Главная / Технология / "Духовно-нравственное воспитание на уроках технологии и во внеурочной деятельности"

"Духовно-нравственное воспитание на уроках технологии и во внеурочной деятельности"

Богданова Н.А. учитель технологии

МОУ «Еловская средняя общеобразовательная школа»

Еловский район, Пермский край


Духовно-нравственное воспитание на уроках технологии

и во внеурочной деятельности

«Ныне называют сыновней почтительностью то, что они кормят своих родителей. Но ведь собак и лошадей тоже кормят. Если это делается без глубокого почтения к родителям, то в чём же здесь разница?» Конфуций, IV-V век до н. э.

Изменения в социальной жизни нашей страны, перемены в области просвещения делают особенно актуальными проблемы духовности, морали, этики. В центре современной стратегии развития российской школы - формирование духовно богатой, высоконравственной, образованной и творческой личности.

В современном обществе утрачены многие семейные традиции и идеалы: совместный труд, творчество, почитание родителей, забота о старших и младших, любовь и верность. Отсюда и проблемы общества: взаимонепонимание «детей» и «взрослых», негативное отношение подростков к традициям и ценностям старшего поколения.

Чтобы изменить ситуацию, нужно создавать условия для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Для этого необходимо объединить усилия семьи, школы, социума.

В школе духовно-нравственное воспитание является частью урочной и внеурочной деятельности. В 2012 году в нашей школе начала работу апробационная площадка по созданию модели внеурочной деятельности в рамках новых стандартов образования. Тема апробационной деятельности площадки: «Моделирование внеурочной деятельности школьников в сельской школе в соответствии с требованиями стандартов нового поколения».

Была создана команда, в состав которой я входила, мы разрабатывали модель внеурочной деятельности и программы внеурочной деятельности. Все программы распределились по следующим проектным линиям:

  • социальная,

  • спортивно-оздоровительная,

  • общеинтеллектуальная,

  • общекультурная,

объединенные духовно-нравственным направлением.

Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой мы живем.

У каждой народности, нации существуют свои обычаи, традиции, складывающиеся на протяжении многих веков их существования. В них проявляется душа народа, отражается его история, в них спрессован опыт прошлого, передаваемый поколениями.

Как учитель технологии, считаю, что восстановить традиции можно через совместный труд, совместный творческий отдых. Творческая деятельность воспитывает у детей искренние чувства любви к окружающему миру, уважение к труду, интерес к родной культуре. Занятия продуктивной деятельностью приносят особую радость и пользу детям: развивают память, творческое воображение и художественный вкус.

На уроках швейного дела знакомлю детей с особенностями русского костюма при изучении темы «Технология обработки ткани»; на уроках кулинарии - с технологией приготовления традиционных русских блюд.

На классных часах обсуждаем темы толерантности, доброты, дружбы. Для проведения тренингов приглашаю психолога школы. Традиционными в классной жизни стали: праздник, посвященный Дню Матери, Новый год, День именинника. Несколько раз в году проводим эколайн на территории школы и села. Эта деятельность формирует ценностное отношение к культуре, к происходящему.

Сотрудничество с районным культурно-досуговым центром, посещение выставок и мероприятий дает детям многое: они знакомятся с историей села Елово, историей населенных пунктов Еловского района. На встречах с известными людьми: художниками, народными мастерами Прикамья, поэтами – обучающиеся знакомятся с их творчеством. «Традиции русской бани», «Герои минувшей войны», «Глубинкою жива Россия», «Икона в русском православии», «Куклы моего детства», - это лишь некоторые темы выставок, которые мы посетили. После каждого мероприятия следует обсуждение в классе: «что больше всего понравилось?», «какие эмоции мы переживали?», «что хочется узнать еще?», «чему я научился?».

Много лет я веду различные кружки, в зависимости от запросов детей. На кружке «Сувенир» ученики знакомятся с различными техниками, материалами, традиционными и современными. Применяя новые знания, изготавливают подарки для родных и близких к праздникам и выставкам. Особой популярностью у девочек и мальчиков пользуется кружок «Пальчики оближешь» для детей 5-7 классов, где через практическую деятельность дети изучают блюда народов Пермского края и готовят их, учатся сервировать стол, узнают правила этикета за столом и в гостях, при получении и дарении подарков.

Во время летней оздоровительной кампании для детей начальной школы работает кружок «Куклы из бабушкиного сундука». Изучение народной куклы позволяет через игрушки и игру познавать прошлое своей страны, традиции своего народа. «Чаще всего кукла изображает собою мать, окруженную детьми, попечение о которых возлагается на нее, вследствие чего последняя то укладывает своих детей спать, то кормит их, то забавляет, то утешает в случае их горя. В этом последнем случае куклы, немало содействуют доброму направлению ума и фантазии ребенка, характера и практической деятельности в будущем, вместе с тем, немало содействуют развитию его языка, речи, голоса, так как дети в своих играх с куклами нередко много говорят, поют, и, наконец, что еще драгоценнее, мало-помалу с малых лет содействуют развитию добрых, семейно-нравственных понятий и правил». Так написал о русской тряпичной кукле известный российский ученый Е.А.Покровский, доктор медицины, почетный член Императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии.

На занятиях дети узнают историю куклы, традиции связанные с ней, праздники, где кукла является одним из важных атрибутов, изготавливают куклу своими руками.

Подобную работу провожу и со взрослыми. На базе РКДЦ уже седьмой год веду кружок «Мастерская рукоделий» для мам и бабушек. Они с удовольствием, как и их дети, изучают новые технологии рукоделия, материалы, создают своими руками эксклюзивные вещи, которые высоко оценивают их близкие и коллеги, а жители села могут полюбоваться и приобрести понравившиеся сувениры на ежегодной выставке работ кружковцев и «Петровской ярмарке».

В предмете технология одним из основных методов обучения является метод проектов. Проектное обучение предполагает получение метазнаний, которые можно применить в других областях и сферах деятельности, формирование ключевых компетенций. Разрабатывая и реализуя проекты, обучающиеся развивают навыки мышления, поиска информации, анализа, экспериментирования, принятия решений, самостоятельной работы и работы в группах. Выполняя проекты, осваивают алгоритм инновационной творческой деятельности, приобретают опыт решения творческих задач. Во время работы над проектом, у ребенка формируется собственное мнение в отношении к различным направлениям народного искусства, к людям и вещам. Тему проекта обучающиеся выбирают самостоятельно.

Чаще всего выполняют творческие проекты по вышивке, ткачеству, вязанию. Темы исследовательских проектов – полотенце, военная форма второй мировой войны, польза и вред сахара, пищевые добавки. Информационные проекты – календарь «Уголки Елово», сайт о народной кукле «Кукла – игрушка на все времена». «Кабачок у стиляг», «День именинника» - наиболее удавшиеся игровые проекты.

Практико-ориентированные проекты направлены на благоустройство школы и прилегающей территории («Школьный альбом», «Школьная клумба»).

Так совместно со всеми участниками образовательного процесса мы создаем образовательную среду, в которой формируются духовно-нравственные качества обучающихся.

"Духовно-нравственное воспитание на уроках технологии и во внеурочной деятельности"
  • Технология
Описание:

Опыт работы по формированию духовно-нравственных качеств у обучающихся на уроках технологии и во внеурочной деятельности.

 

в современном обществе утрачены многие семейные традиции и идеалы: совместный труд, творчество, почитание родителей, забота о старших и младших, любовь и верность. Отсюда и проблемы общества: взаимонепонимание "детей" и "взрослых", негативное отношение подростков к традициям и ценностям старшего поколения.

Чтобы изменить ситуацию, нужно создавать условия для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Для этого необходимо объединить усилия семьи, школы, социума.

 

 

Автор Богданова Нина Александровна
Дата добавления 19.12.2014
Раздел Технология
Подраздел
Просмотров 865
Номер материала 7883
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓