Главная / Начальные классы / Психологическое сопровождение участников образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС в начальной школе.

Психологическое сопровождение участников образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС в начальной школе.

Психологическое сопровождение участников образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС в начальной школе.

Автор: Шнягина Т.Н., педагог-психолог

В соответствии с утвержденным Федеральным государственным образовательным стандартом общего начального образования внеурочная деятельность рассматривается как важная и неотъемлемая часть процесса образования детей младшего школьного возраста. Наряду с учебным планом школы она выступает средством реализации Основной образовательной программы начального общего образования и вводится в целях необходимости обеспечения «духовно- нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности», позволяет развивать потенциальные возможности и интересы учеников, помочь им их реализовать.

Психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса является составляющей частью школьной модели внеурочной деятельности МБОУ сош №11 г. Сарова в условиях внедрения ФГОС.

Целью психолого-педагогического сопровождения является создание оптимальных условий для самореализации ребенка.

Технология сопровождения реализуется через конкретные направления:

  • Организационное

  • Диагностическое (стартовой диагностики, промежуточной и итоговой)

  • Коррекционно-развивающее

  • Консультативно-методическое

  • Профилактическое

(Профилактика как основное направление психологической деятельности включена во все направления психолого-педагогического сопровождения)

Деятельность педагога-психолога определена с тремя категориями участников в рамках основной технологии работы: работа с обучающимися, взаимодействие с педагогами, с родителями.

I.Работа с обучающимися 1 классов.

1.Организационное направление. Предполагает определение конкретных целей работы, постановку задач и разработку основных путей их реализации, сбор общих сведений о ребенке, изучение анамнезов учащихся, медицинской документации.

Основная задача - накопить как можно больше информации о детях, обеспечить им всестороннюю поддержку в период адаптации к школе.

2. Диагностическое направление организуется с целью определения уровня актуального и зоны ближайшего развития первоклассников, т.е. определения общего уровня обучаемости. Это:

1. Комплексная диагностика психолого-педагогической готовности к систематическому школьному обучению первоклассников (традиционные направления диагностики распределены в соответствии с отслеживанием формирования основных УУД).

2. Психологический анализ особенностей и трудностей адаптации первоклассников к школе 1 ступени.

3.Углубленная индивидуальная диагностика первоклассников «группы риска».

Таким образом, определяется стратегия деятельности педагога-психолога в 1 классах в условиях внедрения и реализации ФГОС с обучающимися.

3. Коррекционно-развивающее направление.

Психологическая служба призвана способствовать созданию условий для оптимального развития каждого ребенка. Особенно важны эти условия в начальной школе, так как именно начальная школа - стартовая площадка всего школьного пути ученика, его успешности, развития, личностного становления. Для решения этих задач разработана программа «Развитие и коррекция познавательной сферы школьников», Программа является приложением к лицензии школы и одобрена кафедрой психологии НИРО.

Цели программы:

1.Формирование у детей позитивного настроя к познавательной деятельности.

2. Формирование знаний, умений и навыков мыслительной деятельности.

3.Развитие устойчивой мотивации к обучению, рефлексии.

Задачи программы учетом особенностей развития младших школьников):

1. Обучить приемам аналитико-синтетической деятельности.

2.Формировать положительный эмоциональный фон, учебно-познавательную мотивацию обучения.

3. Повысить уровень самосознания учащихся, самооценку.

4. Контроль над развитием интеллектуальных способностей учащихся.

Структура и содержание программы. Первый год обучения «Учимся играя».

1. Адаптационные занятия. Данные занятия составлены на материале занятий «Здравствуй, школа!» (авторы Пилипко Н.В., Громова Т.В., Чибисова М.Ю.)

Психологический аспект:

  • сохранение психического здоровья и эмоционального благополучия;

  • формирование представления о школе как о месте, где каждый ребенок будет принят со своими чувствами, мыслями, переживаниями.

Педагогический аспект:

  • формирование умения учиться;

  • развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми.

Задачи адаптационных занятий:

1.Создание условий для обеспечения эмоционального комфорта.

2.Помощь в осознании и принятии правил школьной жизни, себя в роли ученика.

3.Организация взаимодействия между детьми как предпосылки формирования учебного сотрудничества.

4.Формирование учебной мотивации.

2. Развивающие занятия. Особое внимание уделяется на развитие пространственной ориентации, мелкой моторики и совершенствование графических навыков, развитие саморегуляции на основных этапах деятельности, наглядно-образного мышления, произвольного внимания, слуховой, зрительной и комбинированной памяти.

Отличительной особенностью занятий с детьми 6-7 лет является преобладание наглядности и игровых форм предъявления материала.

3. Цикл занятий «Учим детей общению».

Цели занятий « Учим детей общению»:

  • помочь детям справиться с переживаниями, которые препятствуют нормальному эмоциональному самочувствию, общению со сверстниками;

  • создание положительного настроения и атмосферы «безопасности» в группе;

  • привитие новых форм поведения, гармонизация противоречивости личности.

Предмет психокоррекции - эмоциональная сфера детей. В структуру занятий «Учим детей общению» органично вписалась сказкотерапия.

II. Взаимодействие с родителями.

Включённость родителей – один из важных показателей в работе школьного психолога.

Проведено анкетирование по изучению образовательных потребностей, интересов, запросов родителей по использованию часов вариативной части учебного плана, тематические родительские собрания «Внимание, первоклассник!», «Адаптация. Что это такое?», индивидуальные консультации по запросам (основная тематика: готовность к систематическому школьному обучению: составляющие успеха, новая роль ученика, возможные трудности в период привыкания к школе, способы психологической поддержки ребенка, организация режима дня первоклассника и пр., каждый взрослый получил индивидуальные рекомендации).

Подготовлены методические материалы родителям по особенностям адаптации детей в условиях ФГОС, индивидуальные рекомендации по обучению и воспитанию различных категорий детей (гиперактивных, тревожных, с низкой познавательной активностью, конфликтных), материалы для школьного сайта. Родители познакомились с результатами комплексной диагностики готовности к школьному обучению, особенностями и трудностями протекания процесса адаптации к школе 1 ступени.

III. Взаимодействие с педагогами.

Не менее важная задача и забота школьного психолога – помощь учителю: минимизировать риски эмоционального выгорания педагогов в постоянно меняющейся среде. Консультации для педагогов, отслеживание и учет личностных особенностей и уровня развития детей, просто беседа на тему, интересующую педагога, ослабляют напряжение учителя, способствуют сотрудничеству.

Взаимодействие с педагогами организовано еще в период подготовки внедрения ФГОС. Проведены исследования по определению готовности педагогов и возможных трудностей организации дальнейшей работы в новых условиях. С учетом результатов диагностики организована деятельность психолого-педагогического семинара. В 2011-2012 учебном году подготовлены и проведены семинары «Психолого-педагогическая компетентность педагога», « Профилактика эмоционального выгорания», педсоветы «Анализ   готовности школы к введению ФГОС второго поколения », « Первые результаты. Проблемы и перспективы».

IV.Отслеживание результативности организованной деятельности.

Психологическая служба в данное время становится необходимым элементом системы управления образовательным процессом, потому что результаты ее работы предполагают оценку качества обучения в школе по целому ряду обязательных критериев. В частности предусматривается учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Для отслеживания результативности эффективности организованной технологии работы во внеурочной деятельности в условиях внедрения ФГОС, разработана школьная программа мониторинга.

Психологический блок: УЧЕНИЕ С УВЛЕЧЕНИЕМ

ДИАГНОСТИКА СФОРМИРОВАННОСТИ УУД

Личностные результаты

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Особенности мотивации (методика Лускановой)

Отношение к школе (беседа Нежновой)

Я-концепция (методика «Кто Я?»

Исследование самооценки (Дембо-Рубинштейн)

Исследование эмоциональной сферы (Зинкевич-Евстигнеева)

Исследование особенностей внимания (проба Гальперина) Корректурная проба (Бурдона)

Изучение особенностей саморегуляции (методика Ульенковой)

Графический диктант (методика Эльконина)

Уровень сформированности мыслит. операций (методика Амтхауэра, Замбацявичене)

Преобладающий вид памяти, особенности (методика Лурия)

Сводный уровень обучаемости

(уровень актуального и зона ближайшего развития)

Изучение способности к сотрудничеству (методика «Рукавички» Цукерман)

Беседа «Дорога к дому» (Цукерман)

«Кто прав?» (методика Цукерман)

Взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (круг общения)





Первые результаты: проведена промежуточная диагностика по отдельным параметрам: протекание процесса адаптации, формирование мотивации к систематическому школьному обучению и отслеживание эмоционального состояния учащихся.

Результаты диагностики трудностей и особенностей адаптации первоклассников к школе 1 ступени в динамике (2011-2012 учебный год)

hello_html_m32e7f95e.gifhello_html_43e457e0.gif

По результатам организованной работы можно сделать уже сейчас определенные выводы:

1.Большинство первоклассников (70-73%) адаптировались к новым школьным условиям.

2.Увеличивается количество первоклассников, имеющих лишь отдельные проблемы (в октябре они составляли «группу риска»).

3.Значительно уменьшилось количество детей «группа риска» (данные дети направлены на консультацию к узким специалистам).

В апреле-мае 2012 года планируется проведение итоговой диагностики по основным параметрам, согласно разработанной схеме мониторинга.

Таким образом, технология психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса является неотъемлемым компонентом образовательного процесса, позволяющим не только расширить диапазон базового образования, но и получить специальные научные и профессиональные знания, навыки, умения, придать процессу образования творческий характер, обуславливая его целостность и многомерность в русле концепции непрерывного образования. Работа педагога-психолога является одним звеном этой системы.

Список литературы:

1.Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».

2.Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников.

3.Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе.

4.Федеральный Государственный образовательный стандарт НОО.

5.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008.

6. Планируемые результаты начального общего образования / [Л. Л. Алексеева, С. В. Анащенкова, М. З. Биболетова и др.] ; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. –М. : Просвещение, 2009.

8


Психологическое сопровождение участников образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС в начальной школе.
  • Начальные классы
Описание:

Психолого-педагогическое  сопровождение  участников образовательного процесса является  составляющей частью школьной  модели внеурочной  деятельности  в условиях внедрения ФГОС.

Целью  психолого-педагогического сопровождения является создание оптимальных условий для самореализации  ребенка.

Технология  сопровождения  реализуется через конкретные направления:

·         Организационное

·         Диагностическое (стартовой диагностики, промежуточной и итоговой)

·         Коррекционно-развивающее

·         Консультативно-методическое

·         Профилактическое

(Профилактика как основное направление психологической деятельности включена во все направления психолого-педагогического сопровождения)

          Деятельность  педагога-психолога определена с тремя категориями участников в рамках основной технологии работы: работа с обучающимися, взаимодействие с педагогами, с родителями.

 

Автор Шнягина Татьяна Николаевна
Дата добавления 26.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 991
Номер материала 12449
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓