Департамент образования администрации
города Братска
Муниципальное бюджетное образовательное
учреждение
«Средняя общеобразовательная № 20» им.
И.И. Наймушина
МАСТЕР – КЛАСС
«Психолого-педагогическая гостиная как активная
форма эффективного взаимодействия участников образовательного процесса»
(работа с родителями)
Шулья Людмила Геннадьевна
педагог-психолог
II
квалификационная категория
Братск – 2014
Тема: «Психолого-педагогическая гостиная как
способ эффективного взаимодействия участников образовательного процесса»
Цель
мастер – класса состоит в том, чтобы обеспечить для педагога
дошкольного образования осознанность, целесообразность и эффективность
нестандартного проведения встреч с родителями либо работы среди педагогов.
Задачи
представляемой разработки включают:
-
Повышение педагогической и коммуникативной компетенции.
-
Развитие инновационных потенциалов.
-
Содействие повышению профессионального мастерства
педагогов,
-
Оказание
поддержки творчески работающим педагогам.
Целевая аудитория мастер класса.
Разработка рассчитана на заместителей заведующих дошкольных учреждений, старших
воспитателей, педагогов-психологов, воспитателей дошкольного образования.
Организационные параметры мастер
класса. Мастер-класс состоит из одной встречи. Рекомендуемое время встречи –
20 минут. Количество участников – от 6 до 15. Требование к помещению - большое
помещение: должна быть возможность свободного передвижения участников, их
расположение по кругу.
Материальное обеспечение: мультимедиа-проектор,
ПК, экран, раздаточный материал в виде карточек, бумага, ручки, памятки,
материал для творчества (картинки, цветная бумага, клей и пр.).
Актуальность. Одна из актуальных проблем,
относящихся к вечным проблемам человечества, - воспитание детей. В сегодняшних
условиях для сохранения психологического здоровья ребенка требуется
формирование общего воспитательного «поля» вокруг ребенка, обеспечивающего
согласованность воздействия взрослых, ведь именно в детстве закладывается
основа личности ребенка и его судьба. Педагоги, родители, дети – все они
являются участниками образовательного процесса. Для того, чтобы родители стали
активными помощниками воспитателей, необходимо вовлечь их в жизнь детского
сада. Работа с семьей является сложной задачей, как в организационном, так и в
психолого-педагогическом плане.
Как правило, в работе дошкольного учреждения
применяются традиционные методы работы: собрания, круглые столы, индивидуальные
и групповые консультации, семинары, практикумы. Но часто как родители, так и
педагоги остаются недостаточно активными и заинтересованными.
Проанализировав работу ДОУ по взаимодействию с семьей,
мы пришли к выводу, что нам требуются новые формы работы, так как существующие
не удовлетворяют потребности ни педагогов, ни родителей. Проведя анкетирование
родителей (Приложение 1), нами были выделены актуальные темы, интересующие как
педагогов, так и родителей. Было принято решение о создании творческой группы
по работе с родителями. Наиболее продуктивной и интересной показалась нам
форма работы в виде психолого-педагогической гостиной. Здесь созданы условия
для равноправного участия детей и взрослых в игре и продуктивной деятельности.
Работа получается творческой, интересной, в результате – всегда есть продукт
деятельности. Посещение психолого-педагогических гостиных позволяет взрослым
научиться по-новому играть с детьми, понимать их, и эти навыки игрового
взаимодействия, методы совместной деятельности в дальнейшем можно применять
самостоятельно.
Нами были выделены блоки «Общение», «Развитие»,
«Воспитание», на основании которых был составлен перспективный плана на учебный
год. Для реализации перспективного плана были созданы картотеки игр,
презентации, составлены анкеты и бланки обратной связи, информационные листы,
разработаны памятки. Все это помогло разработать свои психолого-педагогические
гостиные (Приложение 2,4,6).
Основная цель проведения тематических
психолого-педагогических гостиных состоит в том, чтобы развивать личность
ребенка с помощью родителей, педагогов и при их активном участии. В любой
ситуации психолог должен стремиться привлечь родителей и педагогов к детской
игре, дать им почувствовать ее значимость. Это способствует пониманию и
принятию внутреннего, субъективного мира ребенка; помогает объединить усилия дошкольного образовательного
учреждения и семьи в вопросах развития ребёнка; способствует созданию условий
для его самореализации.
В своей работе я опиралась на материалы книги И.Ю.
Запорожец «Психолого-педагогические гостиные в детском саду», в которой разработаны
конспекты проведения гостиных, но, как было уже сказано выше, в планировании мы
опирались на интересующие нас темы.
Автором предложено проведение гостиных в старшей и
подготовительной группе, совместно с детьми. Но так как специфика нашего детского
сада такова, что преобладают группы более младшего возраста, а проблемы есть
везде, нами были разработаны и проведены психолого-педагогические гостиные, в
которых принимают участие как родители с детьми, так и только взрослые. Кроме
того, работа по проведению гостиных предполагает взаимодействие специалистов. С
тематикой и примерными разработками можно ознакомиться в приложениях (Приложение
2, 4).
Структура каждой гостиной состоит из четырех частей:
Приветствие
(обязательно проводятся ритуальные игры приветствия: «Здравствуйте»,
«Волшебный клубок», «Ласковое имя» и т.д., которые позволяют снять напряжение,
создать положительный эмоциональный фон, настроиться на дальнейшее
взаимодействие в группе).
Основная часть
(проводятся разнообразные игры, соответствующие тематике гостиной. Например,
если это тема «Моя семья. Семейные традиции», то проводятся игры «Помоги
взрослым найти своих детей», «Узнай своего ребенка» и пр.)
Продуктивная
деятельность (после игр обязательно планируется продуктивная деятельность детей
и родителей, это может быть совместное рисование, лепка из теста, создание
коллажа. Совместная деятельность способствует созданию позитивного
психологического настроя, дает возможность почувствовать общность группы и
каждой семьи в отдельности, знакомит родителей с вариантами домашних занятий с
детьми).
Прощание (возможно
проведение коротеньких игр-прощаний «Подарок группе», «Пожелание» и пр.), а
также получение обратной связи, которое может проходить в виде мини-анкет,
упражнений диагностической направленности (например, «Цвет настроения»),
коротких опросов типа «Мне больше всего понравилось…» (Приложение 3).
Опыт моей работы был представлен на региональной
научно-практической конференции в апреле 2012 в сборнике статей, а также в
феврале 2012 года на базе нашего ДОУ был проведен семинар в форме гостиной в
рамках фестиваля педагогического мастерства.
В результате анализа проделанной работы нами были
сделаны следующие выводы:
ü В моменты
специально организованного игрового взаимодействия между родителями и детьми
происходят положительные изменения в отношениях.
ü Ребенок начинает
чувствовать, что он нужен и его понимают.
ü Взрослые (как
родители, так и педагоги) начинают осознавать важность игры в период
дошкольного детства.
ü Детско-родительские
отношения приобретают конструктивный характер, это особенно важно именно в
дошкольный период, на первоначальном этапе развития личности.
ü Кроме этого,
условия работы гостиной позволяют психологу в доверительной форме проговорить
родителям те или иные аспекты проблемы, выяснить их мнение, дать консультацию.
ü Повышается
социально-психологическая компетентность педагога или родителя.
ü Психолого-педагогическая
гостиная может нести в себе психотерапевтический эффект: играя, человек лечит
себя. Еще Л.С. Выготский сказал, что «Именно игра является источником развития
дошкольника, создает зону ближайшего развития – возможность перехода ребенка от
того, что он уже умеет делать самостоятельно, к тому, что он сумеет сделать в
сотрудничестве. Эта возможность характеризует динамику развития и успешность
ребенка».
Сегодня я предлагаю вам самим принять участие в
психолого-педагогической гостиной. (психолог приглашает желающих в круг)
Тема нашей сегодняшней встречи «Сказка ложь?!» (Полная
разработка проведения ППГ «Сказка ложь?!» представлена в Приложении 4).
I.
Приветствие.
Предлагаю выполнить упражнение, которое называется «Как
попасть в сказку» (авторское). Оно поможет нам снять усталость, раздражение,
зарядит положительными эмоциями.
Я буду читать стихотворение, а вы – выполнять действия
по ходу. Стихотворение такое:
Я не спал, я не ел
–
В сказку я попасть
хотел.
Я искал себе
дружка,
Чтобы верная рука,
Чтобы было много
сил,
Чтоб в пути не
подводил.
Вот мы встретились
глазами (ищем глазами пару),
Вот мы встретились
руками (беремся за руки с выбранным человеком),
Обнялись и
подружились (обнимаемся)
Будто в сказке
очутились! (улыбаемся, расходимся).
II.
Основная
часть
- Что ж, молодцы, присаживайтесь в круг. Давайте
представим себе, что у каждого из нас сейчас в руках воздушный шарик. Это не
простые, а сказочные шарики, поскольку цвет шарика – это цвет нашего
настроения. Мы будем называть свое имя и цвет воздушного шарика, который сейчас
держим в руках. Например, я – Людмила, у меня - зеленый шарик.
Ключ к цветовой диагностике настроения:
Белый
– самообладание
Серый
– тревожность, замкнутость.
Черный
– конфликт, протест, негативизм.
Красный
– активность, динамичность.
Розовый
- радость.
Оранжевый
– благополучие, веселье.
Коричневый
– зависимость, асоциальность.
Желтый
– оптимизм, бодрость.
Зеленый
– внутренняя сила, спокойствие.
Голубой
– расслабленность, печаль.
Синий
– спокойствие, отсутствие напряженности.
Фиолетовый
– депрессивно-меланхолическое состояние, неуравновешенность.
В последнее время мы все очень заняты,
куда-то спешим, нам стало гораздо проще посадить детей перед телевизором или
компьютером, нам сложно найти 10-15 минут, чтобы почитать своим детям. А иногда
можно услышать, что развивающая программа гораздо полезнее, чем чтение
примитивных сказок. Между тем, уже есть исследования, говорящие о том, что
проблемы с речью наиболее часто возникают именно у тех детей, которых рано
усадили за телевизор или компьютер, так сказать, развиваться, что именно чтение
и рассказывание сказок несет огромный развивающий потенциал. Ведь недаром же
существует целое направление в психологии – сказкотерапия. Оказывается, есть
сказки, которые детям понятны даже на уровне слогов, вот послушайте и угадайте,
какая это сказка:
- По де ре. Вы ре бо-пребо. Ста де ре тя.
Тя-потя – вы не мо. По де ба. Ба за де, де за ре. Тя-потя - вы не мо. По ба
вну. Вну за ба, ба за де, де за ре. Тя-потя – вы не мо…
Конечно же, это «Репка»! Именно народные
сказки таят в себе вековую мудрость. Собиратель и исследователь сказок В.П.
Аникин указывает: «Сказки – своего рода нравственный кодекс народа, их герои –
это хотя и воображаемые, но примеры истинного поведения человека». В каждой
сказке живет душа. Недаром же психоаналитики рекомендуют маленьким детям читать
именно народные сказки, т.к. авторская сказка всегда несет в себе что-то от
автора. Например, если мы вспомним героев сказок Г.Х. Андерсена. Кто Это?
Гадкий утенок, Дюймовочка, Стойкий оловянный солдатик… Каждый герой – с
какой-то проблемой. Да и у самого автора была проблема – он был лишен женской
любви.
Сказка очень и очень информативна. Язык
сказок сближает людей.
Не раз я слышала вопрос: «Ну что хорошего
в сказке «Колобок»? Она жестокая». С точки зрения психоанализа – замечательная
сказка. Это так называемая «мальчиковая» сказка, она готовит мать к тому, что
ее сын «выкатится» из семьи и женится (лиса съедает колобка – лиса – это ни что
иное, как жена). А сказка «Курочка Ряба»? Что ни образ , то символ. Например, били
– уму-разуму учили. Мышка хвостиком махнула – да конечно же это женщина,
которая уведет сына из семьи! Опять-таки сказка готовит и мать, и ребенка к
взрослению. Ничего нет случайного в народном слове!
Игра «Сказочные атрибуты». Предлагаю вам
выбрать какой-либо из сказочных атрибутов (Какие вы знаете? Волшебная палочка,
сапоги-скороходы, скатерть-самобранка, ступа, ковер-самолет и т.д.).
Представьте его себе и продемонстрируйте другим участникам при помощи
вербальных и невербальных средств. А остальные должны угадать, какой сказочный
атрибут был показан.
Общие для многих сказок структура и
содержание содержат такие ценности и убеждения, которые сопоставимы с миром
реальным. Многие образы и сюжеты сказок направлены на удовлетворение важнейшей
потребности человека – быть созидателем своего собственного мира и его активным
преобразователем.
Недаром поэт В. Жук сказал: Вы – то, что
вы едите.
Мы
– то, что мы читаем.
Почему-то над качеством пищи мы
задумываемся чаще, чем над качеством пищи духовной. Между тем, любая словесная
информация точно также организмом обрабатывается. Поэтому мы должны заботиться
и о качестве душевного питания своих детей. При этом сказки мы можем создавать
сами или вместе со своими детьми. Возможно, мы сумеем решить какие-то проблемы во
взаимоотношениях с ребенком, но несомненно – это будет развивать творческие
способности у него.
III.
Продуктивная
деятельность
Практически в каждой сказке есть
определенные проблемы и есть их решение. Давайте сегодня сами попробуем
придумать сказку, содержащую решение, например, боязни темноты у маленького
ребенка. Вам предлагаются материалы (картинки, клей, бумага…). Вам необходимо
за 5-7 минут сделать собственную книжку, можете придумать название сказки,
текст писать необязательно, можете составить устно, главное - продукт – книга.
(участники мастер-класса изготовляют книгу, представляют ее).
IV.
Прощание.
Наша встреча подошла к концу. Помните, мы
с вами представляли, что у каждого из нас сейчас в руках воздушный шарик. А
давайте сейчас посмотрим, какого цвета шарики мы держим. (участники называют
цвета своего шарика, психолог отслеживает). Можете взять их себе в подарок.
Для осуществления рефлексии от увиденного
и услышанного я прошу вас выполнить небольшое задание. Думаю, вы с легкостью с
ним справитесь. (раздаются таблички с заданием) (Приложение 5). (участники
мастер-класса заполняют таблицы).
Спасибо за работу.
Методический источник
1. Запорожец
И.Ю. Психолого-педагогические гостиные в детском саду. – М.: Издательство
«Скрипторий 2010», 2010г. – 72с.
Список
использованной литературы
1. Алексеева
Е.Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. – СПб.: Речь, 2007.
2. Баркан
А.И. Практическая психология для родителей, или Как научиться понимать своего
ребенка. – М.6 АСТ – ПРЕСС, 1999. – 432с.
3. Зверева
О.Л. Родительские собрания в ДОУ: метод. пособие/ О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. –
2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 128с.
4. Зверева
О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. –
М.: ТЦ Сфера, 2005.
5. Кислинская
Т.А. Игры-сказки для ладошек из Тридесятого царства. Развивающие игры для детей
от 3 до 7 лет – М.: Генезис, 2009. – 96с.(В помощь дошкольному психологу).
6. Коммуникативная
компетентность педагога ДОУ: семинары-практикумы, тренинги,
рекомендации/авт.-сост. А.В.Ненашева, Г.Н. Осинина, И.Н. Тараканова. – Волгоград:
Учитель, 2011. – 143с.
7. Козлова
А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьей: Диагностика, планирование, конспекты
лекций, консультации, мониторинг. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
8. Лукина
Л.И. Организационные аспекты работы с педагогическими кадрами ДОУ. – М.: ТЦ
Сфера, 2012. – 128с. (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).
9. Микляева
Н.В. Создание эффективного взаимодействия с семьей: метод. пособие для
воспитателей ДОУ/ Н.В. Микляева. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 144с.
10. Михайленко Н.Я.
Как играть с ребенком/ Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. – 3-е изд., дораб. –
М.: Обруч, 2012. – 176с.
11. Молчанова Л.А.
Родительский клуб как форма психологической поддержки семей с детьми с
ОВЗ//Справочник педагога-психолога, 2012, №11. – С.58-75.
12. Монахова А.Ю.
Психолог и семья: активные методы взаимодействия. – Ярославль: Академия
развития: Академия холдинг: 2002.
13. Практические
семинары для педагогов. Вып. 1. Воспитатель и ребенок: эффективное
взаимодействие/авт.-сост. Е.В. Шитова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 171с.
14. Практические
семинары для педагогов. Вып. 2. Психологическая компетентность
воспитателей/авт.-сост. С.В. Терпигорьева. – Волгоград: Учитель, 2011. – 143с.
15. Психологические
аспекты работы с семьей. Сборник статей. – Иркутск: ИПКРО, 2012. – 210с.
16. Развитие игровой
активности дошкольников. Метод. пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128с.
(Приложение к журналу «Управление ДОУ»).
17. Система
сопровождения родителей: модель организации клуба «Молодая семья»,
план-программа, занятия/авт.-сост. М.В. Тимофеева. – Волгоград: Учитель, 2009.
– 103с.
18. Фопель К. Как
научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практич.
пособие. В 4 томах. – М.: Генезис, 1998.
19. Формирование
позитивных взаимоотношений родителей и детей 5-7 лет: диагностика, тренинги,
занятия/авт.-сост. Е.В. Коробицына. – Волгоград: Учитель, 2009. – 133с.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.