Учитель —
дефектолог
Елена
Александровна Дыдарь
Старолеушковская
школа — интернат VIII
вида
КОМПЛЕКСНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УЧАЩИХСЯ В
УСЛОВИЯХ СПЕЦИАЛЬНОГО (КОРРЕКЦИОННОГО) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.
Мир, в котором живет современный ребенок, образ жизни среднестатистической
семьи, по сравнению с недавним прошлым, существенно изменился.
Социально-экономические проблемы жизни общества порождают условия, при которых
значительно снижается уровень физического и нервно-психического здоровья детей.
Количество
детей, у которых уже в дошкольном возрасте обнаруживаются отклонения в
развитии, весьма значительно. Соответственно, велик риск школьной дезадаптации,
неуспеваемости, социокриминальных последствий в будущем.
На современном этапе развития системы образования на первый план выдвигаются
задачи создания условий для становления личности каждого ребенка в соответствии
с особенностями его психического и физического развития, возможностями и
способностями.
В нашем учреждении создана служба сопровождения учащихся, целью работы которой
является профилактика, устранение (уменьшение) дезадаптивных расстройств у
учащихся, особенности функционирования которой, а так же дальнейшее
взаимодействие сопровождающих определяется и осуществляется через работу психолого
— медико — педагогического консилиума, который уделяет особое внимание
организации комплексного психолого-педагогического сопровождения детей нашей
школы, с целью раннего выявления отклонений в развитии, склонностей,
способностей ребенка, определение их характера и выбор оптимального
образовательного маршрута.
Согласно
«Словарю русского языка» - сопровождать - значит следовать рядом,
вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого, то есть двигаться вместе
с изменяющейся личностью ребёнка, рядом с ней, своевременно указывать возможные
пути оптимального развития, при необходимости – помогать и поддерживать
ребёнка. Именно этим и занимается весь коллектив нашей школы.
Цель
сопровождения: создание комплексной системы психолого –
педагогических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и
личностному росту детей в социуме.
Задачи
ПМП сопровождения:
-
предупреждение возникновения проблем развития ребёнка;
-
помощь ребёнку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации.
Сопровождение учащихся в нашей школе начинается с момента поступления и
осуществляется ещё в течение 3х лет после окончания учащимися данного
учреждения.
В зависимости от того, какая помощь нужна ребёнку сопровождение может быть как
фронтальным, так и индивидуальным. Фронтальное сопровождение осуществляется
всеми сотрудниками школы, индивидуальное сопровождение осуществляется узкими
специалистами (логопедами, дефектологом, психологом, социальным педагогом,
учителями, воспитателями).
Все специалисты, которые работают с детьми, строят свою работу взаимосвязано:
при необходимости разрабатывают и применяют на практике индивидуальные
коррекционные программы, дидактические упражнения.
В начале учебного года учащиеся 1-го класса, вновь прибывшие дети, общаясь со
специалистами, проходят диагностику целью, которой является выявление уровня
готовности учащихся к обучению.
Как
правило, изучение ребёнка распадается на аспекты клинического обследования,
проводимого врачом – психиатром, психологом, социальным педагогом, логопедами,
дефектологом, учителем. Главным является ребёнок, а остальные
специалисты помогают ему в решении тех или иных трудностей, которые возникают
при выборе образовательного маршрута и его сопровождению.
По
данным диагностики специалисты составляют представление на конкретного ребёнка,
и предлагают учителям для использования в работе. Имея перед глазами данное
заключение специалистов, учитель видит, какую работу нужно проводить с классом,
а какую с конкретным ребёнком.
Специалисты нашей школы готовят материал, который могут использовать учителя на
различных этапах урока.
Психологическую
помощь нашим учащимся оказывает педагог — психолог Бонь Наталья Александровна.
Целью её сопровождения является создание психологически благоприятных условий
для охраны здоровья и развития личности учащихся. Она определяет пути и формы
оказания помощи учащимся, испытывающим трудности в обучении и общении между
собой, с педагогами, психологическом самочувствии, подбирает средства и формы
психологического сопровождения воспитанников в соответствии с присущими им
особенностями обучения и общения.
Работа
психолога не может ограничиваться только работой с ребёнком, нужно работать и
с его семьёй и здесь незаменимую помощь оказывает социальный педагог. Наталья
Николаевна выступает посредником между семьёй, ребёнком и школой. Помогает в
решении многих вопросов.
Большую помощь в работе с детьми учителю оказывают логопеды. Ольга Алексеевна
Горб и Олеся Владимировна Онипченко осуществляют целенаправленное
систематическое логопедическое сопровождение обучающихся. Основными
направлениями их работы является коррекция недоразвития средств языка и
нарушений чтения и письма.
Учитель
дефектолог Елена Александровна Дыдарь — работает с детьми, которые испытывают
трудности в овладении учебными знаниями, умениями, навыками. Её занятия
представляют собой целостный комплекс мер, направленных на оказание помощи
ребёнку, учителю, при необходимости родителям.
Свою
работу Елена Александровна организовывает в тесном контакте с коллегами:
обследует учащихся, составляет план коррекционной работы совместно со
специалистами.
Основными направлениями профессиональной
деятельности учителя — дефектолога являются: Диагностическое и
коррекционное направления.
Первичная диагностика
осуществляется в начале года, по мере поступления вновь прибывших учащихся. Диагностическое
обследование проводится с целью выявления отклонений в развитии детей,
определения структуры и степени выраженности имеющихся отклонений.
С этой целью специалистом используются
различные формы диагностической работы.
Итоги диагностики представляются на
школьном медико – психолого -педагогическом консилиуме. Психодиагностические
данные необходимы:
а) для составления
социально-психологического портрета воспитанника;
б) для определения путей и форм
оказания коррекционно - развивающей помощи;
в) для разработки индивидуальных и
групповых коррекционно - развивающих программ.
Опираясь
на итоги диагностики, комплектуются группы учащихся для коррекционных занятий,
с учетом характера проблемы, составляется планирование развития учащихся каждой
из групп.
В рамках аналитической
деятельности анализируются данные диагностического обследования и определяются
адекватные и эффективные средства и формы коррекционного сопровождения
ребёнка.
Елена Александровна посещает
уроки учителей начальных классов, с целью изучения эмоционального состояния
воспитанника, его работоспособности, старается понять причину его затруднений,
понять, как складываются взаимоотношения со сверстниками, фиксирует для себя те
трудности, с которыми сталкивается ребёнок на уроках, и подготавливает его
(ребёнка) к их преодолению на своих групповых или индивидуальных занятиях.
Оказывает методическую помощь учителям по организации работы с конкретным
ребёнком.
Коррекционные занятия как
групповые, так и индивидуальные проводит с учащимися 1 – 4 классов согласно
утвержденному списку и расписанию. Групповые занятия посещают 20 учащихся,
индивидуальные – 10. Продолжительность группового занятия 40 минут,
индивидуального 20.
Вместе с
учащимися, в игровой форме изучают буквы, складывают из них слоги, цифры, лепят
их из пластилина, выкладывают из мозаики. С помощью кукольного театра расширяют
словарный запас учащихся, учатся строить предложения. С помощью мерцающих
мозаик закрепляют числовой ряд и так далее.
В
результате взаимодействия всех специалистов в нашей школе:
-
созданы условия для гармоничного развития личности каждого ребенка.
-
создана система психолого – медико - педагогического сопровождения детей.
-
разработаны и применяются на практике индивидуальные коррекционные программы,
дидактические упражнения.
-
обеспечивается комплексное сопровождение детей, позволяющее оказывать
своевременную реальную помощь с учетом личностных и психофизиологических
особенностей воспитанников.
-
компетентность и мастерство педагогов.
Библиографический
список:
Головченко
Г.В., Андреева Л.А., Егорова Л.А., Евстешина О.И. О работе городской
медико-психолого-педагогической комиссии Москвы // Воспитание и обучение детей
с нарушениями развития.-2002.-№2.-С.52-56.
Долженко
Ю.А. Проблемы формирования “успешного” педагога в системе постдипломного
образования. / Практико-ориентированное пособие для руководителей ОУ. —
Барнаул: АКИПКРО, 2001. — 569 с.
Есина
Н.Э. Медицинское сопровождение как составная часть процесса реабилитации детей
с проблемами в умственном развитии // Дефектология.-2002.-№2.-С.14-16.
Забрамная
С.Д. Программа изучения ребенка различными специалистами // Воспитание и
обучение детей с нарушениями развития.-2004.-№3.-С.63-67.
Ильенко
Л.П. Новые модели методической службы в общеобразовательных учреждениях. — М.,
АРКТИ, 2001.-64с.
Информационное
письмо Министерства образования РФ № 27 12722-6 от3.04.2003 г. “Об организации
работы с обучающимися, имеющими сложный дефект”.
Кокосова
И.В. Организация психологического сопровождения детей с отклонениями в развитии
// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.-2005.-№3.-С. 65-67.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.