Начальная школа. Конспект урока – игры по предмету
«Окружающий мир»
Подготовила
и провела:
Иванкова Елена Владимировна, учитель начальных классов МАОУ «Гимназия №1»
г.Брянска
«Путешествие к планетам разноцветных
звезд»
Цели
Образовательная: активизация интереса учащихся к космонавтике,
расширение кругозора.
Развивающая: развитие познавательной активности, коммуникативных
способностей.
Воспитательная: воспитание чувства патриотизма, культуры
межличностного общения при работе в группах и между участниками разных групп.
Задачи:
·
в игровой форме проверить
знания учащихся по изученным темам;
·
привить уважение к
«космическим» профессиям;
·
создать условия для
формирования навыков работы в команде.
Необходимое оборудование:
5 бэйджей с надписью «капитан», 5 бэйджей с надписью «космобиолог», 5 бэйджей с
надписью «космозоолог», 5 – с надписью «исследователь», 5 – «бортинженер», 5 –
«переводчик»; модели-фигуры разноцветных звезд: оранжевая, зелёная, синяя,
жёлтая, голубая, розовая; 5 комплектов цветных карандашей; 10 листов для рисования;
10 листочков в линейку; 5 листочков с напечатанными словами: космос, планета,
ось, глобус, экватор, меридиан, восток, компас, орбита, погода; песочные часы;
5 карточек с названиями животных: слон, крокодил, черепаха, обезьяна, заяц; символические
призы (звездочки); таблица для записи набранных очков:
Название
команды
|
Баллы
|
Итого
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
/В игре участвуют
5 команд по 6 человек.
Столы в классе
расставлены так,
чтобы дети сидели
по командам./
ХОД
ИГРЫ
Учитель:
- Здравствуйте, ребята! Сегодня наши команды превращаются в экипажи. Мы
отправляемся в путешествие к планетам разноцветных солнц. От вас нужно чёткое
выполнение инструкций, внимание и правильное поведение. За нарушения будут
сниматься баллы. Вот таблица, которая нам поможет определить победителя. Сюда
будем вписывать заработанные баллы. Экипажи, к старту готовы?
Космонавты:
- Готовы!
Учитель: - Необходимо дать названия вашим
экипажам. 1 минута на обдумывание.
(1 мин на придумывание названия команды.)
Учитель: - Перед путешествием нам нужно
распределить обязанности для членов экипажей: капитан, космобиолог,
космозоолог, бортинженер, исследователь, переводчик.
(Распределяются роли для каждого члена экипажа, к пиджаку каждого
прикрепляется
бэйдж. )
Учитель :
- Вести наше путешествие будет Генеральный Капитан Космических дорог. Это я.
Прошу любить и жаловать.
- Пристегнули ремни! На старт! Внимание!
Марш!
Первая планета на нашем пути – Планета
Оранжевой Звезды. Первый удар принимают капитаны – люди, от которых
зависит судьба всего экипажа. Капитан - командир команды, ее глава.
Самые умные, самые мудрые, кому доверяет весь экипаж.
Сейчас капитанам необходимо вспомнить и записать как можно больше названий
созвездий. Каждый правильный ответ – одно очко. Время – 3 минуты.
(Пока
капитаны выполняют задание, все разминаются – выполняют физминутку. Вот одна
из подходящих физминуток:
Крепко
за руки беритесь.
В круг теснее становитесь.
На носки поднимись.
Руки, как ракеты, ввысь.
Раз, два, три, подтянись.
Руки снова тянем ввысь.
…
А сейчас, друзья, приготовьтесь к посадке.
Не беспокойтесь, все будет в порядке.
Начинаем отсчет: 10,9,8,7,6,5,4,3,2,1,0. Посадка!
Все прошло удачно и гладко.
Здравствуй, родная Земля!
Полет завершен. С возвращеньем, друзья!
Учитель: - Подводим первые итоги. (Заполнение таблицы по баллам.)
- Дальше наш путь лежит на Планету
Зелёной Звезды. Здесь живут разумные растения. Приглашаются космобиологи
– специалисты, которые думают о том, как жить космонавтам, животным и
растениям на космических станциях и других планетах.
Ваша задача – нарисовать жителей планеты – эти самые разумные растения. Время –
5 минут.
Три балла для команды получит тот космобиолог, чей рисунок будет отвечать теме,
один балл – за неудачную работу.
( Пока космобиологи выполняют задание,
игра «Я – планетоход». Все участники встают в круг. Один – в центре. Руками он
изображает антенну, ходит по кругу и с самым серьёзным видом произносит слова:
«Я-планетоход…», стараясь рассмешить остальных. Тот, кто засмеётся, выходит из
игры. Побеждают три самых серьёзных участника. Они приносят по одному
дополнительному баллу своим командам.)
Учитель: - Подводим итоги!
Распрелеляем баллы за выполнение задания космобиологами. Плюс баллы самых
серьёзных.(Заполнение таблицы.)
-
Отправляемся к Планете Синей Звезды. Здесь живут самые внимательные
существа во Вселенной. Нужна помощь исследователей – людей, занимающихся
научным исследованием чего-нибудь. Ваше задание – внимательно изучить слова,
записанные на листочке. Их – десять. Кто вспомнит большее количество слов,
заработает для команды большее количество баллов. (Сколько слов вспомните –
столько баллов получите.)
Задание для всех! Создать космическую тишину, пока исследователи запоминают
слова! За нарушение тишины снимаются 3 балла. Время тишины – 1 минута. Нам
помогут космические песочные часы. Итак, полная тишина…
В
«космической» тишине исследователи запоминают слова :
Космос
|
Планета
|
Ось
|
Глобус
|
Экватор
|
Меридиан
|
Восток
|
Компас
|
Орбита
|
Погода
|
Учитель:
- Пока ребята-исследователи записывают слова, которые запомнили, поиграем в
игру «Летит, летит по небу шар…».
Суть игры в том, чтобы несколько раз проговорить данные слова, но каждый раз к
одному слову нужно вводить жест, обозначающий это слово, и слово это не
произносить.
Начинаем читать стихи полностью:
Летит, летит по небу шар, по небу шар летит.
Но знаем мы, до неба шар никак не долетит.
Шифруем и не произносим слово «шар».
Только лишь его показываем руками сверху вниз по кругу.
Получается:
Летит, летит по небу … , по небу … летит.
Но знаем мы, до неба … никак не долетит.
Далее шифруем и жестикулируем слово «летит».
Руки в стороны, делаем махи, словно птицы.
Получается:
…, … по небу …, по небу … ….
Но знаем мы, до неба … никак не до…
Шифруем слово «небо». Указательным пальцем
указываем в небо.
Получается:
…, … по …. …., по … … ……
Но знаем мы до …. …. никак не до…
Слово «мы» – указываем жестом на себя.
Выполняем.
Слово «знаем» – кивок головы, словно хотим сказать слово «да».
Выполняем.
Слово «никак» - крутим головой, словно хотим сказать «нет».
Выполняем.
В итоге должны получиться стихи,
исполненные «молчанкой», показываются лишь жесты.
Игра
- 4 минуты.
Учитель: - Подводим итоги.
Заполняем таблицу. Сколько верных слов – столько баллов.
- А теперь впереди – Планета Жёлтой
Звезды. Здесь расположен самый знаменитый зоопарк во Вселенной. Теперь
работа для космозоологов – специалистов, которые исследуют космических
животных с других планет. Ваша задача – с помощью пантомимы изобразить инопланетное
животное. Они очень похожи на наших животных, поэтому вам не составит особого
труда передать с помощью мимики и жестов внешний вид и повадки животного.
Космозоологи вытягивают по очереди листочек с названием животного и
«изображают» его. Если член экипажа выполнил задание отлично, получает 5
баллов, средне – 3 балла, слабо – 1 балл.
(На карточках названия следующих
животных: слон, заяц, черепаха, обезьяна, крокодил.)
Учитель:
- Подводим итоги. Заполняем таблицу.
- Дальше по курсу - Планета Голубой Звезды. Здесь живут лучшие во
Вселенной изобретатели. Задача наших бортинженеров – специалистов,
обеспечивающих предполетную подготовку воздушного судна и отвечающих за
управление установками на корабле – нарисовать корабль, на котором мы прибыли
на эту планету.
За четкий, хороший рисунок каждый бортинженер получит 3 балла, за не очень
удачный – 1 балл.
- Пока ребята рисуют корабли, мы
вспомним учебный материал и хором ответим на некоторые вопросы:
*
Из чего состоят все предметы? (Из веществ.)
*
В каком состоянии находится молоко в стакане?(В жидком.)
*
Отгадайте вещество: твёрдое, но царапается ножом, хрупкое, прозрачное, не тонет
в воде.(Лёд.)
*Перечислите
стороны горизонта по ходу часовой стрелки, начиная с севера. (Север, восток,
юг, запад.)
*
Какие из перечисленных небесных тел излучают собственный свет: Земля, Луна,
Солнце, Полярная звезда?(Солнце, Полярная звезда.)
*
Как называются небесные тела, отражающие свет звёзд? (Планеты.)
*
Самая близкая планета к Солнцу. (Меркурий.)
*
Самая большая планета Солнечной системы. (Юпитер.)
*
Какую форму имеет Земля? (Форму шара.)
*Как
называется самая длинная параллель на Земле? (Экватор.)
*
Какую ось имеет Земля, воображаемую или настоящую? (Воображаемую.)
*За
какое время Земля делает полный оборот вокруг Солнца? (За год - 365 дней)
*
А вокруг своей оси? (За сутки - 24 часа.)
*
Какой климатический пояс на Земле один? (Жаркий.)
*
В какое время года день длиннее ночи? (Летом.)
*
В какое время года в нашей местности сыплет снег? (Зимой.)
Учитель:
- Подводим итоги конкурса бортинженеров. Заполняем таблицу.
-
Внимание! Справа по борту - Планета Розовой Звезды. Подлетаем к ней.
Приглашаются переводчики – специалисты, которые могут переложить
информацию с одного языка на другой. Ваша задача – с помощью жестов объяснить
инопланетянам, что вам нужно. Балл команде приносит тот, кто первым отгадает
«показанное». Вот задания на этот тур (задание даётся каждому переводчику на
ушко):
1. Вы
хотите залезть на высокую гору.
2. Вы хотите
купить трёх зайцев.
3. Вы хотите полить цветы.
4. Вы хотите поиграть в футбол.
5. Вы хотите пойти в цирк.
Учитель: - Заполняем таблицу. Подводить итоги
будем на Земле. А пока возвращаемся, будем петь песни. Жители планет
разноцветных звезд разговаривают на только им понятном языке. В их родном языке
нет согласных звуков, только гласные. Давайте попробуем спеть наши любимые
детские песни без согласных звуков.
От улыбки хмурый день светлей…(О УЫИ УЫ Э ЭЭ…)
Во поле берёза стояла… (О ОЭ ЭОА ОАА…)
Жили у бабуси…(ИИ У АУИ…)
Жил-был у бабушки серенький козлик… (ИИ У АУИ ЭЭИ ОИ..)
Я на солнышке лежу… (А А ОЫЭ ЭУ…)
-
Итак, мы на Земле. Поздравляю всех с удачным приземлением!
Подведение
итогов. Рефлексия. Награждение команд.
Сегодня мы с вами побывали в путешествии – на планетах разноцветных солнц.
Каждый из вас выполнял собственное задание. От того, как вы его выполнили,
зависело общее количество набранных баллов и место в рейтинге команд. Очень
важно было не подвести команду. Вы сражались не только между командами, но и
побеждали себя. Добыть заветный балл для всей команды – было вашей главной
целью. Многие справились на отлично, некоторым удалось не все.
Не расстраивайтесь, кому не удалось набрать максимум очков. Важно понять, что
было не так и что вы могли бы изменить в следующий раз. У нас впереди еще
много путешествий и новых открытий.
Обсудите в команде, что у вас очень хорошо получилось и что вам не удалось.
(1,5 минуты – обсуждение.)
Сегодня вы были разными специалистами на ваших космических кораблях. Многие
профессии из этих существуют, а многие только зарождаются с освоением космоса.
Но все они важные, все требуют хорошей подготовки. Слаженная работа команды –
отличный результат. Как когда-то успешная работа команды Советского Союза
завершилась отправкой в космос первого космонавта Земли – Юрия Алексеевича
Гагарина, чье имя уже полвека знает весь мир. Гордимся страной и нашими
космонавтами.
Подсчитываем
количество набранных очков каждой командой. Это ваш сегодняшний успех. На
память об этом уроке вы получите разноцветные звездочки. Сколько баллов –
столько звездочек заработал экипаж. Награда вручается капитанам, а они
распределяют их между участниками, себе не оставляют. (За справедливое
распределение призов капитаны получают по три звезды за свою работу.)
Всем
спасибо за удачное путешествие. Желаю всем успехов в учёбе и новых побед!
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.