Богданова Н.А. учитель технологии
МОУ «Еловская средняя общеобразовательная
школа»
Еловский район, Пермский край
Духовно-нравственное
воспитание на уроках технологии
и во внеурочной деятельности
«Ныне называют сыновней почтительностью
то, что они кормят своих родителей. Но ведь собак и лошадей тоже кормят. Если
это делается без глубокого почтения к родителям, то в чём же здесь разница?»
Конфуций, IV-V век до н. э.
Изменения в социальной жизни нашей страны, перемены в
области просвещения делают особенно актуальными проблемы духовности, морали,
этики. В центре современной стратегии развития российской школы - формирование
духовно богатой, высоконравственной, образованной и творческой личности.
В современном обществе
утрачены многие семейные традиции и идеалы: совместный труд, творчество,
почитание родителей, забота о старших и младших, любовь и верность. Отсюда и
проблемы общества: взаимонепонимание «детей» и «взрослых», негативное отношение
подростков к традициям и ценностям старшего поколения.
Чтобы изменить ситуацию, нужно
создавать условия для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
Для этого необходимо объединить усилия семьи, школы, социума.
В школе духовно-нравственное
воспитание является частью урочной и внеурочной деятельности. В
2012 году в нашей школе начала работу апробационная площадка по созданию модели
внеурочной деятельности в рамках новых стандартов образования. Тема
апробационной деятельности площадки: «Моделирование внеурочной деятельности
школьников в сельской школе в соответствии с требованиями стандартов нового
поколения».
Была создана команда, в состав
которой я входила, мы разрабатывали модель внеурочной деятельности и программы
внеурочной деятельности. Все программы распределились по следующим проектным
линиям:
·
социальная,
·
спортивно-оздоровительная,
·
общеинтеллектуальная,
·
общекультурная,
объединенные
духовно-нравственным направлением.
Многовековой
опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа,
поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за
землю, на которой мы живем.
У каждой народности, нации существуют
свои обычаи, традиции, складывающиеся на протяжении многих веков их
существования. В них проявляется душа народа, отражается его история, в них
спрессован опыт прошлого, передаваемый поколениями.
Как учитель технологии, считаю, что
восстановить традиции можно через совместный труд, совместный творческий отдых.
Творческая деятельность воспитывает у детей искренние чувства любви к
окружающему миру, уважение к труду, интерес к родной культуре. Занятия
продуктивной деятельностью приносят особую радость и пользу детям: развивают
память, творческое воображение и художественный вкус.
На уроках швейного дела знакомлю
детей с особенностями русского костюма при изучении темы «Технология обработки
ткани»; на уроках кулинарии - с технологией приготовления традиционных русских
блюд.
На классных часах обсуждаем темы
толерантности, доброты, дружбы. Для проведения тренингов приглашаю психолога
школы. Традиционными в классной жизни стали: праздник, посвященный Дню Матери,
Новый год, День именинника. Несколько раз в году проводим эколайн на
территории школы и села. Эта деятельность формирует ценностное отношение к
культуре, к происходящему.
Сотрудничество с районным культурно-досуговым
центром, посещение выставок и мероприятий дает детям многое: они знакомятся с
историей села Елово, историей населенных пунктов Еловского района. На встречах
с известными людьми: художниками, народными мастерами Прикамья, поэтами – обучающиеся
знакомятся с их творчеством. «Традиции русской бани», «Герои минувшей войны»,
«Глубинкою жива Россия», «Икона в русском православии», «Куклы моего детства»,
- это лишь некоторые темы выставок, которые мы посетили. После каждого мероприятия
следует обсуждение в классе: «что больше всего понравилось?», «какие эмоции мы
переживали?», «что хочется узнать еще?», «чему я научился?».
Много лет я веду различные кружки, в
зависимости от запросов детей. На кружке «Сувенир» ученики знакомятся с различными
техниками, материалами, традиционными и современными. Применяя новые знания,
изготавливают подарки для родных и близких к праздникам и выставкам. Особой
популярностью у девочек и мальчиков пользуется кружок «Пальчики оближешь» для
детей 5-7 классов, где через практическую деятельность дети изучают блюда
народов Пермского края и готовят их, учатся сервировать стол, узнают правила
этикета за столом и в гостях, при получении и дарении подарков.
Во время летней оздоровительной
кампании для детей начальной школы работает кружок «Куклы из бабушкиного
сундука». Изучение народной куклы позволяет через игрушки и игру познавать
прошлое своей страны, традиции своего народа. «Чаще
всего кукла изображает собою мать, окруженную детьми, попечение о которых
возлагается на нее, вследствие чего последняя то укладывает своих детей спать,
то кормит их, то забавляет, то утешает в случае их горя. В этом последнем
случае куклы, немало содействуют доброму направлению ума и фантазии ребенка,
характера и практической деятельности в будущем, вместе с тем, немало
содействуют развитию его языка, речи, голоса, так как дети в своих играх с
куклами нередко много говорят, поют, и, наконец, что еще драгоценнее,
мало-помалу с малых лет содействуют развитию добрых, семейно-нравственных понятий
и правил». Так написал о русской тряпичной кукле известный российский
ученый Е.А.Покровский, доктор медицины, почетный член Императорского общества
любителей естествознания, антропологии и этнографии.
На занятиях дети узнают историю
куклы, традиции связанные с ней, праздники, где кукла является одним из важных
атрибутов, изготавливают куклу своими руками.
Подобную работу провожу и со
взрослыми. На базе РКДЦ уже седьмой год веду кружок «Мастерская рукоделий» для
мам и бабушек. Они с удовольствием, как и их дети, изучают новые технологии
рукоделия, материалы, создают своими руками эксклюзивные вещи, которые высоко
оценивают их близкие и коллеги, а жители села могут полюбоваться и приобрести
понравившиеся сувениры на ежегодной выставке работ кружковцев и «Петровской
ярмарке».
В предмете технология одним из
основных методов обучения является метод проектов. Проектное обучение
предполагает получение метазнаний, которые можно применить в других областях и
сферах деятельности, формирование ключевых компетенций. Разрабатывая и реализуя
проекты, обучающиеся развивают навыки мышления, поиска информации, анализа,
экспериментирования, принятия решений, самостоятельной работы и работы в
группах. Выполняя проекты, осваивают алгоритм инновационной творческой деятельности,
приобретают опыт решения творческих задач. Во время работы над проектом, у
ребенка формируется собственное мнение в отношении к различным направлениям
народного искусства, к людям и вещам. Тему проекта
обучающиеся выбирают самостоятельно.
Чаще всего выполняют творческие
проекты по вышивке, ткачеству, вязанию. Темы исследовательских проектов –
полотенце, военная форма второй мировой войны, польза и вред сахара, пищевые
добавки. Информационные проекты – календарь «Уголки Елово», сайт о народной
кукле «Кукла – игрушка на все времена». «Кабачок у стиляг», «День именинника» -
наиболее удавшиеся игровые проекты.
Практико-ориентированные проекты направлены
на благоустройство школы и прилегающей территории («Школьный альбом», «Школьная
клумба»).
Так совместно со всеми участниками
образовательного процесса мы создаем образовательную
среду, в которой формируются духовно-нравственные качества обучающихся.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.