Главная / Иностранные языки / "Эмоционально – ценностный компонент урока иностранного языка"

"Эмоционально – ценностный компонент урока иностранного языка"

ГУО «Средняя школа № 16 г. Пинска»







Методическое объединение учителей иностранных языков






Эмоционально – ценностный компонент урока иностранного языка








подготовила:

Березявка Т.Н.,

учитель английского языка





Пинск 2012

Содержание обучения иностранным языкам представляет собой единство предметного и эмоционально-ценностного компонентов. Оно направлено на приобретение опыта, необходимого в межкультурной коммуникации, с последующим использованием коммуникативной компетенции в сфере профессиональной деятельности.

Эмоционально-ценностный компонент содержания обучения иностранным языкам включает совокупность отношений личности к мировому языковому и культурному наследию, а также процессу овладения им в целях собственного профессионального и личностного роста. Реализация эмоционально-ценностного компонента содержания обучения обеспечивает приобретение личностью субъективного опыта иноязычного общения путем рефлексии, самопознания, самоопределения. Процесс овладения иностранным языком приобретает для учащегося личностный смысл.

Эмоциональный интеллект – понятие интегративное и включает множество разнообразных способностей, знаний и умений, важность и необходимость развития которых не вызывает сомнения у психологов и педагогов. Исследователи предлагают различные варианты структуры эмоционального интеллекта и ведут дискуссии относительно составляющих данного понятия.

Когда мы воспитываем или обучаем детей, мы передаем им ценности (Н.Д. Никандров). Цели образования всегда были зависимы от сложившихся в обществе ценностных ориентации, а потому они вторичны по отношению к общепризнанным ценностям. Ценности фиксируют то, что сложилось в жизни, в менталитете народа и общепризнанно как норма. Меняются ценности - меняются нормы - меняются цели воспитания.

Применительно к преподаванию иностранных языков понятие «эмоциональный интеллект» также представляет определённый интерес, поскольку многие его компоненты (эмпатия, мотивация достижения, саморегуляция, рефлексия и др.) необходимы как для полноценного развития эмоциональной сферы детской личности, так и для успешного старта в формировании иноязычной коммуникативной компетенции младших школьников.

Урок иностранного языка предоставляет определённые возможности развития эмоционального интеллекта детей. В контексте традиционной школы иностранный язык является одним из немногих предметов, в рамках которых возможно моделирование различных коммуникативных ситуаций, позволяющих ученикам представить себя вне школьных стен и отработать определённые модели поведения в различных ситуациях общения.

Процесс развития эмоционального интеллекта младших школьников пронизывает все уровни деятельности преподавателя: планирование уроков, оформление классной комнаты, отбор учебного материала и упражнений, поведение учителя, характер взаимоотношений в классе, причём, как между учителем и учениками, так и между самими детьми.

По словам О.А. Винярской, поскольку главной целью обучения иностранным языкам определено воспитание личности, способной и желающей вступать в межкультурную коммуникацию, желательно создание модели такой коммуникации в классе. Не стоит забывать о том, что учитель выступает в роли представителя другой культуры, его речь должна быть максимально приближена к естественной, эмоциональной речи на иностранном языке, ярко индивидуальной. Беседа с учениками должна идти «глаза в глаза», при этом учитель должен находиться на одном уровне с учениками. В младших классах, подойдя к ученику, учителю следует наклониться к ребенку, посмотреть ему в глаза, чтобы он почувствовал заинтересованность учителя, которая придаст ему уверенность.

Далее перечислим общие принципы развития составляющих эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста.

Самооценка. В процессе занятий нужно акцентировать особое внимание на способностях детей и их потенциальных возможностях, не подчёркивая их неспособности к каким-либо действиям. Учителю необходимо оценивать не только конкретный результат, но и усилия, затраченные ребенком для его достижения. Важно демонстрировать классу результаты успешной работы каждого ученика и обращать особое внимание на сильные стороны детей, чаще их хвалить. Необходимо создать в классе атмосферу, где разнообразие и непохожесть друг на друга ценятся и уважаются. Желание ученика выполнять задания учителя увеличится, если он увидит, что лучших результатов добиваются те дети, которые прилагают больше всего усилий на выполнение того или иного задания.

Самосознание. В процесс обучения необходимо внести определённый компонент самоконтроля, когда ученикам позволено самим оценивать собственные поступки и действия. При изучении языка детям нужно предоставить возможность развивать и использовать собственные, индивидуальные стили и стратегии обучения. Предлагая различные упражнения и задания, преподаватель должен учитывать предпочтения детей, давая им такие задания, при выполнении которых создавалась возможность использования различных аспектов множественного интеллекта каждого ученика.

Управление эмоциями. Преподавателю необходимо демонстрировать различные модели позитивного поведения, как самому, так и при помощи моделирования различных коммуникативных ситуаций. Нужно давать детям возможность открыто говорить о своих чувствах и эмоциональных состояниях. На уроке иностранного языка преподаватель должен внимательно слушать каждого ученика и приучать других детей слушать друг друга. Важно, чтобы ученик говорил о своих эмоциях, особенно в тех случаях, когда для разрешения того или иного конфликта требуется участие учителя.

Мотивация достижения. Создание мотивации к изучению иностранного языка и к общению невозможно без создания в классе атмосферы энтузиазма, оптимизма и веры детей в свои способности и возможности. Необходимо воспитывать в детях чувство оптимизма, являющееся следствием реалистического мышления. Для этого учителю важно представлять собой живой пример оптимистически настроенного к ученикам и коллегам человека. Необходимо внушить ребенку, что успех строится на неудачах. Важно научить детей ценить не только свои собственные, но и корпоративные достижения.

Эмпатия. На занятиях учителю необходимо представлять позитивные ролевые модели, обращать внимание учеников на взгляды и позиции, которые встречаются в сказках, ролевых играх и реальной жизни и порой отличаются от взглядов самих детей. В процессе занятий ученики должны научиться обращать внимание на то, какие эмоции испытывают они сами и другие люди в различные моменты жизни и в ответ на различные жизненные ситуации. Нужно учить ребёнка понимать, что чувствуют другие люди и какими способами они это выражают. Ребёнок должен научиться вставать на место другого человека и соответственно отвечать вербальными и невербальными способами в знак понимания и сопереживания.

Социальные навыки. Учителю необходимо, во-первых, обращать своё внимание и поддерживать дружественные детские группы, которые образовались в классе. Во-вторых, важно обеспечить такие задания, которые позволили бы ученикам учиться работать в группах и парах. Причём, на начальном этапе следует начинать с коротких и чётко контролируемых заданий, а затем постепенно переходить к тем заданиям, где у детей появляется больше автономии и ответственности. Наконец, необходимо давать задания, которые эксплицитно повышали бы взаимодействие учеников, их активное слушание друг друга и постоянную смену ролей.

Необходимо отметить, что многие из вышеперечисленных принципов и приёмов могут быть использованы и часто практикуются в преподавании иностранного языка автономно. Однако максимально возможная эффективность учебного процесса может быть достигнута при целостном подходе, с осознанием механизмов их функционирования во время усвоения и учёта их эмоциональной направленности.

Рассмотрим, как данные способы и принципы могут быть реализованы в конкретных заданиях и упражнениях по английскому языку. Существуют различные типы упражнений и заданий, а также приёмы и техники, позволяющие формировать и развивать эмоциональный интеллект детей в процессе изучения иностранного языка. Среди наиболее эффективных можно назвать игровые формы заданий (сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации, игры на развитие навыков общения), сказки, стихотворения, этюды, использование рисунков и фотографий, моделирование и анализ заданных ситуаций, использование музыки, рисование, мини-конкурсы, игры-соревнования, использование специализированных компьютерных программ и т.д. Рассмотрим некоторые наиболее эффективные формы работы, которые возможно с лёгкостью реализовать на уроках английского языка начальной школе.

Ролевые игры. Игра, в особенности сюжетно-ролевая игра, является основным видом деятельности в дошкольном и младшем школьном возрасте, с помощью которого ребёнок получает возможность усваивать окружающий мир и развивать новые формы общения, а также получает возможность для последующего личностного роста. Игра – опосредованный способ связи ребёнка с окружающим миром – является своеобразной школой эмоций, важнейшим инструментом, позволяющим формировать эмоциональный мир детей. Игровые формы обучения широко используются на уроках иностранного языка, поскольку они чрезвычайно эффективны в раннем возрасте. Применение игровых заданий на уроках иностранного языка позволяет совместить успешное изучение языка с формированием и развитием эмоционального интеллекта школьника. Игра в значительной степени повышает мотивацию ребёнка к изучению иностранного языка. Будучи для учителя аналогом упражнения, в котором дети приобретают языковые навыки и речевые умения, для самих детей это интересное и увлекательное взаимодействие с педагогом и сверстниками, в котором использование иностранного языка диктуется внутренними потребностями игры.

Приведём один из примеров такой игры – Fortune Teller (предсказатель судьбы). Дети следуют инструкциям, чтобы изготовить восьмиугольник из квадратного листа бумаги. Дети раскрашивают 4 внутренние поверхности разными цветами, затем пишут цифры от 1 до 8 снаружи и под ними – различные позитивные послания на английском языке, например, «You’re great!», «You’re wonderful!» и т.д. Ученики по очереди играют в парах, например:

What’s your favourite number?

Four!

One … two … three …four. What’s your favourite colour?

Red!

R – e – d (ученик произносит слово по буквам, затем читает послание, написанное под красным цветом с цифрой «4»): You’re great!

Обеспечивая языковую и речевую опоры для отработки вопроса «What’s your favourite …?» и названий цифр и цветов, данное упражнение способствует смене ролей, активному слушанию учениками друг друга и желанию взаимодействовать. Будучи положительно настроенными по отношению к одноклассникам, которые являются партнёрами по выполнению упражнения, дети начинают видеть и себя в позитивном свете, усиливая, таким образом, чувство собственного достоинства и самоуважения. Упражнения, подобные «Предсказателю», могут способствуют осознанию детьми своих эмоций в тот момент, когда другие говорят им приятные слова, и проанализировать способы управления взаимоотношениями с партнёрами по общению.

Ролевые игры являются эффективным средством создания мотивации к иноязычному диалогическому общению. Ситуации общения, моделируемые в ролевой игре, позволяют приблизить речевую деятельность на уроке к реальной коммуникации и дают возможность использовать язык как средство общения, актуализируя при этом как вербальные, так и невербальные средства общения.

Сказки на иностранном языке являются легко доступным ресурсом, который обеспечивает прекрасную возможность интегрировать развитие основных аспектов эмоционального интеллекта в процесс изучения иностранного языка естественным, эффективным и доставляющим удовольствие способом. Существует большое количество сказок, позволяющих детям развивать их языковые навыки и речевые умения, и в то же время исследовать свои эмоции, возникающие в процессе чтения сказок. Среди важнейших функций сказки выделяется функция формирования жизненных сценариев и типов поведения (Снегова, 1994). Благодаря простоте и доступности материала, близости к внутреннему миру ребёнка, своеобразным формам организации материала, сказка, являясь важнейшим средством обучения иностранному языку на начальном этапе, способствует и развитию эмоционального интеллекта ученика.

Создание стихотворений об эмоциях в парах или группах. Класс делится на группы, и каждой группе выдаётся, либо ученикам самим разрешается выбрать начальную строку стихотворения, написанную на карточке, например, ‘I feel happy / sad / angry / frightened when …’. Каждый ребенок получает полоску бумаги, на которой он должен написать свой вариант концовки предложения. Когда ученики готовы со своими предложениями, они читают их друг другу в группах и вместе раскладывают их в таком порядке, чтобы получилось осмысленное стихотворение. На данном этапе детям разрешается редактировать, менять или что-либо добавлять в свои предложения. Затем ученики все вместе придумывают последнюю строку стихотворения, начинающуюся со слова ‘But …’ и пишут финальную версию своего стихотворения. Привёдем пример одного из возможных вариантов:

I feel angry when …

I get a bad mark

My mother shouts at me

I am ill

But really I’m kind!

Позволяя детям открыто выражать свои эмоции, данное упражнение вовлекает их в совместную работу на основе сотрудничества. Оно может выполняться на начальном этапе изучения иностранного языка, поскольку индивидуально от детей требуется лишь написать одно – два кратких предложения.

Песни на иностранном языке являются одной из любимых детьми форм занятий. Помимо самого процесса выполнения, который включает в себя коллективное творчество и сотрудничество во время пения под музыку, само содержание песен может способствовать развитию у детей эмоциональной гармонии с одноклассниками, чувства единства и умения работать в группе. Привёдем текст одной из песен для учеников начальной школы:

When we work together

When we work together, together, together

When we work together we’re happy and it’s fun

Your friends are my friends

And my friends are your friends

When we work together we’re happy and it’s fun!

When we work together, together, together

When we work together we’re happy and it’s fun

I can help you

And you can help me

When we work together we’re happy and it’s fun! (Read, Soberon, 2000)

Групповые дискуссии, в которых принимает участие весь класс, являются эффективной формой работы, позволяющей совместить эффективное обучение иностранному языку с развитием различных составляющих эмоционального интеллекта.

Одним из примеров подобных упражнений является Circle Time (Время круга) . Данное упражнение позволяет развивать лексические навыки и речевые умения младших школьников и одновременно повышать их самооценку и способность открыто выражать свои эмоции. При выполнении такого задания развиваются навыки активного слушания, а также коммуникативные навыки и умения. Правила задания следующие: ребёнку можно говорить только тогда, когда наступит его очередь; вести себя корректно и дружелюбно, когда говорит одноклассник; находить свои собственные слова, избегая повторений за другими детьми; при отсутствии желания высказаться использовать фразу «I pass». Дети располагаются на полу, образуя круг. Учитель предлагает незаконченное предложение и показывает, каким образом его можно завершить. Дети по-очереди повторяют незаконченную конструкцию и добавляют свою концовку. Ребятам разрешается пропустить свою очередь или использовать родной язык для компенсации нехватки языковых средств. Если ребёнок высказывается на родном языке, учитель переводит сказанное на английский язык и фиксирует всё сказанное на доске для постепенного создания активного словаря по данной тематике. Во время выполнения данного упражнения можно использовать такие конструкции, как: «I feel sad when …; I’m good at …; A friend is …». В случае, если дети стесняются открыто выражать свои эмоции при одноклассниках, можно предложить вариацию данной игры, Secrets (Секреты). На полосках бумаги дети могут записать свои тайные мысли и положить их в специальный ящик. По очереди ученики достают из корзины записки и вслух читают анонимные «секреты». Если автор записки хочет высказаться, тогда он поднимает руку и выражает свою позицию.

Привнесение эмоционального компонента способствует более эффективному изучению иностранного языка. Урок иностранного языка, в свою очередь, предоставляет значительные возможности формирования и развития эмоционального интеллекта ребенка.

Конечно, эмоциональный интеллект нельзя рассматривать в отрыве от других знаний, умений, навыков и способностей, необходимых каждой личности. Целостное образование подразумевает единство эмоциональной и собственно интеллектуальной сфер. Без этого невозможно сформировать личность, готовую к трудностям современной жизни. И всё же, учитывая акцент традиционного образования именно на познавательных способностях человека, современному учителю следует быть в курсе современных тенденций усиления эмоционального компонента в области языкового образования. Интеграция современных методик развития эмоциональной сферы детской личности в процесс обучения иностранному языку в начальной школе может способствовать реализации данных тенденций в контексте школьного обучения.



Литература:

1. Бреслав, Г.М. Психология эмоций. – М.: Смысл, 2004.

2. Винярская, О.А. Развитие личности учащегося на уроках иностранного языка // http://teacher.fio.ru/news.php?n=2576&c=164

3. Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет (сост. И.А. Пазухина). – СПб.: Детство-Пресс, 2004.

4. Комарова, Э.П., Трегубова, Е.Н. Эмоциональный фактор: понятие, роль и формы интеграции в целостном обучении иностранному языку // ИЯШ, №6, 2000.

5. Майер, А.А. Влияние раннего обучения иностранным языкам на личностное становление ребенка дошкольного возраста // http://www.follow.ru/article/350/1

6. Негневицкая, Е.И. Иностранный язык для самых маленьких: вчера, сегодня, завтра // ИЯШ, №6, 1987.

7. Новикова, Л.М. Эмоциональный интеллект и его развитие у детей // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2004-2005 учебного года // http://festival.1september.ru/2004_2005/index.php?numb_artic=211278

8. Олейник, Т.И. Ролевая игра в обучении диалогической речи шестиклассников // ИЯШ, №1, 1989.

9. Снегова, С.В. Использование английской сказки в обучении английскому языку на начальной ступени обучения: автореферат дисс. … канд. пед. наук. – М.: МПГУ, 1994.



"Эмоционально – ценностный компонент урока иностранного языка"
  • Иностранные языки
Описание:

   Эмоционально-ценностный компонент содержания обучения иностранным языкам включает совокупность отношений личности к мировому языковому и культурному наследию, а также процессу овладения им в целях собственного профессионального и личностного роста. Реализация эмоционально-ценностного компонента содержания обучения обеспечивает  приобретение личностью субъективного опыта иноязычного общения путем рефлексии, самопознания, самоопределения. Процесс овладения иностранным языком приобретает для учащегося  личностный смысл. 

Автор Березявка Татьяна Николаевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Иностранные языки
Подраздел
Просмотров 1030
Номер материала 27565
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓