Главная / Начальные классы / Публикация по русскому языку на тему

Публикация по русскому языку на тему

Развитие   личностных и социальных компетенций младших школьников на занятиях русского языка в Центре развития ребёнка.

Соколова Г.Е.

учитель начальных классов

МБОУ гимназия № 11 г. Ельца


       Маленький человек идёт в школу. Будет ли он ощущать себя уверенно, научится ли мыслить и действовать самостоятельно? Ведь в современном мире умение мыслить, опираясь на знания и опыт, ценится гораздо выше, чем просто эрудиция, владение большим объёмом знаний без умения применять эти знания для решения жизненных проблем. Поэтому качество образования сейчас во многом связано  с умением приобретать новые знания, применяя их в реальной жизни, с формированием новой системы знаний, умений и навыков, а также опытом самостоятельной деятельности и личной ответственности учащихся, то есть с современными ключевыми компетенциями.

Работая учителем начальных классов, я понимаю, что приоритеты начального образования остаются прежними – формирование  общеучебных умений и навыков, но крайне необходимо формировать у детей и ключевые компетентности, имеющие универсальное значение для различных видов деятельности.

  1. Предметные (знания о сущности и особенностях объектов и явлений действительности, умение решать предметные задачи).

  2. Личностные (формирование мотивации к обучению, способность к саморазвитию,  социальные компетенции).                                                                                    

  3. Метапредметные (освоение универсальных учебных действий, в том числе коммуникативных, формирование информационной компетенции).

        Поэтому целью своей педагогической деятельности на занятиях русского языка Центра развития считаю создание условий для формирования и  развития ключевых и предметных компетентностей младших школьников средствами внеурочной деятельности.  На своих занятиях я организую познавательную деятельность учащихся, формирую и развиваю предметные и ключевые компетенции, применяю современные образовательные технологии, создаю «ситуацию успеха», психологического  комфорта. Для этого использую следующие образовательных технологии.

  1. Организация групповых видов деятельности, формирующих самостоятельное мышление.

  2. Опора на проблемные ситуации реальной жизни ,организация дискуссий, обсуждение и принятие решений.

  3. Опора на применение знаний из различных областей при решении проблем.

  4. Организация поисковой и исследовательской деятельности, умение работать с разными источниками информации.

  5. Создание условий для самооценки и взаимооценки принимаемых решений.

Для учеников 3-4 классов особо выделяю применение информационно- коммуникативных технологий.       Важнейшей  ключевой компетентностью младших школьников считаю информационную компетентность, так как умение работать с информацией становится ключевым интеллектуальным умением и моя задача, как учителя, формировать умение работать с информацией разных видов: текстовой, иллюстративной, графической, звуковой, мультимедийной.

Особо обращаю внимание на активизацию самостоятельной учебной деятельности. C 1 класса используют компьютер на различных этапах занятия, работая с электронными учебными материалами.

  1. Индивидуально, развивая самоконтроль и исследовательские навыки.

  2. В парах, группах,  развивая навыки сотрудничества, взаимопомощи.

  3. Для оформления и представления творческих проектов.

  4. Как с источником  образовательной информации при работе в группах и индивидуально.

  5. Создавая материал для самопроверки и коллективного обсуждения.

  6. Во время одного из этапов интерактивной интеллектуальной эстафеты.

        Все эти приёмы работы с компьютером на занятиях в Центре развития ребёнка используются мною с целью активизации самостоятельной учебной деятельности обучающихся. Во внеурочной деятельности  я прививаю своим ученикам необходимость делать предварительный отбор источников информации для поиска новых знаний.

Мне важно научить детей, находя нужную информацию при работе с разными источниками, критически оценивать информацию, выявляя её достоверность. Справочники, словари, энциклопедии, в том числе и электронные, дают такую возможность, что прямо на занятии при работе  с ними можно сравнить данные из разных источников, проанализировать их и сделать вывод. Добывая новую информацию, мои ученики используют способы: наблюдение, чтение и письмо, слушание. Затем они перерабатывают полученную информацию (анализируют, обобщают, классифицируют, сравнивают, выделяют причины и следствия) для получения необходимого результата.

Ежегодно мы с ребятами работаем над проектами, объединённых одним названием «Интересный русский язык». Эпиграфом мы взяли слова из стихотворения А.Яшина

Я люблю свой родной язык!

Он понятен для всех, певуч.

Он, как русский народ ,многолик,

Как держава наша, могуч!

В этом году четвероклассники выбрали интересные для себя темы « Эти разнообразные приставки» и «Устаревшие слова».

Важной составляющей информационной компетентности учеников является преобразование информации из одной формы в другую и выбор наиболее удобной для себя формы. Ребята представляли свои проекты в виде текстов, таблиц, схем, иллюстраций. Учу, работая с информацией, передавать её содержание в сжатом и развёрнутом виде, составлять план текста, создавать сами тексты: тезисы,сообщения, сочинения различных жанров. Наиболее наглядно это можно проследить на примере творческих работ, выполненных моими учениками с применением информационных технологий.

В реальной жизни ученики большую часть времени проводят в малых группах: в школах,  дома, в семье, с друзьями. Возникает проблема общения, умения  осуществлять совместную деятельность, принимать самостоятельные и совместные решения, идти на компромисс, то есть совместная деятельность занимает значительную часть жизни младших школьников. Я считаю, что в современном мире важнейшим умением является умение общаться. Договариваться, выстраивать свои отношения с партнёрами, осваивать принятые в обществе нормы поведения, понимать других, толерантно относиться к другой точке зрения – это то, чему я  учу своих воспитанников на наших занятиях русского языка, формируя коммуникативную компетентность.

  Работая в Центре развития я активно использую метод обучения в сотрудничестве. Ученики понимают, что успех или неудача  общего дела зависит и от того, насколько сплочённо и дружно работает их команда, в какой мере они придут к взаимопониманию и согласию. При работе над формированием умения общаться и работать в группе опираюсь на следующие принципы:

  • разнородность группы по успеваемости, полу;

  • одно задание на группу;

  • необходимость участия каждого члена группы в его выполнении;

  • обозначение ролей учителем, распределение ролей учениками;

  • один комплект материалов (текст, задание и т.д.);

  • одна оценка за проделанную работу на группу.

Совместная  учебно-познавательная, творческая деятельность учащихся  в группе приносит положительные  результаты. Ребята формируют собственную точку зрения, учатся её аргументировать, они стремятся применить  полученные знания в конкретных заданиях, развивается чувство товарищества, взаимопомощи. Во время общения между собой и с учителем на занятии  формируется коммуникативная компетентность. Оценить уровень её сформированности  можно по результативности участия учеников  в командных мероприятиях , проводимых в Центре развития , включая интеллектуальные игры, игры-конкурсы, такие как игра «Составим ребус»,   викторина «Юные лингвисты», конкурс «Грамматика» и т.д.

     Ученики живут в социуме и на своих занятиях я создаю условия для их  социализации. Разноплановая структура занятия, подбор тематики материала направлены на формирование социальной компетентности Важно научить детей решать типовые жизненные ситуации, связанные с выполнением типичных ролей ученика, товарища, члена семьи..    Одним из показателей сформированности социальной компетентности является позитивная внеурочная деятельность. Ребята с удовольствием посещают занятия Центра развития, осваивают разные технологии, применяемые на занятиях, перенося полученный опыт как в учебную деятельность, так и во внешкольную жизнь.

Таким образом, через формирование информационной, коммуникативной и социальной компетентности учащихся на занятиях русского языка, я осуществляю развитие компетентности личности младших школьников, готовя их как к успешному освоению учебной программы на любом этапе обучения, так и к самостоятельной «взрослой» жизни.


Публикация по русскому языку на тему
  • Начальные классы
Описание:

     Маленький человек идёт в школу. Будет ли он ощущать себя уверенно, научится ли мыслить и действовать самостоятельно? Ведь в современном мире умение мыслить, опираясь на знания и опыт, ценится гораздо выше, чем просто эрудиция, владение большим объёмом знаний без умения применять эти знания для решения жизненных проблем. Поэтому качество образования сейчас во многом связано  с умением приобретать новые знания, применяя их в реальной жизни, с формированием новой системы знаний, умений и навыков, а также опытом самостоятельной деятельности и личной ответственности учащихся, то есть с современными ключевыми компетенциями.

        Работая учителем начальных классов, я понимаю, что приоритеты начального образования остаются прежними – формирование  общеучебных умений и навыков, но крайне необходимо формировать у детей и ключевые компетентности, имеющие универсальное значение для различных видов деятельности.

1.       Предметные (знания о сущности и особенностях объектов и явлений действительности, умение решать предметные задачи).

2.      Личностные (формирование мотивации к обучению, способность к саморазвитию,  социальные компетенции).                                                                                    

3.      Метапредметные (освоение универсальных учебных действий, в том числе коммуникативных, формирование информационной компетенции).

        Поэтому целью своей педагогической деятельности на занятиях русского языка Центра развития считаю создание условий для формирования и  развития ключевых и предметных компетентностей младших школьников средствами внеурочной деятельности.  На своих занятиях  я организую познавательную деятельность учащихся, формирую и развиваю предметные и ключевые компетенции, применяю современные образовательные технологии, создаю «ситуацию успеха», психологического  комфорта. Для этого использую следующие  образовательных технологии.

1.      Организация групповых видов деятельности, формирующих самостоятельное мышление.

2.      Опора на проблемные ситуации реальной жизни ,организация дискуссий, обсуждение и принятие решений.

3.      Опора на применение знаний из различных областей при решении проблем.

4.      Организация поисковой и исследовательской деятельности, умение работать с разными источниками информации.

5.      Создание условий для самооценки и взаимооценки принимаемых решений.

Для учеников 3-4 классов особо выделяю применение информационно- коммуникативных технологий.       Важнейшей  ключевой компетентностью младших школьников считаю информационную компетентность, так как умение работать с информацией становится ключевым интеллектуальным умением и моя задача, как учителя, формировать  умение работать с информацией разных видов: текстовой, иллюстративной, графической, звуковой, мультимедийной.

Особо обращаю внимание на активизацию самостоятельной учебной деятельности. C1 класса используют компьютер на различных этапах занятия, работая с электронными учебными материалами.

1.      Индивидуально, развивая самоконтроль и исследовательские навыки.

2.      В парах, группах,  развивая навыки сотрудничества, взаимопомощи.

3.      Для оформления и представления творческих проектов.

4.      Как с источником  образовательной информации при работе в группах и индивидуально.

5.      Создавая материал для самопроверки и коллективного обсуждения.

6.      Во время одного из этапов интерактивной интеллектуальной эстафеты.

        Все эти приёмы работы с компьютером на занятиях в Центре развития ребёнка используются мною с целью активизации самостоятельной учебной деятельности обучающихся. Во внеурочной деятельности  я прививаю своим ученикам необходимость делать предварительный отбор источников информации для поиска новых знаний.

 Мне важно научить детей, находя нужную информацию при работе с разными источниками, критически оценивать информацию, выявляя её достоверность. Справочники, словари, энциклопедии, в том числе и электронные, дают такую возможность, что прямо на занятии при работе  с ними можно сравнить данные из разных источников, проанализировать их и сделать вывод. Добывая новую информацию, мои ученики используют  способы: наблюдение, чтение и письмо, слушание. Затем они перерабатывают полученную информацию (анализируют, обобщают, классифицируют, сравнивают, выделяют причины и следствия) для получения необходимого результата.

 Ежегодно  мы с ребятами работаем над проектами, объединённых одним названием «Интересный русский язык». Эпиграфом мы взяли слова из стихотворения А.Яшина

Я люблю свой родной язык!

Он понятен для всех, певуч.

Он, как русский народ ,многолик,

Как держава наша, могуч!

 В этом году четвероклассники выбрали интересные для себя темы « Эти разнообразные приставки» и «Устаревшие слова».

          Важной составляющей информационной компетентности учеников является преобразование информации из одной формы в другую и выбор наиболее удобной для себя формы. Ребята представляли свои проекты в виде  текстов, таблиц, схем, иллюстраций. Учу, работая с информацией, передавать её содержание в сжатом и развёрнутом виде, составлять план текста, создавать сами тексты: тезисы,сообщения, сочинения различных жанров. Наиболее наглядно это можно проследить на примере творческих работ, выполненных моими учениками с применением информационных технологий.

         В реальной жизни  ученики большую часть времени проводят в малых группах: в школах,  дома, в семье, с друзьями. Возникает проблема общения, умения  осуществлять совместную деятельность, принимать самостоятельные и совместные решения, идти на компромисс, то есть совместная деятельность занимает значительную часть жизни младших школьников. Я считаю, что в современном мире важнейшим умением является умение общаться. Договариваться, выстраивать свои отношения с партнёрами, осваивать принятые в обществе нормы поведения, понимать других, толерантно относиться к другой точке зрения – это то, чему я  учу своих воспитанников на наших занятиях русского языка, формируя коммуникативную компетентность.

  Работая  в Центре развития я активно использую  метод обучения в сотрудничестве. Ученики понимают, что успех или неудача  общего дела зависит и от того, насколько сплочённо и дружно работает их команда, в какой мере они придут к взаимопониманию и согласию. При работе над формированием умения общаться и работать в группе опираюсь на следующие принципы:

·разнородность группы по успеваемости, полу;

·одно задание на группу;

·необходимость участия каждого члена группы в его выполнении;

·обозначение ролей учителем, распределение ролей учениками;

·один комплект материалов (текст, задание и т.д.);

·одна оценка за проделанную работу на группу.

Совместная  учебно-познавательная, творческая деятельность учащихся  в группе приносит положительные  результаты. Ребята формируют собственную точку зрения, учатся её аргументировать, они стремятся применить  полученные знания в конкретных заданиях, развивается чувство товарищества, взаимопомощи. Во время общения между собой и с учителем на занятии  формируется коммуникативная компетентность. Оценить уровень её сформированности  можно по результативности участия учеников  в командных мероприятиях , проводимых в Центре развития , включая интеллектуальные игры, игры-конкурсы, такие как игра «Составим ребус»,   викторина «Юные лингвисты», конкурс «Грамматика» и т.д.

     Ученики живут в социуме и на своих занятиях я создаю условия для их  социализации. Разноплановая структура занятия, подбор тематики материала  направлены на формирование социальной компетентности Важно научить детей решать типовые жизненные ситуации, связанные с выполнением типичных ролей ученика, товарища, члена семьи..    Одним из показателей сформированности социальной компетентности является позитивная внеурочная деятельность. Ребята с удовольствием посещают занятия Центра развития, осваивают разные технологии, применяемые на занятиях, перенося полученный опыт как в учебную деятельность, так и во внешкольную жизнь.

Таким образом, через формирование  информационной, коммуникативной и социальной компетентности учащихся на занятиях русского языка, я осуществляю развитие компетентности личности младших школьников, готовя их как к успешному освоению учебной программы на любом этапе обучения, так и  к  самостоятельной «взрослой» жизни.

 

Автор Соколова Галина Евгеньевна
Дата добавления 30.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 368
Номер материала 18852
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓