Главная / Школьному психологу / Психолого-педагогическое сопровождение классов СКК

Психолого-педагогическое сопровождение классов СКК

«Психолого-педагогическое сопровождение специальных (коррекционных) классов в основной школе как условие преодоления трудностей в обучении и школьной дезадаптации»


В МБОУ «Центр образования №1» в настоящее время обучаются дети, имеющие негрубые нарушения развития, затрудняющие школьную адаптацию, но, позволяющие в той или иной степени осваивать общеобразовательные программы.

Представляемая модель работы психолога содействует раскрытию индивидуальных возможностей подростков с ЗПР, способствует поддержанию эмоционального комфорта учащихся в коллективе, является средством профилактики различных зависимостей.

Отметим некоторые особенности, присущие ребенку с ЗПР:

1) в сенсорно-перцептивной сфере — незрелость различных систем анализаторов (особенно слуховой и зрительной), неполноценность зрительно-пространственной ориентированности;

2)  в психомоторной сфере — разбалансированность двигательной активности (гипер- и гипоактивность), импульсивность, трудность в овладении двигательными навыками, нарушения координации движения;

3) в мыслительной сфере — преобладание более простых мыслительных операций (анализ и синтез), снижение уровня логичности и отвлеченности мышления, трудности перехода к абстрактно-аналитическим формам мышления;

4) в мнемической сфере — преобладание механической памяти над абстрактно-логической, непосредственного запоминания — над опосредованным, снижение объемов кратковременной и долговременной памяти, значительное снижение способности к непроизвольному запоминанию;

5)  в речевом развитии — ограниченность словарного запаса, особенно активного, замедление овладения грамматическим строем речи, дефекты произношения, трудности овладения письменной речью;

6)  в эмоционально-волевой сфере — незрелость эмоционально-волевой деятельности, инфантилизм, нескоординированность эмоциональных процессов;

7)  в мотивационной сфере — преобладание игровых мотивов, стремление к получению удовольствия, дезадаптивность побуждений и интересов;

8) в характерологической сфере — усиление вероятности акцентуирования характерологических особенностей и повышение вероятности психопатоподобных проявлений.

В связи с этим организация школьного обучения детей с ЗПР требует определения соотношения форм специального образования и интеграции в общеобразовательную среду, соответствующего их особым образовательным потребностям.

В МБОУ «Центр образования №1» предлагается следующая модель интегрированного обучения, позволяющая обеспечить оптимальные психолого-педагогические условия для формирования «академического компонента» и «жизненной компетенции» каждого ребенка, определить приоритеты коррекционной помощи и комплексного профессионального сопровождения - временная частичная интеграция, т.е. обучение в специальных (коррекционных) классах VII вида общеобразовательной школы. Эта модель эффективна для детей, остро нуждающихся в специально организованном коррекционном обучении с учетом структуры нарушения развития. Вместе с тем, они объединяются со своими нормально развивающимися сверстниками для проведения совместных мероприятий, в основном воспитательного характера и в рамках дополнительного образования. Процесс интегрированного обучения обеспечивается педагогами массового образования, имеющими специальную подготовку, психологом, педагогом дополнительного образования (профессионального отделения).

В обеспечении условий и возможностей интегрированного обучения детей с ЗПР особая роль принадлежит психологу. Здесь имеет в виду не просто психологическая помощь, поддержка детей, испытывающих трудности в обучении. Речь идет именно о психологическом сопровождении детей на всех этапах обучения как о сложном процессе взаимодействия, результатом которого должно явиться создание условий для развития ребенка, для овладения им своей деятельностью и поведением, для формирования готовности к жизненному самоопределению, включающему личностные, социальные и профессиональные аспекты.

Психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса, осуществляется через индивидуальную и групповую профилактическую, диагностическую, консультативную, коррекционную работу с обучающимися; экспертную, консультационную, просветительскую работу с педагогическими работниками и родителями по вопросам развития, обучения и воспитания детей в общеобразовательном учреждении; участие в работе психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) образовательного учреждения.

Остановимся подробнее на основных направлениях психолого-педагогической деятельности.

- Диагностическое направление работы включает в себя первичное обследование, а также систематические этапные наблюдения за динамикой и коррекцией психического развития ребенка. Для учащихся 5 классов используется методика Л.А. Ясюковой (часть II) «Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах».

- Основными направлениями коррекционно-развивающей работы психолога с детьми с ЗПР, находящимися в условиях образовательной интеграции, являются:

  • развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков;

  • развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций;

  • формирование произвольной регуляции деятельности и поведения.

Рассмотрим подробнее каждое из этих направлений.

  1. Развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков предполагают: гармонизацию аффективной сферы ребенка; профилактику и устранение (смягчение) возможных агрессивных и проявлений, других отклонений в поведении; предупреждение и преодоление негативных черт личности и формирующегося характера; развитие и тренировку механизмов, обеспечивающих адаптацию ребенка к новым социальным условиям (в том числе снятие тревожности, робости и т.п.); создание условий для развития самосознания и формирования адекватной самооценки; развитие социальных эмоций; развитие коммуникативных способностей (в том числе стимуляция коммуникативной активности, создание условий, обеспечивающих формирование полноценных эмоциональных и деловых контактов со сверстниками и взрослыми.

Работа по расширению и упорядочению эмоционального опыта детей включает помощь в усвоении ребенком представлений о невербальных средствах выражения эмоций; в формировании понимания смысла и значения различных форм поведения людей в эмоционально значимых ситуациях; в проверке и оценке ребенком собственного текущего поведения на основании полученных знаний и навыков.

Большую роль в данной работе играют индивидуальные и групповые занятия с детьми с применением методик игротерапии и сказкотерапии. В процессе такой работы дети учатся понимать смысл и прогнозировать последствия собственного эмоционального поведения. Они осознают значение эмоциональной атмосферы добра, радости, сотрудничества для улучшения и собственного самочувствия, и отношений со сверстниками в классе.

Работа психолога с детьми с ЗПР по формированию уверенности в себе и снижению тревожности ведется в таких направлениях, как формирование у них оптимистического склада мышления и мироощущения, положительной установки на предстоящую деятельность, умения освобождаться от страхов, переключаться с неприятных впечатлений, а также укрепление уважения к себе, веры в свои способности и возможности.

В настоящее время одним из приоритетных направлений в специальной психологии и педагогике является использование компьютерных технологий, предоставляющих уникальные возможности, в частности, в области социально-эмоционального развития детей младшего подросткового возраста с особыми образовательными потребностями. Поэтому практически каждое групповое коррекционно-развивающее занятие сопровождается компьютерной презентацией, красочно иллюстрирующей и эмоционально дополняющей формы и этапы работы.

2. Развитие познавательных функций предполагает стимуляцию познавательной активности как средства формирования устойчивой познавательной мотивации; развитие внимания (устойчивости, концентрации, повышения объема, переключения, самоконтроля и т.д.); развитие памяти (расширение объема, устойчивости, формирование приемов запоминания, развитие смысловой памяти); развитие восприятия (пространственного, слухового), пространственных и временных представлений, сенсомоторной координации; формирование мыслительной деятельности: стимуляцию мыслительной активности, формирование мыслительных операций (анализа, сравнения, обобщения, выделения существенных признаков и закономерностей), развитие элементарного умозаключающего мышления и гибкости мыслительных процессов.

Занятия проводятся психологом по плану, составленному в соответствии с программой индивидуального развития ребенка, разработанной ПМПк образовательного учреждения. Важным условием поурочного планирования является реализация принципов комплексного влияния на ряд высших психических функций с выделением, вместе с тем, доминирующих объектов воздействия, изменяющихся по мере формирования у детей с ЗПР познавательной деятельности и ее саморегуляции.

3. Работа психолога по формированию осознанной саморегуляции познавательной деятельности у детей с ЗПР ведется в нескольких направлениях, связанных с формированием определенного комплекса умений: ставить и удерживать цель деятельности; планировать действия; определять и сохранять способ действий; использовать самоконтроль на всех этапах деятельности; осуществлять словесный отчет о процессе и результатах деятельности; оценивать процесс и результат деятельности.

  • Консультативно-просветительское и профилактическое направление. Работа по данному направлению обеспечивает оказание педагогам и родителям помощи в воспитании и обучении ребенка с ЗПР.

Основными задачами психологического просвещения педагогов являются раскрытие «слабых» и «сильных» сторон когнитивного и личностного развития ребенка, определение способов компенсации трудностей, выработка наиболее адекватных путей взаимодействия учителя с ребенком при фронтальной и индивидуальной формах организации занятий. Конкретные формы психологического просвещения педагогов: занятия и семинары с учителями по ключевым проблемам развития ребенка с ЗПР и его особым образовательным потребностям, организация педагогических консилиумов, подготовка к тематическим родительским собраниям, индивидуальные консультации и т.д.

Форма и содержание работы с родителями определяется степенью их готовности к сотрудничеству. На начальном этапе взаимодействия наиболее продуктивной формой работы является индивидуальное консультирование. Следующий этап индивидуального консультирования проводится по итогам всестороннего обследования ребенка. В доступной форме родителям представляется информация об особенностях их ребенка, делается акцент на его положительные качества, рекомендуются специальные занятия, узкие специалисты. Очень важно дать понять родителям, что не следует осознавать трудности детей как неудачи и стыдиться проблем, что они должны стараться помочь своим детям, поддержать их. На этапе собственно коррекционно-развивающей работы родители привлекаются к выполнению конкретных рекомендаций и заданий психолога. Работа с родителями осуществляется также в групповой форме на тематических консультациях, семинарах-практикумах и т.д.

  • Организационно – методическое направление.

Данное направление деятельности школьного психолога включает подготовку материалов к консилиумам, методическим объединениям, педагогическим советам, участие в указанных мероприятиях, а также оформление документации.

Подводя итог, можно констатировать, что психологическое сопровождение обучающихся с ЗПР имеет специфические цели и задачи, обусловленные особыми образовательными потребностями детей данной категории и моделями интеграции, позволяющими в максимальной степени реализовать потенциальные возможности этих детей в сфере социализации и овладения академическими знаниями.

Коррекционно-развивающая работа в рамках психолого-педагогического сопровождения подростков с ЗПР не только повышает уровень умственного развития учащихся, но, опосредованно воздействует на мотивационную сферу ребенка, что приводит к существенным изменениям в структуре и иерархии мотивов, в эмоционально-волевой и поведенческой сфере. Это в свою очередь позволяет эффективно решать проблемы, возникающие не только в обучении, но и в общении и психическом состоянии школьников.

4



Психолого-педагогическое сопровождение классов СКК
  • Школьному психологу
Описание:

В МБОУ "Центр образования №1" в настоящее время обучаются дети, имеющие негрубые нарушения развития, затрудняющие школьную адаптацию, но, позволяющие в той или иной степени осваивать общеобразовательные программы. Представляемая модель работы психолога содействует адаптации и раскрытию индивидуальных возможностей подростков с задержкой психического развития, поддержанию эмоционального комфорта учащихся в коллективе, служит профилактикой различных видов зависимостей, компенсирует дефицитарное когнитивное развитие, является эффективным инструментом в работе

Автор Величко Елена Владимировна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Школьному психологу
Подраздел
Просмотров 836
Номер материала 39742
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓