МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО
ВИДА №18
ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА
Методическая разработка
на тему:
«Путешествие Незнайки в
прошлое родного города»
план-конспект непосредственно
–образовательной деятельности
Автор: Доля Светлана
Викторовна
воспитатель МБДОУ детского
сада №18 г.о.Самара
САМАРА
Правильное воспитание – это наша счастливая старость,
плохое воспитание – это наше
будущее горе, это наши слезы,
это наша вина перед другими
людьми, перед всей страной.
А.С.Макаренко
Проблема патриотического
воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Дошкольное
детство - пора открытий. Этот возраст как период становления личности имеет
свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к
которым и относиться чувство патриотизма. [1,c.23] Наша задача показать детям,
что любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте
своя природа, свои традиции и свой быт. Данная методическая разработка
позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной
край.
Цель: Формировать
нравственно-патриотические чувства, расширять представления детей об истории
города, обогащать и углублять знания детей о достопримечательностях родного
края.
Образовательные задачи:
- Формирование у детей системы знаний
о своей Родине (знания о достопримечательностях родного города), некоторые
исторические сведения (знание некоторых улиц) («Познавательное развитие»);
- Систематизирование знаний о
транспорте, видах транспорта («Познавательное развитие»)
Воспитательные задачи:
- Воспитание у дошкольников интереса
к окружающему миру, эмоциональной отзывчивости на события общественной жизни
(«Социально-коммуникативное развитие)»
- Воспитание дружеские отношения,
желание помогать друг другу.
Развивающие задачи:
- Развитие у детей высших
психических функций: внимание, восприятие, память, мышление, воображение;
- Пополнение словарного запаса.
Логика образовательной деятельности
Раздается стук в дверь.
Воспитатель
Ребята, прислушайтесь, кажется к нам кто – то стучится?
Давайте посмотрим, кто к нам пришел. Вы догадались кто это?
Появляется Знайка
Знайка
Здравствуйте, я к вам пришел за помощью. Вчера я как
обычно весь день работал в своей мастерской и наконец-то доделал машину времени.
(слайд№1)
Воспитатель
Ребята, как вы думаете, что же такое машина времени и
для чего она нужна Знайке? Машина времени – это такое устройство, с помощью
которого можно попасть в прошлое или будущее, а еще можно посмотреть на
события, которые происходили и даже поучаствовать в них. Что же случись
дальше?
Знайка.
Я на ней хотел отправиться в будущее, чтобы
посмотреть, как наш город Самара будет выглядеть через 100 лет. Тут ко мне в
гости пришел Незнайка, (слайд№2) ему очень понравилась моя машина
времени. Пока я собирал все необходимое для полета, он залез внутрь, нажал
кнопку, и тут все замигало, загудело, засверкало. Я подбежал, открыл дверь, но
там никого не нашел. Незнайки внутри не было. Вот что я увидел на экране… (слайд
№3)
Воспитатель
Посмотрите, кто-нибудь знает, что это за здание?
Правильно это наш самарский цирк. А что это за надпись – «Куйбышев»? что это
означает? Ребята, раньше – 20 лет назад – наш город назывался Куйбышев, а потом
его переименовали. Как называется наш город сегодня? (Самара)
- правильно машина времени указала место и время где
затерялся Незнайка, что бы его найти нужно отправиться на 20 лет назад в
прошлое. (слайд №4)
Знайка
Вы поможете мне найти его? Тогда поехали ко мне в мастерскую
(слайд №5)
Воспитатель
Вот мы и приехали в мастерскую Знайки, здесь он
проводит много времени и создает разные изобретения.
Знайка
А вот и моя машина времени. Только я с вами полететь
не смогу, мне нужно остаться здесь , что бы вернуть вас из прошлого.
Воспитатель
Ребята, вы готовы? Поехали. Нужен обратный отсчет: 10,
9, 8 … 1 ПОЛЕТЕЛИ (слайд№6)
Воспитатель
Ребята, посмотрите, как выглядит Самара 20 лет назад.
А кто запомнил, какое название у Самары было в это время? (слайд №7)
Что же у нас на пути, что это такое? Вот такие были
трамваи 20 лет назад, давайте посмотрим, что в них изменились. (слайд №8)
Как выглядели трамваи 20 лет назад и как выглядят
трамваи в наше время. Ребята, а в наше время можно увидеть такие же трамваи как
были раньше?
Да их можно встретить и у нас.
Давайте посмотрим, какие были троллейбусы 20 лет
назад, и какие они сейчас. На много они изменились? Можно ли встретить старые
троллейбусы на наших дорогах? (слайд№9)
Правильно, ребята, это потому что трамваи и
троллейбусы отличаются от автобусов большим сроком службы. Они могут служить
30–40 лет
Давайте, теперь, сравним автобусы. (слайд№10) Чем
отличаются автобусы прошлого времени от наших? Какой формы? Какого размера? В
какой автобус поместиться больше людей? В какой меньше?
Воспитатель
Молодцы, а как вы думаете было ли метро 20 лет назад в
нашем городе? (слайд №11)
Я вам открою маленький секрет, 20 лет назад в нашем
городе было всего 4 станции метро:
Юнгородок
Кировская
Безымянка
Победа
Кто-нибудь знает, сколько станций сейчас в Самаре?
Сейчас у нас 9 станций и еще одна откроется в скором
времени.
(слайд№12)
А теперь немного поиграем: Игра называется «Чего не
хватает?» Посмотрите внимательно на картинку, что здесь изображено? Как все
это назвать, одним словом?
Молодцы, теперь запомните все, что здесь изображено и
попробуйте отгадать, чего не стало?
А теперь? Молодцы, теперь я точно знаю, что мы
справимся со всеми приключениями
Воспитатель
А сейчас мы поедем на поиски незнайки. А повезет нас
этот волшебный автобус. (слайд №13)
слайд №14)
-Ребята, куда мы попали? Как называется эта улица?
Кажется, здесь чего-то не хватает? Ведь на этом месте
в наше время стоит ракета, а здесь ее нет. Ракету поставили в 2001 году, в
которой открыли музей с названием «Самара космическая». Этот памятник
представляет собой настоящую ракету, которую поставили в честь юбилея полета
Юрия Гагарина в космос. (слайд №14)
Чтобы нам продолжить поиски Незнайки, нам нужно
разгадать непростую загадку, как же называлась эта ракета? А помогут нам
звездочки, отправляемся в космос!!!
А вот и звездочки, наши помощники, расположите числа в
порядке возрастания. (слайд№15)
Что же здесь спряталось?
Молодцы, поехали дальше, а вот и наш автобус (слайд№16)
Воспитатель
Ребята, посмотрите - это парк Гагарина, (слайд
№17) Его назвали в честь первого космонавта планеты Юрия Гагарина. Кто из
вас был в парке имени Юрия Гагарина? Что вы там видели? Чем занимались?
слайд №18
Ребята, волшебный автобус ждет нас на другой стороне
парка, давайте пойдем к нему через парк и посмотрим, что встретится нам на
пути.
слайд №19
Ребята, это военная техника. Некоторые из них
участвовали в параде победы великой отечественной войны. А потом были
перевезены в наш город. Сначала эта техника стояла в парке Гагарина, а потом
была перенесена в другой парк – парк Победы.
слайд №20
Давайте пойдем дальше. С самого основания парка в нем
работают аттракционы, а вы катались на каких-нибудь каруселях?
Физ минутка «Веселая карусель»
Ребята становятся в круг, держатся за веревку, концы
которой связаны, правой рукой, ходят по кругу.
Еле-еле, еле-еле завертелись карусели,
А потом кругом, а потом кругом-кругом, всё
бегом-бегом-бегом.
Дети двигаются сначала медленно, а после слов «бегом»
бегут. По команде воспитателя «Поворот!» они быстро берут верёвку другой рукой
и бегут в противоположную сторону.
Воспитатель:
Тише, тише, не спишите! Карусель остановите. Раз и
два, раз и два, вот и кончилась игра!
Движение карусели постепенно замедляется и с
последними словами прекращается. Дети кладут верёвку на землю и садятся на
места.
Слайд №21
Раздается сигнал автобуса.
Воспитатель
Давайте пойдем к автобус и отправимся дальше на поиски
Незнайки.
Слайд №22
- Что это у нас здесь? Вот так вокзал выглядел 20 лет
назад, он был гораздо меньше нового вокзала, и вмещал небольшое количество
людей, рядом была построена часовня - это небольшая церковь (маленького
размера). Позднее, между зданием вокзала и часовней был разбит небольшой
круглый сквер. С каждым годом количество пассажиров увеличивалось, что вокзал
уже не мог вмещать так много людей. Поэтому вокзал пришлось перестроить. Он
прослужил нашему городу 120 лет.
Слайд №23
Вот так железнодорожный вокзал выглядит в наше время.
Слайд №24
Давайте зайдем внутрь. Что это такое? Какой вид
транспорта передвигается по рельсам?
А вот и он, что - то тут не так, чего не хватает
поезду?
Нам с вами нужно собрать весь поезд, но это не так
просто, за каждый правильный ответ мы получим 1 вагон, готовы?
Отгадай предмет по названию частей.
Кузов, кабина, колёса, руль, фары, дверцы (Грузовик)
Палуба, каюта, якорь, корма, нос (корабль).
Крылья, кабина, хвост, мотор (самолет).
Получилось! Мы справились и с этим заданием, побежали обратно в автобус
Слайд №25
Воспитатель
Ребята, посмотрите это кукольный театр, он работает
очень давно, почти сто лет. За это время много родителей и детей приходили
посмотреть на спектакли различных жанров. Давайте зайдем внутрь и посмотрим,
что нас там ждет.
Слайд №26
Воспитатель
Много сказок смотрят дети в кукольном театре, давайте
посмотрим на персонажей и угадаем что же это за сказки. Интересно, а отгадаете
ли вы загадки, которые вам приготовили?
***
Он трудился не от скуки, у него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед, все узнали, это - ... (дед)
***
Ароматное варенье, пироги на угощенье,
Вкусные оладушки у хорошей ... (бабушки)
***
Хозяин лесной просыпается весной, а зимой под вьюжный
вой
Спит в избушке снеговой. (Медведь)
***
На овчарку он похож, что ни зуб - то острый нож,
Он бежит, оскалив пасть, на овцу готов напасть.
(Волк)
***
Рыжая плутовка, хитрая да ловкая. Хвост пушистый,
Мех золотистый. В лесу живет, в деревне кур крадет.
(лиса)
***
Длинное ухо, комочек пуха,
Прыгает ловко, любит морковку. (Заяц)
***
Формой он похож на мяч. Был когда-то он горяч.
Спрыгнул со стола на пол и от бабушки ушел.
У него румяный бок… Вы, узнали? (колобок).
Слайд №27
- посмотрите на этих персонажей из какой они сказки?
- Давайте вернемся в автобус и отправимся на поиски Незнайки.
Слайд №28
- Вот мы и приехали в цирк, значит где то здесь должен
быть незнайка, зайдем и поищем его внутри. Ребята, вы нашли незнайку?
- Ура! Наконец то мы его отыскали теперь можно
возвращаться обратно в современную Самару. Обратный отсчет 10,9,8…..1
Слайд №29
Полетели
Знайка благодарит ребят
Воспитатель
Ребята, какие мы молодцы, мы справились со всеми
испытаниями и помогли нашему Знайке вернуть друга из прошлого.
Библиография:
- Князьков С. Патриотами не
рождаются, патриотов - воспитывают. // Красная звезда. - 2002. - 13
апреля.
- http://www.lenagold.ru/fon/clipart
- Знакомим дошкольников с родным
городом / Алешина Н. В., - М., 1999
- Патриотическое воспитание
дошкольников / Алешина Н. В. – М., 2008
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.