Главная / Школьному психологу / Психологическое сопровождение субъектов образовательного процесса в период итоговой аттестации выпускников (программа занятий с выпускниками)

Психологическое сопровождение субъектов образовательного процесса в период итоговой аттестации выпускников (программа занятий с выпускниками)

hello_html_190e626f.gifПсихологическое сопровождение субъектов образовательного процесса в период итоговой аттестации выпускников (программа занятий с выпускниками)

Разделы: Школьная психологическая служба



Отношение к единому государственному экзамену как форме итоговой аттестации продолжает оставаться неоднозначным, несмотря на уже достаточно большой опыт, накопившийся за четыре года проведения эксперимента в РФ.

Для большей части одиннадцатиклассников определение экзаменационного предмета является чуждой навязываемой процедурой, обусловленной как сокращением выборов вариантов итоговой аттестации, так и самим процессом выбора

  • Во-первых, как правило, часть одиннадцатиклассников окончательно определяются с выбором экзамена в начале учебного года, при этом достаточно много учащихся не делают, либо не уверены в сделанном выборе даже к концу полугодия.

  • Во- вторых, технология сдачи и выбор экзамена обусловливается, главным образом, выбором будущей специальности и необходимостью сдачи экзаменов в конкретный вуз, т.е. выпускники предпочитают совмещать выпускные и вступительные экзамены.

  • В-третьих, не всех учащихся устраивает предлагаемый гимназией набор предметов, а также отсутствие возможности сдавать экзамены по школьной технологии, что и вынуждает их выбирать экзамен в формате ЕГЭ.

  • В- четвертых, немалое количество старшеклассников к середине учебного года в 11-м классе обнаруживают, что обучение в школе имеет логическое завершение в виде итоговой аттестации и недалек тот момент, когда придется покинуть привычные стены и строить свою жизнь самостоятельно. Для многих детей и родителей это становится причиной последующего стресса, необоснованных страхов, неверия в свои силы и т.п.

На наш взгляд, выше перечисленные факторы мешают поиску выпускниками конструктивных выходов из складывающейся ситуации, именно в ряд таких проблем попадает и процесс подготовки к ЕГЭ. При отсутствии должной информационной и методической поддержки со стороны учителей, классных руководителей и психологов негативное отношение к процедуре итоговой аттестации может нарастать и мешать позитивному восприятию тех знаний и навыков, которые помогут выпускникам успешно справиться с предстоящими экзаменами.

Упорядочить и повысить эффективность подготовки к ЕГЭ можно, только начав с преодоления внутреннего сопротивления этому процессу, которое делает бесполезными любые усилия педагогов и психологов. Любой экзамен, в том числе и ЕГЭ, требует для успешной сдачи основательной подготовки, на это и должны быть направлены усилия школьных педагогов, психологов и учащихся. Вместе с этим, в центре внимания школьных психологов должны оказаться такие вопросы, как:

  • Психологическая неготовность некоторых детей и их родителей к позитивному восприятию новой формы экзамена;

  • Страх и неопределенность у выпускников из-за отсутствия поддержки в момент экзамена «своих» учителей;

  • Создание благоприятной психологической атмосферы в процессе подготовки и сдачи ЕГЭ;

  • Отсутствие навыков выполнения (не знание специфики выполнения ЕГЭ, ключевых моментов, оптимальных вариантов работы с тестом) экзамена по технологии ЕГЭ;

  • Низкий уровень сформированности навыка распределения «рабочего» времени, с учетом своих возможностей и особенностей;

  • Повышение уровня профессионального самоопределения учащихся, в случае неопределенности профессионального выбора выпускники имеют возможность скорректировать свой личный профессиональный план или утвердиться в своих намерениях и выбрать те предметы для сдачи экзамена, которые им будут необходимы для поступления в ВУЗ (как в формате ЕГЭ, так и по школьной технологии).

Одной из форм решения поставленных задач в условиях модернизации образования может

быть психологическое сопровождение выпускников в период подготовки к ЕГЭ, что является одним из основных направлений в работе психологической службы гимназии.

Выбранная нами форма работы по сопровождению выпускников в период подготовки к ЕГЭ – это проведение тематических классных часов. Встречи проводятся с периодичностью один раз в четверть с каждым классом, длительностью один академический час, в течение четырех четвертей.

Основой для тематических классных часов стала «Программа психолого-педагогических мероприятий для выпускников в период подготовки к ЕГЭ: Путь к успеху» Н.Стебеневой, Н.Королевой.

 Цель:

  • отработка стратегии и тактики поведения в период подготовки к ЕГЭ;

  • обучение навыкам саморегуляции, самоконтроля;

  • повышение уверенности в себе, в своих силах.

Методы: групповая дискуссия, игровые методы, медитативные техники.

Задачи:

  • повышение сопротивляемости стрессу;

  • отработка навыков уверенного поведения;

  • развитие эмоционально-волевой сферы;

  • развитие чувства эмпатии, внимания к себе и доверия к окружающим;

  • развитие навыков самоконтроля с опорой на внутренние резервы;

  • помощь в осознании собственной ответственности за поступки, в анализе своих установок;

  • обучение навыкам конструктивного взаимодействия.

Условия: специально оборудованный кабинет для тренингов; группа комплектуется из учащихся одного класса.

Тематический план, в силу загруженности расписания учащихся, исходный тематический план был сокращен и адаптирован.

  1. Что такое единый государственный экзамен? (Приложение 1)

  2. Способы снятия нервно- психического напряжения. (Приложение 2)

  3. Как готовиться к экзаменам: эффективные способы запоминания. (Приложение 3)

  4. Сдаём экзамен. (Приложение 4Приложение 5).

От результатов итоговой аттестации многое зависит: итоговая оценка в аттестате, уровень самооценки и так далее поэтому экзамены превращаются в пытку и вносят напряжение в жизнь не только учеников, но и родителей и педагогов. А можно ли преодолеть этот рубеж без чрезмерного перенапряжения, страхов, усталости и слез? Для этого необходима планомерная работа педагогов (классных руководителей), учащихся и родителей, где каждый будет ориентирован на выполнение определенных задач. Представленный материал является частью программы по психологическому сопровождению выпускников в период подготовки к экзаменам. Эти занятия могут проводиться и самостоятельно – классный час, внеклассное мероприятие и т.д. Основное содержание занятий направлено на получение определенного опыта обучающимися. Акцент делается на усвоение собственного способа деятельности.

Литература

1. Стебенева Н., Королева Н. Путь к успеху. Программа психолого-педагогических мероприятий для выпускников в период подготовки к единому государственному экзамену. Школьный психолог, 2003.

2. Чибисова М.Ю. Единый государственный экзамен: психологическая подготовка (Психолог в школе).- М.: Генезис, 2004.

3. Щербич Н.М., Стрельникова Я.В. Психологическое сопровождение субъектов образовательного процесса в период подготовки и участия в итоговой аттестации.- МОУ ДПО «Городской информационно- методический центр», 2005.



Психологическое сопровождение субъектов образовательного процесса в период итоговой аттестации выпускников (программа занятий с выпускниками)
  • Школьному психологу
Описание:

Психологическое сопровождение субъектов образовательного процесса в период итоговой аттестации выпускников (программа занятий с выпускниками)

Отношение к единому государственному экзамену как форме итоговой аттестации продолжает оставаться неоднозначным, несмотря на уже достаточно большой опыт, накопившийся за четыре года проведения эксперимента в РФ.

Для большей части одиннадцатиклассников определение экзаменационного предмета является чуждой навязываемой процедурой, обусловленной как сокращением выборов вариантов итоговой аттестации, так и самим процессом выбора

·         Во-первых, как правило, часть одиннадцатиклассников окончательно определяются с выбором экзамена в начале учебного года, при этом достаточно много учащихся не делают, либо не уверены в сделанном выборе даже к концу полугодия.

·         Во- вторых, технология сдачи и выбор экзамена обусловливается, главным образом, выбором будущей специальности и необходимостью сдачи экзаменов в конкретный вуз, т.е. выпускники предпочитают совмещать выпускные и вступительные экзамены.

·         В-третьих, не всех учащихся устраивает предлагаемый гимназией набор предметов, а также отсутствие возможности сдавать экзамены по школьной технологии, что и вынуждает их выбирать экзамен в формате ЕГЭ.

·         В- четвертых, немалое количество старшеклассников к середине учебного года в 11-м классе обнаруживают, что обучение в школе имеет логическое завершение в виде итоговой аттестации и недалек тот момент, когда придется покинуть привычные стены и строить свою жизнь самостоятельно. Для многих детей и родителей это становится причиной последующего стресса, необоснованных страхов, неверия в свои силы и т.п.

На наш взгляд, выше перечисленные факторы мешают поиску выпускниками конструктивных выходов из складывающейся ситуации, именно в ряд таких проблем попадает и процесс подготовки к ЕГЭ. При отсутствии должной информационной и методической поддержки со стороны учителей, классных руководителей и психологов негативное отношение к процедуре итоговой аттестации может нарастать и мешать позитивному восприятию тех знаний и навыков, которые помогут выпускникам успешно справиться с предстоящими экзаменами.

Упорядочить и повысить эффективность подготовки к ЕГЭ можно, только начав с преодоления внутреннего сопротивления этому процессу, которое делает бесполезными любые усилия педагогов и психологов. Любой экзамен, в том числе и ЕГЭ, требует для успешной сдачи основательной подготовки, на это и должны быть направлены усилия школьных педагогов, психологов и учащихся. Вместе с этим, в центре внимания школьных психологов должны оказаться такие вопросы, как:

·         Психологическая неготовность некоторых детей и их родителей к позитивному восприятию новой формы экзамена;

·         Страх и неопределенность у выпускников из-за отсутствия поддержки в момент экзамена «своих» учителей;

·         Создание благоприятной психологической атмосферы в процессе подготовки и сдачи ЕГЭ;

·         Отсутствие навыков выполнения (не знание специфики выполнения ЕГЭ, ключевых моментов, оптимальных вариантов работы с тестом) экзамена по технологии ЕГЭ;

·         Низкий уровень сформированности навыка распределения «рабочего» времени, с учетом своих возможностей и особенностей;

·         Повышение уровня профессионального самоопределения учащихся, в случае неопределенности профессионального выбора выпускники имеют возможность скорректировать свой личный профессиональный план или утвердиться в своих намерениях и выбрать те предметы для сдачи экзамена, которые им будут необходимы для поступления в ВУЗ (как в формате ЕГЭ, так и по школьной технологии).

Одной из форм решения поставленных задач в условиях модернизации образования может

быть психологическое сопровождение выпускников в период подготовки к ЕГЭ, что является одним из основных направлений в работе психологической службы гимназии.

Выбранная нами форма работы по сопровождению выпускников в период подготовки к ЕГЭ – это проведение тематических классных часов. Встречи проводятся с периодичностью один раз в четверть с каждым классом, длительностью один академический час, в течение четырех четвертей.

Основой для тематических классных часов стала «Программа психолого-педагогических мероприятий для выпускников в период подготовки к ЕГЭ: Путь к успеху» Н.Стебеневой, Н.Королевой.

 Цель:

·         отработка стратегии и тактики поведения в период подготовки к ЕГЭ;

·         обучение навыкам саморегуляции, самоконтроля;

·         повышение уверенности в себе, в своих силах.

Методы: групповая дискуссия, игровые методы, медитативные техники.

Задачи:

·         повышение сопротивляемости стрессу;

·         отработка навыков уверенного поведения;

·         развитие эмоционально-волевой сферы;

·         развитие чувства эмпатии, внимания к себе и доверия к окружающим;

·         развитие навыков самоконтроля с опорой на внутренние резервы;

·         помощь в осознании собственной ответственности за поступки, в анализе своих установок;

·         обучение навыкам конструктивного взаимодействия.

Условия: специально оборудованный кабинет для тренингов; группа комплектуется из учащихся одного класса.

Тематический план, в силу загруженности расписания учащихся, исходный тематический план был сокращен и адаптирован.

1.     Что такое единый государственный экзамен?

2.     Способы снятия нервно- психического напряжения.

3.     Как готовиться к экзаменам: эффективные способы запоминания.

4.     Сдаём экзамен.

От результатов итоговой аттестации многое зависит: итоговая оценка в аттестате, уровень самооценки и так далее поэтому экзамены превращаются в пытку и вносят напряжение в жизнь не только учеников, но и родителей и педагогов. А можно ли преодолеть этот рубеж без чрезмерного перенапряжения, страхов, усталости и слез? Для этого необходима планомерная работа педагогов (классных руководителей), учащихся и родителей, где каждый будет ориентирован на выполнение определенных задач. Представленный материал является частью программы по психологическому сопровождению выпускников в период подготовки к экзаменам. Эти занятия могут проводиться и самостоятельно – классный час, внеклассное мероприятие и т.д. Основное содержание занятий направлено на получение определенного опыта обучающимися. Акцент делается на усвоение собственного способа деятельности.

Литература

1. Стебенева Н., Королева Н. Путь к успеху. Программа психолого-педагогических мероприятий для выпускников в период подготовки к единому государственному экзамену. Школьный психолог, 2003.

2. Чибисова М.Ю. Единый государственный экзамен: психологическая подготовка (Психолог в школе).- М.: Генезис, 2004.

 

3. Щербич Н.М., Стрельникова Я.В. Психологическое сопровождение субъектов образовательного процесса в период подготовки и участия в итоговой аттестации.- МОУ ДПО «Городской информационно- методический центр», 2005.

Автор Колчанова Светлана Сергеевна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Школьному психологу
Подраздел
Просмотров 468
Номер материала 38393
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓