Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыПутешествие в страну Филологию

Путешествие в страну Филологию

Скачать материал

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №20»                                        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Внеурочное мероприятие для 8 классов

ТУРНИР ЗНАТОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

«ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ФИЛОЛОГИЮ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                           Подготовил:  Гуреева Ж. А.,     

учитель русского языка и литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Щёкино – 2010

 

8 классы. ТУРНИР ЗНАТОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ФИЛОЛОГИЮ»

Цели игры: развитие познавательных интересов уча­щихся, закрепление знаний по литературе и русскому языку; привитие любви к предмет; развитие мышления, воображения, памяти, способности высказывать собственное мнение и аргумен­тированно его отстаивать, быстрой реакции, умения кол­лективно решать проблемы, личной инициативы ребят.

Описание игры: от каждого 8 класса из параллели представлена команда в количестве шести человек. Каж­дая команда имеет капитана и название. У капитана ко­манды сигнальный флажок, который он поднимает в случае готового ответа. Ведущий и жюри определяют, какая из команд первая подняла флажок и может отве­чать. Если ответ неверный, у второй команды есть 20 се­кунд для обсуждения вопроса и ответа. (После вопроса ведущего у команды есть 1 минута для обсуждения.)

Остальные учащиеся — болельщики, для которых так­же предназначены некоторые конкурсы.

Предположительная продолжительность игры — 1,5 часа.

Оборудование: жетоны, 2 флажка, сувениры, листы бумаги и ручки для команд.

Ведущий: Здравствуйте, дорогие наши гости! Сегодня у нас состоится турнир знатоков русского языка и литературы среди учащихся 8 классов, который мы назвали «Путешествие в страну Филологию».  Знанием, умением, на­ходчивостью, сообразительностью, эрудицией и юмором померяются две команды. Давайте по­просим команды представиться. Это и будет на­шим первым конкурсом, который будет судить жюри в составе (представление жюри). За правильные ответы команды будут получать жетоны. У какой команды к концу турнира окажется больше жетонов, та и победит.

I. Представление команд

II. Шарады (Шарада – загадка, составленная в стихах, где задуманное слово распадается на несколько отдельных частей, каждая из которых представляет собой самостоятельное слово, как правило, односложное. Разгадав каждую часть шарады и сложив их вместе, получается заданное слово).

1.       Первое — нота, второе — игра,

Целое встретится у столяра. (До-лото)

 

2.       Из списка птиц мой первый слог возьмите,

 Второй — с бараньей головы.

 Откройте печь и там найдите

То, что не раз едали вы. (Пи-рог)

 

3.        Мой первый слог — местоименье,

Второй же — времяисчисленье.

 Я третий слог из азбуки несу,

А целое сорвете вы в лесу. (Я-год-а)

 

4.        Первый слог над чайником тает,

Второй – у папы растёт над губой.

А целое слово – ветер морской надувает

И в плаванье нас приглашает с тобой. (Пар-ус)

 

5.        Из первого слога идут пароходы,

Последний увидишь в лесу.

Поставь между ними согласную букву,

А целое слово в школу неси. (Порт-ф-ель)

 

6.        Возьмите вы ноту,

Прибавьте другую,

А в целом получите

Меру морскую. (Ми-ля)

 

 

7.        Предлог стоит в моём начале,

В конце же – загородный дом.

А целое вы все решили

И у доски, и за столом. (За-дача)

 

8.        Начало – нота,

Потом – оленье украшенье.

А вместе – место

Оживлённого движенья. (До-рога)

 

9.        Первое – нота,

Второе – то же.

А в целом –

На горох похоже. (Фа-соль)

 

 

III. Метаграммы (В метаграмме зашифрованы различные слова, состоящие из одного и того же числа букв. Разгадав одно из слов метаграммы, нужно заменить в нём одну букву так, чтобы получилось новое слово по смыслу (цапля-капля, карта-парта, сорт-борт-торт)).

 

1. С К в полях меня найдете,

С Г романсы запоете,

С В в косички заплетете. (Колос-голос-волос)

 

2. С Ч летаю над волной,

С Л не дам волкам покой,

С М — рубашка-безрукавка,

С З скачу в лесу по травке.

С Г меня крепи к детали

Из железа иль из стали. (Чайка-лайка-майка-зайка-гайка)

 

3. С Г – её на винт накрутят,

С Ч – над волной летает,

С Л – конечно, лает,

С М – одежда, но не греет,

С З – от волка убегает. (Гайка-чайка-лайка-майка-зайка)

IV. Анаграммы (Анаграмма- игровое задание, в котором при перестановке слогов и букв или при чтении справа налево получается другое слово (кот-ток,соль-лось)).

1.     Я в пруду живу, жирею,

     Переставьте буквы — вмиг

     Превращусь я и в аллеи,

     И в лужайки, и в цветник. (Карп-парк)

2.     По мне движется к сердцу кровь,

     Меня ищут на изгибах руки.

     Если ж буквы смешав, мы расставим их вновь,

     То получим названье реки. (Вена-Нева)

3.     В океанах он живет,
     И мала ему река.
     Буквы ставь наоборот —

     Будет дергаться щека. (Кит-тик)

4.     Воздух в шины я вдуваю,
     Жизнь несу я колесу,
     Если ж слоги мы смешаем —
     Буду деревом в лесу. (Насос-сосна)

 

 

 

 

 

V. «Знаешь ли ты?»

Угадайте слово по шутливой характеристике.

1)   Не цветы, а вянут; не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные. Это... (Уши)

2)   Ее толкут, носят решетом, в нее прячут концы не­ честные люди. Что это? (Вода)

3)   Он в голове у несерьезного человека, его совету­ют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчез; на него бросают деньги и слова. Это... (Ветер)

4)   Его вешают, приходя в уныние; всюду суют, вме­шиваясь не в свое дело; им клюют; его задирают; на нем ставят зарубки; его натягивают, стремясь кого-то одура­чить. Что это? (Нос)

5)   Его проглатывают, за него тянут или дергают, на­стойчиво заставляя высказываться. Что это? (Язык)

6)   Его иногда приходится держать, не занимая при этом руки; за ним можно лезть в карман. Что это? (Слово)

 

VI. Слова.

Напишите как можно больше существительных из трех букв с «О» в середине, за 3 минуты.

(Дом, сор, пол, бор, ток, том, сон, кот...)

 

VII. Конкурс для болельщиков (Проводится во время VI конкурса)

 Отгадайте загадки.

♦   С помощью наречий перечислите по порядку пять дней недели, не упоминая ни числа, ни названий
дней.
(Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)

♦   Шли рядком: сын с отцом да дед с внуком. Сколь­ко их? (Трое)

     Один льет, второй пьет, третий зеленеет да растет. (Дождь, земля, трава)

     Шесть ног, две головы, один хвост — что это? (Всадник на лошади)

♦   Выходили 12 молодцев, выносили 52 сокола, вы­пускали 365 лебедей. (Месяцы, недели в году, дни)

     Земля белая, а птицы на ней черные. (Бумага и буквы)

♦   Черный Ивашка, деревянная рубашка, где носом поведет, там голову кладет. (Карандаш)

     Какую часть слова можно в земле найти? (Корень)

     Ложь с намеком. (Сказка)

     Кто говорит на всех языках? (Эхо)

 

 

VIII.  Конкурс капитанов.

  1. Ваша задача передать значение фразеологического оборота с помощью мимики и жестов (или предметов), а команда должна назвать фразеологизм.

Карточки с заданиями

Для команды № 1               Для команды № 2

Сидеть сложа руки             Лезть на стенку

Чесать язык                        Ломать голову

В одно ухо вошло,              Водить за нос

в другое вышло

2.  Продолжите афоризм. (Ведущий читает начало афоризма).

Для команды № 1

Люди перестают мыслить, когда...

(...перестают читать. (Дидро))

Ты навсегда в ответе за всех...

(...кого приручил. (А. де Сент-Экзюпери))

 

Для команды № 2

Лучше оправдать десять виновных, нежели...

(...обвинить одного невиновного. (Екатерина II))

Никогда не беспокой другого тем...

(...что можешь сделать сам. (Л. Н. Толстой))

 

IX. Конкурс «Блиц-турнир» (по 8 вопросов для каждого из классов)

Первый класс

·       Кто воспитывал М. Ю. Лермонтова в детские годы? (Бабушка Елизавета Арсеньевна)

·       Какими видами искусства, помимо литературы, увле­кался М. Лермонтов в юности? (Живописью, лепкой, музыкой).

·        Самое лучшее привидение в мире. (Карлсон).

·       Как звали внука сына Абрама Петровича Ганнибала? (Александр Пушкин)

·       Имя подлого труса. (Леопольд)

·       Синоним преувеличения. (Гипербола).

·       В кого превратился гадкий утенок? (В лебедя).

·       Автор стихотворения «Тучи». (М. Ю. Лермонтов).

Второй класс

  • Город, в котором родился Пушкин. (Москва).
  • Кто ходит в гости по утрам? (Винни-Пух).
  • Возраст Остапа. (22 года).
  • Образное определение. (Эпитет).
  • Автор стихотворения «Узник». (А. С. Пушкин).
  • С кем дрался купец Калашников? (С опричником Кирибеевичем)
  • Перечислите Бременских музыкантов. (Кот, Пес, Петух, Осел, Трубадур)
  • Как погибли А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов? (На дуэли).

 

X. Закончите пословицу. (По очереди каждая команда)

     Лучше синица в руке... (...чем журавль в небе)

     Маленькое дело лучше... (...большого безделья)

     Семь раз отмерь... (...один — отрежь)

     Один в поле... (...не воин)

     Как аукнется... (...так и откликнется)

     Терпенье и труд... (...все перетрут)

     Друзья познаются... (...в беде)

     Куй железо... (...пока горячо)

     С миру по нитке — ... (...голому рубашка)

     Поспешишь — ... (...людей насмешишь)

     Всякий кулик... (...свое болото хвалит)

     Верный друг... (...лучше новых двух)

     На чужой каравай... (...рта не разевай)

      Береги платье снову... (...а честь смолоду)

 

 

XI.Конкурс «Литературный»

Узнайте произведение и его автора по отрывку:

1.«Как в людях многие имеют слабость ту же:

Все кажется в другом ошибкой нам;

А примешься за дело сам,

Так напроказишь вдвое хуже.» (И.А. Крылов «Обоз»)

 

2.«Ах, батюшка братец! Уж года четыре как учится. Троим учителям де­нежки платим. Для грамоты ходит к нему дьячок от По­крова, Кутейкин. Арихметике учит его, батюшка, один отставной сержант, Цыфиркин. Оба они приходят сюда из города. Вить от нас и город в трех верстах, батюшка. По-французски и всем наукам обучает его немец Адам Адамыч Вральман.» (Д.И. Фонвизин «Недоросль»)

 

3.«Прошло несколько недель,  и жизнь моя в Белогорской крепости сделалась для меня не только сносною, но даже и приятною. В доме коменданта был я принят как родной. Муж: и жена были люди самые почтенные. Иван Кузмич, вышедший в офицеры из солдатских детей, был человек необразованный и простой, но самый честный и добрый. Жена его им управляла, что согласовалось с его беспечностью.» (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)

 

4.«Немного лет тому назад,

Там, где, сливаяся, шумят,

Обнявшись, будто две сестры,

Струи Арагвы и Куры,

Был монастырь. Из-за горы

И нынче видит пешеход

Столбы обрушенных ворот,

И башни, и церковный свод…» (М.Ю. Лермонтов «Мцыри»)

 

5.«Ты хочешь знать, что делал я
На воле? Жил — и жизнь моя
Без этих трех блаженных дней
Была б печальней и мрачней
Бессильной старости твоей.
Давным-давно задумал я
Взглянуть на дальние поля,
Узнать, прекрасна ли земля,
Узнать, для воли иль тюрьмы
На этот свет родимся мы.» (М.Ю. Лермонтов «Мцыри»)

6.«Спешу, между прочим, уведо­мить тебя, что приехал чиновник с предписанием осмот­реть всю губернию и особенно наш уезд. Я узнал это от самых достоверных людей, хотя он представляет себя частным лицом. Так как я знаю, что за тобою, как за всяким, водятся грешки, потому что ты человек умный и не любишь пропускать того, что плывет в руки...» (Н.В. Гоголь «Ревизор»)

 

7.«Итак, в одном департамен­те служил один чиновник; чиновник нельзя сказать чтобы очень замечательный, низенького роста, несколько рябо­ват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслепо­ват, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек и цветом лица, что называется, геморрои­дальным... Что ж делать! виноват петербургский климат. Что касается до чина (ибо у нас прежде всего нужно объ­явить чин), то он был то, что называют вечный титуляр­ный советник…» (Н.В. Гоголь «Шинель»)

 

8.«Душе настало пробужденье:

И вот опять явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

И сердце бьется в упоенье,

 И для него воскресли вновь

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слезы, и любовь.» (А.С. Пушкин «Я помню чудное мгновенье»)

 

9.«Когда я вышел на поле, где был их дом, я увидал в конце его, по направлению гулянья, что-то большое, черное и услыхал доносившиеся оттуда звуки флейты и барабана. В душе у меня все время пело и изредка слышался мотив мазурки. Но это была какая-то другая, жесткая, нехорошая, музыка.» (Л.Н. Толстой «После бала»)

 

10.«Когда я приехал домой, разделся и подумал о сне, я увидал, что это совершенно невозможно. У меня в руке было перышко от ее веера и целая ее перчатка, которую она дала мне, уезжая, когда садилась в карету и я подсаживал ее мать и потом ее.» (Л.Н. Толстой «После бала»)

 

XII. Подведение итогов конкурсов, награждение победителей.

Вот и закончились конкурсы. Для под­ведения итогов предоставляется слово жюри. (Жюри объявляет победителей)

На этом наш турнир закончен, но пусть не закончится ваша работа над собой, потому что во все времена ум и интеллект были достоинством и украшением любого человека.

 Желаем вам успехов в бесконечном процессе познания и самоусовершенствования.

 

 

 

Метаграммы

 

     С Ч летаю над волной,

С Л не дам волкам покой,

С М — рубашка-безрукавка,

С З скачу в лесу по травке.

С Г меня крепи к детали

Из железа иль из стали.

 

Метаграммы

 

      С Г – её на винт накрутят,

С Ч – над волной летает,

С Л – конечно, лает,

С М – одежда, но не греет,

  С З – от волка убегает.

 

Анаграммы

 

1.     Я в пруду живу, жирею,

     Переставьте буквы — вмиг

     Превращусь я и в аллеи,

     И в лужайки, и в цветник.

 

2.   По мне движется к сердцу кровь,

   Меня ищут на изгибах руки.

   Если ж буквы смешав, мы расставим их вновь,

   То получим названье реки.

   

Анаграммы

   1. В океанах он живет,
      И мала ему река.
      Буквы ставь наоборот —

      Будет дергаться щека.

    2. Воздух в шины я вдуваю,
      Жизнь несу я колесу,
      Если ж слоги мы смешаем —
      Буду деревом в лесу.

 

 

 

Для команды № 1

 

Сидеть сложа руки.

Чесать язык.           

В одно ухо вошло, в другое вышло.

 

 

Для команды № 2

 

Лезть на стенку.

Ломать голову.

Водить за нос.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

XI.Конкурс «Литературный»

Узнайте произведение и его автора по отрывку:

1.«Как в людях многие имеют слабость ту же:

Все кажется в другом ошибкой нам;

А примешься за дело сам,

Так напроказишь вдвое хуже.» (И.А. Крылов «Обоз»)

 

2.«Ах, батюшка братец! Уж года четыре как учится. Троим учителям де­нежки платим. Для грамоты ходит к нему дьячок от По­крова, Кутейкин. Арихметике учит его, батюшка, один отставной сержант, Цыфиркин. Оба они приходят сюда из города. Вить от нас и город в трех верстах, батюшка. По-французски и всем наукам обучает его немец Адам Адамыч Вральман.» (Д.И. Фонвизин «Недоросль»)

 

3.«Прошло несколько недель,  и жизнь моя в Белогорской крепости сделалась для меня не только сносною, но даже и приятною. В доме коменданта был я принят как родной. Муж: и жена были люди самые почтенные. Иван Кузмич, вышедший в офицеры из солдатских детей, был человек необразованный и простой, но самый честный и добрый. Жена его им управляла, что согласовалось с его беспечностью.» (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)

 

4.«Немного лет тому назад,

Там, где, сливаяся, шумят,

Обнявшись, будто две сестры,

Струи Арагвы и Куры,

Был монастырь. Из-за горы

И нынче видит пешеход

Столбы обрушенных ворот,

И башни, и церковный свод…» (М.Ю. Лермонтов «Мцыри»)

 

5.«Ты хочешь знать, что делал я
На воле? Жил — и жизнь моя
Без этих трех блаженных дней
Была б печальней и мрачней
Бессильной старости твоей.
Давным-давно задумал я
Взглянуть на дальние поля,
Узнать, прекрасна ли земля,
Узнать, для воли иль тюрьмы
На этот свет родимся мы.» (М.Ю. Лермонтов «Мцыри»)

6.«Спешу, между прочим, уведо­мить тебя, что приехал чиновник с предписанием осмот­реть всю губернию и особенно наш уезд. Я узнал это от самых достоверных людей, хотя он представляет себя частным лицом. Так как я знаю, что за тобою, как за всяким, водятся грешки, потому что ты человек умный и не любишь пропускать того, что плывет в руки...» (Н.В. Гоголь «Ревизор»)

 

7.«Итак, в одном департамен­те служил один чиновник; чиновник нельзя сказать чтобы очень замечательный, низенького роста, несколько рябо­ват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслепо­ват, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек и цветом лица, что называется, геморрои­дальным... Что ж делать! виноват петербургский климат. Что касается до чина (ибо у нас прежде всего нужно объ­явить чин), то он был то, что называют вечный титуляр­ный советник…» (Н.В. Гоголь «Шинель»)

 

8.«Душе настало пробужденье:

И вот опять явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

И сердце бьется в упоенье,

 И для него воскресли вновь

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слезы, и любовь.» (А.С. Пушкин «Я помню чудное мгновенье»)

 

9.«Когда я вышел на поле, где был их дом, я увидал в конце его, по направлению гулянья, что-то большое, черное и услыхал доносившиеся оттуда звуки флейты и барабана. В душе у меня все время пело и изредка слышался мотив мазурки. Но это была какая-то другая, жесткая, нехорошая, музыка.» (Л.Н. Толстой «После бала»)

 

10.«Когда я приехал домой, разделся и подумал о сне, я увидал, что это совершенно невозможно. У меня в руке было перышко от ее веера и целая ее перчатка, которую она дала мне, уезжая, когда садилась в карету и я подсаживал ее мать и потом ее.» (Л.Н. Толстой «После бала»)

 

 

1.«Как в людях многие имеют слабость ту же:

Все кажется в другом ошибкой нам;

А примешься за дело сам,

Так напроказишь вдвое хуже.»

 

2.«Ах, батюшка братец! Уж года четыре как учится. Троим учителям де­нежки платим. Для грамоты ходит к нему дьячок от По­крова, Кутейкин. Арихметике учит его, батюшка, один отставной сержант, Цыфиркин. Оба они приходят сюда из города. Вить от нас и город в трех верстах, батюшка. По-французски и всем наукам обучает его немец Адам Адамыч Вральман.»

 

3.«Прошло несколько недель,  и жизнь моя в Белогорской крепости сделалась для меня не только сносною, но даже и приятною. В доме коменданта был я принят как родной. Муж: и жена были люди самые почтенные. Иван Кузмич, вышедший в офицеры из солдатских детей, был человек необразованный и простой, но самый честный и добрый. Жена его им управляла, что согласовалось с его беспечностью.»

 

4.«Немного лет тому назад,

Там, где, сливаяся, шумят,

Обнявшись, будто две сестры,

Струи Арагвы и Куры,

Был монастырь. Из-за горы

И нынче видит пешеход

Столбы обрушенных ворот,

И башни, и церковный свод…»

 

5.«Ты хочешь знать, что делал я
На воле? Жил — и жизнь моя
Без этих трех блаженных дней
Была б печальней и мрачней
Бессильной старости твоей.
Давным-давно задумал я
Взглянуть на дальние поля,
Узнать, прекрасна ли земля,
Узнать, для воли иль тюрьмы
На этот свет родимся мы.»

 

6.«Спешу, между прочим, уведо­мить тебя, что приехал чиновник с предписанием осмот­реть всю губернию и особенно наш уезд. Я узнал это от самых достоверных людей, хотя он представляет себя частным лицом. Так как я знаю, что за тобою, как за всяким, водятся грешки, потому что ты человек умный и не любишь пропускать того, что плывет в руки...»

 

7.«Итак, в одном департамен­те служил один чиновник; чиновник нельзя сказать чтобы очень замечательный, низенького роста, несколько рябо­ват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслепо­ват, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек и цветом лица, что называется, геморрои­дальным... Что ж делать! виноват петербургский климат. Что касается до чина (ибо у нас прежде всего нужно объ­явить чин), то он был то, что называют вечный титуляр­ный советник…»

 

8.«Душе настало пробужденье:

И вот опять явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

И сердце бьется в упоенье,

 И для него воскресли вновь

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слезы, и любовь.»

 

9.«Когда я вышел на поле, где был их дом, я увидал в конце его, по направлению гулянья, что-то большое, черное и услыхал доносившиеся оттуда звуки флейты и барабана. В душе у меня все время пело и изредка слышался мотив мазурки. Но это была какая-то другая, жесткая, нехорошая, музыка.»

 

10.«Когда я приехал домой, разделся и подумал о сне, я увидал, что это совершенно невозможно. У меня в руке было перышко от ее веера и целая ее перчатка, которую она дала мне, уезжая, когда садилась в карету и я подсаживал ее мать и потом ее.»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Шарады (Шарада – загадка, составленная в стихах, где задуманное слово распадается на несколько отдельных частей, каждая из которых представляет собой самостоятельное слово, как правило, односложное. Разгадав каждую часть шарады и сложив их вместе, получается заданное слово).

1.       Первое — нота, второе — игра,

Целое встретится у столяра. (До-лото)

 

2.       Из списка птиц мой первый слог возьмите,

 Второй — с бараньей головы.

 Откройте печь и там найдите

То, что не раз едали вы. (Пи-рог)

 

3.        Мой первый слог — местоименье,

Второй же — времяисчисленье.

 Я третий слог из азбуки несу,

А целое сорвете вы в лесу. (Я-год-а)

 

4.        Первый слог над чайником тает,

Второй – у папы растёт над губой.

А целое слово – ветер морской надувает

И в плаванье нас приглашает с тобой. (Пар-ус)

 

5.        Из первого слога идут пароходы,

Последний увидишь в лесу.

Поставь между ними согласную букву,

А целое слово в школу неси. (Порт-ф-ель)

 

6.        Возьмите вы ноту,

Прибавьте другую,

А в целом получите

Меру морскую. (Ми-ля)

 

 

7.        Предлог стоит в моём начале,

В конце же – загородный дом.

А целое вы все решили

И у доски, и за столом. (За-дача)

 

8.        Начало – нота,

Потом – оленье украшенье.

А вместе – место

Оживлённого движенья. (До-рога)

 

9.        Первое – нота,

Второе – то же.

А в целом –

На горох похоже. (Фа-соль)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Метаграммы (В метаграмме зашифрованы различные слова, состоящие из одного и того же числа букв. Разгадав одно из слов метаграммы, нужно заменить в нём одну букву так, чтобы получилось новое слово по смыслу (цапля-капля, карта-парта, сорт-борт-торт)).

 

1. С К в полях меня найдете,

С Г романсы запоете,

С В в косички заплетете. (Колос-голос-волос)

 

2. С Ч летаю над волной,

С Л не дам волкам покой,

С М — рубашка-безрукавка,

С З скачу в лесу по травке.

С Г меня крепи к детали

Из железа иль из стали. (Чайка-лайка-майка-зайка-гайка)

 

3. С Г – её на винт накрутят,

С Ч – над волной летает,

С Л – конечно, лает,

С М – одежда, но не греет,

С З – от волка убегает. (Гайка-чайка-лайка-майка-зайка)

IV. Анаграммы (Анаграмма- игровое задание, в котором при перестановке слогов и букв или при чтении справа налево получается другое слово (кот-ток,соль-лось)).

5.     Я в пруду живу, жирею,

     Переставьте буквы — вмиг

     Превращусь я и в аллеи,

     И в лужайки, и в цветник. (Карп-парк)

6.     По мне движется к сердцу кровь,

     Меня ищут на изгибах руки.

     Если ж буквы смешав, мы расставим их вновь,

     То получим названье реки. (Вена-Нева)

7.     В океанах он живет,
     И мала ему река.
     Буквы ставь наоборот —

     Будет дергаться щека. (Кит-тик)

8.     Воздух в шины я вдуваю,
     Жизнь несу я колесу,
     Если ж слоги мы смешаем —
     Буду деревом в лесу. (Насос-сосна)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Знаешь ли ты?»

1)   Не цветы, а вянут; не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные. Это... (Уши)

2)   Ее толкут, носят решетом, в нее прячут концы не­ честные люди. Что это? (Вода)

3)   Он в голове у несерьезного человека, его совету­ют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчез; на него бросают деньги и слова. Это... (Ветер)

4)   Его вешают, приходя в уныние; всюду суют, вме­шиваясь не в свое дело; им клюют; его задирают; на нем ставят зарубки; его натягивают, стремясь кого-то одура­чить. Что это? (Нос)

5)   Его проглатывают, за него тянут или дергают, на­стойчиво заставляя высказываться. Что это? (Язык)

6)   Его иногда приходится держать, не занимая при этом руки; за ним можно лезть в карман. Что это? (Слово)

Конкурс для болельщиков (Проводится во время VI конкурса)

♦   С помощью наречий перечислите по порядку пять дней недели, не упоминая ни числа, ни названий
дней.
(Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)

♦   Шли рядком: сын с отцом да дед с внуком. Сколь­ко их? (Трое)

     Один льет, второй пьет, третий зеленеет да растет. (Дождь, земля, трава)

     Шесть ног, две головы, один хвост — что это? (Всадник на лошади)

♦   Выходили 12 молодцев, выносили 52 сокола, вы­пускали 365 лебедей. (Месяцы, недели в году, дни)

     Земля белая, а птицы на ней черные. (Бумага и буквы)

♦   Черный Ивашка, деревянная рубашка, где носом поведет, там голову кладет. (Карандаш)

     Какую часть слова можно в земле найти? (Корень)

     Ложь с намеком. (Сказка)

     Кто говорит на всех языках? (Эхо)

 

 

Конкурс капитанов.

1.Карточки с заданиями

Для команды № 1               Для команды № 2

Сидеть сложа руки             Лезть на стенку

Чесать язык                        Ломать голову

В одно ухо вошло,              Водить за нос

в другое вышло

2.  Продолжите афоризм. (Ведущий читает начало афоризма).

Для команды № 1

Люди перестают мыслить, когда...

(...перестают читать. (Дидро))

Ты навсегда в ответе за всех...

(...кого приручил. (А. де Сент-Экзюпери))

 

Для команды № 2

Лучше оправдать десять виновных, нежели...

(...обвинить одного невиновного. (Екатерина II))

Никогда не беспокой другого тем...

(...что можешь сделать сам. (Л. Н. Толстой))

 

 

 

 

 

 

 

Конкурс «Блиц-турнир»

Первый класс

·       Кто воспитывал М. Ю. Лермонтова в детские годы? (Бабушка Елизавета Арсеньевна)

·       Какими видами искусства, помимо литературы, увле­кался М. Лермонтов в юности? (Живописью, лепкой, музыкой).

·        Самое лучшее привидение в мире. (Карлсон).

·       Как звали внука сына Абрама Петровича Ганнибала? (Александр Пушкин)

·       Имя подлого труса. (Леопольд)

·       Синоним преувеличения. (Гипербола).

·       В кого превратился гадкий утенок? (В лебедя).

·       Автор стихотворения «Тучи». (М. Ю. Лермонтов).

Второй класс

  • Город, в котором родился Пушкин. (Москва).
  • Кто ходит в гости по утрам? (Винни-Пух).
  • Возраст Остапа. (22 года).
  • Образное определение. (Эпитет).
  • Автор стихотворения «Узник». (А. С. Пушкин).
  • С кем дрался купец Калашников? (С опричником Кирибеевичем)
  • Перечислите Бременских музыкантов. (Кот, Пес, Петух, Осел, Трубадур)
  • Как погибли А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов? (На дуэли).

 

 Закончите пословицу. (По очереди каждая команда)

     Лучше синица в руке... (...чем журавль в небе)

     Маленькое дело лучше... (...большого безделья)

     Семь раз отмерь... (...один — отрежь)

     Один в поле... (...не воин)

     Как аукнется... (...так и откликнется)

     Терпенье и труд... (...все перетрут)

     Друзья познаются... (...в беде)

     Куй железо... (...пока горячо)

     С миру по нитке — ... (...голому рубашка)

     Поспешишь — ... (...людей насмешишь)

     Всякий кулик... (...свое болото хвалит)

     Верный друг... (...лучше новых двух)

     На чужой каравай... (...рта не разевай)

      Береги платье снову... (...а честь смолоду)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конкурсы

Максим, кол-во баллов

Заработанные баллы команд

1 команда

 

2 команда

1. Представление команд

2

 

 

2.  Шарады

4

 

 

3.  Метаграммы

1

 

 

4.  Анаграммы

2

 

 

5. «Знаешь ли ты?»

6

 

 

6.  Слова.

1

 

 

7.    Конкурс для болельщиков

 

                                             

10

 

 

8. Конкурс капитанов.

 

 

5

 

 

9.«Блиц-турнир»

8

 

 

10. «Закончите пословицу»

7

 

 

11.«Литературный»

5

 

 

Дополнительные баллы

 

 

Итого:

каждый ответ -1 балл

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

XI. Конкурс капитанов

1.       Каждому капитану дается комплект карточек. Сложить пары синонимов.

будничный — повседневный

 ландшафт — пейзаж

 верный — неизменный

интеллект — ум

 стремление – влечение

 интервал — промежуток

 автомат — машина

 анализ — разбор

V. «Знаете ли вы фразеологизмы?

Восстановить фразеологизмы.

1.       Старый друг лучше большого таракана.

2.       Два сапога пара, да оба в воду упали.

3.        У семи нянек кулаками не машут.

4.       Держался Авоська за Небосъку и оба на ле­вую ногу.

5.       Чем хвалишься, от того и наберешься.

6.        Скучен день до вечера, коли хвост телкин.

7.       Маленькая рыбка лучше новых двух.

8.       После драки дитя без глазу.

9.        С кем поведешься, на том и провалишься.

10.    Не суйся в волки, коли делать нечего.

 

 

 

 

2. Объясните значение наличия «металла» в людях.

Стальная воля

Железные мускулы

Золотое сердце

Свинцовые слезы

Серебряный голос

Оловянные глаза

Бронзовая кожа

Медный лоб

Луженая глотка

4.  Образуйте уменьшительно-ласкательные формы от
женского имени Елена.

(Еленка, Еля, Аленка, Аленушка, Ленушка, Ленуся, Лена, Ленка, Ленок, Лёля, Ляля, Леся)

5.  К словам в левом столбике подберите слова из пра­вого, образуя новые.

Вол                     Рак

Приз                   Овод

Вино                  Рис

Сено                   Окно

Сад                     Град

Кипа                   Вал

III. Конкурс «В редакции»

1.          Объясните загадочные знаки.
Рассказывают, что французский писатель В. Гюго в
день выхода в свет своей новой книги, желая узнать, как идет распродажа, послал записку своему издателю, в ко­торой стоял только «?».

Издатель ответил остроумно и коротко: «!».

2.           Выполните корректуру предложений, правильно перестроив их.

     Дедушка присел на пенек, собиравший грибы.

     Пастух увидел наш костер, заночевавший в горах.

     Подгоняемая лодка волнами неслась по реке.

     Самолет сел на аэродром, вылетевший из Москвы.

     Подъезжая к станции, у меня слетела шляпа.

     Вернувшись домой, пошел дождь.

     Подъезжая к дому, залаяли собаки.

IV.  Конкурс для болельщиков «О чем идет речь?»

Двое остановились у забора, за которым виднелись какие-то кусты. Один спрашивает:

    Это черная?

    Нет, это красная!

    А почему она белая?

    Потому что зеленая!

V.   Конкурс «Фейс-контроль»

Узнайте героя по монологу.

1.   «Царица! — сказал он.— Что для тебя сделать? Что ты хочешь? — Нет. Я не пойду от тебя. Я умру возле тебя. Пусть же у ног твоих, пожираемый голодом, я умру, как и ты! И за смерть, за сладкую смерть у твоих ног, ничего не хочу!

Что бы тогда за любовь моя была, когда бы я бросил для тебя только то, что легко бросить! Я и не так люблю: отца, брата, мать, отчизну, все, что ни есть на земле, — все отдаю за тебя, все, прошай!»

(Н. В. Гоголь «Тарас Бульба», Андрий)

2.  «Находился я в мелком чине... Вследствие сего... со мной не церемонились, и часто бирал я в бою то, что, во мнении моем, следовало мне по праву. Будучи молод и вспыльчив, я негодовал на низость и малодушие... Столь же долго не мог я привыкнуть и к тому, чтоб разборчи­вый холоп обносил меня блюдом на губернаторском обе­де... Ныне то и другое кажется мне в порядке вешей. В самом деле, что было бы с нами, если бы вместо обще­удобного правила: чин чина почитай, ввелось в употреб­ление другое, например: ум ума почитай? Какие возник­ли бы споры! И слуги с кого бы начали кушанье подавать?»

(А. С. Пушкин «Повести покойного Ивана Петрови­ча Белкина», «Станционный смотритель», Иван Петрович Белкин)

VI. Конкурс «Шерлок Холмс, мсье Пуаро, лейтенант Коломбо и другие»

По описанию портрета литературного персонажа на­зовите этого героя, а также произведение, в котором он фигурирует, и автора.

1.   «...Она была бледна, но белизна ее была пронзи­тельна, как сверкающая одежда серафима. Гебеновые брови, тонкие, прекрасные, придавали что-то стреми­тельное ее лицу, обдающее священным трепетом слад­кой боязни в первый раз взглянувшего на нее. Ресницы ее, длинные, как мечтания, были опущены и темными тонкими иглами виднелись резко на ее небесном лице. Что это было за создание!»

(Н. В. Гоголь «Тарас Бульба», Панночка).

 

2.   «...Она была жалка, как всякая женщина того уда­лого века. Она миг только жила любовью, только в пер­вую горячку страсти, в первую горячку юности... Мо­лодость без наслаждения мелькнула перед нею, и ее прекрасные свежие щеки отцвели и покрылись преж­девременными морщинами. Вся любовь, все чувства, все, что есть нежного и страстного в женщине,— все обратилось у ней в одно материнское чувство».

(Н. В. Гоголь «Тарас Бульба», старая мать Остапа и Андрия).

 

3.  «Ходит плавно — будто лебедушка;
Смотрит сладко — как голубушка;
Молвит слово — соловей поет;
Горят щеки ее румяные,

      Как заря на небе божием;

      Косы русые, золотистые,

      В ленты яркие заплетенные,

      По плечам бегут, извиваются, С грудью белою цалуются...»

    (М. Ю. Лермонтов «Песня про... удалого купца Ка­лашникова», Алена Дмитриевна Калашникова)

VII. Конкурс «Географический»

1. Узнайте произведение и его автора по месту действия.

1)   «Ночь, июньская прекрасная ночь, с бесчисленны­ми звездами, обнимала опустошенную землю. Вся окре­стность представляла величественное зрелище: вблизи и вдали были видны зарева горевших деревень. В одном месте пламя спокойно и величественно стлалось по небу; в другом месте оно, встретив что-то горючее, вдруг вырвавшись вихрем, свистело и летело вверх под самые звезды, и оторванные охлопья его гасли под са­мыми дальними небесами».

(Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба»).

 

2)   «Все пестрое пространство ее охватывалось послед­ним ярким отблеском солнца и постепенно темнело, так что видно было, как тень перебегала по ним и они стано­вились темно-зелеными; испарения подымались гуще, каж­дый цветок, каждая травка испускала амбру... По небу, изголуба-темному, как будто исполинской кистью наляпаны были широкие полосы из розового золота; изредка беле­ли клоками легкие и прозрачные облака, и самый свежий, обольстительный, как морские волны, ветерок едва колы­хался по верхушкам травы и чуть дотрагивался к шекам».

(Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба»).

2. Ответьте на краеведческие вопросы.

♦   Какие улицы и площади нашего города названы в
честь писателей и поэтов?

(Ул. Маяковского, Пушкинская, Б. Чичибабина, Гого­ля, Ромена Роллана, пл. Поэзии)

      Что находится между рекой и берегом? (Союз «и»)

      Какой русский город летает по воздуху? (Орел)

      Что стоит посредине земли? (Буква «м»)

♦   Какой город у моря состоит из одного мужского и ста женских имен? (Севастополь)

      Какие четыре моря носят названия цвета? (Черное, Красное, Желтое, Белое)

      Каким поясом не подпояшешься? (Климатическим)

VIII. Конкурс «Квартирный вопрос»

Узнайте произведение и его автора по описанию ин­терьера.

1. «Все в светлице было убрано во вкусе того време­ни... Все было чисто, вымазано глиною... Окна в светли­це были маленькие, с круглыми матовыми стеклами... На полках, занимавших углы комнаты и сделанных угольника­ми, стояли глиняные кувшины, синие и зеленые фляжки, серебряные кубки, позолоченные чарки венецианской, турецкой, черкесской работы. Липовые скамьи вокруг всей комнаты и огромный стол посреди ее, печь, разъе­хавшаяся на полкомнаты, как толстая русская купчиха, с какими-то нарисованными петухами на изразцах...»

(Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба»).

 

2. «...Картинки на стенках украшали смиренную, но опрятную обитель. Они изображали историю блудного сына. В первой почтенный старик в колпаке и шлафро­ке отпускает беспокойного юношу, который поспешно принимает его благословение и мешок с деньгами. В дру­гой яркими чертами изображено поведение молодого че­ловека: он сидит за столом, окруженный ложными друзь­ями... Далее, промотавшийся юноша, в рубише и в треу­гольной шляпе, пасет свиней и разделяет с ними трапезу; в его лице изображены глубокая печаль и раскаяние. Наконец представлено возвращение его к отцу...»

(А. С. Пушкин. «Повести покойного Ивана Петрови­ча Белкина». «Станционный смотритель»).

IX. Конкурс «Комната забытых вещей» («Черный ящик»)

Назовите автора и произведение, в котором данный предмет играет роль.

♦  Деньги.

(А. С. Пушкин. «Станционный смотритель»)

♦  Платок.

(М. Ю. Лермонтов. «Песня про... удалого купца Ка­лашникова»)

♦  Крест.

(М. Ю. Лермонтов. «Песня про... удалого купца Ка­лашникова»)

♦  Трубка (люлька).

(Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба»)

♦  Сабля.

(Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба»)

♦  Засушенный цветок.
(А. С. Пушкин. «Цветок»)

3.   Расставьте правильно знаки препинания.

В этот день когда доблестный Игорь ведущий вой­ска из лесов и болот увидел что в поле где стояли враги поднялось зловещее облако пыли он сказал как сладко умереть — за отчизну. (К. И. Чуковский. «Серебряный герб».)

4.   Произнесите скороговорку.
Для команды № 1

У пенька опять пять опят.

Для команды № 2

От топота копыт пыль по полю летит.

2. Вспомните названия литературных произведений, в состав которых входят имена числительные. Назовите авторов.

«Три толстяка» (Ю. Олеша)

«Три мушкетера» (А. Дюма)

«Три медведя» (Л. Н. Толстой)

«Четыре танкиста и собака» (Я. Пшимановский)

«Семнадцать мгновений весны» (Ю. Семенов)

«Двенадцать стульев» (И. Ильф, Е. Петров)

«Двенадцать месяцев» (С. Маршак)

«Тысяча и одна ночь» (Арабские народные сказки)

«20 тысяч лье под водой» (Ж. Берн)

«Петр I» (А. Толстой)

«Два капитана» (В. Каверин)

«Сердца трех» (Дж. Лондон)

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» (А. С. Пушкин)

        «И один в поле воин» (Ю. Дольд-Михайлик)

        «Три товарища» (Э. М. Ремарк)

        «Пятнадцатилетний капитан» (Ж. Берн)

3.

Подведение итогов игры. Награждение победителей.

 

 

 

 

 

III. Метаграммы (В метаграмме зашифрованы различные слова, состоящие из одного и того же числа букв. Разгадав одно из слов метаграммы, нужно заменить в нём одну букву так, чтобы получилось новое слово по смыслу (цапля-капля, карта-парта, сорт-борт-торт)).

 

1. С К в полях меня найдете,

С Г романсы запоете,

С В в косички заплетете. (Колос-голос-волос)

 

2. С Ч летаю над волной,

С Л не дам волкам покой,

С М — рубашка-безрукавка,

С З скачу в лесу по травке.

С Г меня крепи к детали

Из железа иль из стали. (Чайка-лайка-майка-зайка-гайка)

 

3. С Г – её на винт накрутят,

С Ч – над волной летает,

С Л – конечно, лает,

С М – одежда, но не греет,

С З – от волка убегает. (Гайка-чайка-лайка-майка-зайка)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Путешествие в страну Филологию"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Микробиолог

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

8 классы. ТУРНИР ЗНАТОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ФИЛОЛОГИЮ»

Цели игры: развитие познавательных интересов уча­щихся, закрепление знаний по литературе и русскому языку; привитие любви к предмет; развитие мышления, воображения, памяти, способности высказывать собственное мнение и аргумен­тированно его отстаивать, быстрой реакции, умения кол­лективно решать проблемы, личной инициативы ребят.

Описание игры: от каждого 8 класса из параллели представлена команда в количестве шести человек. Каж­дая команда имеет капитана и название. У капитана ко­манды сигнальный флажок, который он поднимает в случае готового ответа. Ведущий и жюри определяют, какая из команд первая подняла флажок и может отве­чать. Если ответ неверный, у второй команды есть 20 се­кунд для обсуждения вопроса и ответа. (После вопроса ведущего у команды есть 1 минута для обсуждения.)

Остальные учащиеся — болельщики, для которых так­же предназначены некоторые конкурсы.

Предположительная продолжительность игры — 1,5 часа.

 

Оборудование: жетоны, 2 флажка, сувениры, листы бумаги и ручки для команд.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 660 545 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» 10-11 классы
  • Учебник: «Русский язык и литература. Русский язык. Базовый и углублённый уровни», Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю., Курцева З.И., Чиндилова О.В.
  • Тема: Раздел I. Текст как средство коммуникации. Совершенствование текста
  • 03.10.2020
  • 325
  • 0
«Русский язык и литература. Русский язык. Базовый и углублённый уровни», Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю., Курцева З.И., Чиндилова О.В.
Конструкт урока по русскому языку. Тема: Слова однозначные и многозначные.
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И. / Под ред. Иванова С.В.
  • Тема: Урок 89. Слова однозначные и многозначные
  • 03.10.2020
  • 611
  • 6
«Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И. / Под ред. Иванова С.В.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 09.01.2015 533
    • DOCX 466.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Гуреева Жанна Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Гуреева Жанна Александровна
    Гуреева Жанна Александровна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 19991
    • Всего материалов: 16

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Родной (русский) язык и родная литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель родного языка (русского языка) и родной литературы

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 87 человек

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель русского языка

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 19 человек

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 234 человека из 59 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 167 человек

Мини-курс

Формирование здоровых детско-родительских отношений: влияние и преодоление сепарации

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 158 человек из 46 регионов
  • Этот курс уже прошли 85 человек

Мини-курс

Искусство понимания: техники успешной жизни, отношений и бизнеса

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Управление проектами: от планирования до реализации

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 39 человек из 22 регионов