Главная / Начальные классы / ПСИXОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВРЕМЕННОГО УРОКА ТЕXНОЛОГИИ. Обобщение опыта работы

ПСИXОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВРЕМЕННОГО УРОКА ТЕXНОЛОГИИ. Обобщение опыта работы



ПСИXОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВРЕМЕННОГО УРОКА ТЕXНОЛОГИИ

Автор работы: Л.С.Машкина,

учитель начальныx классов

МКОУ «СОШ№16» п.Быкогорка

Предгорного муниципального района

Ставропольского края

Уроки практического труда в школе традиционно считаются специфическими. В частности, в числе приоритетныx задач этого учебного предмета во всеx программаx много десятилетий подряд указываются следующие: воспитание трудолюбия, уважения к труду и к людям труда; формирование политеxническиx и трудовыx умений; формирование знаний о профессияx и подготовка к выбору профессии. В последние годы к ним еще добавилась задача теxнологического образования учащиxся. Таким образом, специфика данной дисциплины изначально определяется якобы присущей ей особой ролью в трудовой, профессиональной и теxнологической подготовке школьников. Однако, подобная трактовка ошибочна, и пока она будет соxраняться, общеобразовательная роль этиxуроков не повысится. Чтобы реально изменить иx статус в современной школе и включить в систему общего образован6ия, потребуется, прежде всего, пересмотреть привычные подxоды и выявить новые аспекты, которые определяют истинную специфику данного предмета.

Особенность же уроков технологии состоит в том, что в них понятийные (абстрактные), образные (наглядные) и практические (действенные) компоненты познавательной деятельности занимают равноправное положение, реально взаимодействуя между собой. Другая важнейшая специфическая особенность уроков технологии состоит в их исключительном значении для формирования социально значимых умений и общей творческой направленности личности. Фактически только на этих уроках ученики имеют возможность приобретения реального опыта практической преобразовательной деятельности, когда учатся мастерству в тех или иных видах рукоделия. Человек умелый в наших условиях, пожалуй, нуждается в специальном «культивировании». Значительное количество социальных проблем молодежи связаны, в частности, с тем, что многие попросту ничего не умеют делать. Соответственно, эти люди, не умея найти себе применения, «выключаются» из социума, что зачастую приводит их к антисоциальному образу жизни. И напротив, человек, умеющий что-то сделать своими руками, как правило, не склонен к праздности, умеет и стремится устроить свой быт и в целом свою жизнь творчески и оригинально, способен к яркому самовыражению. Отсюда – «гордое достоинство» (по выражению В. И. Белова), которое всегда было присуще мастерам; отсюда – гармония с самим собой и с окружающим миром. Мастерство развивает в детях вкус к творчеству, привычку к продуктивным видам деятельности – со всеми вытекающими отсюда положительными последствиями для развития личности.

Наконец, следует отметить, что уроки технологии, построенные с учётом единства художественного и конструкторского аспектов деятельности, могут занять очень заметное место во всестороннем и гармоничном развитии личности школьников, поскольку оказывают положительное воздействие на разные структуры личности.

Эмоционально-эстетическое развитие на уроках художественного конструирования связано с тем, что учащиеся так или иначе проявляют соответствующее отношение к объектам, условиям, процессу и результатам труда. Выполнение заданий предполагает учёт основ композиции, средств её гармонизации, правил художественной комбинаторики, особенностей художественного стиля. Если содержание работы школьников строится с учётом определённых художественно-конструкторских правил (законов дизайна), то создаются благоприятные условия для формирования представлений о наиболее гармоничных вещах и среде в целом, для выработки эстетического восприятия и оценки, художественного вкуса. Духовно-нравственное развитие учащихся на уроках художественного конструирования может быть очень эффективным, если их содержание направить на освоение проблемы гармоничной среды обитания человека, конструируемой по правилам современного дизайна. В этом случае школьники получают устойчивые и систематические представления о достойном человека образе жизни в гармонии с окружающим миром. Развитию духовности и нравственных принципов в художественно-конструкторской деятельности способствует активное изучение образов и конструкций природных объектов, которые являются неисчерпаемым источником идей для художника конструктора. Мир вещей возникает из мира природы и существует рядом с ним, и наша программа побуждает детей задуматься о взаимосвязи этих двух миров, о способах их сосуществования. Важно, что эти вопросы ученики осваивают не на уровне абстрактных идей, а пропуская их через собственный опыт и продуктивную творческую деятельность.

Физическое развитие на уроках практического труда обусловлено тем, что работа учащихся сочетает в себе умственные и физические действия. Выполнение практических заданий связано с определённой мускульной работой, в результате которой активизируются обменные процессы в организме, а вместе с ними – рост клеток и развитие мускулов. При этом важно учесть, что рост крупных мышц у детей опережает рост мелких, поэтому дети 6–7 лет с трудом держат ручку, неуклюже выполняют различные виды работ, связанные с деятельностью мелкой мускулатуры: письмо, разметку, вырезание фигур и т. д. Кроме того, в этом возрасте у них ещё не сформировался узел связи предплечья и кисти, поэтому недостаточно развита координация движений руки. Предусмотренные на уроках художественного конструирования практические операции способствуют ускорению и гармонизации физического и общего психофизиологического развития ребёнка.

Учитывая всё изложенное, можно утверждать, что уроки технологии, построенные на основе художественно-конструкторской деятельности, имеют все возможности для углубления общеобразовательной подготовки школьников, формирования их духовной культуры и всестороннего развития личности. Современный подход к разработке данного курса должен учитывать эти уникальные возможности, в связи с чем представляется нецелесообразным ограничивать его лишь формированием сугубо «технологических» знаний и умений.

Методы обучения

Педагогикой накоплен богатый арсенал методов обучения. Их

классифицируют на различные группы в зависимости от источников восприятия

информации и дидактических задач. Методы сочетаются и комбинируются в

модели обучения, позволяющие активизировать познавательную деятельность

учащихся. Для этого используется весь арсенал методов организации и

осуществления учебной деятельности - словесные, наглядные и практические

методы, репродуктивные и поисковые методы, индуктивные и дедуктивные

методы, а также методы самостоятельной работы и метод проектирования.

Особенность методов обучения технологии заключается в формировании знаний, умений и навыков учебно-познавательной деятельности учащихся.

I. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности

1. Словесные методы обучения

Словесные методы позволяют в кратчайший срок передать большую по

объему информацию, поставить перед обучаемыми проблему и указать пути их

решения. С помощью слова учитель может вызвать в сознании детей яркие

картины прошлого, настоящего и будущего человечества. Слово активизирует

воображение, память, чувства учащихся.

К словесным методам обучения относят рассказ, беседа и др. В

процессе их применения учитель посредством слова излагает, объясняет

учебный материал, а ученики посредством слушания, запоминания и

осмысливания активно его усваивают.

Рассказ. Метод рассказа предполагает устное повествовательное

изложение содержания учебного материала. Этот метод применяется на всех

этапах школьного обучения.

Беседа. Беседа - диалогический метод обучения, при котором учитель

путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит учеников к

пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного.

Беседа относится к наиболее старым методам дидактической работы. Ее

мастерски использовал Сократ, от имени которого и произошло понятие

«сократическая беседа».

В зависимости от конкретных задач, содержание учебного материала,

уровня творческой познавательной деятельности учащихся, места беседы в

дидактическом процессе выделяют различные виды бесед.

Широкое распространение имеет эвристическая беседа (от слова «эврика»

- нахожу, открываю). В ходе эвристической беседы учитель, опираясь на

имеющиеся у учащихся знания и практический опыт, приводит их к пониманию и

усвоению новых знаний, формулированию правил и выводов.

Для сообщения новых знаний используются сообщающие беседы. Если беседа

предшествует изучению нового материала, ее называют вводной или

вступительной. Цель такой беседы состоит в том, чтобы вызвать у учащихся

состояние готовности к познанию нового. Закрепляющие беседы применяются

после изучения нового материала.

В ходе беседы вопросы могут быть адресованы одному ученику

(индивидуальная беседа) или учащимся всего класса (фронтальная беседа).

Одной из разновидностей беседы является собеседование. Оно может

проводиться как с классом в целом, так и с отдельными группами учеников.

В целом, метод беседы имеет следующие преимущества: активизирует

учащихся, развивает их память и речь, делает открытыми знания учащихся,

имеет большую воспитательную силу, является хорошим диагностическим

средством.

Недостатки метода беседы: требует много времени, необходим запас

знаний.

В процессе преподавания технологии словесные методы используются редко, т.к. преобладание практических занятий над теоретическим материалом делают их малоэффективными.


2. Наглядные методы обучения

Под наглядными методами обучения понимаются такие методы, при которых

усвоение учебного материала находиться в существенной зависимости от

применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств.

Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими

методами обучения.

Наглядные методы обучения условно можно подразделить на 2 большие

группы: метод иллюстраций и метод демонстраций.

Метод иллюстраций предполагает показ ученикам иллюстративных пособий:

плакатов, таблиц, карт, зарисовок на доске и пр.

Метод демонстраций связан с демонстрацией приборов, опытов,

технических установок, кинофильмов, диафильмов и др.

Такое подразделение средств наглядности на иллюстративные или

демонстрационные является условным; оно не исключает возможности отнесение

отдельных средств наглядности как к группе иллюстративных, так и

демонстрационных (например, показ иллюстраций с использованием мультимедийного оборудования). Внедрение новых технических средств в учебный процесс

(видеомагнитофонов, компьютеров) расширяет возможности наглядных методов

обучения.

При использовании наглядных методов обучения необходимо соблюдать ряд

условий: применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся;

наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует постепенно

и только в соответствующий момент урока; наблюдение должно быть

организованно таким образом, чтобы все учащиеся могли хорошо видеть

демонстрируемый предмет; необходимо четко выделять главное, существенное

при показе иллюстраций; детально продумывать пояснения, даваемые в ходе

демонстрации явлений; демонстрируемая наглядность должна быть точно

согласована с содержанием материала; привлекать самих учеников к нахождению

желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве

Использование наглядных методов обучения на уроках технологии сужается

минимальным использованием словесных методов обучения.


3. Практические методы обучения

Практические методы обучения основаны на практической деятельности

учащихся. Этими методами формируют практические умения и навыки. К

практическим методам относятся упражнения, лабораторные и практические

работы.

Упражнения. Под упражнениями понимают повторное (многократное)

выполнение умственного или практического действия с целью овладения им или

повышения его качества. Упражнения применяются при изучении всех предметов

и на различных этапах учебного процесса. Характер и методика упражнений

зависит от особенностей учебного предмета, конкретного материала,

изучаемого вопроса и возраста учащихся.

Упражнения являются эффективными только при соблюдении ряда правил:

сознательный подход учащихся к их выполнению; соблюдение дидактической

последовательности в выполнении упражнений - сначала упражнения по

заучиванию и запоминанию учебного материала, затем - на воспроизведение -

на применение ранее усвоенного - на самостоятельный перенос изученного в

нестандартные ситуации - на творческое применение, с помощью которого

обеспечивается включение нового материала в систему уже усвоенных знаний,

умений и навыков. Крайне необходимы и проблемно-поисковые упражнения,

которые формируют у учащихся способность к догадке, интуицию.

Такова краткая характеристика методов обучения, классифицируемая по

источникам знания. Главным недостатком данной классификации считается то,

что она не отражает характер познавательной деятельности учащихся в

обучении, не отражает степень их самостоятельности в учебной работе. Тем не

менее, именно эта классификация пользуется наибольшей популярностью у

учителей - практиков, ученых – методистов и применяется на уроках

технологии.


4. Индуктивные и дедуктивные методы обучения

Индуктивные и дедуктивные методы обучения характеризуют исключительно

важную особенность методов - способность раскрывать логику движения

содержания учебного материала. Применение индуктивных или дедуктивных

методов означает выбор определенной логики раскрытия содержания изучаемой

темы - от частного к общему или от общего к частному.

Индуктивный метод. Индуктивное изучение темы особенно полезно в тех

случаях, когда материал носит преимущественно фактический характер или

связан с формированием понятий, смысл которых может стать ясным лишь в ходе

индуктивных рассуждений. Широко применимы индуктивные методы при изучении

технических устройств и выполнении практических заданий.

Дедуктивный метод. Дедуктивный метод способствует более быстрому

прохождению учебного материала, активнее развивает абстрактное мышление.

При использовании индуктивного и дедуктивного методов обучения

применяются ранее описанные словесные, наглядные и практические методы, а

также репродуктивные и проблемно -поисковые методы.В системе методов обучения сочетаются несколько

условно выделяемых в классификации методов.

Применение индуктивного или дедуктивного метода в преподавании технологии определяется ведущей дидактической задачей,

поставленной педагогом на данном этапе обучения. Если, например, учитель

решил сконцентрировать внимание на развитии дедуктивного мышления

обобщенного характера, то он использует дедуктивный метод, сочетая его с

проблемно поисковым, реализуемым посредством специально построенной беседы


5. Репродуктивные и проблемно-поисковые методы обучения

Репродуктивные методы. Репродуктивный характер мышления предполагает

активное восприятие и запоминание сообщаемой учителем или другим источником

учебной информации. Применение этих методов невозможно без использования

словесных, наглядных и практических методов и приемов обучения, которые

являются я как бы материальной основой этих методов.

При репродуктивном построении рассказа учитель в готовом виде

формулирует факты, доказательства, определения понятий, акцентирует

внимание на главном, которое необходимо усвоить особенно прочно.

Репродуктивно организованная беседа проводится таким образом, что

учитель в ходе нее опирается на уже известные ученикам факты, на ранее

полученные знания и не ставит задачи обсуждения каких-то гипотез,

предположений.

Практические работы репродуктивного характера отличаются тем, что в

ходе их ученики применяют по образцу ранее или только что усвоенные знания.

При этом в ходе практической работы ученики не осуществляют

самостоятельного приращения знаний. Репродуктивные упражнения особенно

эффективно содействуют отработке практических умений и навыков, так как

превращение умения в навык требует неоднократных действий по образцу.

Проблемно-поисковые методы обучения. Проблемно-поисковые методы

обучения применяются в ходе проблемного обучения. При использовании

проблемно поисковых методов обучения учитель использует такие приемы:

создает проблемную ситуацию (ставит вопросы, предлагает задачу,

экспериментальное задание), организует коллективное обсуждение возможных

подходов к разрешению проблемной ситуации, подтверждает правильность

выводов, выдвигает готовое проблемное задание. Ученики, основываясь на

прежнем опыте и знаниях, высказывают предположения о путях разрешения

проблемной ситуации, обобщают ранее приобретенные знания, выявляют причины

явлений, объясняют их происхождение, выбирают наиболее рациональный вариант

разрешения проблемной ситуации.

Одним из методов проблемного обучения технологии является эвристическая и

проблемно-поисковая беседа.

Применение проблемно поисковых методов на уроках

технологии наиболее эффективно для активизации деятельности по разрешению

проблемных ситуаций, учебно-познавательной деятельности учащихся.


6. Методы самостоятельной работы

Методы самостоятельной работы и работы под руководством учителя

выделяются на основе оценки меры самостоятельности учеников в выполнении

учебной деятельности, а также степени управления этой деятельностью со

стороны преподавателя.

Когда ученик выполняет свою деятельность без непосредственного

руководства со стороны педагога, говорят о том, что в учебном процессе

применяется метод самостоятельной работы. Когда методы применяются при

активном управлении действиями учеников со стороны учителя,

классифицируется как методы учебной работы под руководством учителя.

Самостоятельная работа выполняется как по заданию учителя при

посредственном управлении ею, так и по собственной инициативе ученика, без

указаний и инструктажа учителя.

Самостоятельная работа учеников осуществляется при выполнении самых

разнообразных видов учебной деятельности: работа со школьным учебником,

справочной и другой литературой.

На уроках технологии достаточно часто используются методы

самостоятельной работы и применяются в сочетании с проблемно - поисковыми

методами.


II. Методы стимулирования учебной деятельности школьников в процессе

обучения

1. Методы формирования познавательного интереса

Интерес во всех его видах и на всех этапах развития характеризуется:

положительной эмоцией по отношению к деятельности; наличием познавательной

стороны этой эмоции; наличием непосредственного мотива, идущего от самой

деятельности.

В процессе обучения важно обеспечивать возникновение положительных

эмоций по отношению к учебной деятельности, к ее содержанию, формам и

методам осуществления. Эмоциональное состояние всегда связано с

переживанием душевного волнения: отклика, сочувствия, радости, гнева,

удивления. Именно поэтому к процессам внимания, запоминания, осмысливания в

таком состоянии подключаются глубокие внутренние переживания личности,

которые делают эти процессы интенсивно протекающими и от того более

эффективными в смысле достигаемых целей.

Одним из приемов, водящих в метод эмоционального стимулирования учения

- прием создания на уроке технологии ситуаций занимательности - введение в учебный

процесс занимательных примеров, опытов, парадоксальных фактов.

Эмоциональные переживания вызывают путем применения приема удивления.

Необычность приводимого факта, парадоксальность опыта, демонстрируемого на

уроке, грандиозность цифр — все это неизменно вызывает глубокие

эмоциональные переживания у школьников.

Одним из приемов стимулирования является сопоставление научных и

житейских толкований отдельных природных явлений.

Для создания эмоциональных ситуаций в ходе уроков большое значение

имеет художественность, яркость, эмоциональность речи учителя. В этом еще

раз проявляется отличие методов организации познавательной деятельности от

методов ее стимулирования.

2.Познавательные игры.

Игра давно уже используется как средство возбуждения интересов к учению. Учить надо так, чтобы занятия радовали,

Создание ситуаций успеха в учении. Одним из действенных приемов

стимулирования интереса к учению является создание в учебном процессе

ситуаций успеха у школьников, испытывающих определенные затруднения в

учебе. Известно, что без переживания радости успеха невозможно по-

настоящему рассчитывать на дальнейшие успехи в преодолении учебных

затруднений. Ситуации успеха создаются и путем дифференциации помощи

школьникам в выполнении учебных заданий одной и той же сложности. Ситуации

успеха организуются учителем и путем поощрения промежуточных действий

школьников, то есть путем специального подбадривания его на новые усилия.

Важную роль в создании ситуации успеха играет обеспечение благоприятной

моральной психологической атмосферы в ходе выполнения тех или иных учебных

заданий. Благоприятный микроклимат во время учебы снижает чувство

неуверенности, боязни. Состояние тревожности при этом сменяется состоянием

уверенности.


3. Методы контроля и самоконтроля в обучении

«Методы устного контроля. Устный контроль осуществляется путем

индивидуального и фронтального опроса. При индивидуальном опросе учитель

ставит перед учеником несколько вопросов, отвечая на которые он показывает

уровень усвоения учебного материала. При фронтальном опросе учитель

подбирает серию логически связанных между собой вопросов и ставит их перед

всем классом, вызывая для краткого ответа тех или иных учеников.

Методы самоконтроля. Существенной особенностью современного этапа

совершенствования контроля в школе является всемерное развития у учащихся

навыков самоконтроля за степенью усвоения учебного материала, умения

самостоятельно находить допущенные ошибки, неточности, намечать способы

устранения обнаруживаемых пробелов, что особенно находит применение на

уроках технологии.


Вывод по главе: Если использовать на уроке трудовой метод обучения,

проблемно-поисковый и метод самостоятельной работы, то это позволит на

уроках технологии добиться активной познавательной деятельности у

школьников.


4. Проектная деятельность

«Проект» в рамках образовательной деятельности есть особое результативное действие, совершаемое в специально организованных педагогом безопасных условиях, которые дают ребёнку возможность действовать самостоятельно и получать результат. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности

Метод проекта предполагает:

связь обучения с жизнью;

развитие самостоятельности и активности детей в учебном процессе;

развития умения адаптироваться к действительности;

умение общаться, сотрудничать с детьми в различных видах деятельности.

Метод проектов помогает научить детей ориентироваться в мире информации, добывать ее самостоятельно, усваивать в виде знаний, рационально подходить к процессу познания,

т. е. учит учиться.

Метод проекта формирует у выпускников начальной школы:

  • целостную картину мира (образа мира) на основе познания, освоения трудовых умений, осмысления технологического процесса;

  • представление о профессиях;

  • нравственное и позитивное отношение к окружающему миру (природа, люди, производство);

  • умение выбирать способы деятельности, реализовывать его в рамках практической деятельности, нести ответственность за результат своего труда;

  • способность к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; толерантность к мнению и позиции других;

  • осознание себя как гражданина России в поликультурном многонациональном обществе на основе знакомства с ремёслами народов России.

Освоение проектной деятельности в рамках курса «Технологии» обеспечит условия:

для личностного развития, которое включает:

  • познавательную активность, инициативу школьника на основе связи трудового и технологического образования с жизненным опытом и системой ценностей ребёнка;

  • формирование понятийно-логического и образно-художественного мышления;

  • творческий потенциал и формирование умения решать проблемы в учебных, социальных и нестандартных ситуациях;

для формирования универсальных учебных действий (УУД), которые включают:

  • умение работать с технологической картой, выполнять технологические операции при изготовлении любых изделий;

  • умение самостоятельно оценивать свой труд (изделие);

  • умение использовать теоретические знания в практической деятельности;

  • умение работать с разными материалами и инструментами (природные материалы, пластичные материалы, бумага, ткани, конструктор и пр.);

  • умение соблюдать технику безопасности и правила работы с инструментами при организации рабочего места.

Проектная деятельность вошла в уроки трудового обучения как естественная часть современного решения проблемы развивающего обучения. Ее появление в общеобразовательной школе – требование времени. Задача педагогов заключается в том, чтобы принять и реализовать это требование, полноценно использовать общеобразовательные и развивающие возможности учебных проектов


ПСИXОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВРЕМЕННОГО УРОКА ТЕXНОЛОГИИ. Обобщение опыта работы
  • Начальные классы
Описание:

Данная работа широко раскрывает основные задачи уроков трудового обучения: воспитание трудолюбия, уважения к труду и к людям труда; формирование политеxническиx и трудовыx умений; формирование знаний о профессияx и подготовка к выбору профессии. В последние годы к ним еще добавилась задача теxнологического образования учащиxся. Так же подробно раскрываются особенности уроков теxнологии.      

Педагогикой   накоплен   богатый   арсенал   методов   обучения.   Особенность  методов обучения технологии заключается в формировании знаний, умений и  навыков учебно-познавательной деятельности учащихся. В работе описываются разнообразные методы обучения, которые помогут учителю в подготовке урока.

Данная работа была подготовлена к защите методическиx объединений.

 

 

Автор Машкина Людмила Сергеевна
Дата добавления 29.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 616
Номер материала 16990
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓