Главная / Русский язык и литература / "Демон" Врубеля и Лермонтова. Урок внеклассного чтения

"Демон" Врубеля и Лермонтова. Урок внеклассного чтения

Документы в архиве:

10.21 МБ 04. бетховен - лунная соната.mp3
24.97 КБ Демон Врубеля и Лермонтова.docx
3.06 МБ Демон.pptx

Название документа Демон Врубеля и Лермонтова.docx

Татьяна Анатольевна Трофимова,

учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 2 г.Белинского Пензенской области

Урок внеклассного чтения в 10 классе

Тема: «Демон» Лермонтова и Врубеля.

Цель урока: на основе текста поэмы, сопоставления ее содержания с иллюстрациями М. Врубеля, подвести учащихся к мысли о духовно – нравственных идеалах человека, учить языку искусств.

Задачи урока:

Образовательные: познакомить с поэмой М.Ю.Лермонтова «Демон» и с творчеством М.Врубеля; раскрыть взаимосвязь таких видов искусства, как живопись и поэзия.

Развивающие: развивать эстетический вкус, образное, критическое мышление, внимание к слову, чувство цвета и цветовой гармонии, навык анализа, синтеза и личностной рефлексии.

Воспитательные: пробуждать интерес и любовь к поэзии и живописи.

Оборудование: презентация

Перед уроком учащимся было предложено домашнее задание – прочитать поэму, были даны сообщения


Ход урока.

1. Работа с эпиграфом (слайд 1)

В уме своем я создал мир иной

И образов иных существованье;

Я цепью их связал между собой,

Я дал им вид, но не дал им названья.


2. Слово учителя.

- Бывают в жизни странные совпадения событий, непостижимые стечения обстоятельств, знаменательных дат, которые как будто ничем не связаны между собой и могут казаться чудесными как проявление высшей воли или таинственного переопределения. Но проходят десятилетия, века, и то, что казалось странным, необыкновенным, становится доступным пониманию явлением необходимой преемственности в истории культуры.

- в 1856 году в немецком городе Карлсруэ вышло в свет первое издание поэмы «Демон» бывшего поручика Тенгинского пехотного полка М.Ю.Лермонтова, и в том же году в Омске, в семье штабс-капитана того же Тенгинского пехотного полка Александра Михайловича Врубеля родился сын –будущий художник Михаил Врубель, жизнь которого сложилась так, что будто бы к его колыбели прилетал лермонтовский Демон, избравший новорожденного своим новым пророком. Слайд 2. Тема урока, «Демон сидящий»

- Все, кто знал Врубеля при жизни, и все, кто потом писал о его характере и творчестве, не могли не задуматься о существе очевидной глубокой связи и духовном родстве необыкновенного, ничем не похожего на других русского художника конца 20 столетия и великого русского поэта тридцатых годов девятнадцатого М.Ю.Лермонтова.

Слайд 3. «Моя душа, я помню, с детских лет чудесного искала…» - в этих словах слышится исповедь юного поэта-романтика.

- И Врубель ( слайд 4) с детских лет искал вокруг себя чудесное, необычайное, сказочное… В их детстве были схожие черты: и тот, и другой рано лишились матерей, от которых наследовали душевную хрупкость и одновременно затаенную пылкость; обоих зачаровывала музыка, которую они могли слушать часами, оба предпочитали всем другим театрализованные игры с переодеваниями в героев сказок и романов. В них рано проснулось и росло ненасытное воображение; они становились настоящими героями вымышленных историй и , отдаваясь со всей страстью игре, которая для них была совсем не игрой, а скорее детской поэзией, творчеством, увлекали за собой сверстников, покоряли их силой своей фантазии. Но нередко они впадали в мечтательность и тогда покидали всех для уединения: Лермонтов убегал в беседку с акациями в саду, а Врубель незаметно уходил в свою комнату или в дедовскую библиотеку:

Там царства дивного всесильный господин

Я целые часы просиживал один.


Внезапная отрешенность и задумчивость, молчаливость и стремление к одиночеству, возникавшие независимо от условий и обстоятельств, когда пылкое воображение вдруг захватывает сознание человека целиком и переносит его в иной мир, - все это было и у поэта, и у художника еще в годы детства.

И что не менее интересно: у них и увлечения были сходными- история, литература, живопись, одни и те же любимые произведения и авторы: Данте, Шекспир, Байрон. Кумиром обоих был А.С. Пушкин, но у Врубеля были еще Лермонтов, Тургенев, Достоевский.

Оба с детства с увлечение рисовали и писали красками, однако это увлечение не исключало других; Лермонтов, к примеру, одно время был сильно увлечен математикой, а Врубель геологией, оба добросовестно учили латынь, чтобы читать античных писателей в оригиналах, знали французский, немецкий, а Врубель еще изучил самостоятельно английский и итальянский языки.

Подобно Лермонтову, Врубель рано почувствовал свою избранность, призвание к великой творческой деятельности. Хотя Муза живописи явилась к нему не в детстве, как Лермонтову, которому поэзия была как бы крестной матерью, Врубеля с юности не покидало чувство того, что он призван совершить или сказать нечто новое, необыкновенное, прекрасное, и он готовил себя к этой миссии. Еще гимназистом он признается в «страстишке блеснуть красноречием, глубокомыслием и многим, что так прекрасно и чтимо, если оно своеобразно…»

«Вообще,- писал он сестре, - я положил себе за правило отвечать как можно обстоятельнее и логичнее на вопросы, которые задаешь себе по поводу разных явлений в жизни – настоящей и прошедшей…» Подобно Лермонтову, он мечтал о славе и признании, в нем зрело честолюбие будущего художника (слайд 5):

Известность, слава, что они? -- а есть

У них над мною власть; и мне они

Велят себе на жертву все принесть…

Но верю им! -- неведомый пророк

Мне обещал бессмертье, и, живой,

Я смерти отдал все, что дар земной.


В 1885 Врубель начал поиски своего «Демона», который не оставлял художника почти до самой смерти. Поэтому многие исследователи считали его демониану образной автобиографией души художника, как в сове время Белинский находил и в Демоне, и в Печорине самого Лермонтова.

В 1891-м году к 50-летию со дня смерти Лермонтова было издано юбилейное собрание сочинений поэта, к оформлению которого были привлечены многие известные художники того времени. Среди прочих оказался и Врубель, которого тогда никто не принимал всерьез. Однако именно рисунки Врубеля к поэме «Демон» как нельзя лучше подошли к самой сути лермонтовской поэзии. Хотя тогда многие критики и художники не поняли рисунков Врубеля. Время показало, что никто из иллюстраторов Лермонтова ни до того, ни после Врубеля не подошел к его творческому и философскому миросозерцанию так близко, как это удалось художнику, заколдованному «Демоном» Лермонтова и своим собственным.

После окончания работ над иллюстрациями к произведениям Лермонтова Врубель почти 10 лет не возвращался к теме Демона. Но прошло время, и эта тема осталась с ним до конца дней. Он создал множество рисунков, эскизов и написал три огромные картины на эту тему – «Демон сидящий», «Демон летящий», «Демон поверженный». Последнюю из них он продолжал «улучшать» даже то8гда, когда она уже была выставлена в галерее, тем самым изумляя и пугая публику. К этому времени относится ухудшение физического и умственного состояния художника, что подлило масла в огонь и укрепило уже возникшую легенду о мастере, продавшем душу дьяволу. Но, как говорил сам Врубель, «Демона не понимают – путают его с чертом и дьяволом, тогда как «черт» по-гречески значит просто «рогатый», дьявол – «клеветник», а Демон – значит «душа» и олицетворяет собой вечную борьбу мятущегося духа, ищущего примирения обуревающих его страстей, познания жизни и не находящего ответа на свои сомнения ни небе, ни на земле».

3. Сообщение ученика об истории написания поэмы.

4. Беседа по тексту и иллюстрациям М. Врубеля

- Давайте сейчас еще раз, но, может быть, уже несколько по-иному прочтем известные строки лермонтовского «Демона» и увидим его глазами художника Врубеля.

- Опишите Демона посредством эпитетов, которые вам встретились (сияющий, печальный, могучий, жаркий, нежный, волшебный и др.)

- Все эти определения передают свойства натуры Демона, но не его внешние черты. А как выглядит Демон? Какие у него волосы, губы? Какого цвета глаза? – Поэма е дает ответов на эти вопросы. Поэт описывает своего фантастического героя иносказательно: «Он был похож на вечер ясный:// ни день, ни ночь, - ни мрак, ни свет!»

Нелегко придется тому художнику, кто задумает сделать образ Демона зримым. За решение этой трудной задачи взялся художник, по странному стечению обстоятельств родившийся в один год с первым изданием поэмы – в 1856 году. Слад 6 «Демон сидящий».

-Одежду для своего героя художник выбирает синего цвета. Как вы думаете, почему?

- Давайте подумаем, может ли «Демон сидящий» служить иллюстрацией такого отрывка поэмы:

Как часто на вершине льдистой
Один меж небом и землей
Под кровом радуги огнистой
Сидел он мрачный и немой.


-Можем ли мы сказать о Демоне Врубеля, что он «мрачный и немой»?

- Чем отличаются слова мрачный и печальный?

Вот как толкуются эти слова в словаре Даля «Печаль – жаль, грусть, скука, горе, туга, боли души, кручина»; «Мрачный – темный, не светлый, угрюмый, невеселый». Оказывается, у художника было собственное представление о Демоне.

- Почему нам представляется, что у Врубеля он печален и задумчив? Что в его фигуре говорит об этом?

- Выбор позы персонажа является композиционным приемом в живописи. Оказывается «позу Демона» использовали затем и другие художники для выражения настроения задумчивости, печали, скорби, грусти.

- Колорит. Обратим внимание на то, что у Демона темное лицо и светлое тело. (сильное молодое тело с безвольно опущенными руками. Он ничего не делает, а мускулы напряжены)

-Противоречие между мертвыми каменными цветами и живым телом героя.

-Ему тесно в картине, хотя он один в пустыне. За счет чего это создается?

-М.Ю.Лермонтов написал 6 вариантов поэмы и ни один не считал окончательным. То же происходило и с Врубелем – чем более законченным становился его «Демон», тем острее была потребность переделать его.

Слайды 7-15 – попутное чтение строк из поэмы и комментарии.

5. Работа над образом главного героя. Создание кластера.

- Каким мы увидели демона в поэме М,Ю. Лермонтова? Выберите все «за» и «против», относящиеся к характеристике героя.

Составим кластер: ЗА –он сеял зло без наслажденья, зло наскучило ему, и входит он, любить готовый и др.

ПРОТИВ- Лукав и коварен, все благородное бесславил, все прекрасное хулил и др.

- Можем ли мы сказать, какого начала в нем положено больше, добра или зла?

Вывод. В основе образа –противоречие, конфликт между добром и злом. Данные понятии не абсолютны, порой пересекаются одно в другом в разных обстоятельствах.

- Сопоставьте изученные произведения со стихотворением Ф.И.Тютчева:

О вещая душа моя,

О сердце, полное тревоги!

О, как ты бьешься на пороге

Как бы двойного бытия


6. Рефлексия.

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я понял, что…

Меня удивило…


7. Задание на дом. Что связывает «Демона» Лермонтова и Врубеля? Это тема вашей творческой работы.

Название документа Демон.pptx

«Демон» Лермонтова и Врубеля (Урок внеклассного чтения в 10 классе) Автор Тр...
В уме своем я создал мир иной И образов иных существованье; Я цепью их связа...
 Лермонтов, Врубель и Демон
Моя душа, я помню, с детских лет чудесного искала….
Михаил Врубель
Известность, слава, что они? — а есть У них над мною власть; и мне они Велят ...
Как часто на вершине льдистой Один, меж небом и землёй, Под кровом радуги огн...
Печальный Демон, дух изгнанья, Летал над грешною землей, И лучших дней воспо...
В последний раз плясала… И были все ее движенья Так стройны, полны выраженья...
Несется конь быстрее лани, Храпит и рвется, будто к брани, То вдруг осадит на...
Пришлец туманный и немой, Красой блистая неземной, К ее склонился изголовью; ...
Вечерней мглы покров воздушный Уж холмы Грузии одел. Привычке сладостной посл...
"Я опущусь на дно морское, Я полечу за облака, Я дам тебе всё-всё земное, Люб...
Как пери спящая мила, Она в гробу своем лежала, Белей и чище покрывала Был то...
« К груди хранительной прижалась, Молитвой ужас заглуша, Тамары грешная душа ...
«Демон поверженный» И проклял Демон побежденный Мечты безумные свои, И вновь ...
Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я понял, что… Меня удивило… Ре...
http://lermontov.info/text/demon_p.shtml http://vesna.websib.ru/ http://www.w...
1 из 18

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 «Демон» Лермонтова и Врубеля (Урок внеклассного чтения в 10 классе) Автор Трофи
Описание слайда:

«Демон» Лермонтова и Врубеля (Урок внеклассного чтения в 10 классе) Автор Трофимова Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 г.Белинского Пензенской области

№ слайда 2 В уме своем я создал мир иной И образов иных существованье; Я цепью их связал м
Описание слайда:

В уме своем я создал мир иной И образов иных существованье; Я цепью их связал между собой, Я дал им я вид, но не дал им названья…

№ слайда 3  Лермонтов, Врубель и Демон
Описание слайда:

Лермонтов, Врубель и Демон

№ слайда 4 Моя душа, я помню, с детских лет чудесного искала….
Описание слайда:

Моя душа, я помню, с детских лет чудесного искала….

№ слайда 5 Михаил Врубель
Описание слайда:

Михаил Врубель

№ слайда 6 Известность, слава, что они? — а есть У них над мною власть; и мне они Велят себ
Описание слайда:

Известность, слава, что они? — а есть У них над мною власть; и мне они Велят себе на жертву все принесть... Но верю им! — неведомый пророк Мне обещал бессмертье, и, живой, Я смерти отдал все, что дар земной.

№ слайда 7 Как часто на вершине льдистой Один, меж небом и землёй, Под кровом радуги огнист
Описание слайда:

Как часто на вершине льдистой Один, меж небом и землёй, Под кровом радуги огнистой Сидел я мрачный и немой. Врубел

№ слайда 8 Печальный Демон, дух изгнанья, Летал над грешною землей, И лучших дней воспомин
Описание слайда:

Печальный Демон, дух изгнанья, Летал над грешною землей, И лучших дней воспоминанья Пред ним теснилися толпой, Тех дней, когда в жилище света Блистал он, чистый херувим, Когда бегущая комета Улыбкой ласковой привета Любила обменяться с ним... Печальный Демон, дух изгнанья,

№ слайда 9 В последний раз плясала… И были все ее движенья Так стройны, полны выраженья, Т
Описание слайда:

В последний раз плясала… И были все ее движенья Так стройны, полны выраженья, Так полны милой простоты, Что если б Демон, пролетая, В то время на нее взглянул, То, прежних братий вспоминая, Он отвернулся б - и вздохнул... И Демон видел... На мгновенье Неизъяснимое волненье В себе почувствовал он вдруг. Немой души его пустыню Наполнил благодатный звук - И вновь постигнул он святыню Любви, добра и красоты!.

№ слайда 10 Несется конь быстрее лани, Храпит и рвется, будто к брани, То вдруг осадит на ск
Описание слайда:

Несется конь быстрее лани, Храпит и рвется, будто к брани, То вдруг осадит на скаку, Прислушается к ветерку Широко ноздри раздувая, То, разом землю ударяя, Шипами звонкими копыт, Взмахнув растрепанною гривой, Вперед без памяти летит...

№ слайда 11 Пришлец туманный и немой, Красой блистая неземной, К ее склонился изголовью; И в
Описание слайда:

Пришлец туманный и немой, Красой блистая неземной, К ее склонился изголовью; И взор его с такой любовью, Так грустно на нее смотрел, Как будто он об ней жалел. То не был ангел-небожитель… То не был ада дух ужасный, Порочный мученик - о нет! Он был похож на вечер ясный: Ни день, ни ночь,- ни мрак, ни свет! Упала на постель свою, Рыдает бедная Тамара… И вот она как будто слышит Волшебный голос над собой: "Не плачь, дитя! не плачь напрасно! Твоя слеза на труп безгласный Живой росой не упадет: Она лишь взор туманит ясный. Ланиты девственные жжет!...»

№ слайда 12 Вечерней мглы покров воздушный Уж холмы Грузии одел. Привычке сладостной послушн
Описание слайда:

Вечерней мглы покров воздушный Уж холмы Грузии одел. Привычке сладостной послушный. В обитель Демон прилетел. Но долго, долго он не смел Святыню мирного приюта Нарушить. И была минута, Когда казался он готов Оставить умысел жестокой. Задумчив у стены высокой Он бродит: от его шагов Без ветра лист в тени трепещет… Он хочет в страхе удалиться... Его крыло не шевелится!.. И, чудо! из померкших глаз Слеза тяжелая катится... Поныне возле кельи той Насквозь прожженный виден камень Слезою жаркою, как пламень, Нечеловеческой слезой!..

№ слайда 13 "Я опущусь на дно морское, Я полечу за облака, Я дам тебе всё-всё земное, Люби м
Описание слайда:

"Я опущусь на дно морское, Я полечу за облака, Я дам тебе всё-всё земное, Люби меня!" - И он слегка Коснулся жаркими устами К её трепечущим губам... Соблазна полными речами Он отвечал ее мольбам. Могучий взор смотрел ей в очи, Он жёг ее во мраке ночи...

№ слайда 14 Как пери спящая мила, Она в гробу своем лежала, Белей и чище покрывала Был томны
Описание слайда:

Как пери спящая мила, Она в гробу своем лежала, Белей и чище покрывала Был томный цвет ее чела. Навек опущены ресницы... Но кто б, о небо, не сказал, Что взор под ними лишь дремал, И, чудный, только ожидал Иль поцелуя, иль деницы..

№ слайда 15 « К груди хранительной прижалась, Молитвой ужас заглуша, Тамары грешная душа - С
Описание слайда:

« К груди хранительной прижалась, Молитвой ужас заглуша, Тамары грешная душа - Судьба грядущего решалась, Пред нею снова он стоял, Но, боже! - кто б его узнал? Каким смотрел он злобным взглядом, Как полон был смертельным ядом Вражды, не знающей конца,- И веяло могильным хладом От неподвижного лица.

№ слайда 16 «Демон поверженный» И проклял Демон побежденный Мечты безумные свои, И вновь ост
Описание слайда:

«Демон поверженный» И проклял Демон побежденный Мечты безумные свои, И вновь остался он, надменный, Один, как прежде, во вселенной Без упованья и любви!..

№ слайда 17 Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я понял, что… Меня удивило… Рефле
Описание слайда:

Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я понял, что… Меня удивило… Рефлексия.

№ слайда 18 http://lermontov.info/text/demon_p.shtml http://vesna.websib.ru/ http://www.wiki
Описание слайда:

http://lermontov.info/text/demon_p.shtml http://vesna.websib.ru/ http://www.wikiart.org/ru/mikhail-vrubel Использованные ресурсы

"Демон" Врубеля и Лермонтова. Урок внеклассного чтения
  • Русский язык и литература
Описание:

Данный урок внеклассного чтения можно провести и как внеклассное мероприятие по литературе или МХК. В архиве находятся конспект урока, презентация, музыкальное сопровождение.

Материал содержит биографические сведения о художнике и поэте, об удивительных совпадениях в них, о том, как они работали над образом Демона. 

Далее идет оценка данного образа и его воплощение в творчестве художника М.Врубеля и поэта М.Лермонтова. 

На слайдах презентации учащиеся видят репродукции Врубеля к поэме и отрывки из поэмы, сопровождающие их. Их может читать как учитель, так и заранее  подготовленные ученики.Попутно выделяем художественные особенности произведения. 

 

Автор Трофимова Татьяна Анатольевна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 581
Номер материала 43767
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓