Главная / Музыка / ПСИХООБЕРЕГАЮЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В 1-4 КЛАССАХ

ПСИХООБЕРЕГАЮЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В 1-4 КЛАССАХ

Ковалевич О.И.


ПСИХООБЕРЕГАЮЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

НА УРОКАХ МУЗЫКИ В 1-4 КЛАССАХ


Общеизвестно, что музыка всегда являлась спутницей жизни: неотъемлемой частью уроков творчества /музыки, изобразительного искусства, литературы/, тематических вечеров, викторин, праздников и концертов.

В последнее время в большинстве школьных уроков творчества всё более очевидными становятся такие их возможности, которые непосредственно связаны не только с общепризнанными их педагогико-эстетическими функциями, но и с функцией решения актуальной педагогической задачи – поддержания психического и физического здоровья, как у учащихся, так и у самого учителя.

Внимание ребенка не может долгое время задерживаться на какой-либо деятельности. Природа его такова, что на уроке требуется переключение, смена видов музыкальной деятельности. С этой целью используется такая структура занятий, при которой ребята постоянно испытывают интерес к происходящему игровому действию. Незаметно для них в сюжет игры включаются разнообразные задания.

Разнообразие форм музыкальной работы позволяет вовремя переключить внимание детей, снизить их утомление путем умелого поддержания интереса к той или иной музыкальной деятельности.

При пении необходимо следить за осанкой учащихся.

В музыке оздоровительной «силой» обладают разные жанры. Хотелось бы остановиться на таком её уникальном образце, как традиционная народная песня.

Воздействуя на психику детей своим непривычным «манерным» проявлением, народная песня в одних случаях снимает, а в других активизирует эмоциональную восприимчивость учащимися явлений и фалов окружающего мира. В детях менее эмоциональных эти песни активизируют способность более ярко выражать свои ощущения в общении с природой, с поколением старших людей, формируют прочные устойчивые и положительные ощущения от песенного исполнительства. Задорные частушки и традиционные народные плясовые песни /такие, как, например, «Калинка», «Светит месяц», «Во кузнице»/ оказывают бодрящее влияние на нервную систему и общий тонус организма детей, вызывают ощущение роста сил и притока энергии. Негромкое же умеренное исполнение лирических народных песен, напротив, оказывает успокаивающее, а иногда даже убаюкивающее действие. Их напевность и медленный темп вызывают у детей состояние покоя, а попутно и активизируют в их физической природе способность тонко слышать и различать комплекс звуков. Не случайно такие русские песни на уроках музыки, как «Вниз по матушке по Волге», «Во поле берёза стояла», «Подмосковные вечера» и другие, дети любят особенно. Исполнение и слушание народных песен неизбежно «заряжает» соответствующими эмоциями и исполнителей, и слушателей. Поэтому именно народную песню мы можем рассматривать как одну из эффективных форм развития свойств человеческой психики и тем более детской, а главное – средством сбережения хрупкого психического здоровья детей. Именно регулярные занятия по исполнению народных песен помогают формировать у каждого ребенка здоровый голосовой аппарат, развивать способность к гибкому и разнообразному его функционированию. Анализируя народную песню с точки зрения ее пользы для укрепления физического здоровья детей, коснемся вопросов дыхания. От навыков певческого дыхания зависит качество голоса, его сила. Механизм дыхания, закрепляясь в сознании ребенка, переходит в привычку. Поскольку певческое дыхание представляет собой своеобразный массаж внутренних органов, то привычное, иначе говоря, систематическое его использование благоприятно влияет на физическое здоровье ребенка и здесь же идет работа брюшного пресса. Всё это, в совокупности, координирует работу всех органов голосообразующей системы и тем самым заметно воздействует на укрепление общего психофизического состояния неокрепшего, растущего организма ребёнка.

Другой вид музыкальной деятельности – это музыкально-ритмические движения. Он обеспечивает формирование умение управлять движениями тела: быстро и точно останавливаться, менять движения и т. д.

Учащиеся младших классов имеют хорошую координацию движений при ходьбе, беге, прыжках. По собственной инициативе они с удовольствием импровизируют под музыку, используя прихлопы, притопы, выразительные действия с предметами /Мячом, палочками, лентами/, простейшие музыкальные инструменты.

В процессе слушания музыки, чтобы дети не засиживались, при повторном слушании музыкального произведения предлагаю покачаться в пульсе музыки, подирижировать, потанцевать с любимым сказочным героем, пальчиками показать марш деревянных солдатиков /тем самым, развивая и укрепляя мелкую моторику/.

Игра на детских музыкальных инструментах особенно полезна для музыкально-творческого развития ребят со слабым уровнем координации слуха и голоса.

ПСИХООБЕРЕГАЮЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В 1-4 КЛАССАХ
  • Музыка
Описание:

Общеизвестно, что музыка всегда являлась спутницей жизни: неотъемлемой частью уроков творчества /музыки, изобразительного искусства, литературы/, тематических вечеров, викторин, праздников и концертов.

 

В последнее время в большинстве школьных уроков творчества всё более очевидными становятся такие их возможности, которые непосредственно связаны не только с общепризнанными их педагогико-эстетическими функциями, но и с функцией решения актуальной педагогической задачи – поддержания психического и физического здоровья, как у учащихся, так и у самого учителя.

Автор Ковалевич Ольга Ивановна
Дата добавления 23.11.2014
Раздел Музыка
Подраздел Другое
Просмотров 513
Номер материала 4881
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓