Главная / Школьному психологу / Психолого - педагогический семинар "Профилактика эмоционального выгорания"

Психолого - педагогический семинар "Профилактика эмоционального выгорания"

Психолого – педагогический семинар для педагогов:

«Профилактика эмоционального выгорания»


Цели: познакомить педагогов со шкалой эмоциональных тонов Рона Хаббарда, дать представление о понятии «эмоциональное выгорание» и причинах его возникновения. Познакомить педагогов с приёмами саморегуляции, помочь в осознании личностных ресурсов. Способствовать снятию напряжения за счет высказывания накопившихся негативных эмоций, получение психологической поддержки.


  1. Вступление. Добрый день, уважаемые коллеги!

Предлагаю Вам принять участие в психолого-педагогическом семинаре с элементами тренинга на тему: «Профилактика эмоционального выгорания». Сегодня мы поговорим о проблеме эмоционального выгорания, определим, что можно сделать для его профилактики.

  1. Упражнение «Приветствие»

Каждый участник группы приветствует присутствующих (в форме комплимента, пожелания, добрых слов)…


  1. Упражнение «Коротко о главном»

Продолжите по очереди утверждения…

Меня зовут…

Я люблю…

Меня радует…

Мне грустно, когда…

Я сержусь, когда…

Я горжусь собой, когда…


  1. Упражнение «Наши ожидания…»

Запишите, что вы ожидаете от нашего занятия…

в конце занятия мы проверим, сбудутся ли ваши ожидания…

  1. Информационный блок. Шкала эмоциональных тонов.

Сегодня мы поговорим об эмоциональном выгорании. Что же такое Эмоции?

Эмоции – это физиологическое состояние организма, имеющее ярко выраженную субъективную окраску и охватывающие все виды чувств и переживаний человека от глубоко травмирующих до радостных…

В начале 50х годов (1954г) Рон Хаббард, американский учёный, обнаружил, что от эмоций зависят все главные жизненные характеристики личности.

Наши эмоции – не хаос, а шкала. От самых положительных до самых отрицательных. Мы всегда находимся в каком-то эмоциональном тоне. Тон – это уровень настроений, степень благополучия, успешности нашей жизни с нашей точки зрения. Для разработки шкалы эмоциональных тонов он использовал разные приборы, измерял, отсчитывал…


  1. Апатия (0.05) Апатия – это отключение от любви, жизни, надежд, мечтаний и абсолютный пессимизм, полное безразличие ко всему. Человек не ест, не хочет спать, общаться. В Апатии человек близок к чувству, что он ничем не владеет и думает, что другие тоже ничего не должны иметь. Он позволяет любой собственности разрушаться и портиться. Себя он тоже разрушает тем или иным способом. Наркоманы, алкоголики, хронические игроки – это люди в Апатии.

Причины апатии: несчастье, шок.

Заглаживание вины (0.375) Человек в тоне Заглаживание вины живет, постоянно извиняясь и пытаясь искупить некий вред (даже вымышленный). Он может льстить или унижать свое достоинство, чтобы добиться сочувствия или помощи. В худшем случае это слепое самопожертвование и мученики-самоубийцы.

  1. Горе (0.5) Причина: человек имеет потерю, чего-то важного для себя, и не обязательно близкого человека... Как можно восстановиться? Всё зависит от вашего моментального тона горя, кто-то поплакал и успокоился. Бывает хронический тон горя, всё превращается в проблему (летом мухи, зимой мороз). Горе просит сочувствия, ничего не давая взамен, и помощи, не принимая ее. Это человек, который постоянно чем-нибудь недоволен, и все это обернуто жалостью к себе. Часто он пытается удержаться в прошлом и держится за свои обиды. Восстановиться в этом тоне трудно. Человек в низком тоне горя имеет много хронических заболеваний. Не бывает так, что человек заболел, а потом опустился по тону, бывает наоборот, сначала человек попадает в хронический тон горя, потом заболевает.

Задабривание (0.8) Человек в Задабривании пытается завязать дружеские отношения, и, кажется, что он ничего не требует взамен. Но в действительности, Задабривание является частью диапазона Страха. Человек в этом тоне не осознает свой страх. Его задабривание предназначено для того, чтобы защитить себя от негативных последствий.

Сочувствие (0.9) Человек в хроническом Сочувствии – навязчиво «понимающий» и может бесконечно оправдывать неудачи своих друзей, что лишает их ответственности и убивает их стремление к борьбе. Высоко-тонный человек сказал бы: «Да, это неудача, но ты можешь попробовать еще раз». А Сочувствие не помогает восстановиться после поражения и вернуться, чтобы победить.

  1. Страх (1.0) Хронический страх легко становится косноязычным, избегает людей, подпрыгивает от хлопанья двери. Он постоянно напуган, все кругом опасно. В тоне страха человек делает 2 вещи: старается покинуть место, где находится как можно скорее (если физически убежать не может, убегают глаза), и человек не может говорить правду, он врёт. Реакция в тоне страха – всё, надо бежать! Такой человек боится иметь вещи (ведь он может потерять их). Его решение – быть осторожным в отношении всего в жизни. Он говорит о страшных вещах, действительных или воображаемых.

  2. Скрытая враждебность (1.1) Когда человек говорит «Ты мне не нравишься!» - это открытая враждебность. Он может сознательно делать то, чего нельзя, например, воровать, или портить имущество. Если человек не хочет, что бы ему ответили физически, он использует скрытую враждебность. Если он смог причинить вред, смог испортить настроение другому человеку, он рад, что сделал гадость. Реакция в тоне скрытой враждебности – всем надо навредить!

Я их всех люблю, а они меня – нет. И за это я их всех ненавижу!

Это самый опасный тон. Эти люди напуганы так, что не в состоянии проявлять свою враждебность открыто. Они асоциальны. Они не осознают своего состояния, им просто кажется, что жизнь – дерьмо. Они могут искусно маскироваться под высокотонных людей. Чтобы определить скрытую враждебность, надо смотреть на их делаони не совпадают с их словами. Если вам постоянно обещают помощь, но не оказывают её – это 1,1.

Это скрытый тон, наиболее трудный для распознания. Он находится между Страхом (который является причиной его тона) и Гневом (который он должен скрывать). На этом уровне мы находим вопиющую ложь и лицемерие. 1.1 притворяется высоко-тонным. Он убеждает в добрых намерениях и манипулирует людьми, всегда стремясь к скрытому контролю.

Отсутствие сочувствия (1.2) Человек в Отсутствии сочувствия холоден, груб, равнодушен. Кажется, что у него отсутствуют эмоции. Его не касаются чужие проблемы, но он будет ожидать полного понимания и прощения за свои пагубные действия. На этом уровне мы часто встречаем упрямое нежелание говорить.

  1. Гнев (1.5) Постоянно находясь в состоянии душевного расстройства, напряжения, человек кричит, злится, раздражается, обвиняет и выражает недовольство.

Боль (1.8) Боль, сама по себе, не является эмоцией, но здесь имеется в виду именно эмоциональная реакция на боль. Человек не может оставаться в высоком тоне, когда ему больно. Его внимание рассеивается, он несдержан, раздражителен и нетерпелив.

  1. Антагонизм (2.0) Главная характеристика Антагонизма – опровержение, непримиримое противоречие, это тон несогласия. Эмоция – открытая враждебность. Это уровень колких замечаний и сарказма. Антагонизм не может устоять перед вызовом. Если Вы хотите, чтобы он сделал что-нибудь, попросите его обратное. Дайте ему что-нибудь оспорить, и он это сделает. Очевидно, что общение с такими низко-тонными людьми следует свести до минимума.

Теперь рассмотрим проявления высоких тонов.

  1. Скука (2.5) Хроническая скука подразумевает состояние, в котором человек пытается убить время. Иногда это состояние легко спутать с Апатией или Горем, но на самом деле, кардинальное отличие состоит в том, что человек в Скуке не жалуется и не раздражается, его постоянная эмоция – удовлетворенность. К сожалению, у него отсутствует цель в жизни. Он беззаботен и не амбициозен, это приятный и неконфликтный человек. Человек ничего не хочет. В это тоне главное лень и безразличие.

  2. Консерватизм (3.0) Его единственный недостаток состоит в том, что он подавляет энтузиазм и изобретательность. Человек не хочет что-либо менять. Он движим осторожностью, уравновешен, сдержан, терпелив, не любит выделяться из толпы. Его плюсы – это надежность, честность и неконфликтность. Он может стать очень хорошим родителем. Есть вещи, когда человеку нужно быть в консерватизме. Например, при приёме на работу.

  3. Интерес – Энтузиазм (3.5 – 4.0 ) Это лучшие из высоко-тонных эмоций, которые мы рассмотрим вместе, т.к. они очень схожи. Люди, пребывающие на вершине эмоциональной шкалы, веселы и жизнерадостны. (Просто у тона 4.0 это более ярко выражено.) Они активны и деятельны, их интересы широкомасштабны, а идеи позитивны и оригинальны. Это не значит, что такой человек постоянно преисполнен радостью, но он благодушен и может воодушевлять других. Такие личности без усилий притягивают к себе других людей, они популярны и любимы. Хотя зачастую их атакуют низко-тонные люди, высоко-тонные личности отбивают атаку и быстро восстанавливаются. К самым верхним из высоко-тонных эмоций нужно стремиться, дабы жизнь была приятна и успех не покидал нас.

Тон сильный интерес - человек не может оторваться от телевизора, компьютера. В сильном интересе человек не болеет ничем, даже соплями.

  1. Тон веселье – ты доволен жизнью, ты весел и счастлив

  2. Тон энтузиазм – ты победитель, ты счастлив. Человек выигрывает в конкурсе, соревнованиях, он счастлив, он сделал это.

    Если человек постоянно находится в тоне гнева, скрытой враждебности, страха или горя, у него появляются хронические болезни желудка, почек, сердца… Все тона расположенные ниже скуки, находятся ближе к смерти. Эта часть шкалы называется невыживание, здесь человек не может достигать успеха, иметь здоровье, принимать правильные решения, не может иметь нормальную жизнь и обшей их характеристикой является стремление уступить давлению извне…

Если человек находится высоко на шкале, он сам хозяин своего положения, своей жизни.

Человек, находящийся высоко на шкале тонов, имеет высокий потенциал выживания и принимает решения, направленные в сторону выживания, они двигаются, действуют, живут, говорят и принимают решения с такой скоростью движения, которая недоступна для людей, находящихся низко на шкале тонов. Понимание этого принципа и применение его в общении с людьми дает фантастические результаты. О чем бы мы ни говорили — о двух людях, двух группах или двух нациях, та сторона, которая находится ниже на шкале тонов, будет негативно реагировать на движения той, которая находится выше.

Секс по шкале тонов:

В гневе и скрытой враждебности – любые извращения, гомосексуализм, проституция;

В антагонизме – я так хочу… а я не хочу…

Скука – нужно для здоровья, 3 раза в неделю, можно жевать яблоко…

В жизни человека происходят разные ситуации, как он к ним относится зависит от тона, в котором человек находится.

  1. Информационный блок. Эмоциональное выгорание (презентация)


Тема нашей встречи «Профилактика эмоционального выгорания»

Термин «burnout» - «выгорание», «сгорание» предложил Г. Фрейденбергер

в 1974 году для описания крайней усталости и разочарования, наблюдаемых у специалистов, работающих в системе профессий «человек-человек».


В. В. Бойко под эмоциональным выгоранием понимает "выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия".


Фазы эмоционального выгорания


Фаза напряжения. Нервное (тревожное) напряжение служит предвестником и "запускающим" механизмом в формировании эмоционального выгорания.

Фаза резистенции (сопротивление нарастающему стрессу). В этой фазе человек пытается более или менее успешно оградить себя от неприятных впечатлений.

Фаза истощения. Фаза истощения сопровождается общим падением энергетического тонуса и ослаблением нервной системы, оскудением психических ресурсов.


Итоги диагностики уровня эмоционального выгорания (по В.В.Бойко)…


Существуют внутренние и внешние факторы, провоцирующим выгорание


Внешние факторы

  • специфика профессиональной педагогической деятельности (необходимость сопереживания, сочувствия, нравственная ответственность за жизнь и здоровье вверенных ему детей, стаж работы)

  • организационный фактор: перегруженность рабочей недели; не высокая оплата труда; напряженный характер работы; служебные неприятности; неудовлетворенность работой: отсутствие четкой связи между процессом обучения и получаемым результатом, несоответствие результатов затраченным силам; демократические преобразования в области образования, приведшие к изменению взаимоотношений между субъектами учебно-воспитательного процесса. Неблагополучная атмосфера в педагогическом коллективе: однополый состав коллектива, наличие конфликтов, нервозная обстановка побуждает одних растрачивать эмоции, а других искать способы экономии своих психических ресурсов.


Внутренние факторы


  • коммуникативный фактор: отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из трудных ситуаций общения с детьми, родителями, администрацией; неумение регулировать собственные эмоциональные ситуации

  • ролевой и личностный фактор (индивидуальный): тяжелые заболевания близких, материальные затруднения, личностная неустроенность, плохие взаимоотношения между супругами, отсутствие нормальных жилищных условий, недостаток внимания, уделяемого домочадцами. Неудовлетворенность своей самореализацией в различных жизненных и профессиональных ситуациях.


Можно выделить типы личности, которым в наибольшей степени угрожает СЭВ


«Педантичный", характеризующийся добросовестностью, возведенной в абсолют, чрезмерной, болезненной аккуратностью, стремлением в любом деле добиться образцового порядка (даже в ущерб себе)


"Демонстративный", стремящийся первенствовать во всем, всегда быть на виду. Этому типу свойственна высокая степень истощаемости при выполнении даже незаметной рутинной работы


"Эмотивный", состоящий из впечатлительных и чувствительный людей. Их отзывчивость, склонность воспринимать чужую боль как собственную граничит с патологией, с саморазрушением


Синдром эмоционального выгорания имеет следующие проявления


  • чувство безразличия, эмоционального истощения, изнеможения (человек не может отдаваться работе так, как это было прежде);

  • дегуманизация (развитие негативного отношения к своим коллегам и клиентам);

  • негативное самовосприятие в профессиональном плане (ощущение недостатка чувства профессионального мастерства).


Физические симптомы


Резкое повышение утомляемости Хроническая усталость

Головные боли Восприимчивость к изменениям внешней среды

Изменение артериального давления Астения (бессилие, слабость)

Одышка Ограничение движений в шее, боли в спине

Бессонница Непроизвольные движения – сжимание кулаков, зажатость

Увеличение или потеря веса Половая дисфунцкия


Эмоциональные


Пессимизм цинизм чёрствость

Безразличие агрессивность раздражительность

тревога, чувство вины

Поведенческие

желание отдохнуть оправдание употребления табака, алкоголя, лекарств

безразличие к еде интеллектуальное состояние

падение интереса к новым теориям и идеям в работе, к альтернативным подходам


Социальные симптомы


низкая социальная активность падение интереса к досугу, увлечениям

скудные отношения на работе и дома социальные контакты ограничиваются работой


  1. Лечение и профилактика синдрома эмоционального выгорания


Китайская поговорка гласит…

Расскажи мне - и я забуду. Покажи мне - и я запомню. Вовлеки меня - и я научусь».


снятие рабочего напряжения, повышение профессиональной мотивации,

выравнивание баланса между затраченными усилиями и получаемым вознаграждением.

стараться рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки;

учиться переключаться с одного вида деятельности на другой;

проще относиться к конфликтам на работе;

не пытаться быть лучшим всегда и во всем.


Естественные способы регуляции организма


длительный сон вкусная еда общение с природой и животными

баня, массаж, движение, танцы музыка


Саморегуляция

- смех, улыбка, юмор;
– размышления о хорошем, приятном;
– различные движения типа потягивания, расслабления мышц;
– наблюдение за пейзажем за окном;
– рассматривание цветов в помещении, фотографий, других приятных или дорогих для человека вещей;

мысленное обращение к высшим силам (Богу, Вселенной, великой идее);
– «купание» (реальное или мысленное) в солнечных лучах;
– вдыхание свежего воздуха;
– чтение стихов;
– высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так.


Если ты подаришь кому-то радость, жизнь подарит тебе счастье .

Главный секрет улыбка!!!

Банк способов саморегуляции

I. Способы, связанные с управлением дыханием.

Представьте, что перед вашим носом на расстоянии 10–15 см висит пушинка.
Дышите только носом и так плавно, чтобы пушинка не колыхалась.


II. Способы, связанные с управлением тонусом мышц, движением.


Сядьте удобно, если есть возможность, закройте глаза;
– дышите глубоко и медленно;
– пройдитесь внутренним взором по всему вашему телу, начиная от макушки до кончиков пальцев ног (либо в обратной последовательности) и найдите места наибольшего напряжения (часто это бывают рот, губы, челюсти, шея, затылок, плечи, живот);
– постарайтесь еще сильнее напрячь места зажимов (до дрожания мышц), делайте это на вдохе;
– прочувствуйте это напряжение;
– резко сбросьте напряжение — делайте это на выдохе;
– сделайте так несколько раз.
В хорошо расслабленной мышце вы почувствуете появление тепла и приятной тяжести.
Если зажим снять не удается, особенно на лице, попробуйте разгладить его с помощью легкого самомассажа круговыми движениями пальцев (можно поделать гримасы — удивления, радости и пр.).


III. Способы, связанные с воздействием слова


Известно, что «слово может убить, слово может спасти».

В случае даже незначительных успехов целесообразно хвалить себя, мысленно говоря:
«Молодец!», «Умница!», «Здорово получилось!»
– Находите возможность хвалить себя в течение рабочего дня не менее 3–5 раз.


IV. Способы, связанные с использованием образов
Специально запоминайте ситуации, события, в которых вы чувствовали себя комфортно, расслабленно, спокойно, — это ваши ресурсные ситуации.
– Делайте это в трех основных модальностях, присущих человеку. Для этого запоминайте:
1) зрительные образы события (что вы видите: облака, цветы, лес);
2) слуховые образы (какие звуки вы слышите: пение птиц, журчание ручья, шум дождя, музыка);
3) ощущения в теле (что вы чувствуете: тепло солнечных лучей на своем лице, брызги воды, запах цветущих яблонь, вкус клубники).


Выводы

  • Заботьтесь о своём психическом здоровье, коллеги.
    Не доводите уровень психических нагрузок до критических значений.

  • Не залезайте в "долгосрочный кредит" ваших внутренних резервов и возможностей.
    Не забывайте о том, что не только Ваши подопечные, но и Вы сами в не меньшей степени нуждаетесь в помощи, заботе и внимании по защите и сбережению Вашего здоровья и психоэмоционального ресурса.

  • Помните: главный принцип любой помощи заключается в том, что поделиться с другим человеком можно только тем, чем

  • сам располагаешь!

Прививка от апатии

  • Расходуйте свой энергорезерв аккуратно. Уходя с работы, оставьте и мысли о ней на завтра.

  • Избавляйтесь от тревоги, научитесь контролировать эмоции. На любой работе есть факторы, на которые вы повлиять не можете. Воспринимайте все внешние раздражители, как погоду. Ведь на дождь и ветер обижаться глупо.

  • Умеренность во всём: в радости и в печали.

  • Сделайте рабочее место максимально удобным. Приятные мелочи помогут отвлечься от рутины и заставят подумать о хорошем.

  • Чтобы не возненавидеть работу, нужно периодически делать перерывы.

  • В выходные – забудьте о работе!

  • Смените обстановку. Запишитесь на фитнес, танцы, курсы.

  • Жизненный успех не дается без труда, иногда без тяжелых потерь. Надо быть готовым с наименьшими страданиями пройти через обиды, измены, потери. Для этого следует приучить себя не пропускать в сферу эмоций чрезмерные раздражители, несущие боль и отрицание многих человеческих ценностей.

  • Конечно, несчастья близких, общественные катастрофы, неудачи в работе, собственные промахи не могут не расстраивать человека. Но не следует считать такие неудачи непоправимыми катастрофами. То, что можно, следует исправить. А на нет — и суда нет, как говорят в народе.


Пусть в этот год исполняются самые несбыточные мечты и самые нереальные желания!

Пусть листы календаря сменяются, оставляя в памяти яркие события года!

Пусть снежинки, тая на ладошках, дарят надежду на изменения к лучшему!

Пусть свечи, которые вы зажгли в праздничный вечер поддерживают огонь приятных эмоций все 365 дней года, а их тепло согревает сердца и души, день за днем даря улыбки!

Всего вам большого и светлого...


Психолого - педагогический семинар "Профилактика эмоционального выгорания"
  • Школьному психологу
Описание:

ПсихоПсихолого – педагогический семинар для педагогов: «Профилактика эмоционального выгорания»

 

Цели: познакомить педагогов со шкалой эмоциональных тонов Рона Хаббарда,  дать представление о понятии «эмоциональное выгорание» и  причинах  его возникновения. Познакомить педагогов с приёмами саморегуляции, помочь в осознании личностных ресурсов. Способствовать  снятию  напряжения за счет высказывания накопившихся негативных эмоций, получение психологической поддержки.

Автор Вагина Юлия Дмитриевна
Дата добавления 31.01.2015
Раздел Школьному психологу
Подраздел Другое
Просмотров 575
Номер материала 55341
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓