Главная / Начальные классы / Психолого – педагогические тренинги как средство развития мышления учащихся начальных классов. Работа с одаренными детьми.

Психолого – педагогические тренинги как средство развития мышления учащихся начальных классов. Работа с одаренными детьми.

Психолого – педагогические тренинги как средство развития мышления учащихся начальных классов.


Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Одна из важнейших задач педагога и школы в целом - своевременное выявление и развитие детской одаренности. Однако успешное решение задачи развития одаренности, формирование соответствующих умений и личностных качеств возможно только тогда, когда учитывается индивидуальный стиль мышления ребенка и используется соответствующий этому оптимальный стиль обучения.

Кандидат педагогических наук Карманчиков А.И. в своей работе «Одаренность: диагностика и технологии развития мышления учащихся» указывает на то, что в каждом из нас мышление проявляется в различных аспектах: интуитивном, логическом, стратегическом и эмоциональном. Каким типом мышления мы пользуемся чаще, он у нас более совершенен, преобладает. Это не значит, что мы должны знать только об этом стиле мышления и использовать упражнения только для его совершенствования.

Во-первых, многие упражнения по развитию, например, логического мышления нельзя строго отнести к формирующим и развивающим только этот стиль. Выполняя этот тип упражнений, мы развиваем и интуицию, и стратегическое мышление. Кроме того, обсуждая процесс поиска решения, выясняя какие чувства мы при этом испытывали, какие ощущения, какие эмоции хотелось проявить в тот или иной момент, о чем было приятно думать, о чем – нет, мы развиваем и эмоциональное мышление.

Во – вторых, решение другого класса задач позволяет расширить возможности преобладающего стиля мышления, обогащая, дополняя его другими способами интеллектуальной деятельности. В то же время мы учимся лучше воспринимать тех, кто думает иначе, рассматривает проблему с другой стороны.

Исследования показывают, что формируются 4 преобладающих типа мышления: интуитивное, логическое, стратегическое и эмоциональное.

Обладателей стратегического мышления характеризует стремление к свободе, самостоятельности. От такого ребенка уже в три года можно услышать: «Я сам!». Это, как правило, генератор действий, ведущий, ему постоянно необходимо осваивать свое новое пространство, новые территории, «захватывать командные высоты», подчиняя себе других. Школа для таких детей – это инструмент ограничения и угнетения их свободы. Иногда это сложные ученики, не дающие «спокойно жить» учителю. Оценки для них не играют особой роли – они к ним безразличны, а профессионализм для таких детей не играет особой роли.

Логический тип мышления предполагает другую линию поведения. Таких детей характеризует стремление к стабильности, определенности, стандартизированному поведению, выполнению определенных правил, инструкций. Это, как правило, идеальные ученики, которые в школе чувствуют себя комфортно. Успешность их обучения зависит от уровня квалификации, профессионализма педагога: У хорошего учителя будут хорошие ученики, у выдающегося – одаренные. Оценки для них играют важную роль, они их воспринимают как уровень качества выполнения работы. Магическое слово для них – истина. Основной эффективный педагогический прием – логичность, структурированность, определенность, конкретность, стабильность, последовательность.

Дети с эмоциональным типом мышления стремятся к хорошему психологическому климату, позитивному эмоциональному взаимодействию с педагогом, с другими учениками. Оценки воспринимаются такими учениками как определение их личностных качеств. Магическое слово для них – чувства. У таких детей вызывает особый интерес система взаимоотношений между людьми. Особый эффективный педагогический прием – обсуждение, взаимопонимание, чувства. Успешность обучения ребенка зависит от того, какие чувства вызывает у него учитель: позитивные или негативные.

У ребенка с интуитивным мышлением успешность обучения зависит от мотивированности, а позитивное восприятие педагога – от уровня компетентности в тех или иных вопросах. Отношение к оценкам – условное, более важную роль играет самооценка. Магические слова для таких людей – интеллект, структура, классификация, логика (суть явления, процесса). У них вызывают особый интерес явления, законы природы, система их взаимосвязи, определение возможностей их эффективного использования. Основной эффективный педагогический прием – перспектива, прогнозирование, потенциальные возможности.


Выявив преобладающие типы мышления у конкретных учащихся, педагог может и должен создать оптимальные условия для организации образовательного процесса. Исследования развития творческой активности учащихся показывают, что одаренность проявляется у учащихся более явно, когда индивидуальная программа развития выстраивается с учетом преобладающего типа мышления.


Тренинг интуитивного мышления.

В основе интуитивного мышления лежат такие мыслительные операции как фантазия и воображение. Один из серьезнейших «тормозов» мышления – неумение воображать и фантазировать, а отсюда боязнь новых, не стандартных идей и решений.

Способы развития фантазии и воображения.

Идеально, если сам ребенок захочет и будет развивать свою фантазию и воображение. Как этого добиться?

Перечислим основные способы развития творческого воображения (РВТ).

  1. Сформируйте мотивацию.

  2. Убедите, что фантазировать не только не стыдно, а даже престижно и полезно самому ребенку.

3. Стимулируйте фантазию вопросами. Например: «Что произойдет, если у тебя вырастут крылья? Куда бы ты полетел?

Приемы развития фантазии и воображения.

  1. Увеличение – уменьшение. Это самый простой прием, он широко используется в сказках, былинах, фантастике… Например, Дюймовочка, Мальчик – с – пальчик, Гулливер, лилипуты…

Добавление одного или нескольких фантастических свойств одному человеку или многим людям.

2. Оживший рисунок.

- Вы получили замечательный дар: все, что вы нарисуете, - оживает! Что бы вы нарисовали?

3. Исключение некоторых качеств человека.

- Назовите не менее 10 жизненно важных качеств и свойств человека и подумайте, к каким последствиям приведет их потеря.

5. Антропоморфизм – это уподобление человеку, наделение человеческими свойствами (речью, мышлением, способностью чувствовать…) любых объектов – одушевленных и неодушевленных: животных, растений, небесных тел, мифических существ…

6. Придание объектам неживой природы способностей и качеств живых существ.

- В какое живое существо ты бы превратил воздушный шарик?

7. Изменение привычных отношений между героями сказок.

- Придумайте сказку с таким невероятным сюжетом: Лисица стала самой простоватой в лесу, и ее все звери обманывают.

8. Фантастическое объединение. Фантастическую идею можно получить сочетанием свойств или частей двух – трех объектов. Например, рыба + человек = русалка; лошадь + человек = кентавр…

Тренинг логического мышления.

Логическое мышление – это умение объективно анализировать, сопоставлять, обобщать, классифицировать, строить причинно – следственные связи, формулировать понятия и суждения, делать умозаключения, доказательства.

У детей с логическим типом мышления, как правило, проявляется математическая одаренность. Они обладают такими умственными способностями, как быстрое и широкое обобщение математического материала; радикальное свертывание и сокращение рассуждений; свободное переключение с прямого на обратный ход мысли и т.д. Математически одаренные дети чаще чем остальные обладают сильной нервной системой; при этом нервные процессы отличаются инертностью. Логичность заменяет их образность, эмоциональность и чувственность.

Создателем классической логики считается Аристотель.


Упражнения для развития логического мышления.

Задача упражнений – определить, какие законы логики нарушены или какие логические ошибки допущены в приведенных утверждениях и ситуациях.

В задачах рассматривается три закона: закон тождества, закон достаточного основания, закон противоречия.

Закон тождества. В спорах, дискуссиях или разговорах, ставящих своей целью поиск истины или точную передачу информации, каждое понятие, каждую мысль необходимо употреблять только в одном, понятном для всех и принятом всеми смысле.

Иначе говоря, всякая мысль и слово должны быть точно понятны, не должны допускать двойного толкования и подмены понятий.

Закон достаточного основания. Всякая мысль или утверждение могут быть признаны истинными только в том случае, если они имеют достаточное основание.

Закон противоречия. Два противоречивых суждения не могут одновременно, одноместно и в одних и тех же отношениях быть истинными.


  1. В гробнице египетского фараона археологи нашли проволоку и сделали предположение, что в Древнем Египте был проволочный телеграф. Узнав об этом, другой археолог заявил: «В гробнице ассирийских царей проволоки не найдено, значит, у них был беспроволочный телеграф».

  2. Ученик не выучил стихотворение. Ему поставили «2». Назавтра он выучил стихотворение. Ему поставили «5». Но вчерашняя двойка осталась. Мало того, ее учтут, когда будут «выводить» оценку за четверть, а потом за год. Справедливо ли это?

  3. Все пригородные поезда приходят по расписанию.

  4. Преступление, совершенное прирожденным преступником, не является преступлением.

  5. Учитель: «Надеюсь, я не увижу, что ты списываешь». Ученик: «И я надеюсь».

  6. Он покраснел, значит, он виноват.

  7. Юный исследователь доказал, что органы слуха у насекомых находятся на лапках, т.к. если лапы оторвать, то насекомые не убегают, от источника громкого слуха.


Тренинг стратегического мышления.


Стратегическое мышление можно рассматривать как системное и функциональное, позволяющее учитывать сложившиеся обстоятельства и принимать оптимальные решения в настоящий момент, с учетом функциональных возможностей системы в данный момент, а не теоретически, в отдаленной перспективе.

Что такое система и системное мышление?

Система – это все, что нас окружает, все, что можно потрогать. Карандаш, книга, кукла, кровать – это системы. Системный анализ изучает системы любой природы и любой сложности.

Системное мышление – это мышление, строгоучитывающее все положения системного подхода: всесторонность, взаимоувязанность, целостность, многоаспектность, влияние всех значимых для данного рассмотрения надсистем, систем, подсистем и связей между ними.


Упр. №1. (для усвоения понятий «система», «подсистема», «надсистема»)

Составить иерархию частей так, чтобы каждая последующая часть являлась частью предыдущей.

    1. звонок, руль, рама, рычаг руля, велосипед, крышка звонка.

    2. Новгород, Евразия, Россия, земля, солнечная система, Кремль, Памятник тысячелетия России.

Упр. №2. Что здесь простое, а что – составное?

Например: стакан пустой и стакан с водой; лист чистый и лист с текстом, книга; вода ключевая и лимонад. Спросите детей, чем отличаются названные пары предметов.

Упр. №3. Найти целое и его части, или Метод Шерлоха Холмса.

Например, яблоко яблоня; пчела – рой; стул – мебель; лист бумаги – книга.

Упр. №4. Что посередине? Например: колесо - ? – транспорт.

Крыльцо - ? – деревня, яблоко - ? – сад, шнурок - ? – обувь.


Развитие функционального аспекта мышления – очень важная составляющая в формировании сильного стратегического мышления. Функциональное мышления позволяет сразу рассмотреть главное в объекте (предмете) – его функцию и ответить на вопрос: зачем сделан предмет? С помощью функций реализуются цели. Цель – это мысленное предвосхищение событиями, а функция – действие, воплощающее цель.

Упр. № 1. Какие из приведенных слов не обозначают функцию? Нагреватель, жара, жарить, увеличивать, смотреть, смелость, рисовать, держать, тормозить, тормоз, смешить, измельчать.

Ответ: не функции – жара, смелость, тормоз.

Упр. № 2. Односложные загадки.

- что такое: светилка, хранилка, смотрелка, нагревалка, варилка, носилка, трубилка, гладилка, держалка, поднималка, возилка?

Ответ: Светилка – это окно, свеча, солнце…

Упр. № 3. Назвать предметы, выполняющие и функцию, и антифункцию. Например, застежка «молния» (скреплять и разъединять). Предложите еще 10 предметов.

Тренинг эмоционального мышления.

Для развития эмоционального мышления больше внимания необходимо уделять чувственной стороне взаимоотношений со своим внутренним миром и в общении с другими людьми, находить эмоциональную составляющую любых поступков. При работе с группой эффективно для этих целей использовать следующие упражнения.

  1. Игрушка. Каждый член группы думает том, какой игрушкой он бы хотел стать. Затем группа пытается угадать «игрушку» каждого, идет обмен впечатлениями, своими ощущениями.

  2. Свободный рисунок. Всем членам группы выдаются листы бумаги и карандаш для рисования. Каждый рисует то, что ему хочется, любые формы, линии, цвет. Главное, чтобы это было выражение собственных чувств, переживаний… после того как задание выполнено, организуется импровизированная выставка рисунков, качество которых, безусловно, не оценивается, а идет обмен своими ощущениями от процесса творчества.

  3. Ласковое имя. Каждый участник проговаривает то, что он смог вспомнить, но обязательно искренне. Не надо просто зачитывать – важно проговорить с теми интонациями, мимикой и т.д., как будто участник обращается именно к самому близкому человеку. При этом можно смотреть на кого то из группы, кто наиболее приятен в этот момент. Так более активно идет «вентиляции» чувств.

  4. Интервью. Один из участников садится в центре круга. Группа может задавать ему 5 вопросов, но строго соблюдая рамки определенной социальной роли сидящего в центре. Например, вопросы как педагогу, как родителю, как студенту и т.д. Затем следующий желающий садиться в центр круга. Ему так же задают 5 вопросов, но с обязательной сменой социальной роли.

  5. Как меня ласково называли в детстве, называют сейчас. Педагог: Вспомните и запишите, какими ласковыми именами, прозвищами, кличками вас называли ваши близкие, родные, родители, друзья и т.д. Затем каждый должен проговорить искренне, интонируя ласковые имена, а группа следит за откровенностью и доверительностью высказывания.


Литература:

  1. Белова Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать. Пособие для воспитателей и родителей. – М.: Московский психолого – социальный институт: Флинта, 1998. – 144 с.

  2. Карманчиков А.И. Одаренность: диагностика и технология мышления учащихся: методическое пособие. – М.: Педагогическая литература, 2008. – 144 с.

  3. Карманчиков А.И. Педагогическое прогнозирование творческой активности личности. – Ижевск: изд. ИПК и ПРО УР, 2005.

  4. Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 320 с. – (Педагогическая мастерская).






Электронные ресурсы.

www.azps.ru

www.trizminsk.ru

www.odardeti.ru

www.pedsovet.ru

www.uroki.net

Психолого – педагогические тренинги как средство развития мышления учащихся начальных классов. Работа с одаренными детьми.
  • Начальные классы
Описание:

Психолого – педагогические тренинги как средство развития мышления учащихся начальных классов.
    Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Своевременное выявление и развитие детской одаренности  - одна из важнейших задач педагога. В работе педагога успешное решение данной задачи, формирование соответствующих умений и личностных качеств возможно только тогда, когда учитывается  индивидуальный стиль мышления ребенка и используется соответствующий этому оптимальный стиль обучения.
    Кандидат педагогических наук Карманчиков А.И. в своей работе «Одаренность: диагностика и технологии развития мышления учащихся»  указывает на то, что в  каждом из нас мышление проявляется в различных аспектах: интуитивном, логическом, стратегическом и эмоциональном.  Каким типом мышления мы пользуемся чаще, он у нас более совершенен, преобладает. Это не значит, что мы должны знать только об этом стиле мышления и использовать упражнения только для его совершенствования.
    Во-первых, многие упражнения по развитию, например, логического мышления нельзя строго отнести к формирующим и развивающим только этот стиль. Выполняя  этот тип упражнений, мы развиваем и интуицию, и стратегическое мышление. Кроме того, обсуждая процесс поиска решения, выясняя какие чувства мы при этом испытывали, какие ощущения, какие эмоции хотелось проявить в тот или иной момент, о чем было приятно думать, о чем – нет, мы развиваем и эмоциональное мышление.
    Во – вторых, решение другого класса задач позволяет расширить возможности преобладающего стиля мышления, обогащая, дополняя его  другими способами интеллектуальной деятельности. В то же время мы учимся лучше воспринимать тех, кто думает иначе, рассматривает проблему с другой стороны.
Исследования показывают, что формируются 4 преобладающих типа мышления: интуитивное, логическое, стратегическое и эмоциональное.
    Обладателей стратегического мышления характеризует стремление к свободе, самостоятельности. От такого ребенка уже в три года можно услышать: «Я сам!». Это, как правило, генератор действий, ведущий, ему постоянно необходимо осваивать свое новое пространство, новые территории, «захватывать командные высоты», подчиняя себе других. Школа для таких детей – это инструмент ограничения и угнетения их свободы.    Логический тип мышления предполагает другую линию поведения. Таких детей характеризует стремление к стабильности, определенности, стандартизированному поведению, выполнению определенных правил, инструкций. Это, как правило, идеальные ученики, которые в школе чувствуют себя комфортно. Успешность их  обучения зависит от уровня квалификации, профессионализма педагога.
    Дети с эмоциональным типом мышления стремятся к хорошему психологическому климату, позитивному эмоциональному взаимодействию с педагогом, с другими учениками. Оценки воспринимаются такими учениками как определение их личностных качеств. У таких детей вызывает особый интерес система взаимоотношений между людьми. Успешность обучения ребенка зависит от того, какие чувства вызывает у него учитель: позитивные или негативные.
    У ребенка с интуитивным мышлением успешность обучения зависит от мотивированности, а позитивное восприятие педагога – от уровня компетентности в тех или иных вопросах. Отношение к оценкам – условное, более важную роль играет самооценка. У них вызывают особый интерес явления, законы природы, система их взаимосвязи, определение возможностей их эффективного использования.
    Выявив преобладающие типы мышления у конкретных учащихся, педагог может и должен создать оптимальные условия для организации образовательного процесса.    Исследования развития творческой активности учащихся показывают, что одаренность проявляется у учащихся более явно, когда индивидуальная программа развития выстраивается с учетом преобладающего типа мышления.
Тренинг интуитивного мышления.
В основе интуитивного мышления лежат такие мыслительные операции как фантазия и воображение. Один из серьезнейших «тормозов» мышления – неумение воображать и фантазировать, а отсюда боязнь новых, не стандартных идей и решений.
Способы развития фантазии и воображения.
Идеально, если сам ребенок захочет и будет развивать свою фантазию и воображение. Как этого добиться?
Перечислим основные способы развития творческого воображения (РВТ).
1.    Сформируйте мотивацию.
2.    Убедите, что фантазировать не только не стыдно, а даже престижно и полезно самому ребенку.
3. Стимулируйте фантазию вопросами. Например: «Что произойдет, если у тебя вырастут крылья? Куда бы ты полетел?
Приемы развития фантазии и воображения.
1.    Увеличение – уменьшение. Это самый простой прием, он широко используется в сказках, былинах, фантастике. Например, Дюймовочка, Мальчик – с – пальчик, Гулливер, лилипуты…
Добавление одного или нескольких фантастических свойств одному человеку или многим людям.
2. Оживший рисунок.
- Вы получили замечательный дар: все, что вы нарисуете, - оживает! Что бы вы нарисовали?
3. Исключение некоторых качеств человека.
- Назовите не менее 10 жизненно важных качеств и свойств человека и подумайте, к каким последствиям приведет их потеря.
4. Фантастическое объединение. Фантастическую идею можно получить сочетанием свойств  или частей двух – трех объектов. Например, рыба + человек = русалка; лошадь +  человек = кентавр…
Тренинг логического мышления.
Логическое мышление – это умение объективно анализировать, сопоставлять, обобщать, классифицировать, строить причинно – следственные связи, формулировать понятия и суждения, делать умозаключения, доказательства.
У детей с логическим типом мышления, как правило, проявляется  математическая одаренность. Они  обладают такими умственными способностями, как быстрое и широкое обобщение математического материала; радикальное свертывание и сокращение рассуждений; свободное переключение с прямого на обратный ход мысли и т.д. Математически одаренные дети чаще чем остальные обладают сильной нервной системой; при этом нервные процессы отличаются инертностью. Логичность заменяет их образность, эмоциональность и чувственность.
Упражнения для развития логического мышления.
Задача упражнений – определить, какие законы логики нарушены или какие логические ошибки допущены в приведенных утверждениях и ситуациях.
В задачах рассматривается три закона: закон тождества, закон достаточного основания, закон противоречия.
Закон тождества. В спорах, дискуссиях или разговорах, ставящих своей целью поиск истины или точную передачу информации, каждое понятие, каждую мысль необходимо употреблять только в одном, понятном для всех и принятом всеми смысле.
Иначе говоря, всякая мысль и слово должны быть точно понятны, не должны допускать двойного толкования и подмены понятий.
Закон достаточного основания. Всякая мысль или утверждение могут быть признаны истинными только в том случае, если они имеют достаточное основание.
Закон противоречия. Два противоречивых суждения не могут одновременно, одноместно и в одних и тех же отношениях быть истинными.

1.    Ученик не выучил стихотворение. Ему поставили «2». Назавтра он выучил стихотворение. Ему поставили «5». Но вчерашняя двойка осталась. Мало того, ее учтут, когда будут «выводить» оценку за четверть, а потом за год. Справедливо ли это?
2.    Учитель: «Надеюсь, я не увижу, что ты списываешь». Ученик: «И я надеюсь».
3.    Юный исследователь доказал, что органы слуха у насекомых находятся на лапках, т.к. если лапы оторвать, то насекомые не убегают, от источника громкого слуха.

Тренинг стратегического мышления.

Стратегическое мышление можно рассматривать как системное и функциональное, позволяющее учитывать сложившиеся обстоятельства и принимать оптимальные решения в настоящий момент, с учетом функциональных возможностей системы в данный момент, а не теоретически, в отдаленной перспективе.
Что такое система и системное мышление?
Система – это все, что нас окружает, все, что можно потрогать. Карандаш, книга, кукла, кровать – это системы. Системный анализ изучает системы любой природы и любой сложности.
Системное мышление – это мышление, строгоучитывающее все положения системного подхода: всесторонность, взаимоувязанность, целостность, многоаспектность, влияние всех значимых для данного рассмотрения надсистем, систем, подсистем и связей между ними.
Упр. №1. (для усвоения понятий «система», «подсистема», «надсистема»)
Составить иерархию частей так, чтобы каждая последующая часть являлась частью предыдущей.
1)    звонок, руль, рама, рычаг руля, велосипед, крышка звонка.
2)    Новгород, Евразия, Россия, земля, солнечная система, Кремль, Памятник тысячелетия России.
Упр. №2. Что здесь простое, а что – составное?
Например: стакан пустой и стакан с водой; лист чистый и лист с текстом, книга; вода ключевая и лимонад. Спросите детей, чем отличаются названные пары предметов.
Упр. №3. Что посередине? Например: колесо - ? – транспорт.
Крыльцо - ? – деревня, яблоко - ? – сад, шнурок - ? – обувь.
    Развитие функционального аспекта мышления – очень важная составляющая в формировании сильного стратегического мышления. Функциональное мышления позволяет сразу рассмотреть главное в объекте (предмете) – его функцию и ответить на вопрос: зачем сделан предмет? С помощью функций реализуются цели. Цель – это мысленное предвосхищение событиями, а функция – действие, воплощающее цель.
Упр. № 1. Какие из приведенных слов не обозначают функцию? Нагреватель, жара, жарить, увеличивать, смотреть, смелость, рисовать, держать, тормозить, тормоз, смешить, измельчать.
Ответ: не функции – жара, смелость, тормоз.
Упр. № 2. Односложные загадки.
- что такое: светилка, хранилка, смотрелка, нагревалка, варилка, носилка, трубилка, гладилка, держалка, поднималка, возилка?
Ответ: Светилка – это окно, свеча, солнце…
Упр. № 3. Назвать предметы, выполняющие и функцию, и антифункцию. Например, застежка «молния» (скреплять и разъединять). Предложите еще 10 предметов.
Тренинг эмоционального мышления.
Для развития эмоционального мышления больше внимания необходимо уделять чувственной стороне взаимоотношений со своим внутренним миром и в общении с другими людьми, находить эмоциональную составляющую любых поступков. При работе с группой эффективно для этих целей использовать следующие упражнения.
1.    Игрушка. Каждый член группы думает том, какой игрушкой он бы хотел стать. Затем группа пытается угадать «игрушку» каждого, идет обмен впечатлениями, своими ощущениями.
2.    Свободный рисунок. Всем членам группы выдаются листы бумаги и карандаш для рисования. Каждый рисует то, что ему хочется, любые формы, линии, цвет. Главное, чтобы это было выражение собственных чувств, переживаний… после того как задание выполнено, организуется импровизированная выставка рисунков, качество которых, безусловно, не оценивается, а идет обмен своими ощущениями от процесса творчества.
3.    Ласковое имя. Каждый участник проговаривает то, что он смог вспомнить, но обязательно искренне. Не надо просто зачитывать – важно проговорить с теми интонациями, мимикой и т.д., как будто участник обращается именно к самому близкому человеку. При этом можно смотреть на кого то из группы, кто наиболее приятен в этот момент. Так более активно идет «вентиляции» чувств.

Литература:
1.    Белова Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать. Пособие для воспитателей и родителей. – М.: Московский психолого – социальный институт: Флинта,  1998. – 144 с.
2.    Карманчиков А.И. Одаренность: диагностика и технология мышления учащихся: методическое пособие. – М.: Педагогическая литература, 2008. – 144 с.
3.    Карманчиков А.И. Педагогическое прогнозирование творческой активности личности. – Ижевск: изд. ИПК и ПРО УР, 2005.
4.    Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя. – М.: Гуманит. изд.  центр ВЛАДОС, 2000. – 320 с. – (Педагогическая мастерская).





Электронные ресурсы.
www.azps.ru
www.trizminsk.ru
www.odardeti.ru
www.pedsovet.ru
www.uroki.net

Автор Плотникова Ольга Николаевна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 682
Номер материала 21318
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓