Главная / Русский язык и литература / Пути совершенствования учебного процесса, направленные на активизацию познавательной деятельности: наглядность; дидактические игры; самостоятельная работа; различные формы урока.

Пути совершенствования учебного процесса, направленные на активизацию познавательной деятельности: наглядность; дидактические игры; самостоятельная работа; различные формы урока.

Управление образования и молодёжной политики

Администрации Лысковского муниципального района


МОУ Средняя общеобразовательная школа № 4 г. Лысково











ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА


«Активизация познавательной деятельности на уроках русского

языка».


(Обобщение педагогического опыта)









Работу выполнила:

Учитель МОУ СОШ№__4___

Семёнова Светлана Вениаминовна






г. Лысково

2014

Содержание работы.

  • Портфолио учителя.

  • Введение

  • Пути совершенствования учебного процесса, направленные на активи­зацию познавательной деятельности: наглядность; дидактические игры; самостоятельная работа; различные формы урока.

  • Методическая часть.

  • Список литературы.



Дети должны жить в мире красоты, ИГРЫ, сказки, музыки рисунка, фантазии, творчества.


В.А. Сухомлинский







А игры не будет, что ж тогда останется?


Л.Н. Толстой. «Детство»




"Значительная часть игр ребенка рассчитана на то, чтобы освежать и возбуждать в уме


процессы воспроизведения, чтобы неугасимо поддерживать искры мысли..."



И.А. Сикорский





."Надо прогнать с уроков бога сна Морфея и чаще приглашать бога смеха Момуса".


Ш.А. Амонашвили


Портфолио учителя

Научно - методическая деятельность

В настоящее время веду уроки по русскому языку по программе под редакцией Ладыженской Т.А. с 5-го по 9 класс. На уроках использую учебники и методические пособия, одобренные Министерством образования РФ. 

Методические пособия 

1. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 5 классе.-М.: Просвещение, 2010.

2 Богданова Г.А. Уроки русского языка в 6 классе.-М.: Просвещение, 2011
3Богданова Г.А. Уроки русского языка в 8 классе.-М.: Просвещение, 2013.
4. Проверочные материалы по русскому языку для 5-8 классов ср. школы М.: Просвещение, 2010 г.

В целях повышения уровня обучения и воспитания учащихся регулярно анализирую свою педагогическую деятельность, выделяю её сильные и слабые стороны, ставлю новые педагогические задачи.
При отборе теоретического и практического материала для урока учитываю дидактические задачи, цели урока, индивидуальные и психологические особенности учащихся.
Использую в своей работе различные нетрадиционные типы урока: уроки-путешествия, зачёты, семинары, диспуты, инсценирование и др.

Использование современных технологий обучения.

Для подготовки к урокам активно применяю компьютерные программы Библиотека школьника, Microsoft Office Word, Microsoft Office PowerPoint, Microsoft Office Excel, Microsoft Office Publisher, Microsoft Office FrontPage, Adobe Photoshop CS2, Ulead Photo Express 4.0 SE и др., использую мультимедийные диски («Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия»), с помощью этих программ создаю собственные презентации, дидактические материалы к урокам.
Для оптимизации образовательного процесса применяю игровые технологии, технологию проблемного обучения, дифференцированное обучение, групповые технологии, индивидуальные, классно-урочные технологии, творческие, объяснительно-иллюстративные технологии, а также классная, групповая, индивидуальная и коллективная формы организации обучения и воспитания.



Введение.

«Корень учения горек»,- говорили древние римляне. И вколачивали школьные премудрости розгами.

Древние истины мудры… Никто не спорит. Но меняются времена, меняются и нравы, и мы вместе с ними. Прошли те времена, когда педагог ассоциировался с человеком с плеткой.

«Как заставить учиться?» Увы! Нередко такой вопрос встаёт перед учителем и сегодня.

На протяжении нескольких лет работы в школе меня, как и многих моих коллег, интересуют вопросы: как оживить урок, активизировать мыслительную деятельность учащихся, поддержать интерес к предмету, желание изучать то, что кажется хорошо знакомым?

Увлекают ли учащихся уроки русского языка? Статистика, выведенная путём опроса значительного количества учащихся, говорит о том, что в школе интерес у них к русскому языку невелик. Вызвать интерес к предмету, закрепить его даже у опытного, талантливого учителя - труд не одного дня. «Надо сделать серьёзное обучение занимательным, не наполнять детей знаниями, а зажигать», - пишет В.В. Волина в своей книге «Занимательная грамматика».

Убеждена, что принуждению нет места в школе – мире красок, звуков, света, фантазии, творчества, сказки. Не заставлять, а заинтересовать, приглашая ребёнка к новой системе отношений: учебного сотрудничества, уважения, взаимопонимания.

Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация учения школьников. Её особая значимость состоит в том, что учение, являясь отражательно-преобразующей деятельностью, направлено не только на восприятие учебно­го материала, но и на формирование отношения ученика к самой познава­тельной деятельности. Преобразующий характер деятельности всегда связан с активностью субъекта. Знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения учащихся в их применении к объяснению наблюдае­мых явлений и решению конкретных задач. Одним из существенных недос­татков знаний учащихся остается формализм, который проявляется в отрыве заученных учащимися теоретических положений от умения применять их на практике.

Уже долгое время одна из важнейших проблем дидактики: каким обра­зом активизировать учащихся на уроке? Решение задачи повышения эффективности учебного процесса требует научного осмысления проверенных практикой условий и средств активиза­ции школьников.

Повышение эффективности учебно-познавательной деятельности ха­рактеризуется изменением её характера: от репродуктивно-исполнительской к исполнительско-поисковой, от поисково-творческой к продуктивно-творческой. Продуктивный, преобразующий характер деятельности учащихся про­исходит на высших уровнях её развития, в связи с чем от учителя требуется и выбор соответствующих путей реализации продуктивной творческой дея­тельности.

Опираясь на общую теорию деятельности, можно считать, что деятель­ность - основа учебного процесса, во-первых, потому, что деятельность - главная характеристика человека, отличающая его от животного; во-вторых, потому, что без учебной деятельности общество не может передавать опыт, накопленный человечеством; в-третьих, потому, что обществом уже преду­смотрена обязательность таких форм деятельности, среди которых одна - обучающая - участвует в передаче опыта, другая - обучаемая - приобретает, осваивает его, и, в-четвертых, трансформация общечеловеческого опыта в достояние личности ученика невозможно без синхронно совершаемой дея­тельности учителя и учащихся - обучающих и обучаемых. Учебная деятель­ность на базе познания, как и труд для общества, необходимы, без них оно не развивается. Учебная деятельность и является одной из важнейших форм включения подрастающих поколений в систему общественных отношений.

Любой вид деятельности, в зависимости от её характера, рождает и оп­ределённые отношения, что отражается на учебной деятельности и составля­ет ее значительную ценность. Словом, потенциальные силы феномена дея­тельности в педагогическом процессе далеко не вскрыты, не изучены. Они неисчерпаемы, по утверждению философов, и выражая это богатство в учеб­ной деятельности, мы содействуем развитию активизации учебно-воспитательной деятельности и все большему совершенствованию учебного процесса в целом.

Постоянное совершенствование учебного процесса, поиски новых приемов обучения и использование их в сочетании с традиционными - вот чем характеризуется деятельность учителя по активизации познавательной деятельности учащихся на уроке.

Каждый урок должен быть результативным, и достичь этого можно только при условии, если привить учащимся стремление к активной творче­ской деятельности. По тому, насколько самостоятелен ученик в решении по­ставленных перед ним задач, можно судить о прочности его знаний. Урок - основная форма организации учебной работы. По содержанию, методике проведения, целям уроки русского языка разнообразны. А за­дачей учителя является активизация познавательной деятельности учащихся с целью воспитания грамотной, активной, самостоятельной личности.

На собственном опыте убедилась, что усвоение нового материала учащимися происходит механически, которое держится в детской памяти очень недолго. Между тем, даже трудный материал запоминается без особого труда, если при его объяснении на уроке использовать принцип занимательности и разнообразные игровые моменты, вызывающие у учеников положительную мотивацию к изучению русского языка. Различные опорные схемы, таблицы, занимательные истории, рассказы и сказки благотворно влияют на отношение детей к русскому языку, способствуют развитию у них наблюдательности, фантазии, смекалки, зрительной памяти. Задания занимательного характера обеспечивают повторение или закрепление материала по основным разделам грамматики; знакомство с важнейшими вопросами по лексике, обогащению словарного запаса учащихся.

Все эти годы я искала и накапливала такой материал, который помогает разнообразить урок, делает его запоминающимся, эмоциональным. Тема, возможно, не очень актуальна, но, тем не менее, выбрана не случайно: она подсказана опытом преподавания в 5-х,6-х классах.

Актуальность выбранной темы исходит из следующих проблем:

  • снижение общей культуры учащихся, грамотности, интереса к предмету, к чтению;

  • отсутствие нравственного ориентира;

  • отсутствие познавательного интереса на уроках русского языка и литературы.

Следовательно, целью данной работы является попытка показать значимость, незаменимость игры, игровых ситуаций, игровых заданий в организации учебного процесса. Тема, возможно, не очень актуальна, но, тем не менее, выбрана не случайно: она подсказана опытом преподавания в 5-х,6-х классах.
Для достижения этой цели передо мной стояло несколько задач:

  • собрать практический материал по названной теме, систематизировать его;

  • привлечь внимание коллег к актуальности этой проблемы;












Пути совершенствования учебного процесса, направленные на активи­зацию познавательной деятельности: наглядность; дидактические игры; самостоятельная работа; различные формы урока.

Ребёнок сравнительно легко усваивает материал лишь тогда, когда у него к этому материал имеется явно выраженный непосредственный познавательный или потребительский интерес.

Р.С. Немов.

«Сколько не кричи «халва, халва»- во рту слаще не станет», - гласит восточная пословица. Даже если все вокруг - и учителя, и родители, и сам ребёнок- будут твердить : « Надо учиться!», то всё равно очень скоро у него наступит охранное торможение (будет дремать с открытыми глазами) или возбуждение (будет тормошить соседа). Ведь воля и сознательность развиты у детей очень слабо, поэтому и рассчитывать на длительное осознанное отношение учеников к своим обязанностям было бы, на мой взгляд, просто опрометчиво. А если всё-таки они и будут выучивать всё-всё со скукой и безразличием, то такие знания, не окрашенные положительными эмоциями, не задевшие психику ребенка, в лучшем случае лягут лишь мёртвым грузом. Да к тому же скука утомляет.

Что же делать?

Дарить детям интересные уроки!

В учебном пособии И.П. Подласого "Педагогика" выделены десятки типов нетрадиционных уроков: - уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок творчества: урок-сочинение, урок изобретательства, урок-творческий отчет, комплексно-творческий отчет, урок- выставка, урок изобретательства, урок - «удивительное рядом", урок фантастического проекта, урок-рассказ об ученых: урок-бенефис, урок- портрет, урок - сюрприз, урок - подарок от Хоттабыча;

- уроки, имитирующие какие-либо занятия или виды работ: экскурсия, заочная экскурсия, прогулка, гостиная, путешествие в прошлое (будущее), путешествие по стране, поездка на поезде, урок-экспедиция.

- уроки с игровой состязательной основой: урок-игра: «Придумай проект", урок-"домино", проверочный кроссворд, урок в форме игры "Лото", урок типа: «Следствие ведут знатоки", урок-деловая игра, игра-обобщение, урок типа КВН, урок: «Что? Где? Когда?", урок- эстафета, конкурс, игра, дуэль, соревнование: урок-журнал, урок-викторина, урок-футбольный матч, урок-тест, урок-игра для родителей, урок-ролевая игра: «Семья обсуждает свои планы", урок-дидактическая игра, урок-кроссворд, игра-обобщение, урок - "счастливый промысел", урок-игра "Восхождение";

- уроки, предусматривающие трансформацию стандартных способов организации: парный опрос, экспресс-опрос, урок-зачет, защита оценки, урок-консультация, урок-практикум, урок-семинар, защита читательского формуляра, телеурок без телевидения, урок-общественный смотр знаний, урок-консультация, итоговое собеседование, ученическая конференция.

Эти виды работы подробно описаны и в книге Л.Т. Григорян «Язык мой - друг мой».

Как же облечь урок в игровую форму в школьной практике? Здесь великое множество вариантов, но обязательно, на мой взгляд, соблюдение следующих условий:

1. Отказ от шаблона в организации урока, от рутины и формализма в проведении.

2. Максимальное вовлечение учащихся класса в активную деятельность на уроке.

3. Не развлекательность, а занимательность и увлечение как основа эмоционального тона урока.

4. Поддержка альтернативности, множественности мнений.

5. Развитие функции общения на уроке как условие обеспечения взаимопонимания, побуждения к действию, ощущение эмоционального удовлетворения.

6. "Скрытая" (педагогически целесообразная) дифференциация учащихся по учебным возможностям, интересам, способностям и склонностям.

7. Использование оценки в качестве формирующего (а не только результирующего инструмента).

Приведу фрагменты уроков в 5-ом классе (см. Приложение). Почему именно этот год обучения? Пятый класс - переходный этап в жизни детей: из начальной школы - в среднюю, в мир новых учителей, новой программы, новых предметов. Задача учителей в это время - сделать так, чтобы встреча с незнакомым не испугала, не разочаровала, а, наоборот, способствовала возникновению интереса к учению, к открытию. Учителям русского языка и литературы приходится решать такую задачу почти каждый день. Программа предусматривает 6 часов русского языка в неделю (больше, чем отводится на другие дисциплины), обилие новых тем и орфограмм. Как же сделать почти ежедневные встречи с фонетикой, морфологией, синтаксисом не скучными и обыденными, а радостными и интересными. Вот здесь на помощь учителю придут уроки - игры, уроки - путешествия в страну Русского Языка. Разумно и уместно используя подобного рода уроки наряду с традиционными формами, учитель увлекает детей и тем самым создаёт почву для лучшего восприятия большого и сложного материала.

Учебный процесс включает различные виды деятельности, и каждый из них по-своему воспитывает и активизирует учащихся, развивает их самостоятельность, память, внимание, творческую мысль, общий кругозор. Но хотелось бы более подробно остановиться на таких, которые привлекают детей, привычны для них,- т. е. ИГРУ.

Что представляет собой игра в жизни человека? Стоит ли рассуждать на эту тему или, следуя известной пословице «Делу время - потехе час», рассматривать игру как потеху, которая имеет право на минимум драгоцен­ного времени. Ответ на этот вопрос найдем в работах психологов и педаго­гов. Обратимся к труду выдающегося ученого-психолога Л.С. Выгодского «Педагогическая психология». Одна из глав этой книги содержит исследо­вание педагогического значения игры. «... Уже давно обнаружено, - пишет Л.С. Выгодский, - что игра не представляет из себя чего-либо случайного, она неизменно возникает на всех стадиях культурной жизни у самых раз­ных народов и представляет неустранимую и естественную особенность че­ловеческой природы. ...Они (игры) организуют высшие формы поведе­ния, бывают связаны с разрешением довольно сложных задач поведения, требуют от играющего напряжения, сметливости и находчивости, совмест­ного и комбинированного действия самых разных способностей и сил.

Особенность игры - подчиняя всё поведение известным условным правилам, она первая учит разумному и сознательному поведению.… Иными словами, игра есть разумная и целесообразная, подчиненная из­вестным правилам система поведения или затрата энергии… Игра является естест­венной формой труда ребенка, присущей ему формой деятельности, приго­товлением к будущей жизни».

Этого, я думаю, достаточно, чтобы понять, насколько серьезны науч­ные рассуждения о роли игры в жизни ребенка (да и взрослого человека тоже). Вывод таков: игра учит. Следовательно, стоит поговорить об игре как средстве обучения.

В 1989 году в издательстве «Русский язык» вышла книга П.М.Баева «Играем на уроках русского языка: Пособие для преподавателей зарубежных школ».
Автор даёт основное понятие игры как средства обучения и делает такие выводы:

1) игра - эффективное средство воспитания познавательных интересов и активизации деятельности учащихся;

2) правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки;

3) игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;

4) игра - один из приёмов преодоления пассивности учеников;

5) в составе команды каждый ученик несёт ответственность за весь коллектив, каждый заинтересован в лучшем результате своей команды, каждый стремится как можно быстрее и успешнее справиться с заданием.

Таким образом, соревнование способствует усилению работоспособности всех учащихся.

Учебные игры применяются для развития умений использовать полученные знания на практике. Это сложная форма учебной деятельности, требующая большой подготовки и немалых затрат времени.

Основные особенности учебных игр:

- моделирование определенных видов практической деятельности;

- моделирование условий, в которых протекает деятельность;

- наличие ролей, их распределение между участниками игры;

- различие ролевых целей участников игры;

- взаимодействие участников, исполняющих те или иные роли;

- наличие общей цели у всего игрового коллектива;

- групповое или индивидуальное оценивание деятельности участников игры.

Процесс игры позволяет формировать качества активного участника игрового процесса, учиться находить и принимать решения; развивать способности, которые могут быть обнаружены в других условиях и ситуациях; учиться состязательности, неординарности поведения, умению адаптироваться в изменяющихся условиях, заданных игрой; учиться умению общаться, установлению контактов; получать удовольствие от общения с партнерами, учиться создавать особую эмоциональную среду, привлекательную для учащихся.

Игровые формы могут применяться и в основной, и в старшей школе, а также использоваться при проведении нетрадиционных уроков. Несмотря на общее признание положительного влияния игр на развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся, они не нашли еще достаточно глубокого и основательного решения в методиках преподавания предметов. Большинство учителей, методистов и дидактов игру, которая проводится в процессе обучения, называют дидактической. Анализ психолого-педагогической литературы по этому вопросу, наблюдение за игровыми действиями, вводимыми в учебный процесс, а также осмысление накопленного опыта позволяют выделить следующие виды дидактических игр. Игры-упражнения. Проводятся как на уроке, так и во внеурочной учебной работе. Они занимают обычно 10-15 минут и направлены на совершенствование познавательных способностей учащихся, являются хорошим средством для развития познавательных интересов, осмысления и закрепления учебного материала, применения его в новых ситуациях. Это разнообразные викторины, кроссворды, ребусы, чайнворды, шарады, головоломки, объяснение пословиц и поговорок, загадки. Игры-путешествия. Их можно проводить как непосредственно на уроке, так и в процессе внеклассных занятий. Они служат, в основном, целям углубления, осмысления и закрепления учебного материала. Активизация учащихся в играх-путешествиях выражается в устных рассказах, вопросах, ответах, в их личных переживаниях и суждениях. Сюжетная (ролевая) игра отличается от игр-упражнений и игр-путешествий тем, что инсценируются условия воображаемой ситуации, а учащиеся играют определенные роли. Игра-соревнование может включать в себя все вышеназванные виды дидактических игр или их отдельные элементы. Для проведения этого вида игры учащиеся делятся на группы, команды, между которыми идет соревнование. Существенной особенностью игры-соревнования является наличие в ней соревновательной борьбы и сотрудничества. Элементы соревнования занимают ведущее место в основных игровых действиях, а сотрудничество, как правило, определяется конкретными обстоятельствами и задачами. Игра-соревнование позволяет учителю в зависимости от содержания материала вводить в игру не просто занимательный материал, но весьма сложные вопросы учебной программы. В этом ее основная педагогическая ценность и преимущество перед другими видами дидактических игр. В реальной практике обучения все виды игр могут выступать и как самостоятельные, и как взаимно дополняющие друг друга. Использование каждого вида игр и их разнообразных сочетаний определяется особенностями учебного материала, возрастом учащихся и другими педагогическими факторами.

Требования к проведению дидактических игр:

-соответствие игры учебно- воспитательным целям;

- игра- форма деятельности учащихся, в которой осознается окружающий мир, открывающая простор для личной активности и творчества;

- игра должна быть построена на интересе и быть доступной для учащихся данного возраста;

- обязателен элемент соревновательности между участниками игры;

- умеренность в использовании игр на уроках.

Также нужно преподавателю соблюдать « некоторые тактические правила», которые рекомендует А.Р.Арутюнов в своей книге «Игровые задания на уроках русского языка»:

  1. Не быть однозначным в своём поведении; делать иногда то, что для учащегося неожиданно, например, задавать неожиданные вопросы. Высказывать мысли по ассоциации, шутить.

  2. Быть внимательным и благожелательным к учащимся. Избегать однозначных оценок, запретительных указаний и никогда не высказывать (даже мимикой и жестами) пренебрежение к вопросам, просьбам и соображениям учащихся.

  3. Быть авторитетным и уверенным в своих методических поступках и решениях.

Преподаватель, с одной стороны, должен руководить игрой, т.е. сохранять своё доминирующее положение в группе (функции режиссёра). С другой стороны, он не может руководить игрой без тесного взаимодействия с группой. Если преподаватель хочет пользоваться игровыми заданиями, ему нужно постараться понять, что представляет собой каждый учащийся как личность, и найти то, что может вызвать его собственный интерес к учащемуся. Ведь игра начинается не тогда, когда учащиеся получают задание, а тогда, когда им становится интересно играть. Это значит, что у учащихся игра вызывает приятные эмоции и даёт пищу их уму, а, следовательно, учитель должен организовать их деятельность так, чтобы дети испытывали эти эмоции, но и не отклонялись от основных видов деятельности на уроке.

А.Р.Арутюнов выделяет несколько видов эмоционального стимулирования:

1) Игровое задание может даваться как отдых: «Итак, упражнения мы с вами сделали; теперь давайте отдохнём. Сыграем в такую игру…». Этот приём особенно удобен, если игровые задания исполняются эпизодически.

2) Игровое задание даётся так, будто его и не планировалось преподавать.

3) Игровое задание вводится с привязанностью к конкретной ситуации, к конкретным учащимся, но сам переход к нему неожидан.

4) В ролевых заданиях преподаватель использует «престижные» роли. Смена и разнообразие ролей является самостоятельным стимулирующим фактором.

5) Преподаватель постоянно подбадривает учащихся, а в конце игры обязательно благодарит и хвалит их.

6) Победителей игр- соревнований поздравляет вся группа.

7) Победители игр-соревнований не забываются, их можно привлекать в качестве экспертов в других играх или при возникновении спорных вопросов.

Итак, как было сказано выше, важен эмоциональный настрой как учеников, так и учителя. По своему опыту могу сказать, что не все темы учебной программы по русскому языку можно преподнести в игровой форме, но настрой на положительные эмоции нужен всегда.

Урок русского языка важен не только и не столько отработкой знаний, умений и навыков - он должен быть интересным и проблемным для ребёнка, развивающим его способности. Тогда и наше представление о ребёнке становится полнее. Может быть, и в самом деле не стоит идти на урок, если он не обещает быть интересным, прежде всего самому учителю.

К каждому из своих уроков я тщательно готовлюсь, стараюсь, чтобы новый урок не был похож на предыдущий. Для этого я изготавливаю наглядные пособия, подбираю раздаточный материал (карточки с заданиями, грамматические таблицы, схемы), выстраиваю работу на уроке так, чтобы учащиеся самостоятельно пришли к тому или иному выводу. Думаю, что все методы хороши, если заставляют ребят активно работать на уроке, помогают быстро и надолго усвоить материал. Не могу сказать, что существует какая-то система в моей работе, пока я в творческом поиске, но цель моей работы - научить, заинтересовать, разжечь желание и стремление узнать предмет глубже.

Свои уроки я, по мере возможности, стараюсь начинать с языковых минуток, которые формируют орфографическую зоркость и решают многие другие задачи обучения и воспитания.

Оригинальные, нешаблонные вопросы и задания, занимательные задачи языковых минуток, тонко учитывающие специфику языковых явлений, предлагающие анализировать материал, преобразовывать его, не только пробуждают интерес и стимулируют мысль учащихся, но и являются также существенным условием сохранения материала в памяти. Языковые минутки занимают всего 10-15 минут урока, однако помогают освежить в памяти огромный, необходимый на уроке материал.

Отработка навыков самопроверки и взаимопроверки также являются неотъемлемой частью языковых минуток. Они не только способствуют развитию орфографической зоркости, но и становлению личностных качеств учащихся, их взаимоотношений. Более того, тексты, подбираемые для языковых минуток располагают и широкими воспитательными возможностями.

Языковая минутка становится ещё и связующим звеном в уроке, обеспечивая плавный переход от повторения к главной теме. Учитель имеет реальную возможность с первых минут урока создать особую эмоциональную атмосферу и, тем самым, побудить учеников к активной деятельности в течение всего урока, и активной самостоятельной поисковой деятельности. Таким образом, языковые минутки способствуют и пробуждению любви к родному языку, изучаемому предмету.

Языковые минутки можно использовать не только на уроках в 5 классе, но и в старших классах. Например, задание: « Подберите три однокоренных слова с разными суффиксами.

«ЧЕЛОВЕК-ЭТО ЗВУЧИТ ГОРДО!»», в 5 классе выполнили с небольшим дополнением с моей стороны: «Попробуйте заменить в этом предложении слово человек на однокоренные: человечек, человечишка. Не получается? Вот какое значение может иметь маленький суффикс!» Тем самым мы повторили «Однокоренные слова» и перешли к новой теме урока «Суффикс». А в 8 классе я то же задание немного усложнила: предложила написать мини-сочинение (5-6 предложений) на тему «Как вы понимаете это выражение?» Так же это предложение было использовано как переход к новой теме: «Тире между подлежащим и сказуемым».

Всегда можно найти что-то интересное, увлекательное в жизни (оно окружает нас). Надо только найти это и увлекательно подать детям, побуждая их к интересным находкам и открытиям.

Несколько лет назад, когда мне предстояло провести урок в 7 классе по новой теме «Причастия», возник вопрос: как начать объяснение материала? И в этом мне помогла книга В.Волиной «Весёлая грамматика». Начала я урок не с чтения правила в учебнике, а с грамматической сказки «Глагол и его дети» (см. Приложение). Дети с удовольствие слушали её, даже те, кто был заранее настроен скептически, - «фи! Сказка, что мы маленькие что ли!»- потом цветными ручками составили «родословное дерево» причастия, начертили схемы. Вообще, урок прошёл на одном дыхании. Я убедилась в том, что даже трудный материал дети усваивают быстрее и легче, если его можно изложить просто и доступно, как это сделала в своей книге В.Волина.

Итак, ГРАММАТИЧЕСКИЕ СКАЗКИ, РАССКАЗЫ помогают в объяснении нового материала, а также создают положительный эмоциональный настрой на уроке.

На своих уроках я часто использую дидактические игры, стараясь подбирать их в соответствии с темой урока. Пытаюсь органично вплести форму игры в ткань урока, чтобы способствовать усвоению материала и развивать творческие возможности детей.

Например, много дидактических игр-упражнений можно использовать при изучении темы "Лексика".

1. Игра "Переводчик". Существует несколько вариантов этой игры.

1. Кто быстрее найдёт иноязычные слова и заменит их русскими?

А) При проверке было выявлено много дефектов. Б) Он пишет мемуары. В) Ваши аргументы убедительны. Г) Все работали с энтузиазмом. Д) Мы гордимся нашим голкипером.

Кто быстрее заменит все слова в предложении синонимом?

  1. Доктор прописал пациенту инфекции.

  2. Разъяренная буря замела тропинки.

  3. Шофер вновь стал внимательно всматриваться во мрак.

Кто найдет иноязычные слова и заменит их русскими?

  1. При проверке было выявлено немало дефектов.

  2. Он пишет мемуары.

  3. Ваши аргументы убедительны и т.д.

Кто сумеет найти старославянские слова и заменит их русскими?

  1. Горят румянцем свежие ланиты.

  2. Старец нахмурил чело.

  3. Построен град великий над Невой.

2. Игра "Перевёртыши".

1. Замени в словосочетании главное слово так, чтобы зависимое стало употребляться в переносном значении.

Железный гвоздь, румяная девочка, кудрявый малыш, спящая красавица, сладкий пирог, глухая собака, стальная балка, золотые часы, колючий ёж.

Игра «Эрудит».

Не только активизирует мысленную деятельность, но и содействует расширению кругозора учащихся. — Угадай слово по толкованию его лексического значения.

1.Начальный момент спортивного состязания по преодолению какого-либо расстояния на скорость (старт).

  1. Устройство, которое обеспечивают дыхание человека под водой (ак­валанг).

  2. Дословная выдержка из какого-либо текста (цитата).

Игра «Бумеранг».

Воспитывает у детей творческую активность, внимание и быстроту ре­акции: ученику необходимо быстро извлечь из памяти нужное слово и «воз­вратить» его учителю.

Найди синонимы. Простой человек (бесхитростный). Простая задача (лёгкая). Крепкая дружба (надёжная). Крепкая подошва (прочная) и т.д.

На уроке «Непроверяемые гласные в корне» можно использовать кроссворд с таким заданием:

Напишите слова.

Это не обычная яблоня, а волшебная. На ней выросли не только обыкновенные яблоки, какие растут на любой яблоне, но и большие- пребольшие с буквами а, я, о, е, и. Сорвать эти яблоки может только тот, кто подберёт для каждого из них подходящее слово.hello_html_59f654ec.pnghello_html_63ea4252.png


З

hello_html_63ea4252.png

Я

Ц

В

hello_html_63ea4252.png

Р

О

Н

А


Б

hello_html_63ea4252.png

Р

Ё

З

А


М

hello_html_63ea4252.png

Р

О

З



Р

hello_html_63ea4252.png

Б

Я

Т

А


М

hello_html_63ea4252.png

Ш

И

Н

А


Также на уроках мне нравится пользоваться методом, который я называю «НароШные ошЫбки». В чём он состоит? Я, например, пишу на доске либо число, либо какое-то предложение, и делаю в них намеренно ошибки. Дети, которые внимательны, сразу замечают мою «оплошность», а если такое происходит не сразу, то я намёками стараюсь обратить на «ошибки» внимание. Потом мы всё исправляем, проверяем, объясняем. Детям это приём очень нравится: можно почувствовать себя взрослыми - ведь исправили ошибки учителя! А мне он даёт возможность повторить с ребятами орфограммы и настроить класс на рабочий лад.

Ещё на уроке как минутку отдыха я использую ребусы. Иногда использую их в качестве поощрения. Кстати, ребята и сами стали составлять ребусы.

Прочитай имя сказочного персонажа:

hello_html_m67d37c18.pnghello_html_317846b.pnghello_html_18ad6dab.png

Я уверена в том, что всякое запоминание (особенно механическое) легко и привлекательно для детей, если опирается на интересные, важные темы, ритмику, стихи, сказки ит.д. Вспомним хотя бы рифмовки нашего детства: «слышать, видеть и смотреть…», или «Иван родил девчонку, велел тащить пелёнку». Ведь, согласитесь, запоминается моментально!

Вот, например, какие весёлые рифмы я использую по теме «Род имени существительного»:

Род мужской, конечно, Мой:

Мой сад, мой брат, стул мой.

Женский род, помню я,

То, про что скажу - МОЯ:

Моя ручка, моя тучка

И тетрадь моя.

Средний род- ОНО, МОЁ:

Моё окно, село моё.

Также интересно работать с шарадами.

Я - травянистое растение

С цветком сиреневого цвета,

Но переставьте ударение,

И превращаюсь я в конфету.

(Должны получиться омонимы ирис-ирис).

Большое внимание я стараюсь уделять и развитию связной речи детей. Этому (не говоря уже о развитии орфографической зоркости) могут способствовать загадки, «которые активизируют мышление ребёнка и помогают успешнее решать задачи его всестороннего, гармоничного развития. Ведь загадки – это соревнование на смекалку, дающее большие возможности для наблюдений за окружающим миром, удивительная игра, тренирующая память и внимание, развивающая любознательность». Создавая свои учебники для детей, К.Ушинский и Л.Толстой обязательно включали в них как необходимый компонент народные загадки.

Я использую загадки не только с той целью, чтобы ребёнок отгадал их сам (ведь они бывают и очень простыми), но для того, чтобы дать уму ребёнка полезное упражнение, повод к интересной классной беседе, которая закрепится в уме ученика именно потому, что эта интересная живописная загадка прочно заляжет в его памяти, увлекая за собой все объяснения, к ней привязанные.

Выпишите слова- отгадки и разберите их по составу.

Не спорю, не белый – Из-под снега расцветает,

Я, братцы, попроще… Раньше всех весну встречает.

Расту я обычно в берёзовой роще. (Подснежник)

(Подберёзовик)



Очень важны и скороговорки, развивающие фонематический слух ребёнка, правильное произношение звуков, дикцию, голосовой аппарат, темп речи.

Начинаю эту работу примерно так: "Сейчас на примере слова "сентябрь" я покажу вам, как строится скороговорка. Повторим подряд:

Сентябрь, сентябрь, сентябрь.

Получилось? Конечно. Здесь нет ничего сложного. Это не скороговорка. Та должна трудно выговариваться. Допустим, вы захотите сами придумать скороговорку. Что для этого нужно? Надо так подобрать слова, чтобы помимо смысла они содержали звуковую путаницу - именно путаницу! Когда буквы в соседних словах выпадают, меняются местами, звонкие согласные смешиваются с глухими - вот тогда язычок начинает по-настоящему заплетаться, вот где можно потренировать произношение!

А теперь быстро повторите 5 раз подряд:

Рувень, вресень, рюень.

Не забуксовал ли поначалу язычок на трёх старинных синонимах сентября?

 В сажень сазан посажен в казан.

 Кроил портной кройку, да не того крой покроя.

Но можно использовать занимательные задания не только на уроках- объяснениях нового материала или на практических занятиях, но и на творческих уроках. Работа творческого характера повышают интерес детей к учению, развивают их наблюдательность, учат их самостоятельно решать поставленные цели. Важно и то, что в творческих письменных работах проявляются индивидуальные качества учащихся и особенности их языка.

Широко использую работу с опорными словами, сочинения-миниатюры по картине, сочинения на заданную тему, сочинения по пословице, по аналогии с прочитанным, по наблюдениям учащихся, составление письма подруге или другу, сочинение по началу. Описанные выше упражнения выполняются под моим руководством, при этом степень самостоятельности учащихся постоянно возрастает. Когда же дети усваивают материал достаточно прочно и овладевают "техникой" выполнения соответствующего вида работы, аналогичные задания предлагаются учащимся на дом. Умение анализировать, обобщать, логически правильно, чётко, а так же эмоционально строить свою речь необходимы при написании хорошего сочинения..

Особенностью ребенка школьного возраста является чистота и непосредственность восприятия. Необычна и богата детская фантазия, воображение, потребность выдумывать и сочинять. Учащимся 5 класса я предложила написать сказки. Идея моя была встречена с оптимизмом. Знакомясь с педагогическим наследием В.А.Сухомлинского, я обратила внимание на одну цитату: "Через сказку, фантазию, игру из неповторимого детского творчества верная дорога к сердцу ребенка".

Я убедилась, что составление сказок благотворно влияет на развитие творческих возможностей детей, сближает их с природой, развивает наблюдательность и любознательность, воспитывает добрые чувства, оживляет и делает интересным учебный процесс. При написании сказок расширяется словарный запас детей. Ребята учатся излагать свои мысли письменно. Особенно велик интерес детей к волшебным сказкам, что объясняется ничем не ограниченной свободой передвижений и действий в сказочном мире. Стараюсь разнообразить уроки развития речи, используя различные виды работ.

Виды работ, которые делают уроки развития речи живыми (по Немову)

1. Свободное сочинительство - пиши, что хочешь! (Кстати, некоторые дети теряются, когда свободный выбор).

2. "Мой дневник "- пиши о том, что сейчас вспомнил. (Это для уверенной в себе личности)

3. "Фантазия-картинка" - опиши словами картинку, которой нет, которую видишь только ты в своем воображении. (Заметила, что очень хорошо в этом русле пишут замкнутые в себе дети).

4. Экскурсия в картинную галерею по репродукциям картин профессиональных художников. Ситуация экскурсии сближает с жизнью такой жанр, как сочинение по картине. (Этот вид работы любят и слабые, и сильные учащиеся).

 5. Сценарий мультфильма по выполненным на доске рисункам удовлетворяет потребность подростка в оживлении рисунка и написании сочинения-повествования вместо сочинения-описания. (Многие рисуют, пишут сценарий к мультфильму, а порой и озвучивают сами).

6. Музыкальное сочинение.

  • 1-й вариант - опиши образы, которые возникают в твоем сознании под впечатлением прослушанного музыкального произведения.

  • 2-й вариант - воспроизвести фрагмент из фильма, спектакля (существующего или выдуманного тобой), сопровождением которого могла бы быть прозвучавшая музыка.

7. Сочинение - продолжение написанного накануне изложения или диктанта.

8. Сочинение - ассоциации по мотивам когда-то написанного диктанта или изложения.

9. Сочинения – описания природы. (Детям также очень нравится данный вид работы)

Дети стали внимательнее относиться к слову, стали более самостоятельными, появилась четкая структура высказывания, обоснованность мысли, отмечается умелое использование образно-выразительных средств языка.  Опыт работы убедил меня в том, что, прежде всего ребят надо научить рассказывать на заданную тему, правильно строить предложения, выбирать нужные слова, обогащать словарный запас.

Творческие способности личности на уроках русского языка могут осуществляться в творческой деятельности не только на уроках, но и при выполнении домашних заданий. Наряду с традиционными, привычно скучными упражнениями можно давать задания творческого характера. Это может быть написание сказок, стихотворений, придумывание загадок, кроссвордов.

Таким образом, создание проблемных ситуаций в процессе обучения обеспечивает постоянное включение учеников в самостоятельную поисковую деятельность, направленную на разрешение возникающих проблем, что неизбежно ведет к развитию и познавательной самостоятельности, и творческой активности, а это, прежде всего, сказывается на качестве знаний учащихся, повышению активности.

В пятом классе на уроках русского языка предлагаю учащимся разделить текст на части, озаглавить их; в шестом-седьмом учащиеся самостоятельно составляют план текста, учебной статьи. В 8 классе писать выводы по уроку.

На занятиях уделяю внимание активности подростков в учебной дея­тельности, стимулирую их самостоятельность. Учащимся предоставляется право опрашивать своих товарищей, проверять самостоятельные работы друг друга, объяснять ясно и понятно тому, кто еще не понял. Они активно вклю­чаются в своего рода соревнование: кто лучше составит задание, сформули­рует вопрос, у кого лучше примеры. Я при этом координирую их действия, помогаю, подсказываю. Также дети любят самостоятельно составлять карточки- задания, тесты.

Принцип самостоятельности учащихся в учебном процессе, их участие в целеполагании своей деятельности - важный аспект в воспитании активной личностью. В этом случае учащиеся чувствуют себя полноправными субъек­тами процесса, свободные в творческом достижении поставленных ими це­лей.



Заключение.

Подводя итог, хочу отметить ещё раз, что воспитание всесторонней, гармоничной и творческой личности - главная задача учителя.

Наличие творческих интересов у школьников способствует росту их активности на уроках, качества знаний, формированию положительных мотивов учения, активной жизненной позиции, что в совокупности и вызывает повышение эффективности процесса обучения.

Всё вышесказанное приводит к необходимости формировать и развивать у учащихся исследовательских умений: работать с научно - популярной литературой и справочниками; анализировать языковые единицы; формулировать выводы; составлять сообщения, практический материал к уроку (кроссворды, карточки для взаимопроверки).

Ученики развиваются в деятельности, ищут, добывают знания, сравнивают, группируют, классифицируют, благодаря представленной им свободе для самовыражения. Однако, различная подготовленность детей не позволяет у всех выявить скрытые способности. Необходимы дидактические, ролевые игры, в которых особенно активизируются умственные способности детей, развивается их творчество и воображение.

Мы должны на уроках русского языка развивать творческие способности детей, их мировоззрение и убеждения, то есть способствовать воспитанию высоконравственной личности. Эта основная цель обучения может быть достигнута только тогда, когда в процессе обучения будет сформирован интерес к знаниям. Нужно так строить обучение, чтобы ребёнок был активным участником - субъектом деятельности. Да и самому преподавателю игра даёт огромное профессиональное удовлетворение, поскольку благодаря ей сам процесс обучения становится процессом непрерывного творчества в полном смысле этого слова.

На основе анализа и обобщения моего небольшого опыта над активизацией творческого потенциала школьников, можно сделать выводы:

1. В работе над развитием творческих способностей школьников необходимо использовать различные приёмы, методы, формы работы на уроках русского языка.

2. Как показывает практика, самостоятельно добытое знание усваивается детьми прочнее, поэтому нужно чаще придавать заданиям проблемный характер.

3. Учебный материал усваивается лучше, когда он подаётся не в "сухой" форме, а посредством обыгрывания ситуации, занимательности, творческого подхода, как ученика, так и учителя.

ИPubCrossспользуя подобные методы, я достигла определённых результатов:

1. Дети стали более активны на уроке.

2. Даже сложный материал усваивается лучше, что отражается на качестве знаний.


5 «А» класс. Результаты качества знаний на 31.10 2005 г.

5 «А» класс. Результаты качества знаний на 29.12.2005 г.

5 «А» класс. Результаты качества знаний на 31.05.2006 г.0

5 «А» класс. Результаты качества знаний на 31.10.2009 г.

5 «А» класс. Результаты качества знаний на 29.12.2009 г

hello_html_m56fdd4a6.gif

Зdesk1десь приводится диаграмма, в которой представлены результаты качества знаний учащихся пятых классов в разные промежутки времени. Класс 2005-2006 годов обучения изначально был хорошо подготовлен, поэтому хорошие результаты не заставили себя ждать. Ученики с удовольствием включались в работу, которая им предлагалась. Дряннова Д. и Зубина Е. участвовали в школьных олимпиадах и"Недели русского языка». Класс 2009-2010 уч. г. является «сборным»: основной «костяк»+ дети из других школ. Низкий уровень знаний, плохая дисциплина. Стоило большого труда, чтобы их организовать, сплотить. В этом мне помогло использование игровых моментов на уроках. Сначала ребята были не очень активны: помогали мне вести урок в основном те кто, кто привык позитивно работать на уроках. Эти же дети стали потом участвовать в школьных олимпиадах. (Виноградова Е., Латаев Д.). Но потом влились в работу даже те, от которых менее всего ожидали положительных результатов: Дряннов Д. принял участие в школьной олимпиаде по русскому языку и повысил во второй четверти результат по предмету. Бахилин М.(мальчик из неблагополучной семьи) и Петровичев С.(«трудный» подросток) составляют кроссворды, ребусы и карточки-«опросники» для класса. Кузина О. и Игнатьева В. Пишут стихи. Также положительным результатом в своей работе считаю то, что дети перестали бояться уроков развития речи. Выбирают, в основном, нестандартные формы сочинений и изложений.

Но в любой работе есть как положительные, так и отрицательные моменты. По семейным обстоятельствам мне не удалось в достаточной мере накопить и систематизировать материал, а также проанализировать его применение на достаточно длительном промежутке времени. Нет систематизации «игровых моментов» для конкретных уроков или системы уроков и в научных разработках. Также отрицательным является то, что не всегда «весёлая грамматика» может использоваться в старших классах.

Весь мой опыт - это поиск путей учить по- новому, радостно; это попытка преодолеть холодок отчуждения к урокам русского языка.

Надеюсь, что своей работой я сумела доказать, что альтернатива школьной грамматике с назидательными интонациями учителя: «Выучи, запомни» - это «весёлая грамматика».

Быть учителем, другом, наставником мне нравится. Каждый мой урок открывает мне что-то новое. К. Д. Ушинский говорил: «Учитель живет до тех пор, пока он учится». Так и я, методом проб и ошибок, накапливаю свой опыт, который, как я думаю, позволит моим ученикам научиться грамотно писать и говорить.




Методическая часть.

Узнай, как зовут девочку. Назови предметы и решишь кроссворд.



1






2








3






4










1

hello_html_5a0a1ca8.gif

hello_html_5a0a1ca8.gif

hello_html_5a0a1ca8.gif

hello_html_5a0a1ca8.gif


2 hello_html_5a0a1ca8.gif

hello_html_5a0a1ca8.gif

hello_html_5a0a1ca8.gif

hello_html_5a0a1ca8.gif

hello_html_5a0a1ca8.gif

hello_html_5a0a1ca8.gif



3

hello_html_5a0a1ca8.gif

hello_html_5a0a1ca8.gif

hello_html_5a0a1ca8.gif

hello_html_5a0a1ca8.gif

hello_html_5a0a1ca8.gif

4

hello_html_5a0a1ca8.gif

hello_html_5a0a1ca8.gif

hello_html_5a0a1ca8.gif







hello_html_dd4ae5d.jpg

1

hello_html_5a0a1ca8.gif

hello_html_5a0a1ca8.gif

hello_html_5a0a1ca8.gif

hello_html_5a0a1ca8.gif


2 hello_html_5a0a1ca8.gif

hello_html_5a0a1ca8.gif

hello_html_5a0a1ca8.gif

hello_html_5a0a1ca8.gif

hello_html_5a0a1ca8.gif

hello_html_5a0a1ca8.gif



3

hello_html_5a0a1ca8.gif

hello_html_5a0a1ca8.gif

hello_html_5a0a1ca8.gif

hello_html_5a0a1ca8.gif

hello_html_5a0a1ca8.gif

4

hello_html_5a0a1ca8.gif

hello_html_5a0a1ca8.gif

hello_html_5a0a1ca8.gif






а) Помогите Незнайке исправить ошибки, правильно написав названия посаженных овощей.

Памидор, кортофель, гарох, агурцы, маркофь, копуста.

б) Поставьте над слова знак ударения. Подчеркните в словах безударные гласные , не проверяемые ударением.

hello_html_26d17724.pnghello_html_41529df2.png



Разгадайте ребусы и прочтите названия русских народных сказок:

hello_html_dafae7e.pnghello_html_m34f8bfad.pnghello_html_7b3e2c1d.png

(
Теремок, = т-ере-мок)

hello_html_12240d07.pnghello_html_m28af73d1.pnghello_html_m26c4e46b.pnghello_html_2bc39f52.png

(
Колобок, = Ко-л-об-ок)

Разгадайте ребус и прочтите русскую народную пословицу:

hello_html_m48e83b36.pnghello_html_m188673f7.pnghello_html_2f4546d.pnghello_html_3ccce0ea.pnghello_html_m4b9238e9.pnghello_html_m2be7940c.pnghello_html_2dfcf30a.pnghello_html_m54400d0d.pnghello_html_m7a5dd067.pnghello_html_1a464551.pnghello_html_1ed23835.pnghello_html_644b2a8.pnghello_html_m61b42e7f.pnghello_html_m76548997.pnghello_html_51f4980f.pnghello_html_m6da07440.png

(
Без труда не вытянешь и рыбку и пруда, = бе-з-тр-уда-не-выт-я-н-еш-ь-и-рыб-ку-изпр-у-да)

Учебник «Русский язык. 5 класс».

Авторы : Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.Т.Григорян, И.И.Кулибаба,

Л.А.Тростенцова.

* * *
Тема. Диалог. §39 Фрагмент урока.

Цель. 1. Познакомить учащихся с понятиями диалог, реплика;

2. Выработать навык постановки знаков препинания при диалоге.
Развитие речи. Выразительное чтение по ролям.
Ход урока.

На видном месте висит плакат с определением слова диалог.

На доске записана тема урока.

Учитель. Ребята, тема нашего урока «Диалог». Что это такое, вы прочитали, а чтобы было понятнее, ваши товарищи сейчас покажут сценку.

(Здесь можно, например, разыграть сценки «Интервью со знаменитостью»)

Учитель. Ребята, сколько человек принимали участие в разговоре?

Ученики. Двое.

Учитель. Как называется такая беседа?

Ученики. Диалог.

Учитель объясняет, что если к участникам беседы присоединится третий, четвёртый и т.д. говорящий, то эта беседа тоже будет называться диалогом.

Станция “Лото”

Для игры приготовлены карточки. На маленьких (1) карточках должны быть написаны фразеологизмы, на больших (2) – тоже фразеологизмы, но фразеологизмы-синонимы, так как в русском языке существуют немало синонимических фразеологизмов, различных по своему звучанию, но близких по значению. Затем ведущий тасует карточки и произносит данные фразеологизмы. Участник игры, у которого оказался синонимичный фразеологизм, поднимает руку, читает фразеологизм, берёт карточку и накрывает соответствующую клетку таблицы.

Выигрывает тот, кто раньше всех закрыл все клетки своей таблицы и по требованию ведущего сумел объяснить значения некоторых из них. Ведущий может любому игроку дать задание составить предложение с этим выражением. За каждый правильный ответ два балла. Подсчитайте заработанные вами баллы и назовите победителя.

Альфа и омега. 2. Без сучка и задоринки. 3. Валится из рук. 4. Важная птица. 5. Гусь лапчатый. 6. Души не чаять. 7. Заваривать кашу. 8. Жребий брошен. 9. Вдоль и поперёк. 10. Бьюсь об заклад. 11. Выйти в свет. 12. Глазом не моргнёт. 13. Выйти в тираж. 14. Лицом к лицу. 15. Канцелярская крыса. 16. Считать ворон. 17. Каши просят. 18. Козёл отпущения. 19. Море по колено. 20. Молоко на губах не обсохло. 21. На краю пропасти. 22. Падать духом. 23. Презренный металл. 24. Руки в брюки. 25. Тёртый калач. 26. Испокон веков. 27. Тянуть кота за хвост. 28. Хоть лопатой греби. 29. Утереть нос. 30. Терять голову.

Краеугольный камень. 2. Как по маслу. 3. Руки опускаются. 4. Птица высокого полёта. 5. Лиса Патрикеевна. 6. Сходить с ума. 7. Огород городить. 8. Рубикон перейдён. 9. Как свои пять пальцев. 10. Держать пари. 11. Увидеть свет. 12. Рука не дрогнет. 13. Сойти со сцены. 14. Глаза в глаза. 15. Чернильная душа. 16. Сидеть сложа руки. 17. Разевают рот. 18. Мальчик для битья. 19. Трын-трава. 20. Нос не дорос. 21. На краю гибели. 22. Вешать нос. 23. Жёлтый дьявол. 24. Шалтай-балтай. 25. Стреляный воробей. 26. Со времён Очакова и покоренья Крыма. 27. Тянуть нищего за суму. 28. Непочатый край. 29. Заткнуть за пояс. 30. Сбиваться с толку.

«Оденьте» человека, используя только:

1-я команда: устаревшие слова.
2-я команда: заимствованные слова.

. Представьте (разыграйте в виде пантомимы) фразеологизм. Вторая команда должна его отгадать. Дайте толкование фразеологизма команды противников.

1-я команда: вешать лапшу на уши.
2-я команда: брать быка за рога.



Работа со словарными словами.

Шифровка №3. Расшифруйте тему урока и запишите её в тетрадь (Имя прилагательное).



hello_html_m6a4a1f17.png

3. Игра "Шеренга".

Расставь синонимы в порядке возрастания признака.

Свирепый, жёсткий, лютый, безжалостный, бессердечный, злой (враг).

Оскорбительный, обидный, резкий, грубый, бестактный (поступок).

Дидактическая игра даёт хорошие результаты в сочетании с другими методами.

Игра "Аукцион".

За время, отведённое учителем, учащиеся записывают как можно больше слов (пар слов, фразеологизмов) на определённую тему.

Кто больше составит пар антонимов, синонимов;

Кто больше запишет слов в которых две, три мягкие согласные;

Кто больше запишет фразеологизмов, в которых встречалось бы слово голова (глаза) или число семь.

Кто больше запишет существительных (прилагательных, причастий) в которых НЕ является приставкой.

Игра-эстафета "Чик и Щик".

Класс делится на команды, которые соответствуют вариантам (первому и второму). Одна из команд условно называется ЧИК, а вторая - Щик. Командам даётся листок, где через запятю записаны слова с пропущенными буквами в суффиксах -чик- и -щик-. По команде учителя начинается эстафета. Каждый ученик находит одно слово с нужным суффиксом и на место пропуска вписывает букву "ч" или "щ" в зависимости от своего варианта. Та команда, чей лист окажется на столе учителя быстрее, получает 20 баллов, вторая 10. Каждая допущенная ошибка - минус 1 балл. Побеждает команда, набравшая большее количество баллов.

Эстафету удобнее начинать с последней парты дальнего от учителя ряда.

Игра "Допиши слова".

Класс делится на две команды (или по рядам, каждый ученик восстанавливает одно слово). Цель игры: отработка навыков правописания глухих и звонких перед глухими.

Установка: Этим утром я получила морскую почту, а она, как известно, приходит по воде в бутылке. Часть слов размыло, и я не могу прочитать их. Помогите мне восстановить слова.

-------------------------шка -------------------------------жка

-------------------------шка -------------------------------жка

-------------------------шка -------------------------------жка

-------------------------шка -------------------------------жка

-------------------------шка -------------------------------жка

-------------------------шка ------------------------------жка

Сказка-игра. "Оловянные солдатики".

В каждом слове есть только одно ударение. Не сломай слово ударением. Ударение помогает правильно говорить, писать и исправлять ошибки. Прочитайте сказку и расставьте ударение в выделенных словах.

Вдоль стены тянулись длинные полки. На них стояли полки оловянных солдатиков. Они замерли по стойке смирно. Впереди усатый командир на коне. Лука 1 Узорчатого седла изогнута наподобие лука. Но вот стрелки часов показали восемь. Лихие стрелки подняли ружья, и раздался дружный залп. Пушки выстрелили, и над полем поднялись белые пушки дымков. Наступило утро.

Лука1 - выступающий изгиб переднего или заднего края седла.

Запишите одинаково написанные слова, поставив их рядом, и объясните, как узнать, что они разные?

Грамматическая сказка.

Глагол и его дети
Жил-был Глагол. Это был очень деятельный, энергичный мужчина: весь в делах, он постоянно что-то делал. Никакой личной жизни! Всю свою деятельность он согласовывал с Существительным, управлял и командовал другими существительными или Местоимениями. А около Существительного очень часто находилось Прилагательное. Эта была такая чудесная часть речи , что не обратить внимание на её качества просто было невозможно. И Глагол обратил! Это был прекрасный союз! Красивый! Что с качественной, что с действенной стороны. И от этого союза родилась новая форма глагола: Причастие! Это было прелестное создание, похожее как на папу – Глагол, так и на маму – Прилагательное.
Как Глагол, Причастие обозначало действие предмета, только через признак: несгибаемая, несомая, придумавшая, проверенная. Как Глагол, Причастие имело вид: совершенный и несовершенный, изменялось по временам (настоящее и прошедшее время), но только формы будущего времени у него не было, а почему – узнаете позже. Как Глагол, Причастие могло быть возвратным и невозвратным.
А как Прилагательное, Причастие изменялось по родам, числам и падежам, в предложении согласовывалось с существительным, в полной форме чаще всего было определением, а в краткой – сказуемым.
А почему у Причастия не было формы будущего времени? А потому что в будущем Глагол покинул эту семью.
По долгу службы Глаголу всё чаще всего приходилось общаться с Наречием. Наречие верой и правдой служило Глаголу и обозначало его признак. В своих привязанностях Наречие было неизменяемым и постоянным, оно просто примыкало к Глаголу. И Глагол это в конце концов заметил и оценил: Прилагательное – то какое? Всё около Существительного, да около Существительного. А Наречие-то вот, здесь, около.
Так и зародился новый союз: Глагол + Наречие. Ну и сынок у них родился, всем на зависть! Как Глагол, обозначал действие, правда добавочное при основном, выраженным Глаголом. На то он и сын.
Но действие того же лица, что и Глагол. Отвечал на вопросы: что делая? Что сделав?, имел вид : совершенный и несовершенный. Возвратность. Но как Наречие, не изменялся, примыкая к Глаголу . И даже как член предложения отвечал на вопросы обстоятельств, как Наречие.
Вот так и появились у Глагола его производные особые формы. А в нашей лингвистической терминологии появились новые термины: Причастие и Деепричастие. Иногда их даже называют самостоятельными частями речи.









Конспект методической разработки урока по теме «АНТОНИМЫ».

Дидактическая цель:

  • обобщить и систематизировать материалы по теме: “Антонимы”.

Методические цели:

  • показать в игровой манере всевозможные приемы повторения антонимов,

  • показать закономерность в появлении понятия “антонимы” как результат системных связей? основанных на противоположных значениях,

  • познакомить учащихся с использованием антонимов в художественных произведениях.

Воспитательная цель:

  • привить любовь к предмету, научить учеников творчески мыслить, участвовать в коллективной работе.

Наглядность:

  • видеозапись мультипликационного фильма “Ну, погоди!”;

  • индивидуальные карточки с дидактическим материалом.

Ход урока

  • Приветствие гостей.

  • Слово учителя.

Есть такие пары слов, которыми пользуются все люди на свете. Нам то холодно, то жарко, то мы сытые, то голодные, то грустные, то веселые. Мы все каждый день ложимся спать, а утром встаем. Вот такие слова, которые имеют противоположное лексическое значение, как они называются, мы узнаем из кроссворда, который сейчас отгадаем.

СПРЯТАННОЕ СЛОВО.

С

Л

А

Д

К

И

Й

К

О

Н

Ч

А

Т

Ь

З

А

Т

И

Ш

Ь

Е

П

Л

О

Т

Н

Ы

Й

Л

Е

Н

И

В

Ы

Й

Д

Л

И

Н

Н

Ы

Й

Т

Е

М

Н

О

Т

А


- ГОРЬКИЙ

- НАЧИНАТЬ

- БУРЯ

- РЫХЛЫЙ

- ТРУДОЛЮБИВЫЙ

- КОРОТКИЙ

СВЕТ

Теперь записываем в тетрадях число и тему урока: – “Антонимы”.

Значит, антонимы – слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением. А все ли слова имеют противоположное значение?

Сейчас проверим.

ИГРА “СМОТРИ, НЕ ОШИБИСЬ”

БОЛЬШОЙ (МАЛЕНЬКИЙ), МНОГО (МАЛО), СТАКАН, ВЫСОКИЙ (НИЗКИЙ), ВЕРБЛЮД, ВЕСЕЛЫЙ (ГРУСТНЫЙ), ДОМ, ХОРОШО (ПЛОХО), ЧАСЫ, ЧАЙ, КОНЕЦ (НАЧАЛО), СВЕТ (ТЬМА), МЕЛ, Я, ДЛИННЫЙ (КОРОТКИЙ), ТЫ, ГЛУБОКИЙ (МЕЛКИЙ), ОН, ЭТОТ, ЛЕВЫЙ (ПРАВЫЙ), ГОЛОВА, ПЕРВЫЙ (ПОСЛЕДНЫЙ), МЫ, ВЕРХНИЙ (НИЖНИЙ), ОСТРЫЙ (ТУПОЙ), ВЫ, ЖЕЛЕЗНЫЙ, ДВА, БЕЛЫЙ (ЧЕРНЫЙ), ДЕСЯТЫЙ, МОКРЫЙ (СУХОЙ), КТО, СЛАДКИЙ (ГОРЬКИЙ), СТО, ТРАМВАЙ, СКУПОЙ (ЩЕДРЫЙ), ТРОЛЛЕЙБУС, ИГОРЬ, ХРАБРЫЙ (ТРУСЛИВЫЙ), ВОЛГА, УМНЫЙ (ГЛУПЫЙ), КОТОРЫЙ, ЗОЛОТОЙ, ЧИСТЫЙ (ГРЯЗНЫЙ), ОН, РУКА, ДОРОГОЙ (ДЕШЕВЫЙ), СМЕЯТЬСЯ (ПЛАКАТЬ), РАДОВАТЬСЯ (ГРУСТИТЬ), САМОЛЕТ, ЗДОРОВАТЬСЯ (ПРОЩАТЬСЯ), ПОДНИМАТЬ (ОПУСКАТЬ), ВОДА, НАГРЕВАТЬ (ОХЛАЖДАТЬ), ЯБЛОКО, ГЛАЗА, ТРУД (БЕЗДЕЛЬЕ), ПЕСНЯ, ПРАВДА (ЛОЖЬ), МИР (ВОЙНА), СВОБОДА (РАБСТВО), ШУМ (ТИШИНА), УТЮГ, СИНИЙ, ЛЕД, ДРУГ (НЕДРУГ), ПРАВИЛЬНО (НЕПРАВИЛЬНО), ЧЕЛОВЕЧНЫЙ (БЕСЧЕЛОВЕЧНЫЙ).

Вывод: Нет антонимов у имен собственных, местоимений, числительных, прилагательных, обозначающих цвета (кроме белый-черный), прилагательных, образованных от названия металлов.

Самостоятельная работа учащихся в индивидуальных карточках. Выполнение задания №1 Найти антонимы к словам:

ДА -…….,

ХОРОШИЙ -………,

ДОМ -…….,

ВЕСЕЛО -……..,

ДЕРЕВО -…….,

МИР -……,

УТРО -………...


А теперь поиграем в ЛОТО. (Количество карточек зависит от числа учащихся. У учителя в конверте находятся антонимы к словам, находящимся на карточках. Побеждает учащийся, который быстрее закроет все слова в своей карточке).

ПРИМЕРЫ:


ВОСХОД

ДЕНЬ


ШИРОКО


ЧИСТО

ПРЯМОЙ

 


ДОБРЫЙ

ПЛЮС


БЕДНЫЙ

МОРОЗ


ВЕЛИКАН

Немного отдохнем, и на загадки дадим отгадки.

Я – АНТОНИМ К СЛОВУ “ЗНОЙ”,
Я В РЕКЕ В ТЕНИ ГУСТОЙ
И В БУТЫЛКЕ ЛИМОНАДА,
А ЗОВУТ МЕНЯ (ПРОХЛАДА).

Я – АНТОНИМ К СЛОВУ “ЛЕТО”,
В ШУБУ СНЕЖНУЮ ОДЕТА,
ХОТЬ ЛЮБЛЮ МОРОЗ САМА,
ПОТОМУ ЧТО Я (ЗИМА).

Я – АНТОНИМ К СЛОВУ “СМЕХ”,
НЕ ОТ РАДОСТИ, УТЕХ, -
Я БЫВАЮ ПОНЕВОЛЕ
ОТ НЕСЧАСТЬЯ И ОТ БОЛИ,
ОТ ОБИДЫ, НЕУДАЧ,
ДОГАДАЛИСЬ? ЭТО (ПЛАЧ).

Я – АНТОНИМ ШУМА, СТУКА,
БЕЗ МЕНЯ ВАМ НОЧЬЮ МУКА,
Я ДЛЯ ОТДЫХА, ДЛЯ СНА
НАЗЫВАЮСЬ (ТИШИНА).

А теперь эстафета.

(Учитель, на каждый ряд, раздает по листку со словами, для которых надо найти антонимы. Количество слов зависит от числа учащихся на каждом ряду. Смысл игры заключается в быстроте и правильности ответов.)

1.

ГЛУПЕЦ –

2.

БОГАТЫЙ –

3.

БЕДА –

ГОРЬКИЙ –

ПЕРВЫЙ –

БЕЗДАРНЫЙ –

ГРУБОСТЬ –

ПЛОХОЙ –

БЕЛЫЙ –

ГРЯЗЬ –

ПОДЪЕМ –

БЕССЛАВИЕ –

ДА –

ПРАВДА –

БЛИЖНИЙ –

ДЕШЕВО –

ПРОТИВНИК –

БОЛЬШЕ –

ЖЕСТОКИЙ –

РАДОСТЬ –

БУДУЩЕЕ –

ЗДОРОВЫЙ –

СВЕТ –

ВВЕРХ –

ЧЕРНЫЙ –

СИЛЬНЫЙ –

ТИШИНА –

КРАСАВЕЦ –

УМНЫЙ –

ХОРОШО –

ЛУЧШЕ –

МЕНЬШЕ –

ВЕСЕЛЫЙ –

МАЛО –

ВЕЧЕРОМ –

ВНЕШНИЙ –

НЕПРАВДА –

ВОЙНА –

ВПЕРЕД –

ОБВИНЯТЬ –

ВРАЖДА –

ВСТРЕЧА –

Есть названия произведений, в основе которых есть антонимы: “ВОЙНА И МИР” Л.Н. Толстого,

ТОЛСТЫЙ И ТОНКИЙ” А.П. Чехова,

ЖИВЫЕ И МЕРТВЫЕ” К.М. Симонова.

  • Антонимы используются для характеристики героев в пословицах, поговорках, крылатых выражениях.

  • Голова, у Ивана Ивановича, похожа на редьку хвостом вниз, голова у Ивана Никифоровича – на редьку хвостом вверх. (Гоголь).

  • Он вошел в свою каморку, уложил спасенного щенка на кровати, прикрыл его тяжелым армяком, сбегал сперва на конюшню, за соломой, потом в кухню, за чашечкой молока. (Тургенев).

  • Фронт налево, фронт направо,
    И в февральской вьюжной мгле
    Страшный бой идет кровавый,
    Смертный бой не ради славы –
    Ради жизни на земле. (Твардовский).

  • Любишь брать – люби отдавать.

Самостоятельная работа учащихся в индивидуальных карточках. Выполнение задания №2 ПРАВОЙ РУКОЙ СТРОИТ, А ЛЕВОЙ РАЗРУШАЕТ.

ВЕЛИК ДЕНЬ ДЛЯ ЛОДЫРЯ, А ДЛЯ УДАРНИКА МАЛ.

УЧЕНЬЕ – СВЕТ, НЕУЧЕНЬЕ – ТЬМА.

КТО ХОЧЕТ МНОГО ЗНАТЬ, ТОМУ НАДО МАЛО СПАТЬ.

КОРЕНЬ УЧЕНЬЯ ГОРЕК, ДА ПЛОД ЕГО СЛАДОК.

СЫТЫЙ ГОЛОДНОГО НА РАЗУМЕЕТ.

ПОЛНЫЙ КОЛОС К ЗЕМЛЕ КЛОНИТСЯ, ПУСТОЙ К НЕБУ ТЯНЕТСЯ.

Теперь творческий диктант с лексическим значением, то есть вспомнить или сочинить вторую часть пословицы, учитывая, что в ней должен быть антоним к тому наречию, которое есть в первой части.

Самостоятельная работа учащихся в индивидуальных карточках. Выполнение задания №3

ЛЕГКО СКАЗАТЬ, ДА
ВПЕРЕД БЕГИ, А
МЯГКО СТЕЛЕТ, ДА
СМОТРИТ ВДОЛЬ, А

(ТРУДНО ДОКАЗАТЬ).
(НАЗАД ОГЛЯДЫВАЙСЯ).
(ЖЕСТКО СПАТЬ).
(ВИДИТ ПОПЕРЕК).

Работа с учебником. Выполнение упражнения по выбору учителя.

Показ отрывка из мультипликационного фильма “Ну, погоди!”

Характеристика главных героев.

ВОЛК – ЗЛОЙ, НЕВЕЗУЧИЙ…..

ЗАЯЦ – ДОБРЫЙ, УДАЧЛИВЫЙ…

Самостоятельная работа учащихся в индивидуальных карточках. Выполнение задания №4 СКОЛЬКО ПАР АНТОНИМОВ В ПРЕДЛОЖЕНИИ?

Есть люди добрые и злые, храбрые и трусливые, умные и недалекие, красивые и уродливые, здоровые и больные, веселые и угрюмые, старые и молодые, прямые и скрытные, откровенные и хитрые.

Самостоятельная работа учащихся в индивидуальных карточках. Выполнение задания №5 Найти антонимы в тексте.

ДВА ОХОТНИКА.

СРЕДИ ТАЙГИ, В СЕЛЕ, ЖИВУТ ДВА ДРУГА, ДВА СТАРЫХ ОХОТНИКА – ДЕД ЕГОР И ДЕД ИВАН. ДЕД ИВАН – ВЕЛИКАН, И ЗВЕРЯ ЕМУ ПОДАВАЙ ПОБОЛЬШЕ: МЕДВЕДЯ, КАБАНА, РЫСЬ. ДЕД ЕГОР ПОМЕНЬШЕ, ЗВЕРЯ ЛЮБИТ НЕВЕЛИКОГО: ЛИСУ, БЕЛКУ, СОБОЛЯ.

ДОМ У ДЕДА ИВАНА БОЛЬШОЙ. ДЫМ ИЗ ТРУБЫ КАК ВЫВАЛИТ, НА ДРУГОМ КОНЦЕ СЕЛА ВИДНО. У ЕГОРА ИЗБЕНКА МАЛЕНЬКАЯ. ДЫМОК НАД НЕЙ, КАК БЕЛИЧИЙ ХВОСТИК ПОДЫМАЕТСЯ. ОБА ОХОТНИКИ ИЗВЕСТНЫЕ.

Антонимы могут связывать смысловые части текста. Составьте небольшой текст, используя для связи его частей антонимы: правый-левый, справа-слева.

Например: один из возможных вариантов текста.

НА БЕРЕГАХ ОКИ.

ЧЕРЕЗ НАШ ГОРОД ПРОТЕКАЕТ КРАСАВИЦА ОКА. ПРАВЫЙ БЕРЕГ ЕЕ КРУТОЙ, ВЫСОКИЙ. НА ЭТОМ БЕРЕГУ И РАСКИНУЛСЯ НАШ ГОРОД. ЛЕВЫЙ БЕРЕГ ОКИ НИЗКИЙ. ВДОЛЬ НЕГО ЗЕЛЕНОЙ ПОЛОСОЙ ТЯНУТСЯ СОСНОВЫЕ ЛЕСА С ИХ СМОЛИСТЫМ АРОМАТОМ, С ИХ ЦЕЛЕБНЫМ ВОЗДУХОМ.

(Примерные темы текстов: “На берегах реки”, “Вид из окна”, “Любимый уголок природы”).

Выставление оценок учащимся.

Подведение итогов. Задание на дом.

Задачи:

Обучающая - изучение мотивации всех участников- субъектов образования, способность актуализации, закрепления и обобщения полученных знаний, самостоятельное конструирование новых знаний.

Развивающая - способствовать овладению культурой ведения дискуссий, умению высказывать собственные оценочные суждения и аргументировать свою точку зрения, формирование навыков самооценки и самоанализа учебной деятельности, создавать целостное видение проблемы.

Воспитательная - воспитание навыков самостоятельной деятельности, навыков коллективного труда, коллективного содружества.

Когда вы слушаете, вы забываете,

Когда вы видите, вы понимаете,

Когда вы действуете, вы научаетесь.

Основные приемы преподавания в методике проблемного обучения: постановка проблемы, создание проблемной ситуации, разрешение проблемной ситуации (поиск), анализ полученного решения.



Список использованной литературы:

А.Р.Арутюнов «Игровые задания на уроках русского языка»// М., 1988 г.

П.М. Баев. «Играем на уроках русского языка», Москва, «Русский язык», 1989 г.

Ю.К.Бабанский «Как оптимизировать учебный процесс»//М., 1976 г.

В.В.Волина «Учимся играя»// М., 1994 г.

В.В.Волина «Весёлая грамматика» // М., 1995 г.
Л.С. Выготский. «Педагогическая психология». Москва, «Педагогика», 1991 г.
В.А. Крутецкий. «Психология», Москва, «Просвещение», 1986 г.

И.П. Подласого «Педагогика»// М., 1977 г.
«Русский язык в школе», 1992 г., №5
«Русский язык в школе», 1993 г., №3

Статьи из раздела «Преподавания русского языка»// 2013—2014 Издательский дом «Первое сентября»
festival@1september.ru

В.А. Сухомлинский. Собрание сочинений // М., 1985 г.

К.Д. Ушинский Собрание сочинение т.8 // М., 1977 г.

К.Д. Шмаков, Безбородова Н.Я. « От игры к самовоспитанию: Сборник игр – коррекций.» -М.: Новая школа, 1993.







Пути совершенствования учебного процесса, направленные на активизацию познавательной деятельности: наглядность; дидактические игры; самостоятельная работа; различные формы урока.
  • Русский язык и литература
Описание:



Актуальность выбранной темы исходит из следующих проблем:

·       снижение общей культуры учащихся, грамотности, интереса к предмету, к чтению;

·       отсутствие нравственного ориентира;

·        отсутствие познавательного интереса на уроках русского языка и литературы.

Следовательно, целью данной работы является попытка показать значимость, незаменимость игры, игровых ситуаций, игровых заданий в организации учебного процесса. Тема, возможно, не очень актуальна, но, тем не менее, выбрана не случайно: она подсказана опытом преподавания в 5-х,6-х классах.

Автор Семёнова Светлана Вениаминовна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 606
Номер материала 36440
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓