Главная / Школьному психологу / Психологическое занятие для учащихся 5-х классов "Куда нам плыть?"

Психологическое занятие для учащихся 5-х классов "Куда нам плыть?"


Занятие для учащихся 5-х классов

Куда нам плыть?

Педагог-психолог

МБОУ "СОШ № 8"

М.С. Толькова

Цель: осознание причин выбора модели поведения в различных ситуациях.

Задачи:

  1. Способствовать расширению представления ребят о том, что существуют разные способы в достижении целей;

  2. Способствовать развитию умения лучше понимать себя и других людей;

  3. Познакомить с приемом по сохранению спокойствия в стрессовой ситуации.


Оборудование:

-Релаксационная музыка.

-Мультфильмы «День рождения Иа», «Винни-Пух идет в гости».

-Таблица «Какое настроение у меня сегодня?» или «Сколько я вешу сегодня?».

ХОД ЗАНЯТИЯ

Вводная часть.

Упр.-активатор «Разожми кулак»

Содержание: Вам необходимо разделиться на пары, один в паре сожмет кулак, а второй попытается за минуту его разжать, но по моей команде. Договоритесь, кто будет первым сжимать кулак. Разжимать кулак можно разными способами, это ваше право, но не причиняя боль партнеру.

Теперь поменяйтесь ролями.

- Всем удалось разжать кулак партнера?

- Каким способом пользовались, что вам помогло (силой, просьбой, легкими поглаживаниями, просьбой, убеждением и т.д.)?

Послушайте коротенькую притчу: «Поспорили солнце и ветер, кто из них сильнее. По степи шел путник, и ветер сказал: «Кто сумеет снять с путника плащ, тот и сильнее». Стал ветер дуть, он очень старался, а добился того, что путник лишь сильнее закутался в свой плащ. Тогда выглянуло солнышко и согрело путника своими лучами, он сам и снял плащ».

- Всегда ли можно добиться своего силой?

- Как это можно сделать по-другому? (убеждением, просьбой, доказать примером и т.д.)

Основная часть.

Упр. «Представление героев»

Цель: развитие умения понимать себя и других людей.

Содержание: Вспомните мультфильм детства про Вини-Пуха. Что вы можете сказать о героях данного мультфильма: Пятачок, Кролик, Ослик Иа? Какие они по характеру?

- Давайте посмотрим отрывок из мультфильма, чтобы характеристики героев были полнее.

ПЯТАЧОК – зависим и не уверен в себе, не умеет противостоять влиянию окружающих, простодушный, искренний простачок.

КРОЛИК – активно навязывает другим свою точку зрения, считает, что он знает все, требует подчинения.

ОСЛИК Иа – не верит в собственные силы, ожидает неудачи, пессимистично смотрит на мир.

Упр. «Проблемы героев»

Цель: развитие навыка справляться с проблемами поведения.

Содержание: Подумайте, ребята, что нужно изменить в себе Пятачку, Кролику и Иа?

Пятачку необходимо научиться говорить «нет» и отстаивать свою точку зрения. Кролику необходимо научиться просить и принимать отказ, учиться слышать другого, понимать его чувства. Ослику необходимо поверить в свои собственные силы, научиться разрешать ситуации.

Упр. «Уши-нос»

Цель: познакомить участников с приемом по сохранению спокойствия в стрессовой ситуации.

Содержание: Ребята, согласитесь ли со мной, что важно сохранять спокойствие в ситуации, когда в адрес человека кто-то кричит, обвиняет, оскорбляет, насколько полезно порой не заразиться чужой агрессией и не ответить криком на крик?

- Вспомните ситуации, когда вы заражались чужой агрессией в конфликтах.

- Что из этого получалось?

Чтобы конфликты не перешли во вражду, необходимо уметь внутренне отстраниться от стрессовой ситуации и настроиться на конструктивное разрешение. В этом мы сейчас потренируемся.

Разбейтесь на пары. Один будет Кроликом, другой в паре – Пятачком. Кролик нападающий, он кричит, обвиняет Пятачка, который в свою очередь очень боится, ему нужно научиться держать удар. Задача Пятачка – не слушать Кролика, а наблюдать за движениями кончиков его ушей или носа и запоминать свои мысли и чувства, возникающие в это время.

Работаем в течение 2-х минут.

- Получилось выполнить упражнение?

- Какие чувства испытывали вы в ролях?

- Какие трудности возникли при выполнении упражнении?

- Запомните этот способ реагирования в подобных ситуациях. Он вам поможет сохранить спокойствие, не сорваться на человека, не заразиться его агрессией.

Заключительная часть

Упр. «Маяк»

Цель: снятие эмоционального напряжения.

Содержание: Устройтесь удобно, расслабьтесь и прислушайтесь к музыке. Закройте глаза, сделайте глубокий вдох, а теперь выдох. Постарайтесь представить то, о чем я буде вам говорить.

Представьте маленький скалистый остров вдали от континента. На вершине скалы – высокий, крепко поставленный маяк. Вообразите себя этим маяком, стоящем на скалистом острове. Ваши стены такие толстые и прочные, что даже сильные ветры, постоянно дующие на острове, не могут покачнуть вас. Из окон вашего верхнего этажа вы днем и ночью, в хорошую и плохую погоду посылаете мощный пучок света, служащий ориентиром для судов. Помните о той энергетической системе, которая поддерживает постоянство вашего светового луча, скользящего по океану, предупреждающего мореплавателей о мелях и являющегося символом безопасности для людей на берегу. А сейчас сделайте глубоки вдох и выдох. Вернитесь в здесь и сейчас. Откройте глаза.

- Наше занятие подошло к концу. Мы завершаем его, как обычно, заполняя таблицу «Какое настроение у меня сегодня?» или «Сколько я вешу сегодня?», если вы находитесь в подавленном, неважном настроении, то ваш вес будет большой (тонны), если вы в отличном настроении, то весить вы будете гораздо меньше (кг, граммы).

Ритуал прощания

Вспомните, как мы прощались с вами на прошлом занятии. Повторим. Все, стоя в кругу, берутся за руки и хором произносят «ДО-СВИ-ДА-НИ-Я». На последнем слоге участники поднимают руки вверх, не разнимая их, и делают шаг к середине круга. Это можно повторить несколько раз.

Толькова Мария Сергеевна, МБОУ «СОШ № 8»


Психологическое занятие для учащихся 5-х классов "Куда нам плыть?"
  • Школьному психологу
Описание:

Занятие "Куда нам плыть?"  входит в цикл занятий по адаптации  пятиклассников, который помогает снизить уровень тревожности обучающихся в сложный для них период, научить пользоваться поддержкой окружающих, оказывать помощь другим, видеть свои сильные и слабые стороны, принимать себя и совершенствовать. Цель данного занятия в частности: помощь в осознании причин выбора модели поведения в различных ситуациях. Задачи:

1.    Способствовать расширению представления ребят о том, что существуют разные способы в достижении целей;

2.   Способствовать развитию умения лучше понимать себя и других людей;

3.   Познакомить с приемом по сохранению спокойствия в стрессовой ситуации. 

 

      Занятие для пятиклассников  составлено на основе материала из опыта работы Ю.Владимировой «Новичок в средней школе» (газета «Школьный психолог» №9 2004г.), а также на основе материала из опыта работы Родионова В., Ступницкой М. Я и мы. Цикл тренинговых занятий по формированию социальных навыков для учащихся пятых классов. (газета «Школьный психолог» №43, 2002г.). 

Автор Толькова Мария Сергеевна
Дата добавления 21.12.2014
Раздел Школьному психологу
Подраздел
Просмотров 918
Номер материала 9062
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓