Главная / Классному руководителю / Психолого-педагогическая работа с детьми с повышенной активностью

Психолого-педагогическая работа с детьми с повышенной активностью

Психолого-педагогическая работа с детьми с повышенной активностью

В повышенной активности доминирующими факторами считаются три группы: генетические факторы; повреждение центральной нервной системы во время беременности и родов; негативное действие внутрисемейных факторов.

Трудности при работе с детьми с повышенной активностью:

-трудности в адаптации и выполнении режимных моментов в школе;

-сенсорная чувствительность к различным раздражителям (свет, звук, запахи, еда, новая обстановка и предметы, новые лица, повышенная реакция на посторонние стимулы и т.д.);

-трудности в прохождении кризисных моментов (6-7 лет);

- задержка эмоционального развития и поведенческие нарушения (забывчивость, расторможенность, переутомление, импульсивность, агрессивность, неуравновешенность, конфликтность, демонстративность, непоседливость, неспособность сохранить игровое действие до конца, организовать собственную деятельность, уступить сверстнику);

-нарушение пространственной координации, избыточное количество движений, их хаотичность и спонтанность, моторная неловкость, более позднее овладение сложнокоординированными движениями;

-небольшая задержка речевого развития (задержка фразовой речи, неспособность ребёнка вслушиваться в обращённую к нему речь);

-низкая продуктивность в выполнении задания, неспособность ребёнка усидеть во время занятий и выполнить предъявляемые требования, незавершённость действий и деятельности в целом, особенно при увеличении физических и психических нагрузок.

В основе формирования саморегуляции таких детей лежит организация внимания. Всё дело в том, что они не в состоянии усвоить правила, предлагаемые инструкцией, и придерживаться их. Они нередко сталкиваются с большими трудностями в процессе организации собственной деятельности. Стараются избегать заданий, требующих длительного умственного напряжения, часто отвлекаются на посторонние стимулы и постоянно всё забывают.

Следует отметить также, что выраженность повышенной активности у детей с синдромом дефицита внимания варьируется и она наиболее типична для них в младшем школьном возрасте.

Иногда нарушения поведения могут оказаться реакцией ребёнка на психическую травму, например на кризисную ситуацию в семье, развод родителей, плохое отношение к нему со стороны родителей или педагогов, поэтому очень важно установить контакт с родителями.

Характерные трудности детей с повышенной активностью

На вербальном уровне: дети испытывают трудности в организации, постоянно ёрзают, могут проявлять признаки беспокойства (неожиданно вскакивать, бегать, брать без разрешения оборудование и т. д.); им сложно контролировать и регулировать свои действия; часто бывают невнимательны; отвлекаются на занятии; не любят, а иногда не могут подчиняться общим правилам; могут забыть задание.

На уровне социальных контактов: не слушают, когда к ним обращаются; на обращённые к ним действия могут ответить агрессией; требуют к себе внимания; не хотят играть и т. п.

Первоочередная психолого-педагогическая задача – научить ребёнка управлять собой, контролировать свои эмоции, правильно распределять силы. Тренировать навык усидчивости и поощрять детей за спокойное поведение, не требуя от них в тот момент активного внимания. Если у них высока потребность в двигательной активности, следует попытаться научить их выплёскивать энергию приемлемыми способами.

Рекомендации педагогам при работе с детьми с повышенной активностью

С детьми, которые нуждаются в дополнительной помощи по данному направлению, необходимо организовывать индивидуальную работу с привлечением родителей. При построении образовательного процесса необходимо создавать наиболее благоприятные условия:

-ребёнок должен всегда находиться перед глазами педагога, чтобы в любой момент педагог мог дотронуться до него, погладить, что позволит ребёнку переключить своё внимание;

-необходимо направлять энергию ребёнка в нужное русло, его можно взять себе в помощники, при каждом подходящем случае дать ребёнку возможность взять на себя ответственность;

-в работе с детьми педагог должен быть более экспрессивен, театрален; необычность поведения педагога поможет переключить внимание ребёнка на нужный предмет, однако не следует допускать как сильных отрицательных, так и сильных положительных эмоций;

-учитывая отвлекаемость ребёнка, необходимо продумать пространство, в котором будет осуществляться образовательная деятельность; не должно быть лишних предметов, ярких пятен; новые объекты должны появляться по мере их необходимости, что будет поддерживать интерес ребёнка и возвращать внимание на объект;

-следует чаще хвалить, поощрять ребёнка с повышенной активностью, и делать это надо сразу же, не откладывая на будущее (эти дети более других нуждаются в похвале);

-при решении задач, связанных с освоением ребёнком нового опыта. Необходимо предоставлять ему возможность выбора пути решения (с обсуждением оптимальности этого выбора);

-стоит постепенно стимулировать зрительный и телесный контакт ребёнка со взрослыми и с детьми с целью коррекции тревожности и стимуляции положительных эмоций;

-важно создавать условия для обогащения положительного социального опыта ребёнка в процессе продуктивной деятельности с целью овладения им различными стратегиями поведения.

Дети с повышенной активностью не могут справиться со своими переживаниями и контролировать свои эмоции. У них нередко отмечается агрессивность, упрямство. Всё это приводит к возникновению проблем и конфликтных ситуаций. Из-за двигательного беспокойства ребёнку сложно фиксировать соё внимание. Такие дети часто являются источником конфликтов и быстро становятся отверженными.

При организации образовательного процесса следует обратить особое внимание на наглядные и практические методы, поскольку в работе с детьми они будут управлять их вниманием и переключением с одной деятельности на другую. При использовании речевых методов необходимо следить, чтобы форма подачи информации была алгоритмичной, чёткой, лаконичной. Однако не следует строить всё взаимодействие на словесной инструкции – это приведёт к переутомлению ребёнка.

При организации работы, направленной на обеспечение вхождения детей в социальный мир, необходимо использовать следующие средства:

-различные виды игр, заданий, ситуаций: интерактивные (включают обмен действиями между участниками, установление невербальных контактов, направлены на психотехнические изменения состояния группы и каждого её участника, получение обратной связи); ритмические (связаны с ритмичным проговариванием слов и выполнением движений в заданном ритме, а также с восприятием и передачей ритма); коммуникативные (включают обмен высказываниями, установление вербальных контактов); ситуативно-ролевые (направлены на разыгрывание детьми коммуникативных ситуаций по ролям); творческие (подразумевают самостоятельное развитие детьми игровых действий в рамках заданной темы); игры-инсценировки (включают проигрывание детьми проблемной ситуации); игры-дискуссии (совместное обсуждение проблемы в игровой ситуации);

-игры, задания, ситуации на развитие социальной перцепции (вербальные и невербальные техники):

*перцептивной сензитивности: способности понимания состояний, особенностей и отношений людей, их перемещений, пространственного расположения и т.п.;

*сенсорно-перцептивной системы (различных видов восприятия, памяти, ориентировки в пространстве);

*социальной перцепции (важно опираться на их ведущую систему восприятия и на успешность сенсорно-перцептивной системы);

*техники сочинения историй: способ репрезентации реальности, в которой живёт ребёнок; сочинение ребёнком историй на основе ситуаций, которые оставили эмоционально значимый след;

*арт-педагогические техники (направлены на развитие средствами искусства гармоничной личности и социальной адаптации ребёнка); рекомендуется проводить рисование в парах, тройках, а затем и коллективное рисование с творческими заданиями (педагог должен уделять особое внимание подбору партнёра для совместной деятельности);

*техники художественной экспрессии: выражение своего эмоционального состояния с привлечением художественных средств, музыки, способствующие самореализации и самовыражению;

*техники использования метафор: недирективный способ нахождения новых ресурсов, смыслов, эффективных форм поведения;

*техника цветописи: использование цвета для обозначения в символической форме настроения и характера переживаний ребёнка.

Некоторые средства могут вызывать определённые сложности при их использовании в работе, т.к. связаны с подчинением каким-либо определённым правилам поведения: умению слушать, не перебивать рассказчика, ждать своей очереди и т.д., что очень сложно для ребёнка с повышенной активностью.

С этими детьми необходимо заранее проговорить инструкцию, попросить ребёнка озвучить правила выполнения задания ещё раз для сверстников. Инструкция может быть представлена в оригинальной форме, например: изображена на рисунках, карточках и т.д., которые предполагают расстановку их по порядку.

В процессе высказываний следует обращать внимание детей на формирование своей мысли. Если ребёнок говорит сбивчиво. Невнятно – предложить ему подумать, а потом снова его спросить.

В целом педагогическое мастерство педагога во многом зависит от умения подобрать соответствующие методы и приёмы работы с детьми с повышенной активностью, которые обеспечивают их успешное развитие и преодоление трудностей.

Физическое развитие детей с повышенной активностью

Нельзя сдерживать естественную потребность ребёнка поиграть в шумные игры, порезвиться, побегать, попрыгать. Следует подготовить непоседе поле для манёвров: активные виды спорта для него просто панацея; развитие вестибулярного аппарата влияет на снижение уровня повышенной активности, дефицита внимания; необходимы занятия спортом командного типа, где ритм ребёнка будет подчинён общекомандному ритму (в синхронных видах спорта, в парных видах – фигурное катание, бальные танцы). Будут полезны занятия такими видами спорта, которые требуют высокой концентрации внимания (гимнастика, боевые искусства), связанны с большими энергозатратами (лёгкая атлетика, лыжный спорт, плавание). Необходимо проведение релаксирующих занятий, причём эти занятия должны быть регулярными, без перерыва; в качестве методов релаксации могут использоваться арттерапия, сказкотерапия или медитация.

Предлагаются игры, направленные на обогащение эмоциональных ощущений, рассчитанные на то, чтобы рассмешить, удивить, успокоить и т.п., например игра «Расскажи стихи руками»; игры на согласованность совместных движений типа «Пилка дров», «Насос», «Кузница»; игровые упражнения типа «Попробуй показать, попробуй угадать», главным содержанием которых является изображение различных предметов и действий с ними (съесть кислый лимон, тающее мороженое, поднять тяжёлый чемодан и др.); игры на развитие внимания и самоконтроля, например «лабиринт», «Что изменилось», «Чем похожи, чем непохожи», «Найди лишнее» и др. Для упорядочения реакции при восприятии инструкций и развития умений удерживать цель можно провести игры типа «Успевай-ка», «не подражай», «Да» и «нет» не говорите», «Пол, нос, потолок», в которых предусмотрены правила ограничения некоторых действий ребёнка.

Познавательно – речевое развитие детей с повышенной активностью

Дети с повышенной активностью отличаются недостаточностью речевого развития и тонкой моторики, сниженным интересом к приобретению интеллектуальных навыков, рисованию, имеют некоторые другие отклонения от средних возрастных характеристик, что приводит к отсутствию у них интереса к систематическим требующим внимания занятиям.

Следует оберегать ребёнка от утомления, поскольку он приводит к снижению самоконтроля и повышению активности; уделять внимание доведению до конца любого дела, задания, внести некоторые из этих дел в обязанность ребёнка (например, дела, связанные с домашним хозяйством); приучать к пассивным играм («Мы читаем, а ещё рисуем, лепим»). Даже если ребёнку трудно усидеть на месте, он часто отвлекается, необходимо следовать за ним («Тебе интересно это, давай посмотрим…»), но после удовлетворения интереса надо постараться возвратиться к предыдущему занятию и довести его до конца. На примере относительно простых дел нужно научить правильно, распределять силы.

Если есть возможность, лучше выделить для ребёнка комнату или её часть для занятий, игр, уединения, т.е. отвести для него собственную территорию. В оформлении следует избегать ярких цветов, сложных композиций. На столе и в ближайшем окружении ребёнка не должно быть отвлекающих предметов, поскольку он сам не в состоянии сделать так, чтобы ничто постороннее его не отвлекало.

Организация жизни должна действовать на детей успокаивающе (составить распорядок дня и соблюдать время приёма пищи, сна, обязанностей, а их исполнение держать под постоянным наблюдением и контролем, но не слишком жёстко). Важно отмечать и хвалить прилагаемые ребёнком усилия, даже если результаты далеки от совершенства.

Любой вид деятельности, требующий от ребёнка концентрации внимания (чтение, шашки, раскрашивание, уборка дома и т.п.), должен быть вознаграждён.

В некоторых случаях излишняя активность и возбудимость могут быть результатом предъявления ребёнку родителями слишком завышенных требований, которым он по своим природным способностям просто не может соответствовать, с также чрезмерного утомления. Родителям стоит быть менее требовательными, постараться снизить нагрузку.

Социально – личностное развитие детей с повышенной активностью

Родителям нужно как можно больше времени проводить с ребёнком, играть, ездить вместе за город, придумывать общие развлечения. В своих отношениях следует придерживаться позитивной модели, а взаимоотношения необходимо с самого начала строить на принципах согласия и взаимопонимания.

Говорить нужно спокойно, без лишних эмоций, используя шутку, юмор, какие–нибудь забавные сравнения. Выражая недовольство, ни в коем случае не следует манипулировать чувствами ребёнка и тем более его унижать. Необходимо эмоционально поддерживать ребёнка во всех попытках конструктивного, положительного поведения, какими бы незначительными они ни были.

Нужно оберегать от переутомления, связанного с избыточным количеством впечатлений (телевизор, компьютер), избегать мест с повышенным скоплением людей (магазинов, рынков и пр.).

Когда ребёнок проявляет чрезмерную активность, рекомендуется мягко остановить его, не повышая голоса, предложить отдохнуть, обнять за плечи, ласково погладить по головке, обратить внимание на окружающих детей и предметы.

Художественно – эстетическое развитие детей с повышенной активностью

Основной особенностью проявления повышенной активности в художественно-творческой деятельности является невнимательность при выслушивании объяснения, восприятии объектов при наблюдениях. Взрослым потребуется запастись терпением, повторить объяснение при необходимости несколько раз, строго дозировать продолжительность деятельности. Важно создавать игровую мотивацию, поддерживать интерес ребёнка за счёт введения разных изобразительных материалов, дополнительных наглядных материалов.

Учитывать то, что дети испытывают затруднения при освоении графических движений, им надо в большей степени обеспечить возможность тактильно-двигательного обследования линий перед их изображением. Для этого можно выложить контур круга, прямой , дугообразной линии из верёвки, наклеить её из шнура, налепить из пластилина и провести пальцем по этой линии.

Необходимо чередовать разные виды деятельности, включать динамические паузы в продуктивную деятельность, максимально обеспечить ребёнку возможность двигаться.



Психолого-педагогическая работа с детьми с повышенной активностью
  • Классному руководителю
Описание:

Возникшие в годы детства повышенные или пониженные возможности развития ребёнка в тех или иных направлениях временны, преходящи (возрастные предпосылки могут в какой-то мере вытеснять друг друга, ослабевать, сходить на нет).

Индивидуальные особенности личности – это особенности, отличающие данную личность от всех других. Возрастные особенности личности существуют в форме индивидуальных вариантов развития. Рост и развитие детей протекает неравномерно, и зависят как от генетических факторов, так и от факторов среды.

Именно в первом классе у детей может быть особенно заметна неравномерность развития элементарных компонентов психических функций (определённых качеств), что обусловливает те или иные трудности в освоении Программы.

В работе раскрываются возрастные особенности детей с повышенной активностью младшего школьно возраста, содержатся практические рекомендации по организации работы.

Автор Соколова Надежда Васильевна
Дата добавления 01.02.2016
Раздел Классному руководителю
Подраздел Другое
Просмотров 358
Номер материала MA-064343
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓