Главная / Другое / Психолого-педагогические основы познавательного интереса

Психолого-педагогические основы познавательного интереса

Психолого-педагогические основы познавательного интереса

Сегодня нужен человек не только потребляющий знания, но и умеющий их добывать. Нестандартные ситуации наших дней требуют от нас широты интереса. Интерес - это реальная причина действий, ощущаемая человеком как особо важная. Он является одним из постоянных сильнодействующих мотивов деятельности. Интерес можно определить, как положительное оценочное отношение субъекта к его деятельности.

Как сильное и очень значимое для человека образование, интерес имеет множество истолкований в своих психологических определениях. Интерес рассматривается как:

  • проявление его умственной и эмоциональной активности;

  • особый сплав эмоционально-волевых и интеллектуальных процессов, повышающих активность сознания и деятельности человека;

  • активное познавательное, эмоционально-познавательное отношение человека к миру;

  • специфическое отношение личности к объекту, вызванное сознанием его жизненного значения и эмоциональной привлекательности;

  • наличие у школьников положительного отношения к учению и успешных результатов в усвоении знаний;

  • необходимые субъективные качества самого школьника: наличие высокой познавательной активности, заинтересованности и, особенно, осознания значения предмета,  деятельности для личности,  для общества,  для человечества;

  • наличие благоприятной эмоциональной атмосферы в общении, в деятельности между учителем и учащимися, между самими учащимися, обеспечивающие процесс обучения и учения ритмично, благоприятно, эффективно.

Этот перечень толкований интереса в психологии далеко не полон, но и сказанное подтверждает, что наряду с различиями выступает и известная общность аспектов, направленных на раскрытие феномена интереса, его связи с различными психическими процессами, из которых особенно часто выделяют эмоциональные, интеллектуальные, регулятивные (внимание, воля), его включенность в различные личностные образования.

Особый вид интереса ― интерес к познаниям, или, как его принято теперь называть, познавательный интерес. Его область ― познавательная деятельность, в процессе которой происходит овладение содержанием учебных предметов и необходимыми способами или умениями и навыками, при помощи которых ученик получает образование.

Проблема интереса как важнейшего стимула развития личности теперь все больше привлекает к себе внимание, как педагогов, так и психологов.

Интерес с психологической точки зрения, характеризуется подвижностью, изменчивостью, разнообразием оттенков и степеней развития. Большинство психологов относят интерес к категории направленностей, то есть к стремлениям личности к объекту или деятельности. Придавая особое значение познавательному интересу, психологи указывают на то, что под этим «интересом понимаются как интерес к содержанию, так и к процессу овладения знаниями».

С точки зрения С.Л. Рубинштейна и Б.Г. Ананьева психологические процессы, включенные в познавательный интерес, ― это не сумма слагаемых, а особые связи, своеобразные взаимоотношения. Интерес ― это «сплав» многих психических процессов, образующих особый тонус деятельности, особые состояния личности (радость от процесса учения, стремление углубиться в познание интересующего предмета, в познавательную деятельность, переживание неудач и волевые устремления к их преодолению).

Познавательный интерес играет в педагогическом процессе главную роль.   И. В. Метельский определяет познавательный интерес следующим образом: «Интерес ― это активная познавательная направленность, связанная с положительным эмоционально окрашенным отношением к изучению предмета с радостью познания, преодолению трудностей, созданием успеха, с самовыражением и утверждением развивающейся личности».

Г. И. Щукина, специально занимавшаяся исследованием познавательного интереса в педагогике, определяет его следующим образом: «познавательный интерес выступает перед нами как избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями». 

Некоторые ученые считают, что основным фактором, вызывающим интерес, является проблемное обучение. Другие, особенно педагоги, видят источник интересов в способах, в оборудовании обучения.

В действительности, каждый из выше указанных факторов играет определенную роль в системе организации познавательной деятельности школьников.

Исследованиями психологов выявлено, что познавательные интересы младших школьников теснейшим образом связаны с учением, с их общим положительным отношением к школе. Их привлекает все, что дается в форме учебных занятий и выполняется по определенным школьным правилам.  Их интересы обязательно связываются с организацией учебного процесса, построенного на принципе   возрастающей сложности учебного материала, создающего потребность в новых достижениях и вызывающего радостное чувство успеха.

Особенностью познавательных интересов младших школьников является слабая их дифференцированность и неустойчивость. У значительной части учеников этого возраста интерес выступает в форме состояния заинтересованности.  Лишь в конце начальной школы у некоторых учеников наблюдается предпочтение отдельных учебных предметов.

Познавательный интерес психологи и педагоги изучают с различных сторон, но любое исследование рассматривает как часть общей проблемы воспитания и развития. Сегодня проблема интереса всё шире исследуется в контексте разнообразной деятельности учащихся, что позволяет творчески работающим учителям, воспитателям успешно формировать и развивать интересы учащихся, обогащая личность, воспитывать активное отношение к жизни.

Психолого-педагогические основы познавательного интереса
  • Другое
Описание:

В своём материале я расскажу о том, что такое интерес, а именно, что такое познавательный интерес, а так же о психолого-педагогических основах познавательного интереса. 

Исследованиями психологов выявлено, что познавательные интересы младших школьников связаны с учением, с их общим положительным отношением к школе.

Проблема интереса сегодня исследуется в контексте разнообразной деятельности учащихся, и это позволяет творчески формировать и развивать интересы учащихся, воспитывать отношение к жизни.

Всё это вы можете увидеть в моём материале.

Автор Бакланова Наталья Алексеевна
Дата добавления 04.02.2015
Раздел Другое
Подраздел Другое
Просмотров 713
Номер материала 55623
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓