Главная / Биология / Психолого-педагогическое обоснование проблемы повышения учебно-познавательных компетенций учащихся при использовании различных средств на уроках биологии 6-х классов

Психолого-педагогическое обоснование проблемы повышения учебно-познавательных компетенций учащихся при использовании различных средств на уроках биологии 6-х классов

Психолого-педагогическое обоснование проблемы повышения учебно-познавательных компетенций учащихся при использовании различных средств на уроках биологии 6-х классов

Современные преобразования в обществе, новые стратегические линии в развитии экономики, политики, социокультурной сферы привели к необходимости модернизации многих социальных институтов, и в первую очередь, системы образования.

Федеральный государственный образовательный стандарт при обучении биологии определяет следующие требования к результатам освоения основной образовательной программы: личностные, метапредметные, предметные.

Конечным продуктом реализации стандарта должны быть сформированные ключевые компетенции учащихся. Анализ состояния образования, для подготовки новых ФГОС показал, что компетенции формируются медленно и сложно, это одна из главных проблем современного образования в России. Изучение данного вопроса в Ширинских школах показало, что проблема формирования компетенции учащихся актуальна и для них. Отсюда возникает потребность в способах и путях развития компетенций. Изучение теоретических основ формирования компетенций по исследованиям А.В.Хуторского (2003), В.В.Серикова (2003) и других показало, что они определяют сущность понятий «компетентностный подход», взаимосвязь понятий «компетенция» и «компетентность», виды и характеристику ключевых компетенций.

Ключевыми компетенциями можно назвать такие, которыми должен обладать каждый выпускник школы как совокупности знаний, умений, которые можно было бы применять в самых различных ситуациях.

Несколько иную позицию в этих вопросах занимают Н.М. Борытко и В.И. Андреев. Они считают, что компетентность не может быть определена через сумму знаний и умений, так как значительная роль в её проявлении принадлежит обстоятельствам. Они подчеркивают, что эти обстоятельства необходимы для обоснования педагогических условий, которые будут способствовать формированию компетентности (Борытко, 2005; Андреев, 2007).

В научной литературе, встречаются различные определения этих понятий, но с точки зрения нашего исследования, ближе позиция Хуторского А.В., которыми и будем пользоваться далее. А.В.Хуторской, различая понятия «компетенция» и «компетентность», предлагает следующие определения:

Компетенция – включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности (Хуторской, 2003).

А.В.Хуторским перечень ключевых образовательных компетенций определен на основе главных целей общего образования, структурного представления социального опыта и опыта личности, а также основных видов деятельности ученика, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе.

В курсе биологии к числу знаний и умений, составляющих основу различных образовательных компетенций, исходя из требований государственного образовательного стандарта 2004года, выделяют следующие ключевые компетенции: общекультурные, социально-трудовые, ценностно-смысловые, информационные, коммуникативные, компетенции личностного самосовершенствования и учебно-познавательные компетенции.

Изучение состояния сформированности ключевых компетенций учащихся 6 классов МБОУ ООШ №17 с.Шира, показало, что наиболее проблематичной являются учебно-познавательные компетенции. Учебно-познавательные компетенции по биологии это:

А) умение вести наблюдения в природе за сезонными явлениями, объектами живой природы, вести фенологический дневник. Умение вести наблюдения за состоянием собственного организма. Проводить простейшие функциональные пробы и измерения это: умение пользоваться микроскопом, школьным биологическим оборудованием.

Б) Систематизация и анализ объектов познания распознавание органов и систем органов растений, животных и человека.

В) Установление взаимосвязи систем и процессов установления взаимообусловленности формы изучаемого живого объекта и его функции.

Г) Выявление причинно-следственных связей выявлению связей в природных процессах и явлениях.

В теоретических основах развития компетенций подчеркивается необходимость создания специальных условий для развития той или иной компетенции.

Под педагогическими условиями Н.М. Борытко (2001) понимает внешнее обстоятельство, оказывающее существенное влияние на протекание педагогического процесса, в той или иной мере сознательно сконструированного педагогом, предполагающего достижение определенного результата.

В.И.Андреев (2005) считает, что педагогические условия представляют собой результат целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов (приемов), а также организационных форм обучения для достижения поставленных целей.

А.А.Теров (2007) выделяет 6 групп педагогических условий индивидуализации образовательного процесса: организационно- педагогические; кадровые; методические; дидактические; психолого – физиологические и условия управления образовательным процессом. Анализируя все вышеуказанное, считаем, что педагогические условия важны для формирования и развития компетенций.

Анализ литературы показал, что проблема формирования компетенций актуальна для современной школы, несмотря на то, что она хорошо разработана в теории и исследуется на практике. Как обстоят дела в МБОУ ООШ №17 с. Шира, показало проведенное анонимное анкетирование учителей и диагностирование учащихся. Главная цель анкеты: выяснить состояние развития компетенций и условия их формирования. Анкетированием охвачен весь педагогический коллектив МБОУ ООШ №17 с. Шира, он состоит из 15 учителей. Анализ анкетирования учителей показал, что 100% учителей реализуют компетентностный подход в обучении предмету. На своих уроках 90% учителей ставят задачи по формированию компетенций. 60% учителей проводят работу по формированию компетенций на уроке, считают поисковый метод наиболее продуктивным при развитии компетенций, а главным дидактическим условием формирования компетенций считают вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс. На своих уроках 70% учителей включают учебный материал из других областей знания и практики с указанием возможности использования. Они считают, что при использовании компетентностного подхода в обучении, учащиеся станут более активными и усилится их познавательная активность, однако активность учащихся, особенно познавательная, продолжает быть не достаточно высокой, слабо используются на практике межпредметные связи и применение теоретических знаний на практике.

С целью выявления уровня учебно-познавательных компетенций в 6 классе было проведено анкетирование. В результате анкетирования учащихся выявлено, что лишь половина учеников считают, что урок оказывает положительное влияние на мировоззрение и объяснение учителя практически всегда доступно их пониманию. Двенадцать учеников, что составляет 70% от числа опрошенных, говорят о том, что урок не мешает проявлению их самостоятельности и им нравятся групповые задания на уроках. Но самостоятельность проявляют немногие. Слабо ориентируются в природе, не могут узнать растения.

Анкетирование учителей и учащихся показало, что проблема формирования компетенций в данной школе не решена. В связи с этим возникла потребность в формировании учебно-познавательной компетенции учащихся на уроках биологии в 6 классе.

В МБОУ Ширинская ООШ №17 для совершенствования учебно-познавательных компетенций, создана определенная материальная база: компьютерные классы, имеются УМК по биологии, много электронных носителей: мультимедийные энциклопедии («Хочу все знать: животные»), электронные учебники («1С: Школа. Биология 5-9 классы», «Просвещение. Биология», «Экология», «Физикон. Открытая биология – 2,5»). На занятиях используются новые технологии, новые средства обучения. Вот уже на протяжении нескольких лет идёт эксперимент по внедрению электронного учебника по биологии «Навигатор». Учебник наполнен содержанием разного уровня сложности, представляет собой навигатор по предмету и содержит алгоритм, следуя которому можно последовательно изучить материал, выходя на различные уровни. Для этого в учебнике выделены различным цветом термины и понятия, после которых указаны символы, обозначающие, какой иллюстративный материал к ним имеется на диске. Цвет выделенных терминов и понятий указывает на обязательность их рассмотрения или вынесение данных вопросов для дополнительного изучения. Учебник в целом может использоваться и как классический печатный носитель, и как обязательный компонент учебно-методического комплекта.

Мультимедийное приложение к учебнику представляет собой большой набор информационных и иллюстративных объектов по каждому вопросу, причем используются различные формы изложения тем. В качестве иллюстраций применяются рисунки, слайды, анимации, видеофрагменты в сопровождении звукового текста, слайд-шоу, галереи, объёмных моделей, схем и текстовых ресурсов. Наличие ссылок внутри объектов позволяет уточнять и детализировать вопросы каждой темы. Несомненным достоинством диска, входящего в учебно-методический комплект, можно считать красочность объектов, образность и логичность подобранных иллюстраций. Кроме того, материал диска чётко структурирован и разбит на четыре блока: основной материал, дополнительный материал, лабораторные работы и проверка знаний. Это позволяет учителю значительно сократить временные затраты на подготовку к уроку, поскольку не требует длительного поиска нужных ресурсов. Таким образом, диск представляет собой не только набор иллюстраций к учебнику-навигатору, но и включает объекты интерактивного взаимодействия, позволяющие осуществлять как контроль и проверку знаний путём тестирования и других интерактивных форм, так и закрепление изученного материала, проводя виртуальные лабораторные работы. Подобный подход предоставляет возможность полностью отойти от печатных носителей (рабочая тетрадь и тетрадь для лабораторных работ), заменяя их виртуальными, или использовать и те и другие средства обучения в органическом единстве или последовательно.

Учебно-методический комплект составлен таким образом, что позволяет

применять самые различные методы и формы проведения урока. Это может быть как классический урок с демонстрацией иллюстраций на экране всему классу, так и нестандартные уроки, в том числе уроки-семинары и уроки-лекции, а также различные формы самостоятельной работы школьников.

Материал комплекта может также служить источником тем для реферативных сообщений. Важно подчеркнуть, что комплект можно применять при различном оснащении кабинета биологии, как при наличии одного компьютера или интерактивной доски, так и при наличии компьютеров на каждой парте или у каждого ученика. Таким образом, предлагаемый учебно-методический комплект по биологии для 6 класса предполагает комплексное использование как классических педагогических приёмов с учетом целей урока, его структуры и оптимальных методик проведения, так и новых, методических подходов, с применением современных информационных технологий и средств обучения.

Учебник - навигатор фактически положительно сказался на обученность учащихся. Теоретические знания достаточно качественны и глубоки. Однако через год мы обнаружили, такое обучение приводит к отрыву от практики, от общения с природой. Наблюдение за учащимися показало, что они испытывают затруднения в решении проблемных задач, построении логических выводов. Наиболее доступными живыми объектами в условиях работы остались комнатные растения. Однако и они далеко не всегда используются в учебных целях. Пока же мы можем констатировать, что чаще всего комнатные растения служат лишь элементом эстетического оформления кабинета биологии.

Психологи доказали, что на каждом возрастном этапе жизни человека преобладает определенный тип ведущей деятельности, который развивает  какую-либо компетенцию, так на уроках биологии в 6 классе ведущим является объектно-образное восприятие, значит, наряду с учебником нужно использовать натуральные средства, в сочетании с деятельностью в природных условиях. При работе с гербариями и коллекциями следует учитывать, что этот материал дает неполное представление о живых организмах. Поэтому его следует использовать в комплексе с другим оборудованием, помогающим понять свойства изучаемых организмов. Такими являются средства наглядности. Средства наглядности на основании их характера и значения в обучении биологии можно разделить на две группы: основные и вспомогательные. Среди основных, различают: натуральные, изобразительные и вербальные средства, а среди вспомогательных - технические средства обучения (ТСО) и лабораторное оборудование (ЛО).

К натуральным препарированным пособиям относятся гербарии, влажные препараты, микропрепараты, коллекции, раздаточный материал для практических работ и др.

С точки зрения психологии, ребенок в процессе обучения должен видеть не только учебник, но и воспринимать изучаемый объект всеми органами чувств, а для этого на уроке учителем должны быть созданы такие условия, чтобы в учебном процессе присутствовали и натуральные объекты. Кроме того, учащиеся должны в естественной среде не только видеть, но и узнавать местные виды растений (как культурные, так и дикие).

Ещё в работах отечественного ученого-методиста Н.М. Верзилина (2003) было доказано, что организация педагогического процесса в соответствии с закономерностями процесса познания требует не только развития методики школьного наблюдения и эксперимента, в основу которых должны быть положены методы научного познания, но и ведущей роли живых объектов как средств обучения. Никакие учебники, фильмы не могут воспитать чувство бережного отношения к природе.

Анализ учебника показал, что «Навигатор» не предполагает использование натуральных объектов, что может снизить мотивацию учащихся к изучению и уровень практической значимости предмета, поэтому для усовершенствования процесса формирования учебно-познавательных компетенций в 2011-2012 учебном году была проведена коррекция процесса обучения биологии, и, наряду с электронным учебником, в содержание урока были включены гербарные материалы.




Психолого-педагогическое обоснование проблемы повышения учебно-познавательных компетенций учащихся при использовании различных средств на уроках биологии 6-х классов
  • Биология
Описание:

 Психолого-педагогическое обоснование проблемы повышения учебно-познавательных компетенций учащихся при использовании различных средств на уроках  биологии  6-х  классов

Современные преобразования  в обществе, новые стратегические линии  в развитии экономики, политики, социокультурной  сферы привели к необходимости модернизации многих социальных институтов, и в первую очередь, системы образования.

         Федеральный государственный образовательный стандарт при обучении биологии определяет следующие требования   к результатам освоения основной образовательной программы: личностные,   метапредметные,   предметные.      

Конечным продуктом реализации стандарта должны быть сформированные ключевые  компетенции учащихся. Анализ состояния образования, для подготовки новых ФГОС показал, что компетенции формируются медленно и сложно, это одна из главных проблем современного образования в России. Изучение данного вопроса в Ширинских школах показало, что проблема формирования  компетенции учащихся актуальна и для них. Отсюда возникает потребность в способах  и путях  развития компетенций.  Изучение  теоретических основ формирования компетенций по   исследованиям А.В.Хуторского (2003),  В.В.Серикова (2003) и других показало, что они определяют сущность понятий  «компетентностный подход», взаимосвязь понятий «компетенция» и «компетентность», виды и характеристику  ключевых компетенций.          

         Ключевыми компетенциями можно назвать такие, которыми должен обладать каждый выпускник школы как совокупности знаний, умений, которые можно было бы применять в самых различных ситуациях.

  Несколько иную позицию в этих вопросах занимают Н.М. Борытко и В.И. Андреев. Они считают, что компетентность не может быть определена через сумму знаний и умений, так как значительная роль в её проявлении принадлежит обстоятельствам. Они подчеркивают, что эти обстоятельства необходимы для обоснования педагогических условий, которые будут способствовать формированию компетентности (Борытко, 2005; Андреев, 2007).

В научной литературе, встречаются различные определения этих понятий, но с точки зрения нашего исследования, ближе позиция Хуторского А.В.,  которыми и будем пользоваться далее. А.В.Хуторской, различая понятия «компетенция» и «компетентность», предлагает следующие определения:

 Компетенция – включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.   Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности (Хуторской, 2003).

          А.В.Хуторским перечень ключевых образовательных компетенций определен на основе главных целей общего образования, структурного представления социального опыта и опыта личности, а также основных видов деятельности ученика, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе.  

         В курсе биологии к числу знаний и умений, составляющих основу различных образовательных компетенций, исходя из требований государственного образовательного стандарта 2004года, выделяют следующие ключевые компетенции: общекультурные, социально-трудовые, ценностно-смысловые,  информационные, коммуникативные, компетенции личностного самосовершенствования и учебно-познавательные компетенции.

Изучение состояния сформированности ключевых компетенций учащихся 6 классов МБОУ ООШ №17 с.Шира, показало, что наиболее проблематичной являются учебно-познавательные компетенции. Учебно-познавательные компетенции по биологии это:

     А) умение вести наблюдения в природе за сезонными явлениями, объектами живой природы, вести фенологический дневник. Умение вести наблюдения за состоянием собственного организма. Проводить простейшие функциональные пробы и измерения это: умение пользоваться микроскопом, школьным биологическим оборудованием.

    Б) Систематизация и анализ объектов познания распознавание органов и систем органов растений, животных и человека.

    В) Установление взаимосвязи систем и процессов установления взаимообусловленности формы изучаемого живого объекта и его функции.

    Г) Выявление причинно-следственных связей выявлению связей в природных процессах и явлениях.

В теоретических основах развития компетенций подчеркивается необходимость  создания специальных  условий для развития той или иной компетенции.

Под педагогическими  условиями Н.М. Борытко (2001) понимает внешнее обстоятельство, оказывающее существенное влияние на протекание педагогического процесса, в той или иной мере сознательно сконструированного педагогом, предполагающего достижение определенного результата.

В.И.Андреев (2005) считает,  что педагогические условия представляют собой результат  целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов (приемов), а также организационных форм обучения для достижения  поставленных  целей.

         А.А.Теров (2007) выделяет 6 групп педагогических условий индивидуализации образовательного процесса: организационно- педагогические; кадровые; методические;  дидактические; психолого – физиологические и  условия управления образовательным процессом. Анализируя все вышеуказанное, считаем, что педагогические условия важны для формирования и развития компетенций.

         Анализ литературы показал, что проблема формирования компетенций актуальна для современной школы, несмотря на то, что она  хорошо разработана в теории и  исследуется  на практике. Как обстоят дела в МБОУ ООШ №17 с. Шира, показало  проведенное анонимное анкетирование учителей и диагностирование учащихся.  Главная цель анкеты: выяснить состояние развития компетенций и условия их формирования. Анкетированием охвачен  весь педагогический коллектив МБОУ ООШ №17 с. Шира, он состоит из 15 учителей. Анализ анкетирования учителей показал, что 100% учителей реализуют  компетентностный подход в обучении предмету. На своих уроках 90% учителей ставят задачи по формированию компетенций. 60% учителей проводят работу по формированию компетенций на уроке, считают поисковый метод наиболее продуктивным при развитии компетенций, а главным дидактическим условием формирования компетенций считают вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс. На  своих уроках 70% учителей включают учебный материал из других областей знания и практики с указанием возможности использования. Они  считают, что при использовании компетентностного подхода в обучении,  учащиеся станут более активными и усилится их познавательная активность, однако активность учащихся, особенно познавательная, продолжает быть не достаточно высокой, слабо используются на практике межпредметные связи и применение теоретических знаний на практике.

С целью выявления уровня учебно-познавательных компетенций в 6 классе было проведено анкетирование. В результате  анкетирования учащихся выявлено, что лишь половина учеников считают, что урок оказывает положительное влияние на мировоззрение и объяснение учителя  практически всегда доступно их пониманию. Двенадцать учеников, что составляет 70%  от числа опрошенных,  говорят о том, что урок не мешает проявлению их самостоятельности и им нравятся групповые задания на уроках.  Но самостоятельность проявляют немногие. Слабо ориентируются в природе, не могут узнать растения.

           Анкетирование учителей и учащихся показало, что проблема формирования компетенций в данной школе не решена. В связи с этим возникла потребность в  формировании учебно-познавательной компетенции учащихся на уроках биологии в 6 классе.

В МБОУ Ширинская ООШ №17 для совершенствования учебно-познавательных компетенций, создана определенная материальная база: компьютерные классы, имеются УМК по биологии, много электронных носителей:  мультимедийные энциклопедии («Хочу все знать: животные»), электронные учебники («1С: Школа. Биология 5-9 классы», «Просвещение. Биология», «Экология», «Физикон. Открытая биология – 2,5»). На занятиях  используются новые технологии, новые средства обучения. Вот уже  на протяжении нескольких лет идёт эксперимент по внедрению электронного учебника по биологии   «Навигатор». Учебник наполнен содержанием разного уровня сложности,  представляет собой навигатор по предмету и содержит алгоритм, следуя которому можно последовательно изучить материал, выходя на различные уровни. Для этого в учебнике выделены различным цветом термины и понятия, после которых указаны символы, обозначающие, какой иллюстративный материал к ним имеется на диске. Цвет выделенных терминов и понятий указывает на обязательность их рассмотрения или вынесение данных вопросов для дополнительного изучения. Учебник в целом может использоваться и как классический печатный носитель, и как обязательный компонент учебно-методического комплекта.

        Мультимедийное приложение к учебнику представляет собой большой набор информационных и иллюстративных объектов по каждому вопросу, причем используются различные формы изложения тем. В качестве иллюстраций применяются рисунки, слайды, анимации, видеофрагменты в сопровождении звукового текста, слайд-шоу, галереи, объёмных моделей, схем и текстовых ресурсов. Наличие ссылок внутри объектов позволяет уточнять и детализировать вопросы каждой темы. Несомненным достоинством диска, входящего в учебно-методический комплект, можно считать красочность объектов, образность и логичность подобранных иллюстраций. Кроме того, материал диска чётко структурирован и разбит на четыре блока: основной материал, дополнительный материал, лабораторные работы и проверка знаний. Это позволяет учителю значительно сократить временные затраты на подготовку к уроку, поскольку не требует длительного поиска нужных ресурсов. Таким образом, диск представляет собой не только набор иллюстраций к учебнику-навигатору, но и включает объекты интерактивного взаимодействия, позволяющие осуществлять как контроль и проверку знаний путём тестирования и других интерактивных форм, так и закрепление изученного материала, проводя виртуальные лабораторные работы. Подобный подход предоставляет возможность полностью отойти от печатных носителей (рабочая тетрадь и тетрадь для лабораторных работ), заменяя их виртуальными, или использовать и те и другие средства обучения в органическом единстве или последовательно.

         Учебно-методический комплект составлен таким образом, что позволяет

применять самые различные методы и формы проведения урока. Это может быть как классический урок с демонстрацией иллюстраций на экране всему классу, так и нестандартные уроки, в том числе уроки-семинары и уроки-лекции, а также различные формы самостоятельной работы школьников.

         Материал комплекта может также служить источником тем для реферативных сообщений. Важно подчеркнуть, что комплект можно применять при различном оснащении кабинета биологии, как при наличии одного компьютера или интерактивной доски, так и при наличии компьютеров на каждой парте или у каждого ученика.                                                                    Таким образом, предлагаемый учебно-методический комплект по биологии для 6 класса предполагает комплексное использование как классических педагогических приёмов с учетом целей урока, его структуры и оптимальных методик проведения, так и новых, методических подходов, с применением современных информационных технологий и средств обучения.

           Учебник - навигатор фактически положительно сказался на обученность учащихся. Теоретические знания достаточно качественны и глубоки. Однако через год мы обнаружили, такое обучение приводит к отрыву от практики, от общения с природой. Наблюдение за учащимися показало, что они испытывают затруднения в решении проблемных задач, построении логических выводов. Наиболее доступными живыми объектами в  условиях работы  остались комнатные растения. Однако и они далеко не всегда используются в учебных целях. Пока же мы можем констатировать, что чаще всего комнатные растения служат лишь элементом эстетического оформления кабинета биологии.                                             

         Психологи доказали, что на каждом возрастном этапе жизни человека преобладает определенный тип ведущей деятельности, который развивает  какую-либо компетенцию, так на уроках биологии в  6 классе ведущим является объектно-образное восприятие, значит,  наряду с учебником нужно использовать натуральные средства, в  сочетании с  деятельностью  в природных условиях. При работе с гербариями и коллекциями следует учитывать, что этот материал дает неполное представление о живых организмах. Поэтому его следует использовать в комплексе с другим оборудованием, помогающим понять свойства изучаемых организмов. Такими являются средства наглядности.   Средства наглядности на основании их характера и значения в обучении биологии можно разделить на две группы: основные и вспомогательные. Среди основных,  различают: натуральные, изобразительные и вербальные средства, а среди вспомогательных - технические средства обучения (ТСО) и лабораторное оборудование (ЛО).

           К натуральным препарированным пособиям относятся гербарии, влажные препараты, микропрепараты, коллекции, раздаточный материал для практических работ и др.

           С точки зрения психологии,  ребенок в процессе обучения должен видеть не только учебник, но и воспринимать  изучаемый объект всеми органами чувств, а для этого на уроке учителем  должны быть созданы такие условия, чтобы в учебном процессе  присутствовали  и натуральные объекты. Кроме того, учащиеся должны в естественной среде не только видеть, но и узнавать местные виды растений (как культурные, так  и дикие).

            Ещё в работах отечественного ученого-методиста Н.М. Верзилина (2003) было доказано, что организация педагогического процесса в соответствии с закономерностями процесса познания требует не только развития методики школьного наблюдения и эксперимента, в основу которых должны быть положены методы научного познания, но и ведущей роли живых объектов как средств обучения. Никакие учебники, фильмы не могут воспитать чувство бережного отношения к природе.   

 Анализ учебника  показал, что «Навигатор» не предполагает использование натуральных объектов, что может снизить мотивацию учащихся к изучению и  уровень практической значимости предмета, поэтому для усовершенствования процесса формирования учебно-познавательных компетенций в 2011-2012 учебном году была проведена коррекция  процесса обучения биологии, и,  наряду с электронным учебником,  в содержание урока были включены гербарные материалы.

 

 

 

Автор Рагзина Галина Геннадьевна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 810
Номер материала 43306
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓