Главная / Музыка / "Дельфийские игры" интеллектуальная игра

"Дельфийские игры" интеллектуальная игра











"Дельфийские игры"

интеллектуальная игра по музыке для 5- 7 классов

























Подготовила учитель музыки МКОУ «Лицей №2»

Тупчиенко Е.С.



Михайловск 2012г



Цель: Повышение уровня музыкальной, информационной и общей культуры обучающихся.

Задачи: 1. Развитие познавательной активности и творческих способностей обучающихся.

2. Воспитание потребности в общении с искусством.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, синтезатор, компакт-диски с материалом для прослушивания, элементы одежды для Аполлона и Муз (лавровый венок, диадемы).



Призовой фонд: лавровые венки, грамоты.



Методика проведения:

В классах формируются команды. На доске укрепляются три мишени – для каждой команды своя мишень. Из числа учащихся старших классов приглашаются представители в жюри: Аполлон (юноша) и Музы (три девушки).



Игра состоит из 4 туров. Вопросы связаны с музыкой. Каждая последующая партия вопросов на порядок сложнее предыдущей.

Условия состязаний объясняются участникам перед началом игры.

































Ход игры Слайд 1

(Звучит греческая музыка – фон, слайды 2-10 «Древняя Греция»).

Ведущий 1: Греция – удивительная страна, где тесно переплелись прошлое и настоящее. В этой стране нашла своё воплощение мечта человечества о развитии гармоничной личности. Олимпийские игры - спортивные состязания. Дельфийские игры - состязания в искусстве. Это союз культа тела и духовного развития.

Ведущий 2: Сегодня мы с вами принимаем участие в Дельфийских играх, иначе их называли ещё Пифийские. Эти игры были играми чести. Пифийские игры проходили на протяжении многих столетий. Чаще всего их проводили на улицах, площадях и театральных сценах города Дельфы.

Ведущий 1: Победители получали в качестве награды не денежные призы, а венок из лавра – дерева, посвящённого Аполлону. Венки считались особенно почётной наградой в Греции. В качестве наград победителю присуждались яблоко и лавровый венок, а символическую пальмовую ветвь победитель в Пифийских Играх получал так же, как и в Олимпийских Играх. При оказании особых почестей участнику соревнований ставили памятник в виде статуи. Однако самыми бесценными были почёт и уважение, которые доставались победителям и их родным городам. Поэтому города поддерживали своих представителей всеми средствами, чтобы во время Игр те добились как можно большего успеха.

Слайд 11

Ведущий 1: Дельфы – древне-греческий город в Фокиде, религиозный центр с храмом и оракулом бога Аполлона. Пифийские Игры – один из четырёх общеэллинских агонов, занимавших второе место после Олимпийского.



Ведущий 2: История Пифийских Игр начинается в 582 г. до н.э., когда после окончания Священной войны управление Играми перешло к Дельфийской Амфиктионии – Совету двенадцати греческих племён. Слайд 12

Пифийские Игры проводились в честь Аполлона, бога солнечного света, бога красоты и покровителя искусств, учреждённые, как считалось, самим богом в честь победы над драконом Пифоном Слайд 13

который обитал на месте ещё не возникшего святилища. Место состязания – равнина в Дельфах. Виды соревнований: музыка, гимнастика, ристания колесниц.

Слайд 14



Ведущий 1: В самом начале в Пифийских Играх проводились только музыкальные состязания. Поначалу это было пение под аккомпанемент кифары, позднее к ним добавились пение под аккомпанемент флейты, и отдельно игра на флейте. Игры длились от шести до восьми дней и начинались со священного театрального действа, которое представляло победу Аполлона над Пифоном.



Ведущий 2: Художественные дисциплины охватывали:

Гимн богу Аполлону

Игра на флейте и кифаре (древнем греческом струнном инструменте) с пением и без него

Соревнования в театральном и танцевальном искусстве

Соревнования по живописи

Слайд 15

Дельфийские Игры современности.

Ведущий 1: Успешный альянс соревновательного характера Игр и духа единения помог состязаниям возродиться спустя тысячелетия в конце ХХ – начале ХХI веков, ведь этот Высший форум искусств, объединяющий всё мировое культурное разнообразие, даёт талантливым людям возможность творческой самореализации и роста.

Ведущий 2: В 1994 году представителями 19 стран в Берлине был создан Международный Дельфийский совет; позднее стали возникать и национальные дельфийские советы, среди которых – Национальный Дельфийский совет России (основан в 1999 году).

Ведущий 1: 1-7 декабря 2000 года в Москве прошли I Дельфийские Игры современности, в которых приняли участие около 1000 человек из 27 стран. В жюри, формируемые по каждой дисциплине, входят видные деятели культуры и искусств мира, профессора и доктора искусствоведения – обычно 100-150 человек.

Слайд 16

(Звучит лютневая музыка – фон, «Аполлон и Музы»)

Ведущий 2: Когда Аполлон в сопровождении Муз появлялся на Олимпе, раздавались звуки его кифары и пение Муз, то замолкало всё вокруг.

Ведущий 1: Не сверкает молния в руках тучегонителя Зевса, бог войны забывает о шуме кровавых битв, боги забывают раздоры, мир и тишина воцаряются на Олимпе. Даже орёл Зевса опускает могучие крылья и закрывает зоркие очи, не слышно его грозного клёкота, он тихо дремлет на жезле Зевса.

Слайд 17

Ведущий 2: В полной тиши торжественно звучат струны кифары Аполлона. Когда же Аполлон весело ударяет по золотым струнам, светлый, сияющий хоровод Муз движется в пиршественном зале. Юные прекрасные Музы – постоянные спутницы Аполлона. Он предводительствует хором Муз и сопровождает их пение игрой на своей золотой кифаре.

Ведущий 1: На мгновение попытаемся оживить историю. И сейчас у нас появится почётный гость, и он же главный судья Дельфийских Игр – бог солнечного света и покровитель искусств – златокудрый Аполлон со своими спутницами Музами.

(Входят Аполлон и три Музы).



Аполлон: Приветствую вас, юные знатоки музыки! Рад быть гостем и судьёй на вашем празднике, потому что встреча с искусством – это всегда праздник. Прежде чем начнутся состязания, я хочу познакомить вас с моими моих прекрасными спутницами – покровительницами торжественных песнопений и гимнов, танца и лирической поэзии.

( Мельпомена – муза трагедии, Терпсихора – богиня музыки, Евтерпа – муза лирики )

Аполлон: Музы помогут мне в судействе Дельфийских Игр. Объявляю Дельфийские игры открытыми! Друзья, как уже вам известно, Дельфийские Игры открывались Гимном в мою честь. Я же предлагаю вам сочинить Оду Музыке.

Слайд 18

Два представителя от команды получают задание – лист с зарифмованными парами слов (Приложение 2). Используя любые из них по вашему выбору (можно не все, только те, что вам нравятся) или свои рифмы, сочините стихотворение о музыке.

Ваши стихотворения вы прочтёте в конце нашей игры.

Например: струна – луна, ручей – дней.

Светит яркая луна,

Меж камней бежит ручей.

И звенит, поёт струна

О любви прошедших дней.

Вопросы 1 тура.

  1. Музыкальная мысль, выраженная одноголосно. (Ответ - мелодия).

  2. Сопровождение мелодии. (Аккомпанемент).

  3. Скорость исполнения произведения. ( Темп).

  4. Низкий мужской голос. ( Бас).

  5. Громкость звучания. (Динамика).

  1. Клавишно-ударный инструмент. ( Фортепиано).

  2. Оркестром руководит скрипач, дирижёр, ударник? (Дирижёр).

  3. Оркестр из духовых и ударных инструментов называется симфоническим, джазовым, духовым, народным? (джазовым).

  4. Русский народный инструмент – разновидность гармоники. (Баян).

  5. Струнный инструмент симфонического оркестра, на котором нельзя играть смычком. (Арфа)

5 Н

  1. В каком хорошо известном жанре объединяются слова и мелодия. ( Песня).

  2. Литературный текст оперы. (Либретто).

  3. Оркестровое вступление к опере. (Увертюра).

  4. Мелодия, напоминающая разговорную речь. (Речитатив).

  5. Ансамбль из трёх исполнителей. (Трио).



5 К

  1. Как называются в оперном спектакле перерывы между действиями. (Антракты).

  2. Баритон – это женский или мужской голос? (Мужской).

  3. Быстрый зажигательный танец народов Кавказа. (Лезгинка).

  4. Сольный вокальный номер в опере. ( Ария).

  5. Музыкальный спектакль, в котором главным выразительным средством является пение. (Опера).

Вопросы 2 тура

5 Л

1.Перечислите известные вам танцы (вальс, мазурка, болеро, полонез, менуэт).

2.Какие русские композиторы входили в состав кружка «Могучая кучка»? (Римский – Корсаков, Балакирев, Бородин, Мусоргский, Кюи)

3.Как называются в опере сольные вокальные номера? (ария, ариозо)

4.Назовите жанры музыки? (песня, танец, марш, опера, балет, симфония….)



Конкурс «Угадай мелодию»

Аполлон: А сейчас я прошу вас принять участие в конкурсе «Угадай мелодию».

Вам необходимо узнать мелодии, которые сейчас прозвучат, записать их название.



Вопросы 3 тура

Как называются места в театре? (партер, бенуар, бельэтаж, парадиз, галерка, купоны)

Как называется реклама оперы или балета? афиша)

5 Н

Какой русский композитор был известным учёным - химиком? (Бородин).

5 К

Как назывались предшественники фортепиано? (клавесин, клавикорд)



Вопросы 4 тура

Аполлон: Внимательно послушайте поэтические строки и определите, о ком из зарубежных композиторов говорится в этих стихах. В каждом отрывке есть явные подсказки – характеристика творчества, особенности стиля, любовь и предпочтения этих композиторов к определённым жанрам и инструментам. В помощь вам прозвучат фрагменты из музыкальных произведений этих композиторов.

Слайд 19

Не верю, нет, не органист

Меня во прах поверг!

Летели камни сверху вниз,

А души – снизу вверх.

Глеб Семёнов.

Слайд 20

И.С. Бах.

Слайд 21

Царские сатрапы в ус не дули,

И не знали, что ноктюрн – удар,

Что в мазурке, как в обойме – пули,

В полонезе – гневный звук фанфар.

Эди Огнецвет.

Слайд 22

Ф. Шопен.

(Слайд 23)

И клавесин – влюблённей девы,

И звуки – сами льнут к нему!

О, эти дивные напевы –

Не сам ли бог внушил ему?

Александр Ливанов.



Слайд 24

В.А. Моцарт.

Аполлон: Пока Музы подводят итоги игры, приглашаем поэтов прочитать свои произведения.



Чтение придуманного детьми стихотворения. Выступления поэтов каждой команды.



По окончании игры Аполлон и Музы подсчитывают баллы, объявляют команду, одержавшую победу.

Слайды 25-26

Аполлон и Музы проводят Церемонию чествования и награждения победителей, которым вручают лавровые венки.

Слайд 27

Терпсихора – богиня музыки:

В этом мире случайностей нет,

Каждый шаг оставляет след.

Мельпомена –муза трагедии:

Пути к вершине мастерства –

Они трудны, но и почётны.

Евтерпа – муза лирики:

И верим мы, что вы всегда

К вершинам мастерства взойдёте.

Аполлон:

Друзья, обгоняйте время!

Летите на крыльях мечты!

И вдохновение пусть озаряет

Вам душу и ваши черты.

"Дельфийские игры" интеллектуальная игра
  • Музыка
Описание:

 

Цель игры: Повышение уровня музыкальной, информационной и общей культуры обучающихся.

Задачи:  1. Развитие  познавательной активности и творческих способностей обучающихся.

 

                2. Воспитание потребности в общении с искусством.

Греция – удивительная страна, где тесно переплелись прошлое и настоящее. В этой стране нашла своё воплощение мечта человечества о развитии гармоничной личности. Олимпийские игры - спортивные состязания. Дельфийские игры - состязания в искусстве. Это союз культа тела и духовного развития.

Автор Тупчиенко Елена Станиславовна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Музыка
Подраздел
Просмотров 458
Номер материала 34512
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓