Главная / Другое / «Психологическое сопровождение образовательного процесса»

«Психологическое сопровождение образовательного процесса»

Название статьи: «Психологическое сопровождение образовательного процесса»


Существует много подходов к толкованию понятия «психологическое сопровождение». Все авторы сходятся в том, что психологическое сопровождение – это определенная система деятельности психолога, направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в образовательной ситуации.

Психолого-педагогическое сопровождение сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации.

Это предполагает, что специалист по психолого-педагогическому сопровождению не только владеет методиками диагностики, консультирования, коррекции, но и обладает способностью к системному анализу проблемных ситуаций, программированию и планированию деятельности, направленной на их разрешение, соорганизацию в этих целях участников образовательного процесса (ребенок, сверстники, родители, педагоги, администрация) (по сути, быть управленцем).

Психологическое сопровождение рассматривается как участие педагога-психолога в образовательном процессе, направленном на:

психологическое просвещение персонала;

гуманизацию воспитательной работы с целью заменить ориентацию на выполнение программ на ориентацию на нужды, самочувствие, интересы воспитанника;

адаптацию ребенка к детскому саду;

организацию разновозрастного общения.

Основными принципами сопровождения ребенка в условиях жизнедеятельности в условиях детского сада, являются: рекомендательный характер советов сопровождающего; приоритет интересов сопровождаемого, «на стороне ребенка», непрерывность сопровождения, комплексный подход.

На уровне дошкольного учреждения задачей психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса является совместная деятельность всех специалистов (в оптимальном варианте объединенными в службу, консилиум и т. д.) по выявлению проблем в развитии детей и оказанию первичной помощи в преодолении трудностей в усвоении знаний, взаимодействии с педагогами, родителями, сверстниками. На данном уровне так же реализуются профилактические программы, охватывающая значительные группы детей, осуществляется экспертная, консультативная, просветительская работа с администрацией и педагогами.

Основаниями психологического сопровождения являются:

амплификация детского развития - максимальное обогащение личностного развития детей на основе широкого развертывания разнообразных видов деятельности, а также общения детей со сверстниками и взрослыми;

психологическая безопасность образовательной среды;

принцип ведущей деятельности;

принцип личностного – деятельностного подхода;

принцип личностно - ориентированного взаимодействия взрослого с ребенком;

интеграция, взаимопроникновение разных видов деятельности;

открытость системы дошкольного образования - систему дошкольного образования нельзя ограничивать только семьей или только детским садом, нельзя строить будни, не обращая внимания на проведение и организацию праздников и выходных, нельзя организовывать занятия, игнорируя досуг и свободные виды деятельности дошкольников.

Построение эффективной системы сопровождения позволит решать проблемы развития и обучения детей внутри образовательной среды учреждения, избежать необоснованной переадресации проблемы ребенка внешним службам.

Вырабатывая общие целевые установки, единую программу работы, воспитатель и педагог-психолог становятся партнерами в совместной деятельности. Вместе они составляют наиболее рациональную программу психолого-педагогической поддержки, подбирают дидактический материал с учетом индивидуальных возможностей, предпочтений и интересов ребенка. Большое значение здесь имеет позиция администрации детского сада.

Выбираются наиболее важные и приоритетные направления в психолого-педагогической работе:

Психологическое здоровье детей и охрана прав ребенка;

Максимальное содействие полноценному психическому и личностному развитию каждого ребенка;

Профилактическая и пропедевтическая работа с воспитателями по развитию у детей основных личностных новообразований дошкольного детства;

Внимание к созданию эмоционального, психологического комфорта в детском саду как профилактике психосоматических заболеваний;

Обучение всех сотрудников ДОУ полноценному, развивающему общению с детьми;

Подготовка детей к новой социальной ситуации развития;

Изучение (диагностика) индивидуальных особенностей развития детей в единстве интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер их проявления;

Оказание помощи детям, нуждающимся в особых обучающих программах и специальных формах организации их деятельности;

Содействие повышению психологической компетентности сотрудников ДОУ, родителей в закономерностях развития ребенка, а также в вопросах обучения и воспитания детей;

Участие в создании оптимальных условий для развития и жизнедеятельности детей в моменты инновационных изменений работы ДОУ.

Практика показывает, что необходима длительная и кропотливая работа педагога-психолога с педагогом по анализу условий и результатов развития воспитанника в реальном воспитательно-образовательном процессе. Очевидно, что необходимо поднять на более высокий уровень психологическую подготовку воспитателей. Значит, и на качественно более высокий уровень должно подняться взаимодействие педагога-психолога с воспитателем в деле организации воспитательно-образовательного процесса.

Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, социализации.

Следует сделать вывод о том, что интенсивное развитие теории и практики психолого-педагогического сопровождения в последние годы связано с расширением представлений о целях образования, в число которых включены цели развития, воспитания, обеспечения физического, психического, психологического, нравственного и социального здоровья детей. При таком подходе психолого-педагогическое сопровождение уже не может рассматриваться как «сфера обслуживания», «сервисная служба», а выступает как неотъемлемый элемент системы образования, равноправный партнер структур и специалистов иного профиля в решении задач обучения, воспитании и развития нового поколения.


Литература:


  1. Вайнер М. Э. «Игровые технологии коррекции поведения» М., 2005.

  2. Ануфриев А. С. «Как преодолеть трудности в обучении детей»М., 1989.

  3. Кузнецова С. В. Система работы с узкими специалистами. М., 2008.

  4. Микляева Н. В. «Работа педагога-психолога в ДОУ» М., 2007.

  5. Урунтаева Г. А. «Практикум по дошкольной психологии» М, 1998.

  6. Рабочая программа педагога-психолога «Психологическое сопровождение педагогов ДОУ в условиях реализации ФГТ» 2012г.

  7. Истратова О. Н. «Справочник по групповой психокоррекции» Ростов-на-Дону 2008.

  8. Мулько И. Ф. «Социально-нравственное воспитание детей 6-7 лет» М., 2004





Психологическое сопровождение образовательного процесса.

Accompaniment. Pedagogic. Psychology. Child. Education. Process.


































«Психологическое сопровождение образовательного процесса»
  • Другое
Описание:

На уровне дошкольного учреждения задачей психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса является совместная деятельность всех специалистов (в оптимальном варианте объединенными в службу, консилиум и т. д.) по выявлению проблем в развитии детей и оказанию первичной помощи в преодолении трудностей в усвоении знаний, взаимодействии с педагогами, родителями, сверстниками. На данном уровне так же реализуются профилактические программы, охватывающая значительные группы детей, осуществляется экспертная, консультативная, просветительская работа с администрацией и педагогами.

Автор Хмара мария Юрьевна
Дата добавления 09.11.2015
Раздел Другое
Подраздел Другое
Просмотров 706
Номер материала MA-062094
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓