Главная / Математика / Пути дифференциации обучения математике

Пути дифференциации обучения математике


Пути дифференциации обучения математике


Урок занимает в деятельности учителя и учащихся основное и главное место. Он является также тем центром, который организует и объединяет все другие виды занятий. Эта форма организации учебного процесса, существует уже более 300 лет. Она имеет свои достоинства, такие как экономичность, возможность для содержательного и интимно-личностного общения учащихся между собой и удовлетворяет потребность учащихся в общении и тем самым воспитывает у учащихся такие нормы и привычки поведения, которые им необходимы в будущей взрослой жизни. Но также имеет и ряд существенных недостатков.

Главный из них состоит в том, что в основу этой формы занятий положен принцип одинаковости способностей обучающихся.

Пока будет существовать классно-урочная система занятий, в образовательном учреждении любого типа всегда будет актуальна дифференциация обучения. Реальностью, обуславливающей необходимость дифференцированного обучения, являются объективно существующие различия обучающихся в темпах овладения учебным материалом, а также и способностях самостоятельно применять усвоенные знания и умения. Дифференциация обучения выражается в том, что, обучаясь в одной группе, по одной программе и учебнику, обучающиеся могут усваивать материал разными способами на разных уровнях, приобретая при этом умение, самостоятельно находить способы решения задач.

Дифференциация образования является залогом предоставления каждому обучающемуся равно высокого шанса достичь высот культуры, залогом развития обучающегося с самыми разными способностями и направлениями интересов.

Сущность дифференциации состоит в поиске приёмов и способов обучения, которые индивидуальными путями вели бы обучающихся к достижению цели.

Целью данной работы является поиск различных способов, которые смогли бы помочь учителю не оставить "за бортом" ученика, который по той или иной причине отстаёт по темпу обучения. И при всех навалившихся на учителя трудностях, не скатиться до обучения "среднего ученика", так как при ориентации на среднего, сильный ученик начинает работать налегке, а слабый совсем отстаёт.

Обучение "По способу"

Понимая о различии своих учеников и зная хорошо каждого из них в работе общей схемы организации дифференцированного обучения учащихся, использую не только разноуровневые задания, но и различные способы обучения. К этим способам относятся:

  • репродуктивный;


проблемное изложение;

  • частично-поисковый (эвристический);

  • исследовательский.

Практическая дифференциация на уроках математики

Как известно, приоритетные цели школьного образования - формирование и всестороннее развитие личности средствами обучения и воспитания, обеспечение условий для ее самоопределения и самореализации. Обучение математике вносит вклад во всестороннее развитие личности, способствует интеллектуальному совершенствованию учащихся. Однако не все школьники способны в одинаковой степени познать эту науку, поэтому в практике применяется дифференцированный подход к учащимся.

Одна из форм дифференциации учащихся - разделение их на группы в зависимости от интересов и способностей. Я выделяю в классе три группы учащихся, так как работа с большим числом групп приводит к чрезмерной интенсификации труда.

Учащиеся первой группы имеют пробелы в знаниях программного материала, искажают содержание теорем в применении их к решению задач, самостоятельно могут решить задачи в один - два шага, решение более сложных задач начинают со слепых проб, не умеют вести целенаправленный поиск решения, не могут найти связи между данными и искомыми величинами, часто пропускают обоснование гипотез, не видят существенных зависимостей и ключевых моментов в решении задач.

Учащиеся второй группы имеют достаточные знания программного материала, могут применить их при решении стандартных задач. Затрудняются при переходе к решению задач нового типа, но, овладев методами их решения, справляются с решением аналогичных задач; не справляются самостоятельно с решением сложных (нетиповых) задач. У этих учащихся не сформированы эвристические приемы мышления, они с большим трудом могут сформулировать гипотезу относительно конечной цели и промежуточных подцелей в процессе поиска решения задачи.

Третью группу составляют учащиеся, которые могут сводить сложную задачу к цепочке простых подзадач, выдвигать и обосновывать гипотезы в процессе поиска решения задач, переносить прежние знания в новые условия. Эти учащиеся быстро и легко обобщают методы решения классов однородных задач, отчетливо выделяют ключевую подзадачу в решенной, могут сформулировать ее в ходе поиска решения самостоятельно или с небольшой помощью учителя, находят несколько способов решения одной задачи.

То, что учащиеся первой группы должны решать только простые задачи, я считаю неверным. В психологических исследованиях показано, что привычные способы решения у слабых учащихся навязчиво воспроизводятся, мешают вести поиск в разных направлениях, сковывают мышление, в конечном счете, тормозят развитие. Поэтому и с учащимися этой группы, как и при работе с учениками второй и третьей групп, наряду с простыми задачами решаю сложные. Учащимися всех трех групп может быть решена одна и та же сложная задача, но мера помощи учителя каждой из групп будет разной. Так задания, предназначенные для школьников с низким уровнем способностей, могут содержать различную помощь (рисунки, таблицы, пояснения и т.д.). Такими "помощниками" могут служить и разнообразные алгоритмические предписания.

Дифференцированный подход целесообразно осуществлять на определенных этапах урока. Так, на этапе введения нового понятия, свойства, алгоритма необходимо работать со всем классом, без деления его на группы. Но после того как несколько упражнений выполнено на доске, учащиеся могут приступить к дифференцированной самостоятельной работе. Ее особенность состоит в том, что группы получают задания, различающиеся не только содержанием, но и формой их подачи.

Нужно рассматривать два вида дифференцированной формы учебной дельности: групповую и индивидуальную дифференцированную работу учащихся. В первом случае учащиеся типологической группы выполняют свое дифференцированное задание коллективно (по 3 -4 человека), во втором - индивидуально. Задания составляются в трех вариантах. Первый вариант содержит большое количество простых тренировочных упражнений с постепенным пошаговым нарастанием трудности. Во втором варианте преобладают задания комбинированного характера, требующие установления связей между отдельными компонентами курса. И в третьем варианте задания, выполнение которых требует применение нестандартных приемов.

Групповая деятельность эффективна на этапе закрепления и формирования умений.

Для эффективности дифференцированного обучения можно использовать элементы модульной технологии. Действительно, при модульном обучении каждый ученик включается в активную и эффективную учебно-познавательную деятельность. Здесь идет индивидуализация контроля, самоконтроля, коррекции, консультирования, степени самостоятельности.

Важно, что ученик имеет возможность в большей степени самореализоваться и это способствует мотивации учения. У школьников формируются такие качества как самостоятельность и коллективизм.

Принципиально меняется и положение учителя в учебном процессе. Прежде всего, изменяется его роль. Задача учителя - обязательно мотивировать учащихся, осуществлять управление их учебно-познавательной деятельностью через модуль и непосредственно консультировать школьников. Учитель как бы беседует с учеником, активизирует его на рассуждения, поиск, догадку, подбадривает, ориентирует на успех.

Определение истинного уровня знаний каждого ученика, нацеливание их на максимальное использование и развитие собственных способностей не только дает учителю реальную картину знаний, но и предоставляет возможность самому ученику объективно их оценить.

В завершении хочу сказать, что не считаю свою систему обучения идеальной. Все время что-то изменяю, изучаю новые методы, ищу новые подходы, иногда возвращаюсь к прошлому, т.к. в истории преподавания математики немало интересного.

Самое главное - вызвать у учеников интерес к предмету и пробудить желание заниматься математикой в дальнейшем.

К главным результатам дифференцированного обучения "По способу", можно отнести следующее:

  • развитие интереса к математике

  • повышение мотивации на обучение

  • развитие самостоятельности в нахождении способов решений учебных задач.

Таким образом, можно сделать вывод, что предложенный способ является результативным, так как имеет то преимущество, что не оставляет ни одного ученика без работы, и каждому дается возможность попробовать себя во всех типах деятельности.

Система такой работы может быть рекомендована не только на уроках математики.


Пути дифференциации обучения математике
  • Математика
Описание:

Урок занимает в деятельности учителя и учащихся основное и главное место. Он является также тем центром, который организует и объединяет все другие виды занятий. Эта форма организации учебного процесса, существует уже более 300 лет. Она имеет свои достоинства, такие как экономичность, возможность для содержательного и интимно-личностного общения учащихся между собой и удовлетворяет потребность учащихся в общении и тем самым воспитывает у учащихся такие нормы и привычки поведения, которые им необходимы в будущей взрослой жизни. Но также имеет и ряд существенных недостатков.

 

 

Автор Матушевич Лариса Викторовна
Дата добавления 20.12.2014
Раздел Математика
Подраздел
Просмотров 413
Номер материала 8922
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓