Путь
в науку.
Элективный курс по физике со
старшеклассниками.
пояснительная
записка
Одна из задач старшей профильной школы - подготовить учащихся
к осознанному выбору будущей профессии. Для этого школьникам предлагаются
способы деятельности выдающихся ученых, использование сведений из их биографии
для решения учебных и жизненных задач.
Как исследовать явления природы, задавать познавательные
вопросы,, вести научные дискуссии? Как подготовиться к профессии ученого уже в
школе? Лучше всего этому могут научить выдающиеся ученые. Данный курс построен
на основе заданий с биографической информацией из жизни великих физиков.
Изучаются темы «Мое первое научное открытие», «Взрасти в себе великого
ученого», «Физика - моя будущая профессия?», «Семейные династии
ученых-физиков». Приводятся сведения из жизни и деятельности знаменитых
физиков, раскрываются качества, присущие настоящим ученым.
Цель курса - развитие умений школьников исследовать явления
природы, задавать вопросы и вести дискуссию, повышать уровень знаний по физике и
истории физики. В качестве содержания курса выступает система заданий с
биографической информацией, ориентирующая школьников на профессию
ученого-физика.
Какие базовые педагогические технологии лежат в основе курса?
Элективный курс основывается на технологии контекстной интерпретации
биографической информации об ученых. Курс состоит из отдельных тем, включающих
историко-биографическую информацию и задания. В ходе занятий школьники учатся
составлять и реализовывать программу развития своих личностных качеств,
необходимых ученому: воли, воображения, нравственного поведения и др.
Курс рассчитан на 72 часа, изучение курса позволяет
учащимся более полно выявить свои способности в изучаемой области знаний,
создать предпосылки по применению освоенных способов в других учебных курсах,
подготовить себя к осознанному выбору профессий, предусматривающих владение
методами физики.
Курс ориентирован на учащихся, изучающих физику на повышенном
и углубленном уровне, а также на тех школьников, кто интересуется историей
физической науки и жизнью ее творцов.
Курс может с успехом использоваться не только в физико-
математическом, но и в других профилях старшей школы, поскольку деятельность
ученого относится ко многим сферам современного общества, в том числе
гуманитарным, социальным, экономическим, медицинским и другим.
Как осуществляется система контроля и оценки результатов
обучения учащихся? За работу на каждом занятии школьникам выставляется
оценочный рейтинг - это оценка, которую обучаемые получают за свою
деятельность на каждом занятии. Она определяется суммой всех баллов, которые
получают учащиеся за каждое выполненное задание на занятии.
Перечень критериев оценки деятельности школьников, а также
соответствующая балльная шкала представлены в таблице.
|
|
Макси-
|
|
Виды деятельности ученика
|
Критерии оценки деятельности школьника (в
баллах)
|
мальный суммарный балл
|
|
Выполнение
|
Оригинальность
|
Полнота и качество
|
Степень соответствия
|
|
|
задания
|
и мировоззренческая
|
ответов на вопросы
|
продукта условию
|
|
|
|
глубина
|
|
задания
|
1 2 баллов
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 баллов
|
5 баллов
|
2 балла
|
|
|
Написание
|
Глубина осмысления
|
Качество описания
|
Глубина осмысления
|
|
|
итоговой
|
применяемых методов и
|
чувств, ощущений
|
по лученных результатов
|
30 баллов
|
|
рефлексии
|
способов творческой
|
при выполнении
|
|
|
|
|
деятельности
|
заданий
|
|
|
|
|
1 0 баллов
|
10 баллов
|
10 баллов
|
|
|
Выполнение
|
Оригинальность и миро-
|
Полнота и качество
|
Степень соответствия про-
|
|
|
контрольно-
|
воззренческая глубина
|
ответов на вопросы
|
дукта условию задания
|
|
|
го задания
|
|
|
|
25 баллов
|
|
|
10 баллов
|
10 баллов
|
5 баллов
|
|
|
Подготовка к сюжетно-ролевой игре для персонажей
группы А
|
Мировоззренческая глубина и оригинальность
приветственной речи
|
Оригинальность и мировоззренческая глубина эссе
|
Количество составленных вопросов для учащихся
|
40 баллов
|
1 0 баллов
|
15 баллов
|
15 баллов
|
Подготовка
к сюжетно-ролевой игре для персонажей группы Б
|
Качество и
количество составленных вопросов ученым
|
Оригинальность и мировоззренческая
глубина электронной открытки для ученого
|
Качество и
количество правильных ответов на вопросы ученых
|
40 баллов
|
|
15 баллов
|
15 баллов
|
10 баллов
|
Написание промежуточной рефлексии
|
Глубина осмысления содержания своей творческой
деятельности.
|
Качество описания чувств, ощущений при выполнении
заданий
|
Глубина осмысления полученных результатов
|
9 баллов
|
|
|
|
|
|
|
3 балла
|
3 балла
|
3 балла
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Цели и задачи элективного курса «Путь в науку»:
-повысить уровень учащихся знаний по истории физики и
жизнедеятельности великих ученых, развить уровень познавательных и творческих
способностей, выработать в учащихся высокие нравственные качества, научить составлять
программу по саморазвитию .
научить:
- проводить
исследования различных физических явлений;
- вести диалог, дискуссию, дебаты;
- ценить свою семью и окружающих людей;
- сознавать свои достоинства и недостатки;
- составлять программу по самосовершенствованию.
Курс поможет:
- узнать
много интересного из жизни ученых-физиков;
- повысить уровень знаний по истории физики;
- развить такие качества, как честность,
ответственность, бережливость, патриотизм, скромность, отзывчивость;
- развить воображение и умение придумывать.
Как будет проходить обучение?
Курс состоит из двух учебных блоков: «Первые шаги в физическую
науку» и «В мире физиков и физики». После изучения каждого блока вам предстоит
выполнить итоговое творческое задание.
Каждый блок состоит из нескольких модулей. Модуль включает
занятия: уроки-дискуссии, деятельностные уроки, урок-игру, уроки- устные журналы,
уроки-семинары и уроки контроля. При изучении каждого модуля курса будет
выставляться определенный оценочный рейтинг – оценка за работу при изучении
соответствующего модуля.
Что будет проверяться и оцениваться?
• Умение
придумывать.
• Умение прогнозировать.
• Умение проводить исследование физических явлений.
• Уровень знаний о профессии ученого-физика.
• Умение планировать учебную деятельность.
• Умение составлять программу самосовершенствования личности.
• Умение выполнять рефлексию своей деятельности.
Где пригодятся знания, полученные при изучении
курса?
-расширится кругозор учащихся в области физики и истории
физики и техники, так как познакомятся с интересными фактами из жизни великих
ученых, с открытиями, сыгравшими ключевую роль в становлении и развитии
физической науки.
Изучив этот курс учащихся научатся планировать свою учебную
деятельность, что уменьшит время на подготовку к урокам, составлять программу
по саморазвитию личности, выполняя которую они станут развивать себя и повышать
уровень своих знаний, что положительно скажется на отметках в дневнике и
школьном журнале.
Курс сформирует у учащихся ценностное отношение к
своей семье и к окружающим людям. Значит, у учащихся появится больше друзей,
станет меньше конфликтов со сверстниками, будет взаимопонимание с родителями.
Курс разовьет у учащихся нравственные качества, без которых
нельзя стать по-настоящему счастливым и успешным, как в науке, так и в жизни.
Следовательно, этот курс поможет учащимся подняться на одну ступеньку не
только к своей будущей профессии, но и к счастью, обретению смысла жизни.
Курс научит учащихся видеть необычное в обычном и
обычное в необычном. Вполне возможно, что это поможет учащимся при поступлении
в вуз и трудоустройстве на высокооплачиваемую, интересную работу, поскольку,
творческое воображение - одно из важнейших качеств, которое ценится у
профессионалов любого дела.
Содержание
Введение
....................................................................
Часть I. первые шаги в физическую
науку...............................
Тема 1. Мое первое «научное
открытие»........................................
Занятие 1. Удивление и любопытство — основа научного
открытия.............................................................................................
Занятие 2. Основные методы физических открытий. Наблюдение
как источник научных
открытий......................................................
Занятие 3. Как провести физический
эксперимент........................
Занятие 4. Как стать пытливым
ученым-теоретиком.....................
Занятие 5. Задание для первого научного
открытия.......................
Тема 2. Взрасти в себе великого
ученого........................................
Занятие 1. Нравственность - основа личности великого
ученого.
Занятие 2. Воля как духовная сила
гения........................................
Занятие 3. Разносторонность интересов великого
ученого...........
Занятие 4. Выполнение контрольного
задания...............................
Тема 3. Физика - моя будущая
профессия?..................;.................
Сюжетно-ролевая игра
«Пресс-конференция»...............................
Эвристическая олимпиада по
физике..............................................
Дистанционная ученическая
конференция.......................................
Часть
II. В мире
Физиков и Физики.................................................
Тема 4. История физики - история
личностей..............................
Наука-дело молодых!......................................................................
Кто есть
гений?..................................................................................
Модели жизнедеятельности великих
физиков................................
Какой бывает одаренность?..............................................................
Ученый - личность
многогранная....................................................
Воля - сила великих
ученых...........................................................
Великие ученые - гениальные
профессионалы!
Вопросы и задания для самостоятельной
работы...........................
Тема 5. Семейные династии
ученых-физиков...............................
О воспитании гениев по методу
Витте...........................................
Каким было семейное воспитание будущих
гениев?...................
Семейная династия
Мандельштамов.............................................
Семейная династия
Брэггов............................................................
Семейная династия Беккерелей......................................................
Семейная династия
Кюри................................................................
Семейная династия
Бернулли.........................................................
Семейная династия Дарвиных........................................................
Семейная династия
Капиц...............................................................
Семейная династия
Гершелей..........................................................
При каких условиях воспитывались в семье
гении?....................
О педагогическом кредо родителей великих
ученых...................
Вопросы и задания для самостоятельной
работы.........................
Тема 6. Врачи на поприще физической
науки.............................
Что сделали врачи на поприще физической
науки?.....................
Кратко об истории медицинских
исследований...........................
Из истории исследований кровеносной системы
человека..........
О вкладе врача в разгадку строения атома....................................
Вклад физических методов в развитие
медицины........................
Техника в руках
врачей...............................................................
Методы физической науки развивают
медики..............................
Как теория медицины развивалась на основе химии и физики?.
О вкладе врачей в исследование тепловых
явлений.....................
Роль врачей в создании новой физической картины
мира.......,...
Термодинамические исследования
врачей....................................
Обобщим
главное...........................................................................
Вопросы и задания для самостоятельной
работы.........................
Тема 7. Занимательные случаи из жизни великих
физиков.....
Заключение....
Список
литературы.......
1. Абрагам,
А. Время вспять, или Физик, физик, где ты был? / А. Анатоль. - М.: Наука,
1991. -391 с.
2. Азерников, В. 3. Неслучайные случайности / В.
3. Азерников -М.: Дет. лит., 1972.-272 с.
3. Александр
Степанович Попов в характеристиках и воспоминаниях современников. - М.;
Л.:Изд-во АН СССР, 1958. - 457 с.
4. Арлазоров, М. Циолковский / М. Арлазоров. - М.:
Молодая гвардия,1963.-334с.
5. Астафуров, В. И. М. В. Ломоносов / В. И.
Астафуров. - М.: Просвещение, 1985. - 142 с.
6. Асташенков, П. Г. Курчатов / П. Г. Асташенков.
- М.: Молодая гвардия, 1967. - 200 с.
7. Белонучкин,
В. Е. Кеплер, Ньютон и все-все-все... / В. Е. Белонучкин. - М.:
Наука, 1990. - 128 с.
8. Белъкинд, Л. Д. Андре-Мари-Ампер / Л. Д.
Белькинд - М • Наука, 1968. - 278 с.
9. Бикар,
П. Фредерик Жолио-Кюри и атомная энергия / П. Бикар. -,М.:.Гос. изд.
лит-ры. в обл. атомной науки и техники 1962.-219с.
10. Борец, Т. Здравствуйте, господин Ампер / Т.
Борец. - Минск: Выш. школа, 1981. - 304 с.
11. Бессараб,
М. Ландау. Страницы жизни / М. Бессараб. - М.: Московский рабочий, 1971. - 135
с.
12. Быков, Г.
В. Амедео Авогадро. Очерк жизни и деятельности / Г. В. Быков. - М.: Наука,
1970. - 182 с.
13. Вавилов, С.
И. Михаил Васильевич Ломоносов /СИ Вавилов. - М.: Изд. АНСССРД961. - 146
с.
14. Вавилов, С. И. Исаак Ньютон / С. И.
Вавилов - М: АНСССР, 1961.-293 с.
15. Веселовский
И. Н. Архимед /И. Н. Веселовский. - М.: Гос. уч.-пед. изд-во Мин.
просвещения РСФСР, 1957. - 109 с.
16. Генрек, Ф. Альберт Эйнштейн / Ф. Генрек. - М/
Мир 1984 -128с..
17. Гернек, Ф. Пионеры
атомного века. Великие исследователи от Максвелла до Гейзенберга / Ф. Генрек. -
М.: Прогресс, 1974. - 271 с.
18. Гиндинкин,
С. Г. Рассказы о физиках и математиках / С. Г. Гендикин. - М.: Наука,
1985. - 191 с.
19. Галин, Г.
М. Классики физической науки (с древнейших времен до начала XX в.) / Г. М.
Голин, С. Р. Филонович. - М.: Высш. школа, 1989.-576с.
20. Голованов, Я. Этюды об ученых / Я. Голованов. —
М.: Молодая гвардия, 1970. - 287 с.
21. Головин, И. Н. И. В. Курчатов / И. Н. Головин. -
М.: Атомиз-дат, 1978.-134 с.
22. Григорьян, А. Т. Генрих Герц/ А. Т. Григорьян,
А. Н. Вяльцев. - М.: Наука, 1968. -307 с.
23. Григоръян,
А. Т. Даниил Бернулли / А. Т. Григорьян, Б. Д. Ковалев. - М.: Наука, 1981.
- 315 с.
24. Данин, Д. С. Резерфорд / Д. С. Данин. - М.:
Молодая гвардия, 1966.-621с.
25. Дорфман, Я. Г. Всемирная история физики / Я. Г.
Дорфман. -М.: Наука, 1974.
26. Дуков, В.
М. Петр Николаевич Лебедев его жизнь и деятельность/В. М. Дуков. -М.; Л!:
Гос. изд. тех.-теор. лит-ры,1951. -109 с.
27. Житомирский, С. В. Архимед / С. В. Житомирский.
- М.: Просвещение, 1981. - 110 с.
28. Заблудовский,
П. Е. История медицины / П. Е. Заблудовский, Г. Р. Крючок Г. Р., М. К.
Кузьмин, М. М. Левит. - М.: Медицина, 1981. -350с.
29. Зелиг, К. Альберт Эйнштейн / К. Зелинг. - М.:
Атомиздат, 1964.-203 с.
30. Иваницкий, Г. Р. Борьба идей в биофизике / Г. Р.
Иваницкий. -М.:3нание,1982.-63с.
31. Иоффе, А.
Ф. Встречи с физиками / А. Ф. Иоффе. - М.: Гос. изд. физ.-мат. лит, 1960. -
142 с.
32. Карцев, В.П. Всегда молодая физика / В. П.
Карцев. - М.: Сов. Россия, 1983.-363 с.
33. Карцев, В. П. Максвелл / В. П. Карцев. - М.:
Молодая гвардия, 1974. - 333 с.
34. Кедров, Ф. Ирен и Фредерик Жолио-Кюри / Ф. Кедров.
- М.: Атомиздат, 1975. - 159 с.
35. Кедров, Ф. Цепная реакция идей / Ф. Кедров. -
М.: Знание, 1985.-160 с.
36. Кикоин И. К. Рассказы о физиках и физике / И. К.
Кикоин. -М.: Наука, 1986. - 154 с.
37. Кляус, Е. М. Макс Планк / Е. М. Кляус, У. И.
Франкфурт. -М,: Наука, 1980. -391 с.
38. Кляус, Е. М. Поиски и открытия / Е. М. Кляус. -
М.: Наука, 1986. -175 с.
39. Кляус, Е. М. Томас Юнг. Творцы физической
оптики / Е. М. Кляус.-М., 1973.
40. Кикоин, Л. М. Юность академиков / Л. М. Кикоин.
- М.: Сов. Россия, 1970. - 190с.
41. Конюшая, Ю.
П. Открытия советских ученых. 4.1 / Ю. П. Конюшая. - М.: Изд-во МГУ, 1982.
- 478 с.
42. Королева, Н. Отец. Книга вторая / Н. Королева. -
М., 2002. -410с.
43. Космодемьянский,
А. С. Константин Эдуардович Циолковский. 1857-1935 / А. С. Космодемьянский.
- М.: Наука, 1987. - 304 с.
44. Коттон, Э. Семья Кюри и радиоактивность / Э.
Коттон. -М.: Атомиздат, 1964. - 174 с.
45. Кошманов, В. В, Георг Ом / В. В. Кошманов. - М.:
Просвещение, 1980.-112 с.
46. Коффман, Д. Эрвин Шредингер / Д. Коффман. - М.,
1987.
47. Кудрявцев, П. С. Исаак Ньютон / П. С. Кудрявцев.
- М.: Учпедгиз. 1963. - 172с.
48. Кудрявцев, П. С. История физики. В 3 т. /П. С.
Кудрявцев.-М.: Просвещение, 1971.-452с.
49. Кудрявцев, П. С. М. В. Ломоносов / П. С.
Кудрявцев. - М.: Учпедгиз, 1955.-124с.
50. Кудрявцев, П. С. Фарадей/П. С. Кудрявцев. - М.,
1969. - 163 с.
51. Кузнецов,
Б. Г. Пути физической мысли / Б. Г. Кузнецов. -М.: Наука, 1968. -347с.
52. Кузнецов, Б, Г. Эйнштейн. Жизнь. Смерть.
Бессмертие / Б. Г. Кузнецов. - М., 1972.
53. Кюри Е. Мария Кюри / Е. Кюри. - М.:
Атомиздат,1979. - 319 с.
54. Кюри, М. Пьер Кюри/М. Кюри. - М.: Наука, 1968. -
174 с.
55. Лауэ, М. История физики / М. Лауэ. - М.:
Гостехиздат,1956. -229с.
56. Митио Каку. Физика невозможного. Династия, АНФ. Москва.
2009.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.