Главная / Начальные классы / Публикация: Нравственно – патриотическое воспитание личности

Публикация: Нравственно – патриотическое воспитание личности

Автор: Григораш Анастасия Викторовна


Нравственно – патриотическое воспитание личности.

«Наша школа должна быть открыта для всего нового, должна идти в ногу со временем и при этом сохранять свое уникальное лицо, свои корни, те ценности, которые веками закладывались в обществе, должна не только учить, но и воспитывать человека и гражданина», - сказал В. В. Путин, выступая на церемонии награждения учителей.

Школа сегодня меняется и приоритет воспитания в последних документах, отражающих государственную политику в образовательных учреждениях, вызывают необходимость осмысления организации учебно-воспитательного процесса учащихся.

Налицо нравственное неблагополучие в общественной и школьной среде. Я считаю, что образовательная деятельность, выполняя свои познавательные функции, должна быть, нацелена на реализацию воспитательного потенциала учебных дисциплин, а каждый педагог нёс положительный заряд взаимодействия с детьми, основанный на уважении к ним, принципах возрастного, личностно-ориентированного и субъектного подхода не на словах, а в практическом действии.

Наиболее значимыми, как показывает педагогическая практика и её анализ, следует считать:

Гуманизм, в основе которого заложено уважение и доброжелательность по отношению к другому человеку, доброта как источник чувства, действия и отношения к окружающему миру.

Ответственность как моральная готовность держать ответ за свои мысли и действия, соотносить их с возможными последствиями.

Долг как осознание и готовность к проявлению своих обязанностей перед государством, обществом, людьми и самим собой.

Совестливость как регулятивная основа всей жизнедеятельности человека

Чувство собственного достоинства как нравственное самоутверждение на основе эмоционально-рефлексивной и позитивно окрашенной установки на самоуважение и уважение к другому человеку.

Гражданственность как чувство Родины, неразрывной связи с отечеством, причастности к его судьбе.

Акцент на данные характеристики позволяет осмысливать школьникам, приобщаться в процессе воспитания и осваивать в соотнесении со своими проявлениями такие собирательные и образные понятия как:

Культура чувств – умение и стремление к эмоциональному самопроявлению в горизонте меры и нравственности.

На каких же основных педагогических принципах необходимо осуществлять данную направленность нравственного воспитания?

Воспитать нравственную личность нужно в системе с 1-го по 11-ый класс, учитывая возрастные изменения учащихся, построенной по принципу диалогического взаимодействия с ними.

Я работаю с детьми начальной школы. При работе с ними акцент делаю на желании быть хорошим , на характерное для них внимание к нравственной стороне поступка, желание дать ему моральную оценку, получить оценку окружающих. Учитываю конкретность их мышления, способность к яркой фантазии, творческую активность, игровую направленность. Я строю диалог с детьми как сюжетный рисунок сказки, приключения, совершаемого путешествия, открытия тайны, проведения коллективной игры, общего размышления над проблемой.

Так, например, это были сокровенные желания ребёнка, посланные Гудвину в Изумрудный город, опосредованные высказывания о себе и своих проблемах через введённых в диалог нарисованных человечков, через продолженные предложения или составление концовки сказочного сюжета. Нравственный выбор ребёнка может быть осуществлён в процессе игры, анализа ситуаций, решения педагогических задач. Своё самочувствие в коллективе маленький школьник может выразить в символизирующих настроение цветных квадратиках. Атмосфера в семье проявится в серии рисунков, самооценка – в специально введённых символических знаках.

Приведу пример одного из занятий: «Доброта что солнце».

Выстраивая сюжет, отталкивалась от того, что более близко и знакомо маленьким детям – от сказки:

- Вы любите сказки?

- Какие сказки вы знаете?

- Почему вам нравятся сказки?

- Да, в сказках происходит много интересного, необычного и полюбившимся вам героям помогают волшебники. А все ли волшебники помогают?

- Какие бывают волшебники?

- Да, добрые и злые.

Так дети выходят на понятие добра. Выходят они на него сами в логике выстроенного со мной диалога. Это и является завязкой и началом беседы о доброте с маленькими детьми.

- А вам какие волшебники нравятся?

- Почему?

- Значит, добрые волшебники творят Добро! (Если какой-то ребёнок предпочтёт злого волшебника, отметила, что и об этих волшебниках мы обязательно поговори). А в народе говорят: «Доброта что солнце». Как вы думаете, почему?

Дети включаются в процесс «думания». Именно этот процесс должен лежать в основе этического занятия. И чтобы он был активным, важно вызвать эмоциональную реакцию детей, пробудить мир их чувств. С этой целью предлагаю детям вообразить красивую волшебную полянку, освещённую солнцем. Такая полянка была изображена на полотне (а может на детских рисунках, на доске, которую учитель открывает в этот момент). Она может быть создана творческим воображением детей.

- Посмотрите, какая красивая полянка. Представим себя на ней. Вам нравится?

- А теперь представьте, что солнышко закрыла туча. Стало темно, пасмурно, неуютно и холодно. И вот тучка начала понемногу уходить, появился первый лучик солнышка. Что мы почувствовали, греясь в его лучах?

- Конечно, тепло. А если доброта что солнце, то доброта – это...?

- Верно, тепло, теплота. А лучик солнышка, согревший нас на полянке, проявил к нам... что?

- Внимание, потому что он о нас... что?

- Позаботился.

- Следовательно, доброта – это ещё и... что?

- Конечно, внимание и забота. Видите, как нам лучик помог понять, что такое доброта. Это теплота, внимание и забота, проявленные нами к кому-то.

Так строится диалог с маленькими детьми. Важно, чтобы педагог не объяснял детям нравственные истины, а выводил к ним мысль детей в процессе совместного поиска. Чтобы эти понятия были не только усвоены, но и присвоены ребёнком, т.е. стали личностно значимыми, необходимо включить их в сферу подсознательной деятельности, формирующей опыт поведения. И сделать это надо на самом этическом занятии.

Как?

С помощью разнообразных игровых и тренировочных методик, позволяющих вывести ребёнка на положительный опыт доброго отношения к другому и закрепить этот опыт в реальных детских взаимоотношениях. В данном занятии это можно сделать следующим образом:

- Посмотрите, ребята, на солнышко на нашей красивой поляне. Каждый его лучик несёт в себе тепло, заботу и внимание. Хотите в этом убедиться?

Педагог включает воображение детей, предлагая им своеобразную игру. Он как бы вручает лучик одному из воспитанников (можно такие лучики заготовить и вручать ребятам в процессе игры, поскольку маленькие дети любят «конкретику»), спрашивая, кому бы он подарил этот символ своего внимания, теплоты и заботы. Далее лучик «вручается» ещё нескольким. Данная игра в то же время является и методикой, определяющей приоритеты в отношениях детей к близким, окружающим и сверстникам.

Чтобы каждый ребёнок мог стать объектом чьего-то внимания, испытать положительные эмоции, ситуацию успеха и в то же время ощутить себя субъектом, действия которого дарят эти эмоции другому, педагог продолжает игровой процесс:

- Скажите, ребята, приятно было получить и подарить солнечный лучик, излучающий тепло, заботу и внимание?

- Но ведь не каждый смог испытать это приятное ощущение. Подумаем вместе, как сделать так, чтобы его испытал каждый.

- Посмотрите на нашу поляну. Ведь она волшебная, верно? А какой волшебный цветок растёт на такой поляне?

- Конечно, цветик-семицветик. Кто хочет его оживить?

Дети (семь человек) становятся в круг, соединив руки в форме лепестка. Под хоровое повторение «заклинания»: «лети, лети, лепесток»... они кружатся. Руководитель при словах «быть по-моему вели» «отрывает лепесток» и пускает его в «свободный полёт». В результате ребёнок подходит к кому-то по своему выбору и произносит доброе пожелание, радующее другого.

Игра также является методикой, позволяющей судить как об общей атмосфере в коллективе, так и об иерархии в системе детских взаимоотношений.

Таких «цветиков» может быть два или три, чтобы наибольшее количество детей стали участниками игры.

- Действительно, «цветик-семицветик» волшебный. Посмотрите, какая добрая атмосфера стала в нашем классе, сколько приятного услышали мы. Но ведь опять не все почувствовали это, верно?

- Посмотрим, нет ли на нашей полянке ещё чего-нибудь волшебного... Оказывается, есть... – клубочек. Надо проверить, в чём же его волшебство.

С этими словами педагог подходит к одному из ребят (здесь удобнее организовать круг) и предлагает ребёнку потянуть клубочек за ниточку. Как только он возьмётся за ниточку и начнёт тянуть, руководитель произносит:

- Ой, действительно, клубочек волшебный! Как только ты взялся за ниточку, я увидела все твои лучшие качества. Хочешь, я тебе их назову?

Конечно, ребёнок очень этого хочет, а у взрослого есть возможность повысить его авторитет, укрепить уверенность в себе при необходимости. В то же время в ценностных ориентациях детей появляется возможность повысить роль нравственных качеств личности.

Далее каждый ребёнок, разматывая «волшебную» ниточку, последующему ребёнку называет его лучшие качества не зависимо от того, как строились их отношения до этого. И теперь необходимую долю положительных эмоций получает каждый. Педагог же, используя эту игру-методику, глубже и полнее проникает в суть детских взаимоотношений. Усиливая воспитательный акцент, он активизирует внимание детей на той атмосфере тепла, внимания и доброжелательности, которая воцарилась в классе.

- Обратите внимание, ребята, как много в вас хорошего, какая добрая, тёплая и светлая атмосфера царит у нас. Постараемся её сберечь?

Последующие занятия позволят закрепить и углубить нравственные основы отношений детей.

Каждый год в преддверии 23 февраля и 9 Мая мы с учениками посещаем Ветеранов ВОВ. Мы готовим поздравления, изготавливаем открытки, покупаем подарки. Какое волнение и трепет в душе испытывают ребята после таких мероприятий.

Осенью мы провели литературно-музыкальный праздник «Рябина России», Были проведены мероприятия на темы «Доброта», «Уроки святости и чистоты», «Духовный подвиг Серафима Вырицкого в годы Великой Отечественной войны», «Весенние поделки» (по народному творчеству), «Характер и судьба».

Патриотизм закладывается укоренением в душе доброты и любви с самого раннего возраста, слагается из многого, начинается с мелочей, зарождается в детстве. Ребенок любит свою мать и своего отца, свою семью, свой дом, родных и близких. Постепенно расширяясь, его привязанности распространяются на школу, село, город, всю свою страну. Это большое и глубокое чувство характеризуется «духовным горением», стремлением привнести в мир согласие, благоденствие, процветание. При этом чувство патриотизма не содержит чувств враждебности к другим народам, но и не позволит никому идти вразрез интересам своего народа. Патриотизм в этом смысле созвучен заповедям христианства о любви к ближнему, как к самому себе. Таков истинный патриотизм.

C:\Users\Семья\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\S6001589.jpg

C:\Users\Семья\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\S6001360.jpg

D:\Фотографии\Школа 2011-2012\P1000071.JPG


D:\Фотографии\Школа 2011-2012\S6000161.JPGD:\Фотографии\Школа 2011-2012\P1000079.JPG

D:\Фотографии\Школа 2011-2012\S6000275.JPG

D:\Фотографии\Школа 2011-2012\S6000263.JPG

D:\Фотографии\Школа 2011-2012\S6000270.JPG







Публикация: Нравственно – патриотическое воспитание личности
  • Начальные классы
Описание:

Статья о нравственном воспитании младших школьников.

 «Наша школа должна быть открыта для всего нового, должна идти в ногу со временем и при этом сохранять свое уникальное лицо, свои корни, те ценности, которые веками закладывались в обществе, должна не только учить, но и воспитывать человека и гражданина», - сказал В. В. Путин, выступая на церемонии награждения учителей.

                                                                                                                                                                                                                                                                          k

 

 

Автор Грригораш Анастасия Викторовна
Дата добавления 22.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел Другое
Просмотров 269
Номер материала 54667
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓