Главная / Химия / "Электролиз" (9, 11 классы)

"Электролиз" (9, 11 классы)

5. Электролиз

Электролизом называется совокупность процессов, протекающих при прохождении постоянного электрического тока через электрохимическую систему, состоящую из двух электродов и расплава или раствора электролита.

Если в раствор электролита погрузить электроды и подключить их к внешнему источнику постоянного тока, то ионы в растворе получают направленное движение. К аноду (положительному электроду) движутся анионы (кислотные остатки, OH−). К катоду (отрицательному электроду) движутся катионы (Мn+, H+). Достигнув электродов, ионы разряжаются: у анода восстановитель отдает электроны (в сеть) и окисляется; у катода окислитель присоединяет электроны (из сети) и восстанавливается.

При электролизе водных растворов, кроме ионов электролита в окислительно-восстановительном процессе принимают участие молекулы воды. Молекулы воды сильно полярны и поэтому притягиваются и к катоду и к аноду. На катоде молекулы воды могут восстанавливаться:

2О + 2ē = Н2 + 2ОН, а на аноде – окисляться: 2Н2О – 4ē = 4Н+ + О2

Характер катодного процесса при электролизе водных растворов определяется величиной стандартного электродного потенциала металла. На катоде в первую очередь восстанавливаются катионы, имеющие наибольшее значение электродного потенциала. Если катионом электролита является металл, электродный потенциал которого значительно более отрицательный, чем –0,41 В, то на катоде металл восстанавливаться не будет, а произойдет восстановление молекул воды. Эти металлы расположены в ряду напряжений от Li по Al включительно. Если катионом электролита является металл, электродный потенциал которого значительно положительнее, чем –0,41 В, то из нейтрального раствора такого электролита на катоде будет восстанавливаться металл. Такие металлы находятся в ряду напряжений вблизи водорода (примерно от олова и после него). В случае ионов металлов, имеющих значения потенциала близкие к –0,41 В (Zn, Cr, Fe, Cd, Ni), в зависимости от концентрации электролита и условий электролиза, возможно как восстановление металла, так и выделение водорода, а нередко и их совместный разряд.

На аноде в первую очередь окисляются анионы с наименьшим значением электродного потенциала. Различают электролиз с нерастворимым (инертным) и растворимым (активным) анодами. Инертным называется анод, материал которого в ходе электролиза не окисляется (графит, уголь, платина). Активным называется анод, материал которого может окисляться в ходе электролиза.

На инертном аноде при электролизе водных растворов щелочей, растворов электролитов с кислородсодержащими анионами (SO42−, PO43−, NO3), а также фторид-ионами F‾ на аноде происходит электрохимическое окисление воды:

2H2O − 4ē → 4H+ + O2.

Если анионы электролита бескислородны (Cl, Br, I, S2−), то они и разряжаются на аноде в ходе электролиза.

Пример: электролиз раствора Ni(NO3)2

Катод: Ni2+ + 2e = Ni0 Анод: 2 H2O – 4е = 4Н+

+ + 4NO3 = 4HNO3

2H2O + 2Ni(NO3)2 = 2Ni + O2 + 4HNO3

5.1. Водный раствор, содержащий смесь нитратов серебра, калия, цинка с одинаковыми концентрациями, подвергли электролизу. Указать значение молярной массы вещества, которое будет восстанавливаться на катоде в первую очередь. Привести уравнения электродных процессов, происходящих на графитовых электродах для всех солей.

5.2. При электролизе водных растворов каких из приведенных ниже веществ на катоде выделяется только металл: хлорид бария, хлорид меди (II), иодид

калия, нитрат серебра, сульфид натрия? Привести соответствующие уравнения электродных процессов.

5.3. При электролизе водных растворов каких из приведенных ниже веществ на катоде выделяется только водород: хлорид калия, хлорид никеля (II), бромид кальция, нитрат серебра, иодид натрия? Привести соответствующие уравнения электродных процессов.

5.4. Среди приведенных ниже соединений указать вещества, продукты электролиза которых одинаковы как для растворов, так и для расплавов: фторид серебра, хлорид меди (II), иодид калия, гидроксид натрия. Привести соответствующие уравнения электродных процессов.




"Электролиз" (9, 11 классы)
  • Химия
Описание:

     Один из трудных тем для выпускников из вопросов итоговой аттестации (ЕГЭ), поэтому в начале дается теоретическое введение в тему, рассматриваются примеры и затем предлагаются задачи и упражнения для самостоятельного решения.

      Задачи и упражнения можно использовать не только для самостоятельного решения, но и для контроля знаний, распределив задания по вариантам разной сложности и разного количества (дифференцированные).       

Задачи упражнения соответствуют требованиям федерального государственного образовательного стандарта. 

Автор Матюнова Татьяна Петровна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Химия
Подраздел
Просмотров 1164
Номер материала 43647
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓