Главная / Информатика / ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ

Пути повышения внутренней мотивации учащихся на уроках информатики


Школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению равнодушно, без интереса. Обучение будет успешным, если оно будет опираться на потребности школьника, то есть иметь для него личностный интерес. Поэтому одной из центральных проблем современной школы можно назвать формирование учебной мотивации у учащихся. Одним из решений проблемы является использование на уроках информатики технологии «Портфолио», которая помогает поддерживать высокую учебную мотивацию, помогает формировать умение учиться, создает предпосылки для успешной социализации выпускников. Эта технология формирует умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность. У учащихся развиваются навыки рефлексивной и оценочной деятельности. А самостоятельное создание авторских документов – это процесс творческий, ориентированный на воображение, поиск и открытие.

Технология «Портфолио» очень трудозатратна. Планируя изучаемую тему предмета, нужно определить формы работы учеников над темой, объем изучаемого материала, наметить темы проектов и научно-исследовательских работ, которые можно предложить учащимся, осуществить подборку материалов для портфолио участников процесса обучения. Необходимо продумать моменты использования мультимедийных ресурсов для создания системы опорных образов при изучении нового материала. При составлении индивидуальных маршрутов прохождения по теме нужно учитывать условия мотивированного процесса учения:

  1. Предоставление свободы выбора. Ученик сам имеет возможность выбора формы работы над темой (индивидуально, в группе).

  2. Снятие внешнего контроля. Оценивание успехов продвижения по маршруту совершает сам ученик. У ребят с высокой успеваемостью ярко выражена мотивация достижения успеха – желание хорошо и правильно выполнять задания, получить нужный результат. Благодаря документам портфолио, достижения ученика сравниваются не с результатами других учеников, а с его же собственными, построенными на его прошлых успехах и неудачах. Итогом подобной стратегии обучения является возрастание привлекательности успеха, уверенности в своих силах и как результат - оптимальная мотивация и успешная учеба.

У неуспевающих учеников возникает компенсаторная мотивация. Необходимо подбирать для них задания, которые позволили бы им получать удовлетворение от выполнения заданий по теме с учетом их способностей и желаний. Акцент выполнения заданий может быть перенесен на творческое компьютерное оформление задания в виде буклетов, информационных листов, презентаций, эмблем, подборки цитат, придумывание сюжетов и тем для деловой игры и т.п. Утверждение учеников в посильных для них видах деятельности является базой для развития учебной мотивации.

  1. Организация урока должна поддерживать интерес ученика к обучению. При изучении нового материала можно опираться на жизненный опыт учащихся. Например, при изучении темы «Программное обеспечение компьютера» в 8 классе вопрос «Что делать, если при включении компьютер не загружается?» всегда вызывает множество предложений связанных с довольно распространенной жизненной ситуацией. В поисках ответа ребята подтягивают и знания по физике, и знания по информатике, и варианты решения задачи из Интернета. Учителю остается только корректировать ответы учащихся. В классе присутствует атмосфера сотрудничества между учеником и учителем.

Педагогикой накоплен большой арсенал методов, которые направлены на формирование положительных мотивов обучения, стимулируют познавательную активность, мобилизуют участников учебного процесса на творчество. При изучении прикладного программного обеспечения в 8 классе можно использовать ролевой подход через следующую ситуацию: «Вы купили компьютер. Какие программы вам необходимы для использования его в дальнейшей деятельности, если вы:

- архитектор;

- переводчик технических текстов с английского языка;

- управляющий рекламной компанией и т.д.»

В 11 классе при изучении темы «Системы управления базами данных» ученикам можно предложить деловую игру по созданию базы данных школы. Выбрать из числа ребят постановщиков задачи, которые сформулируют требования к учету данных в базе, конструкторов таблиц, дизайнеров форм и отчетов, группу экспертов. Выполнив задание, ребята чувствуют уверенность в своих знаниях и умениях.

  1. Задачи обучения ставит сам обучаемый, основной контроль за выполнением этих задач лежит на самом обучаемом. Необходимо ученика подводить к постановки цели. Важное условие при этом – цели должны быть реально достижимы. Само портфолио является мотивирующим фактором обучения, так как информация, собранная в нем, нацеливает учащегося на демонстрацию развития, содержит факты о продвижении по проекту, формирует навыки саморегуляции, самоконтроля, вырабатывает умения действовать в стрессовой ситуации. Например, карта самодиагностики по теме «Текстовый редактор» в 5 классе может выглядеть так:

hello_html_m70d46a59.png

Ты уже умеешь писать на бумаге записки, письма, стихи, диктанты… Теперь будем учиться делать это на компьютере. Прежде заполни 2 колонку таблицы. Если не знаешь ответа, то в колонке ставь прочерк «-»и не огорчайся – ты всему научишься после изучения темы. Удачи!


Ученик_________________________________

Тема: Обработка текстовой информации

Вопросы:

Ответы до изучения темы

Ответы после изучения темы

Узнал ли ты что-нибудь новое по теме?

(+,-)

1

2

3

4

Что такое «текстовый редактор»?




Знаешь ли ты правила редактирования текста?




Что такое «форматирование» текста?




Умеешь ли ты вставлять рисунки в текст?




Можешь ли ты создавать рисованные объекты в текстовом редакторе?





Заполнив 2 колонку, ученик может определить ближайшие цели обучения (сформулировать свои учебные задачи), подумать, ради чего изучается данная тема (определить важность, значимость изучаемого материала).

К данной таблице ученик вернется после изучения темы, чтобы заполнить 3 и 4 колонки, и ответить себе, удалось ли ему решить свои учебные задачи. Задача учителя при этом состоит в том, чтобы сделать все возможное, чтобы в 4 колонке стояли «+», в этом случае ученик увидит результаты своего роста. В процессе изучения темы учащимся можно предлагать заполнение рефлексивных карт с подборкой вопросов по прохождению образовательного маршрута по теме:

1) Подумай, ради чего ты будешь сегодня работать на уроке.

2) Попробуй определить важность изучаемого материала.

3) Ответь себе, удалось ли достичь поставленную тобой задачи.

4) Обозначь свои затруднения в ходе изучения темы.

5) Предложи удобные формы изучения данного материала и т.д.

С одной стороны, в портфолио идет подборка материалов результатов деятельности учащихся, а, с другой стороны, идет накопление способов анализа, планирования своей образовательной деятельности. Кроме того, необходима вспомогательная информация, которая формирует уверенность в своих действиях, правильное отношение к своему здоровью. Для учеников 5 класса при изучении текстового редактора в портфолио накапливается информация о правилах оформления текста, списка источников информации, критерии оценивания выполненных работ, советы психолога о приемах саморегуляции, памятки об оптимальной работе с книгой и компьютером, комплексы упражнений для глаз и др.

Изучая действия над фрагментами текста, можно заполнить таблицу следующего вида:

способы действия

Копирование

Перемещение

Удаление

При помощи горизонтального меню




При помощи контекстного меню




При помощи мыши




При помощи панели инструментов




При помощи клавиатуры





Таблицу можно заполнять после изучения материала, а можно попросить учеников придумать вид таблицы самостоятельно. Также можно предложить ученикам оригинальное оформление глоссария основных понятий, связанных с изучением темы.

Исследовательская деятельность предполагает изучение большего объема материала, чем предусмотрено в базовом курсе. Дополнительно можно предложить ученикам сбор информации о буквице, глаголице, основоположникам письменности, истории возникновения пишущих приспособлений и др.

Ребята на этом этапе учатся систематизировать новый материал, сопоставлять его с уже известными данными. Желательно, чтобы материалы сопровождались кратким рефлексивным комментарием ученика о том, что удалось, каким образом может быть использовано в дальнейшем. Каждая работа, выполненная самостоятельно в результате которой появляется готовый продукт, является мини-проектом. Материал может быть представлен на уроке в виде сообщений, рисунков или плакатов, выставки подборки соответствующей литературы, WEB-сайта, газеты, журнала, мультимедийного продукта. В портфолио могут быть помещены следующие единицы хранения рабочих материалов проекта: отчеты по проекту, рефераты, модели, справки, грамоты, сертификаты, отчеты наблюдений, стендов, презентации проекта и др. Отметим, что освоение способов деятельности, закрепление практического умения решать данный класс задач не менее ценно, чем выход на «конкретный продукт».

Каждый учащийся выполняет итоговую работу (проект) и защищает её, т.е. получает на выходе конкретный продукт, подтверждающий заявленный учащимся уровень знаний, умений и навыков, выявляющий тенденции саморазвития личности, демонстрирующий потенциал дальнейшего совершенствования.

Чтобы процесс обучения был успешен, необходимо учеников учить способам контролировать себя, поддерживать устойчивое внимание при изучении нового материала, обучать способности сдерживать свои эмоции при работе в группе, вырабатывать способность к элементарным обобщениям. Материал может быть подобран преподавателем, а может и являться частью задания для самих учащихся.

Итогом работы учащегося (образовательный результат) является система технологических компетенций и компетенций личностного роста, которые выявляются в анализе (и самоанализе) презентационных работ по изученным и освоенным дисциплинам. Портфолио показывает рефлексивные способности ребенка и степень его мотивации в изучении предметов за рамками обязательного минимума содержания образования.


Список литературы:

  1. Вартанова И.И. Развитие учебной мотивации и методы обучения в школе // Вестник МГУ, 2001, №2

  2. Полат и др. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: уч. Пособ. /Е.С.Полат, М.Ю.Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е.Петров; под ред. Е.С.Полат.-М.: Издательский центр «Академия».2000.-272 с.

  3. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: учеб.пособие для вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.-288 с.

  4. Джонсон Д. Джонсон Р. Джонсон-Холубек Э. Методы обучения. Обучение в сотрудничестве. Пер. с англ.-СПб.: Экономическая школа, 2001. – 136 с.

  5. Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. / Л.И.Божович. - М., 1972.- 351 с.


ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ
  • Информатика
Описание:

Школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению равнодушно, без интереса. Обучение будет успешным, если оно будет опираться на потребности школьника, то есть иметь для него личностный интерес. Поэтому одной из центральных проблем современной школы можно назвать формирование учебной мотивации у учащихся. Одним из решений проблемы является использование на уроках информатики технологии «Портфолио», которая  помогает поддерживать высокую учебную мотивацию, помогает формировать умение учиться, создает предпосылки для успешной социализации выпускников. Эта технология формирует умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность. У учащихся развиваются навыки рефлексивной и оценочной деятельности. А самостоятельное создание авторских документов – это процесс творческий, ориентированный на воображение, поиск и открытие. 

Автор Зубанова Ирина Николаевна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Информатика
Подраздел
Просмотров 1025
Номер материала 45514
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓