Главная / Логопедия / Психолого- педагогическое сопровождение детей

Психолого- педагогическое сопровождение детей

Сопровождение – это взаимодействие

сопровождающего и сопровождаемого,

направленное на разрешение жизненных

проблем развития.

Тема «Психолого- педагогического сопровождения детей

в детском саду» для меня очень важна - я работаю учителем – логопедом в БМБ ДОУ № 17 комбинированного вида г. Березовского.

В утвержденной Президентом Российской Федерации Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» подчеркнуто, что новая школа - это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов. Будут учитываться возрастные особенности школьников, по-разному организовано обучение на начальной, основной и старшей ступени образования.

Стандарты нового поколения должны учитывать образовательные потребности детей с ограниченными возможностями (для них будут установлены специальные федеральные государственные образовательные стандарты). На уровне дошкольного образования на основании нормативных документов все учреждения должны создать условия для детей с особыми образовательными потребностями, независимо от вида учреждения.

Такими условиями и является Психолого-педагогическое сопровождение, которое представляет целостную, системно организованную деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и развития каждого ребенка.

В настоящее время проблеме воспитания и обучения дошкольников с особыми образовательными потребностями уделяется значительное внимание, как в сфере науки, так и практики. Это обусловлено тенденцией к увеличению количества детей с проблемами в развитии. Эта проблема напрямую коснулась и нашего детского сада. В 2007 году по результатам ранней и промежуточной диагностики развития детей ГПМПК были выявлены дети с задержкой психического развития, общим недоразвитием речи, с эмоционально-волевыми нарушениями. В целях реализации условий, необходимых для полноценного физического и психического развития дошкольников, их эмоционального и социального благополучия, а так же для выравнивания стартовых возможностей детей дошкольного возраста в детском саду создана система сопровождения детей с особыми образовательными потребностями: психолого-медико-педагогический консилиум, группа компенсирующей и группа комбинированной направленности.

Целью работы ПМПК является обеспечение диагностико-коррекцонного, психолого-медико-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями, исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья воспитанников.

В организации психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями специалисты центра руководствуются федеральными, региональными и муниципальными нормативно-правовыми документами

Психолого-педагогическое сопровождение осуществляется через следующие направления:

hello_html_m366e4c2.png

Диагностика уровня психического, физического развития и отклонений в поведении детей;

hello_html_m366e4c2.png

Организация коррекционно-развивающего обучения;


Психолого-педагогическое и медико-социальное просвещение;

Консультирование детей, родителей, педагогов;



hello_html_m366e4c2.png

hello_html_m366e4c2.png

Информационно-аналитическая деятельность;


hello_html_m366e4c2.png

исследовательская и экспериментальная деятельность.


при взаимодействии с детьми, родителями педагогами для выработки единого алгоритма эффективного взаимодействия участников образовательного процесса по сопровождению детей с особыми образовательными потребностями





Для оказания помощи детям этой категории специалисты ПМПК решают следующие задачи:

hello_html_m366e4c2.png

своевременная комплексная педагогическая диагностика особенностей психического, физического развития и поведения детей;

hello_html_m366e4c2.png

оказание помощи родителям и педагогам ДОУ по вопросам обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями;

hello_html_m366e4c2.png

оказание консультативной помощи детям, испытывающим трудности в усвоении основной общеобразовательной программы дошкольного образования и социальной адаптации;

hello_html_m366e4c2.png

осуществление индивидуально ориентированной коррекционно-развивающей помощи детям;

hello_html_m366e4c2.png


hello_html_m366e4c2.png

формирование единого образовательного пространства и развития компетентности воспитанников, педагогов, родителей;


Структура коррекционно- педагогического процесса в ДОУ организована в соответствии с современной концепцией коррекционно – развивающего обучения(Г.С.Шевченко), и представляет следующие блоки:

1.Диагностический,

2.Физкультурно-оздоровительный

3.Воспитательно-образовательный

4.Коррекционно-развивающий

5.Социально-педагогический

На первом этапе в начале каждого учебного года воспитатели групп проводят педагогическую диагностику развития каждого ребенка, логопед проводит обследование уровня развития речи, дефектолог обследует уровень развития познавательных процессов. По результатам обследования проводятся консультации для родителей, на которой параллельно проводится сбор информации о здоровье ребенка и микросоциальных условиях в семье. При необходимости председатель ПМПК рекомендует родителям сводить ребенка к врачу-специалисту на углубленный осмотр и пройти ГПМПК.

на втором этапе: дети зачисляются в группу компенсирующей направленности или в группу комбинированной направленности. По рекомендации ГПМПК Для каждого ребенка, который находится на сопровождении, разрабатывается индивидуальная программа развития. Целевое назначение программы заключается в направленности на преодоление несоответствия между процессом обучения ребенка по образовательным программам определенной ступени образования и его реальными возможностями, исходя из структуры нарушения, позновательных потребностей и возможностей. ИОП представляет собой документ, являющийся материальным выражением индивидуальной образовательной траектории(маршрута) ребенка, и содержит в себе совокупность учебных курсов, разделов программы, форм и способов их освоения, которые позволяют создать условия для максимальной реализации особых образовательных потребностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья на определенной ступени образования. Временной период реализации индивидуальной образовательной программы рассчитан на один учебный год. В зависимости от затруднений и потребностей ребенка индивидуальная образовательная программа может быть разработана по отдельному учебному предмету или применительно к комплексному обучению, воспитанию, коррекции и компенсации нарушений в развитии у ребенка.

Проводится консультирование и назначение лечения специалистом невропатологом-хирургом-психиатром медицинского центра «Талисман» г. Екатеринбурга;



на третьем этапе - основная образовате6льная программа дошкольного образования ДОУ предусматривает организацию воспитательно-образовательного процесса, в соответствии с требованиями ФГТ : реализация образовательной и коррекционных программ, организация предметно- развивающей среды, режима дня и форм взаимодействия с участниками образовательного процесса.


На четвертом этапе: наиболее актуальным является совершенствование системы воспитания дошкольников с особыми образовательными потребностями, это поиск эффективных форм коррекционного воздействия. Поэтому в ДОУ организовано интегрированное обучение детей с ЗПР в группе комбинированной направленности. Разработана система коррекционного обучения и воспитания дошкольников с ЗПР в комбинированной группе. Приоритетным направлением в работе комбинированной группы становится оказание квалифицированной коррекционной психолого-педагогической помощи детям с ЗПР. Одновременно с этим педагоги решают традиционные задачи дошкольного образования. В нашем городе опыт интегрированного обучения представлен только в нашем детском саду.

Треть воспитанников комбинированной группы составляют дети с ЗПР, а две трети - нормально развивающиеся дошкольники; количество воспитанников в такой группе сокращается до 17 человек. В штат детского сада введена ставка учителя – дефектолога, который проводит фронтальные и индивидуальные занятия с детьми ЗПР, на общегрупповых занятиях воспитатели работают со всеми дошкольниками. Такая модель позволяет создать уникальные возможности для ранней интеграции детей с ЗПР, сохраняя за ними ежедневную адекватную коррекционную помощь, овладение ребенком с отклонениями в развитии общеобразовательным стандартом в те же сроки (или близкие), что и нормально развивающимися детьми.

В группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи реализуется основная общеобразовательная программа дошкольного образования с приоритетным осуществлением деятельности по квалификационной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии. В группе компенсирующей направленности (разновозрастной от 5 до 7 лет) для детей с тяжелыми нарушениями речи предельная наполняемость – 10 детей. Созданы условия для качественного коррекционного обручения детей с нарушениями речи и профилактика вторичных отклонений в развитии и трудностей в обучении детей на начальном этапе в школе


Пятый этап включает :

- просветительскую работу среди родителей ;

- индивидуальные рекомендации для родителей, испытывающих трудности в воспитании ребенка

- организация исполнения рекомендаций городской и областной ПМПК

-контроль за исполнением медикаментозного и физиотерапевтического лечения, рекомендованного ребенку врачом-специалистом.

Для социальной адаптации детей детский сад поддерживает социальное партнерство с детской поликлиникой, ЦДТ, библиотекой семейного чтения, ОУ № 33.


По результатам мониторинга психолого- педагогического сопровождения детей , который занимает особое место и играет роль индикатора результативности оздоровительного, коррекционно-развивающего и образовательно-воспитательного воздействия на ребенка, получены следующие показатели:

- Дети подготовительного возраста групп компенсирующей и комбинированной направленности ежегодно участвуют в городских конкурсах и фестивалях для детей дошкольного возраста, наравне с нормально развивающимися сверстниками.


- выпускники ДОУ успешно обучаются в школе;

hello_html_289e912b.gif

- коррекционная работа в ДОУ обеспечивает высокий уровень квалифицированной помощи в коррекции речевых нарушений у детей.



показатели

Количество детей по учебным годам




2008-2009

2009-2010

2010-2011

1

Общее количество

10

10

10


ОНР


10

10

10

2

Выпущенные

8

8

7


С хорошей речью

6

7

6







Со значительным улучшением

2

1

1


Без улучшения

-

-

-

3

Рекомендовано направить в массовую школу

8

8

7


В массовую школу с обязательными занятиями в логопункте

1

1



В речевую школу

-

-

-

4

Остались на повторный курс

(дети старшего возраста)

2

2

3



-коррекционная работа в ДОУ обеспечивает высокий уровень квалифицированной помощи в коррекции нарушенного психологического развития.

показатели

Кол-во детей по учебным годам



2007-2009

2009-2011

1. Общее кол-во детей с ЗПР

6

6

6

2.Выпущено

6

6

6

3.Рекомендовано направить в массовую школу

6

6

6

4.Рекомендовано направить в школу VII вида

-

-

-

5.Остались на повторный курс

-

-

-


Из всего выше сказанного можно сделать вывод : Все созданные условия в нашем учреждении по сопровождению ребенка , способствуют выравниванию стартовых возможностей детей с особыми образовательными потребностями, усвоению основной общеобразовательной программы дошкольного образования и способствуют быстрой адаптации ребенка на следующей ступени обучения.







































ФГОС представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательными учреждениями и включает в себя требования к результатам освоения основной образовательной программы, к структуре основной образовательной программы и к условиям ее реализации

В своем Послании Президент Д.А. Медведев сказал: «…Модернизация и инновационное развитие – единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом XXI века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам».

Психолого-педагогическое сопровождение,– это целостная, системно организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и развития каждого ребенка. В своем Послании Президент Д.А. Медведев сказал: «…Модернизация и инновационное развитие – единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом XXI века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам».

Основными направлениями психолого-педагогического сопровождения детей в детском саду являются:

Взаимодействие с детьми включающие в себя следующие функции:

- выявление и ранняя диагностика отклонений в развитии, состояний декомпенсации (с 3 лет, в случаях тяжелых отклонений в развитии с первых дней пребывания ребенка в образовательном учреждении);

- выявление резервных возможностей развития ребенка (определение характера, продолжительности и эффективности специальной коррекционной помощи, в рамках, имеющихся в данном образовательном учреждении возможностей);

- организация коррекционной работы в группах комбинированной и компенсирующей направленности;

- разработка и реализация индивидуальных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья;

- мониторинг и психолого-педагогическое сопровождение в период адаптации;

- мониторинг и психолого-педагогическое сопровождение при подготовке к школе;

-консультативная помощь врачей-специалистов;

-мониторинг динамики коррекции речи, познавательных процессов, эмоционально-волевых нарушений и поведения у детей.

Взаимодействие с педагогами включает в себя следующие функции:

- методические рекомендации и практическая помощь в организации дифференцированного подхода к детям (разработка и реализация рекомендаций по взаимодействию с детьми с эмоционально-волевыми нарушениями, приемов по развитию внимания, памяти, мышления в дидактических и подвижных играх, организация учебно-воспитательной и индивидуальной коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ);

- организация взаимодействия воспитателей, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя по коррекции речи, познавательных процессов и поведения у детей;

- организация и проведение практикумов и консультаций для воспитателей о развитии детей, их психофизиологических особенностях;

Взаимодействие с родителями включающие в себя следующие функции:

- просветительская работа среди родителей (особенности развития детского организма, адаптация детей к новым условиям, готовность ребенка к школьному обучению, профилактика заболеваний)

- индивидуальные рекомендации для родителей, испытывающих трудности в воспитании ребенка

- организация исполнения рекомендаций городской и областной ПМПК

-контроль за исполнением медикаментозного и физиотерапевтического лечения, рекомендованного ребенку врачом-специалистом.

В детском саду созданы необходимые условия для реализации коррекционно-образовательного процесса:

- реализуются две коррекционные программы;

- создана специальная развивающая среда;

- с детьми работают высококвалифицированные специалисты;

- подобран методический комплект материалов, обеспечивающий задачи диагностики и реализации основных направлений работы;

- проводится консультирование и назначение лечения специалистом невропатологом-хирургом-психиатром медицинского центра «Талисман» г. Екатеринбурга;

- основная образовате6льная программа дошкольного образования ДОУ предусматривает организацию коррекционно-образовательного процесса, позволяющего объединить деятельность конкретных специалистов(музыкального руководителя, логопеда, дефектолога, воспитателей) и подчинить их работу общим целям и задачам;

- проводится консультирование родителей детей с особыми образовательными потребностями.

В соответствии с образовательными стандартами второго поколения в основу коррекционной работы в ДОУ положен системно-деятельностный подход, который предполагает не только устранение речевого дефекта, нарушений психологического развития, предупреждение возможных затруднений в процессе школьного обучения, но и предполагает ориентацию на достижение основного результата – развитие личностной готовности к обучению в школе. Для социальной адаптации детей детский сад поддерживает социальное партнерство с детской поликлиникой, ЦДТ, библиотекой семейного чтения, ОУ № 33.


Психолого- педагогическое сопровождение детей
  • Логопедия
Описание:

Психолого- педагогическое  сопровождение детей

в  детском саду.

Коротких Лариса Владимировна

учитель-логопед, председатель

ПМПК    БМБ    ДОУ    № 17

Тезис первый   Коротких Лариса Владимировна, автор данных тезисов, является учителем – логопедом, председателем ПМПК БМБ ДОУ № 17 комбинированного вида, г. Березовского. В утвержденной Президентом Российской Федерации Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» подчеркнуто, что новая школа - это школа для всех. Стандарты нового поколения должны  учитывать  образовательные потребности детей с ограниченными возможностями. На уровне дошкольного образования на основании нормативных документов  все  учреждения  должны создать условия для  детей  с особыми образовательными потребностями, независимо от вида учреждения.

  Такими условиями  и является Психолого-педагогическое сопровождение, которое представляет  целостную, системно организованную деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и развития каждого ребенка.В целях реализации условий,  необходимых для полноценного физического и психического развития дошкольников, их эмоционального и социального благополучия, а так же для выравнивания стартовых возможностей  детей дошкольного возраста в детском саду создана система сопровождения детей с особыми образовательными потребностями: психолого-медико-педагогический консилиум, группа компенсирующей и группа комбинированной направленности.

 

Тезис второй.

  Целью  работы ПМПК является обеспечение диагностико-коррекцонного, психолого-медико-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями, исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и  в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья воспитанников.

  В организации психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями специалисты ПМПК руководствуются федеральными, региональными и муниципальными нормативно-правовыми документами.

  Психолого- педагогическое сопровождение осуществляется через следующие направления:

1.Диагностика уровня психического, физического развития и отклонений в поведении детей,

2. Организация коррекционно-развивающего обучения,

3. Психолого-педагогическое и медико-социальное просвещение,

4. Консультирование детей, родителей, педагогов,

5.Информационно-аналитическая деятельность,

6.Исследовательская и экспериментальная деятельность

при взаимодействии  с детьми, родителями  педагогами

для выработки  единого алгоритма эффективного взаимодействия участников образовательного процесса по сопровождению детей с особыми образовательными потребностями.

 

Для оказания помощи детям этой категории специалисты ПМПК решают  следующие задачи:

1. своевременная комплексная педагогическая диагностика особенностей психического, физического развития и поведения детей;

2. оказание помощи родителям и педагогам ДОУ по вопросам обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями;

3. оказание помощи родителям и педагогам ДОУ по вопросам обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями;

4. осуществление индивидуально ориентированной коррекционно-развивающей помощи детям;

5. формирование единого образовательного пространства и развития компетентности воспитанников, педагогов, родителей.

  Структура   коррекционно-педагогического процесса в ДОУ организована в соответствии с современной концепцией коррекционно – развивающего обучения(Г.С.Шевченко), и представляет следующие блоки:

1.Диагностический,

2.Физкультурно-оздоровительный,

3.Воспитательно-образовательный,

4.Коррекционно-развивающий,

5.Социально-педагогический.

 

Тезис третий.

  Одним из актуальных направлений совершенствования системы воспитания дошкольников с отклонениями в развитии является поиск эффективных форм коррекционного воздействия. Поэтому в ДОУ организовано интегрированное обучение детей с ЗПР в группе комбинированной направленности. Разработана система коррекционного обучения и воспитания дошкольников с ЗПР в комбинированной группе. Приоритетным направлением в работе комбинированной группы становится оказание квалифицированной психолого-педагогической помощи детям с ЗПР. Одновременно с этим педагоги решают традиционные задачи дошкольного образования.

 В группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи реализуется основная общеобразовательная программа дошкольного образования с приоритетным осуществлением деятельности по квалификационной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с тяжелыми нарушениями речи.В группе компенсирующей направленности созданы условия для  качественного коррекционного обручения детей с нарушениями речи и профилактики вторичных отклонений в развитии и трудностей в обучении детей на начальном этапе в школе.

   Для каждого ребенка, который находится на сопровождении, разрабатывается индивидуальная программа развития. Целевое назначение программы заключается в направленности на преодоление несоответствия между процессом обучения ребенка по образовательным программам определенной ступени образования и его реальными возможностями, исходя из структуры нарушения, познавательных потребностей и возможностей. ИОП представляет собой документ, являющийся материальным выражением индивидуальной образовательной траектории(маршрута) ребенка, и содержит в себе совокупность учебных курсов, разделов программы, форм и способов их освоения, которые позволяют создать условия для максимальной реализации особых образовательных потребностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья на определенной ступени образования. Временной период реализации индивидуальной образовательной программы рассчитан на один учебный год. В зависимости от затруднений и потребностей ребенка индивидуальная образовательная программа может быть разработана по отдельному учебному предмету или применительно к комплексному обучению, воспитанию, коррекции и компенсации нарушений в развитии у ребенка.

 

Тезис четвертый.

По результатам мониторинга психолого-педагогического сопровождения детей , который занимает особое место и играет роль индикатора результативности оздоровительного, коррекционно-развивающего и образовательно-воспитательного воздействия на ребенка,   получены следующие показатели:

- Дети подготовительного возраста групп компенсирующей и комбинированной направленности ежегодно участвуют в городских конкурсах и фестивалях для детей дошкольного возраста, наравне с нормально развивающимися сверстниками.

 

- выпускники  ДОУ  успешно обучаются в школе;

- коррекционная работа  в ДОУ обеспечивает  высокий уровень квалифицированной помощи в коррекции речевых нарушений у детей.

 

 

Показатели

Количество детей по учебным годам

 

 

 

2008-2009

2009-2010

2010-2011

1

Общее количество

10

10

10

 

ОНР

 

10

10

10

2

Выпущенные

8

8

7

 

С хорошей речью

6

7

6

 

Со значительным улучшением

2

1

1

 

Без улучшения

-

-

-

3

Рекомендовано направить в массовую школу

8

8

7

 

В массовую школу с обязательными занятиями в логопункте

1

1

 

 

В речевую школу

-

-

-

4

Остались на повторный курс

(дети старшего возраста)

2

2

3

 

 

-коррекционная работа  в ДОУ обеспечивает  высокий уровень квалифицированной помощи в коррекции нарушенного психологического развития.

показатели

Кол-во детей по учебным годам

2006-2007

2007-2009

2009-2011

1. Общее кол-во детей с ЗПР

6

6

6

2.Выпущено

6

6

6

3.Рекомендовано направить в массовую школу

6

6

6

4.Рекомендовано направить в школу VII вида

-

-

-

5.Остались на повторный курс

-

-

-

 

 Тезис пятый

   Все созданные условия в нашем учреждении  по сопровождению ребенка способствуют выравниванию стартовых возможностей детей с особыми образовательными потребностями, усвоению основной общеобразовательной программы дошкольного образования и способствуют быстрой адаптации ребенка на следующей ступени обучения.

 

 

Автор Коротких Лариса Владимировна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Логопедия
Подраздел
Просмотров 1897
Номер материала 53319
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓