Главная / Школьному психологу / «Психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья

«Психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья

Муниципальное учреждение

«Красноселькупский детский дом «Родничок»












Программа

«Психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья

























с.Красноселькуп, 2014 г.

Информационная карта



Полное название программы

Программа психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.


Автор программы

Социальный педагог, Шмырева Людмила Александровна

Педагог-психолог, Вельмова Светлана Петровна


Цель программы

Сопровождение детей – инвалидов и детей с ОВЗ, поддержание комфортной образовательной среды, способствующей наиболее полному развитию интеллектуального, личностного и творческого потенциала детей с ОВЗ с приоритетностью подготовки детей к полноценной жизни в обществе.


Сроки проведения


бессрочный


Место проведения


МУ «КДД «Родничок»


Контингент



Дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья


Критерии ограничения и противопоказания на участие в программе


Отказ родителей от психологического сопровождения ребенка-инвалида или ребенка с ОВЗ и его семьи


Принципы реализации программы


1. Личностно-ориентированный.

2. Гуманно-личностный.

3. Принцип комплексности.

4. Принцип деятельностного подхода.

5.Принцип «здесь и теперь».





Пояснительная записка

Проблема сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья (далее детей с ОВЗ) заботит многие образовательные учреждения. Анализ требований Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), позволяет определить пути и средства организации образовательного процесса для детей с ОВЗ в принципиально новых условиях, когда результатом освоения основной образовательной программы детьми с ОВЗ должно стать введение в культуру ребёнка, по разным причинам выпадающего из её образовательного пространства. Необходимо отметить, что ФГОС позволяет организовать обучение детей с учётом их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их развития и оценить полученные результаты. Только удовлетворяя особые образовательные потребности такого ребёнка, можно открыть ему путь к общему образованию.

Под сопровождением понимается не просто сумма разнообразных методов коррекционно-развивающей, профилактической, защитно-правовой, реабилитационной и оздоровительной работы с детьми, а именно комплексная деятельность специалистов, направленная на решение задач коррекции, развития, обучения, воспитания, социализации детей с ОВЗ. Исходным положением для формирования теории и практики комплексного сопровождения стал системный подход. Ведущей идеей сопровождения является понимание специалистами необходимости самостоятельности ребенка в решении его проблем развития. В рамках этой идеологии могут быть выделены концептуальные следствия сопровождения, которые включают:
во-первых, систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психического развития в процессе обучения;

во-вторых, создание социально-психологических условий для развития личности ребенка и его успешного обучения;

в-третьих, создание специальных психолого-педагогических и медико-социальных условий для оказания помощи семьям и детям-инвалидам и детям с ОВЗ.

Для семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями, важным является максимальное развитие потенциальных возможностей ребенка и успешная интеграция его в обществе. Поэтому родителям необходимо своевременная помощь в воспитании этой категории детей, в том числе социально-психологическая по преодолению их отчужденности в обществе.

Данная программа психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся с ОВЗ составлена в соответствии с Конвенцией о правах ребенка, законами РФ «Об образовании» (с изменениями и дополнениями), «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальным образованием)», Семейного кодекса РФ .

Цель программы : сопровождение детей – инвалидов и детей с ОВЗ, поддержание комфортной образовательной среды, способствующей наиболее полному развитию интеллектуального, личностного и творческого потенциала детей с ОВЗ с приоритетностью подготовки детей к полноценной жизни в обществе.
Задачи
· выявление, анализ проблем и причин отклонений у ребенка ;

· комплексное ППМС сопровождение образовательного процесса детей с ОВЗ;

· составление индивидуальной программы сопровождения, включая определение вида и объема необходимой помощи (обучающей, медицинской, социально-педагогической, психологической, коррекционной);

· психолого-педагогическая и медико-социальная поддержка семей, имеющих детей с ОВЗ, создание условий для преодоления, замещения ограничений жизнедеятельности;

· формирование родительской ответственности за здоровое развитие и воспитание детей, формирование системы семейных ценностей;

Участники программы: педагог-психолог, социальные педагоги, логопед, медицинская сестра, родители и дети .


Формы взаимодействия участников сопровождения:
 Семинары-практикумы, педагогические советы, заседания круглых столов, конференции, заседания ПМПк, выступления на собраниях, методических объединениях, проведение индивидуальных консультаций, бесед, анкетирование, деловые игры.

Виды ресурсов

информационные

кадровые






материально-технические

Собственные

Сайт учреждения, локальная сеть, методический комплекс для организации сопровождения у детей. Результаты психолого-педагогического консилиума.

Специалисты службы ППМС сопровождения. Воспитатели.

База учреждения

Привлеченные

МУ ДОД КЦДОД,

Специалисты объединений дополнительного образования. Специалисты ПМПК.

Выход в другие учреждения


Этапы и сроки реализации программы

1.Этап подготовительный .

Выявление, анализ проблем и причин отклонений у ребенка при помощи ПМПк. Обсуждение специалистами возможных вариантов решения проблемы, составление программы сопровождения. Ознакомление участников образовательного процесса с рекомендациями по работе с детьми, имеющими ОВЗ. Содействие в прохождении медико-социальной экспертизы. Создание банка данных для реализации индивидуальных программ социальной реабилитации детей.

Промежуточные результаты:

1.1. Изучение документации (диагностических протоколов, речевых карт, индивидуальной карты реабилитации, социального паспорта семьи, медицинской карты);

1.2. Разработка индивидуальной программы сопровождения;

1.3. Разработка рекомендаций для участников образовательного процесса;

1.4. Повышение качества комплексных мероприятий;

1.5. Пополнение информационно-методического банка образовательных технологий, методик, методов и приёмов обучения, рекомендуемых к использованию при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
2. Этап основной


Обеспечение дифференцированных условий (посещение кружков и секций, вариативные формы получения образования) и специализированной помощи в соответствии с рекомендациями ПМПК и в соответствии с его возрастными и индивидуально-типологическими особенностями. Реализация комплексного сопровождения ребенка. Проведение специфической профилактики, учитывая индивидуальные особенности здоровья ребенка. Соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима дня, питания ребенка, осуществление индивидуальных лечебно-профилактических действий. Организация социально-педагогической и психологической помощи детям и их родителям. Повышение уровня родительской компетентности и активизации роли родителей в воспитании и обучении ребенка. Информирование родителей об особенностях развития ребёнка, о возможностях взаимодействия с другими социальными институтами или общественными организациями.

Промежуточные результаты:

2.1. Успешная социально-психологическая адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательной среде, социуме, повышение уровня толерантности социума;

2.2 Расширение участия детей с ОВЗ в муниципальных, региональных, всероссийских мероприятиях, конкурсах, проектах, акциях;

2.3.Повышение уровня родительской компетентности через консультирование;

2.4. Активное включение детей и родителей в проведение традиционных праздников.


3. Этап аналитико-обобщающий.

Период осмысления результатов деятельности службы сопровождения по решению той или иной проблемы. Мониторинг динамики развития детей на основе реализации индивидуальных программ сопровождения. Перспективное планирование дальнейшего ППМС сопровождения обучающихся.


Промежуточные результаты:

3.1. Анализ результатов деятельности специалистов по работе с детьми, имеющими ОВЗ.

3.2. Перспективное планирование.

3.3.Корректировка программы.


Формы работы специалистов ППМС сопровождения


  Профилактические и просветительские беседы, индивидуальные и групповые занятия с элементами тренинга, ролевые игры, консультирование участников образовательного процесса, наблюдение за детьми, диагностика, семинары, консилиумы, диспуты, акции, викторины, олимпиады.
оформление тематических стендов, выпуск буклетов, памяток, информационных листов.



Структура программы:

1. Психологический блок

2. Социальный блок

3. Логопедический блок

4. Лечебно-оздоровительный блок.















Психологический блок:

Цель: Создание системы психолого-педагогических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме.


Направления деятельности

Сроки

Диагностическое

1.

Диагностика отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации.

по плану

2.

Изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка.

3.

Изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей.

4.

Изучение условий семейного воспитания ребёнка.

5.

Изучение уровня социализации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

6.

Системный разносторонний контроль над уровнем и динамикой развития ребёнка.

в течение года

Коррекционное

1.

Разработка индивидуальной программы сопровождения. Выбор оптимальных для развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья коррекционных программ/методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями.

в течение года

2.

Системное воздействие на учебно-познавательную деятельность ребёнка в динамике образовательного процесса, направленное на формирование универсальных учебных действий и коррекцию отклонений в развитии.

Развивающее

1.

Развитие моторики, графо-моторных навыков, тактильно-двигательного восприятия, внимания, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы.

в течение года

2.

Развитие универсальных учебных действий.

Консультационное

1.

Разработка рекомендаций по основным направлениям работы с детьми для всех участников образовательного процесса.



в течение года

2.

Консультирование педагогов по результатам диагностики, по выбору индивидуально-ориентированных методов и приёмов работы с детьми.

3.

Помощь родителям в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

4.

Содействие в приобретении обучающимися психологических знаний, умений, навыков необходимых в преодолении трудностей общения, обучения.

5.

Содействие в выборе будущей профессии.


Просветительское

1.

Различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса, повышения психологической грамотности.

в течение года

2.

Проведение тематических выступлений для педагогов по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья.

3.

Работа на сайте.
























Социальный блок:

Цель: Создание благоприятных условий для развития личности ребёнка, оказание ему комплексной помощи в саморазвитии и самореализации в процессе восприятия мира и адаптации в нём, защита ребёнка в его личностном пространстве.


Направления деятельности

Сроки

Диагностическое

1.

Исследование семей для выявления общих, социально-педагогических сведений о семье в соответствии с социальным паспортом семьи.

по плану

2.

Изучение ситуации развития ребёнка, условий воспитания. Обследование жилищно-бытовых условий.

3.

Собеседование с участниками образовательного процесса для выявления проблем в обучении и воспитании детей- инвалидов и детей с ОВЗ, их реабилитации.

4.

Распознавание, диагностирование и разрешение конфликтов, затрагивающих интересы ребенка, проблемных ситуаций на ранних стадиях развития с целью предотвращения серьёзных последствий.

5.

Создание и корректировка банка данных, реабилитационных карт детей с ограниченными возможностями здоровья.

Учебно — воспитательное

1.

Помощь семье в проблемах, связанных с учебой и воспитанием ребенка.

в течение года

2.

Составление индивидуальной программы сопровождения, включая: определение вида и объема необходимой помощи.

3.

Помощь ребенку в устранении причин, негативно влияющих на его посещаемость и успеваемость.

4.

Оказание помощи в учебной деятельности и личностном росте, выработка единых педагогических требований в работе с каждым ребёнком с ОВЗ и ребенком – инвалидом.

5.

Организация досуга детей с ОВЗ, вовлечение их в кружковую, секционную, трудовую деятельность, с целью проявления творческих способностей ребёнка и обеспечения его занятостью в свободное время.

6.

Содействие в социальной адаптации обучающихся (социальный патронаж, экскурсии, участие в праздниках, концертах, спектаклях).

7.

Групповая работа в микросоциуме (ролевые игры, направленные на преодоление трудностей в общении).

Оздоровительное

1.

Обеспечение сохранности и укрепление физического, психического, социального и нравственного здоровья личности.

в течение года

2.

Организация совместных усилий социальной, медицинской, педагогической поддержки.

Консультационное

1.

Индивидуальное и групповое консультирование детей и родителей по вопросам воспитания; разрешение проблемных жизненных ситуаций, снятие стресса.

в течение года

2.

Оказание социально-правового консультирования детям с ОВЗ и их семьям с целью соблюдения их прав.

Социально – правовое

1.

Пропаганда и разъяснение прав детей, семьи и педагогов.

в течение года

2.

Решение конкретных проблем семьи путём оказания материальной помощи через УСЗН (управление социальной защиты населения), профориентационную работу.

3.

Соблюдение прав ребенка, социально-правовое консультирование.

























Логопедический блок
Цель: Организация эффективного комплексного сопровождения обучающихся с целью коррекции и профилактики речевых нарушений на основе системно - деятельностного подхода.


Направления деятельности

Сроки

Диагностическое

1.

Своевременное выявление детей с речевыми нарушениями.

по плану

2.

Определение структуры и степени выраженности речевых нарушений у детей.

3.

Диагностика письменных работ.


Коррекционное


1.

Разработка индивидуальной программы сопровождения. Планирование соответствующей коррекционной работы.

по плану

2.

Создание условий (использование речевой картотеки и игротеки), благоприятных для коррекции речи.

3.

Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям, коррекция дисграфии и дислексии; коррекция недостатков лексико-грамматического строя речи).

в течение года

Консультационное

1.

Проведение с участниками образовательного процесса целенаправленной и систематической работы по речевому развитию детей, необходимой коррекции, фиксированию речевых и неречевых реакций, анализу характера взаимодействий.

в течение года

2.

Систематические консультации для родителей. Оказание действенной консультативной помощи педагогам по обучению логопатов.

Просветительское

1.

Обеспечение логопедического кабинета инновационно-коррекционной методической литературой.

в течение года

2.

Создание методического уголка для педагогов и родителей по вопросам развития и коррекции речи.

3.

Оформление стендов. Выпуск буклетов, памяток, информационных листов.

4.

Работа на сайте.

Профилактическое

1.

Профилактика нарушений устной речи у детей младшего школьного возраста, нарушений письменной речи. Организация пропедевтических занятий.

в течение года

2.

Логопедическая работа по профилактике нарушений чтения и письма у учащихся ОВЗ на фонетическом уровне дислексии и дисграфии.

Развивающее

1.

Совершенствование движений сенсомоторного развития: развитие мелкой моторики кистей пальцев рук; развитие артикуляционной моторики.

в течение года

2.

Коррекция отдельных функций психической деятельности: развитие зрительного восприятия и узнавания, зрительной памяти и внимания, слухового внимания и памяти, пространственных представлений ориентаций, представлений о времени, фонетико-фонематических представлений. Формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина). Развитие формирования звукового анализа.

3.

Развитие различных видов мышления: наглядно-образного мышления.


4.

Развитие речи: фонематических процессов; артикуляционной моторики, речевого дыхания; постановка и автоматизация дефектных звуков. Формирование связной речи, навыков построения связного высказывания, монологической и диалогической речи.



















Лечебно-оздоровительный блок

Цель:Создание здоровье сберегающей среды для формирования эффективной системы психолого — педагогического и медико — социального сопровождения детей с ОВЗ.


Форма деятельности

Сроки


1.

Соблюдение теплового режима, нормативов освещенности в помещениях.

в течение года

2.

Поддержание чистоты, уютной и комфортной обстановки.

3.

Контроль за организацией здорового, витаминизированного, разнообразного питания.

4.

Соблюдение санитарно – эпидемиологического режима в школе.

5.

Содействие в прохождении медико-социальной экспертизы.

по мере необходимости

6.

Проведение углубленного медицинского осмотра.

2 раза в год

7.

Проведение специфической профилактики (профилактические прививки).

согласно

8.

Обучение родителей, педагогов основам социально-медицинских знаний.

в течение года

9.

Проведение индивидуальных лечебно-профилактических действий, в зависимости от нарушения (медикаментозное лечение по назначению врача, специальные коррекционные занятия лечебной физкультурой, соблюдение режима дня, мероприятия по физическому и психическому закаливанию).

в течение года


Результатом сопровождения является достижения ребенка- инвалида и ребенка с ОВЗ планируемых результатов.










Приложение 1


Индивидуальная программа сопровождения ребенка с ОВЗ (ребенка-инвалида)


Наименование учреждения

Адрес

Сведения о ребенке

Ф.И.О.

Дата рождения

Адрес

Статус «ребенок с ограниченными возможностями здоровья» от

Социальная характеристика семьи

Мать

Отец

Степень участия в воспитании

Условия проживания, устройство быта

Законные представители

(для детей-сирот, находящихся под опекой)

Описание ситуации (краткие заключения специалистов)

Выписка ПМПкот

Рекомендации ПМПк

Сильные стороны ребенка

Запрос родителей (законных представителей) в соответствии

с индивидуальной программой реабилитации инвалида (выданной бюро медико-социальной экспертизы)

Долгосрочная цель сопровождения

Возможные риски

Группа сопровождения (педагоги, медики, родители

(законные представители и т.д.)

Координатор (Ф.И.О)

Мероприятия (примерный перечень мероприятий с указанием конкретных

сроков и распределением обязанностей)

Получение дошкольного образования (программа обучения)

Психолого-педагогическая коррекционная работа:

Наименование мероприятия

Сроки

Ответственные

Отметка о выполнении










Использование ресурсов других учреждений (привлечение в качестве консультантов специалистов муниципальной (областной) ПМПк, реабилитационного центра, учреждений дополнительного образования)

Оценка промежуточных результатов

Наименование мероприятия

Сроки

Оценка

Постановка дальнейших целей и задач










Срок реализации индивидуальной программы развития

Подпись родителей (законных представителей)


































Приложение 2


Рекомендации для педагогов, работающих с детьми с ОВЗ

Воспитателям:

-Планировать и осуществлять индивидуальный подход во всех видах деятельности с учетом диагноза ребенка;

-Привлекать ребенка к играм в маленьких подгруппах, общим хороводным и имитационным играм, парным поручениям, развивая интерес к общению со сверстниками и обогащая детский опыт;

-Учить ребенка мыть, вытирать руки и лицо полотенцем, снимать и надевать одежду, ухаживать за ней, правильно сидеть за столом и пользоваться столовыми приборами, складывать игрушки на место и поддерживать порядок, развивая навыки элементарного самообслуживания и гигиены;

- Сотрудничать с ребенком в практических делах (совместные игры, трудовые поручения, уход за животными, растениями и т.д.), способствуя развитию познавательной активности, помогать ребенку через совместную деятельность осваивать новые способы и приемы действия;

Развивать мелкую, артикуляционную и общую моторику посредством пальчиковой, артикуляционной гимнастики, чистоговорок, массажа, общеразвивающих упражнений, игр и заданий.

Учителю-логопеду:

Проявлять внимание к ребенку, создавать условия для хорошего самочувствия и активности;

Осуществлять комплексное речевое развитие, включая в работу с ребенком игры и задания на развитие всех компонентов речи (фонематические процессы, лексический и грамматический строй, связную речь);

Развивать слуховую функцию (неречевой, речевой слух и фонематические процессы), зрительно-пространственную и двигательную функции (общую, артикуляционную и мелкую моторику);

Осуществлять развитие мыслительной деятельности и эмоционально-личностной сферы.

Педагогу-психологу:

Уделять особое внимание психическому самочувствию ребенка, сохранению психического здоровья;

Повышать активность ребенка и его самостоятельность через индивидуальные и групповые занятия, направленные на развитие навыков коммуникативности;

Осуществлять интеллектуальное, социально-психологическое и эмоционально-волевое развитие ребенка.

Инструктору по Физической культуре:

Осуществлять дифференцированный подход при подготовке к занятиям (планировать индивидуальную работу по разделам программы);

Создавать условия для хорошего самочувствия детей, предупреждать утомляемость;

Развивать общую двигательную активность ребенка;

Развивать различные виды самостоятельной двигательной деятельности с учетом двигательных возможностей детей;

Развивать физические качества и двигательные способности: быстроту реакции, ловкость, гибкость, силу, выносливость, координационные способности;

Учить ребенка овладевать базовыми умениями и навыками в разных играх и упражнениях, элементами техники всех основных видов движений.

Музыкальному руководителю:

Создавать условия проявления положительных эмоций, хорошего самочувствия детей;

Осуществлять индивидуальный подход в работе с детьми (уменьшить нагрузку, давать посильные для ребенка задания);

Обеспечивать музыкальное развитие, используя в работе подвижные игры, игровые задания, движения под музыку, хороводные игры, пение, слушание;

Привлекать детей к праздничным мероприятиям, развлечениям, театрализованной деятельности, развивая их творческие способности





























Приложение 3

СОЦИАЛЬНЫЙ ПАСПОРТ

 Дата заполнения _____________

Общие сведения о ребенке

1. Ф.И.О.______________________________________________________

2. Пол ________

3. Дата, год рождения ____________________________

4. Адрес постоянного или временного проживания (подчеркнуть):

почтовый индекс _______ город (район)____________ улица___________

дом № _____ квартира ________ контактный телефон_________________


Социально-бытовой статус

1. Ребенок родной усыновленный опека

2. Бытовые условия проживания: в условиях семьи или социального учреждения

3. Анализ социально-бытовых условий проживания:
Собственный дом (общая площадь _______________ кв.м.)
Отдельная квартира (общая площадь ______________кв.м.)
Комната в коммунальной квартире (общая площадь ___________ кв.м.)
Арендуемая квартира (комната) (общая площадь _________ кв.м.)
Этаж __________ Лифт __________ Пандус_________________________
Централизованное отопление (да / нет)_____________________________
Канализация (да / нет)___________________________________________
Удаленность жилья от транспортных коммуникаций _________________

Социально-средовой статус

1. Состав семьи ( количество членов семьи, проживающих на одной жилплощади):
2.
Социальный статус семьи: многодетная, полная, неполная, родная,опекунская
3. Форма и длительность брачных отношений родителей: брак зарегистрирован, гражданский (подчеркнуть).
4.Какой по счету брак для каждого из родителей _____________________
5. Причины распада полной семьи: развод, смерть одного из супругов, лишение родительских прав, лишение свободы одного из супругов, и др. (подчеркнуть).
6.
Родители
Мать (Ф.И.О.)
Возраст
Образование (квалификация)
Выполняемая к моменту освидетельствования работа
Профессия _____________________________________________________
Специальность__________________________________________________
Должность (звание)_____________________________________________
По уходу за больным ____________________________________________
Выполнение общественных работ _________________________________
Проживает ли совместно с ребенком _______________________________
Отец (Ф.И.О.)
Возраст
Образование (квалификация)
Выполняемая к моменту освидетельствования работа
Профессия _____________________________________________________
Специальность _________________________________________________
Должность (звание)______________________________________________
По уходу за больным ____________________________________________
Выполнение общественных работ _________________________________
Проживает ли совместно с ребенком _______________________________
7.
 Старшее поколение семьи
Бабушка (Ф.И.О.)
Возраст
Образование (квалификация)
Выполняемая к моменту освидетельствования работа
Профессия _____________________________________________________
Специальность__________________________________________________
Должность (звание)______________________________________________
По уходу за больным ____________________________________________
Выполнение общественных работ__________________________________
Не работает в связи с пенсионным возрастом _______________________
Проживает ли совместно с ребенком _______________________________
Дедушка (Ф.И.О.)
Возраст
Образование (квалификация)
Выполняемая к моменту освидетельствования работа
Профессия _____________________________________________________
Специальность _________________________________________________
Должность (звание) _____________________________________________
По уходу за больным ____________________________________________
Выполнение общественных работ _________________________________
Не работает в связи с пенсионным возрастом________________________
Проживает ли совместно с ребенком _______________________________
8.
Сестры и братья
Количество_____________________________________________________
Возраст
Состояние здоровья _____________________________________________

9.
Психоэмоциональная атмосфера в семье: спокойная, конфликтная,

скандалы, физическое насилие и др.(подчеркнуть).

10.
Генограмма семьи


Отец

Дедушка

брат

бабушка


Обозначьте линией определенного типа межличностные отношения в семье.

Используйте следующие обозначения:
___________ нормальные отношения
_ _ _ _ _ _ _ прохладные отношения
---------------- конфликтные отношения
В случае, если отношения не взаимны, следует указать их
--------------- направление от члена семьи стрелкой.
Кругом обозначаются женщины (девочки). В центре обозначаются возраст, родство (если бабушка, указать, чья она мать – отца ребенка или матери).Квадратом обозначаются мужчины (мальчики). В центре обозначаются возраст, родство (если дедушка, указать чей он отец – отца ребенка или матери).
Дополнительные сведения (наблюдения):

11. Кто является главой семьи (поддерживает эмоциональный климат)
_____________________________________________________________
12. Кто осуществляет основные функции по уходу, образованию и лечению ребенка с отклонениями в развитии ________________________
13. Кто выполняет ежедневные бытовые обязанности (уборка, стирка,
приготовление пищи) ___________________________________________
14.Охарактеризуйте режим дня и режим питания в семье______________
15.Социальная активность семьи в соответствии с образом жизни закрытость от общества и уход от контактов с внешним миром, открытость для общения с небольшим кругом близких людей, активная жизненная позиция, использование всех имеющихся возможностей для участия в общественной жизни)

16. Уровень включенности ребенка с отклонениями в семейные мероприятия – бытовые, досуговые, спортивные, культурные и др.____
_____________________________________________________________________________17. Анализ отношений ближайшего окружения (родственников, соседей,
друзей) к проблемам семьи, имеющего ребенка с отклонениями в развитии ______________________________________________________
18.Анализ предшествующих условий воспитания (в доме ребенка, в инвалидном доме, в родной семье, в приемной семье и др.)____________

Социально – экономический статус

Основные источники доходов семьи:

1.Заработная плата _____________________ руб./мес.

2.Пенсия по инвалидности _______________ руб./мес.

3.Пенсия по старости ____________________руб./мес.
4.Пенсия по случаю потери кормильца _____руб./мес.
5.Социальные пособия __________________ руб./мес.
6.Другие социальные выплаты ____________руб./мес.
7. Стипендии __________________________ руб./мес.
8. Другие источники доходов ____________ руб./мес.

Специальные сведения о ребенке с отклонениями в развитии


1.Дата официального назначения инвалидности ребенку на основании решения Государственной службы медико – социальной экспертизы ___
2.Общая продолжительность инвалидности ________________________
3. Динамика инвалидности _______________________________________
4.Диагноз

Основное нарушение ____________________________________________
Сопутствующие заболевания _____________________________________
Осложнения ___________________________________________________
5. Оценка уровня развития ребенка и состояния реабилитационного потенциала.
Физическое развитие ____________________________________________
Психическое развитие ___________________________________________
Эмоциональное развитие _________________________________________
Особенности поведения __________________________________________
Особенности общения ___________________________________________
Сформированность социально – бытовых навыков ___________________

Качественная характеристика речи ________________________________
Характеристика интеллектуального развития _______________________
Характеристика деятельности ( мотивация, критичность, работоспособность, темп и т.д.) ______________________________________________
Характеристика конструктивной, графической деятельности __________
Специфические особенности в указанных сферах ____________________
Структура потребностей _________________________________________
Обеспечение средствами реабилитации и вспомогательными техническими приспособлениями (инвалидные кресла, оборудование туалетной комнаты, тифло- сурдотехника, дидактические игрушки, пособия, специальная литература и т. д. )

Учреждения, оказывающие помощь семье и ребенку ( социальные службы, медицинские и образовательные учреждения ____________________
Наличие индивидуальной программы реабилитации и № учреждения

Государственной службы медико-социальной экспертизы, давшего реабилитационно-экспертное заключение ____________________________

Реабилитационный потенциал: высокий, удовлетворительный, низкий(подчеркнуть).

6. Организация комплексного сопровождения семьи, имеющей ребенка-инвалида.
Перечень учреждений, предоставляющих комплекс реабилитационных услуг ребенку-инвалиду и его семье _______________________________

Оценка качества предоставляемых услуг ___________________________

Перечень необходимых дополнительных мероприятий в рамках индивидуальной программы реабилитации _________________________








Литература:

Безруких М.М. Знаете ли вы своего ученика? /М.М. Безруких, С.П. Ефимова. – М.: Просвещение, 1991. – 179с.

Бурмистрова Е.В. Семья с «Особым ребенком»: психологическая и социальная помощь / Вестник практической психологии образовании №4 (17), октябрь-декабрь 2008.

Гуревич К.М. Индивидуально-психологические особенности школьника. /К.М. Гуревич. – М.: Дрофа, 1988. – 244 с.

Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т. А. Власовой, В. И Лубовского, Н. А. Ципиной. – М., 1984.

Екжанова Е.А. Системный подход к разработке программы коррекционно – развивающего обучения детей с нарушением интеллекта. // Дефектология. – 1999. – №6 – с.25-29.

Елфимова Н.В. Диагностики и коррекция мотивации учения у дошкольников и младших школьников. /Н.В. Елфимова. – М.: Просвещение, 1991. – 256 с.

Зобков В.А. Психология отношения и личности учащегося. /В.А. Зобков. – Казань, 1992. – 127 с.

Залевский Г.В., Галажинский Э.В., Бохан Т.Г. Психическая ригидность как фактор школьной дезадаптации учащихся младших классов: диагностика, коррекция, профилактика. – Томск: Изд-тво Том. ун-та, 1999. – 128 с.

Ледина В.Ю. ИБИС. Игровое биоуправление и саморегуляция.Антистрессовый тренинг для детей и подростков: методическое пособие. – СПб., 2000.

Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школь


«Психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья
  • Школьному психологу
Описание:


     В последние годы в нашей стране увеличилось число детей с проблемами здоровья, в том числе детей-инвалидов.


    Для детей, которые имеют значительные проблемы физического, психического, интеллектуального развития, разработано специальное законодательство, на основании которого по медицинским показаниям они получают особый социально-медицинский статус — «инвалид».

       Чтобы ребенок-инвалид, оставшийся без попечения родителей или сирота, смог активно войти во взрослую жизнь, в социальную жизнь современного общества, требуются помощь, поддержка и активная работа специалистов не только нашего учреждения.


Автор Шмырёва Людмила Александровна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Школьному психологу
Подраздел
Просмотров 5231
Номер материала 43436
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓