Главная / Логопедия / Психолого - медико - педагогическое сопровождение учащихся с ОВЗ

Психолого - медико - педагогическое сопровождение учащихся с ОВЗ



Учитель — дефектолог

Елена Александровна Дыдарь

Старолеушковская школа — интернат VIII вида



КОМПЛЕКСНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ СПЕЦИАЛЬНОГО (КОРРЕКЦИОННОГО) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.



Мир, в котором живет современный ребенок, образ жизни среднестатистической семьи, по сравнению с недавним прошлым, существенно изменился. Социально-экономические проблемы жизни общества порождают условия, при которых значительно снижается уровень физического и нервно-психического здоровья детей.

Количество детей, у которых уже в дошкольном возрасте обнаруживаются отклонения в развитии, весьма значительно. Соответственно, велик риск школьной дезадаптации, неуспеваемости, социокриминальных последствий в будущем.

На современном этапе развития системы образования на первый план выдвигаются задачи создания условий для становления личности каждого ребенка в соответствии с особенностями его психического и физического развития, возможностями и способностями.

В нашем учреждении создана служба сопровождения учащихся, целью работы которой является профилактика, устранение (уменьшение) дезадаптивных расстройств у учащихся, особенности функционирования которой, а так же дальнейшее взаимодействие сопровождающих определяется и осуществляется через работу психолого — медико — педагогического консилиума, который уделяет особое внимание организации комплексного психолого-педагогического сопровождения детей нашей школы, с целью раннего выявления отклонений в развитии, склонностей, способностей ребенка, определение их характера и выбор оптимального образовательного маршрута.

Согласно «Словарю русского языка» - сопровождать - значит следовать рядом, вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого, то есть двигаться вместе с изменяющейся личностью ребёнка, рядом с ней, своевременно указывать возможные пути оптимального развития, при необходимости – помогать и поддерживать ребёнка. Именно этим и занимается весь коллектив нашей школы.

Цель сопровождения: создание комплексной системы психолого – педагогических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме.



Задачи ПМП сопровождения:

- предупреждение возникновения проблем развития ребёнка;

- помощь ребёнку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации.

Сопровождение учащихся в нашей школе начинается с момента поступления и осуществляется ещё в течение 3х лет после окончания учащимися данного учреждения.

В зависимости от того, какая помощь нужна ребёнку сопровождение может быть как фронтальным, так и индивидуальным. Фронтальное сопровождение осуществляется всеми сотрудниками школы, индивидуальное сопровождение осуществляется узкими специалистами (логопедами, дефектологом, психологом, социальным педагогом, учителями, воспитателями).

Все специалисты, которые работают с детьми, строят свою работу взаимосвязано: при необходимости разрабатывают и применяют на практике индивидуальные коррекционные программы, дидактические упражнения.

В начале учебного года учащиеся 1-го класса, вновь прибывшие дети, общаясь со специалистами, проходят диагностику целью, которой является выявление уровня готовности учащихся к обучению.

Как правило, изучение ребёнка распадается на аспекты клинического обследования, проводимого врачом – психиатром, психологом, социальным педагогом, логопедами, дефектологом, учителем. Главным является ребёнок, а остальные специалисты помогают ему в решении тех или иных трудностей, которые возникают при выборе образовательного маршрута и его сопровождению.

По данным диагностики специалисты составляют представление на конкретного ребёнка, и предлагают учителям для использования в работе. Имея перед глазами данное заключение специалистов, учитель видит, какую работу нужно проводить с классом, а какую с конкретным ребёнком.

Специалисты нашей школы готовят материал, который могут использовать учителя на различных этапах урока.

Психологическую помощь нашим учащимся оказывает педагог — психолог Бонь Наталья Александровна. Целью её сопровождения является создание психологически благоприятных условий для охраны здоровья и развития личности учащихся. Она определяет пути и формы оказания помощи учащимся, испытывающим трудности в обучении и общении между собой, с педагогами, психологическом самочувствии, подбирает средства и формы психологического сопровождения воспитанников в соответствии с присущими им особенностями обучения и общения.

Работа психолога не может ограничиваться только работой с ребёнком, нужно работать и с его семьёй и здесь незаменимую помощь оказывает социальный педагог. Наталья Николаевна выступает посредником между семьёй, ребёнком и школой. Помогает в решении многих вопросов.

Большую помощь в работе с детьми учителю оказывают логопеды. Ольга Алексеевна Горб и Олеся Владимировна Онипченко осуществляют целенаправленное систематическое логопедическое сопровождение обучающихся. Основными направлениями их работы является коррекция недоразвития средств языка и нарушений чтения и письма.

Учитель дефектолог Елена Александровна Дыдарь — работает с детьми, которые испытывают трудности в овладении учебными знаниями, умениями, навыками. Её занятия представляют собой целостный комплекс мер, направленных на оказание помощи ребёнку, учителю, при необходимости родителям.

Свою работу Елена Александровна организовывает в тесном контакте с коллегами: обследует учащихся, составляет план коррекционной работы совместно со специалистами.

Основными направлениями профессиональной деятельности учителя — дефектолога являются: Диагностическое и коррекционное направления.

Первичная диагностика осуществляется в начале года, по мере поступления вновь прибывших учащихся. Диагностическое обследование проводится с целью выявления отклонений в развитии детей, определения структуры и степени выраженности имеющихся отклонений.

С этой целью специалистом используются различные формы диагностической работы.

Итоги диагностики представляются на школьном медико – психолого -педагогическом консилиуме. Психодиагностические данные необходимы:

а) для составления социально-психологического портрета воспитанника;

б) для определения путей и форм оказания коррекционно - развивающей помощи;

в) для разработки индивидуальных и групповых коррекционно - развивающих программ.

Опираясь на итоги диагностики, комплектуются группы учащихся для коррекционных занятий, с учетом характера проблемы, составляется планирование развития учащихся каждой из групп.

В рамках аналитической деятельности анализируются данные диагностического обследования и определяются адекватные и эффективные средства и формы коррекционного сопровождения ребёнка.

Елена Александровна посещает уроки учителей начальных классов, с целью изучения эмоционального состояния воспитанника, его работоспособности, старается понять причину его затруднений, понять, как складываются взаимоотношения со сверстниками, фиксирует для себя те трудности, с которыми сталкивается ребёнок на уроках, и подготавливает его (ребёнка) к их преодолению на своих групповых или индивидуальных занятиях. Оказывает методическую помощь учителям по организации работы с конкретным ребёнком.

Коррекционные занятия как групповые, так и индивидуальные проводит с учащимися 1 – 4 классов согласно утвержденному списку и расписанию. Групповые занятия посещают 20 учащихся, индивидуальные – 10. Продолжительность группового занятия 40 минут, индивидуального 20.

Вместе с учащимися, в игровой форме изучают буквы, складывают из них слоги, цифры, лепят их из пластилина, выкладывают из мозаики. С помощью кукольного театра расширяют словарный запас учащихся, учатся строить предложения. С помощью мерцающих мозаик закрепляют числовой ряд и так далее.

В результате взаимодействия всех специалистов в нашей школе:

- созданы условия для гармоничного развития личности каждого ребенка.

- создана система психолого – медико - педагогического сопровождения детей.

- разработаны и применяются на практике индивидуальные коррекционные программы, дидактические упражнения.

- обеспечивается комплексное сопровождение детей, позволяющее оказывать своевременную реальную помощь с учетом личностных и психофизиологических особенностей воспитанников.

- компетентность и мастерство педагогов.

























Библиографический список:

Головченко Г.В., Андреева Л.А., Егорова Л.А., Евстешина О.И. О работе городской медико-психолого-педагогической комиссии Москвы // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.-2002.-№2.-С.52-56.

Долженко Ю.А. Проблемы формирования “успешного” педагога в системе постдипломного образования. / Практико-ориентированное пособие для руководителей ОУ. — Барнаул: АКИПКРО, 2001. — 569 с.

Есина Н.Э. Медицинское сопровождение как составная часть процесса реабилитации детей с проблемами в умственном развитии // Дефектология.-2002.-№2.-С.14-16.

Забрамная С.Д. Программа изучения ребенка различными специалистами // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.-2004.-№3.-С.63-67.

Ильенко Л.П. Новые модели методической службы в общеобразовательных учреждениях. — М., АРКТИ, 2001.-64с.

Информационное письмо Министерства образования РФ № 27 12722-6 от3.04.2003 г. “Об организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект”.

Кокосова И.В. Организация психологического сопровождения детей с отклонениями в развитии // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.-2005.-№3.-С. 65-67.




Психолого - медико - педагогическое сопровождение учащихся с ОВЗ
  • Логопедия
Описание:

В докладе речь идет о ПМП сопровождении учащихся с ОВЗ коррекционной школы. Без взаимодействия всех перечисленных в докладе служб выполнение такой объемной работы было бы просто не возможно.В нашем учреждении создана служба сопровождения учащихся, целью работы которой  является профилактика, устранение (уменьшение) дезадаптивных расстройств у учащихся,  особенности функционирования которой, а так же дальнейшее взаимодействие сопровождающих определяется и осуществляется через работу   психолого — медико — педагогического консилиума,  который уделяет особое внимание  организации комплексного психолого-педагогического сопровождения детей нашей школы, с целью раннего выявления  отклонений в развитии, склонностей, способностей ребенка, определение их характера и выбор оптимального образовательного маршрута.       Сопровождение учащихся в нашей школе начинается с момента поступления и осуществляется ещё в течение 3х лет после окончания учащимися данного учреждения.

     В зависимости от того, какая помощь нужна ребёнку сопровождение может быть как фронтальным, так и индивидуальным. Фронтальное сопровождение осуществляется всеми сотрудниками школы, индивидуальное сопровождение осуществляется узкими специалистами (логопедами, дефектологом, психологом, социальным педагогом, учителями, воспитателями).

    Все специалисты, которые работают с детьми, строят свою работу взаимосвязано: при необходимости разрабатывают и применяют на практике индивидуальные коррекционные программы, дидактические упражнения.

       В начале учебного года учащиеся 1-го класса, вновь прибывшие дети, общаясь со специалистами, проходят диагностику целью, которой является выявление уровня готовности учащихся к обучению.

Как правило, изучение ребёнка распадается на аспекты клинического обследования, проводимого врачом – психиатром, психологом, социальным педагогом, логопедами, дефектологом, учителем.  Главным является ребёнок, а остальные специалисты помогают ему в решении тех или иных трудностей, которые возникают при выборе образовательного маршрута и его сопровождению.

 

 

Автор Дыдарь Елена Александровна
Дата добавления 29.12.2014
Раздел Логопедия
Подраздел
Просмотров 763
Номер материала 17024
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓