Главная / Физика / Путь в науку. Элективный курс по физике со старшеклассниками.

Путь в науку. Элективный курс по физике со старшеклассниками.

Путь в науку.

Элективный курс по физике со старшеклассниками.


пояснительная записка

Одна из задач старшей профильной школы - подготовить уча­щихся к осознанному выбору будущей профессии. Для этого школь­никам предлагаются способы деятельности выдающихся ученых, ис­пользование сведений из их биографии для решения учебных и жиз­ненных задач.

Как исследовать явления природы, задавать познава­тельные вопросы,, вести научные дискуссии? Как подготовиться к профессии ученого уже в школе? Лучше всего этому могут научить выдающиеся ученые. Данный курс построен на основе заданий с биографической информацией из жизни великих фи­зиков. Изучаются темы «Мое первое научное открытие», «Взра­сти в себе великого ученого», «Физика - моя будущая профес­сия?», «Семейные династии ученых-физиков». Приводятся све­дения из жизни и деятельности знаменитых физиков, раскрыва­ются качества, присущие настоящим ученым.

Цель курса - развитие умений школьников исследовать явления природы, задавать вопросы и вести дискуссию, повышать уровень знаний по физике и истории физики. В качестве содержания курса вы­ступает система заданий с биографической информацией, ориенти­рующая школьников на профессию ученого-физика.

Какие базовые педагогические технологии лежат в основе кур­са? Элективный курс основывается на технологии контекстной интерпретации биографической информации об ученых. Курс состоит из отдельных тем, включающих историко-биографическую информацию и задания. В ходе занятий школьники учатся составлять и реализовы­вать программу развития своих личностных качеств, необходимых ученому: воли, воображения, нравственного поведения и др.

Курс рассчитан на 72 часа, изучение курса позволяет учащимся более полно выявить свои способности в изучаемой области знаний, создать предпосылки по применению освоенных способов в других учебных курсах, подгото­вить себя к осознанному выбору профессий, предусматривающих вла­дение методами физики.

Курс ориентирован на учащихся, изучающих физику на повы­шенном и углубленном уровне, а также на тех школьников, кто инте­ресуется историей физической науки и жизнью ее творцов.

Курс может с успехом использоваться не только в физико- математическом, но и в других профилях старшей школы, поскольку деятельность ученого относится ко многим сферам современного об­щества, в том числе гуманитарным, социальным, экономическим, ме­дицинским и другим.

Как осуществляется система контроля и оценки результатов обучения учащихся? За работу на каждом занятии школьникам вы­ставляется оценочный рейтинг - это оценка, которую обучаемые по­лучают за свою деятельность на каждом занятии. Она определяется суммой всех баллов, которые получают учащиеся за каждое выпол­ненное задание на занятии.


















Перечень критериев оценки деятельности школьников, а также соответствующая балльная шкала представлены в таблице.



Макси-

Виды дея­тельности ученика

Критерии оценки деятельности школьника (в баллах)

мальный суммарный балл

Выполнение

Оригинальность

Полнота и качество

Степень соответствия


задания

и мировоззренческая

ответов на вопросы

продукта условию



глубина


задания

1 2 баллов







5 баллов

5 баллов

2 балла


Написание

Глубина осмысления

Качество описания

Глубина осмысления


итоговой

применяемых методов и

чувств, ощущений

по лученных результатов

30 баллов

рефлексии

способов творческой

при выполнении




деятельности

заданий




1 0 баллов

10 баллов

10 баллов


Выполнение

Оригинальность и миро-

Полнота и качество

Степень соответствия про-


контрольно-

воззренческая глубина

ответов на вопросы

дукта условию задания


го задания




25 баллов


10 баллов

10 баллов

5 баллов


Подготовка к сюжетно-ролевой игре для персонажей группы А

Мировоззрен­ческая глуби­на и ориги­нальность приветствен­ной речи


Оригиналь­ность и миро­воззренческая глубина эссе


Количество составленных вопросов для учащихся





40 баллов


1 0 баллов


15 баллов


15 баллов

Подготовка

к сюжетно-ролевой игре для персонажей группы Б

Качество и

количество составленных вопросов уче­ным

Оригинальность и мировоззренческая

глубина элек­тронной от­крытки для ученого

Качество и

количество правильных ответов на вопросы уче­ных




40 баллов


15 баллов

15 баллов

10 баллов

Написание промежу­точной реф­лексии

Глубина ос­мысления содержания своей творче­ской деятельности.

Качество опи­сания чувств, ощущений при выполнении заданий

Глубина ос­мысления по­лученных ре­зультатов





9 баллов







3 балла

3 балла

3 балла





Цели и задачи элективного курса «Путь в науку»:

-повысить уровень учащихся знаний по истории фи­зики и жизнедеятельности великих ученых, развить уровень по­знавательных и творческих способностей, выработать в учащихся высокие нравственные качества, научить составлять программу по самораз­витию .

научить:

- проводить исследования различных физических явлений;

- вести диалог, дискуссию, дебаты;

- ценить свою семью и окружающих людей;

- сознавать свои достоинства и недостатки;

- составлять программу по самосовершенствованию.

Курс поможет:

- узнать много интересного из жизни ученых-физиков;

- повысить уровень знаний по истории физики;

- развить такие качества, как честность, ответственность, бе­режливость, патриотизм, скромность, отзывчивость;

- развить воображение и умение придумывать.

Как будет проходить обучение?

Курс состоит из двух учебных блоков: «Первые шаги в физиче­скую науку» и «В мире физиков и физики». После изучения каждого блока вам предстоит выполнить итоговое творческое задание.

Каждый блок состоит из нескольких модулей. Модуль включает занятия: уроки-дискуссии, деятельностные уроки, урок-игру, уроки- устные журналы, уроки-семинары и уроки контроля. При изучении каждого модуля курса будет выставляться определенный оценоч­ный рейтинг – оценка за работу при изучении соответствующего модуля.

Что будет проверяться и оцениваться?

• Умение придумывать.

• Умение прогнозировать.

• Умение проводить исследование физических явлений.

• Уровень знаний о профессии ученого-физика.

• Умение планировать учебную деятельность.

• Умение составлять программу самосовершенствования лич­ности.

• Умение выполнять рефлексию своей деятельности.

Где пригодятся знания, полученные при изучении курса?

-расширится кругозор учащихся в области физики и истории физики и техники, так как познакомятся с интересными фактами из жизни великих ученых, с открытиями, сыгравшими клю­чевую роль в становлении и развитии физической науки.

Изучив этот курс учащихся научатся планировать свою учебную дея­тельность, что уменьшит время на подготовку к урокам, составлять программу по саморазвитию личности, выполняя которую они станут развивать себя и повышать уровень своих знаний, что положи­тельно скажется на отметках в дневнике и школьном журнале.

Курс сформирует у учащихся ценностное отношение к своей семье и к окружающим людям. Значит, у учащихся появится больше друзей, станет меньше конфликтов со сверстниками, будет взаимопонимание с роди­телями.

Курс разовьет у учащихся нравственные качества, без ко­торых нельзя стать по-настоящему счастливым и успешным, как в науке, так и в жизни. Следовательно, этот курс поможет учащимся поднять­ся на одну ступеньку не только к своей будущей профессии, но и к счастью, обретению смысла жизни.

Курс научит учащихся видеть необычное в обычном и обычное в не­обычном. Вполне возможно, что это поможет учащимся при поступлении в вуз и трудоустройстве на высокооплачиваемую, интересную работу, поскольку, творческое воображение - одно из важнейших качеств, которое ценится у профессионалов любого дела.




Содержание


Введение

....................................................................


Часть I. первые шаги в физическую науку...............................


Тема 1. Мое первое «научное открытие»........................................

Занятие 1. Удивление и любопытство — основа научного

открытия.............................................................................................

Занятие 2. Основные методы физических открытий. Наблюдение

как источник научных открытий......................................................

Занятие 3. Как провести физический эксперимент........................

Занятие 4. Как стать пытливым ученым-теоретиком.....................

Занятие 5. Задание для первого научного открытия.......................


Тема 2. Взрасти в себе великого ученого........................................

Занятие 1. Нравственность - основа личности великого ученого.

Занятие 2. Воля как духовная сила гения........................................

Занятие 3. Разносторонность интересов великого ученого...........

Занятие 4. Выполнение контрольного задания...............................


Тема 3. Физика - моя будущая профессия?..................;.................

Сюжетно-ролевая игра «Пресс-конференция»...............................

Эвристическая олимпиада по физике..............................................

Дистанционная ученическая конференция.......................................


Часть II. В мире Физиков и Физики.................................................


Тема 4. История физики - история личностей..............................

Наука-дело молодых!......................................................................

Кто есть гений?..................................................................................

Модели жизнедеятельности великих физиков................................

Какой бывает одаренность?..............................................................

Ученый - личность многогранная....................................................

Воля - сила великих ученых...........................................................

Великие ученые - гениальные профессионалы!

Вопросы и задания для самостоятельной работы...........................


Тема 5. Семейные династии ученых-физиков...............................

О воспитании гениев по методу Витте...........................................

Каким было семейное воспитание будущих гениев?...................

Семейная династия Мандельштамов.............................................

Семейная династия Брэггов............................................................

Семейная династия Беккерелей......................................................

Семейная династия Кюри................................................................

Семейная династия Бернулли.........................................................

Семейная династия Дарвиных........................................................

Семейная династия Капиц...............................................................

Семейная династия Гершелей..........................................................

При каких условиях воспитывались в семье гении?....................

О педагогическом кредо родителей великих ученых...................

Вопросы и задания для самостоятельной работы.........................

Тема 6. Врачи на поприще физической науки.............................

Что сделали врачи на поприще физической науки?.....................

Кратко об истории медицинских исследований...........................

Из истории исследований кровеносной системы человека..........

О вкладе врача в разгадку строения атома....................................

Вклад физических методов в развитие медицины........................

Техника в руках врачей...............................................................

Методы физической науки развивают медики..............................

Как теория медицины развивалась на основе химии и физики?.

О вкладе врачей в исследование тепловых явлений.....................

Роль врачей в создании новой физической картины мира.......,...

Термодинамические исследования врачей....................................

Обобщим главное...........................................................................

Вопросы и задания для самостоятельной работы.........................


Тема 7. Занимательные случаи из жизни великих физиков.....


Заключение....



Список литературы.......


1. Абрагам, А. Время вспять, или Физик, физик, где ты был? / А. Анатоль. - М.: Наука, 1991. -391 с.

2. Азерников, В. 3. Неслучайные случайности / В. 3. Азерников -М.: Дет. лит., 1972.-272 с.

3. Александр Степанович Попов в характеристиках и воспоми­наниях современников. - М.; Л.:Изд-во АН СССР, 1958. - 457 с.

4. Арлазоров, М. Циолковский / М. Арлазоров. - М.: Молодая гвардия,1963.-334с.

5. Астафуров, В. И. М. В. Ломоносов / В. И. Астафуров. - М.: Просвещение, 1985. - 142 с.

6. Асташенков, П. Г. Курчатов / П. Г. Асташенков. - М.: Мо­лодая гвардия, 1967. - 200 с.

7. Белонучкин, В. Е. Кеплер, Ньютон и все-все-все... / В. Е. Белонучкин. - М.: Наука, 1990. - 128 с.

8. Белъкинд, Л. Д. Андре-Мари-Ампер / Л. Д. Белькинд - М • Наука, 1968. - 278 с.

9. Бикар, П. Фредерик Жолио-Кюри и атомная энергия / П. Бикар. -,М.:.Гос. изд. лит-ры. в обл. атомной науки и техники 1962.-219с.

10. Борец, Т. Здравствуйте, господин Ампер / Т. Борец. - Минск: Выш. школа, 1981. - 304 с.

11. Бессараб, М. Ландау. Страницы жизни / М. Бессараб. - М.: Московский рабочий, 1971. - 135 с.

12. Быков, Г. В. Амедео Авогадро. Очерк жизни и деятельности / Г. В. Быков. - М.: Наука, 1970. - 182 с.

13. Вавилов, С. И. Михаил Васильевич Ломоносов /СИ Вави­лов. - М.: Изд. АНСССРД961. - 146 с.

14. Вавилов, С. И. Исаак Ньютон / С. И. Вавилов - М: АНСССР, 1961.-293 с.

15. Веселовский И. Н. Архимед /И. Н. Веселовский. - М.: Гос. уч.-пед. изд-во Мин. просвещения РСФСР, 1957. - 109 с.

16. Генрек, Ф. Альберт Эйнштейн / Ф. Генрек. - М/ Мир 1984 -128с..

17. Гернек, Ф. Пионеры атомного века. Великие исследователи от Максвелла до Гейзенберга / Ф. Генрек. - М.: Прогресс, 1974. - 271 с.

18. Гиндинкин, С. Г. Рассказы о физиках и математиках / С. Г. Гендикин. - М.: Наука, 1985. - 191 с.

19. Галин, Г. М. Классики физической науки (с древнейших вре­мен до начала XX в.) / Г. М. Голин, С. Р. Филонович. - М.: Высш. школа, 1989.-576с.

20. Голованов, Я. Этюды об ученых / Я. Голованов. — М.: Моло­дая гвардия, 1970. - 287 с.

21. Головин, И. Н. И. В. Курчатов / И. Н. Головин. - М.: Атомиз-дат, 1978.-134 с.

22. Григорьян, А. Т. Генрих Герц/ А. Т. Григорьян, А. Н. Вяльцев. - М.: Наука, 1968. -307 с.

23. Григоръян, А. Т. Даниил Бернулли / А. Т. Григорьян, Б. Д. Ко­валев. - М.: Наука, 1981. - 315 с.

24. Данин, Д. С. Резерфорд / Д. С. Данин. - М.: Молодая гвар­дия, 1966.-621с.

25. Дорфман, Я. Г. Всемирная история физики / Я. Г. Дорфман. -М.: Наука, 1974.

26. Дуков, В. М. Петр Николаевич Лебедев его жизнь и деятель­ность/В. М. Дуков. -М.; Л!: Гос. изд. тех.-теор. лит-ры,1951. -109 с.

27. Житомирский, С. В. Архимед / С. В. Житомирский. - М.: Просвещение, 1981. - 110 с.

28. Заблудовский, П. Е. История медицины / П. Е. Заблудовский, Г. Р. Крючок Г. Р., М. К. Кузьмин, М. М. Левит. - М.: Медицина, 1981. -350с.

29. Зелиг, К. Альберт Эйнштейн / К. Зелинг. - М.: Атомиздат, 1964.-203 с.

30. Иваницкий, Г. Р. Борьба идей в биофизике / Г. Р. Иваницкий. -М.:3нание,1982.-63с.

31. Иоффе, А. Ф. Встречи с физиками / А. Ф. Иоффе. - М.: Гос. изд. физ.-мат. лит, 1960. - 142 с.

32. Карцев, В.П. Всегда молодая физика / В. П. Карцев. - М.: Сов. Россия, 1983.-363 с.

33. Карцев, В. П. Максвелл / В. П. Карцев. - М.: Молодая гвар­дия, 1974. - 333 с.

34. Кедров, Ф. Ирен и Фредерик Жолио-Кюри / Ф. Кедров. - М.: Атомиздат, 1975. - 159 с.

35. Кедров, Ф. Цепная реакция идей / Ф. Кедров. - М.: Знание, 1985.-160 с.

36. Кикоин И. К. Рассказы о физиках и физике / И. К. Кикоин. -М.: Наука, 1986. - 154 с.

37. Кляус, Е. М. Макс Планк / Е. М. Кляус, У. И. Франкфурт. -М,: Наука, 1980. -391 с.

38. Кляус, Е. М. Поиски и открытия / Е. М. Кляус. - М.: Наука, 1986. -175 с.

39. Кляус, Е. М. Томас Юнг. Творцы физической оптики / Е. М. Кля­ус.-М., 1973.

40. Кикоин, Л. М. Юность академиков / Л. М. Кикоин. - М.: Сов. Россия, 1970. - 190с.

41. Конюшая, Ю. П. Открытия советских ученых. 4.1 / Ю. П. Конюшая. - М.: Изд-во МГУ, 1982. - 478 с.

42. Королева, Н. Отец. Книга вторая / Н. Королева. - М., 2002. -410с.

43. Космодемьянский, А. С. Константин Эдуардович Циолковский. 1857-1935 / А. С. Космодемьянский. - М.: Наука, 1987. - 304 с.

44. Коттон, Э. Семья Кюри и радиоактивность / Э. Коттон. -М.: Атомиздат, 1964. - 174 с.

45. Кошманов, В. В, Георг Ом / В. В. Кошманов. - М.: Просве­щение, 1980.-112 с.

46. Коффман, Д. Эрвин Шредингер / Д. Коффман. - М., 1987.

47. Кудрявцев, П. С. Исаак Ньютон / П. С. Кудрявцев. - М.: Уч­педгиз. 1963. - 172с.

48. Кудрявцев, П. С. История физики. В 3 т. /П. С. Кудрявцев.-М.: Просвещение, 1971.-452с.

49. Кудрявцев, П. С. М. В. Ломоносов / П. С. Кудрявцев. - М.: Учпедгиз, 1955.-124с.

50. Кудрявцев, П. С. Фарадей/П. С. Кудрявцев. - М., 1969. - 163 с.

51. Кузнецов, Б. Г. Пути физической мысли / Б. Г. Кузнецов. -М.: Наука, 1968. -347с.

52. Кузнецов, Б, Г. Эйнштейн. Жизнь. Смерть. Бессмертие / Б. Г. Кузнецов. - М., 1972.

53. Кюри Е. Мария Кюри / Е. Кюри. - М.: Атомиздат,1979. - 319 с.

54. Кюри, М. Пьер Кюри/М. Кюри. - М.: Наука, 1968. - 174 с.

55. Лауэ, М. История физики / М. Лауэ. - М.: Гостехиздат,1956. -229с.

56. Митио Каку. Физика невозможного. Династия, АНФ. Москва. 2009.

Путь в науку. Элективный курс по физике со старшеклассниками.
  • Физика
Описание:

Одна из задач старшей профильной школы - подготовить уча­щихся к осознанному выбору будущей профессии. Для этого школь­никам предлагаются способы деятельности выдающихся ученых, ис­пользование сведений из их биографии для решения учебных и жиз­ненных задач.

Как исследовать явления природы, задавать познава­тельные вопросы,, вести научные дискуссии? Как подготовиться к профессии ученого уже в школе? Лучше всего этому могут научить выдающиеся ученые. Данный курс построен на основе заданий с биографической информацией из жизни великих фи­зиков. Изучаются темы «Мое первое научное открытие», «Взра­сти в себе великого ученого», «Физика - моя будущая профес­сия?», «Семейные династии ученых-физиков». Приводятся све­дения из жизни и деятельности знаменитых физиков, раскрыва­ются качества, присущие настоящим ученым. 

Цель курса - развитие умений школьников исследовать явления природы, задавать вопросы и вести дискуссию, повышать уровень знаний по физике  и истории физики. В качестве содержания курса вы­ступает система заданий с биографической информацией, ориенти­рующая школьников на профессию ученого-физика.

Автор Заев Александр Иванович
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Физика
Подраздел
Просмотров 451
Номер материала 37386
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓