Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Психолого-педагогическая учёба:
«Учёт половозрастных различий в формировании ответственности».
Немногие педагоги в советской школе замечали. Что «учащиеся» вообще-то делятся на мальчиков и девочек, которые в чём-то друг на друга не похожи. Однако эту разницу наша педагогика игнорировала. Несмотря на все заклинания про личностно-ориентированное образование, учебно-воспитательный процесс в российской школе, как правило, остаётся бесполым.
2 слайд
Половозрастные особенности общего отношения школьников к учебной деятельности заметно проявляются через конкретные учебные интересы. Значимость последних для формирования ответственности заключается в том, что они позволяют наметить стабильное перспективное направление создания стимульных ситуаций в образовательном процессе. В итоге это позволяет создавать условия для осознания, переживания критической переработки опыта ответственного поведения предшествующих и настоящего поколений и созидания на данной основе опыта собственного в направлении проявления ответственности.
3 слайд
В начальных классах и мальчики, и девочки показывают общее заинтересованное отношение к освоению предметов как новому для них виду деятельности – ученью вообще.
Однако, отсутствие у малышей интереса к конкретным предметам объясняется прежде всего их неудачами, но не отсутствием интереса как такового.
4 слайд
Рассмотрев некоторые аспекты половозрастных особенностей учащихся в их отношении к образовательному процессу, можно сделать вывод о необходимости создания специальной образовательной системы для лиц мужского пола.
Приемлемый путь решения этой проблемы – целенаправленное создание стимульных ситуаций с постоянной опорой на направления, обеспечивающие условия для самоактуализации учащихся в образовательной деятельности.
5 слайд
Такими «опорными», стимулирующими формирование и проявление ответственности мальчиков, юношей, могут быть различные направления исследовательской, поисковой работы, спорт, туризм, потенциал ОБЖ, общественная жизнь и др.
Методология учёта половозрастных различий в образовательной деятельности предполагает особо утончённый подход к учёту особенностей девочек, девушек. Так как любые их затруднения, в том числе и в образовательной области, носят скрытый характер и не всегда заметны.
6 слайд
Общественная жизнь образовательного учреждения – арена для самовыражения в ответственности. Это школа ответственности для коллектива и каждого его члена, которая реализуется в образовательном процессе прежде всего через деятельность детского самоуправления школы, класса и выполнение различных выборных и разовых поручений в них.
7 слайд
Система выборных и рядовых поручений, назначений позволяет педагогам включать каждого учащегося в деятельность существующих в школе органов самоуправления и создавать, использовать спонтанно возникающие разнообразные стимульные ситуации для самовыражения, самоактуализации в ответственности.
8 слайд
Оценка самими учащимися потенциальных возможностей девочек и мальчиков в выполнение выборных поручений:
Младшие школьники обоснованно оценивают возможности участия мальчиков и девочек в выборных органах, невзирая на свою половую принадлежность, не следуя половой солидарности (командоры, физорги – мальчики; старосты, ученический совет - девочки).
9 слайд
Выбор подростками предпочтений определяется многими факторами. Здесь обнаруживается и критичное отношение к представителям собственного пола, и активное противодействие «девчонкам» со стороны мальчиков, сочетающееся с одновременным признанием их возможностей (и в этом тоже проявляется противоречивость внутреннего мира подростков)
10 слайд
Выпускники учитывают половозрастные различия сверстников при выборе предпочтений. В то же время они высказывают мнение о возможности выполнения поручений представителями каждого из полов на основе ответственности: «может быть и мальчик, и девочка, потому что они могут быть одинаково ответственными».
11 слайд
В результате выборов непосредственную заинтересованность проявляют классные руководители. Для них девочки, обладающие большей терпеливостью, аккуратностью, добросовестностью, исполнительностью, - в особой мере желанные кандидатуры в органах ученического самоуправления, нежели мальчики. Да и хлопот, забот в целом внешне послушные девочки требуют, меньше, чем мальчики.
12 слайд
Мальчики же, в особой мере нетерпимые к возможному «вторжению» взрослых в личные пределы, внутренне протестуя против него, да и против «женского командирства» в лице девочек. Мальчики стремятся к самостоятельности, отвергая общественные поручения, объективно отвергают и значимость для их становления, социализации самой общественной жизни школы, участия в ней.
13 слайд
Таким образом, девочки наделены важным для организаторов общественной жизни качеством – способностью к совместной с мальчиками деятельности.
14 слайд
Л. М. Зюбин отмечает: «Ведь не секрет, что в процессе воспитания мальчикам не уделяется должного внимания ещё и потому, что с ними работать труднее, чем с более послушными девочками. Поэтому мальчики гораздо реже, чем девочки привлекаются к общественной работе. Это большая педагогическая ошибка. Последствия которой могут сказаться (и сказываются) на дальнейшей судьбе взрослого человека».
15 слайд
К сожалению, данное высказывание. Особо остро воспринимается сейчас, в начале XXI в., когда общество предпринимает во многом безуспешные попытки борьбы с преступностью в детской и молодёжной среде.
16 слайд
Данный факт позволяет судить и об общем укладе школы, во многом игнорирующем половозрастные особенности психологического развития мальчиков, о невыраженности стимулирующей роли педагогов в отношении развития самодеятельной детской природы вообще, мальчиков – в частности, об отсутствии атмосферы, благоприятной для развёртывания сущностных сил, самовыражения юного человека в ответственности.
17 слайд
Таким образом, совершенствование образовательной системы в направлении формирования ответственности и содержательно, и организационно, и методически должно базироваться на общем учёте половозрастных различий детей.
18 слайд
Спасибо за внимание!!!
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Половозрастные особенности общего отношения школьников к учебной деятельности заметно проявляются через конкретные учебные интересы. Значимость последних для формирования ответственности заключается в том, что они позволяют наметить стабильное перспективное направление создания стимульных ситуаций в образовательном процессе. В итоге это позволяет создавать условия для осознания, переживания критической переработки опыта ответственного поведения предшествующих и настоящего поколений и созидания на данной основе опыта собственного в направлении проявления ответственности.
6 655 350 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Рощина Надежда Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс повышения квалификации
36 ч. — 180 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 180 ч.
Мини-курс
4 ч.
Мини-курс
4 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.