Главная / Школьному психологу / Психологическое сопровождение внедрения новых образовательных стандартов в начальной школе

Психологическое сопровождение внедрения новых образовательных стандартов в начальной школе

104-538-902


Психологическое сопровождение внедрения новых образовательных стандартов в начальной школе.


Образовательная программа начальной школы направлена на достижение оптимального общего развития каждого ребенка при сохранении его психического и физического здоровья, социально-личностной адаптации каждого учащегося через развитие творческих возможностей, сохранение здоровья, развитие интеллекта и эмоционально-чувственной сферы.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования второго поколения основная образовательная программа начального общего образования реализуется, в том числе, и через внеурочную деятельность. Внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить следующие задачи:

- обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;

- оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;

- скорректировать условия для развития ребенка;

- учесть возрастные и индивидуальные особенности ребенка;

- учесть социальные запросы родителей обучающихся.

Сегодня происходит изменение парадигмы образования – от парадигмы знаний, умений и навыков к парадигме развития личности учащегося. Главной целью образования становится не передача знаний и социального опыта, а развитие личности ученика.При этом, на наш взгляд, это возможнопри условии создания системы психологического сопровождения формирования социальной компетентности, как меры личной зрелости, проявляющаяся в отсутствии противоречий между чувствами, мыслями и действиями личности, умении анализировать жизненные ситуации в аспекте деятельности социальных институтов и учреждений и включать эти знания в схему регуляции собственного поведения.

Программа психопрофилактических занятий «Азбука общения» для 1 класса реализуется в рамках спортивно – оздоровительного модуля внеурочной деятельности в начальной школе. Обучение учащихся в 1- 4 классах гимназии осуществляется по системе развивающего обучения Л.В.Занкова.

Актуальность предлагаемой программы заключается в том, что психологическое здоровье, составляющее основу гармоничного личностного развития, означает:

наличие у ребенка позитивного образа «Я», то есть позитивного самоощущения, а также в целом позитивного восприятия окружающего мира;

высокий уровень развития рефлексии, то есть умения осознавать свое внутреннее состояние, причины и последствия своего поведения, знание своих личностных качеств, проблем и ресурсов;

стремление улучшать качество основных видов деятельности — общения, учебы, спортивных занятий и пр.;

сформированность соответствующих возрасту новообразований;

адаптированность к социуму, то есть к условиям школьного обучения.

Цель программы «Азбука общения»- помочь первокласснику научиться понимать себя, свои эмоции, приобрести уверенность во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, найти свое место в школьной жизни.

Основными задачами являются:

  • оказать помощь в поисках «себя»;

  • создать условия для индивидуального развития ребенка;

  • создать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;

  • содействовать развитию рефлексии учащихся, помочь им в осознании своих эмоциональных состояний;

  • развить опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;

  • расширить рамки общения с социумом.

В основу программы положены следующие принципы:

  • Принцип недирективности формирования психологического здоровья. Взрослые не программируют конкретные изменения и сроки их появления у детей, а создают условия для изменений, организуя вокруг детей определенное феноменальное поле. Для всех детей проводятся развивающие занятия, на которых создается возможность для развития и изменений, однако изменения не рассматриваются как обязательные.

  • Принцип опоры на внутренние ресурсы и самостоятельность детей предполагает побуждение детей к самостоятельному поиску решений, акцентирование их ответственности за собственные выборы. Его реализация обеспечивается использованием практически на каждом занятии специально составленных терапевтических метафор, стержнем которых является опора на внутренние ресурсы.

  • Принцип жизненного оптимизма основывается на утверждении о способности и стремлении человека развиваться в направлении личностной зрелости даже в неблагоприятных обстоятельствах. Он находится в тесной связи с принципом радости как важнейшим условием и критерием эффективности процесса формирования психологического здоровья.

Эти принципы определяют стратегию и тактику профилактики и формирования психологического здоровья детей.

Оптимальная форма занятий- психологические занятия с игровыми элементами. Чтобы обеспечить ребенку чувство поддержки и принятия сверстниками, дать ему возможность проявлять такие же чувства к другим, в занятия регулярно включаются задания, которые позволяют школьникам увидеть интересные, сильные стороны друг друга; побуждают их говорить о том, что ценного они замечают друг в друге.

Основой для обучения является практическая деятельность, эмоциональный опыт ребенка.

Занятия строятся в доступной и интересной для детей форме. Для этого используются различные формы и методы, учитывающие возрастные особенности детей. Исходя из этого предлагаемая программа психологических занятий включает в себя: развивающие игры; упражнения; этюды; рассматривание рисунков и фотографий; чтение художественных произведений; рассказ педагога– психолога и рассказы детей; сочинение историй; беседы; моделирование и анализ заданных ситуаций; слушание музыки; рисование.

Планируемый результат 

Создание максимально благоприятных условий для раскрытия личностного потенциала учеников, повышение уровня саморазвития и самообразования, сохранения и укрепления психологического здоровья.

Диагностика эффективности

Основные результаты реализации программы внеурочной деятельности обучающихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, предусматривающих сформированность познавательного, коммуникативного, нравственного, эстетического потенциала личности.

Главное - оценка индивидуальных достижений каждого школьника по показателям развития и качеству знаний.

Показатели эффективности:

1. Состояние физического и психического здоровья детей, их благополучие в процессе обучения, психически комфортное каждодневное состояние

2.Уровень общего развития учащихся, уровень владения знаниями. Умениями, навыками, нравственная воспитанность, необходимая для успешной адаптации в культурной социальной среде.

3.Удовлетворенность всех участников образовательного процесса.

Занятия проводятся со всем классом еженедельно, длительность 20 минут. Курс проводится с октября по май, занятия включены в расписание внеурочной деятельности.


Список литературы:

  1. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В. Григорьев, П.В. Степанов.- М.: Просвещение, 2011. – 223 с.- (Стандарты второго поколения).

  2. О.В. Хухлаева. Тропинка к своему Я. Рабочая тетрадь школьника. 1 класс. 2-е изд. –М.:Генезис, 2011.- 84 с.: ил.)

  3. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ ( В.А.Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.); под ред. В.А. Горского.- 2-е изд.- М.: Просвещение, 2011. – 11 с.- (Стандарты второго поколения).

  4. Федеральный государственный стандарт начального общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации.-2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 31 с.- (Стандарты второго поколения).

  5. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе (1- 4). 4-е изд.- М.: Генезис, 2011,- 344 с.

  6. О.В. Хухлаева. Тропинка к своему Я. Рабочая тетрадь школьника. 1 класс. 2-е изд. –М.:Генезис, 2011.- 84 с.: ил.


Сценарий

психопрофилактического занятия №1 «Мои эмоции»

курс «Азбука общения», 1 класс


Оборудование, материалы: компьютер, музыкальный центр, индивидуальные листы для работы, бланки с домашним заданием; картинки с различными эмоциональными состояниями, таблички с названиями эмоций, магниты, либомультимедийный проектор, маркеры.

Ход занятия.

Введение

Добрый день, ребята. Сегодняшний наш разговор будет посвящен теме, которая может показаться, с одной стороны простой, с другой - очень сложной, но в то же время очень интересной. Я надеюсь, что вы сможете сформулировать ее название.

Примечание. Слова психолога может сопровождать видеоряд из фотографий людей в различных эмоциональных состояниях, под соответствующий музыкальный фон.

Это есть у людей и животных.

Это проявляется в разном возрасте.

У людей разных национальностей, религий.

Этому подвержены люди разных профессий.

Так или иначе- это проявляется у всех, но по- разному.

Кто- то учится управлять этим всю жизнь, кому-то это дается легче.

Без этого не обходится ни один день в жизни каждого человека,

без этого жизнь была бы скучной и однообразной Именно это делает общение интересным, насыщенным.

О чем будет наш сегодняшний разговор?

Ответ: об эмоциях, чувствах.

Совершенно верно. Тема нашего занятия «Мои эмоции». Давайте попробуем сформулировать, что такое ЭМОЦИИ?

Ответы.

Эмоции- это проявление наших чувств, другими словами проявление нашего настроения. Чувства могут проявляться по-разному. И сегодня на уроке мы будем учиться распознавать разные эмоции, чувствовать их, изображать.

А какие эмоции вы знаете?

Возможные ответы участников. Радость, грусть, обида, удивление, страх, спокойствие, гнев.

Для каждого из вас приготовлены индивидуальные листы, на которых вы будете сегодня работать. (Приложение 1).

Давайте прочитаем названия эмоций.

Предлагаю выполнить вам следующее задание.

Задание 1.(Работа на индивидуальных бланках).

Выберите и обведите зеленым цветом те названия эмоций, которые вам приятно испытывать, а красным карандашом подчеркните неприятные для вас эмоции.

Итак, какие эмоции вы подчеркнули? Какие обвели?

Скажите, можно ли разделить на какие - то группы названия этих эмоций?

Ответ: приятные или неприятные/ положительные и отрицательные.

Один из участников на доске располагает названия в два столбика с помощью участников.

Давайте убедимся в том, что мы правильно распределили эмоции по группам.Скажите, что происходит с вашим самочувствием, если вы злитесь? Если грустите?

Ответы.

Пропадает аппетит, начинает болеть голова, живот- самочувствие ухудшается, вы можете заболеть.

Что происходит с вашим самочувствием, когда вы радуетесь? Удивляетесь? Спокойны?

Ответы:самочувствие улучшается, бодрость, хочется что-то делать.

Постарайтесь обобщить наши наблюдения.Возможно, наше самочувствие зависит от нашего настроения, тех эмоций, которые мы испытываем. Сохранять здоровье важно- это залог благополучия, при котором человек может добиться своих целей в жизни, реализовать свои мечты.А насколько мы с вами правы или нет, вы проверите дома.

Основная часть.

Скажите, каким образом можно определить, какое настроение у человека?

Ответы.По выражению лица.

Давайте посмотрим, насколько хорошо вы умеете это делать. Попробуем по графическому изображению эмоции определить ее.

Задание 2. (Работа на индивидуальных бланках).

Рассмотрите пиктограммы с разными выражениями лиц. Постарайтесь соотнести название эмоции с ее графическим изображением.

1 человек- у доски работает с набором карточек (Приложение 2), остальные на листах.

Давайте обсудим, что у нас получилось.

Что вам помогло определить название эмоции?

Ответ: выражение лица.

В психологии это называется МИМИКА.В выражении лица, какие его части помогают нам распознать, что в данный момент испытывает человек?

Ответ: брови, губы, глаза.

Ваш опыт общения вам помог определить название эмоции.

Запишите в своем листе, что такое мимика.

На доске появляется слово Мимика.

Следующее задание поможет нам выявить, насколько хорошо в живом общении мы можем определять настроение собеседника.

Упражнение «Зеркало».

Я предлагаю вам в парах выполнить следующее задание. Встаньте друг перед другом. Один из вас- это зеркало, другой- человек перед зеркалом. Договоритесь, кто из вас будет выполнять какую роль.

Итак, Человек изображает, Зеркало - повторяет его движения. Постарайтесь изобразить разные эмоции. Можете использовать пиктограммы.

Поменяйтесь ролями.

Обсуждение. Итак, что у вас получилось, какие трудности возникли?Удалось ли передать собеседнику ту эмоцию, которую вы задумали?

Ответы.

Возможные трудности. Не всегда удается точно изобразить эмоцию, чтобы было понятно собеседнику. У каждого свои особенности лица- подвижность его частей, от этого зависит насколько точно показывается эмоциональное состояние.

Итак, вы потренировались изображать эмоции. Теперь задание следующее.

В парах- 1 человек изображает эмоцию, второй- должен угадать ее. Вы представляете 3 разные эмоции. Договоритесь, кто из вас будет выполнять какую роль. Постарайтесь учесть опыт предыдущего упражнения.

Поменялись ролями.

Обсуждение. Итак, что у вас получилось, какие трудности возникли?

Ответы.

Когда вы изображали разные эмоции, кроме мимики, что еще участвовало в этом?

Ответы: движения рук, головы, тела.

Совершенно верно. Движения тела, рук, ног в психологии называется ЖЕСТАМИ. Для чего вы это делали?

Ответ. Чтобы точнее передать эмоцию.

Закончите фразу «Жесты – это …».

На доске появляется слово Жесты.

Скажите, пожалуйста, легче, какие эмоции было определять?

Те, которые чаще испытываете или видите в жизни; сложнее - те, которые испытываете редко. Что из этого следует?

Возможный ответ.Нужно развивать способности в понимании настроения других людей.

Скажите, что, кроме мимики и жестов помогает нам определять эмоции?

Задание 3. (Работа на индивидуальных бланках).

Произнесите с разными интонациями и высотой голоса фразу «Добрый день».

Индивидуальный лист.

Вывод? Голос и интонация- это тоже проявление эмоций.

На доске появляется слова Голос, Интонация.

Как вы считаете, в жизни могут пригодиться умения распознавать состояние человека по его мимике и жестам, голосу и интонации? Для чего это важно?

Ответы.

В общении с окружающими людьми очень важно уметь распознавать эмоции по мимике, жестам человека, интонации, чтобы точнее понимать его состояние. Это поможетсделать общение интересным, поможет оказать поддержку, если это необходимо.

Уверена, вы это делаете очень часто. Сейчас мы с вами в этом убедимся, выполнив следующее задание.

Задание 4.(Работа на индивидуальных бланках).

Какие слова ты говоришь своему другу, чтобы его порадовать? А какие слова друзья говорят тебе? Выбери из приведенных и подчеркни синим карандашом те слова, которые говоришь ты, а зеленым карандашом обведи слова друзей. Можешь придумать и написать свои слова. Описание: другОписание: друг


К сожалению, бывает так, что окружающие нас люди не всегда точно могут определить наше настроение и поэтому не могут оказать нам поддержку и внимание, в котором мы нуждаемся. Мы с вами убедились, что могут возникнуть трудности в понимании эмоционального состояния человека по его мимике и жестам. Как сообщить о своем эмоциональном состоянии?

Сказать.

Как?

Есть слова, которые помогут вам лучше описать свое состояние и окружающие смогут оказать вам поддержку. В психологии они называются «Я-сообщения».Давайте познакомимся с ними. P.S. Примеры фраз можно разместить на доске или на экране в виде МП.

  • Мне приятно …Меня огорчает …Меня радует …Мне неприятно …

  • Мне грустно …Меня волнует …Я в восторге от …Я ожидаю …

  • Я расстроен …Я доволен …

Что в них общего?

Ответы: Я, МНЕ.

Значит о чьем самочувствии они сообщают?

Ответы.

Действительно, они сообщают о самочувствии того, кто говорит.

Выберите одну фразу, которую бы вы хотели закончить.

Ученики произвольно зачитывают свои фразы.

Надеюсь, эти фразы помогут вам в общении.

Рефлексия.

Задание 5. (Работа на индивидуальных бланках).

Пришло время подводить итоги нашей работы. Сделаем мы это следующим образом.Теперь, когда вы умеете разными способами проявлять и определять эмоции, я вас попрошу на листе с помощью слов, графического изображения эмоции - изобразить свое настроение, которое у вас было на уроке, описать его словами.

P.S. Некоторые дети отмечают, что им грустно, и они расстроены. Необходимо уточнить, чем именно вызваны данные переживания. Как правило, тем, что занятие быстро закончилось, а хочется продолжения. Попросите отметить свое настроение во время занятия.

Домашнее задание.

Для тех, кто хотел бы более глубоко изучить данную тему предлагаю дома выполнить следующую работу. Вам нужно будет перевоплотиться в профессоров психологии и провести эксперимент. Понаблюдать за своим настроением в разных ситуациях. И проверить, действительно ли настроение влияет на самочувствие? Если «да», то каким образом.

Для работы вам выдаются Листы наблюдений. (Приложение 3)

В своей научной работе вы можете разработать советы по улучшению настроения, исходя из своего жизненного опыта.


Обратная связь. Я вас благодарю за работу на занятии. Мне было приятно с вами работать. Меня порадовала ваша активность, открытость, заинтересованность. Надеюсь, знания, полученные сегодня, будут для вас полезны в повседневной жизни.

До свидания.

Психологическое сопровождение внедрения новых образовательных стандартов в начальной школе
  • Школьному психологу
Описание:

 

Психологическое сопровождение внедрения новых образовательных стандартов в начальной школе.

 

Образовательная программа начальной школы направлена на  достижение оптимального  общего развития каждого ребенка при сохранении его психического и физического здоровья, социально-личностной адаптации каждого учащегося через развитие творческих возможностей,  сохранение здоровья, развитие интеллекта и эмоционально-чувственной сферы.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования второго поколения основная образовательная программа начального общего образования реализуется, в том числе, и через внеурочную деятельность. Внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить следующие задачи:

- обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;

- оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;

- скорректировать условия для развития ребенка;

- учесть возрастные и индивидуальные особенности ребенка;

- учесть социальные запросы родителей обучающихся.

Сегодня происходит изменение парадигмы образования – от парадигмы знаний, умений и навыков к парадигме развития личности учащегося. Главной целью образования становится не передача знаний и социального опыта, а развитие личности ученика.При этом, на наш взгляд,  это возможнопри условии создания системы психологического сопровождения  формирования социальной компетентности, как меры личной зрелости, проявляющаяся в отсутствии противоречий между чувствами, мыслями и действиями личности, умении анализировать жизненные ситуации в аспекте деятельности социальных институтов и учреждений и включать эти знания в схему регуляции собственного поведения.

Программа психопрофилактических занятий «Азбука общения» для 1 класса реализуется в рамках спортивно – оздоровительного модуля внеурочной деятельности в начальной школе. Обучение учащихся в 1- 4 классах гимназии осуществляется по системе развивающего обучения Л.В.Занкова.

Актуальность предлагаемой программы заключается в том, что психологическое здоровье, составляющее основу гармоничного личностного развития, означает:

— наличие у ребенка позитивного образа «Я», то есть позитивного самоощущения, а также в целом позитивного восприятия окружающего мира;

— высокий уровень развития рефлексии, то есть умения осознавать свое внутреннее состояние, причины и последствия своего поведения, знание своих личностных качеств, проблем и ресурсов;

— стремление улучшать качество основных видов деятельности — общения, учебы, спортивных занятий и пр.;

— сформированность соответствующих возрасту новообразований;

— адаптированность к социуму, то есть к условиям школьного обучения.

Цель программы «Азбука общения»- помочь первокласснику научиться понимать себя, свои эмоции, приобрести уверенность во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, найти свое место в школьной жизни.

Основными задачами являются:

  • оказать помощь в поисках «себя»;
  • создать условия для индивидуального развития ребенка;
  • создать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
  • содействовать развитию рефлексии учащихся, помочь им в осознании своих эмоциональных состояний;
  • развить опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
  • расширить рамки общения с социумом.

В основу программы положены следующие принципы:

·      Принцип недирективности формирования психологического здоровья. Взрослые не программируют конкретные изменения и сроки их появления у детей, а создают условия для изменений, организуя вокруг детей определенное феноменальное поле. Для всех детей проводятся развивающие занятия, на которых создается возможность для развития и изменений, однако изменения не рассматриваются как обязательные.

·      Принцип опоры на внутренние ресурсы и самостоятельность детей предполагает побуждение детей к самостоятельному поиску решений, акцентирование их ответственности за собственные выборы. Его реализация обеспечивается использованием практически на каждом занятии специально составленных терапевтических метафор, стержнем которых является опора на внутренние ресурсы.

·      Принцип жизненного оптимизма основывается на утверждении о способности и стремлении человека развиваться в направлении личностной зрелости даже в неблагоприятных обстоятельствах. Он находится в тесной связи с принципом радости как важнейшим условием и критерием эффективности процесса формирования психологического здоровья.

Эти принципы определяют стратегию и тактику профилактики и формирования психологического здоровья детей.

Оптимальная форма занятий- психологические занятия с игровыми элементами. Чтобы обеспечить ребенку чувство поддержки и принятия сверстниками, дать ему возможность проявлять такие же чувства к другим, в занятия регулярно включаются задания, которые позволяют школьникам увидеть интересные, сильные стороны друг друга; побуждают их говорить о том, что ценного они замечают друг в друге.

Основой для обучения является практическая деятельность, эмоциональный опыт ребенка.

Занятия строятся в доступной и интересной для детей форме. Для этого используются различные формы и методы, учитывающие возрастные особенности детей. Исходя из этого предлагаемая программа психологических занятий включает в себя: развивающие игры; упражнения; этюды; рассматривание рисунков и фотографий; чтение художественных произведений; рассказ педагога– психолога и рассказы детей; сочинение историй; беседы; моделирование и анализ заданных ситуаций; слушание музыки; рисование.

Планируемый  результат 

Создание максимально благоприятных условий для раскрытия личностного потенциала учеников, повышение уровня саморазвития и самообразования, сохранения и укрепления психологического здоровья.

Диагностика эффективности

Основные результаты реализации программы внеурочной деятельности обучающихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, предусматривающих сформированность познавательного, коммуникативного, нравственного, эстетического потенциала личности.

Главное  - оценка индивидуальных достижений каждого школьника по показателям развития и качеству знаний.

Показатели эффективности:

1. Состояние физического и психического здоровья детей, их благополучие в процессе обучения, психически комфортное каждодневное состояние

2.Уровень  общего развития учащихся, уровень владения  знаниями. Умениями, навыками, нравственная воспитанность, необходимая для успешной адаптации в культурной социальной среде.

3.Удовлетворенность всех участников образовательного процесса.

Занятия проводятся со всем классом еженедельно, длительность 20 минут. Курс проводится с октября по  май, занятия включены в расписание внеурочной деятельности.

 

Список литературы:

1.      Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В. Григорьев, П.В. Степанов.- М.: Просвещение, 2011. – 223 с.- (Стандарты второго поколения).

2.      О.В. Хухлаева. Тропинка к своему Я. Рабочая тетрадь школьника. 1 класс. 2-е изд. –М.:Генезис, 2011.- 84 с.: ил.)

3.      Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ ( В.А.Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.); под ред. В.А. Горского.- 2-е изд.- М.: Просвещение, 2011. – 11 с.- (Стандарты второго поколения).

4.      Федеральный государственный стандарт начального общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации.-2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 31 с.- (Стандарты второго поколения).

5.      Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе (1- 4). 4-е изд.- М.: Генезис, 2011,- 344 с.

6.      О.В. Хухлаева. Тропинка к своему Я. Рабочая тетрадь школьника. 1 класс. 2-е изд. –М.:Генезис, 2011.- 84 с.: ил.

 

Сценарий

психопрофилактического занятия №1 «Мои эмоции»

курс «Азбука общения», 1 класс

  http://youtu.be/04rY99kddjk.

Оборудование, материалы: компьютер, музыкальный центр, индивидуальные листы для работы, бланки с домашним заданием; картинки с различными эмоциональными состояниями, таблички с названиями эмоций, магниты, либомультимедийный проектор, маркеры.

Ход занятия.

Введение

Добрый день, ребята. Сегодняшний наш разговор будет посвящен теме, которая может показаться, с одной стороны простой, с другой - очень сложной, но в то же время очень интересной. Я надеюсь, что вы сможете сформулировать ее название.

Примечание. Слова психолога может сопровождать видеоряд из фотографий людей в различных эмоциональных состояниях, под соответствующий музыкальный фон.

Это есть у людей и животных.

Это проявляется в разном возрасте.

У людей разных национальностей, религий.

Этому подвержены люди разных профессий.

Так или иначе- это проявляется у всех, но по- разному.

Кто- то учится управлять этим всю жизнь, кому-то это дается легче.

Без этого не обходится ни один день в жизни каждого человека,

без этого жизнь была бы скучной и однообразной Именно это  делает общение интересным, насыщенным.

О чем будет наш сегодняшний разговор?

Ответ: об эмоциях, чувствах.

Совершенно верно. Тема нашего занятия «Мои эмоции». Давайте попробуем сформулировать, что такое ЭМОЦИИ?

Ответы.

Эмоции- это проявление наших чувств, другими словами проявление нашего настроения. Чувства могут проявляться по-разному. И сегодня на уроке мы будем учиться распознавать разные эмоции, чувствовать их, изображать.

А какие эмоции вы знаете?

Возможные ответы участников. Радость, грусть, обида, удивление, страх, спокойствие, гнев.

Для каждого из вас приготовлены индивидуальные листы, на которых вы будете сегодня работать. (Приложение 1).

Давайте прочитаем названия эмоций.

Предлагаю выполнить вам следующее задание.

Задание 1.(Работа на индивидуальных бланках).

Выберите и обведите зеленым цветом те названия эмоций, которые вам приятно испытывать, а красным карандашом подчеркните неприятные для вас эмоции.

Итак, какие эмоции вы подчеркнули? Какие обвели?

Скажите, можно ли разделить на какие - то группы названия этих эмоций?

Ответ: приятные или неприятные/ положительные и отрицательные.

Один из участников на доске располагает названия в два столбика с помощью участников.

Давайте убедимся в том, что мы правильно распределили эмоции по группам.Скажите, что происходит с вашим самочувствием, если вы злитесь? Если грустите?

Ответы.

Пропадает аппетит, начинает болеть голова, живот- самочувствие ухудшается, вы можете заболеть.

Что происходит с вашим самочувствием, когда вы радуетесь? Удивляетесь? Спокойны?

Ответы:самочувствие улучшается, бодрость, хочется что-то делать.

Постарайтесь обобщить наши наблюдения.Возможно, наше самочувствие зависит от нашего настроения, тех эмоций, которые мы испытываем. Сохранять здоровье важно- это залог благополучия, при котором человек может добиться своих целей в жизни, реализовать свои мечты.А насколько мы с вами правы или нет, вы проверите дома.

Основная часть.

Скажите, каким образом можно определить, какое настроение у человека?

Ответы.По выражению лица.

Давайте посмотрим, насколько хорошо вы умеете это делать. Попробуем по графическому изображению эмоции определить ее.

Задание 2. (Работа на индивидуальных бланках).

Рассмотрите пиктограммы с разными выражениями лиц. Постарайтесь соотнести название эмоции с ее графическим изображением.

1 человек- у доски работает с набором карточек (Приложение 2), остальные на листах.

Давайте обсудим, что у нас получилось.

Что вам помогло определить название эмоции?

Ответ: выражение лица.

В психологии это называется МИМИКА.В выражении лица, какие его части помогают нам распознать, что в данный момент испытывает человек?

Ответ: брови, губы, глаза.

Ваш опыт общения вам помог определить название эмоции.

Запишите в своем листе, что такое мимика.

На доске появляется слово Мимика.

Следующее задание поможет нам выявить, насколько хорошо в живом общении мы можем определять настроение собеседника.

Упражнение «Зеркало».

Я предлагаю вам в парах выполнить следующее задание. Встаньте друг перед другом. Один из вас- это зеркало, другой- человек перед зеркалом. Договоритесь, кто из вас будет выполнять какую роль.

Итак, Человек изображает, Зеркало - повторяет его движения. Постарайтесь изобразить разные эмоции. Можете использовать пиктограммы.

Поменяйтесь ролями.

Обсуждение. Итак, что у вас получилось, какие трудности возникли?Удалось ли передать собеседнику ту эмоцию, которую вы задумали?

Ответы.

Возможные трудности. Не всегда удается точно изобразить эмоцию, чтобы было понятно собеседнику. У каждого свои особенности лица- подвижность его частей, от этого зависит насколько точно показывается эмоциональное состояние.

Итак, вы потренировались изображать эмоции. Теперь задание следующее.

В парах- 1 человек изображает эмоцию, второй- должен угадать ее. Вы представляете 3 разные эмоции. Договоритесь, кто из вас будет выполнять какую роль. Постарайтесь учесть опыт предыдущего упражнения.

Поменялись ролями.

Обсуждение. Итак, что у вас получилось, какие трудности возникли?

Ответы.

Когда вы изображали разные эмоции, кроме мимики, что еще участвовало в этом?

Ответы: движения рук, головы, тела.

Совершенно верно. Движения тела, рук, ног в психологии называется ЖЕСТАМИ. Для чего вы это делали?

Ответ. Чтобы точнее передать эмоцию.

Закончите фразу «Жесты – это …».

На доске появляется слово Жесты.

Скажите, пожалуйста, легче, какие эмоции было определять?

Те, которые чаще испытываете или видите в жизни; сложнее - те, которые испытываете редко. Что из этого следует?

Возможный ответ.Нужно развивать способности в понимании настроения других людей.

Скажите, что, кроме мимики и жестов помогает нам определять эмоции?

Задание 3. (Работа на индивидуальных бланках).

Произнесите с разными интонациями и высотой голоса фразу «Добрый день».

Индивидуальный лист.

Вывод? Голос и интонация- это тоже проявление эмоций.

На доске появляется слова Голос, Интонация.

Как вы считаете, в жизни могут пригодиться умения распознавать состояние человека по его мимике и жестам, голосу и интонации?  Для чего это важно?

Ответы.

В общении с окружающими людьми очень важно уметь распознавать эмоции по мимике, жестам  человека, интонации, чтобы точнее понимать его состояние. Это поможетсделать общение интересным, поможет оказать поддержку, если это необходимо.

Уверена, вы это делаете очень часто. Сейчас мы с вами в этом убедимся, выполнив следующее задание.

Задание 4.(Работа на индивидуальных бланках).

Какие слова ты говоришь своему другу, чтобы его порадовать? А какие слова друзья говорят тебе? Выбери из приведенных и подчеркни синим карандашом те слова, которые говоришь ты, а зеленым карандашом обведи слова друзей. Можешь придумать и написать свои слова.

 

К сожалению, бывает так, что окружающие нас люди не всегда точно могут определить наше настроение и поэтому не могут оказать нам поддержку и внимание, в котором мы нуждаемся. Мы с вами убедились, что могут возникнуть трудности в понимании эмоционального состояния человека по его мимике и жестам. Как сообщить о своем эмоциональном состоянии?

Сказать.

Как?

Есть слова, которые помогут вам лучше описать свое состояние и окружающие смогут оказать вам поддержку. В психологии они называются «Я-сообщения».Давайте познакомимся с ними. P.S. Примеры фраз можно разместить на доске или на экране в виде МП.

*        Мне приятно …Меня огорчает …Меня радует …Мне неприятно …

*        Мне грустно …Меня волнует …Я в восторге от …Я ожидаю …

*        Я расстроен …Я доволен …

Что в них общего?

Ответы: Я, МНЕ.

Значит о чьем самочувствии они сообщают?

Ответы.

Действительно, они сообщают о самочувствии того, кто говорит.

Выберите одну фразу, которую бы вы хотели закончить.

Ученики произвольно зачитывают свои фразы.

Надеюсь, эти фразы помогут вам в общении.

Рефлексия.

Задание 5. (Работа на индивидуальных бланках).

Пришло время подводить итоги нашей работы. Сделаем мы это следующим образом.Теперь, когда вы умеете разными способами проявлять и определять эмоции, я вас попрошу на листе с помощью слов,  графического изображения эмоции - изобразить свое настроение, которое у вас было на уроке, описать его словами.

P.S. Некоторые дети отмечают, что им грустно, и они расстроены. Необходимо уточнить, чем именно вызваны данные переживания. Как правило, тем, что занятие быстро закончилось, а хочется продолжения. Попросите отметить свое настроение во время занятия.

Домашнее задание.

Для тех, кто хотел бы более глубоко изучить данную тему предлагаю дома выполнить следующую работу. Вам нужно будет перевоплотиться в профессоров психологии и провести эксперимент. Понаблюдать за своим настроением в разных ситуациях. И проверить, действительно ли настроение влияет на самочувствие? Если «да», то каким образом.

Для работы вам выдаются Листы наблюдений. (Приложение 3)

В своей научной работе вы можете разработать советы по улучшению настроения, исходя из своего жизненного опыта.

 

Обратная связь. Я вас благодарю за работу на занятии. Мне было приятно с вами работать. Меня порадовала ваша активность, открытость, заинтересованность. Надеюсь, знания, полученные сегодня, будут для вас полезны в повседневной жизни.

 

До свидания.

Автор Колчанова Светлана Сергеевна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Школьному психологу
Подраздел
Просмотров 481
Номер материала 38411
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓