Главная / Начальные классы / Психологическое исследование внимания младших школьников

Психологическое исследование внимания младших школьников

Зная уровень и особенности развития каждого ребенка можно прогнозировать и создавать наиболее благоприятные условия для обучения и воспитания. Поэтому без использования психологических знаний педагогу в школе обойтись невозможно.

В своей работе я использую различные методики психологической диагностики.

Мною проведено исследование по определению параметров внимания у учащихся 3-Б класса по методике Пьерона- Рузера. Целью данного исследования является определение устойчивости, распределения и переключения внимания.


Задачи исследования:

  • Провести сравнительный анализ результатов обследования в начале и конце учебного года

  • Провести работу по коррекции функций внимания


В исследовании принимали участие 10 учащихся 3-Б класса:

  1. Арутюнян Тарон

  2. Гасанова Марина

  3. Даукш-Шошина Эва

  4. Дмитриев Алексей

  5. Иванов Димитрий

  6. Камардинкин Артем

  7. Капитанов Сергей

  8. Косяков Илья

  9. Митенков Алексей

  10. Шрубенков Дмитрий

Первое обследование проводилось в сентябре 2011 г., а второе – в мае 2012.

В ходе обследования было предложено заполнить бланки с фигурами разными знаками по образцу в течение трех минут (100 фигур).


Фамилия, имя

1-я минута

2-я минута

3-я минута

Кол-во ошибок

Кол-во пропущ. фигур

1.

Косяков Илья

37

33

30

-

-

2.

Шрубенков Дима

40

34

26

4

-

3.

Дмитриев Алексей

35

39

22

4

-

4.

Митенков Алексей

39

36

25

-

-

5.

Камардинкин Артем

20

37

39

-

4

6.

Гасанова Марина

34

36

30

5

-

7.

Даукш-Шошина Эва

35

33

28

5

4

8.

Арутюнян Тарон

29

32

37

4

2

9.

Капитанов Сергей

10

7

5

4

78

10.

Иванов Димитрий

19

15

16

1

50

В результате первого обследования выявилось, что большая часть детей с заданием справились.

В течение трех минут постоянно пользовались образцом Даукш-Шошина Э., Капитанов С., Иванов Д..

В течение двух минут образцом пользовались: Дмитриев А., Камардинкин А., Гасанова М., Арутюнян Т..

Косяков И., Шрубенков Д., Митенков А., опирались на образец в течение первой минуты.

Число всех заполненных фигур за три минуты без ошибок у Косякова И.(100), Митенкова А.(100), Камардинкин А. также не допустил ошибок при заполнении фигур знаками, но 4 фигуры оставил пустыми.

Заполнили все фигуры, но допустили ошибки: Шрубенков Д. (4 ошибки), Дмитриев А. (4 ошибки), Гасанова М.(5 ошибок).

Заполнили не все фигуры и допустили ошибки: Даукш-Шошина Э. (пропущено 4 фигуры, допущено 5 ошибок), Арутюнян Т.(пропущено 2 фигуры, допущено 4 ошибки), Капитанов С.(пропущено 78 фигур, допущено 4 ошибки), Иванов Д.(пропущено 50 фигур, допущена 1 ошибка).

В результате обследования было выявлено, что внимание устойчиво у Косякова И., Шрубенкова Д., Митенкова А.. Эти учащиеся удерживают инструкцию, распределяют и переключают свое внимание. Деятельность их целенаправленна , темп деятельности высокий.

Внимание не устойчивое у Камардинкина А., Гасановой М., Даукш-Шошиной Э., Арутюнян Т., Капитанова С., Иванова Д.. Деятельность Даукш-Шошиной Э. и Арутюнян Т. хаотична. Эти учащиеся не имеют навыков распределения и переключения внимания. Темп деятельности низкий.

Камардинкин А. при заполнении бланка распределяет фигуры по форме, расставляя последовательно определенные знаки. Но проверка хаотична, следствием чего являются пропущенные фигуры (4).

В течение учебного года были проведены занятия по развитию внимания. Коррекционная работа была направлена на устойчивость, распределение и переключение внимания. Для этой работы была использована система игр, заданий и упражнений, а также программа психо-коррекционных занятий для младших школьников Локаловой Н.П.

Занятия на развитие внимания:

  1. «Подсчитай правильно» (распределение внимания)

  2. «Летает - не летает» (произвольность внимания)

  3. «Назови по порядку» (устойчивость внимания)

  4. «Вычеркивай буквы и слушай» (распределение внимания)

  5. «Выполни команду» (развитие произвольного внимания)

  6. «Кто точнее нарисует» (объем внимания).

  7. «Слушай звуки улицы» (сосредоточенность внимания)

  8. «Поиграем в индейцев» (сосредоточенность внимания)

  9. «Угадай, кто говорит» (сосредоточенность внимания)

  10. «Перепутанные линии» (устойчивость внимания)

  11. «Расставь слова» (переключение внимания)

  12. «Зашифруй слова» (переключение внимания)

  13. «Зашифруй цифры» (переключение внимания)

  14. «Крестики, точки» (устойчивость внимания)

  15. «Пишущая машинка» (устойчивость внимания)

  16. «Синхронный счет» (переключение внимания)

  17. «Соблюдай правило» (распределение внимания)

  18. «Называй и считай» (переключение внимания,устойчивость внимания )

  19. «Алфавит» (переключение внимания,устойчивость внимания )

  20. «Найди слоги» (объем внимания)

  21. «Делаем вместе» (объем внимания)

Индивидуальные занятия были проведены с Даукш-Шошиной Э., Капитановым С., Ивановым Д..

Второе обследование было проведено в конце учебного года. Сравнивая показатели обследования в начале и в конце учебного года, можно определить, что у учащихся произошли положительные изменения параметров внимания.

Фамилия, имя

1-я минута

2-я минута

3-я минута

Кол-во ошибок

Кол-во пропущ. фигур

1.

Косяков Илья

39

35

26

-

-

2.

Шрубенков Дима

44

39

17

2

-

3.

Дмитриев Алексей

39

36

25

2

-

4.

Митенков Алексей

41

39

20

-

-

5.

Камардинкин Артем

24

37

38

-

1

6.

Гасанова Марина

36

30

34

2

-

7.

Даукш-Шошина Эва

30

33

36

3

1

8.

Арутюнян Тарон

33

30

26

3

1

9.

Капитанов Сергей

20

24

20

3

36

10.

Иванов Димитрий

22

20

20

-

48


Высокий уровень внимания у Косякова И., Шрубенкова Д., Митенкова А..

У Шрубенкова Д. сократилось количество ошибок с четырех до двух. Повысился уровень внимания у Камардинкина А.. Он научился распределять внимание при проверке. Если в первом обследовании он проводил проверку хаотично, то во втором - последовательно. Поэтому количество пропущенных фигур у него сократилось с четырех до двух.

Уровень внимания повысился у Дмитриева А., Арутюняна Т., Гасановой М..В первом обследовании эти учащиеся пользовались образцом в течение двух минут, а во втором – на первой минуте уже на образец не опирались.

У Дмитриева А. увеличился темп деятельности и количество ошибок сократилось с четырех до двух. У Арутюняна Т. количество пропущенных фигур сократилось с двух до одного. И количество ошибок также сократилось с четырех до трех. Внимание стало более устойчивым. При проверке действует не хаотично, а последовательно.

Низкий уровень внимания остался у Даукш-Шошиной Э., Капитанова С., Иванова Д.. Как и в первом обследовании эти учащиеся пользовались образцом в течение трех минут. Темп деятельности остался на прежнем уровне. Но уменьшилось количество ошибок и пропущенных фигур : у Даукш- Шошиной Э. количество ошибок сократилось с пяти до трех, а количество пропущенных фигур с четырех до одного. Уровень распределения внимания повысился. Внимание стало более устойчивым.

Капитанов С. во втором обследовании повысил результат. Количество пропущенных фигур сократилось с семидесяти восьми до тридцати шести и количество ошибок также незначительно сократилось: с четырех до трех. Внимание не устойчиво, темп деятельности очень низкий.

Иванов Д. пропустил 48 фигур, на две меньше, чем в первом обследовании, но не допустил ни одной ошибки. Темп деятельности незначительно увеличился, но остается очень низким. Иванов Д. удерживает инструкцию, но внимание не устойчиво.


По результатам проделанной работы индивидуальный подход по коррекции внимания необходим для Даукш- Шошиной Э., Капитанова С., Иванова Д.. Рекомендовано продолжать работу с школьным психологом.

На основе сравнительного анализа результатов диагностики можно утверждать, что коррекционная работа стабилизирует и корректирует функции внимания, увеличивает возможности ребенка к обучению, усвоению новых знаний.

Психологическое исследование внимания младших школьников
  • Начальные классы
Описание:

Исследование параметров (устойчивости, распределения и переключения ) внимания младших школьников по методике Пьерона - Рузера.

  Зная уровень и особенности развития каждого ребенка можно прогнозировать и создавать наиболее благоприятные условия для обучения и воспитания. Поэтому без использования психологических знаний педагогу в школе обойтись невозможно.

В своей работе я использую различные методики психологической диагностики.

Мною проведено исследование по определению параметров внимания у учащихся 3-Б класса по методике Пьерона- Рузера. Целью данного исследования является определение устойчивости, распределения и переключения внимания.

 

Задачи исследования:

 

  • Провести сравнительный анализ результатов обследования в начале и конце учебного года
  • Провести работу по коррекции функций внимания
Автор Алиулова Людмила Гафетуловна
Дата добавления 13.03.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел Другое
Просмотров 402
Номер материала 57989
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓