Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыПутешествие по Наречинску (урок русского языка)

Путешествие по Наречинску (урок русского языка)

Скачать материал

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ К стенду о Наречинске.docx

Надпись: Главный 
светофор города
 

Надпись: Иди вперёд и помни:
в нашем городе всё начинается с главного слова.

     _______________________


Внимание! Правильно заданный вопрос сделает ваш путь безопасным и увлекательным.


____________________________


Стоп!
Прежде чем про - двигаться дальше, вспомни правило, и наш город встретит вас улыбкой.
 

Визитная карточка

города

 

название города  Наречинск

жители города     наречия и другие

                               части речи

 

Вспомни!

 

1.               Что обозначает наречие и на какие вопросы отвечает?

2.                Особенности наречий:

- с какими частями речи сочетаются?

- как изменяются?

- какова роль наречий в предложении?

3. Как отличить наречия от других частей речи?

 

 

Путешествуя по нашему городу, обязательно соблюдай правила грамотного рассуждения.

 

 

Приглашаем в город

Наречинск

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Исторический музей

поведал нам о том, что термин наречие уже встречается в древнерусском языке. В этом слове выделяется корень -реч-, который прежде был многозначным.  Слово речь когда-то имело значение глагол. Поэтому, если буквально перевести термин наречие на современный язык, мы получим искусственное слово наглаголие. Следовательно, между глаголом  и наречием существует непосредственная связь. В чём же она выражается?

Наречие при глаголе выполняет ту же функцию, что и прилагательное при существительном, уточняя его или сообщая ему чёткость и стилистическую выразительность. Помните: наречия обогащают нашу речь, делают её конкретной и выразительной.

По аллее Памяти

 


 

1.  Запомни!

Вверх, вниз, сверху, снизу, вдруг, сначала, впереди, сзади, здесь, направо, налево, влево,

вправо, вместе, вперёд, назад, вокруг, всегда, вдали, издали, назло.

2.  Выучи!

не больше                     не вполне

не меньше                     не вправе

не более                         не в духе

не менее                        не по себе

не случайно                   невзначай

не страшно                    

не стыдно                     нежданно - негаданно

не худо                          невиданно - неслыханно

не зазорно                     не жалко - не жаль

не нарочно                          

                   Это интересно…

                                               Сегодня наш необык-

                                        новенный город выглядит

                                        красиво, современно.

                                           Сегодня? Интересное

                                        наречие: оно  образовалось

                                        путём сращения старого                                                                                                                                                 

                                        указательного

                                        местоимения сего (этого)

и существительного дня, а форма местоимения  сей

(этот) присутствует в наречии сейчас.

   Почти все здания в городе многоэтажны. Как же произошло наречие почти? Очень просто. Почти – застывшая форма повелительного наклонения почесть, почитать, то есть считать.

   В народной речи до сих пор сохранились слова: почесть, почитай – в смысле почти. Например:

Запахали всю почесть землю.

 

 

 

 

 

Н. Рыленков и его стихи 


                                     Слово далось мне не дёшево,

Я не зря им дорожу.

Всё, что есть во мне хорошего,

Я в строку мою вложу.

Если встретят, как желанную,

Ту строку в семье большой,

Сам, по ней равняясь, стану я

Чище сердцем и душой.

   *  *  *

 

Я помню руки матери моей,

Хоть нет её, давно уж нет на свете.

Я рук не знал нежнее и добрей,

Чем жёсткие, мозолистые эти…

Я помню руки матери моей,

Суровой ласки редкие мгновения.

Я становился лучше и сильней

От каждого её прикосновенья.

Я помню руки матери моей,

Широкие  шершавые ладони,

Они что ковш. Приникни к ним и пей,

И не сыскать источника бездонней.

Я помню руки матери моей,

И я хочу, чтоб повторяли дети:

«Натруженные руки матерей,

Святее вас нет ничего на свете!»

Задание:  

              определите часть речи указанных слов, 

              подчеркните их как члены предложения

Наречия – эпитеты

1)            Такие наречия нам нужны всегда: при общении с окружающими с их помощью мы дадим точную оценку тому, о чём идёт речь.

2)             При написании творческой работы помогут ярко охарактеризовать предмет и выразить свои чувства.

3)            При составлении праздничных

приглашений, писем, поздравлений…

 

Я поглядел кругом: торжественно и царственно стояла ночь.

 

Задание

1)            Найти наречия, определить их

 значение.

2)            Назвать наречия – эпитеты;      к 

      каково их значение в

      предложении?

3)            Приведите примеры –

предложения с наречиями –

эпитетами.

 

 

Подумай и ответь!

Деликатно заметить. Как?

Инстинктивно почувствовать? Как?

Едет рысью_______________________________________

 


 

Прав ли ученик, создавший такой рисунок?

Почему?

 

Замени одним словом- наречием!

Работать спустя рукава – …

Жить положив зубы на полку - …

Сидеть как на иголках - …

Встать ни свет ни заря - …

Бежать во всю прыть - …

 

Кто больше? Подбери к наречиям синонимы.

Активно, банально. вдруг, ласково, насмешливо, оригинально, смело, кратко, логично, небрежно.

Викторина

1. Могут ли наречия употребляться при существительном? Приведите примеры.

2. Какие наречия при определённых условиях становятся предлогами?

3. Какое выражение состоит из двух наречий, которые могут быть предлогами?

4. Можно ли вне текста определить, к какой части речи относятся слова: глубоко, широко, далеко, красивее?

5. В какой басне Крылова встречается существительное тьма в значении наречия «очень много».

6. Есть ли наречия в стихотворении Лермонтова  «Парус»?

7. Какие три наречия с одинаковым количеством букв образованы от слова «тихий»?

8. Определить часть речи одного  и того же слова:

Здесь столько цветов!

Я столько передумал за это время!

____________________

 

Спрятанные наречия

 

 

С

 

 

 

сухой

 

 

Л

 

 

 

плавать

 

 

О

 

 

 

один

 

 

В

 

 

 

двое

 

 

О

 

 

 

род

 

 

О

 

 

 

бок

 

 

Б

 

 

 

белый

 

 

Р

 

 

 

трое

 

 

А

 

 

 

тайна

 

 

З

 

 

 

зло

 

 

О

 

 

 

общий

 

 

В

 

 

 

весь

 

 

А

 

 

 

даль

 

 

Н

 

 

 

новый

 

 

И

 

 

 

ничья

 

 

Е

 

 

 

верх

 

 

 


 

 

Узнай наречие и объясни правописание!


Ох уж это наречие!

Я невзлюбил наречие ещё задолго до того, как узнал о нём впервые. Всю жизнь оно меня преследует. «Стой прямо, сиди ровно, говори правильно по-русски, пиши красиво, считай верно, делай всё быстро, аккуратно и на совесть, поступай по-товарищески, давай сдачи по-мужски», - только и слышу я ежечасно. Всё это непросто выполнить. А как вам понравится на завтрак есть яйца всмятку или слышать о том, что тебе видят насквозь? Кому-то хочется безудержно носиться вскачь, а вот мне приятнее возлежать горизонтально и тихо-тихо листать книжные страницы, которых видимо-невидимо.

В школе мы закончили изучение надоевшего мне наречия, и я надеюсь, что моя жизнь отныне потечёт по-новому, весело, необыкновенно, а может быть, и по-прежнему кое-как.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Путешествие по Наречинску (урок русского языка)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Художественный руководитель

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ ПЛАН-конспект урока.docx

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Путешествие по Наречинску

__________________________________________

(Тема урока)

 

1.       

ФИО (полностью)

Семёнова Ольга Михайловна

2.       

Место работы

МБОУ Усть-Абаканская СОШ №2

3.       

Должность

учитель

4.       

Предмет

русский язык и литература

5.       

Класс

7 класс

6.       

Тема и номер урока в теме

Путешествие по Наречинску. Урок №1

7.       

Базовый учебник

Баранов М. Т., Ладыженская Т. А. Издательство «Просвещение» 2010.

 

8.      Цель и задачи урока

Цель:

Ø повторение пройденного  о наречии;  приобретение новых знаний;

Ø формирование интереса к данной части речи и его правописанию,

Ø развитие творческих способностей учащихся.

        Задачи:

- обучающие

Ø  повторить знания  о наречии как части речи;

Ø  закрепить слитное правописание наречий;

Ø  формировать орфографическую зоркость учащихся.

  

- развивающие

Ø  развивать творческое воображение учащихся;

Ø  совершенствовать навык создания творческих проектов;

Ø  расширять  и развивать устную и письменную речь школьника.

 

- воспитательные

Ø  формировать внимательное отношение к слову, тексту и речи;

Ø  воспитывать бережное отношение к русскому языку;

Ø  воспитывать толерантность в общении друг с другом.

 

9.      Тип урока

                   комбинированный

10.  Формы работы учащихся

                   виртуальное путешествие по городу, сочетающее

                   фронтальую, групповую, индивидуальную формы

                   работы с учащимися

11.  Необходимое техническое оборудование

*      мультимедийный комплекс;

*      карта-схема города  в виде плаката, созданного  ребятами;

*      презентация Наречинска в форме слайдов.

 

12.  Структура и ход  урока

Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

 

1

2

3

5

6

7

1

Организационный момент

Слайд №1

тема урока

Приглашение к путешествию. Цели и задачи первого дня.

Вывешивается плакат с картой -схемой города

 

1 мин.

2

Проверка домашнего задания

ЭОР №1И1,

№2П1,

№3П1

Общие вопросы учителя о

виртуальном гороле

Рассмотрение карты города,  заочная экскурсия

5 мин.

3

Лексическая работа

Слайд №2

 

Предложение заполнить визитные карточки,

демонстрация

Уточняют значение слов, заполняют визитки и озвучивают их

5 мин.

4

Орфографическая пятиминутка

Слайд №3

 самопроверка

Мини-диктант

 о городе

Оформление диктанта

5 мин.

5

Тематическое тестирование

 

ЭОР №4П2

Распределяет задания по группам, консультирует индивидуально

Выполняют тест, заполняют оценочный лист, озвучивают вывод

5 мин.

6

Отсроченная отгадка

Карточка с текстом

Создаёт проблемную ситуацию

Находят пути решения проблемы, аргументируют

 в тетради

10 мин.

7

Работа по учебнику

§32,33

Называет место данной темы в учебнике

Просматривают и дополняют содержание урока

5 мин.

8

Домашнее задание

Слайд № 4

Комментирует задания, мотивирует успех его выполнения

выбирают самостоятельно по способностям и желанию

4 мин.

9

Итог урока

ЭОР №5П3

Комментирование оценок

Самооценка работы на уроке

5 мин.

 

Приложение к плану-конспекту урока

Путешествие по Наречинску

__________________________________________

(Тема урока)

 

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрацияпрезентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Наречие как часть речи.

И1

 

 

лекция

 

http://fcior.edu.ru/card/5395/narechie-kak-chast-rechi-i1.html

 

 

 

2

Электронное задание «Наречие –

неизменяемая часть речи»

П1

тест из 2 вариантов

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b784f023-2cea-4490-8ee2-d102b015b00c/index_listing.html

 

3

Электронное задание «К какому слову относится наречие?»

П1

тест из 3 вариантов

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/419848c4-e305-4dd3-9205-50d8d44e3eec/index_listing.html

 

4

Электронное задание «Как пишется наречие:слитно или раздельно?»

П2

тест из одного задания

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f8e70a00-17dc-496e-8f01-ba43b8a8ef03/%5BRUS6_119%5D_%5BQS_103%5D/%5BRUS6_119%5D_%5BQS_103%5D.html

 

5

Анимация «Оживите картинку, вставив

наречие»

П3

иллюстрация к рассказу

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/205edf86-2f2e-4522-85a9-c79c37ee93a3/%5BRUS6_116%5D_%5BMA_047%5D.swf

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Путешествие по Наречинску (урок русского языка)"

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ Путешествуем по Наречинску.pptx

Скачать материал "Путешествие по Наречинску (урок русского языка)"

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Путешествуем по Наречинску… Наречие  как часть речи.

    1 слайд

    Путешествуем по Наречинску…
    Наречие как часть речи.

  • Визитная карточка города  
название                 Наречинск
жит...

    2 слайд

    Визитная карточка города  
    название Наречинск
    жители наречия и другие части речи

    Вспомни!
     1. Что обозначает наречие и на какие
    вопросы отвечает?
    2. Особенности наречий:
    - с какими частями речи сочетаются?
    - как изменяются?
    - какова роль наречий в предложении?
    3. Как отличить наречия от других частей
    речи?

  • Проверь себя!
    	Дорогие друзья! Нигде не найдёте и никогда не услышите о г...

    3 слайд

    Проверь себя!
    Дорогие друзья! Нигде не найдёте и никогда не услышите о городе, носящем название Наречинск. Этот необыкновенный город появляется в нашем воображении на уроках русского языка. Наречинск, расположенный на реке Орфография, - гостеприимный и познавательный город. Соблюдая правила главного светофора, мы легко овладеем всеми законами и традициями чудесного края. Итак, в путь!

  • Путешествуя по нашему городу,
 обязательно соблюдай правила 
грамотного рассу...

    4 слайд

    Путешествуя по нашему городу,
    обязательно соблюдай правила
    грамотного рассуждения

  • Главный 
светофор городаГлавное
 словоВопрос
?Правило
!Иди вперёд и помни:
в...

    5 слайд

    Главный
    светофор города
    Главное
    слово
    Вопрос
    ?
    Правило
    !
    Иди вперёд и помни:
    в нашем городе всё начинается с главного слова.
    _______________________
    Внимание!
    Правильно заданный вопрос сделает ваш путь безопасным и увлекательным.
    ______________________
    Стоп!
    Прежде чем про - двигаться дальше, вспомни правило, и наш город встретит вас улыбкой.

  • Выполните одно из заданий●   напишите сочинение на одну из тем:
 «Знакомство...

    6 слайд

    Выполните одно из заданий
    ● напишите сочинение на одну из тем:
    «Знакомство с жителями Наречинска», «Главный светофор города», «Достопримечательности Наречинска».
    ● выучите стихотворение наизусть (упр.196) и выполните все задания к нему,
    ● составьте рассказ о главном светофоре города.

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ Урок русского языка в 7 классе. Путешествие по Наречинску..docx

Урок русского языка

Путешествие по Наречинску

Пояснительная записка

Известно, как трудно для учителя сформировать у учащихся навык правильного написания наречий. В чём причина? – За определённое (прямо скажем, недостаточное) количество часов ребята должны запомнить правописание большого количества слов и усвоить несколько трудных орфограмм. Эффективным в работе учителя при изучении наречий является занимательность на уроках, которая способствует развитию логического мышления и творческих способностей учащихся, помогает понять необходимость использования наречий в устной и письменной речи, воспитывает интерес к данной части речи, создаёт реальные условия для успешного усвоения различных правописаний, связанных с наречием. Ученики, ощущающие трудности в обучении, особенно живо откликаются на занимательные элементы урока, на новое и необычное, дающее выход эмоциям. Слово «занимательный» толкуется С. И. Ожеговым как «способный занять внимание, воображение», что не всегда удаётся педагогу. Разнообразие занимательных форм обучения на уроках русского языка (игры, состязания, конкурсы, «немые» диктанты, сигнальные карточки, живое и образное описание событий, рассказ-задача, путешествие по условной карте, шутки) создаёт положительный эмоциональный фон учебной деятельности, придаёт уроку практическую направленность, располагает учащихся к выполнению тех заданий, которые считаются трудными, а для слабоуспевающих непреодолимыми.

При изучении темы «Наречие» наиболее эффективной является форма путешествия. Путь по городу Наречинску складывается по-разному. Вниманию туристов сначала предлагается обзорная экскурсия по малознакомому городу, в результате которой ребята излагают свои первые впечатления. Затем знакомство с городом продолжается в Историческом музее, изучение города проходит на улицах и площадях, на берегу реки и Холмах Памяти. Руководит нашим путешествием главный светофор города. В процессе игры ребята ощущают себя не только туристами, но и археологами, учёными-лингвистами, людьми искусства и науки, архитекторами и строителями, гостями и друзьями. Каждый выбирает дело по душе: одни составляют карту-схему города, другие интересуются его историей, третьи пишут статьи в газету, составляют о городе и его жителях рассказы, очерки, эссе и т.д. Вот как может выглядеть первый урок по данной теме.

 

 

Тема:           Путешествие по Наречинску. Первый урок в 7 классе.

                 (Наречие как часть речи. Повторение. Знакомство с городом).

Цель:

Ø повторение пройденного  о наречии;  приобретение новых знаний;

Ø формирование интереса к данной части речи и его правописанию,

Ø развитие творческих способностей учащихся.

         Задачи:

         - обучающие

Ø  повторить знания  о наречии как части речи;

Ø  закрепить слитное правописание наречий;

Ø  формировать орфографическую зоркость учащихся.

        - развивающие

Ø  развивать творческое воображение учащихся;

Ø  совершенствовать навык создания творческих проектов;

Ø  расширять  и развивать устную и письменную речь школьника.

- воспитательные

Ø  формировать внимательное отношение к слову, тексту и речи;

Ø  воспитывать бережное отношение к русскому языку;

Ø  воспитывать толерантность в общении друг с другом.

       Оборудование:

*      карта-схема города  в виде плаката,

*      презентация города в форме слайдов:

1)      визитная карточка города,

2)      главный светофор города,

3)      это интересно;

4)      исторический музей;

5)      по аллее Памяти;

Ход урока

I.                        Организационный момент урока. Слово учителя.

В стране Русский Язык множество городов: Фонетика, Орфография, Лексика, Синтаксис, Глагольск…, но самым необычным из них является Наречинск. В течение месяца вместе с вами мы будем путешествовать по городу, изучать его достопримечательности, знакомиться с жителями Наречинска? Думаю, что данное путешествие обогатит нас знаниями, доставит немало приятных минут и поможет приобрести замечательных  друзей.

(Вывешивается плакат, на котором карта-схема города Наречинска и демонстрируется тема первого урока.( Слайд №1)

II.                        Проверка домашнего задания

Что же это за город?

1.      Заочную экскурсию по карте-схеме проводит первая группа учащихся.

2.      Ученики-туристы задают интересующие их вопросы.

(Ведётся диалог)

III.                        Лексическая работа.

Дорогие друзья! У каждого города есть своя визитная карточка. (Слайд №2)

Визит – посещение (офиц.). Например, с дружеским визитом отправился в Англию

              президент России.

Визитная карточка – это специально отпечатанная карточка, в которой указаны основные   сведения о лице, координаты владельца визитки.

Визитка – то же, что и визитная карточка (общеупотр.).

 

Задание :  опираясь на повторение (§32 учебника) и модуля №1 «Наречие как часть

речи», заполнить визитную карточку города.

 (Шаблоны визиток находятся на каждом столе).

Задание:  пользуясь визитной карточкой города, расскажи о Наречинске,

                 узнай их жителей.

                        (Тематическое  тестирование по модулю № 2, 3, 4).         

IV.                        Орфографическая пятиминутка с самопроверкой.

Дорогие друзья! Нигде не найдёте и никогда не услышите о городе, носящем название Наречинск. Этот необыкновенный город появляется в нашем воображении на уроках русского языка. Наречинск, расположенный на реке Орфография, - гостеприимный и познавательный город. Соблюдая правила главного светофора, мы легко овладеем всеми законами и традициями чудесного края. Итак, в путь!

(Самопроверка проводится  с помощью слайда №3)

V.                        Отсроченная отгадка

Не ошибитесь! Определите части речи, подчеркните их как член предложения.

Весеннее солнце ласково и ярко. Ветер с реки ласково и нежно ударял в лицо туристов. Любо весной человеку! Любо-дорого смотреть на пробуждающуюся природу. Сегодня экскурсия была интереснее3, чем вчера. Осторожнее3 будьте на улицах незнакомого города

VI.                        Работа по учебнику (§33)

1.      Смысловые группы наречий.

2.      Смысловые меньшинства наречий. Правильно напиши и определи значение.

Остановиться здесь (место), явиться тотчас (время), обидеть сгоряча (причина), мало тренироваться (мера), сломать нарочно (цели), гулять дотемна (мера), разгораться медленно (образа действия), расположиться вблизи (место), совершенно выздороветь (степень).

 

VII.                        Домашнее задание (на выбор)

●   напишите сочинение на одну из тем:

 «Знакомство с жителями Наречинска», «Главный светофор города», «Достопримечательности Наречинска».

  выучите стихотворение наизусть (упр.196) и выполните все задания к нему,

●   составьте рассказ о главном светофоре города.

VIII.                        Анимация и итоги урока (модуль 5).

 

Фрагменты и комментарии к последующим урокам

На каждом уроке обращаемся к Главному светофору города (см. приложение), чтобы предупредить ошибки в рассуждении. Визитная карточка регулярно пополняется новыми сведениями о наречии. Как правило, это творческие работы и находки учащихся. Одна из них следующая.

 

Вечером, устало шагая по улицам города, я увидела красивый особняк, который принадлежал семье Наглаголие. Хозяева радушно пригласили меня в гости. Глава семьи Образ Действия и его жена Мера вдохновенно рассказывали о своих сыновьях, которые на каникулы уехали к бабушке Степени. Родители гордились успехами сыновей Места и Времени и красотой дочерей Причины и Цели. Интересно и незаметно пролетело время. Удивительная встреча запомнится надолго. (Света Стоянова)

Один из уроков посвящён площадям города. На площади Отрицания вдруг возникли вопросы:

- какие части речи располагаются здесь,

http://fcior.edu.ru/card/23752/slitnoe-i-razdelnoe-napisanie-narechiy-i-sushestvitelnyh.html

http://fcior.edu.ru/card/3935/narechie-kak-chast-rechi-k.html

- как выглядят наречия и местоимения (вопросы),

- что нужно знать, чтобы не спутать их (правописание),

- есть ли у них друзья, когда они появляются (не – ни)?

http://fcior.edu.ru/card/5479/pravopisanie-narechiy-slitnoe-i-razdelnoe-napisanie-ne-s-narechiyami-na-o-e-pristavki-ne-i-ni-otrica.html

http://fcior.edu.ru/card/3935/narechie-kak-chast-rechi-k.html

После диалога следует объявление: «Помоги жителям площади Отрицания выйти на прогулку». (Вставить орфограммы, объяснить их правописание).

Нисколько не удивился, никогда ниоткуда не получать писем, помощи ждать неоткуда, ни к кому не обращаться, не с кого спросить, никогда ни на кого не обижаться, нисколько не беспокоясь, шагу негде ступить, нечего волноваться.

Следующая заставка, составленная на основе творчества учащихся, может служить переходом к новому этапу урока.

- Недалеко от площади Отрицания находятся улицы Слитная и Раздельная. Женя Горшкова назвала их сложными и капризными, а Люба Поминчук о них написала вот что: «Здесь можно встретить иностранных граждан, прибывших из страны Служебные части речи. Это частица Не, эта прекрасная дама предлагает жителям Наречинска свою руку и сердце, но не со всеми жителями города ей удаётся найти общий язык». (Далее ведётся работа над правилом и его закреплением).

Другой из эпизодов урока начинается так:

- В городе Наречинске есть жители, приехавшие из города Прилагательск, но они  сохранили свою родственную привлекательность: с гордостью носят столько Н, сколько было у их предков. Найдите их в предложениях.

Общество было чем-то оживлено. Воробьи прыгали по дороге, оживлённо чирикая. Дети рассеянно поглядывали по сторонам. Много разных семян рассеяно по лесной поляне. Женщина и девочка испуганно отскочили в сторону. Стадо было испугано неожиданным громом.

Некоторые наречия требуют специального заучивания, поэтому на каждом уроке посещаем Холм Памяти. Требуется знание правописания часто встречающихся в речи наречий:


не больше

не вполне

не меньше

не вправе

не более 

не в духе

не менее

не по себе

не случайно 

невзначай

не страшно

назло

не стыдно

нежданно

не худо

негаданно

не зазорно

невиданно

не нарочно

неслыханно

не напрасно

не жалко

не жаль


http://fcior.edu.ru/card/10403/bukvy-o-i-a-na-konce-narechiy-s-pristavkami-iz-do-s-defis-mezhdu-chastyami-slova-v-narechiyah-p2.html

               

Так звучит заставка к следующему правилу:

- Теперь уже ни у кого из нас не возникает мысли, что город Наречинск не выдуман. Он живёт по своим правилам, законам. Кто же нарушит течение жизни города, будет наказан презрением. Если всё-таки мечтаешь стать грамотным, отправляйся по незнакомым улицам Наречинска, и ты ещё кое о чём узнаешь. Сегодня мы гуляем по улице Энской…

 

Так, путешествуя по городу Наречинск, учащиеся овладевают основными навыками правописания наречий и учимся употреблять их в речи. На последнем из уроков пишется диктант «Ох уж это наречие!»

 

Ох уж это наречие!

Я невзлюбил наречие ещё задолго до того, как узнал о нём впервые. Всю жизнь оно меня преследует. «Стой прямо, сиди ровно, говори правильно по-русски, пиши красиво, считай верно, делай всё быстро, аккуратно и на совесть, поступай по-товарищески, давай сдачи по-мужски», - только и слышу я ежечасно. Всё это непросто выполнить. А как вам понравится на завтрак есть яйца всмятку или слышать о том, что тебе видят насквозь? Кому-то хочется безудержно носиться вскачь, а вот мне приятнее возлежать горизонтально и тихо-тихо листать книжные страницы, которых видимо-невидимо.

В школе мы закончили изучение надоевшего мне наречия, и я надеюсь, что моя жизнь отныне потечёт по-новому, весело, необыкновенно, а может быть, и по-прежнему кое-как.


 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Путешествие по Наречинску (урок русского языка)"

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Известно, как трудно для учителя сформировать у учащихся навык правильного написания наречий. В чём причина? – За определённое (прямо скажем, недостаточное) количество часов ребята должны запомнить правописание большого количества слов и усвоить несколько трудных орфограмм. Эффективным в работе учителя при изучении наречий является занимательность на уроках, которая способствует развитию логического мышления и творческих способностей учащихся, помогает понять необходимость использования наречий в устной и письменной речи, воспитывает интерес к данной части речи, создаёт реальные условия для успешного усвоения различных правописаний, связанных с наречием. Ученики, ощущающие трудности в обучении, особенно живо откликаются на занимательные элементы урока, на новое и необычное, дающее выход эмоциям. Слово «занимательный» толкуется С. И. Ожеговым как «способный занять внимание, воображение», что не всегда удаётся педагогу. Разнообразие занимательных форм обучения на уроках русского языка (игры, состязания, конкурсы, «немые» диктанты, сигнальные карточки, живое и образное описание событий, рассказ-задача, путешествие по условной карте, шутки) создаёт положительный эмоциональный фон учебной деятельности, придаёт уроку практическую направленность, располагает учащихся к выполнению тех заданий, которые считаются трудными, а для слабоуспевающих непреодолимыми.

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 693 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.01.2015 595
    • ZIP 2.1 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Семёнова Ольга Михайловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Семёнова Ольга Михайловна
    Семёнова Ольга Михайловна
    • На сайте: 9 лет и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 38727
    • Всего материалов: 14

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
аудиоформат

Курс повышения квалификации

Преподавание русского языка как неродного в образовательном учреждении

72/108/144 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 82 человека из 28 регионов

Курс повышения квалификации

Теория и методика преподавания родного (русского) языка и родной литературы

72/144/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 34 человека из 20 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель русского языка и литературы

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 1511 человек из 84 регионов

Мини-курс

Общественные движения и организации

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Проектное управление

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Современные вызовы педагогической профессии: развитие профессионализма педагогов в контексте улучшения качества образования

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе