Главная / Начальные классы / Публикация инновационного опыта на тему:«Учебные проекты как средство развития навыков исследовательской деятельности младших школьников»

Публикация инновационного опыта на тему:«Учебные проекты как средство развития навыков исследовательской деятельности младших школьников»

Представление инновационного педагогического опыта работы

учителя начальных классов

МБОУ «Озёрная средняя общеобразовательная школа»

Холоповой Татьяны Александровны


«Учебные проекты как средство развития навыков исследовательской деятельности младших школьников»


«Дитя требует деятельности

беспрестанно, а утомляется не

деятельностью, а ее однообразием»

К. Д. Ушинский

Актуальность опыта.

Основными задачами современного образования являются развитие творческих способностей учащихся, подготовка их к различным формам творческой деятельности, выработка адекватного отношения к окружающему миру. У каждого ребенка есть способности и таланты, Дети от природы любознательны и полны желания учиться и, как известно, именно период жизни младших школьников отличается огромным стремлением к творчеству, познанию, активной деятельности. Но чтобы они могли проявить свои дарования, нужно умное и умелое руководство взрослых. Исследовательская деятельность - один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире, который способствует формированию практических умений и навыков. Исследовать, открыть, изучить – значит, сделать шаг в неизведанное и непознанное.

Это очень актуально для развития современного общества, которое требует от человека способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры. Перед школой стоит задача – сделать ученика субъектом учебной деятельности, способного самостоятельно учиться, выражать и отстаивать собственную точку зрения, владеющего критическим мышлением и творческими способами преобразования информации.

Условия формирования опыта.

Изучение методической литературы федерального государственного образовательного стандарта наталкивает на идею формирования  исследовательской культуры учащихся на уроках и во внеурочное время через  метод проектов. Действенность этого метода обусловлена тем, что он позволяет учащимся выбрать деятельность по своим интересам и через дело, которое соответствует их способностям, формирует ключевые компетенции. Выполняя проекты, школьники осваивают методы творческой деятельности, учатся самостоятельно находить и анализировать информацию, получать и применять знания по различным отраслям, приобретать умения и навыки практической работы, опыт решения реальных задач.



Теоретическая база опыта.

Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею. Этот период обучения может быть назван “Введением в проектную деятельность”.

Именно поэтому в своей работе я большое внимание уделяю учебным проектам как средству развития навыков исследовательской деятельности младших школьников. И помогают мне в этом следующие книги:

  1. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Л. В. Байбородова, Л. Н. Серебренников. – М.: Просвещение, 2013. – 175 с. – (Работаем по новым стандартам).

  2. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К.Н. Поливанова. – М.: Просвещение, 2008. – 192 с.

  3. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / [А. Б. Воронцов, В. М. Заславский, С. В. Егоркина и др.]; под ред. А. Б. Воронцова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 176 с.: ил. – (Стандарты второго поколения).


Технология опыта.


Учебный проект – специально организованный педагогом и самостоятельно выполняемый обучающимися комплекс действий по решению значимой для учащегося проблемы, завершающихся созданием творческого продукта.

Проектность (в личностном и социальном плане) – определяющая черта современного мышления, один из важнейших признаков современной культуры едва ли не во всех ее основных аспектах, связанных с творческой деятельностью человека.

Педагогической наукой и практикой установлено, что если к творческой деятельности “не начать приучать с достаточно раннего возраста, то ребенку будет нанесен ущерб, трудно восполнимый в последующие годы. Поэтому овладевать проектной деятельностью ребенок должен в процессе специально организованного обучения.

Главная идея организации проектной деятельности учащихся: развитие познавательных интересов обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое мышление.

Основным тезисом современного понимания проектной деятельности учащихся является: “Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить”.


В основе метода учебных проектов лежит развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление. Этот метод всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. В соответствии с доминирующим методом, лежащим в основе выполнения проекта, различают исследовательские, творческие, приключенческо-игровые, информационные и практико-ориентированные проекты.

Проекты в начальных классах – это трудно? Это проблематично, так как дети ещё слишком малы для проектирования. Но всё-таки это возможно. Я не буду говорить о полноценных проектах, выполненных учащимися самостоятельно. Это будут лишь элементы проектной деятельности в её классическом понимании. Но для малыша это будет его проект. Существует заблуждение о неэффективности использования метода проектов в начальной школе. Конечно, проекты представленные учениками младших классов, не такие грандиозные, информационно насыщенные и т.п. как у учеников старших классов. Но даже они могут считаться проектами. С первого класса необходимо приучать ребенка к самостоятельной поисково-творческой деятельности, научить его мыслить, организовывать свою работу и принимать решения в конкретных ситуациях. При этом на первых шагах важна наглядность, образец, опора, шаблоны. Вопрос в том, чтобы для каждого возрастного периода начальной школы подобрать такие виды проектной деятельности, содержание и форма которой были бы адекватны возрасту. При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников.

Можно выделить следующие этапы организации работы.

На основе предложенного материала учитель с детьми формулирует тему, цели проекта, основные направления деятельности, формы представления отчета, определяется состав групп, распределяются обязанности между её членами, планируется ход дальнейшей реализации проекта. Последующая работа выполняется ребятами самостоятельно, но обязательно под руководством учителя, а отчет о проделанной работе представляется на уроке.

Я начинаю вовлекать своих учеников в мини-исследования на уроках с первого класса. В учебниках, разработанных по новому государственному стандарту, предусматривается проектно-исследовательская работа после каждой изученной темы. Поэтому защита проектов как бы вплетается в структуру урока, давая ребятам возможность активно участвовать в овладении новыми знаниями. Так, например, в 3 классе при закреплении темы «Слово в языке и речи» ученик представил проект «Рассказ о слове». (Приложение 1).

Проектно-исследовательская деятельность присутствует как в процессе обучения, так и во внеклассной работе. Начиная работать над проектом, даю возможность учащимся самим определиться с выбором. Возникает вопрос: а как научить их работать над проектом, ничего не объясняя. Как объяснить, что такое проект? Как ввести учащихся в проблемную ситуацию, доступную для их понимания, как заинтересовать тематикой проекта, поддерживать любознательность, устойчивый интерес к проекту?

Приведу пример исследовательской работы ученицы 4 класса на тему «Экологическая тропа на пришкольном участке». http://учительский.сайт/Холопова-Татьяна-Александровна


Анализ результативности опыта.

Результатом своей педагогической деятельности считаю:

  1. Стабильные результаты освоения учебных программ.

  2. Участие в научно-практической конференции «Первые шаги в науку».

2014 год Нестерова Олеся ученица 4 класса стала лауреатом в номинации «Социально-значимый проект».

Проектная деятельность позволяет расширить цели и задачи уроков, изменить их форму. Уроки-проекты дают возможность снять перегрузки с младших школьников. Интересная работа, какой является проектная деятельность, не вызывает напряжения и спада мыслительных процессов детей, а значит метод проектов можно считать здоровьесберегающими технологиями.


Трудоёмкость опыта.

Самым сложным, на мой взгляд, в исследовательской деятельности младших школьников является выбор темы исследования. Интересы младших школьников ещё не устойчивы, им трудно разобраться что их особенно волнует и интересует. В такой ситуации я предлагаю своим ученикам ответить на следующие вопросы:

- Что мне интересно больше всего?

- Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?

- Что из изученного в школе хотелось бы узнать более глубоко?

Итак, тема выбрана. Дальше я объясняю юным исследователям, что их задача состоит в том, что они должны подготовить небольшое сообщение по данной теме и красиво его оформить для представления перед своими одноклассниками. Но для того, чтобы сделать такое сообщение и представить свою работу, надо собрать всю доступную информацию по теме, обработать её и оформить. Как это можно сделать? Где мы можем узнать что-то полезное по нашей теме? Тут ребята быстро находят ответы (подумать, спросить у другого, книги, энциклопедии, интернет). После сбора информации вместе с детьми делаем выводы, выделяем главное, обобщаем собранный материал. Для ученика начальной школы это очень сложно. Однако в процессе работы над проектом хорошо развиваются творческие способности и мышление. Они учатся выделять главные идеи и видеть второстепенные. Эта работа по своей мыслительной сложности ничем не отличается от работы настоящего учёного-исследователя. Они учатся высказываться свободно и смело.

Важным фактором проектной деятельности является работа с родителями. Поэтому я проводила родительское собрание и консультации, на которых знакомила мам и пап с особенностями проектной деятельности и дети теперь работают над проектами совместно с родителями.

Их совместная работа помогает им сблизиться, возникают доверительные отношения, и родители начинают осознавать важность исследований  в развитии познавательной деятельности ребенка, а для многих из них становится интересным и захватывающим делом.  Ведь совместно они подбирают фотографии,  выполняют несложные исследования по наблюдению за растениями, узнают новое про цифры и вычислительные машины, исследуют, как возникли загадки, откуда хлеб на стол пришёл, собирают сведения о родном крае, помогают подбирать информацию для теоретического обоснования проектов, помогают ребенку готовить защиту своей работы.  Проекты  получаются  интересными, так как  это плодотворный  совместный труд  учителя - ребёнка - родителя.

Адресность.

Опытом работы делюсь с коллегами на методических объединениях, семинарах в виде выступлений, открытых уроков, внеклассных мероприятиях.

Разработки уроков, внеклассных мероприятий выкладываю на сайтах в интернете:

http://учительский.сайт/Холопова-Татьяна-Александровна

http://www.proshkolu.ru/user/holopova-tihsina/file/5163782/

http://www.schoolrm.ru/schools_zub/ozerzub/workbook/open_lessons/



Директор школы: /Коблова Г. В./



Приложение 1

Проект ”Рассказ о слове”

ВЕЧЕР


MP900433713[1]


Произносим вечер

Вечер

Записываем вечер





1.Лексическое значение слова:

1.Часть суток, сменяющая день и переходящая в ночь.

2.Общественное собрание, встреча.

3.Встреча друзей, знакомых в вечернее время.


2. Однокоренные слова: вечер, вечерний, вечерело, вечерок.

3. Синонимы: вечер, сумерки, бал.

Антонимы: вечер – утро.

Фразеологизм: «Ещё не вечер!» Значение – Не слишком поздно, ещё есть время.

4.Сочетаемость слова: теплый, зимний, летний.

5. Пословица: Без утра и вечера не бывает.

Загадка:День прошёл. Садится солнце.

Сумрак, медленно крадётся.

Зажигайте лампы, свечи – наступает тёмный…

6.Предложение с этим словом: Пришел домой под вечер.

MP900433742[1]


Выполнил: ученик 3 класса

МБОУ «Озерная СОШ»

Воробьев Сергей



Публикация инновационного опыта на тему:«Учебные проекты как средство развития навыков исследовательской деятельности младших школьников»
  • Начальные классы
Описание:

Основными задачами современного образования являются развитие творческих способностей учащихся, подготовка их к различным формам творческой деятельности, выработка адекватного отношения к окружающему миру. У каждого ребенка есть способности и таланты, Дети от природы любознательны и полны желания учиться и, как известно, именно период жизни младших школьников отличается огромным стремлением к творчеству, познанию, активной деятельности. Но чтобы они могли проявить свои дарования, нужно умное и умелое руководство взрослых. Исследовательская  деятельность - один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире, который способствует формированию практических умений и навыков. Исследовать, открыть, изучить – значит, сделать шаг в неизведанное и непознанное.

Автор Холопова Татьяна Александровна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 792
Номер материала 24143
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓