Исчезал –
Растаяли –
Добросовестно –
3 слайд
Хлеб, язык, дело, портит, кормит, и, и.
Язык и хлебом кормит, и дело портит.
4 слайд
ТЕМА УРОКА:
«Фонетика. Орфография. Орфоэпия»
5 слайд
Страна «Фонетика»
Алфавитная
Орфографическая
Разбор
Орфоэпическая
Разбор
гласная
Согласная
6 слайд
7 слайд
Алфавитная
8 слайд
Двадцать первое ноября
Классная работа
Фонетика. Орфография. Орфоэпия
8
9 слайд
Работа с учебником
Стр.88 упр.200
10 слайд
устная
письменная
РЕЧЬ
11 слайд
РЕЧЬ
Звук
Гласные
Согласные
Ударные
Безударные
Твердые и мягкие
(парные и непарные)
Звонкие и глухие
(парные и непарные)
12 слайд
Согласная Гласная
13 слайд
ОСНОВНЫЕ ЗВУКИ РЕЧИ
ГЛАСНЫЕ
СОГЛАСНЫЕ
Гласные звуки состоят только из голоса. При образовании гласных звуков выдыхаемый воздух проходит через рот свободно
В каждом согласном звуке есть шум. При образовании согласных звуков выдыхаемый воздух встречает во рту различные препятствия (язык, нё- бо, зубы, губы), и от этого получается шум.
14 слайд
ГЛАСНЫЕ
ЗВУКИ - 6
а о у ы э
е ё ю я и
Вывод: итак,
гласных звуков в русском языке 6,
букв для обозначения этих звуков 10
ГЛАСНЫЕ БУКВЫ - 10
а о у ы и э
15 слайд
Согласные звонкие и глухие
Большинство звонких и глухих согласных образуют пары:
Б -
В -
Г -
Д -
Ж -
З -
Глухие без пары:
х, ц, ч, щ.
Звонкие:
й, л, р, м, н
- Стёпка, хочешь щец?
-Фи.
15
16 слайд
Ни…кая бесе…ка, сла…кая яго…ка, пиро…ки с оре…ками, кни…ка про ко…ку и мы…ку, про золотую ры…ку.
17 слайд
Фонетика – раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи.
18 слайд
Орфоэпическая
19 слайд
Рассказ школьного портфеля.
Знакомьтесь: Петя. Мой сосед.
Ему уже двенадцать лет.
Но говорит он до сих пор
Не «коридор», а «колидор»,
«Дилектор входит в кабинет…»,
«Закрыт м а г`а з и н на обед…»,
«Хозяйка моет с т а к а н`ы…»,
«Секёт свеклу…»,
«Пекёт блины…».
И до меня дошёл черёд:
Портфель он «п`о р т ф е л е м» зовёт.
Но мне не зря «Родную речь»
Судьбой доверено беречь.
И я придумал, не шутя:
Пусть и его зовут П е т`я.
- П е т`я! – несётся со двора, -
Тебе домой идти пора!
- Не трогай малыша, П е т`я,
Ведь ты большой, а он дитя!
«П е т`я» обижен на ребят:
- Скажите, в чём я виноват?
Я не ругался, не грубил
И никого не оскорбил.
За что же среди бела дня
Отняли имя у меня?
(Ю. Тимянский)
20 слайд
Орфоэпия - нормы произношения
Антенна
Гантели
Штепсель
интервью
Термин
Тема
Текст
тенор
20
21 слайд
Работа с учебником
Стр.90 упр. 202
22 слайд
Как называется наука, которая изучает нормы современного русского литературного произношения, в частности нормы ударения?
Произносим правильно докумЕнт, а не докУмент, началА, а не нАчала, звонИт, а не звОнит, алфавИт, а не алфАвит.
23 слайд
Орфографическая
24 слайд
Орфография – система правильного написания слов.
25 слайд
Типы орфограмм
25
26 слайд
Безударная гласная в корне
Вставьте пропущенные буквы:
Д…журный по ст…ловой, дн…вник в п…ртфеле, зв…нок на перемену, р…сунки м…лышей, уч…ник у д…ски, расп…сание уроков, оц…нить работу, отв…чать на п…терку.
26
27 слайд
Дежурный по столовой, дневник в портфеле, звонок на перемену, рисунки малышей, ученик у доски, расписание уроков, рабочая тетрадь, отвечать на пятерку.
Проверь себя!
27
.
28 слайд
Гласные после шипящих
И, у, а:
Чащоба
Чудесный
Вершина
Щупальце.
Исключение: Жюри
Брошюра
Парашют
28
.
29 слайд
Вставьте пропущенные буквы
Щ…риться от солнца, зловещ…я ч….щ…ба, щ… из щ…веля, сш…ть юбку, ч…десный ш…повник, интересная брош…ра, ч…совой на посту.
29
30 слайд
Ё-О после шипящих
в корне:
1. Слышу О, пишу Ё, проверяю путём перехода в Е:
Шёпот- шептать
Чёлка- чело.
2. Исключение :шов на капюшоне, шорох в крыжовнике, у обжоры изжога, чащоба и трущоба
3. Иноязычные слова: шофёр, жонглёр, шоссе, жокей, шоколад
30
31 слайд
Вставьте пропущенные буквы, подчеркните слова-исключения.
1. Крыж…вник, обж…ра, ш…колад, ш…к, ч…рный, ж…лтый, ч…лка.
2. Пч…лка, ж…лудь, ш…фер, ш…ссе, ж…нглер, щ…лкать, ш…лковый.
3. Приш…л, ч…рточка, расч…ска, реш…тка, деш…вый, ш…в, ш…пот.
31
32 слайд
Третий лишний.
Ш…колад, обж…ра, пч…лы
Ч…рный, ж…лтый, ш…рох
Реш…тка, ш…пот, щ…тка
Ж…рнов, ж…нглёр, ж…кей
Расч…т, сч…т, расч…тливый
В каких строчках есть лишнее слово?
32
33 слайд
Ошибка, я тебя вижу!
Расчёты были выполнены с ошыбками. Жолтые одуванчики покрыли луг.
Парашют сшит из разноцветного шёлка. Друг не пришол на встречу.
Чюгунные решётки украшали ограду парка. Пчолы живут в ульях.
Ошибка, я тебя вижу!
33
34 слайд
Физкультминутка
Упражнения для глаз:
закрыть – открыть глаза;
посмотреть вправо – влево;
закрыть глаза, посчитать до пяти,
открыть глаза.
35 слайд
Учимся различать
Безударная гласная, проверяемая ударением:
Центровой- центр
Целевой- цель
Цеховой- цех
Цепляться- цепкий
Оценить- оценка
Буквы ы-и после ц:
Цифра
Цирковой
Циклон
Циркуль
медицина
35
36 слайд
Участники праздничной демонстрации вышли на улицы. Милицыонер включил рацыю.
Цитрусовые растения любят тепло. Открыта запись в спортивные секции.
На конференции был прочитан отчот о научной экспедицыи. Цыганские танци очень ярки и зажигательны.
Ошибка, я тебя вижу!
36
37 слайд
Непроизносимые согласные.
Учимся различать:
Шефы шефствуют, а демонстранты шествуют.
37
38 слайд
Удвоенные согласные.
Артиллерия
Баррикада
Комментировать
38
39 слайд
Обозначение мягкости согласных с помощью Ь.
На конце: огонь.
В середине слов после Л: больше.
Запомни слова: тоньше, меньше, раньше, возьмём, письменный, восьмилетка.
В сочетаниях Ч и Щ с другими согласными Ь не пишется: мощный, хищник, окончание.
39
40 слайд
Упражнение на внимание
41 слайд
Двойная роль букв
Е, Ё, Ю, Я, И.
Обозначают один звук:
После мягких согласных: мера, полёт, клюв, сяду.
Обозначают два звука:
В начале слова: яма, юбка, ёлка, ем.
После гласных: синяя, поезд.
После Ь и Ъ: подъезд, вьюга.
41
42 слайд
Фонетический разбор слова
яблоко
голубой
43 слайд
Звуки – смыслоразличители.
Что произошло? Почему получилась такая путаница? Исправь.
Тает снег, течет ручей,
На ветвях полно врачей.
Миша дров не напилил,
Печку кепками топил.
На болоте нет дорог,
Я по кошкам – скок да скок.
Забодал меня котел,
На него я очень зол.
Вывод: функция звуков сводится к формированию и различению слов (мал – мол – мыл).
44 слайд
Звуки – смыслоразличители.
Что произошло? Почему получилась такая путаница? Исправь. Сформулируй вывод.
Дым на улице стоит,
Дом из труб его валит.
На чердак залезла ложка,
Со стола упала кошка.
В день весенний у ворот
Начал дружно таять мёд.
Пироги пекутся в речке,
Рыбаки сидят у печки.
Путник в город шел мешком.
Вы слыхали о таком?
Кто не верит чудесам,
Убедиться может сам!
45 слайд
Волшебная сила звука
Волшебную силу звука используют поэты в своих стихах, достигая с помощью их подбора и сочетания особенной выразительности.
Какие звуки помогают услышать гром в стихотворении Ф. Тютчева?
Люблю грозу в начале мая, Когда весенний первый гром, Как бы резвясь и играя, Грохочет в небе голубом. Гремят раскаты молодые…
46 слайд
Вывод:
определённый подбор звуков способствует созданию выразительной картины в художественном произведении и нашей речи. Этот приём в литературе называется звукопись.
Зву́копись — применение разнообразных фонетических приёмов для усиления звуковой выразительности речи. В частности, средствами языка могут воспроизводиться изображаемые в тексте неречевые звуки, например, при описании природы:
«...Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши».
К. Д. Бальмонт.
Звукоподражание шелесту, шороху.
47 слайд
Домашнее задание
придумать (подобрать) другие игры по теме;
составить задания – тесты по теме;
устный развёрнутый ответ по одной из тем:
- Фонетика русского языка
- Особенности русского ударения.
48 слайд
Подводим итоги урока.
Закончи фразу
Сегодня я узнал (а)…
Было интересно…
Было трудно…
Я выполнял(а) задания…
Я понял(а), что…
Теперь я могу…
Я научился (ась)…
У меня получилось …
Я попробую…
Меня удивило…
Мне захотелось…
49 слайд
Нарисуй себе оценку за урок
50 слайд
Не позволяй душе
лениться,
Чтоб воду в ступе не
толочь,
Душа обязана
трудиться
И день, и ночь, и день,
и ночь.
51 слайд
Спасибо за урок!
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Презентация для повторения, по теме Фонетика.
С целью совершенствования умения проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных; развития орфографической зоркости, памяти, логического мышления, сообразительности; воспитание любви к животным, бережного отношения к природе я провела в 5 классе урок - путешествие по теме «Правописание гласных и согласных в корнях слов», где были использованы карточки с заданиями, «волшебный» лист, кроссворд «Дом», плакат «Буквы - на дорожке»
6 656 258 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Калашникова Вера Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Мини-курс
4 ч.
Мини-курс
4 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.