Главная / Начальные классы / " Рефлексивный отчёт по внедрению изменений в собственную практику преподавания и обучения".

" Рефлексивный отчёт по внедрению изменений в собственную практику преподавания и обучения".

Рефлексивный отчёт по внедрению изменений в собственную практику преподавания и обучения.

До того дня, когда я попала на курсы, мои уроки проводились в традиционной форме, где главная роль отводилась учителю. Я управляла процессом обучения, не учитывая потребности учеников. Моя цель была направлена на результат обучения, а не на развитие ребенка.

Мои убеждения претерпели серьезные изменения под влиянием идей Программы. Пажарес (1992) утверждает, что, при выборе стиля преподавания, убеждения учителя имеют большее влияние, чем его знания, поскольку убеждения в процессе обучения влияют на все, что он делает в классе. Устойчивая уверенность в том, как должны преподаваться предметы, по мнению исследователя, оказывает более существенное влияние на действия учителя в классе, нежели какая-либо методика или учебник. (Руководство, с.135)

В результате работы, в течении четырех месяцев я старалась использовать идеи всех семи модулей Программы. Насколько эффективно было их использование можно определить по следующим критериям: активность учащихся, конструктивное приведение деятельности в соответствии с желаемыми результатами, ответная реакция, возможность консолидации и интеграции. Поэтому основной моей целью было выстроить учебную среду таким образом, чтобы расширить возможности обучения каждой личности.

В Руководстве для учителя сказано, что к новым подходам в преподавании и обучении относится « Обучение через диалог» и « Обучение тому, как учиться», поскольку находятся в тесной взаимосвязи с идеей социоконструктивистской теории. Обучение и преподавание на основе диалога предполагает подход, при котором диалог между учениками, между учеником и учителем помогает учащимся самостоятельно формировать и развивать собственное мышление. Цель конструктивистского преподавания состоит в том, чтобы развить глубокое понимание предмета учеником, обеспечив использование и применение знаний вне класса (Руководство для учителя, стр110).

Результаты научных исследований показывают, что диалог занимает центральное место на уроке. А Мерсер и Литлтон (2007) в своей работе показали, что диалог в классе может способствовать интеллектуальному развитию учеников и их результативности в обучении. ( Руководство для учителя, стр. 144)

Изучив Руководство для учителя, раздаточный материал и другую литературу я поняла, что мне надо изменить мои уроки и построить их с помощью новых подходов в преподавании и обучении. Когда я составляла среднесрочное планирование, перед собой я поставила цель - научить детей работать в группе, в паре, слушать и слышать друг друга.

Работая в группах, ученики становятся более самостоятельными, развиваются творческие способности каждого ученика.

Я сделала вывод, что в традиционных уроках учащиеся с низкой мотивацией к обучению на уроках оставались в тени, то при групповой форме работы такие учащиеся становятся более раскрепощенными, так как чувствуют поддержку со стороны своих одноклассников. При выполнении сложных заданий в группе учащиеся добивались положительного результата чаще, чем при выполнении таких заданий индивидуально.

Действительно, работа в группах даёт свой результат, например, когда учитель даёт задание – составить кластер, например стратегию «Научи другого». Здесь происходит взаимообучение, обмен мнениями и идеями, работа в команде. Дети начинают прислушиваться друг к другу. После уроков ребята сказали, что им очень понравилось работать в группах, потому что они помогают друг другу.

Александер (2004) утверждает, что беседа в обучении не является односторонним процессом обучения, а, наоборот,- взаимным процессом, в котором идеи проходят в двух направлениях и на этой основе продвигают обучение ученика вперед. И согласно исследованию Мерсера, беседа является неотъемлемой частью обучения учеников. Он различает три типа беседы: беседа-дебаты, кумулятивная и исследовательская. (Руководство для учителя, стр. 145) Барнс( 1976) и Мерсер (2000) утверждают, что исследовательская беседа является тем типом беседы, который необходимо развивать учителем. При вовлечении учеников в исследовательскую беседу, как правило, используется работа в малых группах, в которых участники имеют общую проблему, создают совместное ее понимание, обмениваются идеями и мнениями. ( Руководство для учителя, стр.146)

На всех уроках я предлагала создать пару для совместной работы. Давала карточки для практической работы, несколько минут на обсуждение и выполнения задания. Ученики записали свои ответы в тетрадях и обменялись с другими группами, обсуждали между собой, что именно они могли бы ещё добавить.

Эта работа меня заинтересовала потому, что во-первых ученики сами выбирали себе пару; во вторых обменивались тетрадями, дополняли друг друга. Но некоторые пары не хотели отдавать свою тетрадь другим парам и из -за этого у них возник спор. Этот спор я разрешила небольшой паузой, поставила видеоролик с песней о дружбе. Еще я заметила, что не все пары обсуждали между собой данный вопрос. Но все же эта стратегия была эффективной, ученики аргументированно отстаивали свое мнение, чувствовали себя уверенно.

Слабые ученики стали прислушиваться к мнению более сильных учеников и сами при этом отвечать и поддерживать мнение своей пары. «Толяша» плохо читает, выбрал более сильного ученика Стаса. Стас обсуждал ,а «Толяша» внимательно слушал, это повлияла на самооценку «Толяши».

Эта стратегия помогла определить взаимоотношения в паре и как дети могут совместно работать. Слабые ученики стали прислушиваться к мнению сильных, и сами стали приводить свои примеры, защищать свое мнение. А вот Данил выбрал Андрея и не принимал участия в беседе. Он просто сидел и слушал и не принимал участия в обсуждении. Андрей не помогал ему, так как с самого начала был недоволен образовавшейся паре. Можно было сразу увидеть могут ли дети работать в паре, по их взаимоотношению друг с другом.

Важны не только первоначальные вопросы учителей, но и те, которые возникают после внимательного ознакомления с ответами учеников. В диалогической беседе вопросы учеников столь же важны, как и вопросы учителя и ответы учеников. Учитель использует вопросы не только для того, чтобы предоставить возможность ученикам размышлять, развивать и расширять свое мышление. ( Руководство для учителя, стр. 147)

Раньше на своих уроках я часто сосредотачивалась на том, чтобы подвести учеников к заранее определенному ответу. Я почти не давала времени подумать над вопросом и, если ученик молчал, то этот вопрос я передавала другому, и поэтому слабые ученики оставались в стороне. Важно давать ученикам время отвечать и, по возможности, строить ответы и дальнейшие вопросы. Многие исследования обращают внимание на то, что наибольшего эффекта достигает обучение, при котором соблюдаются паузы как после постановки вопроса ученику, так и после получения ответа на вопрос. Увеличение времени на размышление позволяет ученикам корректировать, уточнять и «шлифовать» свои ответы. ( Руководство для учителя, с.148)

Часто на своих уроках получив ответ от детей на свой вопрос, я повторяла его несколько раз. Теперь я поняла, я ведь не приучаю детей слушать, но также и слышать своего одноклассника. Дети являются активными обучающимися, которые формируют своё мышление на основе личных размышлений. (Руководство для учителя с.116).

На уроках я применяла стратегии при выполнении заданий и после ребята пытались оценить работу, задавая различные вопросы. Например: Что получилось? Что не получилось? Почему не получилось? Над чем еще надо поработать? и т.д.

Я сделала вывод, что в своей практике мне нужно чаще использовать толстые вопросы, так как они вырабатывают в ученике умение применять, анализировать, расширять и оценивать новую полученную информацию. И учить детей, не только отвечать, но и задавать вопросы высокого порядка, так как они развивают критическое мышление, умение учиться друг у друга.

Критическое мышление – это дисциплинарный подход к осмыслению, оценке, анализу и синтезу информации, полученной в результате наблюдения, опыта, размышления или рассуждения, что может в дальнейшем послужить основанием к действиям (Руководство для учителя, стр. 154).

Процесс анализа и синтеза на своих уроках я наблюдала при проведении групповой работы, когда ученики составляли кластер,а также при составлении синквейна, написания эссе как детей с высокой мотивацией, так и с низкой. В процессе такого мышления ученики критически оценивают своё обучение и обучение других, используют мышление для творческого подхода.

Оценивание – понятие, используемое для обозначения деятельности, направленной на систематическое суммирование результатов с целью принятия решений о дальнейшем обучении (Руководство для учителя, с. 162)

Оценивание, направленное на определение возможностей улучшения обучения, методов и форм реализации этих возможностей, является формативным, иначе оцениванием для обучения (Руководство для учителя, с.162). Если оценивание является подведение итогов обучения для выставления оценок, сертификации или регистрации продвижения обучения, то оценивание по своей функции является суммативным (Руководство для учителя, с. 164). На своих уроках я использовала как формативную, так и суммативную оценку для определения уровня понимания предмета учениками.

Совместно с ребятами мы разработали критерии для заданий. По разработанным критериям дети четко знали, как надо выполнять задания и работать в группах, чтобы в конце урока получить хорошую оценку.

На протяжении всех уроков я применяла стратегии «Большой палец»,

« Светофор». Эти стратегии поощряют учеников к тому, чтобы решить, насколько они уверены в том, что добились ожидаемого результата. Они также может использоваться учениками как средство выражения уверенности в том, что они знают ответ на вопрос, который только что был задан учителем. Для учителя это упражнение позволяет быстро оценить то, как хорошо класс или группа усвоила вопрос или тему. С помощью этих стратегий ребята моментально могли себя оценить. А я могла увидеть, понимают они задание или нет, кому нужна моя помощь. Я поставила перед собой цель: развить в детях саморегуляцию, самооценку и ответственность за своё обучение.

«Успешность обучения и преподавания заключается в создании атмосферы, позволяющей личности чувствовать себя свободно и безопасно в процессе обучения» (с.32 Задания для выполнения в период практики в школе). Для создания коллаборативной среды на уроках я использовала стратегию «Комплимент», видеоролики «Танцующий человечек», «Бегемот и собачка». Это позволило учащимся настроиться на совместную работу. Я считаю, что создание коллаборативной среды на уроке позволит вовлечь каждого ребенка в самостоятельный процесс познания.

ИКТ являются значимым инструментом, помогающим учителям

в преподавании, позволяя им облегчить объяснение и обеспечить понимание учащимися научных понятий (руководство для учителя, с. 178) Информационные образовательные ресурсы помогают мне сделать процесс обучения более результативными. Например, использование видеороликов в начале или конце урока способствует эмоциональному настрою, созданию комфортной обстановке в классе. Использование интерактивной доски способствовало развитию у учащихся познавательного интереса, творческой активности, исследовательской деятельности, потому что я использовала презентации в процессе урока для понимания предмета. После серии уроков, я пришла к выводу, что применение ИКТ на уроках даёт положительный динамику в развитии ученика: вызывает интерес к изучению темы, повышает мотивацию, способствует развитию критического мышления, исследовательской беседы. Овладение информационно – коммуникативными технологиями позволяет мне извлекать информацию, оценку, определение уровня понимания предмета. Применение ИКТ позволяет мне значительно сократить объяснение темы и задействовать критическое мышление детей.

Когда я составляла среднесрочное и краткосрочное планирование, а также на практике в школе я столкнулась со следующими трудностями:

  • Нехватка времени, при выполнении стратегий

  • Не все дети вовлечены в процесс обучения, из – за не подготовленности к уроку, не знания материала

  • Дети не умеют задавать вопросы высокого порядка

  • Не у всех детей развито критическое мышление

  • Не умеют объективно самооценивать и взаимооценивать.



В дальнейшем я постараюсь преодолеть все трудности, которые у меня возникли. Для этого я буду систематически использовать на своих уроках идеи всех семи модулей Программы. Развивать у детей навыки критического мышления, навыки самооценивания и взаимооценивания, Создавать коллаборативную среду на уроках. Использовать на уроках работу в группах, в парах.




























" Рефлексивный отчёт по внедрению изменений в собственную практику преподавания и обучения".
  • Начальные классы
Описание:

Цель данного отчета показать, как я применяла идеи 7 модулей на практике и управляла изменениями в процессе преподавания и обучения. Идеи модулей изложены в «Программе курсов повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан». Ожидаемым результатом реализации ее является сформированность у учеников навыков обучения тому, как обучатьсяи, как следствие, – становление их независимыми, самомотивированными, увлеченными, уверенными, ответственны­ми личностями с развитым критическим мышлением, проявляющими компетентность в цифровых технологиях. [2, стр.110 ]

Автор Савинцева Елена Алексеевна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 634
Номер материала 46418
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓