Инфоурок Русский язык Другие методич. материалы"Демон" Врубеля и Лермонтова. Урок внеклассного чтения

"Демон" Врубеля и Лермонтова. Урок внеклассного чтения

Скачать материал

Выберите документ из архива для просмотра:

04. бетховен - лунная соната.mp3 Демон Врубеля и Лермонтова.docx Демон.pptx

Выбранный для просмотра документ Демон Врубеля и Лермонтова.docx

Татьяна Анатольевна Трофимова,

учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 2 г.Белинского Пензенской области

Урок внеклассного чтения в 10 классе

Тема:  «Демон» Лермонтова и Врубеля.

Цель урока: на основе текста поэмы, сопоставления ее содержания  с иллюстрациями М. Врубеля, подвести учащихся к мысли о духовно – нравственных идеалах человека, учить языку искусств.

Задачи урока:

Образовательные:  познакомить с поэмой М.Ю.Лермонтова «Демон» и  с творчеством М.Врубеля; раскрыть взаимосвязь таких видов искусства, как живопись и поэзия.

Развивающие: развивать эстетический  вкус, образное, критическое мышление, внимание к слову, чувство цвета и цветовой гармонии, навык анализа, синтеза и личностной рефлексии.

Воспитательные: пробуждать  интерес и любовь к поэзии  и живописи.

Оборудование: презентация

Перед уроком учащимся было предложено домашнее задание – прочитать поэму, были даны сообщения

 

Ход урока.

1. Работа с эпиграфом (слайд 1)

В уме своем я создал мир иной

И образов иных существованье;

Я цепью их связал между собой,

Я дал им вид, но не дал им названья.

 

2. Слово учителя.

- Бывают в жизни странные совпадения событий, непостижимые стечения обстоятельств, знаменательных дат, которые как будто ничем не связаны между собой и могут казаться чудесными как проявление высшей воли или таинственного переопределения. Но проходят десятилетия, века, и то, что казалось странным, необыкновенным, становится доступным пониманию явлением необходимой преемственности в истории культуры.

- в 1856 году в немецком городе Карлсруэ вышло в свет первое издание поэмы «Демон» бывшего поручика Тенгинского пехотного полка М.Ю.Лермонтова, и в том же году в Омске, в семье штабс-капитана того же Тенгинского пехотного полка Александра Михайловича Врубеля родился сын –будущий художник Михаил Врубель, жизнь которого сложилась так, что будто бы к его колыбели прилетал лермонтовский Демон, избравший новорожденного своим новым пророком. Слайд 2. Тема урока, «Демон сидящий»

- Все, кто знал Врубеля при жизни, и все, кто потом писал о его характере и творчестве, не могли не задуматься о существе очевидной глубокой связи и духовном родстве необыкновенного, ничем не похожего на других русского художника конца 20 столетия и великого русского поэта тридцатых годов девятнадцатого М.Ю.Лермонтова.

Слайд 3. «Моя  душа, я помню, с детских лет чудесного искала…» - в этих словах слышится исповедь юного поэта-романтика.

- И Врубель ( слайд 4) с детских лет искал вокруг себя чудесное, необычайное, сказочное…   В их детстве были схожие черты: и тот, и другой рано лишились матерей, от которых наследовали душевную хрупкость и одновременно затаенную пылкость; обоих зачаровывала музыка, которую они могли слушать часами, оба предпочитали всем другим театрализованные игры с переодеваниями в героев сказок и романов. В них рано проснулось и росло ненасытное воображение; они становились настоящими героями вымышленных историй и , отдаваясь со всей страстью игре, которая для них была совсем не игрой, а скорее детской поэзией, творчеством, увлекали за собой сверстников, покоряли их силой своей фантазии. Но нередко они впадали в мечтательность и тогда покидали всех для уединения: Лермонтов убегал в беседку с акациями в саду, а Врубель незаметно уходил в свою комнату или в дедовскую библиотеку:

Там царства дивного всесильный господин

Я целые часы просиживал один.

 

        Внезапная отрешенность и задумчивость, молчаливость и стремление к одиночеству, возникавшие независимо от условий и обстоятельств, когда пылкое воображение вдруг захватывает сознание человека целиком и переносит его в иной мир, - все это было и у поэта, и у художника еще в годы детства.

И что не менее интересно: у них и увлечения были сходными- история, литература, живопись, одни и те же любимые произведения и авторы: Данте, Шекспир, Байрон. Кумиром обоих был А.С. Пушкин, но у Врубеля были еще  Лермонтов, Тургенев, Достоевский.

        Оба с детства с увлечение рисовали и писали красками, однако это увлечение не исключало других; Лермонтов, к примеру, одно время был сильно увлечен математикой, а Врубель геологией, оба добросовестно учили латынь, чтобы читать античных писателей в оригиналах, знали французский, немецкий, а Врубель еще изучил самостоятельно английский и итальянский языки.

        Подобно Лермонтову, Врубель рано почувствовал свою избранность, призвание к великой творческой деятельности. Хотя Муза живописи явилась к нему не в детстве, как Лермонтову, которому поэзия была как бы крестной матерью, Врубеля с юности не покидало чувство того, что он призван совершить или сказать нечто новое, необыкновенное, прекрасное, и он готовил себя к этой миссии. Еще гимназистом он признается в «страстишке блеснуть красноречием, глубокомыслием и многим, что так прекрасно и чтимо, если оно своеобразно…»

«Вообще,- писал он сестре, - я положил себе за правило отвечать как можно обстоятельнее и логичнее на вопросы, которые задаешь себе по поводу разных явлений в жизни – настоящей и прошедшей…» Подобно Лермонтову, он мечтал о славе и признании, в нем зрело честолюбие будущего художника  (слайд 5):

     Известность, слава, что они? -- а есть

     У них над мною власть; и мне они

     Велят себе на жертву все принесть…

     Но верю им! -- неведомый пророк

     Мне обещал бессмертье, и, живой,

     Я смерти отдал все, что дар земной.

 

         В 1885 Врубель начал поиски своего «Демона», который  не оставлял художника почти до самой смерти. Поэтому многие исследователи считали его демониану образной автобиографией души художника, как в сове время Белинский находил и в Демоне, и в Печорине самого Лермонтова.

        В 1891-м году к 50-летию со дня смерти  Лермонтова было издано юбилейное собрание сочинений поэта, к оформлению которого были привлечены многие известные художники того времени. Среди прочих оказался и Врубель, которого тогда никто не принимал всерьез. Однако именно рисунки Врубеля к поэме «Демон» как нельзя лучше подошли к самой сути лермонтовской поэзии. Хотя тогда  многие критики и художники не поняли рисунков Врубеля. Время показало, что никто из иллюстраторов Лермонтова ни до того, ни после Врубеля не подошел к его творческому и философскому миросозерцанию так близко, как это удалось художнику, заколдованному «Демоном» Лермонтова и своим собственным.

        После окончания работ над иллюстрациями к произведениям Лермонтова Врубель почти 10 лет не возвращался к теме Демона. Но прошло время, и эта тема осталась с ним до конца дней. Он создал множество рисунков, эскизов и написал три огромные картины на эту тему – «Демон сидящий», «Демон летящий», «Демон поверженный». Последнюю из них он продолжал «улучшать» даже то8гда, когда она уже была выставлена в галерее, тем самым изумляя и пугая публику. К этому времени относится ухудшение физического и умственного состояния художника, что подлило масла в огонь и укрепило уже возникшую легенду о мастере, продавшем душу дьяволу. Но, как говорил сам Врубель, «Демона не понимают – путают его с чертом и дьяволом, тогда как «черт» по-гречески значит просто «рогатый», дьявол – «клеветник», а Демон – значит «душа» и олицетворяет собой вечную борьбу мятущегося духа, ищущего примирения обуревающих его страстей, познания жизни и не находящего ответа на свои сомнения ни небе, ни на земле».

3. Сообщение ученика об истории написания поэмы.

4. Беседа по тексту и иллюстрациям М. Врубеля

- Давайте  сейчас еще раз, но, может быть, уже несколько по-иному прочтем известные строки лермонтовского «Демона» и увидим его глазами художника Врубеля.

- Опишите Демона посредством эпитетов, которые вам встретились (сияющий, печальный, могучий, жаркий, нежный, волшебный и др.)

- Все  эти определения передают свойства натуры Демона, но не его внешние черты. А как выглядит Демон? Какие у него волосы, губы? Какого цвета глаза? – Поэма е дает ответов на эти вопросы. Поэт описывает своего фантастического героя иносказательно: «Он был похож на вечер ясный:// ни день, ни ночь, - ни мрак, ни свет!»

        Нелегко  придется тому художнику, кто задумает сделать образ Демона зримым. За решение этой трудной задачи взялся художник, по странному стечению обстоятельств родившийся в один год с первым изданием поэмы – в 1856 году. Слад 6  «Демон сидящий».

-Одежду для своего героя художник выбирает синего цвета. Как вы думаете, почему?

- Давайте подумаем, может ли «Демон сидящий» служить иллюстрацией такого отрывка поэмы:

Как часто на вершине льдистой
Один меж небом и землей
Под кровом радуги огнистой
Сидел он мрачный и немой.

 

-Можем ли мы сказать о Демоне Врубеля, что он «мрачный и немой»?

- Чем отличаются слова мрачный и печальный?

Вот  как толкуются эти слова в словаре Даля «Печаль – жаль, грусть, скука, горе, туга, боли души, кручина»; «Мрачный – темный, не светлый, угрюмый, невеселый». Оказывается, у художника было собственное представление о Демоне.

- Почему нам представляется, что у Врубеля он печален и задумчив? Что в его фигуре говорит об этом?

- Выбор позы персонажа является композиционным приемом в живописи. Оказывается «позу Демона» использовали затем и другие художники для выражения настроения задумчивости, печали, скорби, грусти.

- Колорит. Обратим внимание на то, что у Демона темное лицо и светлое тело. (сильное молодое тело с безвольно опущенными руками. Он ничего не делает, а мускулы напряжены)

-Противоречие между мертвыми каменными цветами и живым телом героя.

 -Ему тесно в картине, хотя он один в пустыне. За счет чего это создается?

-М.Ю.Лермонтов написал 6 вариантов поэмы и ни один не считал окончательным. То же происходило и с Врубелем – чем более законченным становился его «Демон», тем острее была потребность переделать его.

Слайды 7-15 – попутное чтение строк из поэмы и комментарии.

5. Работа над образом главного героя. Создание кластера.

- Каким мы увидели демона в поэме М,Ю. Лермонтова?  Выберите все «за» и «против», относящиеся к характеристике героя.

Составим кластер: ЗА –он сеял зло без наслажденья, зло наскучило ему, и входит он, любить готовый и др.

ПРОТИВ- Лукав и коварен, все благородное бесславил, все прекрасное хулил и др.

- Можем ли мы сказать, какого начала в нем положено больше, добра или зла?

Вывод. В основе образа –противоречие, конфликт между добром и злом. Данные понятии не абсолютны, порой пересекаются одно в другом в разных обстоятельствах.

- Сопоставьте изученные произведения со стихотворением Ф.И.Тютчева:

О вещая душа моя,

О сердце, полное тревоги!

О, как ты бьешься на пороге

Как бы двойного бытия

 

6. Рефлексия.

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я понял, что…

Меня удивило…

 

7. Задание на дом. Что связывает «Демона» Лермонтова и Врубеля? Это тема вашей творческой работы.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал ""Демон" Врубеля и Лермонтова. Урок внеклассного чтения"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Интернет-маркетолог

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ Демон.pptx

Скачать материал ""Демон" Врубеля и Лермонтова. Урок внеклассного чтения"

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • «Демон» Лермонтова и Врубеля


(Урок внеклассного чтения в 10 классе) Автор...

    1 слайд


    «Демон» Лермонтова и Врубеля


    (Урок внеклассного чтения в 10 классе)
    Автор
    Трофимова Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы
    Муниципальное образовательное учреждение
    средняя общеобразовательная школа № 2
    г.Белинского Пензенской области

  • В уме своем я создал мир инойИ образов иных существованье;Я...

    2 слайд










    В уме своем я создал мир иной
    И образов иных существованье;
    Я цепью их связал между собой,
    Я дал им я вид, но не дал им названья…

  •      Лермонтов, Врубель и Демон

    3 слайд


    Лермонтов, Врубель и Демон

  • Моя душа, я помню, с детских лет чудесного искала….

    4 слайд

    Моя душа, я помню, с детских лет чудесного искала….

  • Михаил Врубель

    5 слайд

    Михаил Врубель

  • Известность, слава, что они? — а естьУ них над мною власть; и мне ониВелят...

    6 слайд

    Известность, слава, что они? — а есть
    У них над мною власть; и мне они
    Велят себе на жертву все принесть...
    Но верю им! — неведомый пророк
    Мне обещал бессмертье, и, живой,
    Я смерти отдал все, что дар земной.

  • Как часто на вершине льдистойОдин, меж небом и землёй,Под кровом радуги огн...

    7 слайд

    Как часто на вершине льдистой
    Один, меж небом и землёй,
    Под кровом радуги огнистой
    Сидел я мрачный и немой.
    Врубел

  • Печальный Демон, дух изгнанья,
Летал над грешною землей,И лучших дней восп...

    8 слайд



    Печальный Демон, дух изгнанья,
    Летал над грешною землей,
    И лучших дней воспоминанья
    Пред ним теснилися толпой,

    Тех дней, когда в жилище света
    Блистал он, чистый херувим,
    Когда бегущая комета
    Улыбкой ласковой привета
    Любила обменяться с ним...



















    Печальный Демон, дух изгнанья,












  • ...

    9 слайд




    В последний раз плясала…
    И были все ее движенья
    Так стройны, полны выраженья,
    Так полны милой простоты,
    Что если б Демон, пролетая,
    В то время на нее взглянул,
    То, прежних братий вспоминая,
    Он отвернулся б - и вздохнул...

    И Демон видел... На мгновенье
    Неизъяснимое волненье
    В себе почувствовал он вдруг.
    Немой души его пустыню
    Наполнил благодатный звук -
    И вновь постигнул он святыню
    Любви, добра и красоты!.


  • Несется конь быстрее лани,Храпит и рвется, будто к брани,То вдруг осадит на...

    10 слайд

    Несется конь быстрее лани,
    Храпит и рвется, будто к брани,
    То вдруг осадит на скаку,
    Прислушается к ветерку
    Широко ноздри раздувая,
    То, разом землю ударяя,
    Шипами звонкими копыт,
    Взмахнув растрепанною гривой,
    Вперед без памяти летит...









































  • Пришлец туманный и немой,
Красой блистая неземной,
К ее склонился изголовью;...

    11 слайд

    Пришлец туманный и немой,
    Красой блистая неземной,
    К ее склонился изголовью;
    И взор его с такой любовью,
    Так грустно на нее смотрел,
    Как будто он об ней жалел.
    То не был ангел-небожитель…
    То не был ада дух ужасный,
    Порочный мученик - о нет!
    Он был похож на вечер ясный:
    Ни день, ни ночь,- ни мрак, ни свет!
    Упала на постель свою,
    Рыдает бедная Тамара…

    И вот она как будто слышит
    Волшебный голос над собой:
    "Не плачь, дитя! не плачь напрасно!
    Твоя слеза на труп безгласный
    Живой росой не упадет:
    Она лишь взор туманит ясный.
    Ланиты девственные жжет!...»

  • Вечерней мглы покров воздушный
Уж холмы  Грузии одел.
Привычке сладостной пос...

    12 слайд

    Вечерней мглы покров воздушный
    Уж холмы Грузии одел.
    Привычке сладостной послушный.
    В обитель Демон прилетел.
    Но долго, долго он не смел
    Святыню мирного приюта
    Нарушить. И была минута,
    Когда казался он готов
    Оставить умысел жестокой.
    Задумчив у стены высокой
    Он бродит: от его шагов
    Без ветра лист в тени трепещет…
    Он хочет в страхе удалиться...
    Его крыло не шевелится!..
    И, чудо! из померкших глаз
    Слеза тяжелая катится...
    Поныне возле кельи той
    Насквозь прожженный виден камень
    Слезою жаркою, как пламень,
    Нечеловеческой слезой!..




  • "Я  опущусь на дно морское,Я полечу за облака,Я дам тебе всё-всё земное,Лю...

    13 слайд

    "Я опущусь на дно морское,
    Я полечу за облака,
    Я дам тебе всё-всё земное,
    Люби меня!" - И он слегка
    Коснулся жаркими устами
    К её трепечущим губам...
    Соблазна полными речами
    Он отвечал ее мольбам.
    Могучий взор смотрел ей в очи,
    Он жёг ее во мраке ночи...

  • Как пери спящая мила,Она в гробу своем лежала,Белей и чище покрывалаБыл то...

    14 слайд

    Как пери спящая мила,
    Она в гробу своем лежала,
    Белей и чище покрывала
    Был томный цвет ее чела.
    Навек опущены ресницы...
    Но кто б, о небо, не сказал,
    Что взор под ними лишь дремал,
    И, чудный, только ожидал
    Иль поцелуя, иль деницы..





















































  • «К груди хранительной прижалась,Молитвой ужас загл...

    15 слайд

    «


























    К груди хранительной прижалась,
    Молитвой ужас заглуша,
    Тамары грешная душа -
    Судьба грядущего решалась,
    Пред нею снова он стоял,
    Но, боже! - кто б его узнал?
    Каким смотрел он злобным взглядом,
    Как полон был смертельным ядом
    Вражды, не знающей конца,-
    И веяло могильным хладом
    От неподвижного лица.

  • «Демон поверженный»И проклял Демон побежденный
Мечты безумные свои,
И вновь о...

    16 слайд

    «Демон поверженный»
    И проклял Демон побежденный
    Мечты безумные свои,
    И вновь остался он, надменный,
    Один, как прежде, во вселенной
    Без упованья и любви!..

  • Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я понял, что…
Меня удивило…...

    17 слайд


    Сегодня я узнал…
    Было интересно…
    Было трудно…
    Я понял, что…
    Меня удивило…






    Рефлексия.

  • http://lermontov.info/text/demon_p.shtml
http://vesna.websib.ru/
http://www.w...

    18 слайд

    http://lermontov.info/text/demon_p.shtml
    http://vesna.websib.ru/
    http://www.wikiart.org/ru/mikhail-vrubel
    Использованные ресурсы

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Данный урок внеклассного чтения можно провести и как внеклассное мероприятие по литературе или МХК. В архиве находятся конспект урока, презентация, музыкальное сопровождение. Материал содержит биографические сведения о художнике и поэте, об удивительных совпадениях в них, о том, как они работали над образом Демона. Далее идет оценка данного образа и его воплощение в творчестве художника М.Врубеля и поэта М.Лермонтова. На слайдах презентации учащиеся видят репродукции Врубеля к поэме и отрывки из поэмы, сопровождающие их. Их может читать как учитель, так и заранее подготовленные ученики.Попутно выделяем художественные особенности произведения.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 662 946 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

“Морфемика. Словообразование”. (Сборник упражнений для самостоятельной работы студентов педагогического колледжа).
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др.
  • Тема: Морфемика и словообразование
  • 01.10.2020
  • 10716
  • 219
«Русский язык (в 2 частях)», Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 08.01.2015 520
    • RAR 13.2 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Трофимова Татьяна Анатольевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Трофимова Татьяна Анатольевна
    Трофимова Татьяна Анатольевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 6368
    • Всего материалов: 7

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Секретарь-администратор

Секретарь-администратор (делопроизводитель)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель русского языка и литературы

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 1536 человек из 84 регионов
  • Этот курс уже прошли 4 896 человек

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литературное чтение: теория и методика преподавания в сфере начального общего образования

Учитель начальных классов русского языка и литературного чтения

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 147 человек из 44 регионов
  • Этот курс уже прошли 222 человека

Курс повышения квалификации

Проектирование и проведение современного урока русского языка с учетом реализации ФГОС основного и среднего общего образования нового поколения

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 315 человек из 64 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 367 человек

Мини-курс

Современные направления в архитектуре

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Принципы эффективного использования аграрных ландшафтов

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Здоровьесбережение и физическое развитие школьников

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе