Инфоурок Информатика Другие методич. материалыПУТИ ПОВЫШЕНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ

Скачать материал

Пути повышения внутренней мотивации учащихся на уроках информатики

 

Школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению равнодушно, без интереса. Обучение будет успешным, если оно будет опираться на потребности школьника, то есть иметь для него личностный интерес. Поэтому одной из центральных проблем современной школы можно назвать формирование учебной мотивации у учащихся. Одним из решений проблемы является использование на уроках информатики технологии «Портфолио», которая  помогает поддерживать высокую учебную мотивацию, помогает формировать умение учиться, создает предпосылки для успешной социализации выпускников. Эта технология формирует умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность. У учащихся развиваются навыки рефлексивной и оценочной деятельности. А самостоятельное создание авторских документов – это процесс творческий, ориентированный на воображение, поиск и открытие.

Технология «Портфолио» очень трудозатратна. Планируя изучаемую тему предмета, нужно определить формы работы учеников над темой, объем изучаемого материала, наметить темы проектов и научно-исследовательских работ, которые можно предложить учащимся, осуществить подборку материалов для портфолио участников процесса обучения. Необходимо продумать моменты использования мультимедийных ресурсов для создания системы опорных образов при изучении нового материала. При составлении индивидуальных маршрутов прохождения по теме нужно учитывать условия мотивированного процесса учения:

1.      Предоставление свободы выбора. Ученик сам имеет возможность выбора формы работы над темой (индивидуально, в группе).

2.      Снятие внешнего контроля. Оценивание успехов продвижения по маршруту совершает сам ученик. У ребят с высокой успеваемостью ярко выражена мотивация достижения успеха – желание хорошо и правильно выполнять задания, получить нужный результат. Благодаря документам портфолио, достижения ученика сравниваются не с результатами других учеников, а с его же собственными, построенными на его прошлых успехах и неудачах. Итогом подобной стратегии обучения является возрастание привлекательности успеха, уверенности в своих силах и как результат - оптимальная мотивация и успешная учеба.

У неуспевающих учеников возникает компенсаторная мотивация. Необходимо подбирать для них задания, которые позволили бы им получать удовлетворение от выполнения заданий по теме с учетом их способностей и желаний. Акцент выполнения заданий может быть перенесен на творческое компьютерное оформление задания в виде буклетов, информационных листов, презентаций, эмблем, подборки цитат, придумывание сюжетов и тем для деловой игры и т.п. Утверждение учеников в посильных для них видах деятельности является базой для развития учебной мотивации.

3.      Организация урока должна поддерживать интерес ученика к обучению. При изучении нового материала можно опираться на жизненный опыт учащихся. Например, при изучении темы «Программное обеспечение компьютера» в 8 классе вопрос «Что делать, если при включении компьютер не загружается?» всегда вызывает множество предложений связанных с довольно распространенной жизненной ситуацией. В поисках ответа ребята подтягивают и знания по физике, и знания по информатике, и варианты решения задачи из Интернета. Учителю остается только корректировать ответы учащихся. В классе присутствует атмосфера сотрудничества между учеником и учителем.

Педагогикой накоплен большой арсенал методов, которые направлены на формирование положительных мотивов обучения, стимулируют познавательную активность, мобилизуют участников учебного процесса на творчество. При изучении прикладного программного обеспечения в 8 классе можно использовать ролевой подход через следующую ситуацию: «Вы купили компьютер. Какие программы вам необходимы для использования его в дальнейшей деятельности, если вы:

- архитектор;

- переводчик технических текстов с английского языка;

- управляющий рекламной компанией и т.д.»

В 11 классе при изучении темы «Системы управления базами данных» ученикам можно предложить деловую игру по созданию базы данных школы. Выбрать из числа ребят постановщиков задачи, которые сформулируют требования к учету данных в базе, конструкторов таблиц, дизайнеров форм и отчетов, группу экспертов. Выполнив задание, ребята чувствуют уверенность в своих знаниях и умениях.

4.      Задачи обучения ставит сам обучаемый, основной контроль за выполнением этих задач лежит на самом обучаемом. Необходимо ученика подводить к постановки цели. Важное условие при этом – цели должны быть реально достижимы.  Само портфолио является мотивирующим фактором обучения, так как информация, собранная в нем, нацеливает учащегося на демонстрацию развития, содержит факты о продвижении по проекту, формирует навыки саморегуляции, самоконтроля, вырабатывает умения действовать в стрессовой ситуации. Например, карта самодиагностики по теме «Текстовый редактор» в 5 классе может выглядеть так:

Ты уже умеешь писать на бумаге записки, письма, стихи, диктанты… Теперь будем учиться делать это на компьютере. Прежде заполни 2 колонку таблицы. Если не знаешь ответа, то в колонке ставь прочерк «-»и не огорчайся – ты всему научишься после изучения темы. Удачи!

 

Ученик_________________________________

Тема: Обработка текстовой информации

Вопросы:

Ответы до изучения темы

Ответы после изучения темы

Узнал ли ты что-нибудь новое по теме?

(+,-)

1

2

3

4

Что такое «текстовый редактор»?

 

 

 

Знаешь ли ты правила редактирования текста?

 

 

 

Что такое «форматирование» текста?

 

 

 

Умеешь ли ты вставлять рисунки в текст?

 

 

 

Можешь ли ты создавать рисованные объекты в текстовом редакторе?

 

 

 

 

Заполнив 2 колонку, ученик может определить ближайшие цели обучения (сформулировать свои учебные задачи), подумать, ради чего изучается данная тема (определить важность, значимость изучаемого материала).

К данной таблице ученик вернется после изучения темы, чтобы заполнить 3 и 4 колонки, и ответить себе, удалось ли ему решить свои учебные задачи. Задача учителя при этом состоит в том, чтобы сделать все возможное, чтобы в 4 колонке стояли «+», в этом случае ученик увидит результаты своего роста. В процессе изучения темы учащимся можно предлагать заполнение рефлексивных карт с подборкой вопросов по прохождению образовательного маршрута по теме:

1) Подумай, ради чего ты будешь сегодня работать на уроке.

2)  Попробуй определить важность изучаемого материала.

3) Ответь себе, удалось ли достичь поставленную тобой задачи.

4) Обозначь свои затруднения в ходе изучения темы.

5) Предложи удобные формы изучения данного материала и т.д.

С одной стороны, в портфолио идет подборка материалов результатов деятельности учащихся, а, с другой стороны, идет накопление способов анализа, планирования своей образовательной деятельности. Кроме того, необходима вспомогательная информация, которая формирует уверенность в своих действиях,  правильное отношение к своему здоровью. Для учеников 5 класса при изучении текстового редактора в портфолио накапливается информация о правилах оформления текста, списка источников информации, критерии оценивания выполненных работ, советы психолога о приемах саморегуляции, памятки об оптимальной работе с книгой и компьютером, комплексы упражнений для глаз и др.

Изучая действия над фрагментами текста, можно заполнить таблицу следующего вида:

способы              действия

Копирование

Перемещение

Удаление

При  помощи горизонтального меню

 

 

 

При помощи контекстного меню

 

 

 

При помощи мыши

 

 

 

При помощи панели инструментов

 

 

 

При помощи клавиатуры

 

 

 

 

Таблицу можно заполнять после изучения материала, а можно попросить учеников придумать вид таблицы самостоятельно. Также можно предложить ученикам оригинальное оформление глоссария основных понятий, связанных с изучением темы.

Исследовательская деятельность предполагает изучение большего объема материала, чем предусмотрено в базовом курсе. Дополнительно можно предложить ученикам сбор информации о буквице, глаголице, основоположникам письменности, истории возникновения пишущих приспособлений и др.

Ребята на этом этапе учатся систематизировать новый материал, сопоставлять его с уже известными данными. Желательно, чтобы материалы  сопровождались кратким рефлексивным комментарием ученика о том, что удалось,  каким образом может быть использовано в дальнейшем. Каждая работа, выполненная самостоятельно в результате которой появляется готовый продукт, является мини-проектом. Материал может быть представлен на уроке в виде сообщений,  рисунков или плакатов, выставки подборки соответствующей литературы, WEB-сайта, газеты, журнала, мультимедийного продукта. В портфолио могут быть помещены следующие единицы хранения рабочих материалов проекта: отчеты по проекту, рефераты, модели, справки, грамоты, сертификаты, отчеты наблюдений, стендов, презентации проекта и др. Отметим, что освоение способов деятельности, закрепление практического умения решать данный класс задач не менее ценно, чем выход на «конкретный продукт».

Каждый учащийся выполняет итоговую работу (проект) и защищает её, т.е. получает на выходе конкретный продукт, подтверждающий заявленный учащимся уровень знаний, умений и навыков, выявляющий тенденции саморазвития личности, демонстрирующий потенциал дальнейшего совершенствования.

Чтобы процесс обучения был успешен, необходимо учеников учить способам контролировать себя, поддерживать устойчивое внимание при изучении нового материала, обучать способности сдерживать свои эмоции при работе в группе, вырабатывать способность к элементарным обобщениям. Материал может быть подобран преподавателем, а может и являться частью задания для самих учащихся.

Итогом работы учащегося (образовательный результат) является система технологических компетенций и компетенций личностного роста, которые выявляются в анализе (и самоанализе) презентационных работ по изученным и освоенным дисциплинам. Портфолио показывает рефлексивные способности ребенка и степень его мотивации в изучении предметов за рамками обязательного минимума содержания образования.

 

Список литературы:

1.                  Вартанова И.И. Развитие учебной мотивации и методы обучения в школе // Вестник МГУ, 2001, №2

2.                  Полат и др. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: уч. Пособ. /Е.С.Полат, М.Ю.Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е.Петров; под ред. Е.С.Полат.-М.: Издательский центр «Академия».2000.-272 с.

3.                  Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: учеб.пособие для вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.-288 с.

4.                  Джонсон Д. Джонсон Р. Джонсон-Холубек Э. Методы обучения. Обучение в сотрудничестве. Пер. с англ.-СПб.: Экономическая школа, 2001. – 136 с.

5.                  Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. / Л.И.Божович. - М., 1972.- 351 с.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист органа опеки

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению равнодушно, без интереса. Обучение будет успешным, если оно будет опираться на потребности школьника, то есть иметь для него личностный интерес. Поэтому одной из центральных проблем современной школы можно назвать формирование учебной мотивации у учащихся. Одним из решений проблемы является использование на уроках информатики технологии «Портфолио», которая  помогает поддерживать высокую учебную мотивацию, помогает формировать умение учиться, создает предпосылки для успешной социализации выпускников. Эта технология формирует умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность. У учащихся развиваются навыки рефлексивной и оценочной деятельности. А самостоятельное создание авторских документов – это процесс творческий, ориентированный на воображение, поиск и открытие. 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 654 945 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 08.01.2015 605
    • DOCX 107.9 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Зубанова Ирина Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Зубанова Ирина Николаевна
    Зубанова Ирина Николаевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 2097
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Создание и обеспечение электронного архива с использованием информационно-коммуникационных технологий

Специалист по формированию электронного архива

600 ч.

9840 руб. 5900 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 30 человек из 22 регионов
  • Этот курс уже прошли 36 человек

Курс повышения квалификации

Использование нейросетей в учебной и научной работе: ChatGPT, DALL-E 2, Midjourney

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 605 человек из 76 регионов
  • Этот курс уже прошли 940 человек

Курс повышения квалификации

Теоретические и методологические основы преподавания информатики с учётом требований ФГОС ООО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 154 человека из 50 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 714 человек

Мини-курс

Эффективная корпоративная коммуникация

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Эффективное взаимодействие с детьми: стратегии общения и воспитания

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 654 человека из 74 регионов
  • Этот курс уже прошли 513 человек

Мини-курс

Нейропсихология в школе: путь к успеху и благополучию детей

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 77 человек из 32 регионов
  • Этот курс уже прошли 54 человека