Инфоурок Логопедия, Дефектология Другие методич. материалыПсихолого - медико - педагогическое сопровождение учащихся с ОВЗ

Психолого - медико - педагогическое сопровождение учащихся с ОВЗ

Скачать материал

 

Учитель — дефектолог

Елена Александровна Дыдарь

Старолеушковская школа — интернат  VIII  вида

 

 КОМПЛЕКСНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ СПЕЦИАЛЬНОГО (КОРРЕКЦИОННОГО) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.

 

  Мир, в котором живет современный ребенок, образ жизни среднестатистической семьи, по сравнению с недавним прошлым, существенно изменился. Социально-экономические проблемы жизни общества порождают условия, при которых значительно снижается уровень физического и нервно-психического здоровья детей.

 Количество детей, у которых уже в дошкольном возрасте обнаруживаются отклонения в развитии, весьма значительно. Соответственно, велик риск школьной дезадаптации, неуспеваемости, социокриминальных последствий в будущем.

   На современном этапе развития системы образования на первый план выдвигаются задачи создания условий для становления личности каждого ребенка в соответствии с особенностями его психического и физического развития, возможностями и способностями.

   В нашем учреждении создана служба сопровождения учащихся, целью работы которой  является профилактика, устранение (уменьшение) дезадаптивных расстройств у учащихся,  особенности функционирования которой, а так же дальнейшее взаимодействие сопровождающих определяется и осуществляется через работу   психолого — медико — педагогического консилиума,  который уделяет особое внимание  организации комплексного психолого-педагогического сопровождения детей нашей школы, с целью раннего выявления  отклонений в развитии, склонностей, способностей ребенка, определение их характера и выбор оптимального образовательного маршрута.  

Согласно «Словарю русского языка» - сопровождать - значит следовать рядом, вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого, то есть двигаться вместе с изменяющейся личностью ребёнка, рядом с ней, своевременно указывать возможные пути оптимального развития, при необходимости – помогать и поддерживать ребёнка. Именно этим и занимается весь коллектив нашей школы.

Цель сопровождения: создание комплексной системы психолого – педагогических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме.

 

Задачи ПМП сопровождения:

- предупреждение возникновения проблем развития ребёнка;

- помощь ребёнку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации.

     Сопровождение учащихся в нашей школе начинается с момента поступления и осуществляется ещё в течение 3х лет после окончания учащимися данного учреждения.

     В зависимости от того, какая помощь нужна ребёнку сопровождение может быть как фронтальным, так и индивидуальным. Фронтальное сопровождение осуществляется всеми сотрудниками школы, индивидуальное сопровождение осуществляется узкими специалистами (логопедами, дефектологом, психологом, социальным педагогом, учителями, воспитателями).

    Все специалисты, которые работают с детьми, строят свою работу взаимосвязано: при необходимости разрабатывают и применяют на практике индивидуальные коррекционные программы, дидактические упражнения.

       В начале учебного года учащиеся 1-го класса, вновь прибывшие дети, общаясь со специалистами, проходят диагностику целью, которой является выявление уровня готовности учащихся к обучению.

Как правило, изучение ребёнка распадается на аспекты клинического обследования, проводимого врачом – психиатром, психологом, социальным педагогом, логопедами, дефектологом, учителем.  Главным является ребёнок, а остальные специалисты помогают ему в решении тех или иных трудностей, которые возникают при выборе образовательного маршрута и его сопровождению.

По данным диагностики специалисты составляют представление на конкретного ребёнка,  и предлагают учителям для использования в работе. Имея перед глазами данное заключение специалистов, учитель видит, какую работу нужно проводить с классом, а какую с конкретным ребёнком.

      Специалисты нашей школы готовят материал, который могут использовать учителя на различных этапах урока.

 Психологическую помощь нашим учащимся оказывает педагог — психолог  Бонь Наталья Александровна. Целью её сопровождения является создание психологически благоприятных  условий для охраны здоровья и развития личности учащихся. Она определяет пути и формы оказания помощи учащимся, испытывающим трудности в обучении и общении между собой, с педагогами, психологическом самочувствии, подбирает средства и формы  психологического сопровождения воспитанников в соответствии с присущими им особенностями обучения и общения.

    Работа психолога не может ограничиваться только работой  с ребёнком, нужно работать и с его семьёй и здесь незаменимую помощь оказывает социальный педагог. Наталья Николаевна выступает посредником между семьёй, ребёнком и школой. Помогает в решении многих вопросов.

    Большую помощь в работе с детьми учителю оказывают логопеды. Ольга Алексеевна Горб  и Олеся Владимировна Онипченко осуществляют целенаправленное систематическое логопедическое сопровождение обучающихся. Основными направлениями их работы является коррекция недоразвития средств языка и нарушений чтения и письма.

    Учитель дефектолог Елена Александровна Дыдарь —  работает с детьми, которые испытывают трудности в овладении учебными знаниями, умениями, навыками. Её занятия представляют собой целостный комплекс мер, направленных на оказание помощи ребёнку, учителю, при необходимости родителям.

 Свою работу Елена Александровна организовывает в тесном контакте с коллегами: обследует учащихся, составляет план коррекционной работы совместно со специалистами.  

Основными направлениями   профессиональной деятельности учителя — дефектолога являются: Диагностическое и коррекционное направления.

Первичная диагностика осуществляется в начале года, по мере поступления вновь прибывших учащихся.  Диагностическое обследование  проводится с целью выявления отклонений в развитии детей, определения структуры и степени выраженности имеющихся отклонений.

С этой целью специалистом используются различные формы диагностической работы.

Итоги диагностики представляются на школьном медико – психолого -педагогическом консилиуме. Психодиагностические данные необходимы:

а) для составления социально-психологического портрета воспитанника;

б) для определения путей и форм оказания коррекционно - развивающей помощи;

в) для разработки индивидуальных и групповых коррекционно - развивающих программ.

 

 Опираясь на итоги диагностики,  комплектуются группы учащихся для коррекционных занятий, с учетом характера проблемы, составляется планирование развития учащихся каждой из групп.

 В рамках  аналитической деятельности анализируются данные диагностического обследования и определяются  адекватные и эффективные средства и формы коррекционного  сопровождения ребёнка.

      Елена Александровна  посещает уроки  учителей начальных классов, с целью  изучения эмоционального состояния воспитанника,  его работоспособности, старается понять причину его затруднений, понять, как складываются взаимоотношения со сверстниками, фиксирует для себя те трудности, с которыми сталкивается ребёнок на уроках, и подготавливает его (ребёнка) к их преодолению на своих групповых или индивидуальных занятиях. Оказывает методическую помощь учителям по организации работы с конкретным ребёнком.

    Коррекционные занятия как групповые, так и индивидуальные проводит  с учащимися 1 – 4 классов согласно утвержденному списку и расписанию. Групповые занятия посещают 20 учащихся, индивидуальные – 10. Продолжительность группового занятия 40 минут, индивидуального 20.

 Вместе с учащимися,  в игровой форме изучают буквы, складывают из них слоги, цифры, лепят их из пластилина, выкладывают из мозаики. С помощью кукольного театра расширяют словарный запас учащихся, учатся строить предложения. С помощью мерцающих мозаик закрепляют числовой ряд и так далее.

 

В результате взаимодействия всех специалистов в нашей школе:

- созданы условия для гармоничного развития личности каждого ребенка.

- создана система психолого – медико - педагогического сопровождения детей.

- разработаны и применяются на практике индивидуальные коррекционные программы, дидактические упражнения.

- обеспечивается комплексное сопровождение детей, позволяющее оказывать своевременную реальную помощь с учетом личностных и психофизиологических особенностей воспитанников.

-  компетентность и мастерство педагогов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список:

Головченко Г.В., Андреева Л.А., Егорова Л.А., Евстешина О.И. О работе городской медико-психолого-педагогической комиссии Москвы // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.-2002.-№2.-С.52-56.

Долженко Ю.А. Проблемы формирования “успешного” педагога в системе постдипломного образования. / Практико-ориентированное пособие для руководителей ОУ. — Барнаул: АКИПКРО, 2001. — 569 с.

Есина Н.Э. Медицинское сопровождение как составная часть процесса реабилитации детей с проблемами в умственном развитии // Дефектология.-2002.-№2.-С.14-16.

Забрамная С.Д. Программа изучения ребенка различными специалистами // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.-2004.-№3.-С.63-67.

Ильенко Л.П. Новые модели методической службы в общеобразовательных учреждениях. — М., АРКТИ, 2001.-64с.

Информационное письмо Министерства образования РФ № 27 12722-6 от3.04.2003 г. “Об организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект”.

Кокосова И.В. Организация психологического сопровождения детей с отклонениями в развитии // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.-2005.-№3.-С. 65-67.

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Психолого - медико - педагогическое сопровождение учащихся с ОВЗ"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Садовод-декоратор

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

В докладе речь идет о ПМП сопровождении учащихся с ОВЗ коррекционной школы. Без взаимодействия всех перечисленных в докладе служб выполнение такой объемной работы было бы просто не возможно.В нашем учреждении создана служба сопровождения учащихся, целью работы которой  является профилактика, устранение (уменьшение) дезадаптивных расстройств у учащихся,  особенности функционирования которой, а так же дальнейшее взаимодействие сопровождающих определяется и осуществляется через работу   психолого — медико — педагогического консилиума,  который уделяет особое внимание  организации комплексного психолого-педагогического сопровождения детей нашей школы, с целью раннего выявления  отклонений в развитии, склонностей, способностей ребенка, определение их характера и выбор оптимального образовательного маршрута.       Сопровождение учащихся в нашей школе начинается с момента поступления и осуществляется ещё в течение 3х лет после окончания учащимися данного учреждения.

     В зависимости от того, какая помощь нужна ребёнку сопровождение может быть как фронтальным, так и индивидуальным. Фронтальное сопровождение осуществляется всеми сотрудниками школы, индивидуальное сопровождение осуществляется узкими специалистами (логопедами, дефектологом, психологом, социальным педагогом, учителями, воспитателями).

    Все специалисты, которые работают с детьми, строят свою работу взаимосвязано: при необходимости разрабатывают и применяют на практике индивидуальные коррекционные программы, дидактические упражнения.

       В начале учебного года учащиеся 1-го класса, вновь прибывшие дети, общаясь со специалистами, проходят диагностику целью, которой является выявление уровня готовности учащихся к обучению.

Как правило, изучение ребёнка распадается на аспекты клинического обследования, проводимого врачом – психиатром, психологом, социальным педагогом, логопедами, дефектологом, учителем.  Главным является ребёнок, а остальные специалисты помогают ему в решении тех или иных трудностей, которые возникают при выборе образовательного маршрута и его сопровождению.

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 660 767 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 29.12.2014 374
    • DOCX 31.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Дыдарь Елена Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Дыдарь Елена Александровна
    Дыдарь Елена Александровна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 4
    • Всего просмотров: 2947
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Клиническая психология: организация реабилитационной работы в социальной сфере

Руководитель реабилитационного подразделения

1000 ч.

11500 руб. 6900 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 235 человек из 58 регионов
  • Этот курс уже прошли 290 человек

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации на уроках по продуктивно-творческой деятельности у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 134 человека

Мини-курс

Аномальное психологическое развитие и психологическая травма

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 35 человек из 17 регионов

Мини-курс

Искусство: от истории к глобализации

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Индустриальный туризм

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Стратегии карьерного роста и развития

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе