Главная / Школьному психологу / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


Министерство образования и науки Республики Казахстан

Государственное учреждение «Отдел образования Шемонаихинского района»







Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования

Доклад на межрегиональной

научно-практической

Интернет- конференции

«Инновации в современном образовании:

проблемы и перспективы»



Подготовили: педагог-психолог ГУ «МПСШ №1

имени Н.Островского» Соколова Т.А.

Заместитель директора по методической работе

Степанова Т.С.






Усть-Каменогорск

17 Ноября 2011

Регистрационная форма

  1. Фамилия, имя, отчество

Соколова Татьяна Анатольевна,

  1. Ученая степень, ученое звание не имеют

  2. Организация (учреждение), должность

ГУ «МПСШ №1 имени Н.Островского» город Шемонаиха,

педагог-психолог, заместитель директора по методической работе

  1. Адрес, телефон, Е-mail г.Шемонаиха, ул.Чапаева 44 ostrovski1@yandex.ru

  2. Название доклада (статьи) «Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования»

  3. Секция

Научно-методическое обеспечение инклюзивного образования

  1. Необходимые технические средства

  2. Необходимость бронирования места в гостинице нет






























Татьяна Анатольевна Соколова, ГУ «Многопрофильная средняя школа №1 имени Н.Островского»

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


В процессе гуманизации и повышения качественного уровня функционирования образовательного пространства нашей республики проблема оказания помощи детям с особенностями в развитии становится все более актуальной: классы выравнивания, коррекции, здоровья – все это свидетельствует о поисках условий адекватных психическим и физическим возможностям учащихся. По данным психолого-медико-педагогической комиссии г. Шемонаиха, в нашем районе количество таких детей составляет около 12% от общего количества обучающихся.

Инклюзивное образование – это долгосрочная стратегия берущая старт сегодня и представляющая собой построение такой учебной среды, которая позволит каждому ребенку, со специальными образовательными потребностями обучаясь в общеобразовательном учреждении реализовать свои способности, на уровне своих возможностей.

В последние годы, в нашей школе, увеличилось количество детей, которые по различным причинам (физическим, психическим и т.д.) оказались не в состоянии за отведенное время и в полном объеме усвоить программу общеобразовательной школы. Выходом из данной ситуации послужило решение ПМПК г.Шемонаиха рекомендовать в 2005 году 28 учащимся нашей школы обучение по программе для детей ЗПР, а для некоторых и по программе вспомогательной школы. В связи с этим, на параллелях 2,3,4-ых классов были открыты классы коррекционно-развивающего обучения (КРО), позволяющие организовать адекватную помощь детям, имеющим ограниченные возможности в развитии.

За истекшие годы многое изменилось: число детей обучающихся в классах КРО увеличилось от 28 до 122 человек (Приложение 1), количество самих классов от 3 до 11 (Приложение 2), расширился перечень заболеваний учащихся.

Построение структуры комплексного сопровождения детей с особенностями в развитии в нашей школе строится на знании Законов РК «Об образовании», «О социальной и медико-педагогической и коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями», типовых правил деятельности организаций образования, государственного общеобязательного стандарта образования. В основе работы лежат принципы единства диагностики и коррекции, единства взаимодействия, последовательности, равноправного партнерства, педагогического оптимизма, открытости образовательных перспектив (Приложение 3).Особыми условиями, способствующими обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями, являются учебный комфорт, малая наполняемость классов, индивидуально-дифференцированный подход, адаптированный учебный план, коррекционная направленность.

Создание адаптивной образовательной среды соответствующей потребностям всех учащихся, достижение оптимальных учебно-воспита- тельных результатов обеспечивается за счет качественного психологичес- кого сопровождения, основанного на результатах комплексной диагностики и новых научно обоснованных организационных и методических формах работы, внедрения новых педагогических технологий, разработки учебно-методических пособий в форме рабочих тетрадей.

В целях повышения качества образовательного процесса в классах КРО педагогами созданы и апробированы рабочие тетради по русскому языку, математике, музыке, изобразительному искусству.

Разработана «Программа коррекционно-развивающей работы с детьми младшего школьного возраста, имеющими трудности в общении, обучении и адаптации», рассчитанная на четырехлетний курс обучения.

Программа ориентирована:

* на повышение общего уровня развития учащихся, их познавательной и социальной деятельности, нравственных и этических возможностей;

* на восполнение пробелов предшествующего развития и обучения, направленную подготовку к восприятию нового учебного материала;

* на целостный подход к ребенку, на пробуждение у него интереса к познанию окружающего мира и самого себя, к дальнейшему развитию и самосовершенствованию себя как личности;

* на достижение конструктивных результатов в становлении различных структур самосознания, на основе учета индивидуальных возможностей детей, с учетом принципа дифференцированного и поэтапного характера в обучении, воспитании и развитии учащихся;

На основе программы по одному из 4-ех курсов создано методическое пособие в виде рабочей тетради для учащихся 3-его класса коррекции.

В школе работает творческая группа педагогов классов КРО, внедряющих в практическую деятельность технологию трехмерной методической системы обучения, позволяющую решить следующие актуальные проблемы обучения, существующие в традиционной школе[5,с.28]:

  1. совершенствования методической системы учебного процесса на основе диагностичной методики целеобразования;

  2. гуманизации и демократизации образования, осуществления на практике идей личностно - деятельностного подхода;

  3. формирования высокого уровня умений, активности, потребности учащихся к самостоятельной познавательной деятельности и к развитию мыслительных способностей;

  4. эффективности управления учебным процессом;

  5. повышения качества обучения, гарантии 100% (бездвоечной) успеваемости учащихся по каждому предмету на ученическом уровне;

  6. создания комфортных условий для субъектов учебного процесса, снятия перегрузки, стресса и организация условий работы для каждого из них в доступном темпе;

  7. обеспечения учащихся индивидуальным дифференцированным домашним заданием;

  8. снятия с ребят синдрома «боязни неуспеха». Это когда школьник боится поднимать руку, получить двойку, выходить к доске;

  9. обеспечения корректной диагностики и мониторинга качества обучения, объективности оценивания знаний умений и навыков учащихся;

Эффективность внедрения данной технологии и продуктивность психолого-педагогической деятельности в классах КРО, в целом, можно изучить с помощью ежегодно проводимого нами психологического мониторинга, в котором отражается полная картина психологического становления каждого ребенка в течение нескольких лет (Приложение 4).

Систематизированные, за последние годы, данные (Приложение 5) четко отражают динамику умственного развития учащихся классов коррекционно-развивающего обучения, повышение уровня их познавательных способностей и учебной мотивации, снижение негативных личностных проявлений, мешающих полноценному обучению и общению.

Результативность функционирования данных классах можно просмотреть по такому параметру, как «выравнивание» учащихся, то есть по количеству детей достигших во время обучения в данных классах, уровня развития характерного для их возраста и переведенных из классов КРО в массовые классы, так в 2011году было «выведено»10 учащихся (Приложение 6). Немаловажным фактором эффективности является и процесс социализации наших детей. Так первый выпуск классов коррекции в 2011 году показал, что все дети продолжили свое профессиональное обучение, что дает нам право говорить о непрерывном инклюзивном образовании. Именно непрерывное инклюзивное образование должно служить базовой ступенью, от которой зависит все последующие достижения человека. Это – фундамент сохранения национальной культуры и важное условие формирования личности ребенка, социальной адаптации его самого и его семьи.

У всех субъектов нашего образовательного учреждения есть общая цель - ребенок, его благополучие и развитие. Самое главное понять особенность ученика, как формирующейся личности, в контексте его жизненных условий, с учетом возрастных, половых, индивидуальных особенностей. На этой основе определить процесс дальнейшей работы, спроектировать и реализовать условия, в которых каждый школьник сможет успешно обучаться и развиваться, только в этом случае применяемые нами методы и технологии будут работать на изначально заданную цель, повысив систему инклюзивного образования нашей республики в целом.




Список литературы:


  1. Блинова Л.Н. «Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития». - М.: НЦ ЭНАС,2004г.

  2. Ерсарина А.К. «Дети с трудностями в обучении».-Алматы: САТР,2005г.

  3. Жумагалиева Б.К. «Педагогический и психологический мониторинг, их место в образовательном процессе» //12-летнее образование,- 2006г. №1 с.61-65.

  4. Задержка психического развития// Школьный психолог №32

стр3-15,1999г.

  1. Караев Ж. А., Кобдикова Ж.У. «Актуальные проблемы модернизации педагогической системы на основе технологического подхода».- Алматы.2005г.

  2. Калягин В.А., Матасов Ю.Т, Овчинникова Т.С. «Как организовать психологическое сопровождение в образовательных учреждениях». - СПб.: КАРО,2005г.

  3. Лукьянова М.И., Калинина Н.В. «Психолого-педагогические показатели деятельности школы», М., Сфера, 2004г.

  4. Селевко Г.К. «Современные образовательные технологии» /Учебное пособие-М.,1998г.

  5. Уварова С.В. «Психолого-педагогическое обеспечение учебно-воспитательного процесса в условиях нового содержания образования» // 12-летнее образование,-2006г.№2 с.61-65.

















ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Диаграмма №1 Сравнительный анализ изменения количественного состава учащихся классов коррекционно-развивающего обучения ГУ «МПСШ №1» с 2005 по 2011 учебные года.

hello_html_2c4fde7c.gif

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Таблица №1.Количественный состав учащихся классов коррекционно-развивающего обучения ГУ «МПСШ № 1 » с 2007 по 2011 учебные года.

2007-2008

год обучения

2008-2009год обучения

2009-2010

год обучения

20010-2011

год обучения

классы

количество

классы

кол-во

классы

кол-во

классы

кол-во

1 «Д»

12

1 «Г»

10

1 «Г»

13

1 «Г»

12

2 «В»

8

2 «Д»

12

2 «Г»

12

2 «Г»

10

3 «Г»

10

3 «В»

14

3 «Д»

14

2 «Д»

10

4 «В»

12

4 «Г»

11

4 «В»

13

3 «Г»

10

5 «Г»

9

5 «В»

13

5 «Г»

8

4 «Ж»

10

6 «Г»

8

6 «Г»

14

6 «В»

14

4 «Д»

11



7 «Г»

7

7 «Г»

13

5 «В»

13





8 «Г»

7

6 «Г»

9







7 «В»

14







8 «Г»

13







9 «Г»

8

Итого

59

Итого

81

Итого

94

Итого

120

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Модель комплексного сопровождения учащихся с особенностями

развития в ГУ «МПСШ №1 имени Н.Островского».

hello_html_5488a8f7.jpg








































ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Карта психологического мониторинга учащихся 4 «В» класса

ГУ «МПСШ №1 имени Н.Островского» с 2006 по 2010 года

в процентах


hello_html_5c36510d.png























ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Таблица №1. Психологический мониторинг развития мышления учащихся классов КРО «ГУ МПСШ № 1», с 2006 по 2011 года

(в процентном соотношении).


2006-2007

учебный

год

2007-2008

учебный

год

2008-2009

учебный

год

2009-2010

учебный

год

2010-2011

учебный

год

классы

%

классы

%

классы

%

классы

%

классы

%

1 «В»

33%

2 «В»

35%

3 «В»

35%

4 «В»

37%

5 «В»

38%



1 «Д»

31%

2 «Д»

32%

3 «Д»

41%

4 «Д»

42%





4 «Ж»

48%





1 «Г»

22%

2 «Г»

29%

3 «Г»

40%







1 «Г»

25%

2 «Г»

29%







2 «Д»

27%









1 «Г»

24%






Таблица №2. Психологический мониторинг развития внимания

учащихся классов КРО « ГУ МПСШ № 1», с 2006 по 2011 год

(в процентном соотношении).

2006-2007

учебный

год

2007-2008

учебный

год

2008-2009

учебный

год

2009-2010

учебный

год

2010-2011

учебный

год

классы

%

классы

%

классы

%

классы

%

классы

%

1 «В»

26%

2 «В»

27%

3 «В»

29%

4 «В»

33%

5 «В»

34%



1 «Д»

23%

2 «Д»

25%

3 «Д»

35%

4 «Д»

42%





4 «Ж»

41%





1 «Г»

25%

2 «Г»

29%

3 «Г»

31%







1 «Г»

18%

2 «Г»

27%







2 «Д»

24%









1 «Г»

16%










Таблица №3. Психологический мониторинг развития зрительной памяти учащихся классов КРО «ГУ МПСШ № 1», с 2006 по 2011 года

(в процентном соотношении).


2006-2007

учебный

год

2007-2008

учебный

год

2008-2009

учебный

год

2009-2010

учебный

год

2010-2011

учебный

год

классы

%

классы

%

классы

%

классы

%

классы

%

1 «В»

38%

2 «В»

40%

3 «В»

41%

4 «В»

42%

5 «В»

42%



1 «Д»

21%

2 «Д»

25%

3 «Д»

32%

4 «Д»

37%





4 «Ж»

49%





1 «Г»

26%

2 «Г»

31%

3 «Г»

32%







1 «Г»

22%

2 «Г»

22%







2 «Д»

23%









1 «Г»

24%
















Таблица №4. Психологический мониторинг развития слуховой памяти учащихся классов КРО «ГУ МПСШ № 1», с 2006 по 2011 года

(в процентном соотношении).


2006-2007

учебный

год

2007-2008

учебный

год

2008-2009

учебный

год

2009-2010

учебный

год

2010-2011

учебный

год

классы

%

классы

%

классы

%

классы

%

классы

%

1 «В»

34%

2 «В»

35%

3 «В»

35%

4 «В»

36%

5 «В»

38%



1 «Д»

29%

2 «Д»

22%

3 «Д»

34%

4 «Д»

51%





4 «Ж»

40%





1 «Г»

22%

2 «Г»

25%

3 «Г»

30%







1 «Г»

23%

2 «Г»

28%







2 «Д»

24%









1 «Г»

24%
















Таблица №5. Психологический мониторинг развития речевой памяти учащихся классов КРО «ГУ МПСШ № 1», с 2006 по 20011 года

(в процентном соотношении).


2006-2007

учебный

год

2007-2008

учебный

год

2008-2009

учебный

год

2009-2010

учебный

год

2010-2011

учебный

год

классы

%

классы

%

классы

%

классы

%

классы

%

1 «В»

30%

2 «В»

31%

3 «В»

30%

4 «В»

32%

5 «В»

35%



1 «Д»

24%

2 «Д»

25%

3 «Д»

33%

4 «Д»

34%





4 «Ж»

36%





1 «Г»

32%

2 «Г»

28%

3 «Г»

33%







1 «Г»

22%

2 «Г»

22%







2 «Д»

22%









1 «Г»

20%


Таблица №6. Психологический мониторинг коррекции агрессивности

у учащихся классов КРО «ГУ МПСШ № 1», с 2008 по 2011 года

(в процентном соотношении).

2008-2009

учебный год

2009-2010

учебный год

2010-2011

учебный год

классы

присутствие агрессии

классы

присутствие агрессии

классы

присутствие агрессии

3 «В»

85%

4 «В»

54%

5 «В»

50%

2 «Д»

43%

3 «Д»

33%

4 «Д»

30%

1 «Г»

90%

4 «Ж»

30%



2 «Г»

90%

3 «Г»

70%



1 «Г»

67%

2 «Г»

55%



2 «Д»

60%





1 «Г»

53%

Таблица №7.Психологический мониторинг коррекции тревожности

у учащихся классов КРО «ГУ МПСШ № 1», с 2008 по 2011 года

(в процентном соотношении).

2008-2009

учебный год

2009-2010

учебный год

2010-2011

учебный год

классы

присутствие

тревожности

классы

присутствие тревожности

классы

присутствие тревожности

3 «В»

77%

4 «В»

54%

5 «В»

60%

2 «Д»

58%

3 «Д»

43%

4 «Д»

40%

1 «Г»

84%

4 «Ж»

30%



2 «Г»

50%

3 «Г»

40%



1 «Г»

100%

2 «Г»

67%



2 «Д»

70%





1 «Г»

92%




ПРИЛОЖЕНИЕ 6


Таблица №1. Количественный состав учащихся выведенных из классов коррекционно-развивающего обучения в массовые классы,

с 2005 по 2011 года.


Учебный год

Количество детей перешедших

в массовые классы

из классов КРО

2005-2006

2

2006-2007

-

2007-2008

-

2008-2009

4

2009-2010

5

2010-2011

10











































ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • Школьному психологу
Описание:

В процессе гуманизации  и повышения качественного уровня функционирования образовательного пространства нашей республики  проблема оказания помощи детям с особенностями в развитии становится все более актуальной: классы выравнивания, коррекции, здоровья – все это свидетельствует о поисках условий адекватных психическим и физическим возможностям учащихся.

Создание адаптивной образовательной среды соответствующей потребностям всех учащихся, достижение оптимальных учебно-воспита- тельных результатов обеспечивается за счет качественного психологичес- кого сопровождения, основанного на результатах комплексной диагностики и новых научно обоснованных организационных и методических формах работы, внедрения новых педагогических технологий, разработки  учебно-методических пособий в форме  рабочих тетрадей.

 У всех субъектов нашего образовательного учреждения есть общая цель - ребенок, его благополучие и развитие. Самое главное понять особенность ученика, как формирующейся личности, в контексте его жизненных условий, с учетом возрастных, половых, индивидуальных особенностей. На этой основе определить процесс дальнейшей работы, спроектировать и реализовать условия, в  которых каждый школьник сможет успешно обучаться и развиваться, только в этом случае  применяемые  нами методы и технологии будут работать на изначально заданную цель, повысив систему инклюзивного образования нашей республики в целом.

 

Автор Соколова Татьяна Анатольевна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Школьному психологу
Подраздел
Просмотров 1526
Номер материала 21930
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓